Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема арабской культурной самобытности : (Философско-ист. анализ подходов западных, отечественных и арабских ученых II половины XX века) Кривец, Елена Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кривец, Елена Алексеевна. Проблема арабской культурной самобытности : (Философско-ист. анализ подходов западных, отечественных и арабских ученых II половины XX века) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Москва, 1993.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/1814-4

Введение к работе

. Актуальность тента. В 70-80-х годах как в общественной мысли стран третьего икра, так и в исследованиях этого региона важное место зяитиа проблематика культурной самосытности, связанная с принципами сашицредеяения и развития. В этой проблематике отразились ваанш процесса в самих различиях обществах трех континентов. Еще в ходе движения за независягасть борьба за самоопределение получила как политическую, так и культурну в окраску и велась не только за достижение государственного суверенитета, но и за отстаивание специфика национального бытия. Движения за самоопределении носили многосбразнЕй характер в силу наличгя в них разннх уровней самоорганизации, различий социально-политических структур, исторического развития ипроти.-воречирости отношений с внешним миром. Rjecie с тем в них проявлялись и общие закансшрноств, что а заставило ясследователаФ обратиться к выяснении- сущности и своеобразия в утверждении самобытности. С разной, силой гтя принципы утверждались почти повсеместно, но ногат быть с особой интенсивностью и спецификой они проявились в арабском регионе, начиная уже с конца XIX в.

Поиски самоопределеншт и здектичнсстя велись по отношении к двум началам - внутреннему и внешнему. Внешнее начало - это воздействие западной цивилизации и капиталистической системы' -ссдиашго-экономических отношений, которое было весьма противоречиво. Но и внутренние факторы в рассматривавшее странах далеко неоднозначны, так как охватывают огромное разнообразие существу сщзх в них традиций и социокультурного достояния. С нарастанием процессов модернизации проблемы самобытности стали еще более настоятельными в силу противоречивости этих процессов, проходящих во многом через заимствование нинтниг моделей

и механизмов. Дело не только в отталкивании от неблагоприятных внешних факторов, дело еще и в напряненннх поисках внутренней основы самоопределения и возможностей эндогенного развития, ОТ-вэчащего характеру накопленного социокультурного достояния.

В общественном сознания эти внутренние факторы приобретают особое значение как основа самоопределения общества в условиях экономической зависимости и напряженного противостояния Западу. Поэтому культура становилась влиятельный фактором в общественном сознании.

С сэре дины 70-х годов в ванадных философско-социологичзс-кях и культурологических исследованиях стран "третьего мира" происходило становление концепции самобытности в общетеоретическом плане и росло ее использование в исследованиях культурных процессов в разЕЕХ странах. С нокоторш опозданием с в отечественной науке утвервдается этот подход и ведется исследование конкретних культур. Однако, современные процессы в арабских странах еще нз стали объектом специального рассмотрения в свете этой.концепции. Представленная диссертация должна восполнить этот пробел.

Как известно, в арабской общественной мысли ислам занимает большое место, во многом формируя содержание социально-полити-ЧЄСКИХ учэщй, культурных ценностей и моральных норм. В арабской общественной мысли ислам принЕс-яется как важное'социокультурное начало, воплощение взрховпнх прзнциіоз "самого общества", вклщапцЕи.в..осноЕяыа компоненты духоЕКой гизни. Поэтому в работе значительное место уделено рассмотрения .. .... взглядов на делам., .хак фактор, формирующий Езякайшае характеристики арабского ; общества. - .

ель-и залачп ксслэдования. Общая цель данного исследования закдсеаэтая.з слздупдам: внявцть кдзйно-теорэтгческое со-дерЕанЕе..ксЕіщада;Г самобытности арабской культура в ранках фз-лоссфско-асторЕЗоскцх.а-культуршіогйческаг подходов, слоеевшэс-ся в созреыеннрй-нау.кэ.XX .века, .сопоставить'различные трактовки самсбыгносги^в^о^ечоствэнннх, западвнх и арабских исследованиях и выявить их:соотношение с предметом исследования.

СпецвальЕвэ зддачз, реоаеынэ в процессе исследования, зг-кличаится в следу пдем:

- рассмотреть принципі-культурной самобытности на разных уровнях и этапах арабского национализма;

выявить влияние внешних факторов на становленеє самобытности арабского национализма;

выявить влияние интеграционных характеристик национализ- ' ма и ислама на своеобразие образуемой общности; . .

рассмотреть влияние культурной самобытности и ислама на специфику развития в концепциях модернизации арабского общества.

Научная новизна данной работы заключается а пршенении общей концепции самобытности к анализу арабской культуры, проведению фвлософскс—геторического и культурологического компаративистского анализ» ее различных кояцепщй. Теория культурной самобытности, получившая общее признание в западном и российском культуроведании, используется в данной работе дія анализа идейно-теоретических построений как западных арабистов, так и самих арабских «водителей. При этом в работе раскрывается неоднозначность специфики арабской культуры и ислама, прежде всего в силу сложной многомерности системы, духовного производства и соотнесенности духовных факторов с факторами Есторгоеского развития, внешним окружением и различием социально-политических структур арабских обдаств.

Методологические и теоретические основы исследования. Проблема самобытности арабской культуры имеет многоаспектный характер, соотносится с огромным исторзчесим материалов, с рзазгач-нкми уровнями социокультурной регуляции общества. В настоящей диссертацзи проблема самобытности рассматривается в общетиполо-гическом плане, черзз выяснение соотношения общих а специфических характеристик арабской культуры, а их иоторачзскоЗ ДЕаамя-кя.

Научно-мзтодожогяческой основой диссертации явяпется фило-софско-нсторическггё и культурологический подходя. Зги методы позволяет раскрыть как единство исторического процэсса, так и его многообразие. Оне позволяет проанализировать различные сторони социальной 2ПЗНЕ а развития обществ через зыяэдэяпо многообразия культуры и дальнейших характеристик культурной самобытности,

К настоящему времена как в отечественной, так и а зарубежкой науке, по различным аспектам проблемы арабской культуры на-Еошина обширная исследовательская литература (сы. работы Г.Грю-небаука, М.Ходжсона, АЛбдель-Малека г других). Это и позволило провести философско-историческое и социологическое сопоставле-

ниє различных состояний и компонентов арабской культуры.

При теоретической разработка проблемы диссертант опирался на положения, содержащиеся з работах отечественных ученых: Ю.Бромлея, И.Брагинского, А.Еуравского, Б.Ерасова, ЛЛолонской;' Е.Рашковского, А.Сагадеева, Б.Старостина и других.

При анализе места ислама в теории самобытности диссертант опирался на установки российских исламоведов: а) этнографическое, культурно-историческое и филологическое описание ислама и духовной жизни арабских стран в работах - М.Пиотровского, С. Прозорова, М.Стоианянц, А.Сагадеева, Р.Ланда, В.Шагаля, И.Филь-штинского, А.Еуравского; б) анализ идеологических течений (ЗДевин, Л.Полонская); в) общетеоретический анализ в работах ЛЛолонской, АЛалашенко, М.ЕатуЕского и других.

В диссертации применяется .междисциплинарный подход к предмету, как основа для выявления сущностной целостности предмета исследования, проводится анализ проблем и теорий на стыке философии, социологии, истории, религиоведения.

Хронологические рамки исследования. Становление и обращение к проблеме самобытности восточных, в том числе и арабской, культур относится к 50-м - началу ЄО-х годов. Дальнейшая разработка концепций самобытности и применение новых методов исследования происходит на протяжении второй половины XX века.

Источники и литература. В диссертации использованы, в основном, работы, прадставлящие школы западной арабистики и ис-ламоведения, сложившиеся к 60-80-м годам. Источником для классификации западных школ послужили работы отечественных; исследователей М.Филипповой "Общественные функции ислама в современном американском ислаыоведепии" и 0.Осиновой "Американская социология о традиция! в странах Востока". Философско-исторический п социологический подхода анализируются и сравниваются на основе работ как классического западного и отечественного востоковедения, так и новейших исследований. Наряду с этим используется работы арабских исследователей, так или иначе затрагивающих проблему арабской самобытности.

Проблематика исследования заставила обратиться как к работам по историк классического востоковедения, так и по истории общественной ьшсли арабских стран на протяжении всего XX века. При анализе"содержания общественной мысли арабских стран, как и вопроса о соотношении ислама я национализма использованы ра-

4 ^,;

боты 3.Левина, В.Вагаршяна "Ислам и арабский национализм в западной историография (1950-1980 гг.)", российский сборник статей "Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики", ,. 'американский сборник-антология "Арабский национализм" я другие работы.

В западном востоковедении особое значение приобрели исследования, опубликованные в 60-70-е годы: тедущий исзексбвд и араби т немецкого происходцения Г.Грюнебаум, англо-акаркканскпз историки - М.Ходдсон, М.Уотт, Б.Лтюис, У.Сщт, Г.Гибб, израильский историк Е.Сиван и его школа, С.Эйзенгстадт. В 3-е года в западном востоковедении не появилось ярких имен, ко произошел заметный сдвиг в исторических изысканиях, ведущихся в центрах ближневосточных исследований США, ФРГ, Франции и других западных стран. Изменился сам метод исследования, в связи с там, что в работах но истории религиоведы п культурологи 'стремятся установить связь мехцу историческим прошлым и актуальными проблемами современности, сочетать исторические исследования с ссци-одоіінескда энйлезсм.

Пєсі.о!і'.і)Я на то, что данная проблема..наиболее нсляо освоца-ется в хоботах исогздоааи.'в.твй pasntz сгр?ч, пзідущпх на англнй-сксм языке, б диссертация дта сравнения и более полного освященім состояния сэп.рддой арабистики и йсламоведення кспользуююя расоти фраппугї^.'-та .гостоновздсз-истсрчксв 1.Барка, Іа.Родшісоча, Р.Гсгроці:, O.J\nu>a и другпх,

Д.'ія сравните такого анализа сущности ислама использовалась рабой ар-абокі:.' исследователей, болъиэй частью яетувдх з работа-щг"."ї :-'а Заг;.:ао. кхы:, как А.Абдзлл-Малзка, С.Касуа, З.Са?да, А.&уранЕ, і\ сЛяруп, Х.ДиЕита с других.

Особуй иптзрас іірздотавлякт рзботы А Лбдоїь-Мз.тека, Э.Сайда, А.ларуя. Ипвестный ученый с мировім іменем А.А.-Магзк формировался как ученый во Франции, яместз с чей., наксторкз его работы ітосвящгіпн критике англо-языаного ориеяазлязма. Многие его-рабе ты гзданн на йршягу зеком, английском д арабском языках. В сгоей критике Запада и отстаивании самобытности арабской культуры он опЕразтся нз принятые в мировой науке социокультурные принципы. Следузт отметить, что меяду собственно западными и арабскими исследователями, работающими на Западе, тлеется заметное расхождение. Во многих исследованиях западных учених з той или иной форме проявляется западопептризм. Это обстоятельство слу-

кит поводом :ддя обвинений западных ученых и порождает дискуссии, в которых находят характерное освещение важные аспекта концепции самобытности. Шенно поэтому подробному освещению в диссертации подвергаются дискуссии, связанные с критикой как западных, так и арабских исследований. В своп очередь, несмотря на интенсивную разработку проблемы и критику позиций западных ученых, арабским исследованиям зачастую не хватает четкого аналитического подхода,и они приобретают идеологизированный характер.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования результатов исследования при разработке проблематики общей культурологии, социологии и истории или при освещений специфических культурно-идеологических процессов в арабских странах. Рассмотрение проблемы самобытности не только в общем плане, но и щшенительйо к арабской культуре, призвано способствовать обогащению общенаучных представлений о специфике арабских обществ. Непосредственное применение в ходе дальнейшего изучения самобытности может найти тог научно-информационный материал, который собран в диссертации.

Апробация работы. Диссергапия обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании сектора идеологических проблем Отдела социально-политических исследований Института востоковедения РАН 15 ишя IS92 г. Ее основные наложения и выводы были излокены авторсы в выступлениях на конференциях: болгарских аспирантов с мездуЕзродЕЕї участием в г. Москве. "Актуальные проблемы современной наукя-90п, иа международной конференции в г.Москве "Исламский путь развития?п (1992), а также в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках (см.список).