Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политическая трансформация в Тулузском графстве и зависимых территориях : 1189 - 1271 гг. Стародубцева, Надежда Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стародубцева, Надежда Юрьевна. Социально-политическая трансформация в Тулузском графстве и зависимых территориях : 1189 - 1271 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Стародубцева Надежда Юрьевна; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Волгоград, 2013.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-7/113

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Научная актуальность темы обусловливается тем, что вопрос об общественных, политических и культурных изменениях на Юге Франции в начале проведения объединительной политики французского королевского дома так и не стал центральным в исторических исследованиях, касающихся Лангедока, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.

Политическая актуальность исследования объясняется тем, что с конца 1980-х гг. на Юге Франции активизируется движение за автономию. Изучение изменений общественно-политических основ в землях Тулузского графства, которое было ядром Лангедока, в ходе объединительного процесса позволяет ответить на вопрос, почему тенденция к дезинтеграции сохраняется до сих пор.

Степень изученности темы. Хотя социально-политические трансформации, происходившие в Лангедоке в XIII в., не изучались как самостоятельная проблема, отдельные аспекты этого вопроса затрагивались во многих исследованиях. При этом историографию проблемы логично разделить на зарубежную и отечественную.

В зарубежной историографии попытки осмысления процесса централизации французского государства и истории отдельных регионов предпринимались придворными и провинциальными чиновниками и юристами, а также учеными монахами начиная с XVI в. Но вплоть до XIX в. труды такого рода не были в полной мере научными и носили сугубо информативный характер. Среди них особенно выделяются работы Г. Кателя и масштабный труд Ж. де Вика и К. Вэссета «Всеобщая история Лангедока». Главная их ценность – в использовании разнообразных источников, многие из которых не сохранились и доступны лишь в этих трудах.

О научном изучении истории Франции в целом и отдельных регионов можно говорить начиная с XIX в. Интерес к вопросам становления государственности обусловил изучение централизационного процесса во Франции. Но он рассматривался исключительно с точки зрения интересов французской монархии и оценивался как мирный и эволюционный, что характерно для работ Ф. Гизо. Идеей о благодетельной роли монархии и лично монархов проникнуты исторические труды, посвященные деятельности отдельных французских правителей, среди которых выделяются работы М. Капефига и М.-А. Лемэра.

Историки-позитивисты дали новый толчок исследованиям, переместив акцент на историю правовых и политических институтов, а также роль королевской власти в процессе централизации. Помимо общих работ по истории Франции и ее государственных институтов (зачастую в контексте всемирной или европейской истории), как, например, труд Э. Лависса и А. Рамбо или работы Ш. Пти-Дютайи, М. Фонтана, появляются и серьезные исследования истории отдельных регионов. Интерес представляет работа П.Донёна, описывающего систему местного самоуправления в Лангедоке. Автор, однако, игнорируя некоторые факты, стремится доказать, что французское завоевание фактически не повлияло на вектор внутриполитического развития данного региона. Тогда же появляются работы по истории отдельных городов и владений знати. Среди всех трудов этого периода особенно выделяется сочинение Э. Бутарика «Людовик Святой и Альфонс Пуатье», которое до сих пор остается единственным полноценным научным трудом по истории Лангедока в период, когда им управлял Альфонс Пуатье.

Следует отметить сочинения ученых, связанных с церковными организациями, – А. Лекоя де Лямарш, аббата Дуэ. Они выражали официальную позицию католической церкви, аргументируя необходимость мер, предпринятых ею и французской монархией в борьбе с движением катаров. Особую ценность их работам придает использование большого числа источников церковного происхождения. Их трактовка катаров как последователей манихеев прочно закрепилась в историографии и до сих пор транслируется в различных энциклопедиях и учебных пособиях.

Внимание к катаризму сориентировало историков на исследование обстоятельств Альбигойских войн. Особенно здесь выделяются труды М. Парктелена и Н.Пейра, несколько романтизировавших лангедокских борцов за свободу, но оттого еще более внимательных к разнообразным деталям и подробностям войн.

XIX – начало ХХ в. – пик изучения куртуазной культуры. Особый вклад внесли Ж. Арну, М.Т. Эмерик-Давид и Ж. Англад. Но все это были литературоведческие труды, хотя авторы и старались анализировать творчество трубадуров и их роль в политической жизни региона в историческом контексте, что нашло наиболее яркое отражение в работах Ж.Гибаля и А.Жанруа.

Новую страницу в изучении социально-политических процессов во Французском королевстве в целом и отдельных его частях открыли историки французской школы «Анналы». Благодаря работам М.Блока, Ж. Ле Гоффа, Ж. Дюби и Э. Ле Руа Ладюри в научный оборот были введены понятия «ментальность», «массовое сознание» и ряд других, позволивших иначе взглянуть на особенности общественных и политических процессов, протекавших во Франции в Средние века.

С 70-х гг. ХХ в. начался новый всплеск интереса к истории и догматике катаризма, Альбигойским войнам и их значению в истории Франции. Р. Нелли, А. Бренон и М. Рокебер по-новому интерпретировали данные источников, показав органическую связь учения катаров с ранним христианством и культурой Юга, а также влияние катаризма на развитие южных земель. Появление этих исследований вызвало длительную дискуссию в различных научных изданиях («Библиотека школы хартий», «Обзор истории французской церкви» и др.), в которой участвовали ученые разных стран: К.Тузелье, Ф.Санжек, Э.Бозоки, М.Зерне и др. В итоге в настоящее время догматика катаризма хорошо изучена, в то время как его влияние на общественную и политическую сферы по-прежнему остается на периферии научных интересов.

Что касается куртуазной культуры, то в последние десятилетия акцент в ее изучении сместился с преимущественно литературоведческого анализа к попыткам включить этот феномен в контекст исторического развития южных регионов Франции и связать его с другими явлениями той поры. Здесь выделяются работы Л.М. Паттерсон, Ж. Брюнель-Лобришон и А. Дюамель-Амадо, попытавшихся соотнести творчество трубадуров с жизнью общества в целом.

Но если вопросам религиозного мировоззрения и культурному наследию в настоящее время уделяется довольно много внимания, то социально-экономические и политические проблемы средневекового Лангедока становятся объектом исследования гораздо реже. Особого внимания заслуживают работы Л. Масэ, Ж.-Л. Дежана и Ж. Виллеминоса, освещающие деятельность тулузских графов с акцентом на их личных качествах и особенностях, а также на их взаимоотношениях с ближайшим окружением. Несомненный интерес представляют исследования Дж. Манди, касающиеся истоков и особенностей местного самоуправления, а также Ф.Вольфа, рассматривающие социально-экономические вопросы в истории Тулузы.

Несмотря на значительный вклад этих авторов в разработку отдельных конкретных вопросов, общая картина серьезных изменений, происходивших в Лангедоке в процессе вхождения в состав французского королевства, не складывается. Наименее изученным этапом в истории средневекового Юга по-прежнему остается период, когда Лангедоком управлял Альфонс Пуатье – брат Людовика IX.

В отечественной историографии история средневекового Юга Франции, за редким исключением, не была предметом самостоятельного изучения и рассматривалась лишь в контексте истории Франции в целом. Из дореволюционных работ особо стоит отметить труд Н.А. Осокина, не лишенный некоторой предвзятости в оценках, но отличающийся серьезной источниковой базой. До настоящего времени это единственная русскоязычная работа, в которой была осуществлена попытка дать комплексную характеристику южнофранцузского общества XIII в. и подробно изложить обстоятельства французского завоевания.

Отдельные аспекты специфической культуры южан получили освещение в работах А.Н. Веселовского, К.А. Иванова, Л.П. Карсавина,
О.А. Добиаш-Рождественской. Некоторые вопросы, связанные с коммунальной борьбой, истоками городских вольностей, формированием городского самоуправления на Юге Франции, нашли отражение в сочинении А.К. Дживелегова.

Внимание историков советской эпохи по большей части было сосредоточено на социально-экономической проблематике, важная роль отводилась социальной (классовой) борьбе, что не могло не отразиться на трактовке гетеродоксических учений Средневековья и их роли в истории Франции. В работах Н.А. Сидоровой, В.Л. Керова и ряда других исследователей основной акцент сделан на социальных противоречиях, обострившихся во Франции в XII в. и выразившихся в своеобразной форме протестного движения – ересях. Но существовал и иной взгляд: в трудах А.Я. Гуревича эти процессы тесно вплетены в мировоззренческие изменения, происходившие в XII–XIII вв. по всей Европе.

Изучение куртуазной культуры в советской науке в основном осуществлялось в рамках литературоведения. Значительный вклад в разработку этой проблемы, а также в публикацию переводов художественных текстов внесли В.Ф. Шишмарев и М.Б. Мейлах , попытавшиеся соотнести лирику трубадуров с социально-экономической и политической обстановкой на средневековом Юге Франции.

Собственно историей Лангедока в изучаемый период занимались мало. Можно отметить вклад историков саратовской школы, прежде всего С.М. Стама, осуществившего серьезное исследование экономического развития, эволюции социальных отношений и частично – муниципального самоуправления в Тулузе XI–XIII вв., а также работы В.И. Осипова и М.Е. Беляевой-Карпачевой, посвященные отдельным проблемам южных городов. Следует отметить и небольшую работу Г.М. Тушиной, показавшей роль коммунального движения в эволюции южнофранцузского общества.

В постсоветский период крупных работ, посвященных интересующей нас тематике, почти не выходило, за исключением нескольких статей Ю.Л. Бессмертного об отражении социальных вопросов в поэзии ранних трубадуров, Г.М. Тушиной о правовом поле в Лангедоке и М.Е. Беляевой-Карпачевой об освободительном движении в ряде городов Юга.

Таким образом, несмотря на все достижения историков, систематичного исследования заявленной нами проблемы не было проведено. Отечественная историография, имея фундаментальные труды по социально-экономической и политической истории Франции, обошла стороной вопрос о социально-политической истории Лангедока периода присоединения к Франции. Зарубежная историография сосредоточилась в основном на узких конкретных историко-культурных проблемах в ущерб исследованию целостной картины в этом регионе. Данная работа призвана в некоторой мере восполнить этот пробел в историографии.

Объект исследования – ситуация в Лангедоке в конце XII – второй трети XIII в.

Предмет исследования – изменения в области общественных отношений и политических структур в Тулузском графстве и на зависимых от него территориях в период правления последних графов (1189–1271 гг.).

Особое внимание при этом уделяется выявлению основных моделей социально-политического развития южнофранцузских земель, предлагавшихся разными политическими силами, и их влиянию на вектор развития данного региона.

Цель данной работы – выявить изменения в политической и социальной сферах, происходившие в Тулузском графстве и на зависимых от него территориях в конце XII–XIII вв. и повлиявшие на дальнейшую судьбу региона.

В рамках темы и цели исследования можно сформулировать следующие задачи:

1) выявить основные внутриполитические и внешнеполитические цели тулузских графов и методы их реализации с 1189-го по 1229 г.;

2) определить модели социально-политического устройства, предлагавшиеся различными социальными группами (катарами, куртуазной знатью), и проследить их эволюцию;

3) изучить деятельность французских завоевателей на южных землях в период Альбигойских войн и оценить ее влияние на дальнейшее развитие региона;

4) выяснить влияние поражения в Альбигойских войнах на деятельность тулузских графов;

5) охарактеризовать политику Людовика IX и Альфонса Пуатье в контексте ее влияния на процесс унификации северной и южной частей Французского королевства и оценить степень самостоятельности графа Пуатье.

Хронологические рамки исследования связаны с деятельностью трех последних правителей Лангедока, приведшей к серьезным изменениям всех сторон жизни изучаемого региона, – Раймонда VI, Раймонда VII и Альфонса Пуатье, – и охватывают период с 1189-го по 1271 г. В качестве исходной точки выбрано начало правления Раймонда VI, инициировавшего масштабное реформирование своего домена. Завершает исследование смерть Альфонса Пуатье, вслед за которой Тулузское графство перешло под непосредственное управление французского короля.

Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач и проведения объективного исследования были использованы разнообразные источники – как опубликованные документы, так и материалы из фондов Муниципальных архивов г. Тулузы (АМТ). Условно их можно разделить на восемь групп.

В первую группу входят хроники и исторические сочинения, содержащие сведения фактографического свойства и важные для изучения социально-политических реалий Французского королевства. Особое значение имеют «История альбигойской ереси и священной войны, предпринятой против нее» монаха Пьера де Во-Сернея, излагающая точку зрения католической церкви по вопросам ереси и борьбы с ней, и «Хроника» Гийома де Пюи-Лорана, в концентрированном виде отражающая официальную позицию французской монархии по вопросу завоевания Юга.

Ко второй группе отнесены законодательные и актовые материалы, включающие местные кутюмы и постановления графов, сопоставление которых позволяет увидеть изменения политического и социального строя, а также оммажи, клятвы верности и комплекс документов, связанных с внедрением в жизнь мирных договоров между тулузскими графами и французскими королями в 1229-м и 1242 гг. Наибольшую ценность представляют материалы городских картуляриев, находящихся в Муниципальных архивах Тулузы. В них собраны городские статуты и дополнения к ним, распоряжения консулата относительно внутригородской жизни, его соглашения с другими коммунами и сеньорами по спорным вопросам, некоторые распоряжения тулузских графов. В целом эти документы демонстрируют изменения в сфере общественных отношений, а также постепенный переход власти из рук тулузских графов в руки завоевателей и внедрение элементов северофранцузского законодательства в практику на южных окраинах королевства.

В третью группу объединены дипломатические акты. Здесь представлены договоры Тулузской коммуны с сеньорами и коммунами округи, взятые из картуляриев, сформировавшие область «Patria Tolosana». Сюда же относятся договоры, связанные с обстоятельствами Альбигойских войн.

К четвертой группе отнесена официальная переписка. Здесь представлены послания римских понтификов и папских легатов в связи с «альбигойским делом», в которых обозначена позиция Церкви относительно проблем южнофранцузских земель и их будущей судьбы. Сюда же входят письма тулузских графов к союзникам и французскому королю, отражающие текущее состояние борьбы за независимость и причины ее неудач. Но наибольшую ценность представляют документы из двухтомника «Административная переписка Альфонса Пуатье», который является фактически единственным опубликованным комплексом документов, связанных с историей Лангедока с 1250-х гг. до 1271 г. С их помощью можно проследить мероприятия, направленные на унификацию северных и южных земель королевства.

В пятой группе собраны церковные документы. В основном это тексты, связанные с деятельностью инквизиции в Лангедоке: постановления, регулирующие деятельность инквизиционных трибуналов, регистры инквизиции, постановления об отлучении от Церкви и отпущении грехов, постановления ряда церковных соборов. Работа с этими документами требует особой осторожности, т. к. они отличаются крайним субъективизмом и предвзятостью. Но именно из них можно получить сведения о доктрине катаризма, проследить изменение отношения к французам и королевской власти.

Шестая группа, объединяющая религиозные и полемические трактаты, представлена сочинениями, излагающими основные положения катаризма, которые были составлены как его сторонниками, так и противниками. В числе последних особенно выделяется монах Рэнье Саккони, некогда исповедовавший катаризм, но затем вернувшийся в лоно католической церкви. Документы этой группы позволяют вычленить социальную и политическую составляющие в учении катаров.

В седьмую группу входят биографии французских монархов – Филиппа-Августа, Людовика VIII и Людовика IX, написанные современниками и являющиеся, по сути, апологией королевской власти. Их ценность определяется тем, что они излагали позицию правителя о событиях, происходивших в государстве, отражали намерения и мотивацию государей в их деятельности и мнение ближнего монаршего круга о ситуации в королевстве и необходимых мерах по ее урегулированию.

Восьмая группа источников представлена художественными произведениями. В основном сюда включены сочинения и биографии трубадуров, составленные в XIII в., которые выражали преимущественно взгляды местной аристократии и городского нобилитета по вопросам социального и политического устройства, а также их отношение к Церкви и французской монархии. Особую роль играет «Песнь об альбигойском крестовом походе», отражающая взгляд южан на события накануне и во время Альбигойских войн и представляющая собой гимн патриотизму южан. Это довольно специфическая группа источников ввиду их крайней субъективности.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма и объективности. Принцип историзма, предполагающий рассмотрение общественных явлений в развитии, в конкретно-исторической ситуации, во взаимосвязи с другими явлениями, послужил базой для анализа эволюции социально-политических структур в Лангедоке по мере активизации централизаторской политики тулузских графов, а затем – под влиянием борьбы за независимость от французского королевства. Этот принцип использовался и для анализа специфических культурных феноменов (катаризма и куртуазии) в контексте меняющейся политической ситуации.

Принцип объективности в данной работе реализуется в использовании широкого круга разнообразных источников, их сравнительном анализе и сопоставлении.

Трансформация всего уклада жизни населения Лангедока на протяжении сравнительно короткого времени диктует необходимость использования комплексного подхода при установлении внутри- и внешнеполитических, социокультурных причин этих изменений, а также механизмов их внедрения в практику.

Задачи исследования решались, главным образом, при помощи историко-генетического, историко-сравнительного, историко-системного и структурного методов.

Историко-генетический метод позволил проследить эволюцию властных структур в Лангедоке под влиянием изменяющихся потребностей региона и под воздействием внешних сил.

Историко-сравнительный метод позволил выделить специфические черты общественно-политического устройства Лангедока в сравнении с аналогичными структурами французского королевства и выяснить влияние этих особенностей на процесс унификации Юга и Севера Франции. Не менее полезен этот метод для выявления особенностей катаризма и куртуазной идеологии и их воздействия на общественное мнение.

Историко-системный метод способствовал выявлению механизмов взаимовлияния властных структур, общественных отношений и мировоззренческих моделей в процессе социально-политической трансформации в регионе и формирования новой системы управления и иного типа социального взаимодействия.

С помощью структурного метода производилось построение моделей общественных отношений, предлагавшихся сторонниками катарского вероучения и куртуазной культуры.

Научная новизна работы определяется следующим:

– впервые трансформация общественно-политических структур в Лангедоке с конца XII до последней трети XIII в. была поставлена в центр исследования, а не рассматривалась как побочный результат Альбигойских войн;

– в результате предпринятого нами анализа процесса трансформации в лангедокском обществе было установлено, что этот процесс начался еще до французского завоевания;

– исследование показало, что некоторые проявления этих изменений были переняты и использованы французским правительством;

– впервые движение катаров и поэзия трубадуров были проанализированы с точки зрения их роли в формировании оппозиции центральной власти в исследуемый период;

– впервые использованы архивные материалы (городские картулярии) для выяснения процесса эволюции властных полномочий тулузских графов, что позволило откорректировать представление о роли Раймондинов в жизни Лангедока в целом;

– впервые обоснована идея о начале внедрения французской модели социально-политического устройства в связи с деятельностью С. де Монфора;

– пересмотрена роль Альфонса Пуатье и доказано, что он был не просто исполнителем воли Людовика IX, а самостоятельной политической фигурой, чья деятельность в значительной мере способствовала унификации южных и северных земель Франции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тулузский граф Раймонд VI начал реализацию программы по усилению своего авторитета и централизации власти, нацеленной на занятие лидирующей позиции в регионе еще накануне Альбигойских войн. Она предусматривала целый комплекс мероприятий. Часть из них представляла собой развитие мер, начатых его предшественниками (расширение владений, упрочение международного авторитета, поддержание дистанции по отношению к сюзеренам). Другие меры были впервые внедрены в конце XII – начале XIII в.: закрепление главной графской резиденции в Тулузе, создание центральной и местной администрации, добровольная поддержка городов и использование их в качестве противовеса крупным феодалам, усиление сеньориально-вассальных связей, дистанцирование от католической церкви.

2. Можно выделить, как минимум, две модели, оппозиционные графской политике, сформулированные в произведениях куртуазных поэтов и в рамках катарского учения. Катары предлагали эгалитарную модель общества в противовес элитарной модели куртуазной знати. Анархической идее катаров, утверждавших дьявольское происхождение любой земной власти, противостоял идеал феодальной вольницы, воспеваемый трубадурами.

3. Объединение сторонников катаризма и куртуазии под влиянием Альбигойских войн дало идеологическую основу для борьбы местного населения с французами не просто ради отстаивания независимости, но для сохранения привычных устоев и в том числе правящей династии.

4. Начало внедрения северофранцузской модели социально-политического устройства следует относить к периоду правления в Лангедоке Симона де Монфора, попытавшегося ликвидировать специфические особенности южного общества путем применения французских кутюм и раздач земель и должностей французам.

5. Правление Раймонда VII с 1229-го по 1249 г. носило переходный характер, поскольку он пытался сохранить вектор развития Лангедока, заданный его отцом, демонстрируя одновременно верность «королю и вере».

6. Существенно способствовала унификации Лангедока с коронными землями деятельность Альфонса Пуатье, который, сообразуясь с политикой Людовика Святого, активно влиял на внутреннюю жизнь вверенных ему земель.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут способствовать изучению специфики и трудностей протекания процесса централизации французского государства и последствий нерешенных проблем для дальнейшей истории Франции.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке лекционного курса по истории Средних веков и разнообразных спецкурсов, затрагивающих проблемы становления национальных государств и культур Европы.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах на конференциях разного уровня – региональных, всероссийских, международных в ВГСПУ, МГУ, СПбГУ и др. По теме исследования имеется 14 публикаций, 1 из них – в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Изложение материала в диссертации основано на применении хронологически-проблемного принципа.