Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Положение египетских женщин и женское движение в Египте (1919-1975) Наркузиева, Сеодат Хасиловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наркузиева, Сеодат Хасиловна. Положение египетских женщин и женское движение в Египте (1919-1975) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Ташкент, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Египет - одно из древнейших государств мира, занимающее важное место в истории человечества. Поэтому события, происходящие в политической, социально-экономической и духовной жизни этой страны, привлекают пристальное внимание мировой общественности. В частности, большой интерес вызывает правовое и фактическое положение египетских женшин.

Подъем национально-освободительной борьбы на Арабском Востоке привел в движение народные массы, в том числе и женщин. Значение женского движения в этих странах как одной из массовых сил наиболее ярко проявилось в период борьбы за завоевание политической независимости. Таким же важным оно остается и на современном этапе развития арабских стран.

Общедемократический попьем, провозглашение институтов буржуазных свобод нормой для политически независимых стран Арабского Востока, признание за мусульманской женщиной ее заслуг в возрождении духа арабов сделали невозможным прежний взгляд на ее роль в обществе и семье. Актуальность процесса эмансипации женшин в современна эпоху обусловлена стремлением политически независимых арабских стран создать процветающее, экономически независимое общество. Включение женской рабочей силы в общественно-производительный труд, возросшая политическая активность женшин, урбанизация - зти и многие другие социально-экономические факторы сделали женский вопрос чрезвычайно острым.

Весьма актуальной является эта проблема и для Арабской Республики Египет. Поэтому новое революционное руководство страны с самого начала обретения политической независимости придавало важное значение юридическому и фактическому решению того сложного комплекса проблем, от которого зависит успешное продвижение процесса эмансипации женшин. В этих целях издан ряд специ- альных законов, утвердивших политические права женшин и обеспе- чивших им .-поступ к получению образования и профессии. Дэстигну-та определенные успехи и в трудовом законодательстве. Правительственными и женскими организациями проводится большая работа по вовлечению женшин в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь египетского общества.

Значительный интерес представляет глубокое изучение истории

- 4 -женского движения и положения египетоких женшин на современном этапе для ученых, широкой общественности Республики Узбекистан» которая издревле имеет тесные торгово-экономические, политические и культурные связи с Египтом. С образованием независимой Республики Узбекистан возникло больше возможностей для расширения и углубления всесторонних дружественных отношений между двумя государствами. Об отом свидетельствует официальный визит президента нашей республики И.К.Каримова в Египет в декабре 1992 года, во время которого он подчеркнул, что народы нашей страны и Египта связывают искренние чувства взаимного уважения, сотрудничества и взаимопомощи. Оба народа, являющиеся последователями одной и той же религии - ислама, но ислама, просвещенного, лишенного фундаменталистских догм и нетерпимости, имеют много общего в истории, культуре, а также сходные проблемы и задачи дальнейшего улучшения положения женшин.

Мы считаем, что особо следует остановиться на исламской проблематике, в частности на отношении ислама к женщине. Под влиянием старой идеологии советские исследователи на протяжении многих десятилетий были лишены возможности дать объективный анализ вопросам, касающимся тех или иных положений ислама. Особенно резкой критике подвергались положения касавшиеся отношения ислама к женшине. Многие из них, занимавшиеся вопросами социально-экономического, политического положения женшин, женского движения как в республиках Средней Азии, так и в странах зарубежного Востока, делали вывод о том, что все положения в исламе, касающиеся женшин, являются негативными. Такого же мнения придерживаются и многие западные исследователи. Однако внимательное изучение истории религии, хадисов свидетельствует о том, с каким уважением иолам откосился к женшине и какой авторитет она имела в семье.

Представленная вниманию работа ставит целью изучение различных аспектов женского движения как важной составной части национально-освободительного и демократического движения.

I Хадисы - предания о словах и действиях пророка Цухаммеда, затрагивавшие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманских обшин.

За сорок лет, прошедших со времени завоевания Египтом политической независимости, в советской востоковедческой науке проделана значительная работа по изучению основных этапов истории этой страны, ее экономики и культуры. Однако до нестоящего времени анализ женского вопроса в Египте, положение египетской женшины и ее место в социальной структуре общества достаточно не изучены советскими учеными. Не изучена также история женских организаций и женского движения в стране в целом.

Учитывая актуальность, а вместе о тем недостаточную изученность указанной проблемы, мы избрали объектом диссертационного исследования гему "Положение египетских женшин и женское движение в Египте (1919-1976 гг.)".

Степень разработанности темы, историография вопроса и литература. Первая попытка освещения процесса зарождения женского движения в Египте, участия египетских женщин в национально-освободительном движении была предпринята в советской востоковедческой науке в 20-х годах. К этому времени относится публикация статьи В.Каспаровой, одной из активных общественных деятельниц, "Женское движение но зарубежном Востоке"*, в которой, наряду с характеристикой женского движения в отдельных странах, делается попытка проанализировать начальный этап борьбы за эмансипацию египтянок. Однако эту публикацию нельзя отнести к разряду научных исследований, ибо она была рассчитана на широкий круг читателей и носила популярный характер.

Отдельные упоминания об участии египтянок в национально-освободительном движении содержатся в работах ученых-египтоло-гоз Л.Н.Ватолиной, А.М.Голдобина, В.Н.Васильева, Н.А.Алина, Х.И.Кильберга, Ф.А.Ротшгейна .

Некоторые аспекты положения женшин и женского движения в Египте освещены ь монографии Р.М.Смирновой "Положение женщин в странах Африки" (М., 1967), которая представляет собой первое в отечественной литературе обобшаюшее исследование, посвяшенное положению жешшн в странах Африки. Помимо характеристики современного положения африканскихс женшин, в ней приведены наиболее

  1. Новый Восток. - W24. - 6.

  2. См.: Библиографию диссертации.

- б -

типичные и обшиє для большинства государств Африки, в том числа Египта, вопросы, относящиеся к условиям женского труда, прослежены тенденции разрешения женского вопроса.

Отдельные упоминания о процессе эмансипации женшин Египта содержатся в работе Л.И.Климович "Ислам и женщина" (М., 196В).

Особо следует отметить исследование Л.И.іНайдуллиной "Арабская женыина и современность" (М., 1978), в котором в научном и практическом аспектах разрабатывается тема "Положение женщин в странах Арабского Востока". Автор излагает основные положения Корана и шариата, касаюшиеся женщины, отношение деятелей ислама разных эпох к проблеме воспитания и образования жешины, ее место в обществе, определяет роль арабской женщины в национально-освободительном движении, в социально-экономической и политической жизни. Большое внимание уделяется семейно-брачным отношениям в арабском обществе. Вместе с тем надо отметить, что вопрос отношения ислама к женщине здесь рассматривался исходя из старых позиций. Как известно, в настоящее время этот вопрос решается более объективно без каких-либо предвзятостей.

Некоторые вопросы, связанные с положением женшин в социально-экономической и общественно-политической жизни стран Арабского Востока содержатся в статье Э.Д.Вабаевой "Об эмансипации арабской женщины. История и современность"^, где в сжатой форме рассматривается и положение египетских женшин.

Отдельные сведения о египтянках содержатся в вышедших у нас переводных работах таких авторов, как Ш.Исави, А. ар-Рафии,

Ш. аш-Шафии .

Следует отметить, что в самом Египте исследуемая нами проблема недостаточно разработана. В период пребывания в Египте автор настоящей диссертации пытался обнаружить хоть какие-то научные публикации по истории женского движения в стране, но так и не удалось это сделать из-за их отсутствия.

В целом работ, характеризующих положение египетских женшин на современном этапе, посвященных зарождение и уазвитио женско-

I Ислам и женщины Бостона /Под ред. М.М.Ха^'.уллаева. -Ташкент, ]лШ.

Z Ск4.: Библиографии писсертаиии.

го движения пока нет, что усиливает значимость разработки данной проблемы.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования -. выявить роль и место египетской женшины в социально-экономической и политической жизни общества; проанализировать основные этапы женского движения в Египте как составной части национально-освободительного движения и демократического движения в стране.

Исходя из этой цели, автор поставил перед собой следующие задачи:

рассмотреть положение египетских женщин в период господства английских колонизаторов;

на конкретном историческом материале проследить зарождение и развитие женского движения в Египте, создание и деятельность наиболее передовых женских организаций;

осветить правовой статус женщин в Арабской Республике Египет и их фактическое политическое, социально-экономическое и семейно-бытовоа положение;

отразить мероприятия руководства Египта по улучшению положения женских масс.

Хронологические рамки исследования охватывают Г9І9-І975 гг. Выбор данного периода исследования обусловлен тем, что 1919 г, был годом всеобщего подъема национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, в том числе в Египте, что и привело к зарождению женского движения. Вплоть до 19о2 г. основным требованием женского движения в Египте было освобождение страны от английских колонизаторов. После завоевания независимости главной целью египетского женского движения было обеспечение политических, экономических и гражданских прав женшин и абсолютное большинство египтянок решительно поддержало эти требования. Б этот период, период общедемократических преобразований, был осуществлен ряд мер, способствовавших улучшению положения женщин в обшесгве и семье. 197(3 г. был объявлен впервые в истории мирового женского движения Международным годом женшин.

Методологической основой работы послужил ряд коллективных исследований и монографий, посвяшенных разработке основных проблем современного национально-освободительного движения, становления молодій независимых говударо*а. JJ этих работах дается ОбОбШАйший аНаДий ЙДЄВЯогИй, ТворетИчйОіШ есшов, клавадвой вв-

- 8 -зы и политической деятельности сил современного национально-освободительного движения, революционной демократии, различных мелкобуржуазных течений, определяются основные направления и перспективы эволюции этого движения. Ііяательное изучение этих научных трудов оказало неоценимую поишь в подготовке данной работы.

Немаловажную роль в работе над исследованием сыграли труды Ф.А.Ротштейна, Х.И.Кильберга, Л.Й.Ватолиной, А.М.Голдобина, В.С.Кошелева, Б.Г.Сейраняна, И.К.Беляева, в которых рассматривается история Египтя как в колониальный период, так и в годы независимого развития.

Перечисленные выше работы явились в равной степени методологической базой настоящего исследования.

Источниковедческой базой исследования послужили прежде всего Конституция Республики Египет (19.). Конституция Арабской Республики Египет (1971).

Ценным источником при написании работы послужило произведение первого арабского публициста, известного во всем арабском мире поборника эмансипации женшин Касима Амина "Новая женщина" , переведенное на русский язык. В нем подробно излагается программа освобождения мусульманской женщины. Свою позицию по женскому вопросу Касим Амин определил не как противоречащую религии, а как основанную на ней, утверждая, что ислам не виновен в приниженном положении женщины.

В процессе работы автором привлекались труды арабских ученых, посвященные женскому вопросу в ГСгипте: Д.Фариг "Развитие египтянок"; ДАфиг "Египетская женшина от времен фараона до наших дней", "Развитие пробуждения египетских женшин"; Ф.Рашид "История женского движения"; Ахмед Таха Ахмед "Женшина, ее борьба и ее деятельность" . Эти работы содержат большой фактологический материал о положении египетских женшин в колониальный период, а также после завоевания независимости, об участии египтянок в национально-освободительном движении, о создании первых женских организаций и т.д. Проблема семьи и семейно-брачных. от-'

I Касим Амин. Новая женшина: Пер. с арабского. -,0116.,^912.

ношений освешается в трудах В„Байюми "Египетская семья" и М.Ха-сана "Семья и ее проблемы"1. Эти работы представляли определенный интерес для настоящего исследования.

При написании работы автор обратился к трудам западных ученых: К.Тимма, СБадра, Л.Ратмана, С.С.Адамса, Е.Бакнерта, Е.Ко-опер, й.Хьоворт-/унне, А.С.Триттона, Р.Ф.Водсввла, Е.Рихтера . Сведения и оценки, содержащиеся в них, оказали неоценимую по-мошь в процессе работы нчд исследованием.

Большой интерес представляло для автора ознакомление с трудом немецкого ученого К.Тимма "Меншина и семья в новом Египте", изданным в Берлина в 1976 г. В нем рассматривается положение египетской женшины в колониальный период, зарождение и развитие женского движения, т.е. прослеживается постепенный рост социального статуса египтянок, их классового самосознания.

Значительную помоиь в процессе работы над исследованием оказала также работа другого немецкого ученого С.Бадра "Женское образование и женское движение в Египте. Их история и проблемы". Вопросы, исследуемые в ней весьма многогранны и сложны. Следует отметить, что этот труд написан на хорошей источниковедческой базе, и несомненно, является весьма ценным источником для ознакомления с некоторыми аспектами истории развития женского движения в Египте в колониальный период.

Для работы над исследованием широко привлекались статсбор-ники: "Статистический ежегодник Египта 1951-1972 гг.",- "Стати- _

2 Bannerth Е, Islam heute-morgen. - іуіеп, I958i Badr S, Pra-

uenbiluimg und Frauenbewegung in Agypten. Jhre Geschichte und ,

inre Probleme. - Wuppertal, 1968; Cooper E. The Women of Egypt,

London, 1914; Heywort-Dunne E. Introduction to the Histoid of

Education im Modern Egypt. - London, 1968j Ratmman L. Araber

stehen auf. - Berlin, 1960s Timm K. Prau und Familie im neuen

Agypten, In: Die muslimische Frau zwischen Tradition und Fort-

Bchritt. - Berlin, 1976: Woddswall R. Dar Aufstieg der muhame-

* * it

danischeh Frau. - Erlenbach-Zurich, 1938.

стическая книга по образованию 1967-ІУ6В гг."; "Женщины ОАР" и т.д.

Множество интересных данных автор почерпнул также из материалов периодической печати как на русском ("Правда", "Новый Восток",- "Меншини мира", "Азия и Африка сегодня", "За рубежом"), так и на арабском языках ("аль-Ахбар", "аль-Ахрам", "Ахер соат", "ат-Талиа", "аль-Пумхурийя"),которые дали возможность более подробно раскрыть исследуемую нами проблему.

Научная новизна диссертации. В работе впервые предпринята попытка исследования проблем, связанных с положением египетских женшин как в колониальный период, так и в годы независимого развития, а также с возникновением и развитием женского движения в Египте.

На основе конкретного материала в .диссертации более глубоко прослеживаются основные этапы развития египетского женского движения, а также характеризуется деятельность нового революци- онного руководства Египта, вклад египетского женского движения в борьбу за улучшение положения египтянок в обществе, семье и быту.

Все это в определенной мере восполняет существенные пробелы в исследовании женского вопроса в отечественной литературе.

Практическая значимость работы. Фактический материал и основные выводы данного исследования могут б.ить использованы при освещении различных вопросов социально-экономической, политической и культурной жизни египетского общества на различных этепах его развития, вопросов национально-освободительной борьбы и женского демократического движения на зарубежном Востоке;при чтении соответствующих -разделов курса "История стран Азии и Африки", "История Арабской Республики Египет", а также для широкого круга читателей, интересующихся различными этапами процесса эмансипации женшин на зарубежном Востоке. Сделанные в результате исследования выводы и обобщения могут быть использованы практическими организациями при рассмотрении вопросов участия женшин в различных сферах экономической деятельности Республики Узбекистан.

Апробация исследования, .диссертация обсуждена на расширенном заседании сектора "Проблемы женского движения в странах зарубежного Востока" с участием сотрудников отделов "Политического развития и общественных движений стран ккной Азии'', "Лоламоведвния",

- II -

"Летецагуры стран зарубежного Востоке" Института востоковедения им.Абу Чайхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан и рекомендована к зашите. Основные положения исследования отражены в трех научных статьях, шести докладах на конференциях молодых ученых Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан в период I9U7-I993 гг. Кроме того, по теме диссертации опубликованы две статьи в журналах Республики Узбекистан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,двух глав и заключения о приложением списка использованных источников и литературы.