Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Орехов Роман Александрович

Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве
<
Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Орехов Роман Александрович. Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2001.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/670-X

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ " З

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО КУЛЬТУ ХАТХОР В ДРЕВНЕМ
ЦАРСТВЕ 16

ГЛАВА ІГ. ИМЯ БОГИНИ ХАТХОР В КОНТЕКСТЕ СТАРОЕГИПЕТСКОЙ
КАРТИНЫ МИРА 36

ГЛАВА Ш. ХАТХОР И КА г --

  1. Эпитет Хатхор- «Великая богиня» 51

  2. Отдельные примеры отношения Хатхор к понятию Ка 59

  3. Культ богини Хатхор в солнечных храмах V династии 71

  4. Коронация иХеб~сед 87

  5. Культ Хатхор в святилищах mrt и празднование Нового года 100

ГЛАВА IV. ЗАУПОКОЙНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА БОГИНИ ХАТХОР

1.«Праздник белого бегемота» (hh-hdi) 120

2. «Сотрясание папируса» s-w;d 134

3, Песнопенияsn-ntrw 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 159

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 161

БИБЛИОГРАФИЯ 162

ИЛЛЮСТРАЦИИ 176

Введение к работе

В своих основных проявлениях древнеегипетская богиня Хатхор («Дом Гора», в греко-егилетской традиции - Афири ила Афродита-Урания) почиталась как богиня плотской любви, веселья, музыки, танцев, покровительница мертвых и защитница власти царя.

В настоящее время некоторые аспекты культа Хатхор изучены достаточно хорошо. Работы, появившиеся в последние два-три десятилетен определенно заполнили тот пробел, который заметно ощущался раннее. Особенно это коснулось разработок жреческой концепции» исследования культовой символики, атрибутики, гимнографии и мифов,4 проблем взаимоотношения с институтом царя и цариц,5 анализа значительного пласта вотивных подношений.

Наиболее успешным исследованием в области титулатуры следует признать работу швейцарского египтолога Б. Бегельсбахер - Фишер, где содержится системный анализ большей части титулов жрецов и жриц Хатхор в эпоху IV и V династий.

Вместе с тем, неравномерная сохранность в хронологическом плане источниковой информации, касающейся культа Хатхор, привела к тощ, что более полно оказались изученными периоды наивысшего расцвета древнеегипетской цивилизации, соответствующие Среднему (2040- 1782 г. г. до Р. X.) и Новому (1570-] 070 г. г, доР, X.) царствам, а в еще большей степени -Птолемеевское и Римское время (332 г, до Р. X.- 323 г. по Р. X.). К этому времени образ богини, вобравший в себя большое количество как местных, так и чужеземных культов, настолько изменился, что утратил свои исконные

1 Quirke S. Ancient Egyptian religion. Loodon, 1992>p.l2ti-130.

1 CEere i. LesChauvcsd' Halhor {OLA 63). l.euven. 199$. ^"

3 Rubttts A, CuItObjccfc of Hathor: An Tomographic Study, Oxford. 1984.

4 Dereham P, Hatlior Quadtifrons: Rechcrches sur la syntaxe dun mythe e|>yptien. Istanbul, 1972,

5 Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egjplian Mylh and History. Uppsala. 19B6.

6 Pinch G. Votive offerings to Hatbot, Oxford, 1993.

7 Befielsbacher-Hscher ft. Unrersucbuiigen mx Gotterweli des Alten Reiches im Spiegel der Privtgrtber tier IV. und V.

архаические черты. Другая сторона данной проблемы состоит в том, что выводы на основе более поздних по времени источников не всегда могут быть применимы к ранним фазам формирующегося культа. К сожалению, именно рашие этапы, а равно происхождение культа Хатхор несколько выпали из поля зрения египтологов.

Единственной до сегодняшнего дня работой в этом отношении остается монография египетского исследователя ШАллама,9 Своей главной целью автор преследовал максимально полный сбор данных о культе богини в период Древнего и Среднего царств. К сожалению, из его труда нельзя понять, какова изначальная роль Хатхор в сложной системе складывающихся религиозных представлений, в чем состоит связь ее культа с царским , правомерно ли говорить о целостной концепции ее образа в период Древнего царства.

Согласно Ш.Алламу, уже к середине Среднего царства помимо пяти главных центров культа Хатхор, каковыми были Мемфис, Куса, Западные Фивы, Деыдеры и полуостров Синай, богиня Хатхор почиталась в Ком-эль-Хисн, Бубастисе, Артихе, Техие-Акорисе, в Бени-Хасане, Ассиуте, Абидосе, Гебелсйне и Ассуане,|0В этих городах были найдены следы молелен богини, а в кратких надписях, обнаруженных в других центрах, также содержатся упоминания о культе Хатхор. Наблюдения Ш.Аллама шли вразрез с историографией XIX и нач. XX века, поскольку некоторые египтологи рассматривали Хатхор изначально как местную богиню.1

Так, основываясь на надписях подземной крипты храма Хатхор в Дендере (эпоха Птолемеев), относящихся ко времени правления Тутмоса Ш (XVIII дин.), крупный французский египтолог Ф.Дома развивает идею о том, что богиня исконно почиталась в этом верхнеегипетском центре. По его мнению, культ Хатхор возник в Дендере во времена «Последователей Гора» (hr-Smsw)t

Dynastic (ОБО 37). 198 \, S 55-78 (далее просто -UZGAR}.

в На последнем международном конгрессе египтологов в Каире эту проблему еще раз обозначил в своем

выступлении египетский исследователь Сана Абд-эль Азлм, - ЕІ-Adly, Sanaa Abd El Азіпк Hathcr: Henoinft urcd

Entstehung. - Absiracis of Papers, Eight Inieinationa! Congress ofBgyptologisis, Cairo, 2000, p, 19-20,

9 Allam S. Beltr%e zum Hathorkuk (bis zum Ende des MiGleren Reiches)// MAS A (1963J, Berlin.

"Allans, Beitrage.,,1963.

4?

т.е. уходит своими корнями в эпоху первых династий.12 Мы не можем согласиться с гипотезой французского исследователя по причине того, что апелляция к далекой древности (именно надпись Тутмоса III из крипты возводит строительство первого храма ко временам «Последователей Гора») — была одной из основ религиозного мировоззрения древних египтян, начиная с эпохи Среднего царства. По мнению Г.Фишера, первые упоминания о культе Хатхор, «Владычицы Дендеры», относятся не к верхнеегипетскому центру, а к царской резиденции в Мемфисе - шесть жриц Хатхор, «Владычицы Дендеры», были погребены в некрополях Мемфиса, при этом с Дендерой Верхнего Египта они связаны не были. Примечательно, что и традиция Нового царства связывала первое строительство храма в Дендере с именами царей Хуфу (IV дин.) и Пепа I (VI дин.),15 Вероятно, царь VI династии Пени I Мерира действительно сыграл значительную роль в учреждении культа богини в этом южном центре, поскольку его собственный культ там почитался даже царями ПтолемеевскоЙ династии.16 Другое свидетельство, идущее вразрез с гипотезой Ф.Дома, содержится в письме Пени II, адресованном элефантинскому номарху Херхуфу. Херхуф прославился своими экспедициями к югу от первого нильского порога. В одном из своих эспедиционных посланий, начертанных в его гробнице в Асуане, он упоминает Хатхор, «Владычицу Имаау».17 Вместе с тем, представляется более обоснованным, если бы номарх южных провинций упомянул в своем послании богиню, покровительствующую Дендере. Он этого не делает, следовательно, мы можем заключить, что хотя Хатхор и почиталась как «Владычица Дендеры», уже в Древнем царстве она покровительствовала и определенным регионам Нубии. Как замечает отечественная исследовательница

" Ланге ПО. «Египет», - в книге и Иллюстрированная история религий», T, 1, Москва, 18^9, С.131-Ш.

'"DaumasF. Dendem et le temple d" Haihorr Cairo. 1969, p.1-2,

LJ Brunner H^ Zum Verst&ndiiis der archaisierenden Tendenzen in der Sgyptischen Sputzeii. SAECULUM XXI, Heft 2-

г, Freibuig'MUnchen, 1970.

" Fischer H.G. Dendera in the Third Millenium ВС. New-York. 1968, p.23-25. j

IJ Allarn S, Bdtrage..., S.43-46, Щ^

f6 Dendera Ш, p.73,85; V, PI.422 л

17 Giiijer J. Lettre de Pepy П a Herkhouf// A&O 7 (1997), p.17, строка to. Подразумевается культовый центр

Хатхор в малоизвестной областн Нубии (GHWB, 1304), однако, 3. Эдель выводит Jnt;;w кав производную от

Jm; t где Jm; - древнее название нубийской местности J;m к востоку от Кермы, - Edel Е. [nschriften des Alien

Г. А. Белова, известно несколько случаев, когда Хатхор выступала хранительницей добывавшегося вне Египта сырья, причем при наименовании того или иного минерала ставился детерминатив чужеземной страны, то есть Хатхор была и владычицей местности, где тот или иной минерал добывался.18

Представляется, что уже в период Среднего царства культ богини Хатхор носил всесгипстский характер- Однако предпосылки этого явления начинают закладываться уже в Древнем царстве. Именно тогда наблюдается тенденция к его распространению за территорию Египта.19

Исследователи по-разному формулировали для себя причины подобного явления. Основное мнение сводилось к тому, что богиня олицетворяет собой некий универсальный - человеческий или природный принципы (материнский, солярный, астральный, хтонический или какой-либо другой).

Так, опираясь на выводы английского египтолога Д-Хорнблоуэра, исследовавшего до династическую пластику (женские статуэтки эпох Нагада I и Нагада II), К.Блейкер представляет доминантную составляющую образа Хатхор преимущественно в материнской функции.20 Если бог Солнца, по мысли египтолога, является творцом вселенной, а Осирис - властелином царства мертвых, то повседневная религиозная практика находится в руках других божеств - Хатхор и Тота, Хатхор отвечает за зачатие и порождение жизни, а Тот выступает гарантом мировой гармонии и порядка «Маат», противодействуя силам хаоса.21 Следуя этой логике, Бленкер не замечает в Хатхор чисто хтонических элементов, которые в ее культе преобладают (например, покровительство мертвым или связь с деревьями и растениями). Блейкер не учитывает и того, что помимо основного изображения богини а виде коровы (которое Блейкер рассметривает как наиболее очевидный символ плодородного

Replies, V. Die Reiseberichle des /rm-/PH#"(Herchufy/ AS (І955), S.67.

Белова Г. А. Древний Египет и соседние африканские страны. Диссертация. Месива.1995, С.51 (Центр

египтологических исследований ИВ РАН),

|9См,напр. ВЛКСЛЛІІ.

J0BIeeker С J, Harder and Thotfi. Two Key Figures of Che Ancient Egyptian Religion Leiden. 1997, p.38;Hcttiblowi?r

G,D. Prcdynaatk Figures of Women and iheir Successors// JEA 15(l929),p,29-47,

21 BleekerCJ. HathorandThotii„„p.l;19-

начала),1 она имеет еще пять иконографических образов, среди которых не встречается образ богини-матери . Поэтому трудно согласиться с привлечением такого источника как додинастическая пластика для подкрепления исключительно материнской составляющей в раннем образе Хатхор. На образе обнаженной статуэтки богини-матери из Матарийя (Нагада Т) мы видим» что она соединят в себе как человеческие, так и животные элементы. На этот аспект додинастической пластики справедливо указала отечественная исследовательница ТА-Шеркова,24 Представляется, что данные факторы, скорее, говорят об обратном - в первоначальном образе Хатхор преобладают животное и хтоническое начала.

Проявление астральной природы богини большинство исследователей видит в известном изображении на «ГерзейскоЙ палетке» {Нагада II). Г.Уэнраит первым указал на связь данного изображения с тем, которое сохранилось на фрагментах порфировой вазы, обнаруженной в ходе раскопок Иераконполя Квибелом и датированной временем первой египетской династии.25 На верхней кромке вазы было высечено с одной стороны изображение головы коровы (или маски-фетиша в виде коровьей морды), рога, лоб и уши которой были украшены пятиконечными звездами, с другой - изображение какой-то священной птицы. Уже предварительное изучение позволяло исследователям заключить, что изображение на иераконпольском сосуде, а также на церемониальной палетке Нармера (обнаруженной также экспедицией Квибела в Иераконполе) были выполнены в одном стиле. И Уэнрайт, и Квибел, а позднее и Аркелл были убеждены, что так была изображена Хатхор.26 Аркелл отмечал, что камень, из которого был сделан сосуд, сочетал черные и белые цвета, передавая фон ночного неба, выделяя роль Хатхор как «владычицы ночного

ааТамже, р.22; см. также - NaviLTc Е. The Хї-th Dynasty Temple atDeirel-Bahari [.London, 1907, PI.27-31; Pinch G, VoIiwOfrertogs*cHathor„.hp.l60,(2;2.4).

Богиню часто wosho наблюдать в вндс львицы, зічеи, &егсмоти>;и (как правило подразумевается смешанный тип и виде бегемота* зрпколилаи пъвз), нимфы священ чаго дерева, чье тело сливается с еетвячи ч лаже рыбы -см. Hornung Е, Der Eine und die Vfeleii. Agypiische Gonesvorstelluiigefl. Darmstadt. 1993, S,102-104; Schoske S,,WlLdung D Gott and Gutter im Alten Agypten. Mainz a. R. 1993, KaL39-42; 55-56; 59; 70-73. ^Лїеркова Т. «Оке Гора»: символика глада а додинастическоьг Египте// ВДИ4 (199о), С. 101. 15 Peine F,The Labyrinth, Ger^eh and Mazghuneti. London. 1911-12, p.22.

неба», а изображение богини Хатхор в виде коровы могло указывать на представление о водном пространстве (например, в «Текстах пирамид» понятие неба, которое у египтян часто ассоциировалось с водной средой, могло выражаться символически через определенные имена коров).27

Помимо этого Хатхор часто изображалась в виде коровы или женщины с
коровьими рогами, меж которых заключен солнечный диск. Солярный характер
культа Хатхор, вероятно, является одним из самых древних и связывает
архаическую культуру нильской долины с древней африканской цивилизацией.
Выдающийся исследователь Древнего Египта и Судана Жан Леклан отмечал,
что истоки блистательной цивилизации Египта уходят в древнейшую культуру
Центральной Африки, о чем с непреложностью свидетельствуют древнейшие
наскальные изображения, В исследовании А. А лиман постоянно
подчеркивается сходство между наскальным магребо-сахарскиы искусством и
искусством ливийско-египетским. Кроме сходства в стилях и технике
выполнения наскальных изображений исследовательница отмечает
рапространенность некоторых мотивов по всей обширной территории Северной
Африки, от Атлантического океана до Красного моря, от севера до юга
«Великой пустыни». Среди фундаментальных признаков она выделяет
солярный символ при изображении рогатого скота. Трудно не согласиться с
мнением В.И.Авдиева, что культ богини Хатхор, изображавшейся в виде
женщины с рогами небесной коровы, генетически связан с культами
африканских народов.30 Поэтому мы считаем правомерным привлекать в нашей
работе ряд параллелей из религиозной традиции и Западной Африки (в
частности Западного Судана), которые помогают лучше уяснить
происхождение такого феномена, как культ богини Хатхор. ^^'

Но что на самом деле кроется за столь сложной солярной и астральной

16 АгквІІ A.J. An Archaic Representation of HalJior// JEA 41 (1955), p.126. л

27 Arkcll A.J. An Archaic Representation of Hathor/У JKA 44 (1958), p.5.

"8Leclanl J. Egypt in Sudan. Trie Old and Middle Kingdoms. - Sudan, Ancient Kingdoms of the Ще. Paris-New-York.

1997±p,73. Ж ^

29 Алннан А. Доисторическая Африка, Москва. 1960, C.41S.

i0 Авдиев В. И. История Древнего Востока. Москва. 1970, С. Ш.

#_

символикой в образе богини? Безусловно, что косвенную информацию об этом дает имя (см. главу IT). В противоположность Плутарху, давшему единственное толкование имени «Афири»(т.е. Хатхор) как «земного вместилища Гора» современные исследователи видят в богине некое космическое начало, взаимодействующее с богом Солнца Ра,32

При этом, подчеркивая солярный и астральный аспекты Хатхор, некоторые египтологи, на наш взгляд, неправомерно сближают ее образ с образом богинь Мехурет (букв. «Великое наполнение» или «Небесный поток») и Нут.31 И та, и другая олицетворяли собой небесный океан или ночное звездное небо, возникновение которого описано в «Мифе о небесной корове».4 Нут, поднимая вверх состарившееся (умершее ?) солнечное божество, оборачивалась самим небом. Мехурет египтяне представляли как вышедшую из предвечного океана и дающую ежедневно рождение солнечному диску, который она помещала между своих рогов. Поэтому Нут и Мехурет ~ закономерно воспринимались египтянами Древнего царства абстрактно для выражения идеи «неба», а более поздними поколениями были признаны богинями заупокойного культа, которые играли исключительно роль в жизни умерших- Исследователи, сближающие образы Хатхор, Мехурет и Нут, не показали, каким образом богини неба, выражающие идею загробного мира (примечательно, что Герзейская палетка и сосуд из Иераконполя были обнаружены в древнейших захоронениях), стали покровительницами вполне земных вещей - любви, плясок, веселья, земной власти фараона- И это при

"Pint ЕЭе Is. et Os.. 56.

1J Frankfort Gr Kingship and the Gods. Chicago. 1948, p.67; Troy L. Patterns of..., p.21-23; Daumas F. Dendera.,., p.

21; Daumas F Hathor. -LA 11(1977), Sp. 1024.

"Troy L. Patterns of.,r> p.22; HermsenE, LebcrabaumsyinbolLk im Altcn Agypten. Kflln, 1981, S.64-65; Bleeker C.J,

Hathor and Thotft,., p.32,

и Homung E. Der ugyptische Mythos von der Himraebkuh, Eine Atiologie des UnvdUtomitienoi (ОБО, 46). Шиіцскп лад,

35 В религии Древнего Египта, начиная с «Текстов пирамид», переход умершего иі мира живых в могилу, в некрополь, в мир мертвых изображается кап восхождение на небо, а личность умершего, распавшаяся в момент его кончины, конструируется заново - но уже как личность бога. - Ассман Я. Египет. Теологна и благачестис ранней цивилизации. Москва. 1999, СІ59; Assmann J. Himmelsaufslieg. - LA II (1977), Sp.]20o-t207.

Hermsen E. Lebensbaumsymbolik.,., S65. 17 Как показал P, Антее, у древних египтян в самом начале их истории засвидетельствованы как минимум пять равноправных между собой представлений о кебе: крылья коршуна, корова, океан, женщина Нут и крыша ,-

условии, что Нут и Мехурет никогда не имели земного аспекта. Необходимо также заметить, что изначально детерминативом к иероглифическому написанию имени Мехурет в «Текстах пирамид» являлась просто корова (иногда плывущая корова) без солнечного диска (то же самое мы можем сказать и о Нут).3& Напротив, детерминативом к имени Хатхор служило изображение женщины с солнечным диском между рогов. Только в Новом царстве подобная атрибутика появляется у Мехурет («Книга мертвых»). Более глубокое суждение о природе Хатхор высказал в этой связи немецкий египтолог Х-Альтенмюллер, поместивший богиню в «переходной зоне» (термин М.Элиаде) между земным и потусторонним мирами. Однако теория Х.Альтенмьоллера опять возвращает нас к заупокойному аспекту образа Хатхор. Действуя как своеобразный «медиатор», богиня руководит перемещением умерших рядом с границей мира.

Несомненно, ряд положений немецкого египтолога заслуживает особого внимания и мы постараемся развить их в главе IV настоящей работы. В ней мы более подробно коснемся сути так называемых «пограничных ритуалов», которые позволяют локализовать местонахождение богини и выяснить ее отношение не только к миру умерших, но и к небесным явлениям.

Более адекватной представляется солярная концепция английского египтолога Э.Робертса.40 Хатхор рассматривается им в качестве персонифицированной космической энергии, которая подчинена движению и ритмам солнечного светила. Поэтому она способна сообщать земле как жизненную силу, так и нести смерть и опустошение. Главная роль царя состоит в том, что он аккумулирует своей сакральной личностью эту силу, направляя ее действие на решение государственных задач.

Слабым местом сторонников теории изначально небесной локализации

Антее Р. Мифология в Древнем Египте, - в нииге «Мифология Древнего мирян, Москва, 1977, С. 51-59.

їа Орехов Рг Л. Солярный и астральный аспекты образа Хатхор (по данным ранней иконографии и «Текстов

пирамид»). - В книге «Древний Египет: язык, культура, сознание». Москва, 1999^.178-179.

м Alrenmuller Н. Nilpferd nnd Papynisdickicht in den Graebem des Alien Beiches// BSE 13 (1989), S.9-12;

AJtcnmlUler H. Das Sanitcnlted des Allen Rciches// BSE 9-Ю (1984-85), S.2S-30,

4" Roberts A. Hathor Rising,.., 1995.

II Хатхор является тот факт, что практически отсутствуют ранние источники, доказывающие тождество иероглифического символа hr в имени Хатхор с Гором-солнцем,

Следовательно, ни одна из предложенных концепций не может дать

удовлетворительного объяснения тем универсальным тенденциям в культе

4, богини, которые способствовали его широкому распространению уже в

древнейшую эпоху.

Решение данного вопроса видится автору в обращении к господствующей идеологии того далекого времени, к тесному взаимодействию культа Хатхор с институтом царской власти (поскольку именно царь воплощает в себе идею древнееги петской государ ств енности).

Для разрешения указанной проблемы автор выявляет принципиально
новый круг источников, показывающий взаимодействие Хатхор с понятием Ка
и на его основе систематизирует основные составляющие культа богини в
Древнем царстве. Наибольшее внимание в работе уделено ритуалам коронаци,
хеб-седу, культу богини в храмах, посвященных солнечному божеству и в
святилищах «mrt». ~

Ка - одно из основных понятий, во многом определяющее характер всей древнеегипетской религии. Во введении мы выделим только один из аспектов проблемы Ка, При этом мы опираемся на данные работ А-О.Большакова, так как в них собрана вся история исследования данного вопроса за последние 150

лет. ^

Впервые к проблеме К а как к важнейшей составляющей души человека обратился Г Масперо, По его мнению Ка являлось копией тела, отличавшейся от него меньшей плотностью- К Масперо восходит и интерпретация категории Ка как «двойника». А.Эрман внес значительные дополнения в теорию Масперо. Согласно Эрману, так называлась особенная жизненная сила, получаемая каждым человеком при рождении. До тех пор, пока человек несет в себе свое

41 Bolshakov А.О. Man and Мб Double in Egyptian Ideology of the Old Kingdom. Wiesbaden. 19*7, p.123; Большаков А. О. Представлений о двойнике в Египте Старого Царства// ВДИ 2 (1987), С.3-5.

Ка, он остается в живых. После смерти человека его Ка отходит от него. По мнению другого исследователя - Г.Штайндорфа, Ка есть своего рода гений-хранитель, оживляющий тело человека и защищающий его от опасностей в потустороннем мире. Как полагает Большаков, эти три основные направления заложили базу дальнейшей разработки теории Ка.

От Кееса, по Большакову, начинает набирать силу тенденция к эклектике, тле. механистическому соединению разнородных концепций з единое целое. Так, Х.Альтенмюллср объединил под понятием Ка и «защитную силу», и «жизненную силу», и «духа защитника», и «элемент живого».

А.Большаков развивает основные тезисы Ю. Я.Пере пел кипа и

I *ї

(ХД.Берлева о связи категории Ка с ощущениями и изображениями. Его основополагающий вывод состоит в том» что «Ка является двойником, которого порождает человеческая память» или более просто: Ка - это феномен зрительной памяти. «Ка является не просто зрительным образом, зрительную форму имеет только способ напоминания, затем же, в процессе воспоминания, он за счет ассоциаций включает в себя и иную, не зрительную информацию, становится комплексным, всеобъемлющим, а Ка тем самым - абсолютной копией человека, всей его индивидуальности - и внешности, и внутренних качеств». Теория Большакова представляется ценной тем, что напоминает в своей сути воззрения атомистической школы Демокрита, которая восходит в свою очередь к Пифагору. Как сообщает Диоген Лаэртский, в юности Демокрит совершил путешествие в Египет и обучался там различным наукам,44 А вот что пишет о учении Демокрита, со слов Фаворина, Плутарх:

«Идолы (образы) через поры погружаются в тела и, поднимаясь [в них], производят сновидения. Блуждают эти [образы], исходя со всех сторон от утвари, платья и растений, в особенности же от животных, вследствие [их] большого колебания, подвижности и теплоты, прнъем [зтк образы] не гагам? я& своей? ф&рне лрзтегялтзг лотэтг гатя [от к&тор&г& tftftf

" Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. Москва. 1978, С.Н, Большаков А,0. Представления о двойнике,,,, С,7; Вассоевіи АЛ, «О ЮЛ, Псрспелкинс ri его научных открытиях», - В книге - Ю. Я. Переггелкнн. История Древнего Египта. Санкт-Петербург. 2000, С.46. * Большаков Л. О. Представленні о двойники.,, С. 19. *4 Diog.L. IX, 35.

исходят], но [эти образы] принимают также выражения душевных движений в каждом [живом существе от которого они нехолят], выражения его решений, нравов и страстей, [и вот] вместе с ними (с этими выражениями) они уносятся и попадают наши тела и там], как будто одушевленные, они говорят и сообщают принимающим их [нашим телам] кнения испустивших их существ, их мысли и стремления, всякий раз, иогда они, [идолы], сохраняя подобия теп неповрежденными и неелнянными, примешивают [их к нашим телам] ... [идолы], вылетающие в большом колличестве от [ниц], пылающих страстью и сильно возбужденных , и бистро несущиеся, производят свежие н ясные видения».

^^ А вот как представлял себе мир Ка Г.Масперо, собравший в свое время самую полную информацию об этом понятии. Он писал:

«когда рождался ребенок, с ним рождался двойник, который сопровождал его на всех этапах жиіни,., И не только люди, но и боги, и животные, камни и деревья, естественные или искусственные объекты, все имело своил двойников - двойники быков и овец были кошами настоящих быков и овец, двойники полотен и кроватей, стульев и ножей имели облик настоящих полотен и кроватей, стульев и ножей»,46

Как замечает Большаков по поводу теории Масперо, эта «..жартиза, приближавшаяся по сути к филосовскон системе Платона, была последовательна и зав ерше на.. >.47

Наиболее важной, с точки зрения нашего исследования, представляется теория А.Морэт сформулированная в 1913 г.*а Ее суть состоит в том, что Ка французский исследователь рассматривает как разновидность «маны» в религиозной традиции Меланезии и Полинезии.

Согласно воззрениям океанийцев, под малой понимается сверхъестественная сила, заключенная во всем живом, которая особым образом актуализируется в некоторых людях (шаман, верховный жрец, вождь племени), объектах природы, предметах; может утрачиваться и приобретаться,49 Ману можно полунить н умножить, захватив тело врага, его оружие и сокровища, его женщин, лодку. Млна способна переходить непосредственно в человека в результате ритуального каннибализма. Голову жертвы зарывали в землю: по

Ai Plut., quast. conv. VTtf 10, 2.

Цнт. no Большакову, Представлення о цвойннке..., С.27. 47 Большаков А.О.Развитие: представлений о загребныя мирах в древнем Египте// МЕРОЭ 5 (1999), С58. аа Большаков Аг О. Представления о двдйннке..., С.5.

я"Элиаде М. Священные тексты народов мира, Москва. 1998, С. 190-196; Полянская М.С. Вступительная статья н примечания - в книге иМифы, предания я сказки фшшійцев», Москва, J 989, С.369,

океанийским представлениям, наибольшая мана заключается именно в голове. Сердце и
язык как вместилище особой, сверхъестественной силы, съедал вождь.51 Е мифах жители
Океании нередко воюют палицами, вырезанными нч ствола железного дерева. Тяжелая
длинная палица с шишковидным утолщением на конце - посвященное духами оружие,
лишиться которого - значит лишиться маны. Короткие, с луковичной головкой палицы
служат для метания и являются непременным атрибутом обряда, совершаемого перед домом
духаз накануне весеннего похода.13 ^

Ф Выводы А. Морэ во многом совпадают с наблюдениями этнологической
школы М.Гриоля в Западном Судане. Прежде всего необходимо отметить
работу сотрудницы Гриодя Ж.Дьетерлен, посвященную религии бамбара
(Мали),53 -

По данным, содержащимся в ее исследовании, категория «ньямы» - ключевое понятие не только в религии бамбара, но и многих западно-суданских народностей. Если коротко охарактеризовать понятие «ньяма», то это - просто «земля».44 Но это только одна сторона проявления «ньямы». Другая состоит в том, что ньяма не только земля, но и одновременно божество, воплощающее з себе землю - Пемба, Символ-фетиш Пемба - деревянный брус «пембелле», заключающий в себе всю силу и мощь земли - «ньяыу».э3 Таким образом, «ньяма» - это и земля, и божество земли, и сила земли, ее ипостась, одушевляющая все живые существа. Человек получает «ньяму» как «тере», при рождении. После смерти

i,r Срав. в связи с этим пспропоріптонально большие головы многих, статуй на различных островах Океании (напр. на ог Пасхи),

" Полинекач М. С. Вступительная статья и примечания..., С,59. Л^

і2 Там же, СМ.

" Dieterleii G. Essai зш la religion Bambara. Paris. 1951. u Diclcrlen G. Bambara..,, p.36. "таиже,р. 37.

56 Как в Древнем Египте, тав ч во многих автохтонных религиях Африки, Америки и Австралии существовали и существуют представления о «множественности душ», которыми обладает человек. Согласно бамбара, у человека три души (более правильно - духовные сущности) - «ни», адтл», «тере». Душа «ни» проявляется в дыхании и биении пульса. Босле смерти человека «ни» лочит старейшина племени и переносит в фамиги.ный алтарь. Душ а-двойник «дья» постоянно пребывает в теле человека, однако способна покидать его во время сна или в момент беспамчтета. Душа-двойник - посіла противоположного человеку пола и поэтому вступление в брав: йамбара рассматривают как воссоединение женской н мужской половины при обязательном сохранении адья» противоположного пола. После смерти человека мдья» уходит в изначальную воду, с которой начинается процесс творения, а при рождении а семье нового ребенка чдья» переходит к нему. И, наконец, душа-ктере» отвечает ча личность, характер, сознание. Мы определили бы ее как более всего соответствующую дрепгтеетчпетскому Ка, Тан, «гере» отделяется от человека, когда он говорит, по то ас самое мы наблюдаем и с Ка (fcj - это кговорнтьи- Wb. V, 85-86). Отделение «тере» вообще происходит всегда, когда человек нанраилчег вовне счога деятельность. В древнеегипетской тралнтціи отому в полной мере соответствует «работа» (k;t), Wb. V, 9Я-101). Наконец, что наиболее важно, «іере» превращается в «ньчмуи, благодаря которой человек магическим образом воздействует на внешний мир. А в Древнем Египте это hk; - колдовство, чары, магия (Wb.111,175-176). Бамбара всегда верили, что человек способен аккумулировать в себе «иымун благодаря жертвоприношениям, отсюда ключ к матии, После смерти человека его «тере» превращается в^ньяну» (по суш "ісрел и есть индиридуальная «ньяма») и переносится старейшиной в фамильный шпарь, соединяясь с ньямой

15 л *

«тере» возвращается в пембелле, а при рождении ребенка входит а него- Как толкуют данное понятие информаторы Дьетерлсн - если земля потеряет ньяму, то все растущее и живое потеряет силу, лишится своей сущности - злаки будут расти, но в колосьях не будет зерна, женщины не СМО17Т рожать живых детей, все сущее обессилит и будет бесплодно. Таким образом, ньяма существует и как некая земная сила, охватывающая собой весь мир, но в то же время и как часть этого мира, проявляющаяся в каждой его составляющей, в людях, животных, растениях,

Ясно, насколько близки подходы современных африканских теологов и представителей «эклектики» (термин А.О, Большакова) в египтологической науке. Так, Кеес выделял три основных аспекта Ка: I) Ка индивидуальное; 2) Ка как общее понятие (абстрактная форма), отражающее совокупность жизненных принципов; 3) Ка - духовная субстанция (вечная ценность), не совместимая с конкретным индивидом.58 В подобном подходе налицо проявление в Ка индивидуального и всеобщего.

По мнению В, Н, Топорова, наиболее близки к истине Эрман, Фрэнкфорт и следующие за ними египтологи, обосновавшие для Ка значение ^жизненной силы» («die Lebenskraft», «vital force», «generative force»).59 Мы полностью разделяем эту теорию, поскольку в ней, на наш взгляд, находят логическое завершение все возможные подходы к проблеме Ка.

Итак, понятие Ка выступает важным системообразующим фактором, в
связи с чем многие универсальные тенденции в культе Хатхор могут найти
логическое объяснение через эту связь (см, главу III), "ь

Хронологические рамки работы мы ограничиваем Древним царством. Однако, там, где источники не поддаются ясной интерпретации (например. ритуал коронации или хеб-сед), мы раздвигаем временные сроки и включаем материалы Среднего царства и даже Нового. Это обусловлено не столько

предков. Как уточняет ЖДьегерлен, ньяыа убитого человека способна вредить живым, особенно виповним в смерти (Dieterlen, Bambara..,, p,57-65; 72-73). В Древнем Египте мы такяе видим посмертные «дворы Каи (позиожио, «чаеовнклнли «погребение», Wh.V, 107-108), где двойник человека продолжает свое независимое существование, принимает жертвоприношения, общаясь с оставшимися на земле, не в то же время угрожает живым за осквернение могилы, преследует их за несправедливые поступки в отношении своих родственников (Большаков А.О. Системный анализ староепшетскн* гробннчных комплексов// ВДИ 2 (19Ё6), С. 130.).

Dieterlen G, Bambam...,p.37. _

i3Kees Н, Toienglauben und Jenseitsvorstellungeri im alteii Agypten. Berlin, 1977FS,47-48. (

_ 16

фрагментарностью источниковоЙ базы эпохи Древнего царства, сколько отсутствием четких надписей, поясняющих исследуемые изображения.

Далее, в разделе «Культ Хатхор в Солнечных храмах», где говорится о
категории «Телец Девятки (Телец своей матерл)» мы используем для лучшей
наглядности пример из папируса д'Орбиней. Этот иератический папирус
относится по времени к третьей четверти XIII века до Р,Х., т,е. соответствует
эпохе Нового царства. Однако, именно этот литературный текст превосходно
объясняет сущность столь сложного религиозного понятия как «Телец
Девятки», имеющего непосредственное отношение к Хатхор. Подчеркнем - мы
привлекаем этот текст исключительно для наглядности, ^

Целью настоящей работы является восстановление первоначальных черт в образе богини Хатхор на основе более полного привлечения источников Древнего царства и выявление тех предпосылок, иа основе которых этот культ приобретает всеобъемлющий универсальный характер.

Актуальность исследования заключается в том, что в нем впервые
делается попытка рассмотреть становление образа и культа Хатхор в Древнем
царстве а системе религиозного мировоззрения, взаимосвязи богини не только
со сложным комплексом ритуалов, но и с важнейшими мировоззренческими
понятиями. fc^

Топоров R. Н. Несколько параллелей r одной древнеегипетской мифолаіі:ме.'У ДВ 2 (19S0), С.91-92.