Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право и правовое положение иноконфессиональных в Испании групп XIII-XV вв. (мудехары Арагона) Шилова-Варьяш, Ирина Игоревна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шилова-Варьяш, Ирина Игоревна. Право и правовое положение иноконфессиональных в Испании групп XIII-XV вв. (мудехары Арагона) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1997.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Настоящая диссертация посвищена праву и правовому положению мусульманского населения, проживавшего в Арагонском королевстве в вв.

Актуальность темы. Правовые аспекты истории мусульман, живших под властью христиан (мудехары) мало исследованы, в то время как эга тема весьма актуальна и показательна с точки зрения статуса нноконфессноналышй группы населения вообще и в рамках средневекового і осударсі ва в частности.

Особая значимость этой темы связана не только с тем, что право и суд отражают и определяют формы власти и подчинения, но и с тем, что в обществах изучаемой эпохи право было тесно связано с религией. Именно поэтому отношения в сфере права, как ничто другое, важны при изучении контактов иноконфессиональных групп и - шире - двух культур, основанных на разных вероисповеданиях.

Цель и предмет исследования. Целью диссертации является

разностороннее изучение правового статуса и правовой мысли арагонских мудехаров. Основное впи-манис в работе уделено анализу взаимодействия двух культур в широком смысле слова, в частности, взаимоотношений государства и общества с этпоконфесснональным меньшинством. Акцент сделан на изучении влияния христианской стороны на мусульманскую.

Чадами исследования. Главной задачей работы является выявление специфики и важности отношений в сфере права мудехаров и христианского общества. Что касается политической истории иноконфессиональных групп средневековой Испании, она изучена сравнительно неплохо в зарубежной историографии.

Хронологические рамки исследования. Выбор хронологических рамок работы - XHI-XV вв. - обусловлен тем, что именно тогда, после основных побед Реконкисты, решался вопрос о возможности интеграции, ассимиляции или об отторжении мусульманских общин формирующимся нейтрализованным христианским государством. Кроме того, эти столетия, как правило, выпадают из поля зрения исследователей: одни изучают эпоху Реконкисты (ХІІ-ХНІ вв.), другие - историю морнсков (k.XV-XVI вв.); переходное же время страдает

4 скудостью источннковой базы. Этот период особенно значим, поскольку уже способен отразить интересующие нас процессы и в то же время являет собой последний этап истории христиано-мусульманского сосуществования.

Теоретико-методологической основой исследования являются

апробированные в современной историографии способы конкретно-исторической интерпретации фактов прошлого па основе комплексного критического использования широкого круга источников. Методическую основу составил качественный и терминологический анализ текстов, изученных с позиции научного историзма и сравнительного метода.

Степень изученности темы. Взаимодействие различных этпо-

конфессиональных групп на Пиренейском полуострове, его характер и результаты - тема, волнующая испанистику не одно десятилетие. С одной стороны, она вписывается в более общую проблему сосуществования исламской религиозно-государственной системы со сложившимися задолго до ее появления иными структурами, и, прежде всего, с иудаизмом и христианством. С другой стороны, соприкосновение этих структур в Испании нельзя рассматривать только как одни и і ракурсов данного более общего вопроса. Исследование мусульмаиско-нспанской истории лежит в основе другой проблемы современной науки -выяснения характера пиренейской общности, возможности определения ее как особою типа цивилизации. Подобная постановка проблемы в историографии Испании связана с идеен ибернзма, оформившейся в испанской общественной мысли еще во второй половине прошлого века.

Именно тогда в исторических трудах особенно настойчиво начинает разра-ба-тывагься тема пребывания на полуострове мусульманского населения, которая осмысливается и подается прежде всего как "проблема морисков". На протяжении всего XIX в. (включая и два последних десятилетия, ставших южным веком в исследовании истории морисков) и начала XX века Испанию видели ареной борьбы двух различных религии и двух различных культур. Труды ного времени отличает социально-экономическая ориентация, что было связано с основной задачей, стоявшей тогда перед историками - определения и оценки последствий и ущерба, нанесенного Испании изгнанием морисков. По сути глубинная основа исследований этой проблемы не изменилась и в середине XX в.

Под этим же углом зрения создавались внушительные труды прошлого века - середины нашего века по истории мудехаров. Все они так или иначе имели

5 в виду печальное завершение истории мусульманского меньшинства в Испании. Этим обстоятельством объясняется их особое внимание к социальной и политической истории с опорой на нарративные источники, постановления кортесов, королевские грамоты, фуэрос и капитуляции. Будучи весьма подробными и скрупулезными, эти исследования составили ту основу, на которой дальше развивалось всё изучение интересующего нас вопроса. В частности, именно в них была впервые выдвинута концепция сосуществования (convivencia) мусульман и христиан, дожившая до 90-х гг. нашего столетия и породивша» острые дискуссии.

С cep.SO-x гг. наряду с общими стали появляться работы, созданные в русле школы локальной истории. Эта тенденция хорошо заметна в периодических изданиях и в публикациях материалов различных научных симпозиумов. Однако сразу следует сказать, что современная испанская историческая литература практически не ставит новых вопросов. Она скорее занимается более детальной разработкой известных уже источников и проблем на локальном или частном уровне. Это ярко демонстрирует издание актов международного Симпозиума по мудехарнзму, пожалуй, наиболее адекватно отражающее состояние науки. Опора работы на конкретный, "живой" материал дипломов - оілнчнтельная черга современной испанской историографии.

Другой важной чертой современной испанской исторической науки является постепенный перенос научного интереса на более позднее время: всё меньше становится специалистов, занимающихся вопросами переходного периода XII-XIV вв.; всё больше появляется работ по XV-XVII вв. Это во многом связано с ограниченностью источниковой базы. Новым в испанской историографии последнего десятилетия является обращение к таким дисциплинам, как ономастика н топонимия н интерес к проблемам социальных конфликтов в рамках мудехарской истории.

Среди последних работ интересно отметить труды М.Гарсна-Лреналь, Л.Контс Каскарро, М.Гомеса Реиау, К.Лсенхо Седано, Ф.Х.Гарсна Марко, К.Лопсса Мартннеса: Л.I алана Санчсса, Х.К.Мнгеля 1'одрнгсса, Э.Марин Падилья . Все они основаны па документальных источниках, относящихся к

Garcia-Arenal М, Leroy I! Moros у judios en Navarra en la Baja Edad Media. Madrid, 1984; Conte Cazcarro A. La aljama de moros de Huesca. Huesca, 1990; Gomes Renau M. Comimidades marginadas en V'alladolid: mudejares у moriscos. Valladolid, 1993; Asenjo Sedano C. Guadix. Estudio il,- una ciudad mudejar. Guadix, 1992; Miguel Rodriguez J.C. La

() разным городам н местечкам Испании. Все эти издания включают в себя как равноценную по объему и значению документальную часть. Они также отличаются явным креном в сторону истории морисков, а не мудехаров, когда речь заходит о конкретных событиях или законодательных актах властей. Взаимоотношения мудехарских альхам и королевской власти, положение мудехаров внутри христианского общества, отношения между христианским и мудехарским населением - эти и другие вопросы, выходящие на проблему "сосуществования" решаются авторами исключительно на маїсрнале королевских указов н постановлений. Нередко в связи с этим наблюдается известное смешение материала разного времени - например, ордонансов XIII и XV вв. Таким образом, па весь период переносятся реалии более позднего времени. Исключение, пожалуй, составляет только книга М.Гарсна-Ареналь, посвященная истории мудехаров в Наварре2. Эта и прочие упомянутые здесь работы изобилуют ярким и самобытным материалом региональных грамот (н в исследовательской части, и в документальном приложении), которые в сочетании с однотипным материалом общепирененских фуэро и капитуляций рисуют разноликую и неповторимую картину межконфессиональных отношений средневековой Испании.

В русле локальной истории был организован так называемый "барселонский проект" под руководством М.Т.Феррср и Майол. Он поставил своей задачей изучение испанской (прежде всего арагонской в широком смысле слова) истории. Здесь изучаются темы: отношения христиан и мусульман; граница с исламом; христиане и мусульмане в Западном Средиземноморье. Под эгидой этого проекта по истории мудехаров были изданы книги Б.Басаньес Вийалуснги, М.Т.Феррср и Майол, Х.Мутже и Внвес, опирающиеся на королевские дипломы, которые дали подробное исследование отдельных местечек и селений Арагона н Валенсии3. Работы состоят из двух частей: первая -аналитическая н описательная, небольшая по объему, вторая - публикация королевских грамот, занимающая большую часть книги. Описывая стороны

comunidad mudejar de Madrid. Madrid. 1989; Garcia Marco F.J. Las comunidades mudejares de la comarca de Calatayud en el siglo XV. Calatayud, 1993; Lopez Martinez С Mudejares у moriscos scvillanos. Sevilla, 1993; Marin Padilla E. Op.cit.; Galan Sanchez A. Op.cit.

" Garcia-Arenal M... Op.cit,

' Basaries Villalucnga B. La aljama sairaccna de Huesca en el s.XlV. Barselona, 1989; Ferrer і Malloi M T. Lcs aljames saraines de la gobernacio d'OrioIa en el s.XlV. Barcelona, 1988. La

7 жизни той или иной мусульманской общины, ученые опираются только на комплекс документов, относящихся к конкретному городу.

Однако следует отметить, что подобные работы страдают и всеми недостатками любого локальною исследования, не ставящего широких іадач и не имеющего поля для сравнения. В какой-то мерс преодолению згой ограниченности послужила работа М.Т.Феррер н Манол, посвященная проблеме сегрегации н дискриминации мусульманского населении Арагона .

В настоящее время в Испании в изучении мудехарскон истории начинают появляться н новые темы. К ним относится затрагивавшаяся ранее лишь вскользь тема правовой мусульманской традиции, к которой обратился А.Кармона Гонсалес. Им написано три статьи, специально посвященные сохранившимся юридическим текстам мудехаров и морисков. Одна из работ Л.Кармоны Гонсалеса посвящена вопросу о продолжении юридической апдалусской традиции в эпоху мудехаров и морисков . Особое внимание А.Кармона Гонсалес уделяет вопросу практического сосуществования мусульманской правовой традиции под христианским владычеством.

Проблемы истории нпоконфессиональных групп на территории средневековой Испании привлекали н привлекают внимание не только испанских ученых. Немалое внимание уделяется им английскими, американскими и французскими историками.

Англосаксонская историография этого вопроса имеет давнюю традицию, уходящую корнями в XVIII в., когда были заложены основы изучения пикни піннії, морисков и ислама . В середине нашего века происходит известная переоценка нсгорнн Востока и ислама в целом. Появились новые имена и книги. Только за вторую половину 50-х гг. было издано около 80 работ. Однако, за исключением І'.ІІ.Ьерпсл, Дж.Косуэла п Э.Лурье, все авторы обращались к истории морисков XVI в. Э.Лурье стала автором нового подхода к проблеме

frontera amb Г islam en el segle XIV: cristians і sarrains al Pais Valencia. Barcelona, 1988;

Mutge і Vives J. L'aljama sarraina de Lleida a l'edat mitjana. Barcelona, 1992.

4 Ferrer і Mallol M.T. Els sarrains de corona catalono-aragonesa en el S.X1V. Barcelona,

1987.

Carmona Gonzalez A. Concidcraciones sobre la pcrvivencia de la jurisprndencia andalusi en las epocas mudejar у morisca. II Actes du Ve Simposium Inlernacional d'fitudes morisques. V.I. 1993.

6 См., напр., работы Morgan I., Watson R.

7 Напр., Harvey L.P., Garraib

8 іінокоііфсссиоііальньїх групп в Испании. Во многом восприняв идеи Л.Кастро, автор выдвинула теорию амбивалентности, двумсрности (ambiguidad) взаимоотношений христианских государств и общества и мусульманских и иудейских общин. Интересной также представляется работа американского историка Дж.Босуэла, всесторонне рассматривающая историю мусульманских общин в Арагоне XIV века8. Она затрагивает все, уже ставшие традиционными в историографии, аспекты: экономическое положение и занятия мусульман, их социальный статус, организацию общины, функции должностных лиц, правовой сілі ус мудехаров, королевскую политику и т.д. Мусульмане, по мнению Дж.Босу-».іа, хоіь и являлись частью христианского общества, но, находясь на самой низкой ступени социальной иерархии, в наименьшей степени защищались весьма траднцн-онными охранительными механизмами, которые свойственны средневековой культуре9.

Французская историография по истории мудехаров и мусульманской Испании несколько скромнее. Известным французским арабистом и исследователем нс-торни Гранады и мусульманского периода является Р.Арье. В настоящий момент ведущим специалистом в области испанского мусульманства можно назвать арабиста II.Гитара, выпустившего две большие книги: о мусульманах Валенсии и Реконкисте Х1-ХІІ1 вв. и об Испании и Сицилии в Х1-ХІІ вв.10. П.Гншар придерживается той точки зрения, что реального и длительного симбиоза мудехарской и христианской цивилизаций не существовало. Более того, не было постепенных изменений, но была грубая и единовременная ломка, которую принесла с собой Реконкиста '.

Отечественная историография славна известными всему миру испанистами и арабистами. Неувядающие работы В.К.Пнскорского и блестящие исследования П.П.Крачковскою, в том числе касательно мусульманской Испании, - вот те вершины, с которых мы обозреваем равнины Пиренейской культуры и истории. Вопрос о правовых традициях, однако, остался за гранью интереса и для них, и для следовавших за ними историков.

* Boswell J. The Royal treasure. Muslim communities under the Crown of Aragon in the

Foortcenth cen-tury. New Haven, 1977.

" Ibid. P.405.

"' Giehard 1\ Les musulmans de Valence et la Requonquete (XI-XI1I siecles). Damas, 1991.

2v. L'Espagne et la Sicile musulmanes aux XI et XII siecles. Lyon, 1991.

1' Idem. Les musulmanes... V.II.

9 Псточннковая база. Основными источниками для первой частії работі.і сталії дипломы, относящиеся к истории мудехарскнх общин Арагонского королевства. Самая ранняя грамота датирована 1248 г., самая поздняя - 1436 г. Таким образом, перед нами комплекс документов практически за 200 лет. Он состоит из грамот Архива Короны Арагона в Барселоне, по большей части вышедших из королевской канцелярии.

В работе использован 841 диплом, материал которых отражаеі положение во всех трех частях Королевства Арагон. На сегодня это - все изданные грамоты Барселонского Архива, касающиеся истории мулехаров и составляющие комплексы материалов, а не разрозненные и единичные примеры.

Среди них: ордонансы законодательного характера, пожалования, привилегии отдельным мусульманским общинам, решения в связи с судебными разбирательствами и апелляциями, урегулирования вопросов налогообложения и юрисдикции, ответы на жалобы и ходатайства по самым разным делам н прочес. Для источников документального типа характерны оперативность и привязанность к действительности. Отражение практики, реалий жизни, реакции на действительность - вот важнейший пласт информации, содержащейся исключительно в документальных источниках и позволяющий приблизиться к пониманию общей картины положения мудехарского населения в христианском государстве.

В работе отмечается, что королевские грамоты не оторваны от иных источников и прежде всего правовых. Встречаются упоминания фуэро - "обычаев Арагона", Фуэро Валенсии, установлений Каталонии, "обычаев Тортосы", фуэро в собира-телыюм смысле слова; иногда делаются ссылки на постановления кортесов (Арагона и Каталонии), королевские привилегии н ордонансы, приобретшие статус закона. При изучении грамот чаще всего приходится достраивать правовой контекст ссылки, видимо, вполне попятный современникам. В связи с этим в работе были использованы, как дополнительные источники, фу)ро арагошкпх и каталонских городов и Фуэро Валенсии. Кроме того, привлекались материалы капитуляций валенснйскнх юродоп. Эю дало возможность составить представление о правовом фоне теоретического уровня, на котором появлялись коро, 'свскис грамоты и новые законы.

Во второй части работы в качестве основных источников использовались королевские грамоты и мусульманский судебник "Книга Супы и Шары мавров". Остановимся подробнее на последнем.

Основными источниками для изучения мусульманского права классического периода в Испании, как н везде, являются фетвы и юридические трактаты. Исследователям-правоведам не известны случаи создания законодательных сводов. В подобной ситуации особенно интересным становится памятник мудехарского права "Книга Супы и Шары мавров".

По всей видимости, текст "Книги" представляет собой перевод с арабского языка, осуществленный на валенсийских землях в конце XIV века. Сам же манускрипт является копией валенсийской редакции. Форму судебника Книга, скорее всего, приобрела позднее, после редакции или перевода, в ходе чего были добавлены новые главы, индекс титулов, что изменило структуру памятника, уничтожив логику построения оригинального текста. В то же время анализ текста позволяет допустить мысль о том, что часть Книги была записана и оформлена христианином.

Стоит отметить нестабильность и полиссмантичность и слабую оформленность юридического языка, его неразвитость и скудость. Явление это, не удивительное для средневекового законодательства вообще, все же обращает на себя пниманне, когда речь идет о памятнике XIV в., созданном уже после Семи Партпд и Обычаев Валенсии, после дебатов в кортесах относительно ценности и приемлемости римского права.

Особенностью нормативного материала Книги, вытекающей из ее мусульманского происхождения, является абстрактность установлений: в кодексе встречается крайне мало реалий, конкретики, что, однако, не исключает казуальный принцип построения многих глав. Кроме того, источник далеко не всегда указывает наказание, что связано с широким использованием в Книге та'зира. Впрочем, это положение смягчается благодаря тому, что в Книгу включены в качестве самостоятельных глав фетвы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историографии в комплексе рассмотрены правовая теория и практика в контексте взаимодействия христианского государства и мусульманских подданных, а также поставлен вопрос о праве как факторе самоіідсіїтіїфикацни общности. По существу впервые изучены отношения

II властных структур государеша к шариату; по-новому решается вопрос о месте так называемых ограничитель пых законов в системе правоотношении.

Практическое значение диссертации заключается в том, что она дает представление о мало известных аспекгах истории средневековой Испании. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих н специальных курсов по истории средних веков и истории права, при подготовке учебных пособий. Диссертации вводит в научный оборот новый источник по истории права мудехаров.

Апробация работы. Основные положении работы были изложены диссертантом в докладах на чтениях памяти Соколова (Нижний Новгород, 1992), чтениях памяти Кертельса (Москва, 1993), Межвузовской конференции студентов и аспирантов (Санкт-Петербург, 1993), чтениях "Право в средневековом мире" (Москва, ІІВІІ РАН, 1994, 1995), двусторонней встрече испанских и российских ученых "Пограничные культуры" (Снб., 1994), на I конференции Ассоциации испанистов России (Москва, 1994), чтениях "Праздники в средневековом городе (Москва, 1995), на III Международной исламской конференции (Москва, 1995), а гакже в опубликованных и принятых к публикации работах. Диссертация обсуждена па заседании кафедры истории средних веков МГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и библиографии.