Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические партии и группировки в Иране Раванди-Фадаи Светлана Меджидовна

Политические партии и группировки в Иране
<
Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране Политические партии и группировки в Иране
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Раванди-Фадаи Светлана Меджидовна. Политические партии и группировки в Иране : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2002.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/326-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Возникновение первых политических партий и история их деятельности до начала "белой революции" 17

1. Возникновение и организационная специфика партийного строительства в Иране в период 1903-1941 гг 23

2. Отречение Реза-шаха и оживление партийной деятельности (1941-1950гг.) 44

3. Борьба за национализацию нефтяной промышленности и Национальный Фронт 52

4. Структура иранских партий в 40-50-ые гг 55

а.) Религиозные партии и группировки 56

б.) Националистические партии 60

в.) Левые партии 61

г.) Консервативные партии 62

Глава II. Партийно-политическая структура иранского общества в период реформ 60-70-х гг. и формирование исламской оппозиции 67

1. Создание управляемой партийной системы 67

2. Светские легальные и нелегальные партии. 74

а.) Националистские и националистско-религиозные партии и группировки 74

б.) Левые политические партии и группировки (Коммунистической ориентации) 77

3. Формирование исламской оппозиции 80

Глава III. Партийно-политический процесс в Исламской республике Иран 90

1. Политические условия создания партий и группировок в Иране после исламской революции 90

2. Либеральные партии и группировки 99

3. Структура и деятельность правых партий и группировок духовенства 108

4. Левое крыло партий и группировок 144

Заключение 172

Библиография 175

Приложение 182

Введение к работе

Настоящая диссертационная работа представляет собой исследование истории и особенностей партийно-политического процесса в Иране, характерного для политического развития восточных обществ. Основным объектом изучения является современный политический процесс в рамках различных политических партий, организаций, обществ и движений. Для более полного анализа этого процесса в работе рассмотрена история зарождения первых партий в Иране, дана характеристика их^деятельности в самые сложные периоды исторического развития Ирана. Это, прежде всего, период Конституционного движения, Второй мировой войны и создания национальных автономий в Иране, движение за национализацию нефти. Несмотря на исторический опыт организационного оформления религиозных течений, в появлении первых партий в Иране огромную роль сыграл внешний фактор, особенно такой как влияние российской социал- демократии. Геополитические изменения в мире, связанные с крушением мировой системы социализма, делают актуальным выявление степени воздействия этого фактора на политическую историю Ирана, так как все левое движение в Иране сформировалось, а затем и действовало под влиянием сначала РСДРП, а затем ВКП(б) и КПСС..

Начавшееся в период Конституционного движения становление буржуазно-демократических партий, получившее импульс в период смены монархий, было фактически заторможено в результате установления личной диктатуры Реза-шаха. Потенциал партийной деятельности оказался недостаточным для того, чтобы противостоять этой диктатуре, и не был востребован самим режимом, который путем репрессий сумел подавить левое движение и не допустить политизацию духовенства.

Отречение Реза-шаха в условиях оккупации Ирана союзническими войсками вызвало "бум" партийного строительства, возникли партии самого разного направления, в том числе и партии духовенства, сохранившиеся на политической арене до сегодняшнего дня. Историческим этапом, оказавшим решающее влияние на формирование оппозиционного движения духовенства как политической силы общества, сумевшей изменить государственный строй Ирана, стал период реформ, инициированных последним шахом Ирана. В работе предпринят анализ партийной системы этого периода, особенно большое внимание уделено характеристике различных группировок духовенства, которым удалось не только стать реальным субъектом политического процесса, но и возглавить антишахское движение, перехватив инициативу как у буржуазных, так и левых партий.

Главное внимание уделено анализу структуры политических группировок и партий духовенства, действующих в условиях исламского правления., который позволяет говорить о значительной трансформации в 90-2000 гг. исламского режима, о тенденции снижения в нем значимости религиозной компоненты. После событий 11 сентября 2001г. и начала антитеррористической кампании, которая в значительной степени направлена против исламского экстремизма, анализ эволюции партийно- политической деятельности исламского духовенства, находящегося у власти в Иране, представляет значительный интерес.

Научная и практическая актуальность исследования обусловлена уникальностью самой государственной формы современного Ирана, сложностью политического развития внутри самого Ирана, острым столкновением различных политических сил, что находит свое отражение и во внешнеполитическом курсе режима. Без объективного представления о соотношении политических сил в Иране крайне затруднительно прогнозировать состояние и тенденции в отношениях Ирана с различными группами стран, направление его региональной политики. Так как Иран является одним из ближайших соседей России, а его культурно- историческая судьба тесно переплетена как с новыми государствами, возникшими после распада СССР, так и с мусульманскими регионами современной России, то события, происходящие в Иране, не могут не оказывать влияния на эти регионы. Исламская Республика Иран заявляет о своем стремлении стать стратегическим партнером России, которая для выбора оптимального уровня сотрудничества с Ираном должна учитывать соотношение политических сил, находящихся у власти. Поэтому активизация конкретного материала относительно деятельности политических партий в Иране в связи с формированием восточного направления внешней политики России приобретает особую актуальность.

Хронологические рамки данной диссертации охватывают период с начала XX века, после Конституционного движения в Иране, на который приходится первый период массового создания политических партий и организаций, до настоящего времени. Необходимость анализа деятельности политических партий в историческом аспекте вызвана тем, что без учета тех особенностей, которыми характеризовался процесс создания и развития партийных организаций, невозможно правильно понять специфику политического процесса в современном Иране.

Цель диссертации. Целью данного исследования является обобщение основных тенденций партийно-групповой организации политического процесса в условиях модернизирующегося в XX веке иранского общества, и смены различных моделей политического и экономического развития Ирана. Решение этого вопроса потребовало провести анализ процесса завоевания духовенством политической власти и взаимоотношений шиитского духовенства с властью на разных исторических этапах. Для достижения этой цели в диссертации были поставлены следующие задачи: систематизация по возможности максимального количества сведений о созданных и действовавших в Иране партий, партийных организаций и группировок; анализ организационной, социальной структуры и программных документов действующих партий; генезис и эволюция политических движений в рамках левого, либерального, националистического и исламского, анализ эволюции политического процесса в современном Иране, раскрытие его характера и особенностей в период пребывания у власти Хомейни и в период "иранской оттепели", то есть на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что оно является первой попыткой в российской иранистике провести комплексное исследование истории создания и деятельности политических партий и группировок в Иране. До сих пор объектом исследования советской и российской иранистики являлись отдельные партии, или определенные периоды истории Ирана, анализ которых включал в себя характеристику более крупных политических организаций Ирана. Наиболее исследованными были левые партии, в первую очередь "Туде," и период борьбы правительства Мосаддыка за национализацию нефтяной промышленности, лидером которой выступил Национальный Фронт Ирана. Наименее изученной является деятельность исламских партий - как до падения шахского режима, так и после установления исламского правления. Впервые в иранистике сделана попытка составить хронологическую карту деятельности партий.

Научная и практическая значимость работы. Результаты работы, введенные в оборот новые материалы, углубляют и дополняют понимание ситуации в Иране, позволяют прогнозировать возможные сценарии политической эволюции Ирана. Выводы диссертации, собранный и систематизированный материал могут быть использованы для дальнейшего изучения Ирана, прогнозирования участия Ирана в мировом политическом процессе, взаимоотношений его с мировым сообществом, в том числе с Россией. Материащл диссертации представляют определенный интерес для высших государственных организаций России, для практических организаций, а также для преподавателей и студентов, изучающих Иран.

Методологическая основа исследования. При проведении исследования диссертантом был использован исторический метод и метод сравнительного анализа с привлечением многих источников и научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных изучению проблем политической истории и деятельности политических организаций в XX веке. Методологической базой исследования послужили труды советских, российских, иранских, западных ученых, а также лидеров иранских партий, в которых рассматривались проблемы формирования и деятельности партийных организаций на различных исторических этапах.

Обзор источников и литературы. Источниковедческой базой для диссертации явились программные документы политических организаций и партий, монографические исследования иранских политологов, которые в своих работах использовали недоступные российским ученным материалы иранских архивов. Использованы монографические работы и отдельные статьи иранистов по проблемам, связанным с деятельностью партий. Широко использованы материалы периодической прессы современного Ирана, материалы предвыборных компаний различных политических группировок - при выборах президента и в меджлис VI созыва в конце 90-х -2001г.

При разработке как исторических, так и теоретических аспектов исследуемой темы, автор опирался на работы таких российских и советских востоковедов как С.М. Алиев, С.Л. Агаев, Н.К. Белова, А.З. Арабаджян, З.А. Арабаджян, Ш.М.Бади, ЕА. Дорошенко, С.Б. Дружиловский, Л.М. Кулагина, Н.М. Мамедова, В.Н. Пластун, Л.Е. Скляров, В.И. Юртаев и др.

В советской и российской иранистике специальных работ по истории образования и развития партий, организаций, отдельных группировок в Иране не было. Те или иные вопросы партийного строительства в Иране разбираются в работах общего содержания, посвященных истории, социально-экономическим и политическим проблемам развития иранского общества. Большинство этих работ касаются отдельных периодов развития Ирана, и в них авторы дают анализ деятельности некоторых партий, общественных организаций, партийных группировок. Именно эти вопросы представляют интерес для данной работы. Исключением является диссертационная работа И.А. Дмитриева "Общество "Ходжатийе" как религиозно-политическая организация в Иране", защищенная в 1992 г. в ИВ РАН, в которой даётся генезис, структура и деятельность этой своеобразной религиозной организации. Данная в работе характеристика этого общества и отдельных его членов после падения монархии и установления исламской государственности даёт полное основание рассматривать его в качестве не только религиозной, но и политической организации. Поэтому мы включили её в число группировок, рассматриваемых в данной диссертационной работе.

Так как анализ партийного строительства в Иране даётся в представленной диссертации на широком историческом фоне (почти 100 лет), в работе в значительной мере использованы труды касающиеся важнейших исторических этапов.

Для данного диссертационного исследования одним из таких определяющих периодов является революция 1905-1911 гг., когда в Иране впервые зародились политические организации, группировки, партии. Поэтому большой интерес представили работы, опубликованные в 20-30 - ые гг. Несмотря на некоторую излишнюю социологизацию и догматизм, в них впервые была дана история создания первых партий и общественных организаций. Это работы М.П. Павловича, В.П. Осетрова, С.К. Пастухова, Г.В. Гурко-Кряжина, А. Султан-заде и др.

Существенный вклад в изучение данного вопроса внесли также М.С. Иванов, Н.К. Белова, C.JI. Агаев, P.A. Сеидов и др. В работе М.С. Иванова «Иранская революция 1905-1911гг.» дается характеристика и оценка некоторых организаций возникших в ходе революции. Н. К. Белова первые политические организации периода иранской революции 1905-1911 гг. рассматривает через призму идеологических течений, тесно связанных с идеями просветительства. Спорные вопросы социал-демократического движения в Иране в период 1905-1911 гг. исследовались в работах C.JI. Агаева и В.Н. Пластуна.

В работах C.JI. Агаева основное внимание уделяется характеристике левых партий - как в период первой иранской революции, так и революции 1978-1979 гг.

В 90-е гг. в связи с открытием некоторых партийных архивов, появился ряд работ, освещающих малоизученный период национально- освободительного движения в Иране в 20-ые гг. прошлого столетия. В работах М.А. Персица, B.JI. Гениса раскрывается роль большевиков Закавказья в деятельности коммунистической партии Ирана и других прогрессивных иранских организаций.

Проблемы первой иранской революции и первых политических организаций в Иране поднимались в работах западных ученых: Э. Ламбтон, Н. Кедди, Э. Абрахимияна и др. Э. Ламбтон подчеркивает, что первые группировки, которые возникли в начале века, были очень неоднородны и зачастую преследовали разные цели. Американская исследовательница Никки Кедди отмечает, что либералы и иранские прогрессивные деятели, несмотря на то, что создали свои партийные группировки и даже вошли в первый иранский меджлис, но не обладали действенной силой и не смогли провести многие задуманные реформы.

Из работ персидских авторов посвященных периоду иранской революции, следует отнести работы Н. Кермани, А. Кесрави, Ф. Адамийата и др. По мнению Н. Кермани, «духовными отцами» революции 1905-1911 гг., были аятоллы Табатабаи и Бехбехани, они же явились и организаторами первых партий в Иране. В работе Кермани подробно анализируется не только состав первого иранского меджлиса, но и деятельность группировок и партий, вошедших в него.

Известный ученый-историк Ахмад Кесрави, как и Н. Кермани, назвал началом "машруте" (конституционного движения) союз двух аятолл Табатабаи и Бехбехани, заключенный в 1905 г.. В его работе приводятся интересные сведения об образовании демократических организаций, в том числе «Эджтемайуне Амийуне Иран» (Партия социал-демократов Ирана) во главе с Саттар ханом, дана резкая критика деятельности многих демократических организаций, группировок и энджуменов, которые он назвал «подстрекательской».

В работе Ф. Адамийата «Идеология конституционного движения в Иране», рассматриваются идеология и воззрения либеральной интеллигенции Ирана накануне и в период конституционного движения. Вопросам создания первых партий посвящены работы Ирадж Зоуки «Иран и великие державы во второй мировой войне», Мансуре Этехадийе «Возникновение и развитие партий в эпоху борьбы за конституцию», Мехди Малек-заде «История революционной борьбы за конституцию», Хосейн Малеки «История Ирана за последние 20 лет», Галамреза Неджати «25 лет политической истории. От Переворота до Революции», Жоржа Ланчевского «30 лет противоборстава Запада и СССР в Иране».

Достаточно полно в востоковедной литературе отражен период национального движения под руководством Мосаддыка 1949-1953 гг. и деятельность Национального Фронта. В советской иранистике ему посвящены монографии С.М. Алиева и М.С. Иванова, З.А. Арабаджяна, Н.М. Мамедовой и др.

Среди работ, изданных на русском языке и подробно касающихся деятельности Национального Фронта, Туде и других левых партий, следует отметить монографию иранского автора Резы Годса.

Проблемам иранской революции 1978-1979 гг., сущности политического строя посвящены работы таких российских ученых как: С.Л. Агаев, С.М. Алиев, А.З. Арабаджян, Е.А. Дорошенко, С.Б. Дружиловский, М.И. Крутихин, Л.М. Кулагина, Н.М. Мамедова, Н.В. Пластун, А.Б. Резников, Л.Е. Скляров и др.

В 1989 г. была опубликована коллективная монография «Иранская революция 1978-1979гг. Причины и уроки». В работе была предпринята попытка не только дать различные точки зрения на причины, ход и последствия иранской революции, но и рассмотрена деятельность некоторых партий, в т.ч. Партии Исламской Революции.

В большинстве работ, посвященных иранской революции 1978-1979 гг., сравнительно мало уделено внимание партийному строительству в Иране. Нет характеристик партий и партийных группировок, их идеологических корней, истории создания, программ и т.п. Авторов в основном интересовали проблемы политической борьбы, характера иранской революции и её движущих сил, эволюции политического строя ИРИидр.

Интерес для диссертанта представил данный в ряде работ анализ политических и идеологических течений в революции. Так, С.М. Алиев пишет, что основными политическими течениями, выделившимися с первых месяцев революции, были радикально - мелкобуржуазное, имеющее сильную исламскую окраску и либерально-буржуазное. Отстранение либерального правительства Базаргана и смещение Банисадра способствовало укреплению диктатуры религиозных деятелей. С.Л. Агаев считал, что установление власти шиитского духовенства сопровождалось «целенаправленными антилевыми кампаниями, призванными убрать с политической арены, а затем уничтожить все группы и организации, являвшиеся сторонниками углубления социального содержания народной революции." М.И. Крутихин, отмечал, что левые силы уже с января 1979г. столкнулись с открытым противодействием шиитского духовенства. JI.E. Скляров также как C.JI. Агаев и М.И Крутихин считал, что наиболее активную роль играли партии коммунистической ориентации, но духовенство смогло сразу же после вооруженного восстания 11 февраля 1979 г. использовать организационный потенциал своих религиозно-политических группировок и захватить власть в стране. Анализируя процесс формирования новых органов власти, JT.E. Скляров особое внимание уделил разногласиям среди шиитского духовенства по важнейшим вопросам государственного строительства ИРИ.

В статьях Н.М. Мамедовой, посвященных политической борьбе Ирана 2000-2001 гг., содержится анализ острых противоречий в правящей элите в периоды предвыборных кампаний (при выборах президента и в меджлис), что представило особый интерес для диссертанта при исследовании деятельности основных группировок иранского духовенства.

Из работ западных исследователей, затрагивавших деятельность отдельных партий или касающихся проблем, непосредственно связанных с партийно-политическим процессом в Иране, которые представили интерес при написания диссертации, необходимо отметить следующие работы- Е. Abrahamian "Iran between two revolutions"; статья Ali Rahnema и Farhad Nomani "Crisis of an Islamic State" в сборнике "Iran after revolution"; "Iran under Hatami"; Patrick Claaawson "Iran's challenge to the West: How when and why", Browne E. «The press and poetry», Zedier В. «The ayatollah Khomeini and his concept of islamic repablic» и др.

Несомненный интерес для диссертанта представили мнения таких западных ученых об иранской революции, как Б. Рубина, Ф. Холлидея, Э. Абрахамияна, Н. Кедди и др. Большинство западных ученых определяют иранскую революцию как политическую, поскольку изменилась политическая власть, а экономический базис общества не изменился. Ф. Холлидей в качестве главной причины того, что духовенство стало во главе революции считает то, что при шахском режиме все оппозиционные партии и группировки были запрещены, сложился идеологический вакуум, и поэтому главной организующей силой стало духовенство. К сожалению, и западные ученые не останавливаются на характеристике партийного строительства в Иране, ограничиваясь разбором общих проблем по иранской революции.

Работа Е. Абрахамияна интересна тем, что в ней даётся характеристика основных группировок духовенства, которые он делит на воинствующих популистов, и на так называемых умеренных. Первые, по его мнению, представлены в «Ассамблее борющегося духовенства», а вторые - в «Организации борющегося духовенства». Абрахамиян считает, что Хомейни весьма искусно обеспечивал себе игру на противоречиях этих двух групп, перенося свою поддержку с одной группы на другую, тем самым сохраняя политическое равновесие режима.

Но основной материал для диссертации при исследовании как шахского, так и особенно исламского периода дали работы иранских авторов, уставы и программы различных политических партий. К их числу следует отнести работы аятоллы Хомейни и нынешнего президента ИРИ Мохаммада Хатами. Из работ политических лидеров значительный интерес для понимания политической структуры, политической организованности духовенства представила также автобиографическая работа бывшего президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани "Времена борьбы", которая дает представление о формировании и деятельности такой своеобразной политической группировки как «Кумский семинар» под руководством Хомейни.

Отдельные вопросы партийного строительства и деятельности партий и группировок разбираются в таких работах, как Аббас Шадлу «Политические партии и «крылья» в современном Иране», «Различные партии. Их уставы, программы и политические формирования в Иране». Очень богатый фактологический материал приводится в работах Хомаюна Катузияна «Деспотия, демократия и национальное движение», «Политическая экономия Ирана»; Бехруза Техрани «Документы политических партий Ирана», Асадоллы Бадамчияна «Знакомство с "Исламским коалиционным сообществом"», Мехди Базаргана «Иранская революция в два этапа», Эрванда Абрахамияна «Иран между двух революций», Али Дараби «Тегеранское общество борющегося духовенства и его роль в иранских событиях», Хосейна Башарийе «Политическая социология», Ходжата Мортаджа «Политические «крылья» в сегодняшнем Иране», Мостафы Тадж-заде «Политическая культура и политическое взаимодействие в Иране», Фередуна Адамийата «Идеи свободы и предистория конституционного движения в Иране», Махмуда Табрити Сенджани «Жертвы убеждений и политические партии в Иране», Хасана Табри «Ложным путем», Ахмеда Саи «Социально-политические проблемы стран Третьего мира», Садега Зибакалама «Предистория Исламской революции», Али Резвинийа «Освободительное движение: обзор истории, сущности и деятельности». В этих работах в той или иной мере освещаются вопросы возникновения партий, дается характеристика лидеров, программ, идеологических установок социального состава и деятельности. Отмечая несомненную ценность этих работ и особенно их богатую фактологическую базу, следует учитывать субъективный подход ряда авторов из-за их принадлежности к той или иной партии, или к определенным слоям иранского общества.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации легли в основу выступлений автора на международных конференциях, проведенных в Москве в 1999-2000 гг. "Исламская революция: Прошлое, настоящее, будущее", "Имам Хомейни и Духовное возрождение", "Имам Али и духовное возрождение", на научных конференциях 2000-2002 гг. "Иран: ислам и власть", "Иран: Диалог цивилизаций", проведенных в Институте Востоковедения РАН.

Основные положения диссертационного исследования представлены в следующих научных публикациях:

Иранское духовенство как гегемон революции 1979г.// В сб. Исламская революция. Прошлое, настоящее, будущее. М.,1999,с.40, (0,3 а.л.)

Имам Хомейни и женщина.// В сб. Имам Хомейни и духовное возрождение., М., 2000. с. 15, (0,3 а.л.)

Внешнеполитические проблемы Ирана в работах российских ученых.// В сб. Иранистика в России и иранисты. М., 2001., с.61, (0,3 а.л.)

Хроника научной жизни. «Пять веков сотрудничества Ирана и России»// В сб. Иранистика в России и иранисты. М., 2001., с.226, (0,3 а.л.)

Хроника научной жизни. В Московском центре иранистов - очередная презентация новых работ.// В сб. Иранистика в России и иранисты. М., 2001., с.231, (0,3а.л.)

Фракционизм в Иране и роль иранского духовенства в послереволюционной политической жизни страны. // В сб. Иран: Ислам и власть. М., 2001., с.64, (0,5 а.л.)

Государственный Архив Р.Ф.// «Восток», 2000, №6.,с.164, (0,3 а.л.)

Иран: Ислам и власть.// «Восток», 2000, №6., с. 126, (1а.л.)

Хроникальные заметки. Москва. Институт Востоковедения РАН.// «Восток», 2000, №5.,с.160, (0,3 ал.)

Имам Али и женщина. Сб. по конференции «Имам Али», М., 2001, (0,3 а.л.)

Возникновение и организационная специфика партийного строительства в Иране в период 1903-1941 гг

Прежде чем перейти к непосредственному исследованию темы партийного процесса в Иране, целесообразно остановиться на нескольких проблемах терминологического и конкретно - странового характера, которые могут помочь более конкретно раскрыть тему диссертации. Во- первых, необходимо коснуться самого термина "партия", отличия партии от других политических организаций. Общеизвестно, что партиями являются группы, имеющие свой устав, программу и стремящиеся завоевать политическую власть. Организационная структура партии не должна рушиться со смертью её руководителей или основателей. В Иране, как правило, партии создаются вокруг определенных лидеров и зачастую уходят с политической арены вместе с уходом их лидеров. Политические группировки не имеют, в отличие от партий, четкой организационной структуры, и в современных условиях не требуют регистрации.

В политологии не существует точного определения понятия фракции и фракционизма. Фракционизм может предполагать, как объединение отдельных лиц в рамках одной политической партии, так и объединение людей, принадлежащих какой-либо партии и являющихся членами меджлиса или любого другого органа власти (например, энджумена, муниципалитета и т.п.). Кроме того, он может подразумевать и лоббирование в рамках конкретной политической системы.

Большинство исследователей склоняются к первому определению. Именно такое понятие получило распространение в развитых странах с многолетним опытом многопартийной системы. Это же касается фракционизма не только в рамках политических партий, но и научных и прочих общественных кругов. В Иране появление политических и социально-религиозных группировок имеет давнюю историю. Так, ещё группировку маздакитов (У-У1 век) можно классифицировать как движение не только религиозное, но и политическое. После принятия ислама в Иране возникло большое число социальных, политических и освободительных движений, а победа в Иране религиозной группировки шиитов, привела не только к выделению шиизма, как религиозного течения, но и к такой политической цели этого движения как достижение Ираном своей политической независимости.

Создание и деятельность политических организаций в Иране в их нынешнем понимании началось с началом Конституционного движения (революции "Машрутият") в 1905 г. Развитие и становление этих организаций можно условно подразделить на три основных периода, а именно:

-1. Возникновение и деятельность политических партий и группировок в период от конституционного движения до государственного переворота 1953 г.;

- 2. Деятельность и структура политических партий в период от государственного переворота 1953 г. до революции 1978-79 г.;

- 3- Деятельность политических партий и группировок, начиная с революции 1978-79 г. и по настоящее время.

В настоящей диссертации политические партии и группировки Ирана рассматриваются в рамках трех вышеперечисленных периодов, при этом основное внимание уделяется политическим партиям и группировкам периода существования Исламской Республики Иран, главным образом, партиям легально действующим в ИРИ.

Представляется необходимым коротко охарактеризовать некоторые особенности тех элементов структуры иранского общества, которые оказывали влияние на формирование политического процесса.

Иран расположен в одном из стратегически наиболее важных регионов мира. Соседями Ирана являются страны, отличающиеся и по национальному составу, и по конфессиональной структуре, и по уровню экономического развития. Иран крайне богат полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом. Население Ирана полиэтнично. Приблизительная структура населения такова.

Создание управляемой партийной системы

Для консолидации сил, которые организационно могли участвовать в претворении программ модернизации, шахский режим, взяв за образец опыт США, инициирует создание двухпартийной системы. Создаётся партия «Меллиюн» во главе с премьер министром М.Экбалем, а партии «Мардом» отводится роль лояльной режиму оппозиции. Первые шаги по пути организации партии «Мардом», еще летом 1954 года предпринял близкий друг шаха Асадулла Алям. Собрав ряд университетских профессоров, сенаторов, депутатов меджлиса, известных тегеранских врачей, некоторых бывших членов партии Туде, он в присутствии прессы заявил о создании партии «Мардом» («Народ») и о себе как её генеральном секретаре. Шахское правительство начинает проведение реформ, первой из которых должна была стать аграрная. Именно с аграрной реформы началось проведение серии реформ, известных под названием «белая революция», «революция шаха и народа».

Однако первый опыт использования шахским режимом двухпартийной системы в 1957 г. окончился полной неудачей. Шах надеялся, что созданные партиями парламентские фракции помогут провести закон об аграрной реформе. Но в ходе дебатов он был меджлисом в 1960 г. настолько видоизменен, что это фактически означало провал шахской программы. Правительство Али Амини в 1961 г. вынуждено было распустить меджлис. Не надеясь на роль контролируемых партий в обеспечении согласия меджлиса, шах для легитимизации реформ выбрал другой путь - референдум 26 января 1963 г., на котором программа реформ была одобрена большинством населения.

В 1961г. после роспуска меджлиса, заблокировавшего очередной проект аграрной реформы, шах делает ставку на государственный аппарат. Формирование нового кабинета шах поручает одному из крупнейших помещиков Ирана, осознающему необходимость модернизации аграрной системы Али Амини, который пост министра сельского хозяйства предоставил Хасану Арсанджани, стороннику радикальных аграрных реформ.

Правительство Али Амини выступило с заявлением о намерении коренного изменения экономической системы страны. Основой этой политики должны были стать аграрная реформа, меры по ликвидации кризиса 1959-1960гг., вызванного либерализацией импорта, стимулированию экспорта, повышению жизненного уровня населения, усилению борьбы с коррупцией.

Требования Национального фронта о проведении свободных выборов в меджлис привели к многочисленным столкновениям студенческих демонстраций с полицией, к введению военного положения на территории Тегеранского университета, и в конце концов к отставке Али Амини.

Шахское правительство вновь предпринимает попытку создания более конструктивной партийной системы. Сначала в предверии выборов в меджлис создается так называемый «прогрессивный центр», не считавшей себя партией. Но получив большинство мест в новом меджлисе XXI созыва (150 из 196) уже в 1963 г. «прогрессивный центр» объявляет о создании партии «Иране Новин» («Новый Иран»),

Лидером партии "Иране новин", созданной фактически по указанию шаха, стал премьер министр Хосейн Али Мансур. Партия «Иране новин» стала преемницей партии «Меллиюн».

Зимой 1957 года премьер-министром д-ром Манучехром Эгбалем были предприняты шаги к созданию партии под названием «Меллиюн» («Националисты»). Эгбаль на собрании двухсот человек из числа того же общественного слоя, что и члены «Мардом» - сенаторов, депутатов меджлиса, университетских профессоров, врачей и инженеров заявил, что в современных условиях правительство не может действовать без своей партии. Программы обеих партий в целом совпадали, так как были построены на принципах лояльности к шахской власти и необходимости преобразования общества. Но партия «Мардом» придерживалась более левой идеологии, включив в свою программу требования ограничения землевладения, участия рабочих в прибылях, обеспечения свобод в соответствии с принципами Конституции и ислама. Провозгласил создание партии «Меллиюн» Манучехр Эгбаль, сообщив, что этот вопрос согласован с шахом как и то, что пост генерального секретаря займёт он сам. В сформированном Мансуром правительстве почти все посты заняли члены этой партии. Главным в программе этой партии был курс на индустриализацию, на ускорение экономического развития. Власть оказалась в руках бюрократической буржуазии.

С 1963 г. возобновила свою деятельность партия «Мардом», проявившая себя во время выборов в меджлис двадцатого созыва, которая перед этим сошла на нет из-за отставки Аляма с поста её генерального секретаря в 1960 г. Вплоть до создания партии «Растахиз» («Возрождение») она сохранила положение лояльной режиму оппозиции и имела свою фракцию в меджлисе. Эти две партии "Иране новин" и "Мардом" составили ядро двухпартийной системы.

В феврале 1964 года Мансур руками одного из членов «Исламской коалиционной коллегии» (Хяйате мо эталегейе эслами), выступившей против закона о предоставлении новых льгот иностранным компаниям, был убит. После убийства Мансура шах сразу же назначил на пост премьера его ближайшего соратника и заместителя генерального секретаря партии «Иране новин» Амир Аббасса Ховейда, ставшего и премьером и генеральным секретарем "Иране новин". В течение своего двенадцатилетнего пребывания на посту премьер-министра Ховейда контролировал партийную ситуацию так, чтобы наряду с «Иране новин» партия «Мардом» имела своих депутатов в меджлисе. Это давало возможность шаху в течение этих лет неоднократно заверять, что он не стремится к установлению однопартийной системы.

Политические условия создания партий и группировок в Иране после исламской революции

Структура и печатные издания. Структура «Штаба укрепления духовного и светского единства» состоит из самостоятельных образований, то есть исламских обществ разных вузов. В каждом из них они действуют самостоятельно, но секретари исламских обществ различных вузов ежемесячно собираются на заседания с целью координации своих позиций и выработки общей стратегии, соответствующей требованиям дня. Кроме того «Штаб» организует ежегодные выезды в лагеря, которые являются местом свободных дискуссий по различным политическим, экономическим и культурным проблемам общества.

Члены Центрального Совета «Штаба укрепления духовного и светского единства» назначаются секретарями исламских обществ различных вузов, процедура создания ЦС предусмотрена уставом этой организации. В этом Центральном Совете представлены около 60 государственных вузов всего Ирана, он и действует под названием «Штаба укрепления духовного и светского единства». Это не означает, конечно, что каждое из 60 исламских обществ не является самостоятельным в рамках своих вузов. Напротив, в каждом вузовском исламском обществе есть свой собственный Совет, состоящий из 6 человек, и этот Совет имеет право принимать решения и объявлять свою собственную позицию.

«Штаб укрепления духовного и светского единства» независимого специального издания не имеет, но им выпускаются бюллетени под названием «Студент курса Имама». Кроме того, каждое исламское общество вуза может подготавливать и выпускать свои собственные бюллетени и сообщения Политические симпатии и позиции. «Штаб укрепления духовного и светского единства» в 80-ые - середина 90-х гг. примыкал к традиционным левым силам, постоянно выступая за поправки к деятельности тогдашнего правительства. Однако чрезвычайно большие изменения его позиций в последние годы заставляют некоторых из иранских и зарубежных аналитиков относить эту организацию к левым модернистам-реформистам. Тем не менее, при значительной трансформации взглядов «Штаб» продолжает сохранять, как и раньше, в своей программе принцип антигегемонизма (зедде эстекбари).

В целом с середины 90-ых годов «Штаб укрепления единства» действовал в качестве проводника идей левых модернистов, то есть идей плюрализма свободы слова, осуждения резкости высказываний, стремления к законотворчеству, отрицания «монополизации» (энхесарталяби), требовании политического развития и т.п. Это дало ему возможность вновь укрепить свои позиции в вузах. Правые силы, чтобы противостоять влиянию «Штаба укрепления единства», предприняли шаги по созданию своих политических организаций среди студенчества - «Исламских студенческих обществ» («Анджомэйе эсламийе данешджуйи»), организаций «Студенческая мобилизация» («Басиджэ данешджуйи») и «Исламского студенческого сообщества» «Джамэйе эсламийе данешджуйан»), (в каждом вузе).

Следует обратить внимание на характер взаимоотношения студенческих движений и политических течений. Обычно студенческие движения являются самостоятельными, имеют своё вполне определённое лицо и оказывают влияние на политику государств и правительств. Однако в Иране студенческие движения по причине отсутствия финансовой и политической самостоятельности часто сами оказываются под влиянием политических сил невузовского происхождения. Вместо того чтобы самим оказывать влияние на ход событий, они оказываются инструментами в руках соперников на политической арене. Именно поэтому в последнее время наблюдается стремление различных политических сил создавать в вузах свои собственные организации.

«Штаб укрепления единства» пытается стать независимой политической организацией. Целью его деятельности на современном этапе, как заявил один из его лидеров являются защита достоинства вузов и защита сущности религии, а в политическом плане расширение рамок народовластия. «Штаб укрепления единства» считает, что осуществление реформ и создание гражданского общества сверху, только на государственной основе нерационально и непрочно.