Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Гладков Александр Константинович

Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180)
<
Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гладков Александр Константинович. Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Гладков Александр Константинович; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН].- Москва, 2008.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-7/391

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Цели и задачи исследования 5

§ 2. Обзор источников.

а) Сочинения Иоанна Солсберийского.

2. 1. «Поликратик или о забавах света и заветах философов».

2. 1. 1. Манускрипты 9

2. 1.2. Издания 15

2. 1.3. Переводы 22

2. 2. «Металогик».

2. 2. 1. Манускрипты 26

2. 2. 2. Издания 30

2. 2. 3. Переводы 32

2. 3. «Энтетик об основоположении философов» (Entheticus Maior).

2. 3. 1. Манускрипты 34

2. 3. 2. Издания и переводы 38

2. 4. «Малый Энтетик» (Entheticus Minor).

2. 4. 1. Манускрипты 41

2. 4. 2. Издания 42

2. 4. 3. Переводы 44

2. 5. «Церковная история».

2. 5. 1. Манускрипт, издания и переводы 44

2. 6. Письма.

2. 6. 1. Манускрипты 46

2. 6. 2. Издания и переводы 49

2. 7. «Малые» сочинения (Opuscula).

2.7. 1. «Жития» 50

2. 7. 2. Иные произведения 52

б) Другие источники з

§ 3. Историография 58

ГЛАВА 1. ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.

§ 1. Ранние годы (1115/1120-1136) 84

§ 2. «Французский» период (1136-1147/1148) 96

§ 3. Становление дипломатической карьеры (1147-1162) 114

§ 4. В курии нового архиепископа. (1162-1170) 128

§5. Время перемен. (1170-1180) 132

ГЛАВА П. «ВЛАСТЬ ПРАВЕДНАЯ И НЕПРАВЕДНАЯ». ОБРАЗ ГОСУДАРЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИОАННА СОЛСБЕРИЙСКОГО.

§ 1. Представление о власти у предшественников и

современников Иоанна Солсберийского 137

§ 2. Образ идеального государя в «Поликратике» Иоанна Солсберийского 148

§ 3. Происхождение и виды тирании 158

§ 4. «Убийство тирана не грех, но благодеяние» 161

§ 5. Изменчивый облик тирана: опыт идентификации.

5. 1. Ветхозаветный царь Гиркан в трактате «Энтетик об основоположении философов» Иоанна Солсберийского 174

5. 2. Фридрих I Барбаросса, "ex-Augustus", в письмах Иоанна Солсберийского 184

5. 3. Persecutor Ecclesiae. Роджер IT Сицилийский в изображении Иоанна Солсберийского 187

ГЛАВА III. "CORPUS RE1 PUBLICAE" И «ИЕРАРХИЯ ОБЩЕСТВА» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИОАННА СОЛСБЕРИЙСКОГО.

§ 1. Воззрения на общество предшественников и современников Иоанна Солсберийского 190

§ 2. "Institutio Traiani": антропологическая метафора в «Поликратике» Иоанна Солсберийского 198

§ 3. «Идеальное общество» Иоанна Солсберийского 208

§4. Nugae curialium: повседневная жизнь английского придворного в изобраэ/сении Иоанна Солсберийского.

4. 1. Охота 212

4. 2. Азартные игры 218

4.3. Музыка 219

4. 4. Театр 220

4. 5. Магия и астрология 221

ГЛАВА IV. ЦЕРКОВЬ И КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ В АНГЛИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII В. ГЛАЗАМИ ИОАННА СОЛСБЕРИЙСКОГО.

§ 1. "Sacerdotium " и "regnum " в средневековой политической мысли , 218

§ 2. Экклесиология Иоанна Солсберийского 230

§ 3. «Вокруг Кларендона». Законодательная деятельность Генриха II Плантагенета и английская церковь в 60-е гг. XII в 236

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 246

БИБЛИОГРАФИЯ 253

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 293

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Логическая структура трактата «Поликратик» 294

2. Хронологическая последовательность обучения Иоанна Солсберийского во Франции в период с 1136 по 1148 гг 295

3. Маршрут путешествия Иоанна Солсберийского в составе свиты папы римского Евгения III в период с конца 1148 по конец 1153 гг 3  

Введение к работе

§ 1. Цели и задачи работы.

Культурный подъем, произошедший в Западной Европе в XII в. и получивший благодаря Ч.Х. Хаскинсу емкое название «Ренессанса» , характеризуется исследователями как период глубокого и разностороннего изучения латинскими интеллектуалами наследия Античности, повлекшего за собой очередную попытку синтеза языческой и христианской традиций. Хотя в это время появились оригинальные космологические, этические и логические работы Теодориха Шартрского, Петра Абеляра, Гильома Коншского и Бернарда Сильвестра, тем не менее, многие важнейшие проблемы «политической философии» вплоть до второй половины XII в. не получали дальнейшего развития.

Это упущение восполнил видный английский мыслитель, дипломат, знаток классической культуры и превосходный стилист Иоанн Солсберийский (1115/1120-1180). По словам анонимного автора, составившего ему эпитафию, Иоанн соединил в своих трудах «Павла и Платона», то есть, с одной стороны, политические идеи античных философов и писателей, а с другой, - построения Отцов Церкви и схоластов XI-XII вв.

В трактатах «Поликратик, или о забавах света и заветах философов» (1159), «Энтетик об основоположении философов» (50-е гг. XII в) и письмах (1154-1180) Иоанн, опираясь на многочисленные примеры (exempla), разработал собственное социально-политическое учение. Мыслитель изложил свой взгляд на проблемы природы и обязанностей «праведной» власти, причин и последствий возникновения тирании и методов борьбы с ней, организации средневекового общества, а также взаимодействия «священства» и «царства».

Писательская манера Иоанна, его стиль и логика подачи материала, свидетельствуют, по мнению отдельных исследователей, о несогласованности и отрывочности суждений схоласта о власти и обществе. Между тем, совокупное рассмотрение идейного содержания трактатов мыслителя убеждает нас в том, что Иоанн создал стройную и выверенную до мелочей политическую теорию, в которой были, с одной стороны, обобщены, а с другой, - пересмотрены в соответствии с духом времени, учения философов древности, христианских авторов поздней Античности и Средневековья. Вплоть до появления перевода «Политики» Аристотеля, трактаты Иоанна оставались наиболее читаемыми и авторитетными среди латинских интеллектуалов. Однако и после знакомства мыслителей Западной Европы с ранее неизвестным произведением Стагирита, сочинения Иоанна не потеряли своей ценности, по-прежнему продолжая оказывать глубокое и разностороннее воздействие на построения писателей и моралистов последующих веков.

Комплексный анализ социальных, этических и политических воззрений Иоанна Солсберийского позволяет не только воссоздать «картину мира» схоласта, систему и иерархию его ценностей, но и уяснить некоторые особенности представлений о власти, обществе и церкви, характерные для людей Средневековья в целом. Данным обстоятельством объясняется наш интерес к философской системе Солсберийца и выбор его социально-политической теории в качестве предмета настоящего исследования.

При том, что биографии и учению Иоанна Солсберийского посвящено большое число работ, многие важнейшие аспекты его творческого наследия либо не были освещены вообще, либо изучались в недостаточной мере. Исследователи второй половины XIX - первой половины XX вв., опираясь только на трактат «Поликратик» и не привлекая другие сочинения схоласта, интерпретировали его теорию тираноубийство, не замечая при этом бросающихся в глаза «противоречий». Напротив, во второй половине XX в. в «несоответствиях» Иоанна начали усматривать не скрытую «логику», а следствие его неуверенности в собственной позиции, и даже сомнения в правоте того, о чем он писал. Такое отношение к политическим взглядам мыслителя основано на избирательном, часто изолированном от контекста, толковании отдельных его высказываний.

В полной мере понять и оценить социально-политическое учение Иоанна Солсберийского можно только в тесной связи с его философскими представлениями, сформировавшимися в условиях «бурного» XII в., а также интеллектуальными и духовными исканиями предшественников и современников схоласта.

Во второй половине XX - начале XXI вв. произошел заметный перелом в изучении наследия мыслителя, толковании отдельных категорий его теории и выявлении перспектив дальнейшего исследования его социальных и политических взглядов. При этом, однако, в западноевропейской и американской историографии последних лет отсутствуют издания, посвященные комплексному рассмотрению и анализу суждений схоласта о власти, обществе и церкви.

Эта сторона наследия схоласта, а также его биография и произведения в отечественной медиевистике никогда не .были предметом специального изучения. Таким образом, обращение к жизни, творчеству и учению мыслителя представляет значительный интерес, несомненную новизну и актуальность.

Целью диссертации является исследование социально-политических взглядов Иоанна Солсберийского, рассматриваемых как в контексте его мировоззрения, так в связи с морально-нравственными, правовыми и общественными теориями (построениями) эпохи «Ренессанса XII в».

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Во-первых, установить и частично уточнить на основании свидетельств самого Иоанна и других авторов XII в. важнейшие, часто спорные, факты его биографии; во-вторых, определить влияние отдельных людей и обстоятельств жизни на формирование мировоззрения схоласта; в-третьих, исследовать представления Иоанна Солсберийского о праведной и неправедной власти (тирания), ее природе, типологии, функциях, назначении, и исходе; в-четвертых, раскрыть источники и содержание учения мыслителя об иерархии общества; в-пятых, рассмотреть суждения схоласта о проблеме взаимоотношения церкви и королевской власти.

Основные проблемы, поднятые в диссертации, были сформулированы при анализе трактатов Иоанна, произведений писателей классической эпохи, Отцов Церкви, правоведов и схоластов XI-XII вв., а также обширной критической литературы.

Хронологические рамки исследования охватывают годы жизни Иоанна Солсберийского (1115/1120-1180).

Объектом исследования являются философские представления Иоанна Солсберийского, неразрывно связанные с воззрениями античных и средневековых мыслителей, а предмет диссертации составляют его социальные и политические взгляды.

В методологическую основу диссертации положен принцип историзма, стремление к объективному и всестороннему изучению произведений Иоанна Солсберийского, способствующему дальнейшему исследованию его представлений о власти, обществе и церкви, а также установлению идейных истоков и исторических предпосылок складывания социально-политической теории схоласта. Проблемы, поднятые в диссертации и непосредственно связанные с историей политических и правовых учений, развитием философской мысли и интеллектуальной культуры, свидетельствуют о междисциплинарном характере настоящей работы. Удачное решение поставленных целей и задач зависит от результатов применения сравнительно-исторического подхода, источниковедческого и терминологического анализов произведений схоласта.

Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы могут быть полезны при составлении обобщающих трудов по истории Англии и Западной Европы в Средние века, а также при подготовке учебных пособий, лекционных и специальных курсов, посвященных политическим, правовым и философским учениям XI-XII вв., средневековой интеллектуальной культуре и схоластике.