Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Пилюк, Андрей Васильевич

Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия
<
Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пилюк, Андрей Васильевич. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10. - Москва, 2005. - 135 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Арт-рынок как экономическая категория 20 CLASS

Глава 2. Арт-рынок россии. особенности становления и развития 60 CLASS

Глава 3. Современное состояние apt-рынка и перспективы его развития в освещении периодической печати 90

Заключение 124

Источники и литература

Введение к работе

Тема данной диссертации - арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия.

Становление рыночных отношений в России сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества.

Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, произошедшие в России, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели художественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и на творческие процессы и личность художника.

Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область "художественного" предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество.

Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере

культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка в России.

Арт-рынок - социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. В исследовании термин «арт-рынок» используется для обозначения понятия товарооборота не столько произведений искусства, но и более широко - культурных ценностей.

Арт-рынок - необходимый элемент развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественных школ. Очевиден рост популярности русского искусства и - как следствие -увеличилась рыночная стоимость работ российских мастеров. Русское искусство в очередной раз стало чрезвычайно интересным для зарубежного зрителя. Появилось устойчивое выражение «Soviet art-boom», которое можно было встретить во всех популярных западных изданиях, освещающих вопросы искусства и художественного рынка.

Естественно, что всплеск интереса к искусству вообще, и антиквариату в частности весьма серьезно отразился на деятельности отечественных средств массовой информации. Резко увеличилось количество печатных изданий, освещающих данную проблематику. Кроме того, проблемами арт-рынка активно занимаются Интернет-издания. Становление, развитие галерей и аукционов, определение

основных концепций их деятельности происходило при участии журналистов, сопровождалось журналисткой полемикой.

Так, например, журналистка Н. Истомина безапелляционно утверждала: «Аукцион позволяет выявить реальную стоимость произведения искусства на данный отрезок времени»1. Между тем, по словам известного журналиста, главного редактора журнала «Арт-Хроника» и руководителя соответствующего отдела в газете «Известия» Н. Молока, дело в данном случае обстоит не столь вдохновляющее: «Никто, естественно, не объявляет, за сколько продал или купил. Журналистам про цены говорят неохотно, а если и говорят, то не факт, что правду» .

Арт-рынок и в настоящее время оказывает сильное влияние на журналистику. Отношение к отечественному арт-рынку никогда не было вопросом, который мог решаться нейтрально.

Арт-рынок как социокультурный феномен всегда порождал противоречия, зачастую взаимоисключающие точки зрения на его суть, форму и функции . Поэтому освещение проблем становления арт-рынка в журналистике всегда теснейшим образом связано с коммерческой направленностью изданий.

1 Истомина Н. Аукционный дом «Гелос» // Арт-Хроника.
2003. № 2. С.58.

2 Молок Н. Национальная ярмарка для всех // Арт-
Хроника. 2004. № 1. С.56.

3 Крайние точки зрения на этот феномен см:
Петровская Е. «Серое по серому»: философия и конец
искусства // Искусствознание. 2001. № 1. С. 8 - 16;
Сидорина Т.Ю. Трансформация ценностей современной культуры
в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и
новые ценности: политика, социум, культура: Материалы
междунар. конференции. М.,2001. С. 6-8.

Большое количество публицистических материалов, появившихся в последние годы и посвященных тем или иным аспектам российского арт-рынка, свидетельствуют о важности этой темы для общества. Пресса освещает художественные события и становится важнейшим источником информации для исследования4.

Отчасти пресса выступает как организатор рынка, хотя по большей части скорее пропагандирует его, чем рекламирует. В прессе происходит полемика о создании цивилизованного арт-рынка в России.

Журналисты обычно обсуждают проблемы арт-рынка в нескольких аспектах.

В экономическом аспекте СМИ выявляют основные факторы привлекательности арт-рынка для инвестиций:

потенциал рынка (тут журналистами отмечается,

что потенциал колоссален, так как в России накоплено огромное количество предметов, представляющих художественную ценность, накоплен и финансово-коммерческий капитал, причем это в значительной степени омертвленный капитал, в силу высокой степени риска инвестиционной деятельности, снижения доходности кредитных операций и финансовых спекуляций, криминального происхождения самого капитала, обусловливающего сложность его легализации);

См. об этом подробнее: Литвина Л.П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М. , 2001. Вып. 5. С. 36.

степень надежности вложений и степень доходности (тут обычно учитывается стойкая тенденция к постоянному повышению цены на предметы искусства);

престижность инвестиций (принято считать, что инвестиции в эту область придают респектабельность капиталу и повышают престиж инвестора);

возможность легализации накоплений и получения налоговых льгот (отмечено, что вложение капитала в произведения искусства - оптимальный способ легализации накоплений и снижений налоговых выплат);

расширение бизнес-контактов (отмечено, что в области арт-рынка много зарубежных партнеров, готовых продвигать на западный рынок произведения русского изобразительного искусства, правда, только после их оценки в России).

В средствах массовой информации также отмечается, что, с одной стороны, арт-рынок - сектор долгосрочного инвестированияа, а с другой - отрасль для «отмывания» капитала.

Большинство изданий и организаций, официально существующих на арт-рынке, привлечены - в той или иной степени -к «отмыванию».

С этой точки зрения в арт-бизнесе присутствует есть и некий «теневой» компонент. «Теневая» сторона арт-бизнеса связана с громкими похищениями и продажами произведений искусства.

Велика роль прессы в создании ажиотажа вокруг аукционных продаж, привлечение интереса общественности к аукционному дому «Гелос». Насчет «Гелоса» в современных арт-изданиях можно, например, прочесть следующее: «Сфера деятельности аукционного дома постоянно расширяется, поддерживая и развивая уже сложившиеся традиции, идут постоянные поиски новых форм работы,

для чего осваиваются новейшие информационные технологии. Действующие филиалы аукционного дома есть в Санкт-Петербурге, Киеве и Великобритании»5. И подобные отзывы о «Гелосе» встречаются постоянно.

Однако в СМИ сложно найти статьи не только с критикой в адрес этого аукционного дома, но даже и с нейтральным рассмотрением его достоинств и недостатков.

Пресса формирует устойчиво положительный имидж тем, кто готов вкладывать деньги в искусство. Одна из задач подобного рода СМИ - создать моду на покупку произведений искусства в России6.

Однако по сути арт-рынок основывается больше на традициях реального делового оборота. Вот почему арт-рынок требует прозрачного и позитивного освещения в СМИ. , используя богатый исторический опыт развития меценатства в России.

Обсуждая арт-рынок в аспекте политическом, журналисты отмечают, что в данной области используются технологии, сходные с политическими.

Сходство технологий отчасти обусловлено сходством задач. Из группы художников арт-бизнесменами обычно выбирается один кандидат. Все средства используются для его продвижения. И тут, конечно, опыт политтехнологов оказывается весьма кстати.

Характерный пример - деятельность Галереи Марата Гельмана. Можно также отметить, что ряд печатных изданий официально субсидируется государственными структурами.

5 Тумасова И. Аукционный Дом «Гелос» // Арт-Хроника
2003. № 1. С.61.

6 См. : Сиповская Н. Русские рекорды: истерика или
тенденции // Арт-Хроника. 2003. № 3-4. С.52-54.

Большинство российских политиков расходуют средства на развитие отечественной (и не только отечественной) культуры с целью формирования собственного положительного имиджа. Их активность на арт-рынке носит циклический характер, но, как правило, всегда возрастает в преддверии выборов .

Предпосылки создания арт-рынка, особенности его развития в России, анализ причин его нынешнего состояния - все это уже давно требовало осмысления не только с позиции искусствоведов, критиков, социологов, экономической и управленческой науки, но и с точки зрения истории и теории журналистики.

Деятельность средств массовой информации в области арт-рынка отражает как специфику отечественных средств массовой информации, так и специфику отечественного арт-рынка. Этим и обусловлен выбор темы исследования.

Хронологические рамки исследования - 1988 - 2003 гг.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринимается попытка анализа взаимодействия арт-рынка и отечественных СМИ.

Актуальность исследования связана с резко возросшим интересом СМИ к этому сектору отечественного бизнеса. Кроме того, сегодня необходимо осмыслить динамику развития арт-рынка не только с точки зрения бизнеса, но и с точки зрения его влияния на отечественную культуру.

Сочетание признанных в науке подходов к изучению СМИ с методами изучения экономических феноменов составляют методологическую базу работы.

7 См.. напр., Семенова Н. О традициях и нетрадиционности нашего художественного рынка // Арт-бизнес. 1991. № 2. С.29.

В ходе выполнения работы использовались также методы системного анализа и экономико-статистические методы.

Целью диссертационного исследования является исследование основных закономерностей, особенностей и факторов становления арт-рынка России в связи с развитием современной прессы.

Этой цели соответствуют задачи исследования:

  1. Выяснение специфики арт-рынка как экономической категории;

  2. Выявление основных составляющих арт-рынка, его типологии;

  1. Описание арт-рынка как общественного феномен;

  2. Формулировка основных задач пишущих об арт-рынке СМИ - в связи с общественной значимостью этого сектора экономики.

Источниковой базой исследования послужили публикации в отечественных СМИ. И это не случайно: исторически сложилась ситуация, при которой арт-рынок (именно рынок в современном понимании термина, а не стихийный поиск покупателей производителями товара) может существовать и развиваться только при наличии средств массовой информации. При этом основной упор делается на специализированные издания, т.е. издания, посвященные проблемам искусства.

Периодические издания, используемые в работе в качестве источников, с точки зрения их статуса можно разделить на три группы: государственные издания, Издания, выпускающиеся частными лицами, однако получающие и поддержку государства и частные издания.

Государственные издания.

Ведущие среди этих изданий - журналы «Художественный журнал», «Мир Музея», «Наше наследие», «Русское искусство».

Государственные издания отличает стабильный тираж, минимизация собственно рекламных публикаций, что подразумевает установку на объективность. Однако эта группа изданий в журналистской полемике по поводу арт-рынка всегда выражает точку зрения государства.

«Художественный журнал» (Moscow Art Magazine) -выпускается при поддержки Государственного Музейного выставочного центра «Российское изобразительное искусство» (РОСИЗО) - посвящен формированию современного искусства в России. Декларируемая цель журнала - поддержка российского искусства, его пропаганда, знакомство публики с современным искусством, реализация государственных образовательных и культурных программ.

Авторы, печатающиеся в этом журнале, обычно анализируют процессы, характерные для сферы искусства, с культурологической точки зрения. В журнале обсуждаются российские и международные художественные события, описывается деятельность галерей Москвы. На страницах журнала ведется полемика о возможностях и тенденциях развития современного искусства.

«Мир Музея»9 - культурологический журнал, который посвящен деятельности ведущих российских музеев в сложившихся экономических условиях. В концепцию издания входит также поднятие идеи национального освещения искусства, воспитание чувства патриотизма.

8 Художественный журнал. М., 1988 - 2003. № 1- 89.

9 Мир Музея. М., 1931 - 2005. № 1-215.

«Наше наследие» - иллюстрированный историко-культурологический журнал. Его издание осуществляется при поддержки Федерального агентства по культуре и кинематографии. Журнал во второй половине 1980-х годов позиционировался именно как альтернативный, противостоящий официозу в области культуры. Тогда это было уникальное издание, где удачно сочетались текстовая и визуальная компоненты, пропагандировался исторический взгляд на русскую культуру, что расширяло возможности знакомства публики с экспонатами ряда ведущих отечественных музеев, в том числе Эрмитажа.

«Русское искусство»'1. Журнал содержит в себе справочно-библиографический материал. Это красочное издание, напоминающее каталог. Статьи посвящены архитектуре и искусству. Авторы статей -известные деятели культуры, ученые. Они знакомят читателя с культурными и архитектурными особенностями России.

Анализируя эту группу журналов, следует отметить, что они далеко не всегда следуют заявленным в них целям. Государство в лице организаций, курирующих искусство, по справедливому замечанию журналистки С. Фриммель, практически «никогда не задавалось вопросом, как определить актуальные направления отечественного искусства и адекватно их представить»12. Государство мало волную и проблемы «продаваемости» российских произведений искусства за рубежом: «Если русские проекты и бывали более или

iU Наше наследие. М., 1988-2005. № 1-73.

11 Русское искусство. М.,2005. .№ 1-5.

12 Фриммель С. Как показывать Россию в Венеции? //
Арт-Хроника. 2003. № 1. С.22.'

менее успешными, то происходило это исключительно благодаря

личной инициативе художника» .

Издания, выпускающиеся частными лицами, однако получающие и поддержку государства.

Ведущие среди них - журналы «Арт-Хроника» и «Новый Мир Искусства». Хотя они и выпускаются частными лицами, но издатели постоянно и небезуспешно добиваются государственной поддержки. Эта поддержка выражается, прежде всего, в позволении распространять данные издания в государственных учреждениях, что существенно снижает расходы на реализацию. Издатели и редакторы пользуются поддержкой государственных чиновников при решении внутриредакционных проблем, а также отношений с другими изданиями. В спорах между владельцами художественных галерей и государством эти журналы обычно принимают точку зрения государства.

Журнал «Арт-Хроника»14 предпринимает попытки описать арт-рынок с экономической точки зрения, поднять престиж русского искусства и доказать инвестиционную привлекательность отечественного арт-рынка. Журнал издается при поддержке Министерства культуры РФ.

В качестве целей декларируются поддержка коллекционеров и продвижение их коллекций на западный арт-рынок; пропаганды национальной основы современного искусства; отбор художников, галерей и арт-дилеров для получения дивидендов от публикаций и продажи их работ; знакомство политической и экономической элиты с проблемами российского арт-рынка; привлечение внимания к

Фриммєль С. Указ. соч.С. 22. 14 Арт-Хроника. М., 1999-2005 . № 1-Ю.

русскому искусству со стороны западного капитала; информационная поддержка ведущих московский галерей.

Интервью и статьи подобраны таким образом, чтобы убедить читателя в привлекательности этой сферы для инвестиций. На рынке российских СМи журнал существует уже 6 лет

«Новый Мир Искусства» («НОМИ»)15 описывает деятельность ведущих московских галерей. В журнале характеризуются концепции галерей, политика галерей, описываются наиболее удачные выставки и международные проекты, публикуются публикуются статьи и эссе известных критиков и искусствоведов. Журнал хорошо иллюстрирован.

Оба эти журнала размышляют не только о проблемах собственно арт-рынка, но и об общественно-политических проблемах современного общества. Так, например, одна их главных тем в «Арт-Хронике» - тема возможности или невозможности для женщины быть художником, и причем «покупаемым» художником. Этот журнал активно включился в полемику, начавшуюся еще тридцать лет назад в англоязычном издании «ARTnews». Там была напечатана статья журналистки Р. Нохлин, в которой утверждалось, что «женщины не смогли соперничать с мужчинами в изобразительном искусстве из-за общеизвестной исторической дискриминации»16.

Статьи «Арт-Хроники» не только опровергают это мнение, но и пытаются выяснить, каким образом высказанное Р. Нохлин мнение повлияли «на искусствоведческий дискурс, используемый в

15 НОМИ(Новый Мир Искусства). СПб., 1998 -2005. №1-
42.

16 Цмт. по: Лэнди Э. Великие художницы: существуют ли
они вообще? // Арт-Хроника. 2003. № 5. С.56.

академических, музейных и академических кругах»17. В качестве примера успешной женщины - художницы и галеристки - приводится пример известной Айдан Салаховой: «заслугой Айдан Салаховой является то, что она сумела создать публичный, одновременно элегантный и богемный образ самой профессии галериста»18.

Частные издания

В данной группе наиболее значимым является журнал «Арт-Менеджер»19 - деловое издание, издающееся при поддержке Фондом Сороса.

Издание способствует становлению профессиональной журналистики в области культурной политики, экономики и менеджмента. Аудитория - арт-дилеры, художники, критики, а также студенты, обучающиеся по специальностям менеджеров в области культуры и искусства. Журнал издается с 2002 года. Декларируемая цель - международная реклама русского искусства и подготовка профессионального сообщества менеджеров.

Особенностью частных изданий является их практически полная зависимость от рекламы или спонсорской помощи. Естественно, подобные журналы вовсе не интересуются общественно-политической проблематикой. Как правило, журналы такого типа существуют на рынке недолго, большинство из них малотиражны, в силу чего и убыточны. В их существовании не заинтересованы даже владельцы художественных галерей. Владельцы галерей предпочитают издания, хоть и позиционирующие себя как

11 Там же. С. 57.

18 Орлова М. Женская Квота // Арт-Хроника. 2003. № 5.
С. 73.

19 Арт-менеджер. М., 2002 - 2005. № 1-Ю.

элитарные, но пользующиеся значительным спросом. («Vogue», «Cosmopolitan» и т.п.).

По тематике анализируемые в работе издания можно разделить на бизнес-издания и издания культурологические.

Бизнес-издания - это издания, преимущественно ориентированные на получение прибыли. Это, прежде всего, «Арт-Хроника» и «Арт-Менеджер». В отличие от них, главная цель культурологических изданий - не только получение прибыли, но и поднятие престижа современной русской культуры. К ним можно отнести журналы «НОМИ», «Наше Наследие», «Мир Музея» и др.

Источниками в данном исследовании являются также законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации , документы ЮНЕСКО по культурной политике на

рубеже XX-XXI веков . Среди источников - материалы специальных справочных изданий для арт-дилеров и коллекционеров.

20 Конституция РФ. М., 2003; Основы законодательства
РФ о культуре. М., 1992; Закон РФ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях». М., 1995;
Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». М.,
1993; Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в Российской
Федерации». М., 1996; Закон «Об авторском праве и смежных
правах». М.,1993; Закон РФ «Об учреждении премий
Президента Российской Федерации в области литературы и
искусства». М., 1996.

21 Конвенция об охране всемирного культурного и
природного наследия. М., 1972; Конвенция о мерах,
направленных на запрещение и предупреждение незаконного
ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные
ценности. М., 1970 и др.

В работе использованы также каталоги зарубежных аукционов «Sotheby» и «Christie». Учтен и практический опыт художественных галерей, антикварных магазинов города Москвы.

Степень научной разработки проблемы вряд ли можно охарактеризовать однозначно.

Иностранные специалисты сделали немало для теоретической разработки аналогичных проблем. Однако их опыт далеко не всегда можно экстраполировать на российскую ситуацию.

В России же проблема эта сравнительно мало разработана. Арт-рынок - новый сектор экономики, по крайней мере, экономики легальной. Конечно, и в СССР искусство существовало. И это искусство, искусство соцреализма, являлось, по справедливому замечанию Б. Гройса, «грандиозной рекламной компанией, имеющей

целью построение коммунизма» . Однако искусство в Советском Союзе официально не рассматривалось как товар.

Однако и сегодня, когда рыночные отношения в России уже практически сложились, проблемы становления рынка, особенности произведений искусства как товара осознаются далеко не всегда даже журналистами, постоянно работающими в сфере арт-рынка -- не говоря уже о научном осмыслении этой проблемы. Вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведения искусства, актуальные в аспекте темы исследования, не получили достаточной разработки в отечественной науке.

По данной теме существует только лишь одна публицистическая работа - статья Л.П. Литвиной «Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной

Цит. по: Козлова О. Соц(реализм)APT // Арт-Хроника. 2003 №5. С.46.

периодики девяностых годов)» . Однако ее интересовали только лишь взаимоотношения периодики и арт-рынка 1990-х гг.; этапы становления и развития современного арт-рынка остались за пределами ее работы. Специальных же научных исследований по этому вопросу нет. Однако следует отметить, что проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры затрагивались в работах Ю.М. Помпеева24, Г.Л. Тульчинского25 и др.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, отражающих системный подход в изучении этого явления (Литвин Л.П. Котлер Ф.27 А.А, Яковенко И.Г.28, М.С. Каган29, Ю.М.Лотман30).

В проведенном исследовании для выявлении специфики художественного произведения как товара используются идеи

23 Литвина Л.П. Указ. соч. С. 30 - 58.

24 Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы.
СПб., 2000.

25 Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.
СПб., 2003.

26 Литвина Л.П. Указ. соч.

27 Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент: Анализ,
планирование, внедрение, контроль. СПб., 1999.

28 Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как
система. М., 1998.

29 Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук
в XXI веке. СПб., 2001. С. 9 - 18; Каган М.С. Философия
культуры. СПб., 1996.

30 Лотман Ю.М. Феномен искусства // Лотман Ю.М.
Семиосфера. СПб., 2000. С.129-136.

представителей «институтациональной» теории искусства, репрезентированные в работах П. Бурдье , Л.М. Молосовой .

Практическая ценность исследования заключается в том, что основные результаты и выводы могут найти применение в развитии деятельности СМИ, освещающих проблемы арт-рынка. Положения диссертации могут быть использованы для чтения курсов лекций, подготовке методических материалов и учебных пособий.

Поскольку в диссертации исследуется новый сектор российской экономики, результаты исследования важны для подготовки специалистов в области журналистики, менеджмента, социологии искусства.

Результаты исследования используются при разработке
учебного курса «Художественный рынок России - глазами СМИ»,
который может быть прочитан на факультетах журналистики и
истории искусств РГГУ. Результаты работы могут быть использованы
и как материалы для подготовки кадров собственно системы масс-
медиа. Кроме того, выводы и рекомендации могут быть использованы
государственными органами управления с целью легализации
данного сектора экономики. Разработанные рекомендации по
направлениям совершенствования предпринимательской

деятельности на арт-рынке России будут способствовать интеграции отечественного искусства с его профессиональным потенциалом в систему мирового арт-бизнеса.

Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С.49-62.

32 Основы теории художественной культуры. СПб., 2001. С.288-295.

Арт-рынок как экономическая категория

Как известно, становление рыночных отношений в России сопровождалось кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества. Процессы перехода к рынку затронули и сферу культуры.

В советскую эпоху основным покупателем художественной продукции было государство. Государственные учреждения или организации, официально именовавшиеся общественными но реально создававшиеся и функционировавшие в качестве государственных, финансировавшиеся и тотально контролировавшиеся государством. Положение было смехотворно: цена определялась исключительно произволом покупателя, а не соглашением покупателя и продавца. Разумеется продажа художественных произведений частным лицам тоже имела место. Но если художники сами выступали в роли продавцов, реальные объемы сделок обычно скрывались. В силу чего экономические механизмы в этой области не могли стать объектами научного исследования. И уж вовсе специфична была реклама художественных произведений в средствах массовой информации. Рынок художественных произведений в СССР - до второй половины 1980-х годов - весьма условно может быть назван рынком - в экономическом понимании термина. Соответственно и средства массовой информации, обслуживающие сферу искусства, решали задачи более политические, чем просветительские.

При переходе к реальным рыночным отношениям ситуация кардинально изменилась. Во-первых, статус художника уже не определялся государством. И государство уже не имело возможности произвольно лимитировать доходы авторов художественных произведений. Сами художественные произведения стали рассматриваться прежде всего как коммерческие ценности.

Постепенно отношения продавцов и покупателей художественных произведений все более приближались к рыночным. В связи с этим в орбиту отношений продавцов и покупателей художественной продукции все более широко вовлекались различные слои общества. Сегодня это группы посредников и меценатов, дилеров и галеристов, коллекционеров и музейных экспертов. Для них искусство - не просто способ заработка, но «тип жизни», форма самоутверждения, полной реализации предоставленных временем возможностей.

Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область "художественного" предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество. Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов.

Арт-рынок сегодня - необходимый элемент развития цивилизованного общества и весьма прибыльная сфера экономики. В рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговля произведениями искусства стоит на третьем месте после оружия и брильянтов.

Сегодняшний оборот мирового арт-рынка составляет около 150 миллиардов долларов в год и имеет устойчивую тенденцию роста (около 30 миллиардов в год). Участие российского искусства составляет около 0,034%. Ничтожность этой цифры, с одной стороны, говорит сама за себя, а с другой - показывает возможности роста.

Арт-рынок характеризует неизменно высокая привлекательность в качестве объекта инвестиций. И рынок постоянно расширяется. Только в Москве насчитывается порядка трехсот галерей современного искусства, среди которых можно выделить два десятка наиболее успешных и "стильных": "Айдан", "ПАН-ДАН", "Манеж", "М АРС", "Гельман", "Moscow Fine Art", "XL", "ВАХТАНОВЪ", Галерея Карины Шаншиевой и др.

Дважды в год в столице проходят Международные художественные выставки "Арт-Манеж" и "Apr-Москва", собирающие вокруг себя прессу, галеристов, художников, критиков, коллекционеров, дилеров.

Министерством Культуры РФ выписана 281 лицензия на право торговли предметами старины. Антикварными центрами считаются Москва и Санкт-Петербург. Здесь сосредоточено около 60% всех антикварных объединений, арт-салонов и галерей. В Москве находятся и единственный пока в России Аукционный Дом Телос", который уже десять лет успешно работает на российском рынке.

Арт-рынок россии. особенности становления и развития

Английский экономист впервые выдвинул положение о риске в качестве основной характеристики предпринимательства и заложил основы для дальнейшего анализа этого явления. Риск - это: 1) возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий. 2) вероятность понести убытки или упустить выгоду, неуверенность в получении соответствующего дохода или убытка49.

На наш взгляд, наиболее полное осмысление понятие риска в предпринимательстве нашло отражение в работе американского исследователя Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль», впервые изданной в 1921 году30.

По мнению этого ученного риск - объективная вероятность того, что, некое событие произойдет и может быть выражено количественно, в частности в виде формализованного, математически вероятностного распределения дохода.

Найт исходил из того, что вероятность многих неопределенностей можно измерить, и неблагоприятные воздействия на результаты предпринимательской деятельности могут быть в значительной мере снижены с помощью создания резервных фондов и использования методов страхования.

Однако есть неопределенности, которые невозможно измерить достаточно объективно и точно. Они возникают в уникальных ситуациях и не вписываются в рамки закона больших чисел и других известных закономерностей.

По Найту «единственный риск», ведущий к получению предпринимательского дохода - это чрезвычайная беспроцентная неопределенность, использованная под ответственность предпринимателя. Именно эта уникальная неопределенность позволит получить предпринимателю дополнительный доход, несмотря на конкуренцию, рыночное равновесие и предельность продукта

Следующий этап в научном осмыслении понятия "предпринимательство" связан с именем немецкого ученого Й. Шумпетера

Он рассматривал предпринимательство как центральный элемент механизма экономического развития. Немецкий ученый полагал, что в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать новую комбинацию факторов производства, следствием чего являются нововведения или инновации.

По мнению Шумпетера, главной функцией предпринимательства является реформирование и революционизирование производства на основе его реорганизации, внедрения изобретений, открытие новых источников сырья и рынков сбыта33.

Дальнейший этап в изучении предпринимательства связан с неоклассической школой, наиболее известными теоретиками, которой признаются Л. Мизес34 и Ф. Хаек33.

В работах этих ученых исследование предпринимательской деятельности было перенесено в сферу рыночных отношений.

Современный американский ученый Кирцнер видит основную цель предпринимателя в том, чтобы добиться такого регулирования экономической системы, которая бы обеспечивала движение рынков к состоянию равновесия56. В основе предпринимательства, по мнению Кирцнера, лежит созидательный акт открытия новых прибыльных возможностей при неравновесном состоянии экономической системы. Причем сама сущность предпринимательства есть ни что иное как особая чуткость к таким возможностям.

Современный этап научного осмысления предпринимательства характеризуется переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя и развитии новой концепции менеджмента под названием предпринимательское управление (entrepreneurial management).

Современное состояние apt-рынка и перспективы его развития в освещении периодической печати

Данная глава посвящена анализу современного состояния арт-рынка в России, перспектив развития предпринимательской деятельности в этом секторе экономики. Не секрет, что российский арт-рынок весьма далек от идеала. Многие журналисты отмечают, что если «по количеству участников и предметов» мы давно обогнали своих европейских коллег, деятелей арт-рынка, то качество этих предметов «до европейского далеко» .

Если приобретение предметов искусства - мечта многих современных состоятельных людей в России, то, говоря словами журналиста А. Шатских, публикации об этих предметах в СМИ - это «упаковка мечты»73. Однако и качество этой «упаковки» оставляет желать лучшего. В данной главе сделана попытка сформулировать задачи пишущих об арт-рынке СМИ - в связи с общественной значимостью этого сектора экономики.

Сегодня в Москве насчитывается около ста галерей современного искусства, среди которых можно выделить несколько наиболее успешных и "стильных": " Айдан", "ПАН-ДАН", "Манеж", "М АРС", "Гельман", "Moscow Fine Art", "XL", "Риджина", «Манеж», галерея Карины Шаншиевой и др. называемым актуальным. Имеется в виду, что представленные в этих галереях художники работают на самом пике художественного процесса. Например за «Айдан» закрепилась репутация галереи, которая занимается красотой во всех ее проявлениях. «Галерея Гельмана» показывает и продает социальное искусство - близкое публике, живущей в гуще общественных процессов. Галерея отображает бесконечные превратности реформ в России. Галерея «XL» не скована рамками отдельных направлений. Уже само ее название (большой размер) указывает на готовность к сотрудничеству с художниками, исповедующими различные школы и творческие принципы, - при условии, конечно, что они живут и работают на острие художественного процесса.

Дважды в год в столице проходят Международные художественные выставки " Арт-Манеж" и "Арт-Москва", собирающие вокруг себя прессу, галеристов, художников, критиков, коллекционеров, дилеров За прошедший год в Москве открылось множество выставочных площадок. Торговля искусством стала столь престижным занятием, что многие кафе и кинозалы проводят художественные акции и вернисажи.

Антикварными центрами считаются Москва и Санкт-Петербург. Здесь сосредоточенно около 80% всех антикварных объединений, арт-салонов и галерей. В Москве находится и единственный пока в России Аукционный Дом "Гелос", который уже более десяти лет успешно работает на российском рынке.

Достаточно густой сетью антикварных магазинов покрыта центральная часть Российской Федерации. Небольшое количество (1-3 магазина) имеется в отдельных городах Юга России, на Дону и Северном Кавказе. Достаточно крупная группа антикварных магазинов по Поволжью. Это, как правило, старые культурные центры, например Нижний Новгород, где находится 12 крупных антикварных предприятий.

Существенно повлияла и очень влияет на антикварный рынок работа Российских антикварных салонов, которые два раза в год организует в Москве и Петербурге известная компания "Экспо-Парк. Выставочные проекты", успешно возглавляемая В.В. Бычковым. Салоны стали той основной площадкой, где собираются антиквары и коллекционеры, где идет обмен вещами и информацией.

Появился ряд журналов, в частности, «Арт-Хроника», «Арт-менеджер», посвященных проблемам становления инфраструктуры арт-рынка в России.

Практически у каждой известной галереи сложился собственный имидж, а в результате работы галеристов выработалась своя концепция и кадровая политика. Рассмотрим наиболее известные и устойчивые в коммерческом отношении галереи «Айдан», « МАРС», «ПАН-ДАН». Они охватывают своей деятельностью весь спектр московской элиты, однако имеют разные концепции и позиционируют себя на рынке по-разному. Данная политика придает им шарм и позволяет отметить существенные отличия в их деятельности.

Похожие диссертации на Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия