Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Болдырева Ирина Ивановна

Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв.
<
Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Болдырева Ирина Ивановна. Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Болдырева Ирина Ивановна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Воронеж, 2009.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/697

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Положение женщины в англосаксонском обществе конца IX — середины XI вв. (на материале светских письменных источников) 20

1. Женщина и англосаксонское право конца IX — середины XI вв 20

2. Репрезентация женщины в светской культуре англосаксов конца IX - середины XI столетий 53

Глава II. Женщина в религиозной письменной культуре позднего англосаксонского периода 68

1. Женщина в англосаксонской агиографии и бенедиктинская реформа в Англии второй половины X в 68

2. Библейское предание о Юдифи в культурном пространстве поздних англосаксов 112

3. Дева Мария и праматерь Ева в письменной культуре позднесаксонской Англии 135

Глава III. Женщина и власть в Англии X — середины XI столетий: социально-политический статус позднесаксонской королевы 150

1. Королевы англосаксонского эпоса и репрезентация жены правителя конца IX — середины X вв. в древнеанглийских письменных источниках 150

2. Королевы в период церковной реформы в англосаксонском обществе и его письменной культуре 171

Заключение 205

Принятые сокращения 211

Список использованных источников и литературы 212

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению интересной и актуальной для современной медиевистики проблемы — месту женщины в культуре и обществе раннего средневековья на примере одного из таких обществ, англосаксонского. Актуальность избранной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, неизменно растущим интересом к тендерной проблематике в гуманитарных исследованиях, в том числе в отечественной и зарубежной исторической науке1. На сегодняшний день «женские исследования» являются одной из самых молодых и динамично развивающихся исторических дисциплин, что во многом продиктовано социальными и интеллектуальными потребностями современности . Роль и статус женщины в непрерывно изменяющихся условиях современного общества, его культуре, деловой и политической жизни, новое понимание сферы «женского» и изучение тендерных стереотипов, характерных для нашего времени, входят в число- приоритетных проблем, привлекающих внимание общественности. Во-вторых, несмотря-на внимание, проявляемое в последние годы отечественными медиевистами к частным проблемам и сюжетам «истории женщин» раннего средневековья , крупные обобщающие, труды, посвященные данной проблематике, по-прежнему немногочисленны. И, наконец, современные специалисты, изучающие англосаксонское общество, все чаще выбирают культурный ракурс для его анализа. Такую общую тенденцию в полной мере отражают новейшие российские

1 См., напр.: Бок Г. История, история женщин, история полов // Альманах THESIS. — 1994.
- Вып. 6. - С. 170 - 200; Blamires A. The Case for Women in Medieval Culture. - Oxford,
1997, etc. Даже приблизительное количество научных работ, посвященных истории
женщин, и вышедших за последние одно - два десятилетия подсчитать вряд ли возможно.

2 См.: Репина Л. П. Тендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и
новейшая история. - 1997. — № 6. - С. 41 - 58; Она же. «Женская история»: проблемы
теории и метода // Средние века. - 1994. - Вып. 57. - С. 103 - 109.

3 См., напр.: Арнаутова Ю. Е. Женщина в «культуре мужчин»: брак, любовь, телесная
красота глазами агиографов X века // Адам и Ева. - М., 2001. - № 1. - С. 47 - 90;
Бессмертный Ю. Л. Мир глазами знатной женщины IX века // Художественный язык
средневековья. - М., 1982. - С. 83 - 107; Рыбина М. В. Судьбы и образы кордовских
мучениц IX века // Адам и Ева. - 2005. - № 9. - С. 37-63.

4 публикации . На наш взгляд, исследование, посвященное англосаксонским

женщинам, могло бы стать хорошим дополнением к обширному корпусу

отечественной историографии, освещающему отдельные вопросы

социальной и культурной истории раннего средневековья.

Объектом исследования диссертации является положение женщины в англосаксонском обществе конца IX — середины XI вв., ее репрезентация в письменной культуре поздних англосаксов. Предметом исследования -имущественное и правовое положение позднесаксонской женщины, ее социальный статус, а также тендерные представления, бытовавшие в религиозной и светской среде Англии обозначенного периода и нашедшие отражение в его исторических, эпических, агиографических и других письменных памятниках.

Рассматриваемый период избран нами не случайно и является одним из поворотных в английской истории. С одной стороны, он подводит итог растянувшемуся более чем на шесть столетий господству англосаксов в Британии. С другой — совпадает с завершением в Англии раннесредневековой эпохи. История позднесаксонского периода привлекательна во многих отношениях, с точки зрения изучения социально-экономических, политических, культурных процессов. Это время ускорения темпов феодализации общества5, время укрепления королевской власти и постепенного объединения страны под скипетром правителей Уэссекса. Сложные внутренние процессы проходили на фоне тесных контактов и серьезных вооруженных конфликтов Англии со Скандинавией. В начале XI столетия Англия почти на четверть века вошла в состав могущественной датской державы Кнута Великого (1017 - 1035). Впоследствии западно-саксонской династии удалось вернуть трон, но в 1066 г. государство было

4 См.: Зверева В. В. Беда Достопочтенный: самосознание историка и теолога раннего
средневековья: автореф. дне. ... канд. ист. наук. - М., 1998; Омельницкий М. П.
Агиографические модели позднего англосаксонского периода: автореф. дис. ... канд. ист.
наук. - М., 2002.

5 Обзор мнений по поводу степени зрелости феодализма в Англии к середине XI в. см.:
Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье. - Воронеж, 1998. - С. 4 - 6, 17.

5 завоевано нормандским герцогом Вильгельма. В истории страны началась

новая эпоха.

В перерыве между войнами при короле Эдгаре (959 — 975), правление которого запомнилось современникам как период благоденствия и внешнеполитической стабильности, была проведена церковная реформа, ставшая исключительно важным событием в духовной жизни позднесаксонского общества. Среди основных результатов этой реформы, инициированной видными религиозными деятелями, был мощный подъем письменности и христианской культуры, получивший^название Монашеского или Бенедиктинского Возрождения. Значение Бенедиктинского Возрождения для изучения древнеанглийского общества, в том числе єгоі первых столетий, поистине сложно переоценить. Именно этому явлению мы обязаны большинством дошедших до нас англосаксонских рукописей. Не менее важно и то, что это явление, нашедшее свое выражение в широком корпусе назидательной литературы, представляет совершенно самостоятельный научный интерес, в том числе в контексте женской проблематики, контексте, на сегодняшний день не достаточно изученном.

Тема нашей диссертации ориентирована, не только на особенности хронологии англосаксонской эпохи. Ее в не меньшей степени определили общественно-культурные реалии изучаемого периода в неотъемлемой связи с его источниковой базой. В рукописях Бенедиктинского Возрождения можно найти взгляд позднесаксонской церкви на представительницу прекрасного пола. Еще за несколько десятилетий до начала реформы в конце IX -середине X вв. создаются тексты, входящие в число ключевых, где отражено понимание «женского» в англосаксонской религиозной культуре. Все они доходят до нас в бенедиктинских манускриптах. Благодаря реформе мьь располагаем рукописями, содержание которых дает представление о восприятии женщины в народной традиции, быту жителей раннесредневековой Англии. Некоторые из этих памятников гораздо древнее своих манускриптов, но не утратили актуальность и в рассматриваемый

период. Другие с большой долей вероятности были «современниками» Эдуарда Старшего (899 — 924) и Этельстана (924 — 939). Не ранее чем второй половиной X столетия датируются сохранившиеся женские завещания, записи судебных тяжб с участием представительниц прекрасного пола. Для англосаксонского периода это новая категория свидетельств, которая в отличие от свидетельств более ранних веков, позволяет взглянуть на' положение древнеанглийской женщины в иных ракурсах. Примерно в это же время утверждается практика коронации жен англосаксонских правителей, а создание одного из важнейших источников по истории страны периода датского господства имеет непосредственное отношение к Эмме Нормандской — супруге и вдове двух английских королей. Вдова Этельреда II (978 - 1016), а впоследствии Кнута Великого — одна из самых известных женщин раннесредневековой Англии — снискала эту известность не только благодаря своему влиянию и политической активности, но, прежде всего, анонимному панегирику, составленному в ее честь. Эти материалы позволяют достаточно разносторонне изучить положение женщины в культуре и обществе англосаксов к концу эпохи раннего средневековья и в данном аспекте заслуживают пристального внимания исследователей.

В зависимости от принципа классификации источники, привлеченные при работе над диссертацией, можно разделить на ряд категорий. Во-первых, англосаксонские и зарубежные. В рамках данного исследования приоритетными являются письменные свидетельства самих англосаксов, что обусловлено его предметом, целью и отражено в названии.

С учетом специфики предоставляемой информации эти источники также можно сгруппировать в три объемных блока: повествовательные (нарративные), законодательно-нормативные и актовый материал.

К нарративу относятся хроники, анналы, агиографические памятники, образцы англосаксонской религиозной и народной поэзии, различные исторические сочинения. Одним из важных привлеченных нами источников

7 является «Англосаксонская хроника»6, которая предоставляет необходимый

фактический материал общего характера по развитию раннесредневековой

Англии и, тем самым, позволяет рассмотреть предмет диссертации с учетом

конкретно-исторических реалий интересующего нас хронологического

отрезка. «Хроника» дошла до нас в семи манускриптах, и некоторые из них

доводят повествование до начала нормандской эпохи. Отдельные статьи

хроники содержат важную информацию о военных кампаниях мерсийской

леди Этельфлэд (ум. 918), освещают политические события, одной из

непосредственных участниц которых была Эмма Нормандская(ум. 1052).

Ценные сведения о положение жен позднесаксонских правителей

представлены в «Жизнеописание короля Альфреда» (конец IX в.) и

«Панегирике королеве Эмме» (40-е гг. XI» в.) . «Панегирик» впервые детально рассматривается- в отечественной историографии и является одним из основных источников третьей главы диссертации.

Самостоятельную категорию повествовательных источников составляет церковная* литература:. Она позволяет рассмотреть, место женщины в религиозной культуре поздних англосаксов, в том числе в культуре Бенедиктинского Возрождения. Этот корпус свидетельств не ограничен периодом реформы. Красочные поэтические переложения на древнеанглийский язык библейских книг «Юдифи»9 и «Бытия»10 имеют более

6 The Anglo-Saxon Chronicle I Ed. & trans, by M. Swanton. - New York, 1998; The Anglo-
Saxon Chronicle II English historical documents / Ed. by D. Whitelock. - Vol. 1 (500 - 1042).
-L., 1955.- P; 135-235.

7 Латинский текст см.: Asser's Life of King Alfred I Ed. by W. H. Stevenson. - 2nd ed-n. -
Oxford, 1959. Английский перевод с комментариями и приложениями см.: Alfred the Great:
Asser's Life of King Alfred and Other Contempotary Sources I Trans, by S. Keynes and M.
Lapidge. - L., 1983. Русский перевод см.: Accep. Жизнь Альфреда Великого // Стасюлевич
М. М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. — Т. 2. —
Пг., 1915. -С. 306-336.

8 Оригинальный латинский текст с английским переводом и приложениями см.: Encomium
Emmae Reginae I Ed. by A. Campbell - repr. ed-n. - Cambridge, 1998.

9 Judith I Ed. B. J. Timmer. - Exeter, 1978; Judith I Ed. by M. Griffith. - Exeter, 1997. Также
см.: The Anglo-Saxon Poetic Records I Ed. by E. K. Dobbie. - V. 4.: Beowulf and Judith. -New
York, 1953. - P. 99 - 109. Далее при ссылке на данное издание используется аббревиатура
ASPR с указанием номера тома, года и страниц.

8 раннюю датировку (конец IX — середина X вв). Они органично соединяют

черты христианского мировоззрения и яркий национальный колорит,

предлагая собственное прочтение хорошо известных ветхозаветных сюжетов.

Как и «Панегирик», эпическая «Юдифь» подробно анализируется в

отечественной историографии впервые.

Основной корпус христианской литературы, привлеченной при

написании диссертации, непосредственно связан с деятельностью писателей

Монашеского Возрождения. Важной чертой объемного корпуса письменных

памятников того периода является ориентация на широкую публику, которая

не владела латынью'И имела весьма скромные познания в доктрине и истории

христианства. Большинство этих сочинений были доходчиво изложены* на

народном англосаксонском языке, носили информативный и одновременно

назидательный характер: Нами был проанализирован ряд проповедей и

агиографических сочинений аббата Элфрика Эншемского11, отдельные

сочинения архиепископа Вульфстана , а также некоторые анонимные

проповеди и жития . Многие из них, в том числе проповеди Элфрика на

библейские книги «Юдифь» и «Эсфирь» (начало XI в.)14 ранее в

отечественной историографии не рассматривались.

| Оригинальный текст см.: ASPR / Ed. by G. P. Krapp. - V. 1.: The Junius Manuscript. - New

k York., 1931. — P. 1 — 87. Русскоязычный перевод текста см.: Грехопадение //

I Древнеанглийская поэзия / Под ред. Смирницкой О. А. и Тихомирова В. Г. - М, 1982. - С.

95-132.
\ '' /Eifric's Catholic Homilies: The First Series I Ed. by P. Clemoes. - Oxford, 1997; The Second

Series I Ed. by M. Godden - L., 1979; /Elfric's Lives of Saints I Ed. by W. W. Skeat. - 1,2 vols.
"' - L., 2003. Русский перевод жития св. Этельтриты, а также древнеанглийский текст и

русский перевод жития св. Милдред (XI в.) см.: Древнеанглийские святые.

Древнеанглийские проповеди и жития англосаксонских святых: Альбана, Этельтрут,

Милдред, Неоте, дрихтхельме и Чаде / Под ред. М. П. Омельницкого. — М., 1999. - С. 36 -

48,70 - 86; /Elfric. Life of st. yEthelwald IIEHD. - P. 831 - 838.

12 Wulfstan. The Sermon of the Wolf to the English People II EHD. - P. 854 - 860.

13 The Blickling Homilies I Ed. R. Morris. - L.; Ontario, 2000; The Vercelli Homilies and
Related Texts / Ed. by D. Scragg. - L., 1992; отдельные верчелльские проповеди и их

„ английский перевод см.: The Vercelli Homilies ix - xxiii I Ed. by P. Szarmach. - Toronto,

1991.

14Aelfric's Homilies on Judith, Esther and Maccabees I Ed. by S. D. Lee, 1999 - электронное издание ().

9 Важную информацию для изучения обозначенной темы предоставляет

ряд религиозных памятников VIII - IX столетий, обеспечивая

общеисторический фон и сравнительный ракурс. В их числе - «Церковная

история народа англов» Беды Почтенного (VIII в.)15 и составленный

анонимным автором «Древнеанглийский мартиролог» (IX в.)16.

Особое место в диссертации принадлежит эпосу «Беовульф» и

древнеанглийским афоризмам . Равно как и другие образцы народной

поэзии англосаксов, эти памятники не имеют точной даты создания и своим

содержанием во многом обязаны народной мудрости древнегерманских

племен и их героическим сюжетам. Но сам факт того, что они дошли до нас в

составе позднесаксонских рукописей, свидетельствует об интересе,

проявлявшемся к ним в Англии X - XI столетий и делает их пусть не

продуктом поздней англосаксонской культуры, но ее неотъемлемой частью.

К тому же блоку повествовательных свидетельств следует отнести три

элегии, входящие в- состав «Эксетерской книги»: «Плач жены», «Вульф и

Эадвакер», «Послание мужа»19. Все эти памятники проливают свет на

восприятие женщины в народной традиции англосаксов, на ее положение-в

семье, а также светский идеал мирянки.

Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum II Monumenta Historica Britannica. - L., 1848. - V. 1. - P. 103 - 289. Русский перевод см.: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. с лат., вст. ст. и комм. В. В. Эрлихмана. - СПб., 2001.

16 Old English Martyrology I Ed. by G. L. Herzfeld. - L., 1900.

17 ASPR. - V. 4: Beowulf and Judith. - P. 3 - 98; Beowulf/ Ed. by M. Swanton. - Manchester,
1978. Все отрывки из эпоса «Беовульф», цитируемые в диссертации на русском языке,
приводятся по хорошо известному изданию В. Г. Тихомирова: Беовульф. Старшая Эдда.
Песнь о Нибелунгах / Под ред. В. Г. Тихомирова. - М, 1975.

18 Poems of Wisdom and Learning in Old English I Ed. and trans, by T. A Shippey. -
Cambridge, 1976; Текст эксетерских гномов см.: ASPR. - V. 3.: The Exeter Book. - New
York, 1936. - P. 156 - 163. Текст гномов из рукописи Cotton Tiberius b.i. см.: ASPR. - V. 6.:
The Anglo-Saxon Minor Poems. -New York, 1942. - P. 55 - 57. Русский перевод некоторых
афоризмов см. в книге: Древнеанглийская поэзия / Под ред. О. А. Смирницкой и В. Г.
Тихомирова. - М., 1982.

19 Оригинальный текст см.: ASPR. - V. 3.: The Exeter Book. - P. 179 - 180, 210 - 211, 225 -
227. Русскоязычный перевод этих памятников под ред. О. А Смирницкой и В. Г.
Тихомирова см.: Древнеанглийская поэзия. - С. 57 - 64,275 - 282.

10 Привлеченный нами законодательно-нормативный материал включает

в себя по преимуществу законы англосаксонских правителей . Актовый

материал, использованный в диссертации, состоит из королевских грамот

конца IX — середины XI столетий, записей судебных тяжб, завещаний (в том

числе женских), отдельных брачных контрактов . Эта группа источников

помогает решить целый комплекс задач диссертации, а в частности, выявить

социально-правовой и экономический статус позднесаксонской женщины,

охарактеризовать отношение к представительнице прекрасного пола в быту.

В целом, источники, относящиеся к рассматриваемому периоду, достаточно разнообразны, но распределены неравномерно. Если грамоты охватывают весь период, то основная масса дошедшего до нас нарратива датируется второй половиной X - первой половиной XI столетий.

Ценный дополнительный материал предоставляют отдельные англонормандские и зарубежные свидетельства, в основном — повествовательные. Следует выделить «Германию» Тацита22, песни «Старшей Эдды»23, отрывки хроник, франкских ( и принадлежащих развитому английскому

9Л.

средневековью . Одним из важных нормандских памятников для изучения избранной темы являются «Деяния английских королей», составленные в XII

Использованы следующие издания: Die Gesetze der Angelsachsen I Hg. von F. Liebermann. - Bd. I. Text und Obersetzung. - Halle, 1903; EHD. - P. 357 - 439. 21 Cartularium Saxonicum: a collection of charters relating to Anglo-Saxon history I Ed. by W. de G. Birch. - L., 1885 - 1893. - Vols. 1 - 3; Anglo-Saxon Charters / Ed. & transl. by A. J. Robertson. - 2nd ed. - Cambridge, 1956; Anglo-Saxon Charters. An Annotated list and bibliography I Ed. by P. H. Sawyer. - L., 1968 (это издание имеет электронную онлайновую версию: vvww.anglo-saxon.net). В диссертации ссылки даются, как правило, на издание П. X. Сойера.

См. оригинальный текст: Tacitus С. La Germanie I Text etabli et trad. J. Perret. - Pans, 1983. Русский перевод: О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х тт. / Пер. А. С. Бобович- М., 1993. - Т. 1. - С. 353 -372.

Старшая Эдда // Западноевропейский эпос / Пер. А. Корсуна, Ю. Корнеева. - СПб., 2002.-С. 5-330.

2t From the Annals of St. Berlin II EHD. - P. 314 - 315; From Roger of Wendover's Flores Historiarum II Ibid. P. 255 - 258.

в. Уильямом Мальмсберийским . В их основе лежат не сохранившиеся англосаксонские источники. При работе над отдельными главами диссертации мы привлекли тексты Вульгаты26, а также труды отцов церкви27. Более подробный перечень использованных источников представлен в конце диссертации.

Обращаясь к характеристике научной литературы, посвященной
изучению древнеанглийских женщин, прежде всего, отметим, что в
подавляющем большинстве она англоязычна. На протяжении ряда
десятилетий отечественные медиевисты осваивали женскую проблематику
главным образом применительно к Франции и Италии. Еще в конце XIX в.
С. В. Ешевский, а позднее В. Ф. Шишмарев посвятили ряд научных трудов
изучению средневековой куртуазной традиции . Несколько десятилетий
спустя не без влияния определенных тенденций зарубежной историографии
интерес к «женской истории» у нас заметно активизировался. В 80-е —
первую половину 90-х гг. прошлого столетия он связан с исследованиями
Е. А. Тушиной , А. Я. Гуревича , М. Л. Абрамсон . Ряд интересных работ
тех лет посвящены каролингской Франции. Среди их авторов

Willelmi Malmsbiriensis de gestis regum anglorum / Ed. Stubbs W. - Vols. 1, 2 - L., 1887 -1889; William of Malmesbury's Chronicle of the Kings of England: From the Earliest Period to the Reign of King Stephen I Ed. by J. A. Giles. - L, 1847.

26 Biblia Sacra Vulgata - http//

27 Были использованы отдельные тома многотомного издания: Patrologiae cursus completus.
Series latina I Ed. J.-P. Migne. - 221 vols. - Paris, 1844 - 1864.

Ешевский С. В. Женщина в средние века в Западной Европе // Ешевский С. В. Сочинения. - М., 1870. - Т. 3; Шишмарев В. Ф. К истории любовных теорий романского средневековья // Шишмарев В. Ф. Французская литература: Избранные статьи.- М.; Л., 1965.-С. 278-301.

29 Тушина Г. М. Демографические аспекты истории Прованса XII - XIV вв // Женщина,
брак, семья до начала нового времени: демографические и социокультурные аспекты /
Под ред. Ю. Л. Бессмертного. - М., 1993. - С. 83 - 87.

30 Гуревич А. Я. Семья, секс, женщина, ребенок в проповеди XIII в. (Франция и
Германия) // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы /
под ред. Ю. Л. Бессмертного. - М., 1988. - С. 75 - 91.

31 Абрамсон М. Л. Семья в реальной жизни и в системе ценностных ориентации в
южноитальанском обществе X - XIII вв / Женщина, брак, семья до начала нового
времени. - С. 38 - 54.

12 Ю. Л. Бессмертный , В. К. Ронин , В. А. Блонин . Как правило, эти

авторы обращаются к женской проблематике в рамках изучения семьи, брака,

демографических процессов. Уделяется внимание правовому аспекту

функционирования семьи, особенностям средневекового отношения к семье

и браку, эволюции их форм. Признается важность культурного ракурса,

который оказывается в центре внимания отдельных работ. Так, анализируя

социально-экономический, демографический и антропонимический аспекты

статуса франкской крестьянки, Ю. Л. Бессмертный приходит к выводу о ее

приниженном положении по сравнению с мужчиной. Такое положение он

объясняет не только распространением феодальной сеньории, но также

христианизацией и социально-культурными традициями, существовавшими в

крестьянской среде35. Одна из статей историка, изучающая мировосприятие

каролингской знати, основана на анализе трактата графини Септиманской

Дуоды, жившей в IX в .

Следующий этап в разработке женского направления связан с

1*7 1Я

общетеоретическими работами Н*. Л. Пушкаревой и Л. П. Репиной . Они осуществили анализ новых концепций, складывающихся в социальной

Бессмертный Ю. Л. Демографическое поведение и демографические процессы во Франции IX - XV вв. // Женщина, брак, семья до начала нового времени. - С. 7 - 13; Он же. Об изучении массовых социально-культурных представлений каролингского времени // Культура и искусство западноевропейского средневековья / Под ред. Е. И. Даниловой. — М., 1981.-С. 53-77.

Ронин В. К. Брачно-семейные представления в каролингской литературе (до середины IX в.) // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. - С. 92-109.

34 Блонин В. А. К изучению брачно-семейных представлений во франкском обществе
VII - IX вв / Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. -
С. 75-91.

35 Бессмертный Ю. Л. К вопросу о положении женщины во франкской деревне IX в //
Средние века. - М.: Наука, 1981. - Вып. 44. - С. 97 - 116.

36 Он же. Мир знатной женщины ГХ века // Художественный язык средневековья. - С. 83 -
107.

37 Пушкарева Н. Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и
перспективы // Вопросы истории. - 1998. - № 6. - С. 76 - 86; Она же. История женщин и
тендерный подход в контексте социальной истории // Социальная история. Ежегодник. -
М., 1998. -С. 69-91.

38 Репина Л. П. Тендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая
история. - 1997. - № 6. — С. 41 - 58; Она же. «Женская история»: проблемы теории и
метода // Средние века. - 1994. - Вып. 57. - С. 103 - 109.

13 истории, в том числе средневековой, познакомили отечественных

специалистов с достижениями иностранных коллег в области теории и

методики тендера, тем самым обозначив новый вектор развития «женской

истории» в отечественной науке. Термин тендер или социокультурный пол

впервые появился на Западе, где стал одной из центральных категорий

«женских исследований» в 80-е гг. прошлого столетия39. Сегодня тендерные

исследования понимаются как исследования многообразных форм

взаимодействия мужского и женского в культурах и обществах .

За последние годы интерес отечественных специалистов к женщине в

средневековой истории только- возрастает. С 90-х гг. значительно

расширяется источниковая база «женских исследований», а таюке круг

разрабатываемых проблем. В этой научной сфере появляются специальные

периодические издания, предпринимаются попытки создания обобщающих

трудов, активно применяются смежные дисциплины. Все чаще историки

обращаются к проблеме диалога полов; представлениям о «мужском» и

«женском» в культуре средневекового^ общества, видя в них продукт

культурно-исторического развития общественного человека. Эти тенденции

отчетливо прослеживаются в работах Ю. Е. Арнаутовой, Т. Б. Рябовой,

А. ЛІ Ястребицкой41. В обзорной монографии «Женщина в истории

западноевропейского средневековья» Т. Б. Рябова кратко характеризует

средневековые представления о природе представительниц прекрасного

пола, рассматривает женщину в контексте средневекового права, религии,

образования и др.42

39 Важнейшие положения тендерного подхода были изложены американским историком
Джоанн Скотт в статье «Гендер — полезная категория исторического анализа»: Scott J.
Gender: A Useful category of historical analysis II American Historical Review. - 1986. - V. 91.
-№ 5. -P: 1053-1075.

40 См.: Пушкарева H. Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и
перспективы. - С. 79.

41 Арнаутова Ю. Е. Указ. соч.; Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского
средневековья. - Иваново, 1999; Ястребицкая А. Л. Проблема взаимоотношения полов как
диалогических структур средневекового общества в свете современного исторического
процесса // Средние века. - Вып. 57. - 1994. - С. 126 - 136.

Рябова Т. Б. Указ. соч.

14 При всех позитивных тенденциях, характеризующих развитие

«женских исследований» в современной отечественной медиевистике,

следует заметить, что раннесредневековая Англия здесь не избалована

вниманием, хотя, на наш взгляд, она предоставляет немалый

исследовательский ресурс. За исключением диссертаций Е. В. Денисовой 3 и

Mi П. Омельницкого44, затрагивающих избранную проблематику лишь

эпизодически, специальные труды по истории англосаксонских женщин

можно найти преимущественно среди зарубежных англоязычных

публикаций.

Зарубежная историография проблемы, напротив, достаточно объемна,

и, на наш взгляд, учитывая основные тенденции в ее развитии, можно

выделить три значимых этапа.

1. Конец XIX - середина XX вв., когда под влиянием первой волны

феминизма стали предприниматься» попытки преодолеть традиционный

андроцентризм, присущий историографии прошлых десятилетий: Внимание

специалистов, среди которых оказалось немало филологов, раньше других

привлекли памятники англосаксонского эпоса. Место женщины в

древнеанглийском обществе воспринималось как периферийное,

подчеркивались ее пассивность и бесправие в раннесредневековом мире,

который принадлежит мужчинам45. Такая точка зрения прочно устоялась в

историографии и нашла отражение во многих научных публикациях XX

столетия46. В конце XIX в. в изучении проблемы намечается еще одно

направление, связанное- со статьей Ф. Бакстафф, которая, опираясь на

43 Денисова Е. В. Святая Этельтрита, англосаксонская королева и аббатиса: почитание
святой и его осмысление раннесредневековыми церковными'авторами // Средние века. -
М., 2008. - Вып. - 69. — С. 143 - 158; Она же. Святые королевской крови в церковной
проповеди Англии VIII - X вв. К истории раннесредневекового учения о государстве:
автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2009. - С. 15-17.

44 Омельницкий М. П. Указ соч. - С. 26 - 27.

45 См., напр.: Burton R. Woman in Old English Poetry II Sewanee Review. - V. 4. - 1895. - P. 1
-11; Malone К. МазбЫЫ II English Literary History. - 1936. - V. 3. - P. 253 - 256.

46 См.: Chance J. Women as Hero in Old English Literature. - Syracuse, 1987; Hill J. "J>set waes
geomuru ides!": A Female Steriotype Examined II New Readings on Women in Old English
Literature/ Ed. by H. Damico, A. H. Olsen. - Bloomington, 1990. - P. 235 - 247.

15 законодательные источники, утверждала, что положение женщины у

англосаксов, было гораздо благоприятнее, чем в последующие периоды

средневековой английской истории 7. Но эта точка зрения не получила

дальнейшего развития вплоть до середины XX в. В целом, на начальном

этапе историография изучаемого вопроса оставалась крайне

немногочисленной и калейдоскопичной. Тем более что речь часто шла о

работах, посвященных этимологии отдельных эпических сюжетов.

2. Лишь в 40 — 50-е гг. прошлого столетия начинаются систематические
исследования в области истории древнеанглийских женщин, а вместе с тем
активное использование правовых памятников. Важными работами здесь
стали публикации Стэнтонов и Б. Бэндел48. Основываясь на анализе
законодательных свидетельств, грамот и хроник, исследователи, как правило,
приходили к заключению, что социально-экономический статус
англосаксонской женщины был значительно выше, чем считалось в
историографии прежних лет. По существу, в том же ракурсе некоторыми
специалистами были пересмотрены образы героинь древнеанглийского
эпоса49. Не исключено, что именно эта тенденция предопределила интерес к
фигуре англосаксонской королевы уже среди новейших публикаций50.

3. Всплеск интереса к «женщине в прошлом», наблюдающийся в
современной медиевистике, отчасти обусловлен все большей популярностью
социально-культурной истории, антропологии, «истории ментальностей»,

Buckstuff F. Married Woman's Property in Anglo-Saxon and Anglo-Norman Law and the Origin of the Common Law Dower II Annals of American Academy of Political and Social Sciences. - 1893.-V. 4. -P. 233-264.

48 B. Bandell. The English Chroniclers' Attitude towards Women II Journal of the History of
Ideas. - 1955. - V. 16. - P. 113 - 118; Stenton D. M. The English Woman in History. - L.,
1957; Stenton F. M. The Historical Bearing of Place-Name Studies: the Place of Women in
Anglo-Saxon Society II Transactions of the Royal Historical Society. - 1943. - V. 25. — P. 1 -
13.

49 См.: Damico 1-І. Beowulf s Wealhteow and the Valkyrie Tradition. - Madison, 1984; Sklute L.
M. Freo6uwebbe in Old English Poetry II Neuphilologische Mitteilungen. - 1970. - V. 71. - P.
534-541.

50 См., например: Staffford P. Queen Emma and Queen Edith: Queenship and Women's Power
in the Eleventh-Century England. - Oxford, 1997.

которые открывают новые грани видения и понимания личности в истории51.
За последние два-три десятилетия прошлого века за рубежом появилось
множество работ, где по-новому освещаются общие и частные аспекты
истории средневековых женщин52. Распространение тендерных исследований
с 80-х гг. прошлого столетия оказало свое влияние на формирование
современных подходов к изучению древнеанглийского общества,
сопровождалось поиском новых категорий источников и методик работы с
ними. Наглядным примером тому служат работы С. Холлис, П.

Стаффод, Дж. Чане, К. Ли и Дж. Оверинг, Р. Гопа, П. Цармача, где предприняты важные попытки осмыслить представления о женском в англосаксонской культуре, в том или ином ее памятнике53.

В зарубежной историографии отдельные оценки положения позднесаксонскои женщины звучали, но, к сожалению, этой проблеме так и не было посвящено специального исследования. По-прежнему отсутствуют работы, дающие комплексный анализ рассматриваемой проблемы с учетом различных категорий англосаксонских письменных свидетельств, политических и культурных реалий времени. Малоизученными остаются вопросы о восприятии позднесаксонскои женщины ее современниками, в том числе бенедиктинскими реформаторами, о соотношении религиозных и светских представлений в изучаемой сфере, а также дискурса и историко-культурных особенностей периода. Эти серьезные пробелы мы в своей диссертации попытались восполнить хотя бы частично.

О влиянии «истории ментальностей» на рост интереса к «женской истории» см.: Duby G., Perrot М. Writing History of Women II A History of Women in the West. - Cambridge, 1992.-V. 2.-P. ix-xxx.

52 См., напр.: Gies F., Gies J. Marriage and Family in the Middle Ages. - Harper, 1987; Kelly J.
Women, History and Theory. - Chicago, 1984; Lucas A. Woman in the Middle Ages: Religion,
Marriage and Letters. - Brighton, 1983.

53 См.: Hollis S. Anglo-Saxon Women and the Church: Sharing a Common Fate. - Woodbridge,
1992; Stafford P. Op. cit; Chance J. Op. cit.; Lee C. A., Overing G. R. Double Agents: Women
and Clerical Culture in Anglo-Saxon England. - Philadelphia, 2001; Gopa R. A. Virgin Acts
Manfully:Aelfric's Life of St. Eugenia and the Latin Versions II Leeds Studies in English.-
1992.-V. 23. - P. 1-27.

17 Целью данного диссертационного исследования является изучить место англосаксонской женщины конца IX — середины XI столетий в обществе и сознании ее современников на основе анализа письменных памятников англосаксонской эпохи. Из поставленной цели вытекают задачи исследования:

- выделить основные особенности имеющейся источниковой базы для
изучения избранной проблематики;

- изучить правовой- и экономический статус древнеанглийской
женщины, сложившийся к концу эпохи раннего средневековья;

— охарактеризовать тендерные представления и стереотипы, присущие
древнеанглийскому обществу на основе разнообразных свидетельств:
светских письменных источников* и памятников религиозной культуры
англосаксов указанного периода. В том числе охарактеризовать отношение к
женщине деятелей Бенедиктинского Возрождения; выделить .основные
модели женской святости и отношений между полами. Сопоставить
социокультурные* представления о «женском» в религиозной и светской
культуре поздних англосаксов, их соотношение со сложными историческими
реалиями рассматриваемой-эпохи;

— изучить вопрос отношений женщиньъ и власти в позднем
англосаксонском юбществе на,примере статуса жен англосаксонских королей
и степени их участия в политической жизни общества.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественной историографии ставится цель на основе широкого круга источников изучить положение женщины в англосаксонском обществе и место, отведенное ей в культуре современников. На сегодняшний день в научной литературе отсутствует более или менее полное представление об отношении к женщине и «женскому» у поздних англосаксов. В зарубежной историографии статус представительницы прекрасного пола в раннесредневековой Англии является объектом дискуссий. Эти дискуссии часто вызваны не только объективной сложностью проблемы, трудностями,

18 возникающими при работе с раннесредневековыми источниками, различием в методологии. Некоторые исследователи стремятся экстраполировать данные, полученные в ходе анализа той или иной категории исторических свидетельств на общие выводы, что вряд ли можно считать оправданным. Тем более актуальной представляется предпринятая в диссертации попытка изучить обозначенную проблему в рамках сбалансированного анализа светских и религиозных свидетельств, а также их сопоставления. При написании работы был использован целый ряд важных зарубежных публикаций по теме, в том числе новейших, а также англосаксонских памятников, малоизвестных российской научной общественности.

Методическую основу исследования составили принципы историзма и научной объективности, которые позволили рассмотреть предмет диссертации с учетом конкретного исторического фона, характерного для обозначенного временного отрезка, исключить модернизацию представлений людей изучаемой эпохи. Руководствуясь принципом научной объективности, мы стремились максимально правдиво представить предмет .изучения, уклонившись от однобоких суждений. Одной из характерных особенностей работы является ее междисциплинарный характер, обращение к опыту целого ряда гуманитарных дисциплин, в том числе литературоведения. При достижении и решении обозначенных в диссертации целей и задач использованы следующие методы: логический, сравнительный, методы анализа и синтеза; весьма важная роль отведена психологическому и лингвистическому методам, которые позволили нам лучше изучить семантику древнеанглийских текстов и выявить характерные особенности восприятия позднесаксонской женщины ее современниками. Казуальный метод, использованный при анализе отдельных грамот, обеспечил возможность выявить важные аспекты социально-правового статуса представительницы прекрасного пола в Англии изучаемого периода.

Структура данного диссертационного исследования обусловлена его задачами и целью и построена по проблемно-источниковому принципу.

19 Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных

источников и литературы. Основные положения диссертации обсуждались в

виде докладов и сообщений автора на заседаниях кафедры истории средних

веков ВГУ, конференциях и нашли отражение в ряде опубликованных

статей .

Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть

использованы в учебном процессе при подготовки и преподавания общих

курсов по истории средних веков и истории средневековой культуры, при

подготовке специальных курсов, а также учебных пособий для студентов

исторических факультетов вузов, в обобщающих монографиях.

54 Болдырева И. И. Женщина в англосаксонской агиографии и церковная реформа в Англии второй половины X в. // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер. История. Политология. Социология. — 2006. - № 2.- С. 5 - 14; Она же. Женщина и власть в англосаксонской письменной культуре первой половины XI в. (на материале «Панегирика королеве Эмме») // Новик. - 2007. - № 12. - С. 71 - 77; Она же. Женщина и государство: особенности статуса жены правителя в Англии середины IX — первой половины X вв. // Государство и его подданные: века сотрудничества и противостояния: Материалы Третьей региональной конференции. - Воронеж, 2009. - С. 211 - 214.

Женщина и англосаксонское право конца IX — середины XI вв

Обращаясь к светским письменным свидетельствам конца IX -середины XI столетий, в первую очередь необходимо отметить некоторую условность определения «светские». Тысячу лет назад в средневековой Западной Европе между сферами мирского и религиозного нередко было сложно провести какую-либо четкую грань. В данной главе в центре нашего внимания оказываются законодательные памятники англосаксов, их актовый материал, а также ряд нарративных свидетельств, не принадлежащих к обширному корпусу раннесредневековой церковной литературы. Тем не менее, основные рукописи, в которых до нас доходят эти источники, создавались в крупных религиозных центрах поздних англосаксов, в Винчестере, Кентербери, Уорчестере, Йорке и др. В конце IX в. в предисловии к своему законодательному кодексу Альфред Великий апеллировал к авторитетным библейским прецедентам1. Исследователи пишут о возможном участии архиепископа Вульфстана в составлении законов Кнута, отмечая явные параллели между королевскими кодексами того времени и нравоучительными проповедями крупного и влиятельного церковного деятеля2. Законодательство англосаксонских королей предписывало соблюдение постов и религиозных праздников, предусматривало повышенную защиту лиц духовного сословия и строгое наказание за колдовство. Очевидным было влияние религиозного мировоззрения на литературные памятники эпохи. Вот уже на протяжении многих лет историки и филологи задаются вопросом, чего же больше в знаменитом «Беовульфе», язычества или христианства? Думается, сама постановка такого вопроса свидетельствует о многом.

Среди отечественных историков, обращавшихся к изучению правового статуса средневековой женщины, можно назвать М. Л. Абрамсон4, О. И. Варьяш5, М. В. Винокурову6 и др. Известные специалисты в области средневековой истории Южной Европы М. Л. Абрамсон и О. И. Варьяш развивали обозначенную тематику на примере итальянского и португальского общества X — XIII столетий, концентрируя свое внимание, прежде всего, на брачно-правовом аспекте проблемы. Другие исследователи уделяют больше внимания еще одной важной составляющей статуса средневековой женщины — ее имущественному положению. Такой подход можно найти у М. В. Винокуровой применительно к Англии периода высокого средневековья7.

Вопросом о месте женщин в памятниках англосаксонского права отечественные медиевисты интересовались мало. Обращаясь к данной проблеме лишь в общих работах по истории раннесредневековой Англии, они не подвергали непосредственные источники серьезному разностороннему анализу8. Тем не менее, некоторые из этих исследований очень ценны для данной диссертации. Среди них монография К. Ф. Савело, освещающая процесс формирования в Англии раннефеодального общества. В одном из ее параграфов автор обращает внимание на отношение англосаксонского государства к семейному коллективу10. В этой связи она дает краткую характеристику имущественных прав представительницы прекрасного пола. Признавая большую значимость изучений экономического положения женщины, заметим, что правовые памятники англосаксов также отразили многие социокультурные аспекты интересующей нас проблематики. Еще в начале 80-х гг. прошлого* века- важность социокультурного ракурса применительно к «женской истории» подчеркивал Ю. Л". Бессмертный. Известный отечественный медиевист считал, что одного анализа экономического положения' женщины не достаточно для- выявления ее общественного статуса. Своеобразие социального положения представительницы слабого пола в средневековую эпоху невозможно понять, не выяснив, как его видели сами современники и в чем, по их мнению, заключалась специфика женской^ общественной роли. Вывод Бессмертного * таков, что одно из главных условий- плодотворного исследования, статуса средневековой женщины составляют комплексность и всесторонность социально-экономического и социально-культурного анализа. Антропонимические материалы, привлеченные .

Бессмертным при исследовании общественного положения франкской крестьянки, он воспринимал как текст, составленный ее современниками. Думается, что не только повествовательные источники англосаксов, но и их правовые памятники могут быть с полным основанием использованы нами в диссертации в том же контексте.

Приступая к характеристике зарубежной историографии, отметим, что правовые источники англосаксов не раз привлекали внимание исследователей, посвятивших свои научные труды истории английских женщин. Еще в конце XIX в. Ф. Бакстафф высказала1 мнение, согласно которому положение женщины у англосаксов было более прочным, чем в нормандскую эпоху. Позднее в XX в. сравнительный ракурс становится характерной чертой историографии, посвященной данной проблематике.

Такая тенденция хорошо прослеживается на примере работ Д. Стэнтон, Б. Бандел, Э. Клинк. В своем известном исследовании Д. Стэнтон по существу подтверждает предположение Ф. Бакстафф, отмечая относительное равенство полов в раннесредневековой Англии, контрастирующее с низким статусом женщины в нормандский период13. Впоследствии в 80-е гг. Э. Клинк предприняла попытку пересмотра этого мнения. Сохранив сравнительный подход, характерный для более ранних работ, она подчеркивала эволюцию правового статуса англосаксонской женщины в сторону его повышения в X — XI вв. При этом Э. Клинк видела больше сходства между положением женщин в поздней англосаксонской и нормандской Англии, чем в ранний и поздний англосаксонские периоды14.

Ранний англосаксонский и нормандский периоды выходят за хронологические рамки, обозначенные в нашем диссертационном исследовании, которое, строго говоря, не ставит своей' основной задачей сравнительный ракурс как таковой. И хотя дошедшими от них источниками мы не пренебрегаем, здесь в центре нашего внимания оказываются, в первую очередь, поздние англосаксонские свидетельства, чей подробный и разносторонний анализ помогает охарактеризовать положение женщины конца древнеанглийской эпохи и ее восприятие в культуре современников.

Женщина в англосаксонской агиографии и бенедиктинская реформа в Англии второй половины X в

Обращаясь к репрезентации женщины в религиозных памятниках позднесаксонского периода, следует отметить их обилие в изучаемую эпоху, главным образом, благодаря Бенедиктинскому Возрождению второй половины X столетия. В начале X в. после смерти короля Альфреда (871 — 899), с правлением которого был связан некоторый подъем англосаксонской книжности и учености, в культурной жизни Англии снова наступает застой. Приостанавливается деятельность монастырских скрипториев. Церковь и монашество переживают упадок. Причины этого упадка были как внешними, так и внутренними.

Еще в конце VIII в. произошло событие, которое в значительной степени нарушило естественноисторическое развитие Англии и оказало огромное влияние на ее последующие судьбы: С нападением норвежцев на монастырь св. Кутберта на острове Линдисфарн страна оказалась втянутой» в орбиту скандинавской экспансии, растянувшейся на многие десятилетия1. На протяжении всего IX в. крупные религиозные центры северо-восточного побережья, бывшие оплотами христианской культуры и образованности, неоднократно становились мишенями скандинавских атак. Расхищались богатые монастырские сокровищницы, уничтожались рукописи, ранее процветавшие церковные кафедры утрачивали свое прежнее значение, разрушалась монашеская жизнь2. До второй половины X в. в позднесаксонской Англии не известно ни одного крупного мыслителя или христианского писателя. Даже статьи «Англосаксонской хроники» тех лет обнаруживают упадок повествовательного мастерства. Среди немногих религиозных памятников, чье время создания, возможно, относится к первой половине X в. и чье значение для исследования англосаксонских тендерных представлений весьма велико, является поэтическая «Юдифь», ставшая объектом нашего внимания в одном из параграфов данной главы .

В целом же, к началу позднесаксонского периода немногочисленные обители не отличались высоким уровнем учености и духовности подвизавшихся в них иноков. На протяжении десятилетий активно шел процесс обмирщения монастырей, оказавшихся под контролем местной знати. Монастырские клирики обзаводились женами и детьми. Все более актуальным становился вопрос о возрождении внутрицерковного порядка и монашеского благочестия. Успешная политика Альфреда и его приемников по централизации страны и отражению норманнской агрессии позволила перейти к его практическому решению лишь в середине X в., когда набеги викингов прекратились вплоть до конца 80-х гг.

Церковная реформа была начата при короле Эдгаре, правление которого большинство исследователей рассматривают как время значительной централизации страны, укрепления власти короны и ее союза с церковью4. Идейными вдохновителями Монашеского Возрождения стали видные церковные деятели Дунстан (909 — 988), Этельвольд (910 - 984) и Освальд (920 - 992), занимавшие престижные епископские кафедры. Началом реформы традиционно считается 963 г. , когда аббат Этельвольд, став епископом Винчестера, изгнал из местного монастыря клириков, не пожелавших принять монашество. Монашеское Возрождение ставило целью освободить монастыри от господства мирян, укрепить внутреннюю дисциплину в обителях, повысить уровень образованности священнослужителей и прихожан. Оно испытало на себе большое влияние клюнийского движения, распространявшегося тогда на континенте, но вместе с тем имело ряд особенностей6. Здесь реформа была инициирована «сверху», проходила при значительной поддержке королевской власти, а также вызвала появление большого количества богословских сочинений, рассчитанных на широкую аудиторию и написанных на национальном, англосаксонском языке. Его активное использование стало одной из характерных черт англосаксонской письменной культуры конца X - середины XI столетий.

С началом церковной реформы в Англии открываются новые монастыри и восстанавливаются старые, повсеместно вводится устав св. Бенедикта Нурсийского. В обителях, ранее ослабленных разорительными рейдами викингов, возобновляется духовная деятельность, переписка книг, создаются основные дошедшие до нас рукописи, углубляется христианская экзегеза. В этот период появляется огромное число религиозных сочинений: комментарии, проповеди, жития. Для изучения тендерных представлений, бытовавших в позднем англосаксонском обществе, житийные сочинения конца X - начала XI столетий являются одним из ценнейших источников.

Подавляющее большинство женских житий периода Бенедиктинского Возрождения принадлежат аббату Элфрику Эншемскому (ум. после 1005-г.), крупному агиографу своего времени и ученику епископа Этельвольда. Наиболее полной рукописью, где сохранилось его агиографическое наследие, является Cotton Julius Е VII, в настоящее время входящий в коллекцию-манускриптов Британского музея. Эта рукопись датируется серединой XI столетия, и именно ее в конце XIX в. британский исследователь Уолтер Скит использовал в качестве базовой при издании и переводе «Житий святых Элфрика» . Часть этих житий сохранилась в ряде других манускриптов, которые учитывал издатель.

Королевы англосаксонского эпоса и репрезентация жены правителя конца IX — середины X вв. в древнеанглийских письменных источниках

Конец IX - середина XI вв. в истории Англии совпадает с периодом сложных политических процессов. Эти процессы были связаны, с объединением англосаксонских земель в единое государство под эгидой Уэссекса, завоеванием Англии норманнами и ее последующим включением в состав Датской державы, с непродолжительным периодом реставрации англосаксонской династии и захватом Британии в 1066 г. нормандским герцогом Вильгельмом.

Активная централизаторская политика правителей Англии позднесаксонского периода сопровождалась заметным укреплением королевской власти, появлением новых тенденций в политической культуре и доктрине монархии1. В советской, а позднее в российской историографии такие тенденции не получили достаточного освещения, хотя статус королевской власти у англосаксов и фигура англосаксонского правителя не остались без внимания отдельных отечественных работ2.

Не менее актуальным нам представляется вопрос о положении и роли в древнеанглийском обществе конца IX - середины XI столетий супруги монарха. Кем была в жизни и сознании англосаксов женщина, находившаяся рядом с государем? Какие функции и качества они связывали с ее статусом, и насколько велико было ее политическое влияние? Каким образом изменения, произошедшие в политической и культурной жизни Англии изучаемого периода, сказались на положении жены короля? На сегодняшний день эти вопросы не исследованы отечественными специалистами.

Отечественные историки, изучающие раннее западноевропейское средневековье, в целом, уделяли достаточно скромное внимание обозначенной в главе проблематике. В подавляющем большинстве их работ статус супруги раннесредневекового монарха подробно не освещается. Русскоязычные специалисты касаются этого вопроса лишь опосредованно. Одной из наиболее содержательных здесь является статья В. К. Ронина, который, в том числе на примере монарших семей, изучает брачно-семейные представления и формы брачности, бытовавшие у франков до середины IX в3. С другой стороны, в отечественной медиевистике отмечается, что на протяжении всей средневековой истории влияние представительниц прекрасного пола на государственные дела было достаточно ощутимо. И несмотря на то, что политическая активность средневековых королев, как правило, являлась весьма незначительной, некоторые из них добивались могущества и авторитета. Среди известных раннесредневековых монархинь Т. Б. Рябова называет дочь Теодориха Великого Амуласунту (468 - 536), супругу франкского короля Сигеберта Брунгильду (534 - 613), германскую императрицу Адельгейду (931 - 999), англосаксонскую королеву Эмму (? -1052).4 В зарубежной науке интерес к рассматриваемой проблематике обнаруживается лишь с последней трети XX в., что по преимуществу связано с началом динамичного развития тендерных исследований. Важное место здесь принадлежит трудам британского историка М. Кэмпбелла5, позднее — П. Стэффорд6, которые заметное внимание уделяют Эмме Нормандской, вероятно, в силу специфики источниковой базы и особенностей жизненного пути этой королевы, ставшей в Англии первой половины XI в. одной из самых влиятельных политических фигур.

Раннесредневековая королева по объективным причинам имела больше шансов, чем любая другая представительница женского пола, оставить след в источниках своей эпохи. Франкские источники для изучения обозначенной проблематики более многоплановы, чем англосаксонские. Тем не менее, для ответа на поставленные в данной главе вопросы имеющаяся источниковая база, на наш взгляд, вполне репрезентативна. Как уже отмечалось, обеспеченность источниками позднего англосаксонского периода в целом весьма не равномерна. В связи с их дефицитом в первой половине X столетия о жизни и статусе англосаксонских королев до периода бенедиктинской реформы мы можем судить в основном благодаря более ранним свидетельствам эпохи Альфреда, а также в ретроспективе по работам англонормандских хронистов. Эта специфика характеризует, прежде всего, нарратив и, к счастью, не относится к древнеанглийским грамотам, которые охватывают весь позднесаксонский период. В любом случае характер распределения источников - лишь второстепенный фактор для структуры данной главы. Гораздо большее значение автор придает их внутреннему содержанию.

Целью настоящей главы является не просто выявление судеб отдельных женщин (источники X - XI вв. не всегда предоставляют нам такой возможности). На основе анализа ряда свидетельств, включая исторический нарратив, актовый материал и литературные памятники англосаксов, мы постараемся определить место, отведенное поздней англосаксонской королеве в обществе и сознании ее современников, выяснить, как в ее статусе и образе соотнеслись эти две параллельно существовавшие реальности и отразились события культурной и политической жизни Англии обозначенного периода.

Похожие диссертации на Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв.