Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг. Елизарова Екатерина Юрьевна

Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг.
<
Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елизарова Екатерина Юрьевна. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Санкт-Петербург, 2000.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/320-4

Введение к работе

Диссертация посвящена социальным и политическим идеям известной французской писательницы Кристины Пизанской (1364 — 1430), которая была первой женщиной в средневековой Европе, профессионально занимавшейся литературным трудом. В многочисленных сочинениях разных жанров она высказала свои суждения о семье, обществе и государстве, отразив взгляды и убеждения широкого круга современников. Ее мировоззрение представляет собой своего рода срез социального сознания, по которому можно судить о состоянии французской общественной мысли и о волновавших ее проблемах в ту эпоху, когда Франция переживала тяжелейший социально-политический кризис, связанный с острыми феодальными усобицами и возобновлением Столетней войны.

Актуальность темы исследования предопределяется прежде всего слабой изученностью общественной мысли позднесредневековой Франции как в зарубежной, французской историографии, так и в отечественной. В середине 60-х годов XX века видный французский историк Б.Гене сказал, что «историю идей во Франции XIV-XV вв. предстоит еще написать», и хотя с тех пор появилось немало исследований на эту тему, «история идей» той эпохи еще не написана. И анализ мировоззрения Кристины Пизанской, творчество которой никогда еще не изучалось отечественной наукой, дает возможность раскрыть многие характерные черты духовной жизни французского общества позднего средневековья.

Кроме того, в настоящее время все более растет интерес к феминистским идеям Кристины, поскольку она была первым средневековым писателем, открыто выступившим в защиту женщин от антифеминизма, питавшегося христианской и античной мыслью. Эти идеи, выражающие женское отношение к браку и семье, позволяют при изучении творческого наследия Кристины понять особенности женского мировосприятия, которые совсем не проявляются в литературе того времени, когда писательский труд был монополией мужчин. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ взглядов Кристины Пизанской на общество, важной составляющей которых были представления о женщине и семье, и на государственное устройство. Особое значение при этом имеет выявление нравственной основы ее мировоззрения, благодаря которой ее взгляды образуют цельную систему. В связи с этой целью встают следующие основные задачи:

изучение представлений Кристины о нравственных принципах общественной жизни;

выявление особенностей ее национально-патриотической мысли; анализ ее феминистских идей и воззрений на брак и семью; оценка ее понятий об идеальном государственном устройстве и государственном управлении;

определение средств достижения мира, предлагавшихся писательницей. Хронологические рамки работы формально определяются периодом творчества Кристины Пизанской - 1396-1429 гг. Это было время тяжелых испытаний для французского общества и государства. Из-за душевной болезни короля Карла VI (1380-1422) между крупнейшими феодальными сеньорами герцогами Орлеанским и Бургундским началась ожесточенная распря по поводу права регентства, которая, разделив страну на два лагеря-орлеанистов

(арманьяков) и бургундцев, вылилась в настоящую гражданскую войну. События приняли особенно угрожающий характер, когда в 1415 г. английская армия Генриха V в союзе с бургундцами возобновила войну с французской монархией. После разгрома французской королевской армии при Азенкуре (1415) англичане навязали Франции унизительный договор в Труа (1420), по которому французская корона после смерти Карла VI должна была перейти к королю Англии. Позднее писательница стала свидетелем начала возрождения королевской власти во Франции, когда благодаря Жанне д'Арк сначала была снята осада Орлеана, а затем совершен триумфальный поход в Реймс (1429), где был коронован Карл VII, которого договор в Труа лишал права наследования престола. Кристина была одной из первых, кто восторженно приветствовал явление Жанны-Девы. Но мировоззрение Кристины Пизанской сложилось под влиянием тех социально-политических идей, которые оформились задолго до указанного периода ее творчества, поэтому хронологические рамки исследования в действительности оказываются гораздо шире.

Методологическая основа исследования. Изучение творчества писательницы было проведено благодаря общенаучным методам, составляющим основу исторического исследования. Это - историзм, научная объективность и системный подход к явлениям прошлого. Комплексное использование этих методов позволило рассмотреть социально-политические взгляды Кристины Пизанской как целостную систему в рамках истории французской общественной мысли.

Источниковая база исследования. При работе над диссертацией были использованы все основные сочинения Кристины Пизанской: политические, военные и моралистические трактаты, новеллы, послания, моралистические баллады и другие поэтические сочинения, за исключением ее ранних стихов, которые мало что дают для понимания ее мировоззрения.

Из трактатов прежде всего следует отметить "Книгу о политическом теле" и "Книгу о Мире", где она представляет общество как часть Божественного миропорядка, основанного на нравственном законе. Исходя из этого закона она рассматривает межсословные отношения, которые ради поддержания мира в обществе должны строиться на принципах морали. Наиболее известным ее трудом является "Книга о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого». Представляя Карла V идеальным правителем, королем — архитектором, творцом, Кристина таким образом излагает свои взгляды на государство и государственное управление.

Основные положения ее социальной доктрины представлены в «Книге о Переменчивости Судьбы» и в «Книге о добром пути знания», в которых она анализирует причины социального неравенства, обусловленного законом Природы. И поскольку социальное согласие при существующем неравенстве она считала достижимым прежде всего благодаря хорошему семейному воспитанию, то в некоторых произведениях («Суждение Кристины», «Сказание о Пуасси», «Нравоучения») она поднимает тему воспитания детей, и показывает, сколь оно необходимо для гармоничного развития их тела, разума и воли и что именно в нем женщины обретают материнское счастье.

Ряд трудов Кристины Пизанской посвящен специально проблемам морали. Таковы «Книга об осторожном человеке», «Притча о неволе человека», «Притча Офелии» и др. Нормы морали она обосновывает натуралистическими доводами и , рассуждая о социально-нравственном долге человека, главным образом имеет в виду верность королю. В некоторых произведениях, как

«Книга Трех Добродетелей», она особо говорит о добродетельном поведении замужних женщин, вдов и девиц, а также об общественно-полезных делах представительниц дворянства и третьего сословия (жен «ученых, юристов, знатных горожан, именитых ремесленников, крупных торговцев»).

Из феминистских сочинений Кристины наиболее важным является «Книга о Граде Женском», где приводятся разнообразные доводы с целью доказать, что по своей духовной и телесной сущности женщина не ниже мужчины. Писательница представила себя архитектором и строителем женского града, управляемого Богородицей, и аллегорически описала его постройку: крепостные стены она сложила из разума античных женщин, дома — из праведности библейских героинь и т.д. Камнями, собранными на поле Учености - в Библии, античной мифологии и истории, послужили ей образы идеальных вдов, жен и дев.

Непосредственный отклик Кристины Пизанской на современные ей политические события запечатлен в сохранившемся эпистолярном наследии и в сочинениях "Послание к королеве Изабелле Баварской", "Рассказ о несчастьях Франции". Подвигу Жанны д'Арк она посвятила «Песнь», написанную в форме обращенной к Богу молитвы о доброй судьбе Карла VII и его королевства. В ней она желала королю, чтобы он расширил свой домен и увеличил число верноподданных.

Таким образом, весь этот свод различных произведений Кристины Пизанской позволяет провести глубокий комплексный анализ ее социально-политических взглядов и понять особенности ее мировосприятия.

Состояние научной разработки темы. Интерес к творчеству Кристины Пизанской пробудился в XIX в., когда историки-эрудиты (Ж.Кишера, Б.Пухель, А.Мишо и др.) стали активно публиковать и комментировать ее сочинения. Тогда же началось изучение ее жизни и литературного наследия, но занимались этим преимущественно филологи. Так, Р.Томмази впервые восстановил биографию писательницы и рассмотрел ее социальные взгляды, представив ее выразительницей миротворческих идей и сторонницей эмансипации женщин. А.Кампо провел сравнительный анализ представлений Кристины и ее современников о социальной роли женщин. Ее политические идеи проанализировал немецкий историк Ф.Кох в работе "Жизнь и творчество Кристины Пизанской".

В XX в. круг интересов заметно расширился. Был, например, поставлен вопрос о целях, которые Кристина преследовала своим творчеством, и М.Ж.Пине впервые показала, что писательница стремилась оздоровить общественные нравы. И именно нравственным дидактизмом ее сочинений историк П.Г.Кэмбелл объяснял их популярность во Франции и Англии в XV в. Исследователи занялись выявлением, с одной стороны, античных и средневековых произведений, которые она компилировала, а с другой — тех мыслителей, под чьим влиянием сформировалось ее мировоззрение. В работах Д.М.Белл и Р.А.Люка было убедительно установлено, что оно сложилось благодаря знакомству с этико-политическими теориями таких позднесредневековых французских философов и теологов, как Никола Орем, Филипп де Мезьер, Жан Жерсон. А Л.Дюлак провела глубокий анализ влияния на писательницу Дж. Боккаччо.

Особый интерес для нас представляют работы по социально-политической мысли Кристины, которых, впрочем, не много. Исследователи позднесредне-вековой общественной мысли к ней обычно относились как к мыслителю

неоригинальному, лишь излагавшему чужие суждения и мысли. Показательна в этом отношении статья К.Говар под названием «Имела ли Кристина Пизан-ская собственное мнение о политике?», где автор показывает, что у нее было свое восприятие политических событий и что она постоянно ратовала за социальное согласие, мысль о котором была лейтмотивом всех ее сочинений. В этой статье, правда, высказывается слабо обоснованное мнение, будто Кристина была сторонницей всемирной монархии. В другой работе того же автора проводится оригинальный анализ представлений писательницы о правосудии в сравнении с современным ей королевским судопроизводством, что позволило сделать вывод о ее хорошем знакомстве с судебной практикой.

Социально-политические взгляды Кристины Пизанской обычно затрагиваются в общих работах по истории общественной мысли во Франции в XIV-XV вв., которые ценны тем более, что в них так или иначе они сопоставляются с идеями других мыслителей. В этом отношении наиболее значительными являются труды Ж.Кринена, посвященные королевской власти и монархической доктрине — «Политические идеи и верования во Франции XIII-XV вв.» и «Идеал государя и королевская власть во Франции в конце средневековья(1380-1440)». О развитии концепции королевской власти в ту же эпоху интересный материал представлен также в работах Ю.П.Малинина. Большим вниманием в XX в. пользовались феминистские идеи Кристины, чтб можно объяснить широко развернувшимся движением женщин за свое полное равенство в правах с мужчинами. В ней увидели наиболее раннюю поборницу равноправия. К этой теме, поэтому, чаще всего обращались женщины — историки и писательницы, и их работы в основном являются популярными. Из серьезных научных исследований стоит выделить труды М.Т.Лорсен. Использовав сравнительный метод, она сопоставила взгляды Кристины на природное предназначение и миротворческий долг женщин, в связи с чем провела сравнение педагогических и политических идей, содержащихся в ее «Книге Трех Добродетелей».

В историографии XX в. была более тщательно изучена биография Кри
стины Пизанской (работы С.Солант, Р.Перну), появился ряд исследований,
посвященных отдельным, частным вопросам ее мировоззрения, как например,
ее мысли о провидении, которые были проанализированы в статьях Р.Броун-
Гран, Э.Ик и С.Сазаки. А ее представления о добродетели и мудрости стали
предметом исследования, проведенного одним из лучших знатоков творчества
Кристины r-жей Л.Дюлак. Наконец, стоит упомянуть исследователей социо-
демографических процессов в позднесредневековой Франции

(Ю.Л.Бессмертный, Ж.Дюби, А.Брец), в чьих трудах освещаются семейно-брачные правовые и этические отношения, знание которых позволяет лучше понять мысли писательницы о браке и семье.

Таким образом, научная литература, специально посвященная Кристине Пизанской или освещающая ее взгляды в связи с общими проблемами истории идей ее времени, в настоящее время весьма богата, многие стороны ее мировоззрения хорошо изучены. Однако необходимо заметить, что исследователей, как правило, интересовали отдельные, наиболее выразительные ее мысли о тех или иных проблемах общественной жизни. Синтез же ее взглядов, позволяющий понять структуру ее социально-политического сознания с характерным для него складом мышления в историографии еще не проводился, и именно это делает целесообразной нашу работу.

Научная новизна диссертационного исследования в том, поэтому, и состоит, что дает комплексный анализ социально-политической мысли Кри-

стины Пизанской как целостной системы с выявлением ее структурообразующих нравственных понятий.

Практическое значение работы. Материалы диссертации могут быть использованы в общих и специальных курсах по истории средних веков, истории социально-политических идей в позднесредневековои Франции и по истории средневековой культуры. Достигнутые научные результаты могут позволить в дальнейшем использовать творческое наследие Кристины Пизанской при изучении истории феминистской мысли и этики семейно-брачных отношений во Франции. Они являются также практически полезными для анализа истоков национально-патриотических идей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения (список использованных источников и научной литературы).