Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женское движение во Франции : 1789-1914 Королева Татьяна Валерьевна

Женское движение во Франции : 1789-1914
<
Женское движение во Франции : 1789-1914 Женское движение во Франции : 1789-1914 Женское движение во Франции : 1789-1914 Женское движение во Франции : 1789-1914 Женское движение во Франции : 1789-1914
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Королева Татьяна Валерьевна. Женское движение во Франции : 1789-1914 : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Иваново, 2002.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/49-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис и динамика развития женского движения во Франции (1789-1868) 37

1.Внешние ресурсы (Причины возникновения женского движения) 38

2. Внутренние ресурсы движения 50

1.2.1. Фаза спонтанных действий (1789-1795) 50

1.2.2. Фаза изменения общественного мнения и формирования идеологии женского движения (1830-1848) 65

1.2.3. Фаза учащения массовых выступлений периода революции (1848-1850) 78

1.2.4. Формирование идеологии и программы либерального женского движения (1850-1868 ) 89

Глава 2. Формирование организованного женского движения (1868-1914) 102

1.Внешние факторы развития движения в 1868-1914 гг 102

2. Внутренние ресурсы 111

2.2.1. Движение за образование 112

2.2.2. Женское движение заправо на труд 127

2.2.3. Борьба за гражданские права 138

2.2.4. Реформаторское движение «социального феминизма» 158

2.2.5. Суфражистское движение 168

а) Радикальный суфражизм и попытки объединения с работницами 168

в)Умеренный суфражизм. Переход феминистского центра к суфражизму 185

Заключение 207

Список источников и литературы

Фаза спонтанных действий (1789-1795)

Исследование американских профессоров университета Миссури С. Хаусви-та и А. Кении «Женский суфражизм во Франции и социальная политика третьей республики»2 концентрируется на изучении женского движения за избирательные права. В нем также уделяется внимание другим направлениям движения. Главный вопрос, который решают авторы в ходе проводимого исследования -имела ли перспективу суфражистская кампания во Франции? Ученые решают этот вопрос однозначно, считая, что такая перспектива была, но начавшаяся война помешала ей перейти в результат.

Из работ второй группы выделяются два исследования. Первое принадлежит Ч. Совервайну, профессору Висконсинского университета, долго преподававшему в Париже. В работе «Женщины и социализм»3 автор пытается выяснить, почему во Франции не сложилось сильного, самостоятельного социалистического движения женщин, как в других странах. В рамках своего исследования он много внимания уделяет проблеме взаимодействия женщин-социалисток с феминистским движением, анализирует причины распада их союза.

Второе исследование проведено француженкой М. Зульберберг-Оскуар. В работе «Феминизм и синдикализм во Франции»1 она решает схожие проблемы, анализирует причины отсутствия широкого профсоюзного движения женщин во Франции и проблемы взаимодействия феминистских и рабочих профсоюзов.

В 1980-90-х гг. феминистская теория обновляется. Ключевой, специфической категорией анализа становится термин «социальный пол» или «гендер» (от англ. «gender»). Появляются исследования, посвященные изучению тендерных отношений и специфических ролей мужчины и женщины в обществе.

В работе французского исследователя М. Перро2 делается попытка выяснить, почему существует понятие «общественные мужчины», но нет понятия «общественные женщины». Он исследует разнообразные темы: «женские портреты», «место женщины в обществе», «слава женщины», «женский фронт и тыл» на конкретных примерах, постоянно проводя параллели между публичным и частным, между политическим и личным.

Исследование преподавательницы женской истории парижского университета Я. Рипы3 посвящено анализу тех ролей, которые играла женщина XIX в. в повседневной жизни: дочь, мать, жена, воспитательница, работница, феминистка, суфражистка, пацифистка.

Пятитомная работа коллектива ученых из Америки, Германии, Франции, Италии, Швеции под общей редакцией Ж. Дуби и М. Перро «История женщин»4 исследует самые разнообразные проблемы: место женщин в истории, их права, роли и обязанности, их религиозную жизнь, детей, работу, сексуальные и любовные отношения, тендерные системы стран Западной Европы и Америки. Книга содержит богатый фактический и аналитический материал.

Кроме новаторских работ в 1980-90 гг. выходит много традиционных исторических исследований, посвященных анализу представлений о роли женщины в обществе (эпохи Просвещения и революций 30-40-х гг.)1, анализу теорий женской эмансипации2, биографиям известных женщин3 (Ж. Санд, Ю. Оклер, Ж. Сталь, М. Роланд), появлению и развитию женских обществ в разные исторические периоды4, реформированию системы женского образования5, отдельным периодам истории женского движения, взаимодействию различных его направлений6. Большой интерес представляет исследование Л. Адлер «Политические женщины»7, где анализируется роль и влияние лидеров женского движения на способ функционирования движения в целом, на его стратегию и тактику, на специфику взаимодействия с властными структурами и на его результативность.

Анализ зарубежной историографии позволяет нам сделать вывод о том, что несмотря на большое количество исследований по истории женского движения во Франции 1789-1914 гг., глубокую проработку отдельных периодов и направлений, до сих пор нет обобщающих работ, дающих целостное представление о динамике развития женского движения в указанный период.

Кроме работ, посвященных женскому движению, нами были привлечены работы общего характера по истории Франции, истории философии и литературы изучаемого периода. Их можно разделить на несколько групп.

1) Обобщающие работы по новой истории стран Европы в целом или посвященные отдельным проблемам8. Необходимо выделить трехтомный труд Яковец. Ю. В. История цивилизаций. М., 1997. британского историка Эрика Хобсбаума1 (1962), который является своеобразной «мини-энциклопедией» XIX века. Взяв в качестве отсчета Великую Французскую революцию, исследователь анализирует как она вместе с промышленной революцией изменила жизнь человечества, заложив фундамент нового мира. Автор рассматривает разнообразные процессы экономического, духовного и политического развития стран Европы и Америки.

Выделяются работы по отдельным аспектам социальной истории с ее интересом к «повседневному укладу жизни», к духовной и нравственной атмосфере эпохи. Это работа Э. Фукса, посвященная изучению нравов буржуазного общества XIX в., и исследование 3. Райнхарда3, где представлены проблемы социальной истории семьи Западной и Центральной Европы. Данные работы дают более глубокое понимание изучаемой эпохи. 2) Работы по истории Франции в целом, или посвященные отдельным проблемам и периодам. Их можно разделить на несколько групп. Дореволюционные работы российских и французских авторов4 не дают целостного представления об истории Франции, так как анализируют узкие проблемы и неболыпие периоды.

Труды отечественной историографии советского периода содержат огромный фактический материал. Однако анализ всех событий ведется с позиций марксистской методологии, поэтому основной упор делается на изучении экономической истории и борьбы классов или на проблемах рабочего и социалистического движения5. второй половине ХГХ века. М., 1985. Для выяснения особенностей функционирования политической системы во Франции XIX в., влияния на нее католической церкви, антиклерикального движении были привлечены статьи из иностранных журналов1. 3) В качестве вспомогательных были использованы учебные пособия по новой и новейшей истории, по истории философии, литературы и права2.

Фаза учащения массовых выступлений периода революции (1848-1850)

Преобладание сельского населения было тесно связано еще с одной проблемой. Как и в эпоху Просвещения, в конце XIX в. концепция прогресса продолжала тесно связываться с ростом населения. В то время, как во всех западноевропейских странах наблюдался значительный рост населения, во Франции происходило постоянное снижение уровня рождаемости (с 1901 по 1913 гг. - на 13%). Население Франции за последние 30 лет XIX в. осталось почти неизменным: в 1871 г. - 36,1 млн. человек, в 1901 г. - 39 млн. человек. В то же время население в других странах росло значительно быстрее. В 1871 г. население Германии превосходило французское на 5 млн. человек, а в 1891 г. - уже на 18 млн. человек1 (см. приложение № 2).

Уменьшение численности населения было национальной проблемой, которая повлияла на формирование отношения общества к изменению традиционных тендерных ролей. Несмотря на экономические и социальные трансформации, для замужних женщин по-прежнему атрибутировалась роль матери.

С другой стороны, это значило, что женщины стали иметь значительно меньше детей, чем прежде. Осуществился «демографический переход» от старого варианта: «высокая рождаемость, уравновешенная высокой смертностью» к новому: «низкая рождаемость, уравновешенная низкой смертностью»2. Снижение рождаемости могло быть вызвано несколькими причинами: более поздним вступлением в брак, увеличением количества незамужних женщин, усилением контроля над рождаемостью, а также появлением новых структур, ценностей и социальных перспектив3. Это означало, что женщина могла значительно меньше, чем прежде, уделять внимание семье и детям, у нее появилось больше свободного времени и возможностей для самореализации, хотя отрицательное отношение общества к изменению традиционного тендерного статуса препятствовало этому. Усиление аргументов за сохранение традиционной роли женщины в обществе было связано и с социальными проблемами. Так называемая «Belle epoque» не была прекрасной эрой для большинства французов: алкоголизм, преступность (не только взрослая, но и детская), аборты, проституция, самоубийства, увеличение числа разводов. Правые считали это доказательством дегенерации нации, причиной которой стали отход от традиций и ослабление семьи. Это имело двоякие последствия: с одной стороны, несмотря на усиленный антиклерикализм республиканцев, в обществе сохранялось огромное влияние католической церкви, выступавшей за сохранение традиций, с другой - в женском движении наибольшее распространение получили не феминистские общества, а группы, решавшие социальные вопросы.

В конце XIX в. в политической системе Франции появляются новые черты и тенденции. Развивается электоральная политика. Установление республики превратило монархистов в консерваторов. Обострение социальных вопросов привело к возникновению независимых рабочих партий и движений, в основном социалистических. Поражение в войне способствовало появлению националистического движения (буланжизм), исповедующего нелиберальную идеологию. Появление массовых нелиберальных политических движений напугало правительство, и оно, пока не научилось управлять новой системой, было склонно к силовым методам подавления инакомыслия1.

В политическом развитии Франции с 1870 по 1914 гг. можно выделить два больших этапа, каждый из которых оказал влияние на женское движение.

Первый этап (1870-1900 гг.) - период метания от реакции к демократии. Серьезные политические кризисы: дело Буланже, Дрейфуса, Панамский скандал, постоянная борьба за отделение церкви от государства, все это говорило о шаткости республиканского режима. Это ограничивало развитие радикальных тенденций в женском движении: отказ большинства феминистов от суфражизма в конце XIX в. объяснялся их боязнью нанести вред республике.ность и боязнь реставрации монархии заставляли деятелей движения очень серьезно относиться к проблемам тактики, постоянно выбирая, какое политическое поведение и средства воздействия на властные структуры являются приемлемыми. Милитантские методы борьбы не приветствовались. Женское движение во Франции имело традицию государственного насилия и прямого подавления в ответ на свой радикализм и опасалось схожей реакции со стороны консервативной республики.

Основным содержанием политической жизни этого времени был антиклерикализм, который охватывал все интеллектуальные слои общества: от республиканцев до марксистов и анархистов. Он опирался на веру в то, что существующие религии являются врагами прогресса и что они выступают в политическом и социальном отношении крайне консервативными институтами, отрицающими все нововведения.

Потеряв после Великой Французской революции влияние на мужчин, церковь всерьез взялась за женщин. Наполеон I изгнал монахов, но не монашек. Женских орденов и конгрегации было значительно больше, чем мужских, поскольку число одиноких женщин, желавших закончить жизнь в монастыре, в то время было довольно значительным. Ордена кармелиток, урсулинок, визитан-динок играли большую роль в жизни французского общества, так как еще в конце XVIII в. папа Григорий XII к трем обетам, которые давали монашки при постриге, добавил еще один: обет бесплатного воспитания девушек1.

С этого момента женское образование находилось под контролем церкви. Антиклерикализм имел целью лишить религию официального статуса в обществе (отделение церкви от государства), сделав ее частным делом желающих. Эти преобразования не означали отрицания веры в бога, но были результатом растущей мощи административной системы. Государство непременно должно было лишить частные организации их сферы влияния2.

Женское движение заправо на труд

В начале 90-х гг. различные феминистские общества начали объединяться. В 1889 г. Мария Шелига (1853-1927) - польская писательница, эмигрантка, редактор бюллетеня ВЛЖ, в своем издании стала настаивать на необходимости объединения разных групп для проведения более действенной политики. В 1892 году ВЛЖ объединилось с «Солидарностью» во «Французскую федерацию женских обществ» (ФФЖО). Организация ставила своей целью «попытаться объединить все женские общества: феминистские, женские, рабочие, синдикаты, группы, занимающиеся филантропией, всех, кто так или иначе связан с решением женских проблем и выработать общую тактику борьбы»1. Для воплощения в жизнь этих задач федерация под председательством Потони-Пьер организовала 13-15 мая 1892 г. Всеобщий конгресс женских обществ («societe feministe»), который вошел в историю как феминистский и дал название всему движению. Однако предполагаемого объединения не получилось, поскольку каждое общество настаивало на приоритетном решении своих задач. Положительным результатом этого проекта стало широкое освещение в прессе работы конгресса и всех проблем, связанных с женским вопросом. Бьшо опубликовано много статей и отзывов, в которых представители разных слоев общества высказывались в пользу улучшения положения слабого пола. Феминистские идеи стали вызывать не только неприятие, но и симпатии у некоторой части населения.

Такое изменение общественного мнения способствовало тому, что в начале 1890-х гг. появилась целая группа феминистских обществ, выступавших за пересмотр статей Гражданского кодекса. Наиболее известным из них было «Avant-Courriere» («Предвозвестник»), основанное в 1893 г. англичанкой Жанной Шмаль (1847-1915), которая приехала в Париж получать медицинское образование. Шмаль сконцентрировала деятельность общества на завоевании женщинами, прежде всего, экономической дееспособности. Общество требовало возможности для замужних женщин распоряжаться своим заработком и права выступать свидетельницей в публичных делах для всех женщин2.

Была составлена и подана соответствующая петиция в парламент. Ее под-держали другие женские общества: «Равенство», основанное Э. Винсент , «Улучшение»1, «Солидарность» и ФЛПЖ. Кроме петиций эти общества проводили широкие пропагандистские кампании через свои газеты и через периодически издаваемые серии памфлетов (см. приложение We 5).

«Стандартная» программа была опубликована в наиболее влиятельной в то время газете «Права женщин», являвшейся органом ФЛПЖ, а, фактически, и всего женского движения за гражданские права: «Мы хотим путем реформ добиться: 1 .Полного отождествления мужчины и женщины с точки зрения закона и исправления тех статей Гражданского кодекса, которые ее в этом плане ущемляют: полного равенства супругов в браке, права матери должны быть равны правам отца, изменение закона о разводе, разыскание отца. 2.Участия женщин в общественной жизни наравне с мужчинами, допущения их к занятию государственных должностей. 3.Принятия в обществе одной и той же морали для обоих полов: «все то, что прощается одним, не может быть позором и криминальным поступком для других». 4.Абсолютного права для женщин на развитие ее интеллектуальности. 5.Свободного доступа женщин во все профессии и карьеры, к которым они пригодны. б.Воплощения в жизнь, без различий пола экономической формулировки: «За равный труд - равное вознаграждение» . Все многочисленные женские общества 1890-х гг. поддерживали эту программу и различались лишь по степени приоритетности решения вопросов.

Для наиболее быстрого решения этих проблем по инициативе Потони-Пьер в 1893 г. была сформирована группа депутатов парламента, благосклонно относившихся к идее предоставления женщинам гражданских прав. Эту группу из 35 человек возглавил М. Бокье. Леопольд Куран, президент генерального совета составил проект закона по изменению статей кодекса и представил его на обсуждение в парламент, где группа депутатов стала его активно продвигать. 1890-е годы стали временем триумфа феминистского движения. Благодаря его деятельности был изменен ряд гражданских законов:

1) 6 февраля 1893 г. был дополнен закон о разлучении. По новой формулировке женщины получили полную дееспособность, так как разлученная жена была освобождена от всякой опеки со стороны мужа. Для нее было восстановлено свободное распоряжение ее имуществом, она получила право иметь другое место жительство кроме места жительства ее мужа; 2) 20 июня 1893 г. была ограничена степень отцовской власти над детьми в пользу матери при вступлении детей в брак; 3) законом от 7 декабря 1897 г. женщины с 21 года получили право выступать свидетелями в нотариальных и публичных актах1.

Период конца XIX - начала XX вв. был сложным для движения за гражданские права. Деятельность обществ, сконцентрированных только на завоевании прав, не отличалась особым успехом, так как наиболее одиозные статьи кодекса уже были изменены. Это направление движения лишилось активной поддержки многих феминистских групп (в частности, ФЛПЖ, основателя этого направления), которые сочли выдвинутые цели решенными и в качестве первоочередных стали выдвигать другие задачи: социальные или суфражистские.

Ведущие позиции продолжали занимать маленькие общества, которые так и не смогли увеличить свой численный состав, но их возглавляли известные и уважаемые в обществе лидеры, имевшие долгий опыт борьбы за женские права и опыт взаимодействия с властными структурами. Наиболее значимыми из них оставались «Предвозвестник» Ж. Шмаль, которое продолжало добиваться права для замужних женщин распоряжаться доходами от своего труда, «Улучшение» Ферез-Дерезм, которое поддерживало все ишщиативы реформирования Гражданского кодекса и финансировало большинство феминистских акций и кампаний, и газета «Фронда» М. Дюран. Они использовали законные методы борьбы: подачу петиций, организацию пропагандистских кампаний, сотрудничество с депутатами, поддерживающими их цели.

Новая тенденция в этом направлении состояла в организации обществ, изучающих случаи угнетения женщин, разработку проектов законов и пропаганду идей реформирования Гражданского кодекса не только в Париже, но и в провинции. Из них выделялись «Группа изучения французского феминизма» Жанны Оддо-Дефлу , которая добивалась принятия закона о разыскании отцовства, и «Братское общество женщин» М. Марбель2 и Нелли Руссель3, основанное в 1901 г., которое в качестве основной задачи выдвигало «привлечение внимания женщин ко всем вопросам, которые ее касаются»4.

Достичь определенных результатов в сфере реформирования гражданского законодательства в этот период удалось не столько благодаря их деятельности (хотя ее нельзя сбрасывать со счетов, так как активная пропагандистская кампания подготовила общественное мнение), сколько благодаря торжественному и пышному празднованию столетнего юбилея Гражданского кодекса, организованного правительством Э. Комба.

Умеренные и радикальные феминистки были поражены таким восхвалением того, что они считали основным инструментом подавления женщин. Это способствовало их объединению и переходу к более решительным методам борьбы. 24 октября 1904 г. умеренные организовали митинг протеста против чествования кодекса, на котором выступили Н. Руссель, Ж Шмаль, М. Дюран. Последняя дала четкий и обстоятельный анализ всех статей кодекса, касающихся женщин и предложила ряд проектов по их изменению .

Радикальный суфражизм и попытки объединения с работницами

В 1902 г. в Вашингтоне на конференции по избирательным правам женщин при участии лидеров суфражистских организаций пяти стран работа МЖС в сфере политического равноправия была признана неэффективной. В итоге была создана новая международная женская организация: Международный Женский Суфражистский Альянс. Устав, принятый в 1904 г. на Берлинском конгрессе, провозгласил главной целью «добиваться избирательных прав для женщин всех наций и соединить всех лиц, сочувствующих этой цели, в организации, основанные на кооперации или братской помощи»1.

МЖСА был более полезен французским женщинам в деле завоевания избирательных прав, чем МЖС. Поэтому после конгресса 1908 г., на котором были определены принципиальные пути развития, была предпринята попытка создания суфражистской организации, которая заняла бы свое место в международном движении и объединила бы разрозненные суфражистские общества.

Осуществление этого проекта взяла на себя Ж. Шмаль, которая после завоевания в 1907 г. права для замужних женщин распоряжаться доходами от их труда распустила свое общество (единственная заявленная цель была им достигнута). Она решила создать суфражистскую организацию, аналогичную «Предвозвестнику». Это должна была быть политически и религиозно нейтральная группа, которая концентрировалась бы только на завоевании муниципального права. Газета «Француженки», созданная Д. Мизм в 1906 г. вместо прекратившей свое существование «Фронды», поддержала инициативу Шмаль2.

13 февраля 1909 г. Д. Мизм и Ж. Шмаль объявили о создании Французского Суфражистского Союза Женщин (ФССЖ), который должен был вступить в МЖСА и соответствовать требованиям, предъявляемым к национальной организации. Мобилизация, проведенная ФССЖ, была успешной по ряду причин.

Статья 2 Устава основной целью определила завоевание «ограниченного избирательного (муниципального) права на том же основании, что оно предоставлено мужчинам»1. Концентрация только на муниципальных выборах позволила ФССЖ избежать щекотливого вопроса о политических пристрастиях большинства женщин и привлечь к деятельности общества не только женщин, но и многих мужчин. Методы достижения заявленной цели были четко определены и не допускали малейшего радикализма. В качестве основного тактического приема была выделена интенсивная пропаганда в Париже и в других департаментах: «1) образовать во всех регионах Франции группы и отделения ФССЖ; 2) объединять общества, которые имеют избирательное право женщин в программе; 3) организовать пропаганду через печать, публикации, лекции, конференции, плакатами, вмешательством в дела гражданских властей и любым другим способом, благоприятным для дела; 4) готовить женщин достойно выполнять их гражданский долг, развивая воспитание гражданское, общественное и духовное»2.

ФССЖ смог применить на практике пример удачного блочного рекрутирования, использованный НСФЖ. Любое общество признавалось членом союза решением Центрального комитета (ст. 5 Устава). Для групп - членов ФССЖ, в качестве основной цели выдвигалась региональная пропаганда. Группа, желавшая войти в состав ФССЖ, должна была иметь не менее 25 участников.

Сотрудничество с Союзом устанавливалось путем соглашения с Центральным комитетом, в котором обозначался территориальный округ, которым группа желала заниматься, и название, которое она должна была взять себе. Внутри Союза каждая группа оставалась автономной и могла принимать свой устав и программу3.

Центральный комитет оставлял за собой функции координатора действий всех входящих в его состав организаций и отвечал за разработку пропагандистских мероприятий: «Центральный Комитет, состоящий из 48 членов, избираемых ежегодно, имеет полномочия административно-организационные и агитационные. Он учреждает новые локальные группы, координирует действия уже существующих групп, управляет фондами, которые он имеет»1.

В качестве основного принципа устройства была объявлена политическая и религиозная нейтральность союза, что способствовало привлечению в него католических и протестантских групп и отдельных представителей социалистического движения. Умеренность ФССЖ и его внимание к социальным вопросам способствовали вхождению в Союз городских женщин средних классов.

Суфражистская секция Феминистской федерации преподавателей (ФФП), объединившая к 1909 г. учительниц более 30 департаментов, стала базой для распространения суфражистских идей в провинции. Члены федерации были готовыми лидерами для организации новых региональных групп, понимали местную специфику и имели опыт работы с провинциальным населением. Генеральный секретарь ФССЖ Сесиль Брюншвиг (1877-1946) решила использовать их опыт и связи в интересах Союза. Она ввела нескольких лидеров ФФП в состав Центрального комитета, и они вместе провели индивидуальное рекрутирование учителей-делегатов, будущих лидеров провинциальных групп2.

Способствовали мобилизации и аргументы, которые выдвигал Французский суфражистский союз женщин в пользу наделения женщин избирательными правами. ФССЖ, приняв доводы Эрнеста Легуве об отличии и взаимодополнении полов, сделал в своей пропаганде упор на то, что избирательное право является первостепенной социальной необходимостью, и что его введение поможет сближению двух сфер жизни: мужской (управления) и женской (подчинения).

Похожие диссертации на Женское движение во Франции : 1789-1914