Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вклад Мир Гулам Мухаммада Губара в изучении новой и новейшей истории Афганистана (1747-1953) Давлатёров Файзиддин Нуриддинович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давлатёров Файзиддин Нуриддинович. Вклад Мир Гулам Мухаммада Губара в изучении новой и новейшей истории Афганистана (1747-1953): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.03 / Давлатёров Файзиддин Нуриддинович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторические условия формирования научного и общественно-политического мировоззрения М.Г.М. Губара .17

1.1. Основные этапы жизни и общественно-политической деятельности Мир Гулам Мухаммад Губара 17

1.2.Становление Мир Гулам Мухаммад Губара как историка .36

Глава II. Проблемы становления централизованного афганского государства в трудах М. Г. М. Губара 61

2.1. Отражение процесса становления и развития афганского государства в трудах М.Г.М.Губара .61

2.2. Англо-афганские войны и установление «линии Дюранда» в оценке М.Г.М.Губара 79

2.3. Формирование и развитие младоафганского движения в исследованиях М.Г.М. Губара 112

Глава III. М.Г.М. Губар – исследователь истории становления независимого Афганистана 122

3.1. Достижение Афанистаном политической независимости и оценка предпосылок реформ Аманулла-хана в трудах М.Г.М. Губара 122

3.2. Восстание Хабибулла Калакони и его правление в оценке М.Г.М. Губара .134

3.3. Характеристика исторических событий 30-50-х годов XX века в работах М.Г.М.Губара 147

Заключение 159

Список использованных источников и литературы 165

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Происходящие события в

современном Афганистане, где около 40 лет идет кровопролитная война, привлекают пристальное внимание исследователей, как в самом Афганистане, так и за его пределами. За более 250 лет после своего образования, Афганистан нераз становился объектом агрессии великих держав и вооруженного вмешательства региональных государств. Несмотря на горький опыт поражения агрессоров и сегодня продолжается вмешательство во внутренние дела афганского государства, что является одним из основных факторов продолжения многолетнего вооруженного конфликта. Безусловно, сложившаяся ситуация актуализирует не только объективное научное исследование прошлой истории Афганистана, но и изучение наследия афганских историков, внесших большой вклад в объективном изучении истории Афганистана последних веков.

Одним из таких исследователей, внесший большой вклад в научном изучении новой и новейшей истории Афганистана является М. Г. М. Губар.

Следует отметить, что до М.Г.М. Губара большинство трудов афганских историков представляли собой хронику происходящих событий, зачастую связанных с жизнеописанием афганских монархов. В этих трудах отсутствовал научный анализ происходящих исторических процессов, социальная природа крупнейших событий. Хотя в них были использованы большое количество фактического материала, но без должного анализа и объективных выводов. М.Г.М. Губар отошел от традиционно субъективного изложения исторических событий. В центре внимания исторических трудов М.Г.М. Губара не редко можно увидеть народ, истинного творца истории. Хотя в его взглядах наблюдается и недопонимание, и иногда следование официальной историографии по ряду весьма важных проблем новейшей истории Афганистана, которые не совсем объективно рассматривались.

Тем не менее, в целом, М.Г.М. Губар в ходе описания исторических событий, в отличии от официальной историографии тех лет, не редко подвергает острой критике правящие династии за их антинародную политику. Это особенно ярко просматривается в вопросах отражения исторических событий после свержения Аманулла-хана в 1929 г.

Таким образом, исследование вклада выдающегося афганского историка М.Г.М. Губара в изучении новой и новейшей истории Афганистана, несомненно, актуально и востребовано:

-во-первых, несмотря на то, что практически все историки, изучающие тот или иной период истории этой страны, обращаются к трудам М.Г.М Губара, до сих пор отсутствуют работы, комплексно анализирующие вклад историка в объективном исследовании истории Афганистана;

-во-вторых, изучение трудов М.Г.М. Губара и выявление его вклада в изучении истории этого государства может восполнить, существующие пробелы в изучении истории рассматриваемого периода, дать новую

интерпретацию прежним исследованиям. Это будет способствовать более детальному анализу новой и новейшей истории народов Афганистана;

-в-третьих, сегодня афганский фактор продолжает оказывать серьёзное влияние на международные отношения и политические процессы современного мира. В этой связи, обращение к исследованиям М.Г.М. Губара может способствовать объективному осмыслению истории народов Афганистана, определению места и роли Афганистана, служившего в период так называемой «Большой игры» роль «буферного государства» между колониальными владениями Великобритании и царской России, разобраться в правах и поведении членов пуштунских племенных объединений;

-в-четвертых, актуальность темы определяется тем, что в наши дни, когда не затихают конфликты в этой стране и приобретая все новые очертания, возрастает значение исторического наследия М.Г.М. Губара, в котором прослеживаются его оригинальные мысли и выводы, логическая взаимосвязь важнейших исторических событий Афганистана в новое и новейшее время, преемственность важных исторических событий.

Степень изученности темы. Несмотря на тот очевидный факт, что практически все исследователи истории Афганистана, так или иначе, обращаются к произведениям М.Г.М. Губара, однако специальной работы, посвященной вкладу историка в исследовании новой и новейшей истории страны, отсутствует.

Всю литературу, в которой, так или иначе, оцениваются взгляды М.Г.М. Губара на важнейшие проблемы истории Афганистана, можно разделить на три группы.

В первую группу работ можно включить работы соотечественников историка-афганских авторов. Особенно в последние десятилетия на страницах различных афганских журналов и интернет-сайтов появилось множество статей, которые, наряду с биографией М.Г.М. Губара, содержат анализ его деятельности как писателя, историка и общественно-политического деятеля. В частности, можно назвать такие статьи как: ХабибаУсмона1, работу Мазхаби Фарханги2, Сайид Аскара Мусави3 и многие др.

Писатель и политический деятель Афганистана Гулам Дастагир Панджшири в своей статье подробно знакомит читателей с книгой М.Г.М. Губара «Афганистан на пути истории»4,а другой афганский автор Н. Мехрин подробно анализирует причины ареста властями Афганистана его книги «Афганистан на пути истории»5.

1ХабибУсмон. Нависандаитавоно, муаррихимашхурваислохталабимубориз Мир Гулом Мухаммад Губор(Известный писатель, видный историк и борец-реформатор Мир Гулам Мухаммад Губор)/ 2МазхабиФарханги. Мир Гулом Мухаммад Губор-муаррихваозодихохеАфгонистон(Мир Гулам Мухаммад Губар-историк и борец за свободу Афганистана)// Фарзонагон, 1395, мехр.

3МусавиСайид Аскар. ФаъолиятваосоритаърихдонибузургимуосириАфгонистон Мир Гулам Мухаммад Губар (Жизнь и творчества великого историка Мир Гулама Мухаммада Губара)//.

4Панджшири Г. Д. Муаррефи-йе «Афганистан дар масир-и тарих» (Представление «Афганистана на мути истории»). Кабул, 1970.

5Махрин Н. Чиро «Афганистан дар масир-и тарих» тавкифшуд? (Почему был запрещен «Афганистан на мути истории»). Кабул, 2004.

В целом, большинство афганских историков в своих работах по истории Афганистана обращаются к трудам М.Г.М. Губара как к ценным источникам. В частности, можно назвать таких авторов как М.М.С. Фарханг, С.К. Риштия, А.А. Кухзад, А.А. Панджшири, А.Х.Мубариз, А.Х. Мухтат, С.Муроди и другие1.

Во вторую группу вошли работы советских и постсоветских ученых. Они заинтересовались трудами ученого еще в 50-годы. В 1959 г. в Москве на русском языке была издана книга М.Г.М. Губара «Ахмад-шах - основатель афганского государства», под редакцией Ю.В. Ганковского2. Перевод был осуществлен профессором И. М. Рейснером совместно с Э. М. Риксом. Во вступительной статье профессора И. М. Рейснера данной книги дается детальный анализ исторического значения творчества М.Г.М Губара. Он высоко оценил стремление афганского историка подробно осветить важный этап в истории своей страны, его позиции патриота, его профессиональный уровень. И.М. Рейснер пишет: «М.Г.М. Губар обнаруживает серьезную эрудицию в вопросах истории Афганистана»3. Как видно, И.М. Рейснер высоко ценит работу М.Г.М. Губара, вместе с тем И.М. Рейснер обращает внимание на тот факт, что он преувеличивает внешний фактор, и недооценивает внутренние процессы, происходившие в Афганистане.

Высоко отзывались о научном наследии М.Г.М.Губара авторы двухтомной книги «История Афганистана» В.М. Массон и В.А. Ромодин4, которые широко использовали труды афганского историка. В.А. Ромодин обращается к творчеству М.Г.М. Губара в другой своей работе по истории и истории культуры Афганистана5.

В целом, советские историки, используя труды М.Г.М. Губара в своих исследованиях, отзывались о нем как об историке, объективно исследовавшего историю Афганистана. Подход советского и постсоветского академического сообщества к истории Афганистана наиболее полно представлен в трудах Ю.В. Ганковского6, М.Р. Аруновой и А.Д. Давыдова7 , В.Г. Коргуна8, В.Н. Пластуна1, В.С. Бойко2, Ю.В. Босина3, Х. Назарова4, Ш.З.

1Фарханг М.М.С. Афганистан дар панджкарн-е ахир(Афганистан в последние пять веков). Тегеран. Т. 2, 1995; Риштия С.К. Афганистан в XIX в. М., 1958; Хатират-е сияси-йеСайидКасемРиштия (Политические вспоминания СайидКасемРиштия). 1311(1932).то 1371 (1992). – Б.м., 1379 (2001); Кухзад А.А. ТаърихиАфгонистон (История Афганистана) Т.2. Кабул, 1956; Панджшери, А. А.. ДжухрофияитаърихииГур. (Историческая география Гура). Кабул, 1990; Мубариз А.Х. Хакаекватахлел-е вакойеисияси-йе Афганистан (1973-1993). Аз сукут-е салтанат то зухурваиджраат-е талибан. (Правда и анализ политических событий Афганистана (1973-1993).От падения монархии до появления талибан). Пешавар: Майванд, 1378 (1995)., А. Х. Мухтат. Тарехетахлеле-йеАфгонистон (Аналитическая история Афганистана). Киев, 2004; Муроди С. Афгонистон дар садаибистум: аз Абдуррахмон то Карзай (Афганистан в ХХ веке: от Абдурахмана до Карзая). Кабул, 2015.

2 Губар М.Г.М. Ахмад-шах – бабаиафгон (Ахмад-шах основатель афганского государства). Пер. проф. И.М. Рейснера и
Э.М. Рикса. М., 1959.

3 Там же. С. 12.

4Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. 1-2. М., 1964-1965.

5Ромодин В. А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана. М.:Наука 1983.

6Ганковский Ю. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. М.: Наука, 1958; История

Афганистана с древнейших времен до наших дней/ Отв. ред. Ю.В.Ганковский. М.: Мысль, 1982. 7Ганковский Ю.В., Арунова М.Р., Давыдов А.Д. Афганистан. М.: Наука, 1984 .

8Коргун В.Г. Афганистан: политика и политики. М., 1999; Его же: История Афганистана. XX век. М., 2004; Его же: Афганистан в 20-30-е годы ХХ в. : страницы политической истории. М.: Наука, 1979; Его же: Интеллигенция в политической жизни Афганистана

Имомова5, Р. Махмадшоева6, К. Искандарова7, Р.Ш. Нуриддинова8, П.Р. Нуриддинова9, Р.С. Абдуллоева10, С.М.Акимбекова11. Эти и другие авторы широко использовали труды автора в своих работах и в основном имеют позитивное мнение о работах М.Г. М. Губара.

Единственным диссертационным исследованием, посвящённым

творчеству М.Г.М. Губара в Советском Союзе можно считать диссертацию
таджикского ученого М. Давлятова. Он в 1985 г. в Институте востоковедения
АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Труд М. Г. М.
Губара «Афгонистон дар масир-и тарих» как источник по новой и новейшей
истории Афганистана»12. В 1987 году М. Давлятов перевел и издал в г.
Москве часть этой книги М.Г.М. Губара, которая была запрещена в

дореволюционном Афганистане. Вышедшая часть этой книги на русском языке, охватывает события в 1901-1929 гг., и написана на основе личных наблюдений и уникальных материалов, личных архивов видных деятелей младоафганского движения. М. Давлятов в этой книге излагает научную биографию автора, а также даёт характеристику этой весьма ценной работеМ.Г.М. Губара.

В числе работ, так или иначе оценивающие вклад М.Г.М. Губара в изучении новой и новейшей истории Афганистана, хотя не претендующие на академический характер, можно назвать некоторые статьи в различных справочниках и энциклопедических изданиях.

Третью группу составляют труды западных востоковедов. В западной историографии специальных исследований, посвященных вкладу М.Г.М. Губара в изучении новой и новейшей истории Афганистана, отсутствуют. Однако и западные историки при исследовании истории Афганистана не могут обойтись без трудов М.Г.М Губара и, в целом, по многим проблемам истории Афганистана одобряют научные взгляды М.Г.М. Губара. В частности, можно отметить работы таких ученых-афганистов как Л. Дюпре,

1 Пластун В. Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока. – Новосибирск: Сибирский
хронограф, 2002. .

2 Бойко В.С. Власть и оппозиция в Афганистане: особенности политической борьбы в 1919-1953 гг. Москва-Барнаул,
2010.

3Босин Ю.В. Афганистан: полиэтническое общество и государственная власть в историческом контексте. М., 2002. 4 Назаров Хакназар. Макам-е тоджикон дар тарих-е Афганистан. – Душанбе: Дониш, 1998: Его же: Социальные движения 20-х годов XX века в Афганистане. Душанбе,1982

5Имомов Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине Х1Х—первой половине ХХ века. Москва – Душанбе: Дониш, 2001; Его же: Общественная мысль Афганистана в первой трети ХХ в. – М.: Наука, 1986.

6Махмадшоев Р. Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана (середина XVIII -начало ХХ вв.). М., 2011; Его же: История этнополитического развития таджиков Хорасана ( Афганистан). Душанбе: Ирфон, 2009.

7Искандаров К. Молодежное движение в Афганистане (1945-1990гг.). – Душанбе: Дониш, 1992; Его же: Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX века. Душанбе: Ирфон, 2004.

8Нуриддинов Р. Ш. Формирование левых демократических движений в Афганистане. Душанбе: Ватанпарвар, 2002; Его же: Идейная борьба лево-демократических и правоисламистских сил в Афганистане во второй половине ХХ века. – Душанбе: Ватанпарвар, 2003.

9Нуриддинов П.Р. Политические партии и партийная система Афганистана. Душанбе:Эр- Граф, 2016; Его же: Кто есть кто в Афганистане. Душанбе: Эр-Граф, 2017.

10Абдуллоев Р. С. Современный Афганистан: этнополитическая ситуация. Душанбе, 2006. 11Акимбеков С.М. История Афганистана. Астана – Алматы, 2015.

12Давлятов М. Труд М. Г. М. Губара «Афганистан дар масир-и тарих» как источник по новой и новейшей истории Афганистана» .Дисс. канд. ист. наук. М., 1985.

Дж. Грифитс, П.Сайкс и других1. Для сравнительного анализа научных
взглядов М.Г.М.Губара диссертант использовал труды некоторых

американских исследователей, в которых наблюдается более глубокое
осмысление истории Афганистана рассматриваемого периода. В частности,
можно упомянуть фундаментальный труд В. Грегоряна2. Автор

рассматривает политику двух наиболее ярких государственных деятелей Афганистана - эмира Абдуррахмана (1880-1901 гг.) и его внука эмира Амануллы (1919-1929 гг.), заложивших основы современного афганского государства. В 1973 г. в США вышли две крупные монографии на одну тему - Р.Т.Стюарт3 и Л.Пуллады4. Обе посвящены анализу политики эмира Амануллы и падению его режима.

Таким образом, из обзора существующей литературы о М.Г.М. Губаре можно сделать вывод о том, что данная тема не стала предметом специального исследования ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Исходя из этого, несомненно, настоящая диссертационная тема является актуальной и своевременной.

Научная новизна данной диссертации заключается в том что:

впервые в отечественной историографии вклад М.Г.М. Губара в исследовании новой и новейшей истории Афганистана становится предметом специального диссертационного исследования;

выделяются основные этапы научной и общественно-политической жизни М.Г.М. Губара, подробно исследуются исторические условия формирования научного и общественно-политического мировоззрения и его становления как историка;

-анализируются научные взгляды и вклад М.Г.М. Губара в объективном исследовании процесса становления и развития централизованного афганского государства;

-определена заслуга М.Г.М. Губара в изучении причин и хода англоафганских войн и научною исследования условий подписания соглашения о «линии Дюранда»;

-даётся анализ процесса формирования и развития младоафганского движения в оценке М.Г.М. Губара как непосредственного участника движения;

-выявлена позиция М.Г.М. Губара по отношению к реформам Аманулла-хана, вызвавших недовольство духовенства, с одной стороны и крестьянства с другой;

- выявлены научные взгляды М.Г.М. Губара относительно реформ
Аманулла-хана и восстания и причин формирования отрицательного взгляда
к Хабибулле Калакани;

1Dupree, Louis. Afghanistan, Princeton Univ. Press. – Princeton, New Jersey, 1980; Griffiths J.John C. Afghanistan. – London

Pall Mall Press, 1967; Sykes, Perсy. A History of Afghanistan.— V. 1-2, 1940.

2Gregorian, Vartan.The Emergence of Modern Afghanistan.Stanford, 1969.

3Stewart Rea Tally. Fire in Afghanistan, 1914-1929. New York, 1973.

4Poullada, Leon. Reform and Rebellion in Afghanistan, 1919-1929. Comwell (IthacaandLondon), 1973.

-определена степень объективной характеристики периода правления династии Надир-хана в работах М.Г.М Губара.

Источниковедческая база диссертации. Использованные источники по настоящей теме можно разделить на пять групп:

В первую группу включены труды самого М. Г. М. Губара1, а также воспоминания М.Г.М. Губара, записанные его дочерю2 и другие. В трудах М.Г.М. Губара нашли отражения политические, социально-экономические, культурные вопросы Афганистана. М.Г.М. Губар не оставил без внимания также внешнюю политику афганского государства. Именно работы самого М.Г.М. Губара послужили основным источником при разработке данной темы.

Вторую группу составляют нормативно-правовые акты афганского государства. Это «Основные положения Высокого Государства Афганистан» («Низамнаме-йеАсаси-йеДаулат-е Алийе-йе Афганистан»)3, «Положение о земельном налоге» («Низамнаме-йе-малийя»)4, «Положение о структуре Высокого Государства Афганистан («Низамнаме-йеташкилат-е даулат-е али-йе Афганистан»), «Основные принципы Высокого Государства Афганистан» («Осул-е асаси-йедаулат-е али-йе Афганистан»).5

В третью группу включены воспоминания и труды ученых, которые
были свидетелями происходивших событий рассматриваемого периода.
Некоторые работы, хотя и являются исследованиями по характеру, тем не
менее, они служат важнейшим источником по новой и новейшей истории
Афганистана, использованные для сравнительного анализа проблем,
затрагивавших в трудах М.Г.М. Губара. Среди таких работ можно выделить
труды М. Эльфинстона6, А.Е. Снесарев7. Важнейшим источником по

указанной теме является фундаментальный труд занимавшего пост
придворного советника при эмирах Хабибулла-хана и Аманулла-хана,
известного афганского летописца Файз Мухаммада Катиба (1862-1931 гг.)
«Сираджат-таварих», его работа о восстании 1928 г. под предводительством
Хабибулла Калакани, изданная в Москве на русском языке под названием
«Книга упоминаний о мятеже»8, и неизвестный в отечественном
афгановедении другой труд Ф.М. Катиба «Генеалогия афганцев»
(«Нежаднама-йиафгон»)9. Весьма ценные сведения, касающиеся

1Губар М.Г.М. Афгонистон дар масир-и тарих (Афганистан на пути истории). Кабул, 1967; Его же. Ахмад-шах основатель Афганского государства. Пер. с перс.проф. И.М. Рейснера и Э.М. Рикса - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959 ЧугрофияитаърихиАфгонистон (Историческая история Афганистана). Кабул, 1368(1990).

2Едоштхо-е устадХалилулаХалили тай-е муколамабодухтараш Мори (Вспоминания устадаХалилулла , записанные его дочерью Мори). Кабул: Майванд, 2011.

3 «Низамнаме-йеАсаси-йеДаулат-е алийе-йе Афганистан»(Основное положение Высокого государства Афганистан).
Кабул, 1923 (на языке дари).

4 «Низамнаме-йе-малийя» (Положение о земельном налоге). Кабул, 1920 (на языке дари).

5Осул-е асаси-йедаулат-е али-йе Афганистан (Конституция Высокого Государства Афганистан). Кабул, 1931.

6Афгонон. Джой. Фарханг. Нажад (Гозориш-и салтанат-и Кабул). Мешхед: Бонёд-е пажухишха-и ислами. Второе издание, 1379/2000 (Афганцы: Место. Культура. Раса. Отчёт о королевстве Кабула) в переводе на персидский яз. Мухаммада АсефаФекрата, под редакцией Мухаммад Риза Марварида. 7Снесарев А. Е. Авганистан. Т. I. М.: Гос. изд-во, 1921. 8Файз Мухаммад. Книга упоминаний о мятеже. М., 1988.

9Файз Мухаммад Катиб. Сираджат-таварих (Светильник истории). Кабул, (1912-1915). (Пер. на рус.язык - М.,1988); Его же. Нежаднома-йиафгон (Генеалогия афганцев). Введение, заключение и комментарии Хаджи КаземаЯздани. Издатель Азизулла Рахими. Кум (Иран): Муассиса-йимабуот-е исмаилиён, 2002.

интересующих нас вопросов, содержатся в «Автобиографии Абдуррахман хана, эмира Афганистана»1. Автор для сравнения с взглядами М.Г.М.Губара использовал воспоминания маршала Шах Вали, брата Мухаммад Надир-хана2.

В четвертую группу вошли хроники, летописи и путевые заметки, отчеты и служебные доклады политических, государственных деятелей и дипломатов. В частности, большое научное и познавательное значение имеют путевые заметки А. Бёрнса3 в 1894г., доклад офицера российского Генштаба М. М. Карнаухов о его разведывательной поездке в северный Афганистан4, военно-географический очерк В.Ф.Новицкого5 и т.д.

И, наконец, пятую группу составили энциклопедические издания и справочники при определении многих аспектов, связанных с динамикой развития афганского общества, широко использовались известные энциклопедические издания, а также этнографические и демографические справочники, ежеквартальные выпуски ООН, в которых содержатся основные данные о географии, истории, экономике и культуре новой и новейшей истории Афганистана.6

Цель диссертации заключается в определении вклада афганского историка М.Г. М. Губара в исследовании новой и новейшей истории Афганистана.

С учетом выдвинутой цели диссертант ставит и выполняет следующие задачи:

- проанализировать политические и социально-экономические условия
формирования личности М.Г.М. Губара;

- определить основные этапы научной и общественно-политической жизни
ученого;

-выявить вклад М.Г.М. Губара в объективном научном исследовании процесса становления и развития централизованного афганского государства; -раскрыть процесс становления М.Г.М. Губара как ученого историка; -обосновать роль М.Г.М. Губара в исследовании проблем становления централизованного афганского государства;

1Автобиография Абдуррахман-хана, эмира Афганистана (Пер.М.Грулева). В 2-х томах.- СПб.:,1901.

2 Шах Вали. Мои воспоминания. М., 1960.

3 Бёрнс А. Кабул в 1836, 1837 и 1838 годах. Путевые записки сэра Александра Бёрнса. Пер. с английского. Ч. I.
Москва, 1847; Его же: Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора с подарками британского
короля и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию высшего
правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 годах». В трех томах. Москва: Издание П. В. Голубкова, 1848-1849.

4 Карнаухов М. М. Карнаухов М. М. Записки по военной географии, составленные, применительно к программам для
военных и юнкерских училищ, преподавателем Тифлисского пехотного юнкерского училища Ген. штаба полк.
Корнауховым: вып. [1] [Туркестан, Хоросан, Афганистан и Китай (Восточный Туркестан)]. Тифлис, 1908.

5 Новицкий В. Ф. Военно-географический очерк Афганского театра военных действий с подробным обзором
операционных путей, ведущих через Афганистан. Санкт-Петербург, 1910.

6Ежеквартальные выпуски ООН - UnitedNations. Populationandvitalstatisticsreport (NewYork); Брук С.И. Население мира. -М., 1986; Народы мира: историко-этнографический справочник - М., 1988; Современный Афганистан. - М., 1960; Афганистан - М., 1964; Демократическая Республика Афганистан. - М., 1981; Афганистан сегодня. - Душанбе, 1988; BiographicalAccountofChiefs, Sardars, andOthersofAfghanistan (Биографический отчёт о вождях и сардарах Афганистана»). - Calcutta, 1888; Нуриддинов П.Р. Кто есть кто в Афганистане. Биографическая энциклопедия. Второе дополненное издание. Душанбе, 2017.

-определить роль М.Г.М. Губара в изучении англо-афганских войн и причин,

по которым эмир Абдурахман-хан согласился на подписание соглашения об

установлении так называемой «линии Дюранда»;

-установить ход формирования и развития младоафганского государства в

оценке М.Г.М. Губара;

- определить вклад М.Г.М. Губара в объективном исследовании важнейших

проблем истории Афганистана 20-х - начало 50-х годов XX века:

установлении политической независимости, проведении реформ, свержении

короля-реформатора и политики Надир-хана, а также формирование

политических течений и частной прессы.

Объектом диссертационного исследования является научное наследие М.Г.М. Губара, посвященное новой и новейшей истории Афганистана.

Предметом исследования является анализ основных научных

произведений М.Г.М. Губара, его вклада в изучении политической,

социально-экономической и культурной жизни Афганистана.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1.На формирование личности М.Г.М. Губара как ученого историка и
общественно-политического деятеля оказали сильное влияние политическая
зависимость и социально-экономическая отсталость Афганистана.

Сложившаяся ситуация способствовала возникновению младоафганского движения. Губар как сторонник младоафганского движения активно включился в политическую деятельность, а с началом издания еженедельника «Ситара-и афган» (Звезда Афганистана), в 1919 г. начинается и его творческая деятельность как писателя, просветителя, историка и общественного деятеля.

2.М.Г.М. Губар воспитывался на идеях лидеров младоафганского
движения, на трудах Сайида Джамаллидина Афгани и Махмуда Тарзи. Как
сторонник Аманулла-хана М.Г.М. Губар активно включился в процесс
осуществления реформ короля-реформатора, занимал важные посты в его
правительстве, а при режиме Надир-хана прошел тюрьмы и ссылки, в начале
50-х гг. начал издавать газету «Ватан» («Родина»), вокруг которой
сформировал одноименное политическое течение, стал депутатом

парламента от Кабула. Вся эта бурная жизнь серьезно повлияла не только на политические пристрастия М.Г.М.Губара, но и на его научные взгляды.

3. Главным выводом М.Г.М. Губара является его утверждение о том, что одним из факторов образования централизованного государства в Афганистане в 1747 г. стало развитие феодализма и длительная борьба народа против иноземных поработителей.

По мнению М.Г.М. Губара, дехкане, животноводы-кочевники, ремесленники и широкие городские слои находились с одной стороны под гнетом местных феодалов, а с другой стороны - страдали от междоусобных и многочисленных завоевательных войн, происходящих в первой половине XVIII века. По этой причине основная масса населения ощущала острую

необходимость создания мощного и централизованного государства для обеспечения безопасности и спокойствия.

4. М.Г.М. Губар приходит к выводу, что главная причина последовательного установления английского господства над Афганистаном являлась не только военная мощь и дипломатическое давление Великобритании, но и ожесточенная борьба между различными кланами и династиями за афганский трон, неспособность правителей организовать достойный отпор колонизаторам. Афганский историк подтверждает, что целью эмира Абдурахман-хана, подписавший договор об установлении «линии Дюранда», явилось стремление найти поддержку английских властей в упрочении личной власти, ради которой он передал контроль огромной территории проживания афганских племен под власть англичан. Таким образом, он практически подтверждает добровольный характер подписания договора о границе.

5. По М.Г.М. Губару реформы Аманулла-хана отвечали коренным
интересам населения страны, однако их проведение «сверху» было выгодно
зарождавшейся национальной буржуазии, в лице крупных торговцев и
связанных с ним и крупных помещиков, интересы которых выражали
младоафганцы, возлагавшие свои надежды на Амануллу-хана.

6. М.Г.М. Губар считает установление режима Хабибулла Калакани (он
называет его Бачаи Сакао) трагедией в истории Афганистана. Со
свержением Аманулла-хана были отменены все его реформы, за
осуществление которых боролись младоафганцы.

7. Политика преследования Надирашаха в отношении активных членов
младоафганского движения, в том числе и самого М.Г.М Губара, оказало
большое влияние на его политические и научные взгляды. С началом
либерализации общественно-политической жизни Афганистана в конце 40-х
– начала 50-х годов XX века М.Г.М. Губар активно включился в

общественно-политическую деятельность. Стал издавать частную газету «Ватан» («Родина») и основал одноименное политическое течение, избирался депутатом парламента.

Методологическую основу диссертации составили принципы
историзма, научного анализа и комплексного подхода к различным
событиям в истории Афганистан, предусматривающие рассмотрение
любого явления как с конкретно-исторической точки зрения, так и в
его развития. При этом были использованы методы сравнительно-
исторического и системного анализа, обобщения, описания,
критического похода к трудам М.Г.М. Губара, с целью глубокого,
всестороннего и насколько возможно, объективного исследования
поставленных проблем.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут послужить основой для дальнейшего исследования истории Афганистана, найти применение в учебном процессе,

при чтении лекций, специальных курсов, разработке методических пособий в помощь преподавателям и студентам высших учебных заведений.

Хронологические рамки исследования охватывают новую и новейшую историю Афганистана во второй половине XVIII – первой половине XX -период становления и развития афганского централизованного государства и постепенного ослабления колониальной политики Англии.

Структура работы состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 5 статьях диссертанта, в том числе 4 - в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рецензируемых ВАК Минобрнауки Российской Федерации, а также в докладах на научных конференциях. Работа была обсуждена на кафедре Новый и новейшей истории зарубежных стран (протокол №7, 23.02.2016)

Основные этапы жизни и общественно-политической деятельности Мир Гулам Мухаммад Губара

Видный государственный и общественный деятель Афганистана, ученый-историк М. Г. М. Губар родился в 1275 г.х. (1898 г.) в Кабуле. Его отец Сейид Махбуб Мустауфи был известным мусульманским богословом и принадлежал к числу приближенных эмиров Абдурахман-хана и Хабибулла-хана. В семье Сейид Махбуба было семеро детей: четверо сыновей – Мир Гулам Хамид Бахар, Мир Абдуррашид, Мир Халим-джан, М. Г. М. Губар и трое дочерей, воспитанием которых занималась их мать – Биби-гул (Биби-джан).

Сейид Махбуб Мустауфи был образованным человеком, отлично знал математику, при правлении Амануллы-хана был его советником. Отец стремился к тому, что его сыновья получили образование и стали уважаемыми людьми в Афганистане. С сыновьями он занимался лично, обучая их языкам, истории и математике и когда они подросли, отправил их на учебу за границу, кроме М. Г. М. Губара, обучением которого занимался отец, обучивший его иностранным языкам – урду, хинди, английскому и французскому. Сейид Махбуб Мустауфи познакомил сына с трудами афганских общественно-политических деятелей и мыслителей XIX – начала ХХ в. – Сейид Джамаллудина Афгани, Файз Мухаммад-хана, Махмуда Тарзи и др.

Как отмечалось выше, несмотря на получение домашнего образования, с ранних лет М.Г.М. Губара возмущало несправедливое отношение к простому народу со стороны властей: в юношеские годы он примкнул к организации младоафганцев и стал ее активным членом, полностью разделяя их просветительские и реформаторские взгляды.

Для полного и подробного понимания страниц жизни М.Г. М. Губара, можно ссылаться на автобиографический очерк, написанный самим историком в предисловии по исторической географии Афганистана, вышедшей после смерти ученого в Кабуле в 1368 г.х. (1990 г.), в которой подробно освящены отдельные и значимые события его биографии 1 . При этом можно дополнить биографию ученого используя другие исторические и архивныесведения: как отмечает М.Г. М. Губар с 1297 по 1299 г.х. (1919-1921 гг.) он являлся основателем и руководителем еженедельной газеты «Ситораи Афгон» («Звезда Афганистана») в провинции Парван, выходившая объемом в две страницы литографическим способом в типографии Джабалсираджа, а в дальнейшем в типографии Чарякара. После этого Губар перешел на работу в столицу и в 1299-1300 (1921-1922 гг.) работал руководителем отдела министерства общей безопасности, в управлении полиции г. Кабула. Одновременно М.Г.М.Губар работал членом организационной комиссии по провинции Герат – 1300(1922 г.). В 1303(1925 г.) году он был назначен заместителем руководителя государственной торговой компании «Амония» и ответственным сотрудником торгового представительства в Москве. В 1305 (1927 г.) Губар работал секретарем Посольства Афганистана в Париже. Спустя год он вернулся в Афганистан и руководил таможенной службой уезда Катаган в провинции Бадахшан.

В 1307 (1929) г. М.Г. М. Губар избирается от Кабула депутатом «Луи Джирга» (нижней палаты парламента) страны. После подавления восстания и правления Хабибулла-хана Калакани, Губар в 1309(1931) г. работал секретарем посольства Афганистана в Берлине, а после возвращения на родину в 1310-1311 (1932-1933 гг.) являлся членом «Анчумани адабии Кабул» («Литературного общества Кабула»).

После совершения Мухаммад Азимханом террористического акта по отношению посольства Англии, в результате которого погибли трое сотрудников посольства, М.Г. М. Губар в 1310-1321 (1932-1943) гг. находился в политической ссылке в провинциях Фарах и Кандагар.

После ухода с поста премьер-министра страны Мухаммада Хашим-хана, в начале 50-х гг. М.Г. М. Губар был избран депутатом Шурои Милли (парламента) седьмого созыва 1328-1330 (1950-1952) от г. Кабула. В начале 50-х годов М.Г. М. Губар основал демократическую партию «Ватан» и издавал одноименную газету, на страницах которой выступал за защиту интересов широких народных масс Афганистана. После закрытия партии и газеты он в течение четырех лет находился в политической ссылке, по завершению которой с 1957 года начал заниматься научной работой – исследованием исторической географии Афганистана1.

В дополнение к автобиографическим сведениям М.Г. М. Губара, можно отметить, что его юношеские годы проходили в условиях формирования демократического движения в Афганистане. Воспитанный на трудах Махмуда Тарзи и других прогрессивных авторов начала ХХ века, М.Г. М. Губар в молодости примкнул к организации младоафганцев. Как активный деятель младоафганского движения он развернул активную политическую деятельность по внедрению реформ в стране, осуществляемые Аманулла-ханом. Летом 1919 г. М.Г. М. Губар начал издавать еженедельную газету «Ситаре-и афган» («звезда Афганистана»). На страницах еженедельника печатались статьи представителей радикального крыла младоафганского движения.

До 1919 года в Афганистане выходила единственная газета «Сирадж ал-ахбар», которая выходила под патронажем эмира, но направленность статьей, публикуемых на страницах этой газеты, выражали интересы младоафганцев благодаря прогрессивно настроенному редактору, одному из лидеров младоафганского движения Махмуду Тарзи2. Большая заслуга газеты заключалось в том, что кроме критики старых устоев и взглядов духовенства, газета выступала за внедрение прогрессивных реформ и распространение научных знаний, современных достижениях науки и изобретателей. Таким способом газета открывала читателям окно в мир, разрушая изолированность Афганистана от внешнего мира. На страницах газеты впервые в новой истории Афганистана группа прогрессивно настроенных и образованных деятелей, не принадлежавших к сословию служителей культа, взяла на себя смелость публично толковать Коран.

Придавая большое значение просветительской деятельности газеты «Сирадж ал-ахбар», М.Г.М. Губар отмечал, что она не могла напрямую критиковать правительство, но несмотря на это пропагандировала передовые мысли среди населения: «…газета, издававшаяся в социальных условиях, когда господствовал жестокий деспотизм и она находилась под непосредственным правительственным контролем, не могла затрагивать устои монархического правления и подвергнуть критике личные поступки государя»1. В газете «Ситаре-и афгон» М.Г.М. Губар открыто критиковал несправедливое отношение правительства к простому народу, бедственное положение народа, живший порой в полной нищете, что приводило к голодной смерти. Острая критика правительства не нравилась двору эмира и государственным чиновникам, и в результате газета была закрыта в 1920 г..

После закрытия газеты, в 1921 г. М.Г.М. Губар был назначен начальником отдела управления полиции г. Кабула. Уже через год М.Г.М. Губар был направлен в г. Герат, где работал в комиссии по набору рекрутов. В 1924 г. для обсуждения вопроса о проведение реформ, по инициативе Аманулла-хана созван высший представительный орган народов страны - Лойя джирга, в работу которой были привлечены видные общественные деятели Афганистана. М.Г.М. Губар, будучи депутатом от г. Кабула вместе с другими членами радикального крыла младоафганцев был привлечен в работу комиссии созыва джирги. Из-за непримиримой позиции М.Г.М. Губара критики непоследовательности проведения реформ, он в 1927 г. был отправлен в качестве секретаря афганского посольства в Париже. В 1928 г. был направлен в провинцию Бадахшан в г. Катаган руководителем областной таможни.

После свержения режима Бачаи Сакао и установления власти Надир-шаха, группа видных сторонников Аманулла-хана тайно собралась в Кабуле, чтобы дать оценку событиям и выработать общий план действий. Среди них были Гулам Мохиуддин Арти, М.Г.М. Губар, Тадж Мухаммад Пагмани, Файз Мухаммад Барутсаз, Абдуррахман Лодин и другие. Они единодушно осудили новый режим как узурпатор власти и в проанглийских симпатиях и «большинством голосов приняли решение развернуть тайную борьбу против правительства»1.

М.Г.М. Губар в 1931 г. был направлен в Берлин в качестве секретаря посольства Афганистана. Сразу после прихода к власти режим Надир-шаха обрушился с репрессиями на национально-демократические силы, младоафганцев и сторонников Амануллы-хана. Уже в декабре 1929 г. были арестованы ближайший соратник Амануллы Мухаммад Вали-хан Дарвази и бывший начальник военного лицея «Харбия» Махмуд Сами. Им было предъявлено обвинение в предательстве в отношении Амануллы и в сотрудничестве с Бачаи Сакао2. Представительная комиссия, в состав которой входили министры, высшие офицеры и ханы племен, признала их виновными в государственной измене и приговорила к смертной казни. Махмуд Сами был казнен, а в отношении Мухаммада Вали Дарвази король не решился пойти на крайние меры, боясь вызвать широкое недовольство различных кругов общества, симпатизировавших Аманулле. Лишь через три года, когда власть Надира стала достаточно прочной, он был казнен по обвинению «в организации заговора с целью создания республики»3.

Мохиуддин Арти бежал в Турцию, а М.Г.М. Губар — как один из активных ее членов был отозван в Афганистан и вместе с другими участниками движения был заключен в тюрьму4. Как лицо с прогрессивными взглядами, представляющее опасность для королевской власти, суд приговорил М.Г.М. Губара к смертной казни. Но, потом по решению Надир-шаха, смертная казнь была заменена длительным тюремным заключением. М.Г.М. Губар вместе со своими братьями Ахмад Бахар и Мир Абдуррашид, двоюродными братьями Саид Акрам, Саид Дауд и Сарвар Джоя был заключен в тюрьму Сайра-е Moзи в Кабуле.

Отражение процесса становления и развития афганского государства в трудах М.Г.М.Губара

Процесс образования и становления афганского государства феодального типа начался в 1747 г., с основания одним из вождей племени абдали Ахмадшахом государства со столицей в Кандагаре, которое в ходе длительных завоевательных войнах превратилось в крупное государственное образование – Дурранийской державы, в состав которого к концу XVIII века входила обширная территория современного Афганистана, Пакистана, северной части Индии и восточные области Ирана.

Эта страна стала известна как Афганистан («страна афганцев») если руководствоваться историческими сведениями начала XIX в. В период после монгольских завоеваний вплоть до этого времени, согласно сведениям многочисленных исторических трактатов «страна афганцев» включала в себе территорию Сулеймановых гор, находящиеся на востоке современного Афганистана и восточные от них области до среднего течения реки Синд1. До завершения процесса утверждения самоназвания «Афганистан», страна была известна как «Хорасан» («восточная земля», «восток», «земля восходящего солнца»), в состав которого входили восточные, юго-восточные области современного Ирана, весь Афганистан, западные и южные области Пакистана.

Определение территории афганского государства, областей и земель, входивших в его состав в различные периоды истории, является одним из обсуждаемых тем среди историков Афганистана. В своих работах М.Г.М.Губар не мог не остановиться на этой проблеме. В частности, в своей фундаментальной работе по истории Афганистана «Афгонистан дар масир-и тарих», он отмечал, что «последнее государство, сумевшее починить под свою политическую власть естественную территорию («афганских владений» - авт.) считается дурранийское государство 1 . Под «естественной территорией» Губар понимал все земли и области, завоеванные афганскими ханами в течение второй половины XVIII в.

Далее автор отмечал, что после падения власти династии садозаев в Афганистане, в последующем, в течение XIX и начале XX вв., территория афганского государства постепенно была «отрезана» и от Афганистана были отделены такие области как Хорасан, Атток, Мултан, Кашмир, Пенджаб, Дира Гази, Дира Исмаил, Пешавар, Синд, Белуджистан, Мерв, Куррам, Лунди Кутал, Сват, Баджуар, Читрал, Пендэ, Сиистан, а также области за «линией Дюранда», перешедшие к английским владениям2. Часть этих земель, по мнению Губара, были завоеваны войсками иранских шахов, другая армией Царской России, часть северо-восточных областей были вначале завоеваны сикхами, а затем присоединены к владениям Британской Индии, или же захвачены непосредственно английскими войсками.

Принадлежность многих областей как «исторических земель» афганцев до середины XVIII в. не подтверждается историческими фактами, поскольку до образования афганского государства – Дурранийской державы, многие земли и области, вошедшие в его состав, входили в состав различных государственных образований: Тимура и их преемников, Великих Моголов, Сефевидов, Надиршаха Афшара, а также множества небольших независимых владений3.

О предпосылках образования афганского государства М.Г.М.Губар писал в своей книге «Афгонистан дар масир-и тарих»: «…образованию сильного централизованного государства в Афганистане способствовало развитие феодализма и длительная борьба народа против иноземных поработителей»4.

В частности, М.Г.М.Губар отмечал, что в период образования государства Ахмад-шаха Дуррани дехкане, животноводы-кочевники, ремесленники и широкие городские слои находились под гнетом местных феодалов, с одной стороны и страдали от междоусобных и многочисленных завоевательных войн, происходящих в первой половине XVIII века. С другой стороны, основные массы населения выполняли многочисленные повинности – платили непомерные налоги и высокие таможенные сборы, взимаемые с товаров, поступающих из Британской Индии и Персии, и по этой причине «…ощущали острую необходимость создания мощного и централизованного государства и обеспечения безопасности и спокойствия»1.В особо тяжелом положении находилось население центральной части страны – Хазараджата, которое страдало от сильного гнета местных феодалов, «…имеющих по отношении дехкан, животноводов и простого населения неограниченные права2. Именно произвол местных феодалов, миров и духовенства стало причиной сохранения экономической отсталости этого региона в течение последующего столетия и вплоть до начала ХХ века. В таком же бесправном экономическом положении находились крестьяне северных регионов страны.

На эту особенность возникновения предпосылок для образования централизованной Дурранийской державы под началом Ахмадшаха, указывал в своих работах известный исследователь истории Афганистана Ю.В. Ганковский, отмечавший, что в результате создания государства «…был положен предел феодальной анархии и межплеменным столкновениям, которые в последние годы правления Надира самым пагубным образом сказывались на положение народа»3

В действительности образование государства под властью Ахмад-шаха получило не только поддержку низовых слоев многочисленных пуштунских племен, но значительной части непуштунского населения центральных областей страны, серьезно страдающих от феодальных междоусобиц и постоянных войн. С другой стороны, такая поддержка способствовала сравнительной прочности Дурранийского государства и сохранению власти племени дуррани после смерти основателя государства.

Ярким подтверждением важнейших выводов М.Г.М. Губара о сущности Дурранийского государства и роли пуштунских племен в его создании, является оценка этой роли со стороны известных исследователей Афганистана В.М. Массоном и В.А. Ромодином. Они писали: «По своему классовому характеру афганское государство было феодальным, но при этом на некоторых важных сторонах его устройства лежал явственный отпечаток родо-племенных отношений, сильно сказывались особенности общественного развития афганцев, сохранявших родо-племенную организацию и патриархально-родовые пережитки в быту»1.

По мнению Губара, упрочению государственного строя Афганистана при Ахмад-шахе Дуррани способствовала жесткая централизация государственного аппарата, во главе которого стоял сам шах с неограниченными полномочиями в исполнительной, судебной и военной сферах. Он по этому поводу отмечал: «Принимая во внимание особое отношение Ахмад-шаха к внешней политике государства, он главным образом опирался на мощную армию, состоящей из 16 тысяч воинов кавалерии и пеших, имевшей на вооружение тяжелую и легкую артиллерию, боевую конницу и боевых слонов… Кроме того в центре, на местах и вдоль границы находились 30 тысяч воинов иррегулярных войск, способных в условиях войны существенно усилить военную мощь государства»2. Еще каждая область в условиях войны поставляла определенное число воинов-кавалеристов, с полными военными доспехами и содержала его в течение всего периода военных походов.

Наряду с внутренними факторами, образованию афганского государства способствовали ряд факторов внешнего характера, в первую очередь благоприятная международная обстановка, сложившаяся к этому моменту: падение государства Надиршаха Афшара, распад государства Великих Моголов в Индии и феодальная разобщенность, господствовавшая в Мавераннахре.

Этому также способствовало развитие торговых связей и удобное расположение Афганистана, через которого проходили основные торговые пути, соединяющие Китай, Индию, Иран и Среднюю Азию, как между собой, так и со странами Запада. Неудивительно, что географическое положение Афганистана привлекало к нему не только торговцев и путешественников, но и завоевателей. Еще античные греческие авторы (Страбон, Плиний и др.) сообщали о торговых путях, шедших из Индии в страны Причерноморья через территорию современного Афганистана. В арабских источниках IX-X вв., например, в сочинениях Ибн-Хаукаля и Макдиси, также отмечалось, что между славянами и населением Центральной Азии, привозившим товары из Индии, существовали развитые торговые связи. Даже в XIII-XIV вв. во времена монгольского завоевания традиционная торговля не прекращалась. В Сарай, через который проходил транзитный путь из Индии и Афганистана в порты Черного моря, приезжали купцы из разных стран. В новое время, по этому пути в Русь проникали товары из Афганистана и Индии, был путь через Афганистан в Тебриз и Трапезунд. Русские товары, в частности льняные тюки, полотно, кожи, доходили не только до Афганистана, но и до Индии, о чем свидетельствуют арабские и европейские авторы XIV в. (Аль-Омари, Шехаб ад-Дин, Р. Клавихо).

Формирование и развитие младоафганского движения в исследованиях М.Г.М. Губара

Одной из особенностей социально-политической жизни афганского общества начала ХХ века является зарождение и развитие просветительского движения, несмотря на непримиримую позицию эмира Хабибулла-хана(1901-1919), нововведения в области образования и развитие печатного дела создавали условия для распространения в Афганистане современных прогрессивных идей и взглядов. В стране возникло движение сторонников внутренних преобразований и борьбы за независимость, происходил рост народных восстаний, особенно в районах расселения пуштунских племен. С другой стороны, в условиях Афганистана того времени развитие массового народного движения не доходило до таких масштабов, как в соседнем Иране, однако идеи борьбы сторонников реформ, выступающих за принятие конституции и одновременно за достижение независимости от английскогоколониализма.

Главным центром объединения первого нелегального кружка сторонников реформ был лицей «Хабибия», созданный в 1903 г., преподавателский состав которого состоял и представителей передовой афганской интеллигенции и индийских педагогов, прошедших школуосвободительной борьбы. Члены организации стремились к достижению независимости Афганистаном, одним из важнейших условий которого считали проведение внутренних реформ, установление конституционного правления и создания законодательных органов стране. Небольшая часть конституционистов выступали за установление республиканской формы правления.

М.Г.М. Губар о первых шагах прогрессивного движения отмечал, предпосылкой возникновения движениястало создание в лицее «Хабибия» «тайного национального общества», программа которого предусматривала замену абсолютистского монархического режима конституционным, достижение национальной независимости, пропаганда и распространение передовой европейской культуры в Афганистане. Среди членов общества оказались предатели, которые донесли эмиру о планах организации и в 1909 г. «тайное национальное общество» было раскрыто.

Расправа над активистами и участниками движения была жестокой: 7 активистов были казнены, 45 – приговорены к тюремному заключению, имена которых привел в своей работе ученый. О личных моральных качествах осужденных Губар писал, что они мужественно встретили приговор, заключенные в тюрьму конституционалисты проявили мужество и стойкость и доказали, что они истинные приверженцы новой идеологии и верны своим идеалам1.

Однако преследования и жестокие меры не могли остановить развитие прогрессивного движения, и вскоре появилась более мощная организация, которая сталоизвестно как движение младоафганцев. Новая организация состояла из числа образованных представителей афганской знати и среды еще немногочисленной новой интеллигенции, а также из передового офицерства.

Организацию младоафганцев возглавил Махмуд-бек Тарзи (1855-1933), имевший влияние на принца Амануллы, женатого на его дочери Сурайё. Махмуд Тарзи был редактором газеты «Сирадж ал-ахбар», выходившей с 1905 года, по указанию эмира. На страницах газеты основной акцент был направлен на необходимость достижения независимости и борьбы против английского колониального владения. Естественно патриотическая позиция газеты, по утверждению М.Г.М.Губара, создала условия для объединения передовой интеллигенции. Взгляды Тарзи оказали сильное влияние на формирование мировоззрения и личности Амануллы.

Младоафганцам противостояла группировка, называемая в литературе «староафганцами», выступающих против всяческих нововведений и реформ. Возглавлял «староафганцев» брат эмира Хабибуллы Насрулла-хан. Группировку Насрулла-хана поддерживала придворная знать и крупные землевладельцы, ханы племен и высшее мусульманское духовенство.

Преподавание в Кабуле велось по английским книгам, служившим учебными пособиями в Индии. В лицее «Хабибия» учащиеся на выбор изучали или английский, или пушту. Индийские преподаватели, работавшие в лицее находясь под влиянием английского метода обучения, тормозили развитие просвещения в кабуле: одни – сознательно и преднамеренно, другие – неосознанно, ибо они понимали, что английские способы обучения не везде одинакова: в Индии – одна, в Афганистане – другая. В зимнее время индийские преподаватели закрывали лицеи, так как плохо переносили суровые кабульские зимы. Они оставляли учащимся 700-800 задач по математике, которые надлежало решить к их возвращению. Были и десятки других отрицательных моментов, тормозивших учебу.

В числе знаменитых и активных преподавателей лицея «Хабибия» М.Г.М.Губар называет маулави Мухаммад Сарвархана Кандагари, Мир Сеид Касем-хана – учителя истории, маулави Музаффара Банучи, которые своими передовыми взглядами влияли на учащихся. Хотя число выпускников лицея «Хабибия» было незначительным (за 14 лет только 19 человек, окончив лицей, получили звание бакалавра), он явился центром зарождения демократического движения в Афганистане.

Формирование современной интеллигенции в Афганистане происходило чрезвычайно медленно. Она формировалась преимущественно из выпускников лицеев «Хабибия» и «Харбия» (военной школы), а также офицеров, получивших образование за границей – в Турции и Британской Индии. Именно немногочисленная, но быстро политизировавшаяся часть передовой интеллигенции явилась генератором освободительных идей – борьбы за независимость и конституционные реформы Афганистана. Передовая интеллигенция составляла ядро общественно-политического движения «младоафганцев», в числе видных деятелей которого был будущий историк и общественно-политический деятель М.Г.М.Губар, участник первой волны младоафганского движения Мухаммад Вали-хан Дарвази, один из влиятельных придворных, примыкавший к оппозиционному кружку принца Амануллы. Вначале младоафганцы занимались просветительской деятельностью. На страницах газеты «Сирадж уль-ахбар», они призывали своих сторонников бороться с вековой отсталостью страны, пробуждать сознание народа, развивать культурународностей страны 1 . Важнейшие идеи, высказывавшиеся младоафганцами в газете, легли в основу их политической программы, которая включала следующие пункты: устранение эмира Хабибуллы как препятствия на путидостижения политической свободы и независимости; принятие конституции;учреждение Национального Совета (парламента); формирование кабинета министров нового типа; обеспечение социальной справедливости и проведение административных реформ;развитие и расширение системы просвещения и культуры;развитие науки, внедрение современной технологии; обеспечение свободы печати; борьба за экономическую независимость; борьба против британского колониализма и др.

На страницах газеты младоафганцы занимались активной политической агитацией, распространяли воззвания и прокламации среди различных слоев населения. Своей активной антиколониальной позицией младоафганцы получили поддержку самых широких слоев населения. После неудачного покушения на эмира в 1918 году, когда один из радикально настроенных членов организации Абдурахман Лодин выстрелил в эмира на базаре, но промахнулся, власти начали репрессии против активных членов организации, в результате были арестованы и брошены в тюрьму активные члены организации младоафганцев.

Деятельность младоафганцев, как пишет М.Г.М.Губар, преследовала пропагандистские и просветительские цели, но из-за поголовной неграмотности населения их печатный орган – газету «Сирадж ал-ахбар» могли читать только узкий круг афганской интеллигенции. В этих условиях, на взгляд младоафганцев, стала необходимостью проведение реформы образования, которая включала требованиявведения обязательного начального образования.

Новые идеи и взгляды проникали в Афганистан из Персии и Турции, в частности большое влияние на афганское общественное мнение и внутриполитическую обстановку в целом оказали события, связанные с младотурецким движением, революцией конституционалистов Ирана 1905-1911 гг., поражением России в войне с Японией и англо-русским договором 1907 г., которые, по определению В. Коргуна, дали мощный импульс процессу «пробуждения Азии»1.

Характеристика исторических событий 30-50-х годов XX века в работах М.Г.М.Губара

Основным источником исследования проблем периода правления династии Яхья-хана, которая пришла к власти с установлением правления Мухаммеда Надир-хана, является главный труд М.Г.М.Губара «Афганистан на пути истории», в котором называет приход к власти Надир-хана «установлением реакции», условия для которого созрели в период господства «мятежного правительства»: полная экономическая разруха, упадок сельского хозяйства, падение ремесленного производства, паралич внутренней и внешней торговли. Одновременно М.Г.М.Губар отмечает, что «отсутствие в стране признанных политических лидеров», имеющих поддержку населения большей части Афганистана, большинство из которых покинули пределы страны, были казнены или находились в застенках, создало условия для «выхода на арену реакционных сил во главе с Мухаммедом Надирханом»1.

Клан Яхьяхана до 1879 г. играл большую роль в политической жизни афганского двора: дед М. Надирхана – Мухаммадхан Тиллаи был тестем афганского эмира Мухаммада Якубхана, сына эмира Ширалихана; семья Тиллаи накануне второй англо-афганской войны вместе с опальным эмиром была отправлена в ссылку в провинцию Даван Британской Индии и содержалась за счет английской казны. В последнем году правления эмира Абдурахманхана (1880-1901) клан Яхьяхана получил разрешение вернуться в Афганистан. Новый эмир Афганистана – Хабибуллахан (1901-1919) женился на дочери Яхьяхана, и таким образом, родственные связи способствовали усилению роли династии в жизни афганского двора. Губар при этом отмечает, что «все еще о них не знала нация (афганский народ – авт.)»2.

Постепенно эмир Хабибуллахан продвигал представителей династии не только во дворе, но и назначал на высокие посты в афганской армии. Отец Надирхана Мухаммад Юсуф и его брат Мухаммад Асеф стали «приближенными» эмира, Мухаммад Надирхан и его брат Мухаммад Аихан получили генеральские должности в личной охране эмира, другие братья Мухаммад Азиз, Шах Вали и Шах Махмуд получили высокие должности в министерстве иностранных дел и дворе эмира.

События 1912-1913 гг. в провинции Пактия и участие Надирхана в них способствовали усилению его роли в политической жизни Афганистана, по определению Губара, «вне двора и Кабула» 3 . Пуштунские племена Пактии выступили против насильственной закупки продовольствия для нужд афганской армии, нанесли поражение правительственным войскам и восстали против центральной власти. Надирхан добровольно возглавил войска, направленные на подавление восстания, нанес поражение пуштунским племенным ополчениям провинции, и по завершению карательной экспедиции получил высокий военный чин «наибсалар» («вице-командующий») и стал одним их приближенных эмира.

Последние годы правления эмира Хабибуллахана были для клана Яхьяхана самыми удачными: Надирхан получил высокий военный чин «сипахсалар» («командующий»), его брат Мухаммад Хашим стал вице-командующим Гератского военного округа, а двоюродный брат Мухаммад Сулайманхан получил назначение губернатора крупной провинции Герата. Вовлечение представителей клана Яхьяхана в государственную и военную службу способствовало росту известности клана среди населения страны.

М.Г.М.Губар отмечает, что среды представителей клана особо выделялся Мухаммад Надирхан, своими личными качествами – точным расчетом, хладнокровием, амбициозностью и настойчивостью. При этом их объединяла одна особенность – они не были против расширения влияния Великобритании, не занимали нейтральную позицию в вопросах внешней политики, а в вопросах внутренней политики их взгляды не выходили за рамки консервативных позиций.

Следующий этап становления Надирхана в качестве известного военного, государственного и политического деятеля был связан с периодом правления Амануллахана, особенно с созданием и деятельностью тайного общества реформаторского крыла деятелей афганского двора, одним из активных членов которого был Надирхан. М.Г.М.Губар считал членство Надирхана в тайном обществе его «особым расчетом»1. Мухаммад Надирхан будучи командующим войсками Кабульского гарнизона, наряду с другими руководящими деятелями младоафганского общества – Амануллаханом, Мухаммад Валиханом, Фазл Мухаммадханом Моджадади и др. знал о готовящейся покушении на эмира Хабибуллахана.

После убийства эмира Хабибуллахана в феврале 1919 г. в Лагмане, по поручению тайного общества младоафганцев Надирхану было поручено выехать в Джалалабад и склонить военный гарнизон поддержать Амануллахана в борьбе за престол. При приезде в Джалалабад Надирхан начал «свою игру», и попытался заручиться поддержкой военного гарнизона и овладеть афганским троном. Ряд командиров обвинили Надирхана в измене государства и эмира, заключили под стражу и под конвоем доставили в Кабул. Такая участь постигла его родного и двоюродного братьев, которые были также обвинены в измене, арестованы и доставлены в Кабул из Герата. М.Г.М.Губар отмечает, что такое отношение Кабульского и Гератского гарнизонов в Надирхану и Хашимхану «…свидетельствовало о недоверие и ненависти народа к ним»1. Амануллахан в период третьей англо-афганской войны дал еще один шанс Надирхану реабилитировать себя и доказать преданность идеалам младоафганского движения и государства. Аманулла выдал своих сестер за братьев Надирхана – Шах Вали и Шах Махмуда. Сам Надирхан был назначен министром обороны, а братья получили высокие военные должности и чины. Губар отмечает: несмотря на большое доверие Амануллахана, Надирхану не удалось оправдать себя; он не смог отличится в военной компании на юге в 1919 году, а во время обороны военного гарнизона Таль покинул поле боя, и оставил окруженную англичанами крепость. Заключение перемирия с англичанами спасло Надирхана от позора.

В 1921 году военный министр младоафганского правительства по поручению эмира Амануллахана во главе правительственной комиссии был отправлен в провинции Бадахшан и Каттаган для претворения в жизнь намеченных реформ и улучшения социально-экономической ситуации. На севере Надирхан сблизился с лидером антисоветских вооруженных сил, базировавших в северных провинциях Афганистана – Анварбеком. Поддержка высокопоставленного государственного деятеля Афганистана антисоветских сил привело к ухудшению советско-афганских отношений, и одновременно к охлаждению отношений между эмиром Амануллаханом и Надирханом, и в результате Надирхан был вынужден покинуть пост военного министра. М.Г.М.Губар наряду с этим, считает другую причину отставки Надирхана его отношение к проводимым реформам и политическому курсу младоафганского правительства: Надирхан был против проводимых реформ во внутренней жизни страны, не поддерживал реформу военной системы, не поддерживал внешнеполитический курс на сближение Афганистана с Советским Союзом и был связан с организаторами антиправительственных выступлений в провинции Пактия в 1923 году и др.

В целом, по оценке М.Г.М.Губара, главная причина разногласий Надирхана с Амануллаханом и сторонниками проведения радикальных и коренных реформ во всех сферах жизни афганского государства и общества (Мухаммад Валихан, М. Тарзи и др.) заключалась в том, что Надирхан выступал за проведение незначительных реформ, не противоречащих интересам крупного землевладения и господствующих слоев общества, и самое главное, за сближение с английским правительством. При этом, М.Г.М.Губар отмечал: нельзя забывать, что «в действительности Надирхан претендовал на афганский трон, и тайно прилагал все свои силы для ослабления власти эмира Аманулла»1.

Несмотря на сильное недоверие эмира Амануллахана к Надиру и его семье, эмир, соблюдая сложившуюся традицию, в 1924 г. назначил его послом Афганистана в Париже, а его брата Мухаммад Хашимхана назначил послом в Москве. В 1926 г. братья были освобождены от занимаемых должностей, и переселились в Ниццу, и не поддерживали связи с правительством Афганистана. Свидетельством сохранения прохладных отношений между Амануллаханом и семьи Надирхана явилось то, что во время европейского турне эмира Афганистана в 1927-1928 гг., Амануллахан не принял их, означавший полный разрыв связей.

М.Г.М.Губар в своих исследованиях уделяет особое внимание одному из самых противоречивых и судьбоносных для афганского народа и государства периода – периоду восстания широких народных масс против правительства Амануллахана, падения его власти и прихода к власти Хабибулла Калакани, обстоятельствам переезда Надирхана в Индию, а затем в Афганистан для организации вооруженного сопротивления и свержения «повстанческого правительства».