Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие курдского освободительного движения в Османской империи (XIX-начало XX вв. ) Джалиле, Джалил Джасимович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джалиле, Джалил Джасимович. Становление и развитие курдского освободительного движения в Османской империи (XIX-начало XX вв. ) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Москва, 1991.- 32 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/2368-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Районы Ближнего и Среднего Востока сегодня стали серьезнейшим очагом международной напряженности, может бнть, более опасннм для судеб мира во всем мире, чем другие "горячие точки" планеты. В свете нового политического мышления одной цз глобальных задач, стоящих перед человечеством, является ликвидация региональных конфликтов. Естественно пристальное и напряженное внимание мировой общественной мысли к трагическим событиям, происходящим в западноазиатском регионе. Это накладывает на исследователей обязанность приложить максимум усилий к изучению причин и созременного состояния возникших там социальных и этнокультурных антагонизмов, разработать собственный позитивный ответ на возникшие вопросы. Только на базе фундаментальных научных исследований могут быть выработаны объективная оценка изучаемой ситуации, а также практические рекомендации для стабилизации создавшегося положения и создания условий гармоничного социального развития всех народов, проживающих на данной территории.

Одним из наименее изученных факторов, оказывавших реальное воздействие на возможность достижения там мирного урегулирования, является курдская проблема. В настоящее время более чем двадцатиииллионннй курдский народ не имеет собственной национальной государственности. В силу различных исторических причин пространство его исконного расселения оказалось расчленено между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. Социальное и национальное угнетение курдов (доходящее подчас до геноцида) и вызванная им необходимая зашита курдским народом своих интересов (а подчас и национального существования) оказывают серьезное деструктивное воздействие на обстановку в регионе. Неизученность жизни курдского народа стала серьезной преградой для всесторонне аргументированной оценки курдских движений. В результате как в научной, так и политической литературе обнаруживаются серьезные противоречия, непонимание, а также прямые фальсификации тех или иных исторических событий прошлого и настоящего. Научно обоснованное

I.

*

преодоление заблуждений и ошибок - путь к созданию теоретических основ практического решения курдской проблемы.

Удовлетворение национальных и социальных чаяний курдского народа на справедливых, демократических принципах является одним из условий политической стабильности и прогресса названных ваше государств. Создание такого условия несет в себе существеї ный, доныне не реализованный позитивный потенциал возможности ликвидации региональных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке Курдский народ может и должен стать гарантом мира в этом районе

Курдская проблема приобрела, таким обравом, комплексный хг рактер. В наши дни она должна рассматриваться на двух уровнях: "региональном" (как общий фактор политической и социальной жизі Западной Азии) и "страновом" (как важный элемент внутренней жи: ни всех государств проживания курдского народа). Вне курдской проблемы не могут быть поняты ни комплекс международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке, ни история каждого этноса, обитающего на данной территории.

Курды стали непременными и активными участниками регионалі них противоречий и столкновений стран, между которыми политичес ки разделено пространство их расселения. Национальный, политический и социальный аспекты, являющиеся основными компонентами курдской проблемы, обусловили ее интернационализацию, начиная с середины XIX в.

Процесс сложения мирового рынка, глобальные и региональные конфликты обусловили усиление интернационализации истории курдов. Их локальные периферийные антиколониальные выступления в новейшее время превратились в актуальную общерегиональную проблему. Трагический исторический опыт предопределил бесперспективность попыток решения курдской проблемы с позиций феодального партикуляризма или политики внешнеполитических комбинаций, установления сделок с правящими кругами господствующих режимов, Борьба курдов за национальное и социальное освобождение приобре да революционно-демократический характер. Данное обстоятельстве обусловило органическую потребность патриотических сил курдов в участии в мировом революционном процессе. Курдское движение стало составной частью борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки за национальное и социальное освобождение от колониального гнета.

Курдское меньшинство совместно с преобладающими в каждом

государстве народами (арабами, турками, персами) и проживающим! 2.

там национальными меньшинствами (армянами', ассирийцами и др.) принимает участие во всех сферах внутриполитической и социальной жизни стран проливания, в том числе в массовых движениях. Оно тем самым участвует в формировании социальных целей государственного развития, создавая союзные отношения с прогрессивными силами, возникашимя з среде других этносов, и, опираясь на них, представляя и защищая общегосударственные интересы стран проливания. Жизнь курдов оказалась неразрывно связанной с судьбой народов-соседей, хровяо заинтересованных в борьбе за упрочение экономической и политической самостоятельности.

Нельзя считать полными и всесторонне изученными историю и культуру народов стран Турции, Ирана, Ирака и Сирии, если при этом игнорируется судьба курдов (сказанное в равной мере относится и к изучению истории армянского и ассирийского народов). Их история и культура, будучи составной частью прошлого и настоящего этих стран, одновременно являются и самостоятельной проблемой научного изучения (несмотря на политическую расчлененность курдского народа), проблемой единой и целой, отражающей историческое наследие древнего и в этническом отношении формирующегося, оригинально складывающегося национального организма.

Постоянно пульсирующий курдский фактор находится в сфере "жизненных интересов" многих государств, и особенно западных держав, использующих социально-экономические коллизии и сложные ндейно-полятячзские процессы в регионе для утверждения его влияния в заладноазиатском регионе. Существенной преградой на этом пути является борьба народов против социального, национального и культурного давления. В .этом противостоянии особенно важна активная позитивная роль национально-освободительных выступлений курдского народа.

. Немаловажное значение имеет и позиция курдского меньшинства по отношению к резко возросшей деятельности традиционалистских социально-политических сил, противостоящих прогрессивным тенденциям в обществах Западной Азии. Традиционалисты не учитывают коренные интересы развития национальной культуры народов региона, потребности укрепления их национального самосознания. Они акцентируют внимание не на зашите интересов каждого этноса, а на приоритете религиозных ценностей. Создается опасность нивелировки и фактического отрицания этнонациональных черт каждого народа. Такой курс особенно задевает интересы народностей, лишен-

3.

них возможности запашать их посредством самостоятельной государ ственности или конституционных гарантий в рамках многонациональных общностей.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть актуальное практически-политическое значение исследования предпосылок, обусловивших во многом современные позиции патриотических сил, виражавших ныне интересы курдского народа в каждом из государств проживания. Политическое поведение курдского меньшинства в значительной степени основано на единых, полуторавековых традициях освободительной борьбы, традиций, сохранивших свой неповторимый облик вопреки воздействию панисламизма, пантюркизма, паняранизм; и других реакционных течений. Этим определяется выбор темы дис-* сертационного исследования.

Предмет и хронологические раши исслэяования. Пешолизапкя В центре исследования - анализ двух этапов борьбы курдов за независимость: феодально-партикуляристского (30-е - 80-е годы XIX в.) и буржуазно-просветительского (90-е годы XIX в. - І9І4 г.).

Хронологические границы темы определяются следующими обстоятельствами. После раздела Курдистана в ХУІ в. между Турцией и Ираном на территории Османской империи проживало большинство ку] дов. Именно здесь длительное время находился центр их политической активности. На территории Ирана курды не выступали, как правило, в тот период как самостоятельная политическая сила. Они обычно присоединялись либо к патриотическим движениям курдов, HI холящихся под турецким игом, либо к каким-либо течениям, противі борствующиы в рамках иранской государственности. После распада

Османской империи (І9І8-І92.3 гг.) резко изменились условия существования курдского народа и, естественно, внешняя среда курдского- движения. Автор ограничивает свои задачи анализом формирования традиций и форм освободительного движения до начала новейшего времени.

Нуждаютоя в обосновании и промежуточные хронологические рубежи, разделяющие два этапа освободительного движения, ибо этой проблеме ранее не уделялось достаточного внимания.

В конце 20-х - начале 30-х годов ПХ в. Порта начала проводить полигику реформ. Был упразднен янычарский корпус, отменена военно-ленная система и создана регулярная армия. Стамбульские власти решили распространить территориально-адмшш-4.

стративное управление, введенное режимом абсолютизма, на полунезависимые, вассальные курдские эмираты, которые представляли собой в социально-экономическом смысле разновидность военно-ленных феодальных владений. Этот курс Порты существенно ухудшал положение их населения. Стихийные, разрозненные оборонительные мятежи и войны ознаменовали начало феодального этапа освободительного движения, совпавшего с началом интернациокализащи курдской проблемы.

Качественные изменения произошли на рубеже XIX и XX веков с появлением интеллигенции современного типа, началом просветительного движения, возникновением курдской периодической печати и культурных объединений, постепенно перераставших в политические. Резко усилился процесс эволюции многоплеменной этнокультурной общности курдов в самостоятельную народность. Начался новый этап патриотического движения курдов. Однако между двумя этапами не было непроходимой граки: принципиально новые формы идеологии и общественной деятельности в рассматриваемый, период сосуществовали с феодально-сепаратистскими тенденциями.

Цель диссертации. Ретроспективный анализ двух первых этапов курдского освободительного движения позволил, по нашему мнению, уточнить представления современной науки об исходном состоянии курдского общества накануне его вступления в новейший период всемирной истории.

Главной своей задачей автор считает воссоздание целостной гражданской, политической истории борьбы курдов за независимость, используя для этой цели различные приема исторического исследования.

В центре работы находятся следушие проблемы:

I. Реконструкция основных вгапов курдского освободительного движения на основе всего известного фактического материала, раскрытие динамики перерастания курдского сопротивления османской агрессии в национально-освободительное движение, анализ его внутренних противоречий, диалектики выбора и смены идейно-политических ориентации - то есть совокупности позитивных и негативных факторов его дальнейшего прогрессивного, демократического развития.

Исследование направлено на раскрытие объективного характера курдского движения, его детерминированности социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходящими

5.

как в Курдистане, так и во всем османском обществе. Автор сосредоточивает свое внимание на внутренней истории движения, ограничиваясь учетом лишь важнейших воєнних и международных факторов. В процессе исследования осуиествлется переход от "стрелового" к "региональному" уровню анализа.

2. Выявление последствий многоукладности курдского общест
ва (учитывая ее динамику), особенно влияния застойных форм фео
дальных отношений, определявших негативные стороны

всех курдских выступлений. Тем самым предполагается раскрытие объективной основы противоречивой эволюции движения от феодаль-но-партикуляристского к буржуазно-просветительскому, а потом к национально-демократическому этапам.

3. При преимущественном внимании к внутренней, наименее изу
ченной истории курдского движения прослеживаются основные черты
воздействия на него внешних факторов: хитроумной политики "раз
деляй и властвуй", проводимой османскими правителями в отношении
подвластных империи народов, а также позиции европейской диплома
тии и отражение, этой политики на общем характера всего процесса
национальных выступлений в Турции. Интернационализация курдской
проблемы развивалась в двух аспектах. Сначала Курдистан служил
лишь объектом дипломатических интриг и комбинаций агрессивных
правящих кругов стран, которые считали для себя необходимым вме
шательство в ближневосточный конфликт. Курдское движение долгое
время находилось во внешнеполитической изоляции. Затем, по мере
накопления революционного опыта и политической зрелости, патриоти
ческие силы и их сознательный авангард все более активно обраща
лись к своим естественным союзникам - к национальным меньшинст
вам региона, прежде всего к армянскому и ассирийскому народам,

а также к прогрессивным силам, порожденным общественным развитием в среде более многочисленных наций (арабов, иранцев, турок), и, наконец, уже в новейшее время, к все более сознательному участию в мировом революционном процеосе. Таким образом, курдское освободительное движение должно быть изучено не только как объект, но и как растущий субъект всемирно-исторического процесса.

Кроме того, надо учитывать значение прорыва культурной изоляции курдов, начавшегося на рубеже ХП-ХХ вв., важную роль ознакомления курдов с передовыми идеями и опытом других стран.

4. Определение места и роли курдской интеллигенции в деле
зарождения и формирования идеологических концепций национальной
борьбы, раскрытие их сильных и слабых сторон. Особое внимание

6.

уделяется изучению авангардних тенденций в развитии курдской общественно-политической жизни, которые определялись воздействием передовой западноевропейской культуры на многих представителей курдской интеллигенции. Разрыв между уровнем зрелости группового сознания этих кругов, обитавших в эмиграции или в столице, и массовым общественным сознанием в глубинных курдских районах определил сложные пути развития курдского освободительного движения в конце XIX - начале XX вв.

Специфика курдской проблемы обусловливает необходимость пристального внимания к методологии и методике ее изучения.

Методологические основы и методика исследования. Теоретической и методологической основой работы являются достижения передовой общественной мысли, в рамка?; которой разработаны основные принципы научно-теоретического анализа процессов классообразова-ния, этногенеза и антиколониальной борьбы народов за незавяси- . мость, их исторически неизбежных путей зарождения, становления и развития. Обстоятельную характеристику внутренней и внешнеполитической жизни Османской империи можно найти, например, в творческом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса, посвятивших немалое число работ конкретным вопросам истории Турции середины XIX в. В них, в частности, вскрывается значение национального вопроса для Османской империй. Ряд их статей за 50-е годы содержат глубокий анализ внутренней и внешней политики стран Европы в Восточной войне и вывод о том, что Турецкая империя находится в процессе распада. При исследовании событий начала XX в., особенно периода "пробуждения Азии", нельзя пройти и мимо работ В.И. Ленина, в которых раскрыто историческое значение национально-освободительного движения.

Выводы и характеристика, содержащиеся в трудах передовых деятелей революционно-освободительного движения, дают возможность с научных позиций проанализировать привлеченные для исследования темы диссертации источники и дать обоснованную оценку историографии по этой проблематике.

В своем исследовании автор опирается и на последувдую прогрессивную историографическую традицию, созцавшую научную методологию исследования процессов национального становления, теории национально-освободительной борьбы и ее социально-классовой ос-

7.

новы. Имевшийся теоретический арсенал позволяет заново продуман огромный фактический материал, накопленный поколениями исследователей. Перед современными ученный стоит задача совершенствова^ ния методики исторического исследования, позволявшей раскрыть национальную специфику, неповторимое своеобразие курдской проблі мы в контексте обшей современной теории нащоналъно-освободител] ного движения.

Крайне важно последовательное проведение принципа историзм; рассмотрение истории становления и развития курдского освободительного движения как единого поступательного процесса, как восхоадения от феодально-сепаратистских мятежей, восстаний и войн к национально-демократической стадии. Необходимо сочетать изучение политических н культурно-идеологических аспектов истории курдов с анализом социально-экономических отношений в их ср< де.

Вместе с тем нельзя не учесть то, что именно на раннем этапе освободительной борьбы были заложены политические и идеологические основы движения. Их элементы сохраняют свое значение и в настоящее время. Б своей политической активности сегодня курд&а народ вдохновляется героическим прошлым. Героическое наследие следует подвергнуть изучению на основе передовых социально-политических концепций, чтобы воспитывать борцов-патриотов на урока: прошлых просчетов, предостеречь их от идеологической косности и догматизма. В частности, необходимо изучать соотношение феодаль-но-партикуляристской и просветительской тенденций, качественные изменения характера национального движения, а также развитие политических традиций и совершенствование политической культуры го риотов на каждом его этапе.

Освободительная борьба - стержень истории курдского народа. В ней сфокусированы все основные проблемы его прошлого. Совокупность вышеизложенных методических подходов поможет критически оценить с диалектической и материалистической позиций негативны* и позитизные стороны курдского движения, раскрыть его социальны! истоки в их историческом развитии, понять многие специфические черты национально-освободительной борьбы курдов, ее идеологии, причины успехов и неудач их выступлений.

Научная новизна работы состоит в реконструкции на основе всех доступных источников достоверной картины курдского освободительного движения 8.

и в дальнейшем развитии концепции этого движения, сформированной несколькими поколениями советских востоковедов. Выполнение поставленной задачи предполагает:

  1. Расширение источниковедческой базы исследования путем привлечения ранее неизвестных или малоизученных источников, а также сопоставления и научной критики исторических материалов различного происхсвдения.

  2. Продолжение теоретической разработки концепции курдского национально-освободительного движения, обоснование его периодизации.

  3. Раскрытие динамики освободительной борьбы курдов: анализ ее причин, движущих сил, внутренних противоречий, преемственности, выбора и смены социальных целей.

  4. Использование методик смежных гуманитарных научных дисциплин, установление органической связи курдского освободптель-

,ного движения с этногенезом курдского народа и становлением его самобытной культуры, осупествление традиционного исторического исследования (как основной задачи) с медцисциплинарным подходом.

  1. Решение проблемы общего и особенного при анализе отдельных выступлений, их специфики и обших черт.

  2. Поиск связей меяду многоукладностыо курдского общества и особенностями локальных выступлений.

  3. Постановку вопроса о перерастании курдского движения из объекта в субъект всемирной истории.

Источниковедческая и историографическая база работы. Автором не только использован весь информавдошгай массив, сложившийся за предшествувзшв годы, но и предпринят ряд попыток увеличить его объем. Им привлечены к реконструкции прошлого курдов данные не только на русском и западноевропейских, но и на курдском, армянском, турецком языках. Большинство из источников на курдском и армянском языках впервые введены в научный оборот.

Среди использованных материалов надо отметить следующие основные категории источников:

I. Свидетельства иностранных наблюдателей (западноевропейских, а впоследствии - и русских). Хотя в большинстве случаев авторы этих сообщений - люди компетентные, имегаие подчас востоковедческую подготовку, все же эти материалы имеют фрагментарный, часто поверхностный характер как "взгляд со стороны". Искажения усугубляются стремлением авторов защитить интересы своих правитвг

9.

льств.

  1. Обштаые документальные публикации, подготовленные в Великобритании ("синие книги" и т.д.), которые также подчинены "государственным" интересам издателей, хотя в служебных целях в них содержится зачастую достоверная, правда, не всегда полная, информация.

  2. Источники собственно курдского происхождения (периодическая печать; местные хроники, написанные по преимуществу при дворах курдских эмиров; семейные архивы курдских феодалов; записи воспоминаний или мемуаров участников курдского двизения). Автором впервые зведекы в научный оборот воспоминания курдского ли дера Абдуррезака Вадрхана и письменные обращения курдов к правительству России, сохранившиеся в советских архивах.

Далеко не все из материалов курдского происходцения доступны советским исследователям. Подчас они известны лишь по выдержкам, публикуегшм в трудах зарубежных авторов. Изучение этой кате гории источников представляется особенно перспективным.

  1. Весьма важное значение для раскрытия темы имеют источники, армянского происхождения. Совместное проживание с курдами и общий османский гнет обусловили накопление в армянской литерату] достоверных сведений, собранных с позиций доброжелательства к курдам. Надо иметь в виду, что прогрессивные, демократические элементы армянской общины вынашивали в течение десятилетий возч можности сотрудничества с курдами, а курдские патриоты использовали армянскую пресоу как трибуну для обращения к общественному мнению и Османской империи, и даже Европы. Неоспорим факт сотрудничества и взаимовлияния двух национальных движений.

  2. Значительную ценность представляют материалы, центральны и республиканских архивных с&онлов COOP (АНЕ* ШШК. ШАЛ. ЩИ Грузии, ЮТА Армении и др.). В них содержатся, помимо прочего, важные материалы именно о внутренней жизни курдского движения: записи переговоров царских чиновников с курдами, обращения патр огов к русским властям, доклады консулов об обстановке на места и др.

Материалы отечественных архивов не равноценны по своему со держанию. Одни из них составлены компетентными, гуманистически настроенными дипломатами, тогда как другие дают явные доказател ства того, что большинство сотрудников царских правительственни учреждений с пренебрежением относились к народам Азии. Поэтому 10.

каждый архивный документ нуждается в строгом анализе, прежде всего обпей позиции его автора.

6. Определенное значение имеет и русская периодическая печать, которая ввиду непрерывности контактов России с сопредельными странами Востока имела надежные источники информации и проявляла в целом большую осведомленность, чем западноевропейская пресса.

Таковы основные категории источников, использованных в данной работа. Как нам представляется, задача исследователей заключается не в том, чтобы отдать предпочтение той или иной категории источников, а использовать, синтезировать все богатство накопленных данных, тщательно сопоставляя их друг с другом.

Сложный путь развития прошла отечественная курдология. Русский ученый В. Никитин, характеризуя дореволюционную эпоху, от-кетил: "Все наиболее существенное в курдологии вышло в свет в Петербурге"1. Петербургская школа курдологии (П.И. Лерх, А. Жаба, В.В. Вельяминов-Зернов, Ф.Ф. Шарада, ІЇ.Я. Марр, И.А. Орбели и хорошо знакомый с их работами В.А. Гордлевский) "способствовала развенчанию глубожо укоренившегося предрассудка о курдах, как о народе, лишенном собственной истории и культуры"2. Истории этого направления посвяшена большая литература3.

Надо отметить, что возникновение гуманистической, полной доброжелательства к курдам научной традиции в России было закачено наиболее дальновидными представителями курдской интеллигенции. Не случайно Абдуррезак Вадрхан надеялся получить покровительство России не только в результате военно-политической комбинации, но и на основе культурного сотрудничества с русскими востоковедами.

Вместе с тем нельзя не отметить односторонность достижений дореволюционной и послереволюционной курдологии, в которой наибольшее развитие получили филологическое и этнографическое направления в ушерб социально-историческоыу анализу.

Гуманистические традиции и профессиональная культура дореволюционного востоковедения, вопреки многим препятствиям, сохранена

  1. Никитин В. Курдн. М.: Прогресс, 1964, с. 401.

  2. Лазарев М.С. Заметки о курдоведении. - Народы Азии, и Африки. 1968, & I, с. 158-159.

  3. Лазарев М.С. Заметки о курдоведении, о. 159-160; Азиатский музей - Ленинградское отделение Л0 ИВАН. М.: Наука, 1980.

II.

советской наукой. Однако преобладание филологических и этнографических методов до сих пор сохраняется в нашей курдологии.

Другой же характерной чертой является существующий доныне так называемый "комплексный характер". Даже самые серьезные работы последних лет1 построены по традиционному страноведческому принципу: от описания расселения племен до анализа хозяйства и политической истории.

По нашему мнению, отказаться от комплексного подхода в курдологии невозможно. Такова особенность предмета исследования, находящегося в сложном процессе развития на стыке нескольких стр новедческих дисциплин. Автор данной работы также использовал познавательные возможности страноведческой методики.

Однако важнейшей тенденцией качественного роста курдологии автор считает дифференциацию гуманитарных дисциплин, входящих в курдологический комплекс.

Началом выделения из него собственно исторического знания можно считать цикл исследований международного аспекта курдской проблемы (работы М.С. Лазарева и Н.А. Халфина2). Наличие этих фундаменгальных трудов позволило автору сосредоточиться на изуче нии внутренней истории курдского движения и исходить из оценок внешнеполитических проблем, уже сложившихся в советской историографии.

диссертант стремился продолжить эту традицию специализации курдологической историографии как самостоятельной регулярной исследовательской процедуры на материалах внутренней истории курдов. По его мнению, изучение истории освободительного движения курдов невозможно без учета цроцессов этногенеза и становления национальной культуры. Поэтому данная работа представляет со бой опыт специализированного исторического исследования с исполь зованием - в качестве вспомогательных - методов других гуманитар них дисциплин.

Автор стремился учесть достижения всех советских курдологої любой специализации, ибо их труды составили фундамент его работь (исследования Т.Ф. Аристовой, О.Л. Вильчевского, О.И. Жигалиной

1. Ментешаишили A.M. Курды. М.: Наука, 1984; Жигалина О.И.
Национальное движение курдов в Иране (I9I8-I947 гг.). М.: Наука,

1988.

2. Халфин. Н.А. Борьба за Курдистан. Курдский вопрос в меж
дународных отношениях XIX века, м.: Наука, 1963; Лазарев М.С.
Курдистан и курдская проблема. М.: Наука, 1964; Лазарев М.С.
Курдский вопрос. І89І-І9І7. М.: Наука, 1972.

12.

М.А. Камаля, K.K. Курдоева, A.M. Ментепашвили, И.О. Фаризова).

Особо следует отметить первую попытку целостной характеристики полуторавековой истории курдского движения от его возникновения до наших дней в коллективной монографии "Курдское движение в новое и новейшее время" (М., 1987). Разделы, относящиеся к периоду новой истории, подготовлены М.С. Лазаревым и автором данной диссертации. Принципы, сформулированные в этой работе, получили дальнейшее развитие в представленном исследовании.

Опорой для соискателя послужили также научные достижения историков Турции (Г.З. Алиева, А.Д. Іелтякова, А.Ф. Миллера, М.С. Мейера, П.П. Моисеева, А.Д. Новичева, С.Ф. Орешковой, Ю.А. Петросяна, В.И. Пйильковой) и Ирана (СЛ. Агаева, Н.К. Беловой, А.И. Демина, М.С. Иванова, Н.А. Кузнецовой).

В зарубежной курдологии с самого ее зарождения выделялись две тенденции, одна из которых отражала точку зрения курдского национализма, а другая - интересы тех или иных держав, преследовавших собственные цели в районах проживания курдов.

За последние двадцать с лишним лет в зарубежной курдологии произошли серьезные изменения. Они наиболее полно отражены в историографическом обзоре О.И. Жигалиной1. На основании изучения литературы, охваченной в этом обзоре, и других исследований можно уверенно поддержать ее вывод о возросшем профессиональном уровне современных зарубежных курдологов. Менее политизированными, более фундаментальными стали труды курдских эмигрантов, работающих в различных странах Запада. Более сдержанный объективистский характер приобрели и труда профессиональных востоковедов Европы и США. Особенно интересно расширение их источниковедческой базы, содержаией ряд новых неизвестных данных.

Практическое значение диссертации заключается в следушем:

I. Фактический материал и выводы исследования представляют собой попытку развития современной теории национально-освободительного движения на примере борьбы за независимость этнически единого народа, лишенного национальной государственности, на примере единства освободительного движения, этногенеза и становления современной национальной культуры курдов.

I. Жигалина О.М. Западная историография о современном состоянии курдского вопроса в Иране. - Историография Ирана нового и новейшего времени. М., 1989, с. 44-57.

13.

2, Характеристика исходного состояния курдской проблема на
кануне начала новейшей истории, представленная в настоящей рабо
те, может быть полезна для широкого крута специалистов по пробле
мам Ближнего и Среднего Востока, исследователей и практических
работников, занятых изучением международных отношений в регионе.

3. Работа содействует формированию современной концепции ис
тории Османской империи и национального вопроса в ее восточных
районах.

Материалы диссертации могут найти применение при составлении специальных курсов истории курдского народа (для чтения в вузовских программах, на занятиях по страноведению). Публикации диссертанта - три монографии и серия статей (см. приложенный список) - по данной теме приобрели признание у зарубежных курдовецов. Они переведены (в Багдаде, Дамаске, Бейруте, Стокгольме) на арабский, турецкий и курдские (сорани и курманцжи) языки как в виде отдельных монографий, так и статьями на страницах научной, общественно-политической, партийной периодики и, тем самым, оказывают практическое воздействие на развитие национального и политического самосознания курдов.

Основные положения диссертации могут стать теоретической и практической базой при дальнейшей углубленной разработке изучения процесса национальной консолидации курдов, определении социально-экономической инфраструктуры курдского общества и его эволюцию в новейшее время, полигики прогрессивных сил курдского народа.