Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тайные общества в политической культуре Китая XX в. (конец 20-х-80-ые гг.) Маслов, Алексей Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маслов, Алексей Александрович. Тайные общества в политической культуре Китая XX в. (конец 20-х-80-ые гг.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Российская Академия наук. Ин-т Дальнего Востока.- Москва, 1992.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/513-7

Введение к работе

Актуальность представленной диссортационнь,і работг определяется необходимостью планомерного исследования тайных обществ и их комплексной оценки, для чего следует избрать многофункциональный подход к их изучению. В настоящий момент в связи сп г-сташми социально-политическими процессами, идущими в китайском обществе, заметная активизация тайных общесм

свидетельствует о том, что с явной закономерностью продолжают воспроизводиться традиционные факторы функционирования локального социума через неформальные группы, а также традиционные методы социализации членов общества. Изучение тайных обществ как мощных социальных корпораций также позволяет рассмотреть механизмы реализации власти на местах и взаимоотношения локального социума и централиР^ванной государственной машины.

В связи с тем, что практически все крупные политические силы Китая XX в. генетически оказались связаны с тайными обществами или непосредственно вышли :'з них, они переняли характерные черты взаимоотношений, структуры, методы деьхзльности и воздействия на членов. Вместе с этим господствующий долгое время в литературе тезис о том, что тайные общества, создаваемые как организации борьбы против маньчжуров, несущие в своих недрах революционные потенции, противоречит реальному положению вещей. В настоящий момент тайные общества воспроизводятся с завидным постоянством независимо от целей борьбы с кем бы то ни было и представляют собой прежде вс""0 особый этноспеци-фический механизм социально-психологической защиты членов общества, оптимальным образом отвечающий их социально-психологическим запросам, в связи с этим весьма актуально стоит задача пересмотра многих стереотипов, отказа от рассмотрения тайных обществ исключительно как революционных или, наоборот, реакционных либо религиозных организаций, и требуется подход к ним как к специфической данности китайского общества.

В настоящее время тайные общества являются самым эффективным и действенным механизмом регуляции локального социума, а также взаимоотношений между индивидуумом и обществом. Сегодня в КНР действуют тайные общества более чем под 300-ми названиями, самих ке организаций значительно больше, ежегодный рост их членства может составлять несколько десятков процентов. Иногда государственная власть реализуется также через тайные общества, так как нередко руководство партийных ячеек, уездной и деревенской администрации состоит в числе лидеров тайных обществ и таким образом обладает двойной властью. Изучение этого вопроса позволяет лучше осознать механизмы действия властных структур на местах, понять социальные отношения

в низовых сферах китайского общества.

Тайные общества передают традиционные формы культуры, коммуникации, в том числе поддерживают осознание "единого тела" китайской культуры между китайцами в КНР и хуацяо за рубежом. Именно тайные общества в настоящий момент являются наиболее активным неформальным каналом общения, а также притока средств из-за рубежа. Несмотря на официальное резко ілгативное отношение властей к тайным обществам в настоящее время как центральная, так и местная администрация стремятся активно использовать их. Нередко это становится одним из механизмов коррупции и переключения деятельности властных структур на исключительно неформальные, родственные или квазиродственныа связи.

В связи с тем, что многие китайские тайные общества за рубежом, например, на Тайване, в Бирме, Меіайзии официализиро-ваны и-превратились в мощные экономические корпорации, владеющие крупными производствами, и даже контролирующие целые области промышленности, а их лидеры вхожи в самые высокие государственные сферы, тайные общества представляют серьезную проблему для "ЧР. При этом их официализации в . .IP препятствует целый ряд исторических и социально-психологических стереотипов, в частности, противостояние имперско-государственной и народно-локальной культуры. Поэтому задача диссертационного исследования актуализируется через рассмотрение occJoro механизма кодов культуры китайского общества через призму тайных обществ, прав человека, рамок либерализации общества, учета традиции в процессе модернизации и т.д.

Тайные общества стали наиболее эффективным механизмом деятельности китайцев за рубежом, что показывает опыт как стран Юго-Восточной Азии, так и США, Канады, Франции, где тайные общества постепенно не только официализ- повались, но и делают заявления в поддержку "четырех модернизаций" в КНР. В связи с активным сближением КНР и России, расширением культурного и делового взаимообмена проблема создания тайных j6mecTB на территории России может стать весьма реальной. В этом закл. jgho одно из практических значений диссертационного исследования. Работа также позволяет определить наиболее эф.активные каналы общения с Китаем, принципы и способи ис-

_ 4 -

пользования неформальных связзй и сообществ.

Временные рамки работы. Большинство материалов, представленных в работа, касаются периода конца 20-х - 80-х гг. XX в. Однако для рассмотрения динамики развития тайных обществ и иллюстрации механизмов и смысла их воспроизводства, а также для подробного рассмотрения формирования подходов различных политических сил к этим организ. ;иям автору пришлось выходить за эти временные рамки. В частности, рассмотрен механизм эволюции взглядов Сунь Ятсена на тайные общества. Для определения прогностики развития тайных обществ в современгом Китае, также использовался материал начала 90-х гг. Наиболее подробно в фактологическом плане освещены периоды начала 30-х - начала 50-х гг. и 80-ые годы.

Научная новизна работы определяется прежде всего тем, что данное диссертационное исследование является первой в мировом китаеведении попыткой рассмотреть тайные общества как комплексный социальный механизм китайского традиционного и неотрадиционного общества, а также формы проявления этого механизма в различных сферах на протяжении практически всего XX века. Автор, пользуясь методом комплексного анализа, решает задачу долговременной исторической устойчивости тайных обществ, а также типологии форм их деятельности, привлекая большой фактологический материал.

Концептуально работа по комплексному анализу строится следующим образом: раскрываются механизмы воспроизводства тайных обществ как проекции ряда врожденных и приобретенных стереотипов китайского сознания, ритуального поведения, выясняется роль группоориентированности, конформности группы, методы самсстабилизации тайных обществ. Благодаря этому впервые становится возможным реально объяснить воспроизводство и сохранение структур обществ в неизменном виде практически на всем протяжении нового и новейшего времени. Выясняется, что в китайской традиции воспроизводится парадигма приоритета "внутреннего мира" и внутреї лего герметического общества над внешним социумом, что выливается в постоянное избегание ортодоксии (государства) и неортодоксальных течений (тайных обществ), причем это избегание объясняется не столько конкретными идее-

логическими и социальным, причинами, сколько представляет собой особый культурно-типологический иеханизи функционирования китайского общества. В дальнейшем эта концепция рассматривается на конкретных примерах новейшей истории.

Таким образом в работе предпринимается попытка найти новый метод рассмотрения не только тайных обществ, но и вообще механизма функционирования ряда социальных структур и культурных парадигм.

Материалы данной работы позволяют по-новому взглянуть на механизмы интеграции представителей китайской нации в незнакомую культурную среду и создание неформальных структур за рубежом в качестве защитно-компенсаторного мехашзма.

В научный оборот вводятся новые, оригинальные материалы, полученные не только в процессе сбора, обработки и анализа источников, но и в результате бесед и личьлх встреч с представителями китайского религиозного сектантства и рядом членов тайных обществ.

Стегэнь разработанности темы. По проблеме тайных обществ существует немалое количество работ как в отечественнсл, так и зарубежном ьитазведении, однако лишь крайне малая часть их посвящена непосредственно тайным обществам в новейшее вр мя. При этом нет ни одной комплексной работы, касающейся существования тайных обществ после их официального "разгрома" в начале 50-х гг. XX в. При этом больиинство работ, подробно разбирая фактологию, раннюю историю и идеологию тайных обществ, практически не затрагивают социально-психологических механизмов их функционирования, что делает невозможным комплексный анализ этих объединений и оставляє: без ответов ряд актуальных вопросов их деятельности.

Важным концептуальным моментом в вопросе о генезисе тайных обществ стала проблема их видимого вирощення и отэ-ри креативных потенций, предположительно присущих тайным обществам с самого начала. Ряд авторов (В.Е.Никифоров, СР. Лангзр, Л.Комбзр, Р.Славински) считает, что большинство революционно настроенных тайных обществ со временем деградировали до аыирфных бандитских объединений, а в настоящий момент тайные общеатва за рубежом (Л.Комбзр, В.Блайс, М.Фридман)

- б -

превратились в мелкомасштабные преступные группировки. Последние работы китайских авторов показали, что практически все тайные общества, начиная с момента своего возникновения, не ставили революционных идей и не выдвигали никаких лозунгов борьбы, а формировались как организации взаимопомощи, поэтому о перерождении обществ говорить нельзя, хотя их характер деятельности меняется со временем.

Тезис о революционности тайных обществ и попытка создать теорию тайных обществ как одной из движущих сил ь революционно-демократической борьбе была впервые предпринята Зунь Ятсеном и Ли Дачкао, затеи она активно разрабатывалась китайскими авторами в 60-е гг., что было обусловлено исключительно политическими требованиями текущего момента. Однако эта теория была принята многими западными историками, в частности, стало принятым считать хуэйданы "помощниками" революционных деятелей. В дальнейшем эта теория была преодолена, что нашло свое отражение на конференции в октябре 1984 г., посвященной проблемам тайных обществ и обобщенных в специальном сборнике. Чэнь Цзя-нань, Сюй Хэюн, Чэнь Сюйлу, Ху Чаоу и другие обратили внимание на ряд ярких примеров исключительно деструктивирующих тенденций в деятельности тайных обществ в конце XIX в. - 20-х гг. XX в. Однако ни одна из вышеназванных работ не выходит за рамки конца 20-х гг., что во временном плане изолирует тайные общества и не позволяет полноценно отследить их развитие.

Освещение деятельности тайных обществ в новейшее время отличается в основном мозаичностью и отрывочностью. Среди немногих целостных исследований по проблемам роли тайных обществ в крестьянском движении автор испогъзовал работы А.С.Костяевой, а такие работы В.В.Малявина, посвященные сектантской традиции Китая. В западной силологии деятельность тайных обществ затрагивалась в общих работах, посвященных началу революционного движения в Китае (М.Райт, Х.Шифрин, Ы.Ронкин), а также в специальных работах С.Накин, Р.Ыунро, д.Шззно. При этом следует отметить, что внимание исследователей привлекает лишь несколько обществ, например, Красные пики, что не соответствует реальной картине распространения деятельности тайных обществ в Китае и многие из них остаются за кадром.

При работе над диссертацией автор опирался такнё%8лый (' ряд работ отечественных китаеведов. Большую помощь автору оказали работы Л.П.Делюсина, А.С.Костяевой, В.В.Малявина, В.П.Никифорова, И. Б. Поршневой.

К сожалению автор не встретил ни одного полного труда, посвященного тайным обществам в настоящий момент, поэтому в этом вопросе ему пришлось полностью опираться на источники.

Нсточниковая база работы включает первичные и документальные материалы, воспоминания, отчеты, а также материалы полевых исследований. Важное место в работе в разделе, посвященном тайным обществам в 70-80-е гг., занимают сборники материалов и отчеты государственных органов КИР о 6opbJe с "реакционными тайными обществами", материалы центральной и местной периодической печати. Автор таже располагал рукописными книгами современных религиозных сект, а также использовал материалы своих бесед с последователями религиозного сектантства.

Апробация работы. Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите Сектором Изучения исторических традиции Китая Института Дальнего Востока РАН. Основные положения диссертации были изложены в ряде публикаций, статей и аналитических материалов,в специальной главе коллективной монографии "Традиции в политической культуре и социально-политической жизни Китая", а также были представ-.jhu в виде докладов и сообщений на Конференции "Общество и государство в Китае" (Москва, ИВ РАН, 1986, 1987 гг.), "Источниковедение и историография стран зарубежной Азии и Африки" (Санкт-Петербург, С.-Пб., ИВ РАН, 1990, 1992), Международной конференции "Проблемы восточной культуры" (Пекин, Пекинский Университет, 1991), конференции "Права человека в КНР" (Москва, ИВ РАН, 1992), "Конфуцианство и буддизм в культурной традиции стран Восточной Азии" (Санкт-Петербург, С.-Пб. ГУ, 1990), молодежной конфереі. ,ии ИДВ РАН 1987 г., I Всесоюзной научной конференции "Китай и мир. Актуальные проблемы изучения экономики, политики, истопи и культуры Китая" (Москва, ИДВ РАН, 1990), конференциях Сектора И*-'ч ния исторических традиций Китая ИДВ РАН (1988, 1989, 1990).

Всего по теме диссертации был представлен ряд публикаций общим объемом 4,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а такжа приложения. В приложении приведены схемы иерархических структур наиболее крупных тайных обществ XX в. и их краткий обзор.