Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема социальной революции в идеологии российской анархистской эмиграции 20-30-х гг. (по материалам эмигрантской периодики) Шубин, Александр Владленович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шубин, Александр Владленович. Проблема социальной революции в идеологии российской анархистской эмиграции 20-30-х гг. (по материалам эмигрантской периодики) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1993.- 17 с.: ил.

Введение к работе

В диссертационной работе на материале эмигрантской публицистки исследуется эволюция взглядов идеологов российской анархистской эмиграции по проблемам социальной революции (ее характер и движущие силы, стратегические задачи и тактика).

Актуальность темы диссертации

За свою многовековую историю анархизм неоднокр.имо приговаривался своими оппонентами к скорой гибели, но прогнозы эти не оправдывались. Само существование государства вызывало к жизни идею о необходимости его замены иными общественными механизмами.

В отечественной историографии на протяжении последних деситилепш господствовала точка зрения, утверждавшая, что "анархизм является орудием борьбы контрреволюционных сил против власти рабочего класса, прошв социализма".2 Чтобы обосновать это высказывание, в котором не вызывают возражений разве что слова "против власти", С.Кансву пришлось рассказан, даже о "происках махровых реакционеров" в Чехословакии в 1968 г. (хоія в этих событиях анархисты не играли сколь-нибудь заметной роли).5

Понятно, что подобного рода авторы оказались совершенно неприспособленными к объективному исследованию "внезапного" возрождения анархистского движения в нашей стране сразу же после тою, как были сняты искуственные препятствия для независимой от КПСС общественной деятельности. Между тем анархисты не только приняли заметное участие в общественной жизни периода. Перестройки, но и запити прочные позиции в экологическом и профсоюзном движениях нашей страны продолжают оказывать влияние на общественное мнение. Все .не свидетельствует о том, что исследование анархизма и его пдео.кпии -немаловажная задача исторической науки.

Невозможность объективного исследования анархизма л ич>>и|,і господства в науке марксистско-ленинской идеологии привела к юму, чиї и советской историографии анархизма существует немало белых пятен. Прок.к' всего это касается истории российской анархистской эмш ранни, продолжавшей насильственно прерванную в России традицию анархії ім:і. Совершенно неисследованным остается период 1921-1940 it. А ііє.ц. :пп переломный этап в истории анар<нзма XX пека, время осмысления пньиа

БорОЬиЙ А Общ' СШемИЫе ИДСдИЫ СОЬрЄМЄНМОГО МРЇПОВЄЧС- і л J. М. 1V06. С 46.

Канев С Н. ОктьГ|пд-кля революция и Kpjx анаряи-іма М. 1974. С. 406. Там ме, С. 404-405

' о ийской цсг.очк-.ции 1917-1921 гг.. носителями которого в среде мировой и іі| Х1К.ТСКОП пСинсетиенности были эмигранты из России. 1921-1940 гг. -!|чмя переосмысления старых идей и разработки новых, время Испанской революции, и которой анархисты сыграли заметную роль, также, впрочем, как и и Российской.

Практический опыт революционной борьбы, которым обладали .шаржисты из России, определял то внимание, с которым мировая анархистская общественность следила за спорами в среде российских анархистов в 20-30-е гг. Важность исхода этих споров для мирового анархизма определила и активное участие в них таких авторитетных в международных анархистсхих кругах теоретиков, как Л.Беркман, Ж.Грав, Э Малатеста, М.Неттлау, Л.Фабри, С.Фор и других. Но их авторитет, приобретенный десятилетиями участия в анархистском движении и множеством произведений, на которых воет ывались целые поколения анархистов, оказывался решающим не сам по себе, а только в соответствии с тем или иным мнением, поддержанным деятелями российского анархизма.

Анархисты-эмигранты из России обсуждали в 20-30-е гг. прежде всего вопросы организации анархистского движения И социальной революции.. Дискуссии, связанные с социальной революцией, касались проблем:

  1. сущности, оправданности, движущих сил социальной революции и ее соотношения с эволюцией;

  2. задач социальной революции;

  3. тактики революционных сил в социальной революции.

Все три комплекса вопросов тесно взаимосвязаны друг с другом, и разделение здесь не может быть жестким. Но оно позволяет точнее проследить логику дискуссий в российской анархистской эмиграции 20-30-х гг.

Цель настоящего исследования - выяснение позиций, которые занимали анархисты из России при обсуждении этих проблем, определение логики и і.ричин эволюции взглядов в анархистской среде, а также места, которое занимали споры российских анархистов 20-30-х гг. в развитии мировой анархистской мысли. Хронологические рамки исследования ограничены временем окончания Гражданской войны в России и завершением процесса консолидации российской анархистской эмиграции, то есть 1921 и 1940 годами.

Научная новизна исследования

Огромный пласт идейного наследия российских анархией ов-эмигрантов до сих пор практически не введен в отечественный научный оборот. В нашей сгране не существует научных исследований, посвященных идеологии российской анархистской эмиграции. В зарубежной исторической науке эта тема также не подвергалась систематическому изучению. Отдельные ее аспекты упоминаются лишь в очерках, посвященных организационному противоборству в мировом анархизме в XX веке. Систематическое исследование проблем социальной революции в идеологии российской анархистской эмиграции 20-30-х'гг. предпринималось пока только в работах автора настоящей диссертации.

Источники

Основным источником настоящей работы являются материалы анархистской эмигрантской периодики на русском языке4 и работы

"Анархическим аестиик" (Берлин, 1923-1924), "Рабочий путь" (Берлин, 1923), "Волн*" (1923), "Голос труженика" (Чикаго, 1924-1926), "Дело груд»" (Париж, 19; 32, Чикаго, 1932-1939), "Рассеет" (Детройт, 1925), "Пробуждение" (Детройт, 1927-1939), "Дело труда-Пробуждение" (Чикаго-Детройт, 1940).

анархистов-эмигрантов из России, вышедшие отдельными изданиями*. Оказавшись за границей, российские анархисты приступили к выпуску большого количества периодических изданий. Некоторые из них регулярно выходили в течение более 30 лет. На их страницах подробно обсуждались ич/ философские и политические вопросы, волновавшие анархистов, и прежде всего - проблемы социальной революции. Анализируя конкретный оішг социальных революций и об^ждая возможные перспективы революционного движения, анархистские тиоретики выпускали отдельными изданиям.! мемуары, теоретические исследования и полемические брошюры. От о г значительный круг источников почти не вовлечен в отечественный научнь.й оборот.

Для точного понимания теоретических основ анархического учения и опыта анархистского движения в иссертации использовались также рабом.: теоретиков анархизма XIX в4, документы Центрального архива Совіггской армии' и материалы по истории участия анархистов в Российской революции1

К сожалению, оригинальные документы по исследуемой теме. находящиеся в архивах Голландии, Франции, США, оказались недоступными для автора настоящей диссертации. Но опубликованные материалы дамп возможность восстановить картину эволюции взглядов российской анархистской эмиграции по проблемам социальной революции.

Историография

Начиная со второй половины XIX в. анархизм является важним
фактором, влияющим на социально-политическое и идейное развитие сгр.ш
Европы и Америки. Переживая валеты и падения, это учение оставило
заметный след в истории общественного, особенно рабочего движиш і,
социалистических и антиавторитарных учений. Это предопределил >
появление обильной литературы по проблемам анархизма, созданной его
горячими противниками и сторонниками, режа - объективным і
исслед іателями. . .

Настоящая диссертация опирается на этот историографический пласт. В работе используются фундаментальные работы по теории и истории анархизма таких исследователей, как М.Неттлау, Н.М.Пирумова, Х.Гомес Касас и др.9

Аршинов П.А. История махно&ского движения, Берлин, 1923; Его же. Анірхизл* * большевизм. Париж, 1932; Voline V. Unknown revokjtbn, London, 1974; Махно Н.И. Русская революция на Украине. Париж, 1929; Его же, Махновщина и ее бьівігие' союзники большевики. Париж, 192S, Его же. Под удзрами контрреволюции. Париж, 1936; Его же. Украинская революция. Париж, 1937; Максимов Г. Беседы с Бакуниным о рееолклум 'ікаго, 1934.; Maximov G. The Guillotine at Work: Twenty years of Terror in Russia. Chictj.j 1940.; Maximov .G. Constructive anarchism. Chicago, 1952; Maximov G.P. My social credo Sidney, 1983; Неттлау M. Очерки истории анархических идей и статьи по разным социал »ым вопросам. Детройт, 1951; 'Ответ нескольких русских анархистов ні организационную платформу, Париж, і 927.

Бакунин М.А. Соч. Пг.-М., 1919-1926; Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука н анархия. М. 1990; Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Т. 45-52. М., 1952-1956.

ЦГАСА. Фонд 199 (2 Украинская армия).

Протоколы B съезда фронтовиков, повстанческих, рабочих, крестьянских Советов, отделов и подотделов. Гуляй-поле, 1919; Чего добиваются повстанцы-махновцы. Гулкй-лол# 1919; Звезда (1919); Набат (1919); Повстанец (1919); Путь к свободе (1919); Пролетарская революция. 1922. N 9; Пятая годовщина Октябрьской революции. Екатеримосл-эв, 1922; Тепер И. Нестор Махно. Киев, 1924.

Пирумова Н.М. Социальная доктрина Бакунина. М., 1990. Неттлау М. Ук. соч. Go.pri Casas J. Anarchist organisation. The history ol the FA!. Montreai-Sjftaio, 1986; The May days m Barselona. London, 1987.

Первые попытки проанализировать ход дискуссий 20-х гг. были осуществлены уже самими анархистами в эмиграции.10 Но эти попытки носили фрагментарный характер и страдали вполне попятной ирисірастностьк), так как осуществлялись в разгар полемики.

Наиболее подробно рассматриваемая тема затрагивается в работе французского исследователя А.Скирды "Индивидуальная автономия и коллективная сила"", представляющей собой очерк истории анархизма ХІХ -XX пи. А.Скирда описывает основные события организационной дискуссии в российской анархистской эмиграции в 1926-1931 гг. и знакомит читателя с некоторыми идеями конструктивной программы анархистских теоретиков и практиков П.Аршинопа и Н.Махно. Автор с пониманием относится к их попытке придать большую организованность анархистскому движению, но в то же время признает, что это повлекло за собой отказ этих деятелей от некоторых принципов анархизма.

История российской анархистской эмиграции затрагивается в ІІПС/ІССЛОШІИ к книге П.Аврича "Русские анархисты".12 Оно носит прежде всего справочный характер. Автор кратко останавливается на основных, прежде всего организационных идеях анархистских эмигрантских группиропок, но не анализирует сколь-нибудь основательно их идеологию. Из теоретических работ участников дискуссий 20-30-х гг. П.Аврич выделяет памфлет Г.Максимова "Мое социальное кредо", подчеркивая роль автора в консолидации российской анархистской эмиграции.

Б 1991 г. в журнале "Вопросы философии" была опубликована статья А.Л.Никитина "Заключительный этап развития анархистской мысли в России"", в которой рассказывается о положении в отечественном анархистском движении '20-30-х гг. По ходу повествования затрагиваются и проблемы, связанные с положением в эмиграции. К сожалению, статья отличается крайней пристрастностью. Автор, не приводя достаточных аргументов, обьяспяст течение дискуссий в эмиграции действиями ОГПУ.14 Вмешательство ОГПУ в дела эмиграции несомненно было, но сводить к нему противоречия в анархистской среде, ссылаясь лишь на полемические замечания оппонентов, никак нельзя.

Некоторые материалы, касающиеся фактической стороны событий, рассматривались также в биографических очерках об участниках дискуссий'в российской анархистской эмиграции, принадлежащих перу Р.Рокера и В.Вудкока15, п также в работах по истории анархистских организаций'4

Для адекватного понимания хода дискуссий в эмиграции привлечена также литература по истории участия анархистоп в Российской революции."

Апробация и практическая значимость исследования

Основные положения работы были изложены в докладах автора на международных конференциях "Идеи и движения мира в России и западное миротворчество. История и современность" (22 апреля 1992 г.) и "Памяти П.А.Кропоткина" (10 и И декабря 1992 г.). Диссертация обсуждена на заседании Сектора общественных движений Института Всеобщей истории РАН.

М.Сук. Критика "организационной платформы**. ^Пробуждение** N 8. С. 57-74; Неттлау' М. Очерки истории анархических идг.й и ст*тьк по ралным социальным вопросам. Детройт 1951. С. 304-369.

Skird.j A Autonomic individuellc cl force collective. Parrs, 1987.

Awich P. 7h* rmsian anarch*!*. New York, 1978. * Вопросы философии. N Я, 1991. 14 Т.ім же, С. 9/.

С'.*, предисловие к M^'imov G.P- My... ; Manirnov G. Constructive...; Volme V. Op. c»t.

Н'чтл*/ M У«. соч.; Go'iic2 Casas J. Op. сІІ. ' Р.і-(н іюк 0 Ф. Комбриг Н-стор М.]»но. Харьков, 1990; Колесников Б. Профі oww є W^«(><.it* и к(ініррсе'.чірцич. Х.ірьксв, 1923; Кубами.* М. М.їчмовщчиа. Л., 1 V2/

Настоящее исследование может быть полезно для понимания анархистского учения во всем его многообразии как историками (исследователями, преподавателями), так и публицистами, политиками, философами.