Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный облик горожанина Северного Китая середины XX века Синецкая, Эльвира Андреевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Синецкая, Эльвира Андреевна. Социальный облик горожанина Северного Китая середины XX века : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Москва, 1993.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/784-8

Введение к работе

Политические и экономические перемены, произошедшие в Китае с приходом к власти коммунистов, стали причиной основательной трансформации китайского общества, формирования новых и преобразования или исчезновения старых социальных групп. Особенно сильное воздействие на эти процессы оказали преобразование форм собственности в городе и деревне, политика ускоренного насавдения социализма, а также курс на индустриализацию. В этом отношении Китай во многом повторял опыт Советского Союза и некоторых других стран, назвавших себя сначала "народно-демократическими", а затем - "социалистическими". Однако отличительной чертой социальных сдвигов в Китае было го, что совершались они при наличии своего рода "китайской стены", отделявшей деревню от города. В Китае отсутствовала миграция сельского населения в город, сопутствовавшая индустриализации нашей страны. Поэтому здесь можно говорить о существовании замкнутого городского сообщества, внутри которого, как в своеобразном плавильном котле, и совершались социальные эксперименты по строительству социализма. Аналогичным замкнутым сообществом, лишенным сообщающихся сосудов с городом, была и деревня.

Горожане имели целый ряд материальных преимуществ перед жителями села, прежде всего постоянное рабочее место, так называемая "железная чашка риса", которая обеспечивалась содержанием больших излишков рабочей силы на предприятиях и в учреждениях (по принципу "распределения работы, с которой могли справиться трое, на пятерых"), а также различные социальные льготы, пособия, дотации. Всего этого сельский житель был лишен. Относительное благосостояние города поддерживалось за счет жестокого ограбления деревни. Барьер между городским и сельским сообществом, удержание сельских жителей от перемещения в город поддерживались с помощью жесткой системы прописки, а также посредством периодической высылки из городов тех селян, которые проникали туда вопреки всем запретам. В то же время периодически осуществлялись и "кровопускания" для городского сообщества, когда по политичес-


I


ким или экономическим мотивам из города в массовом порядке высылались нежелательные элементы. Это долено было поддерживать определенный конформизм городского сопиума.

Городское сообщество периода раннего социализма в Китае имело своеобразную ячеистую структуру. Первоэлементом в этой структуре была не личность, как в обществе с рыночной экономикой, однако уже и не клан или семья, как в традиционном обществе, но совершенно своеобычная, присущая только Китаю этого периода (впрочем сохранившаяся и до наших дней) "единица" ("даньвэй"). В этих единицах были не только заняты трудовой деятельностью, но и шиш политической, социальной, культурной и во многом - личной жизнью абсолютное большинство городских жителей. Эти "единицы" иногда в нашей литературе именуют "производственными". Это неверно, прежде всего потому, что помимо "единиц" преимущественно производственного или хозяйственного назначения, имеются "единицы" научно-исследовательские, проектные, учебные, административные и т.п. Но главное состоит в том, что все "единицы" многофункциональны, ни одна из них не несет только производственных или иных специальных функций. Они превде всего являются проводниками политики коммунистической партии и государства (будь то кампания по ограничению рождаемости или за уничтожение "четырех зол") и несут бремя по социальному обеспечению работников и их семей.

Одна из таких единиц -ячеек городского сообщества в Китае исследуется в настоящей работе. Выбор данной единицы определил ИСТОЧНИК. Это - сборник дацзыбао ("газеты больших иероглифов") Шицзиншаньского металлургического завода, изданный Канцелярией Пекинского горкома КПК в сентябре 1957 г. -после завершения экспериментального периода движения "за исправление стиля работы партии". Авторами дацзыбао являлись представители разных групп населения, так или иначе связанных с одним из крупнейших металлургических заводов Северного Китая, расположенном в пригороде Пекина (ныне носящего название "Шоуду"). Среда пишущих большинство тех, кого можно по традиционной терминологии называть рабочими и служащими, но не мало и тех, кто плохо укладывается в это определение: ра-

ботники охраны и милиционеры, парикмахеры, продавцы и тому подобное - работники кооперативов, учителя и врачи, журналисты и пр. Все подразделения (будь то школа, ПТУ, отделение милиции, кооперативы, скажем, по ремонту обуви, больницы,магазины, редакции газет), где были заняты эти люди, входили в единую систему под названием іііицзиншаньский металлургический завод. Писались дацзыбао и о проблемах нетрудоустроенных членов семей всех этих категорий населения. Среди пишущих дацзыбао были и квартирующиеся в Пекине, и в общежитиях самого завода, и в близрасположенных деревнях. Многие из авторов были детьми горожан, но были и переселившиеся из деревни (в большинстве своем оставив там жену и детей, не говоря уже о других родственниках). Всех этих людей связывало в некое сообщество прежде всего то, что они не были постоянно или преимуще-. ственно связаны с сельскохозяйственным производством (хотя, как явствует из дацзыбао, шицзиншаньцы принимали участие в так называемой шефской помощи селу). Это дает основания называть их "горожанами".

Сборник дацзыбао - это два тома в 1469 страниц журнального размера, содержащих тексты 5412 дацзыбао, сгруппированных прежде всего хронологически (с 24 августа по II сентября 1957 г.), по дням - по 6 общим для всех дней рубрикам: управление производством, труд и заработная плата, культурно-бытовое обслуживание и социальное обеспечение, деятельность кадровых работников, взаимоотношения партии и масс, государственная власть и политическая жизнь масс. (В конце сборника дана подборка дацзыбао с критикой нескольких молодых инженеров, получивших образование в СССР.) Анализ содержания дацзыбао, их размещение по рубрикам, сформулированным публикаторами (судя по всему, при систематизации материала), дают основания полагать, что составители данного сборника стремились увидеть за частными вопросами, порой касающимися личностных взаимоотношений (дацзыбао о конкретных конфликтах начальников и подчиненных, о конкретных поступках конкретных членов партии, профсоюзных деятелей, о личных трудностях авторов дацзыбао) отнюдь не частные, а общегосударственные моменты,имеющие отношение к ключевым вопросам жизни общества - взаимоот-


ношения между членами общества, мевду партией и массами, массовыми организациями между собой и со своими членами, различные потребности населения и меру их удовлетворения (или неудовлетворения) . Одновременно анализ материалов сборника позволяет представить и уровень и содержание культурного и политического сознания, характер психологии представителей различных групп (не только рабочих), чья жизнь была неразрывно связана с этим крупнейшим предприятием. Анализируя содержание дацзы-бао, диссертант соотносил выраженные в них взгляды и мнения с решениями КПК и постановлениями Госсовета КНР, а также с материалами, публиковавшимися в тот период в центральной партийной и профсоюзной печати.

АКТУАЛЬНОСТЬ избранной темы состоит в том, что проблема перехода традиционного, т.е. докапиталистического общества к современным формам политической и экономической организации по-прежнему остается нерешенной. Выдвижение программы модернизации Китая, рассчитанной на долгие годы, замена маоистской концепции теорией социализма с китайской спецификой снова привлекает внимание китайских и зарубежных ученых к изучению состояния различных классов и социальных групп китайского общества, их отношения к задачам преобразования страны, подтягивания ее к общемировому уровню. Известно, что в демократическом движении весной 1989 г. различные слои городского населения по-разному отнеслись к его лозунгам и не все поддержали его активными действиями. Чтобы разъяснить причины пассивного поведения горожан в политических кампаниях - как антидемократического толка ("культурная революция"), так и демократического характера, надо обратиться снова к начальному периоду образования КНР, когда ситуация глубокого разлома, изменения всех основных общественных институтов создавали поистине уникальные возможности для рассмотрения тех компонентов и механизмов социального устройства, которые в обычных условиях глубоко "скрыты и незаметны. В наши дни, как и в 50-е годы, поэтому остаются актуальными задачи качественного анализа тех социальных слоев населения, которые непосредственно связаны с промышленным производством и считаются.социальной базой КПК. Это помогает лучше понять особенности формирования

социально-экономической политики Компартии Китая и особенности пути развития страны. Не менее важным представляется составить реальную картину взаимоотношений между изучаемыми социальными группами и правящей партией, роль и место этой части так называемых масс в политической системе страны, но не менее важным является и изучение осознания самими трудящимися и своего места в системе и их отношение к тем социальным институтам, которые от их имени формируют политику страны. Материалы сборника раскрывают и объясняют интересы, ценностные ориентации этой репрезентативной части китайского населения, позволяют лучше понять национальные особенности процессов, происходивших и происходящих в Китае.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ данной РАБОТЫ определены стремлением на большом конкретном материала выяснить социальный облик горожанина Северного Китая середины нашего века через изучение восприятия трудящимися своих взаимоотношений с компартией, профсоюзом, отношения их к ключевым моментам политики руководства страной, самоощущения шли сеоєго уроЕня жизни, взаимоотношений с государством и администрацией. Самодостаточная ценность такого исследования одновременно может служить дополнительным источником более глубокого изучения и всего китайского общества как в означенный период, так косвенно и в предыдущий (поскольку социально-психологические характеристики, по утверждению социологов, являются весьма консервативными) и в перспективе (по той же причине).

Сам источник, вероятные причины его появления, подход к нему объясняют интерес автора к истории социологии в Китае. Краткий очерк которой во введении призван в том числе проиллюстрировать наиболее четко и однозначно переломность, специфичность года его появления. Социология в современном смысле этого слова начала проникать в Китай на рубеже XIX и XX веков. Этому способствовали и миссионеры, открывающие первые социологические школы и факультеты. Но интенсивное изучение западной культуры как результат усиливающегося роста национального самосознания определенной части китайского общества предопределило проникновение и социологии в Китай наряду с прочими интеллектуальными веяниями. Наибольшая' заслуга в этом при-


надлежит Лнь Фу, издание которым перевода "Изучения социологии" Г.Спенсера в Шанхае в 1903 г. и считается датой рождения современной китайской социологии. Китайская школа социологов создается после I9II г., когда начинают публиковаться статьи, выходят монографии. В 1930 г. создается Китайская социологическая ассоциация, численность членов которой в 1947г. достигла 160 человек; выпускалось два специализированных журнала. Образование КНР существенно отразилось на положении социологии как науки. И если мы посмотрим первый после "культурной революции" изданный в Китае учебник по социологии, то увидим там как бы "провал" в 22 года: одна из глав заканчивается 1957 г., а следующая за ней начинается с 1979 г. Но вместе с тем надо отметить, что практические, конкретно-социологические исследования в сущности велись в Китае постоянно.

Стремление знать о чем думает и говорит народ, как он -судит о деятельности властей, сбор материалов, проливающих свет на взгляды и настроения простого люда, - явление в Китае традиционное, и в данном случае руководство КПК следовало путем, проторенным задолго до них. Сам Мао Цзэдун в бытность изучения проблем крестьянского движения в Хунани заявлял, что "без подлинно конкретного знания действительного положения всех классов китайского общества не может быть и подлинно правильного руководства". Результаты социологических по своей направленности исследований не всегда публиковались, как правило они существовали в виде документов, предназначенных для служебного пользования. Можно предположить, что в той или иной форме материалы подобных исследований использовались во внутренних дебатах, когда речь заходила о путях и методах социалистических преобразований в стране. Можно отнести к таким материалам и изданный Пекинским горкомом исследуемый сборник дацзыбао движения "за исправление стиля работы партии" с близлежащего Шицзиншаньского завода, рабочие и служащие которого откликнулись на призыв излагать свои жалобы, мнения, соображения в письменном виде в форме "газеты больших иероглифов".

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ разрабатываемой темы определяется тем, что изучение социального облика населения (невозможного

без детального изучения отдельных слоев, его составляющих) является составной частью изучения взаимодействия на мировой арене обществ разного уровня и разных типов развития. Нам кажется продуктивным исследовать общества именно не только (и не столько) исходя из уровней развития по определенным показателям, принятым за эталон в так называемой западной цивилизации, сколько исследовать типы обществ, типы развития, стержнем чего может стать ценностная ориентация обществ. Изучение проблемы невозможно без научного анализа, обработки и осмысления эмпирического материала, дающего возможность установления этих ценностных ориентиров и групп, составляющих эти общества. Знание ценностных ориентации, объединяющих различные социальные группы, представляет и большой ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС, ибо позволяет прогнозировать успехи или поражения предпринимаемых реформ как изучаемых обществ, так, возможно, по аналогии, позволяет и обстоятельнее и глубже взглянуть и на процессы, происходящие в других странах. Материалы диссертации могут .быть использованы и при подготовке учебных курсов по истории КНР и Китая в целом. Кроме того, выявление национальных особенностей менталитета китайцев могло бы быть полезным в методологическом плане не только в формировании взаимоотношений с Китаем, но и применительно к ряду стран "ближнего зарубежья".

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в том, что в ней впервые в мировой синологии вопрос о взаимоотношении партии и масс, от имени которых партия выступает, исследуется на уникальном фактическом материале - дацзыбао рабочих и служащих завода,который и в 50-е годы и сейчас является своеобразной лабораторией, полигоном проверки проводимых компартией Китая, политических и социально-экономических мероприятий. Анализ этого источника, представляющего чрезвычайно широкий спектр социально-экономических и социально-психологических характеристик имеющих самое разное отношение к этому предприятию групп населения страны, позволяет по-новому подойти и к ответу на вопрос о роли социального образования, именуемого рабочим классом, в общественно-политической и экономической жизни страны. Диссертант надеется, что выводы, сложившиеся в результате исследова-


ния, будут полезны и при изучении более крупных проблем истории Китая.

{МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ диссертации являются достижения мировой социологической, политологической и исторической наук. Автор не претендует на полный отказ от марксизма-ленинизма, многие положения которого подвергаются сегодня столь строгой, но очень эмоциональной критике. Вместе с тем автор должен отметить, что в большей степени руководствовался теми новыми соображениями и суждениями отечественных обществоведов, которые отходят в своих работах от традиционного догматического понимания марксизма и предлагают в оценке социальных явлений исходить из объективного анализа и оценки конкретного эмпирического материала. Среди работ отечественных синологов, без которых появление данной работы было бы просто невозможно, хочется прежде всего отметить статьи и монографии Т.Н.Акатовой, Я.М.Бергера, В.Г.Гельбраса, Л.П.Делюсина, Е.А.Коновалова, А.А.Круїшшского, А.В.Меликсетова, Е.Ю.Стабу-ровой, Г.Д.Сухарчука эт цэтэра.

Основные положения и выводы диссертации АПРОБИРОВАНЫ в серии статей, опубликованных в изданиях Института Дальнего Востока и Института востоковедения Российской Академии наук, на конференциях Института востоковедения РАН и Санкт-Петербургского государственного университета, а также сданной в издательство монографии, на основе которой написана диссертация.

СТРУКТУРА РАБОТЫ: введение, 4 главы, последняя из которых является в сущности и выводами работы, и заключение. К работе прилагается список использованной литературы.