Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Плехова Ольга Владимировна

Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы
<
Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плехова Ольга Владимировна. Аудиовизуальные сми Греции: история, правовые и этико-деонтологические основы, современные процессы: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Плехова Ольга Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова], 2017.- 243 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. История аудиовизуальных СМИ Греции 16

1.1. Становление радиовещания 16

1.2. Радиовещание в годы оккупации и сопротивления 33

1.3. Радиовещание в послевоенный период 39

1.4. Становление и формирование телевидения 60

1.5. «Свободное вещание» 67

Выводы 83

2. Правовая основа телерадиовещания 86

2.1. Конституционные основы правового регулирования телевидения и радиовещания 86

2.2. Греческое радио и телевидение ерт 90

2.3. Национальный совет телерадиовещания 93

2.4. Муниципальное и частное телерадиовещание 100

2.5. Этико- деонтологические основы телерадиовещания в Греции 109

Выводы 113

3. Аудиовизуальные сми греции сегодня 116

3.1. Соотношение сил на рынке аудиовизуальных сми 116

3.2. Телевидение в годы финансового кризиса 124

3.3. Переход на цифровое вещание 154

Выводы 171

Заключение 176

Библиография 183

Введение к работе

Актуальность данного исследования в диахроническом разрезе заключается в том, что исторические исследования очень важны для понимания развития мирового телерадиовещания, а также создают историографическую базу для будущих исследований. Актуальность в синхроническом разрезе видится в необходимости изучения таких современных процессов, как цифровизация и функционирование в условиях финансового кризиса, что немаловажно для понимания протекания подобных процессов в других европейских странах и для выявления их общих особенностей.

Степень научной разработанности темы. На момент начала
изучения автором темы единственным исследованием, делавшим попытку
систематизировать историческую информацию и дать полное

представление о средствах массовой информации Греции в контексте политической жизни страны, было исследование на английском языке «СМИ Греции», написанное греческими авторами и изданное в 1991 году в Лондоне3. Его авторы – Т. Захаропулос, профессор Питтсбургского университета в Канзасе и М. Парасхос, профессор журналистики Европейского института международной коммуникации в Нидерландах.

В Греции до начала 2000-х гг. существовали лишь разрозненные и противоречивые сведения об истории греческого радиовещания, и длительное время первой радиостанцией официально было принято считать основанную при режиме И. Метаксаса радиостанцию Афин (1938 г.). В 2001-2002 гг. автор провел собственное исследование о первой греческой радиостанции «Радио Цигириди», которое было издано в 2002 году отдельной книгой под названием «Первая радиостанция в Греции и на Балканах»4. Уже после выхода в свет книги греческая общественная телерадиокомпания ЕРТ официально признала в прямом эфире, что история радиовещания в Греции на 10 лет длиннее, и ее «прародительница» не была первой. Это открыло дорогу новым

3 Zaharopoulos Th., Paraschos M, Mass Media in Greece. Power, Politics and Privatization. Westport,
Connecticut, London 1991.

4 , : ... , . 2002.

исследованиям истории первой греческой радиостанции, которые были предприняты Салоникским университетом им. Аристотеля (Н. Тировузис) в 2005 году5. В книге Н. Тировузиса исследовано сотрудничество радиостанции с газетой «Македония».

Исследовательский пробел в Греции частично восполнил и изданный в конце 2001 года коллективный сборник «Звуковой барьер: динамика радиовещания в Греции»6, содержавший двенадцать оригинальных глав, которые охватывали достаточно широкую тематику, простиравшуюся от зарождения радиовещания до перспектив, которые открывают новые технологии. В сборнике имеются главы, описывающие процессы, происходившие в греческом радиовещании в разные периоды, такие как: «Радиовещание и пропаганда в Греции режима Метаксаса» М. Петраки, «Культурная революция» на радио» Г. Хадзидакиса и «Тенденции частного вещания в Афинах в 1990-1998 гг.» К. Кафири.

Первые полноценные исследования истории греческого телерадиовещания были осуществлены уже в середине 2000-х годов: так, в 2004 году вышла книга Г. Картера7, бывшего директора общественного телерадиовещания ЕРТ и члена Национального совета телерадиовещания. В книге описана история общественного вещателя глазами человека, посвятившего ему свою жизнь и прошедшего длинный путь от диктора до директора корпорации телерадиовещания. Книга содержит большое количество личных воспоминаний о событиях и людях. Четыре года спустя увидела свет книга С. Валукоса по истории греческого телевидения8. В книге рассказывается о греческом телевидении, начиная с первых экспериментальных передач и заканчивая созданием первой цифровой платформы. Книга содержит полный путеводитель по телесериалам, которые были показаны по греческому телевидению.

С наступлением в Греции финансового кризиса попытка осмыслить с научной точки зрения сложное и многостороннее влияние на СМИ экономического кризиса была предпринята коллективом греческих авторов

5 Tvpof>ovC,r\q, Neoxopra;: Н єфгцігрі5а "MraceSovia" косі то "Ра5ю Tcnyyipi5r|", єк5. University Studio Press
2005.

6 Мкарішохщс, X., Кішт^ас,, M, «To (ррауца zov цурь. H дтаціщ too padiogxbvov axr\v EUdda», єк5.
ПсасаСлоть Aefrva2001.

7 Картєр, Гіюруо<;: EUnvrai paSiocpcovia тг|Хєораог|. Ек5. Каотауіютг^ 2004.

8 ВаХошхх;, ЕтаЄг|<;. Іоторіа тг|<; eUnvrafc тг|Хєораог|<;. Ек5. Аіуокєрсо<; 2008.

в работе под названием «Кризис и СМИ»9, тем не менее, теоретическим вопросам организации и экономики телевидения в Греции посвящен целый ряд исследований. В частности, Н. Смирнэоса10, Г. Пасхалидиса11, С. Папатанасопулоса12, М. Комнину13, Т. Карзиса14, Т. Дулкери15, И. Вову16, и С. Кастораса17, которого можно назвать одним из основных теоретиков в области организации телевидения в Греции.

В отличие от Греции, где за последнее десятилетие был проведен целый ряд исследований по истории телерадиовещания страны, в России ситуация за последние пятнадцать лет не изменилась: исследований на тему аудиовизуальных СМИ Греции по-прежнему не проводилось, что свидетельствует о новизне исследования.

Объектом исследования являются аудиовизуальные средства массовой информации Греции - радио и телевидение.

9 Н кріслі косі та ММЕ (єтац. Ukaoq, Гіюруо<;), ПалаСчОТ^, A64va 2013 («Кризис и СМИ» (в ред. Плиоса
Г.), изд. Папазисис, Афины 2013).

10 Euupvakx;, N., «Oikovouikti огуукеутрсооп косі Єєодіко j&aioio хц<; і5ісотші<; тчХє6раоті9>. Ето: ВсорЧл),
Icoawa. О коодо<; тп<; тпієораот^, єк5. Нр65ото<;, ABfiva 2010 (Смирнэос Н., «Экономическая
концентрация и институциональные рамки коммерческого телевидения» в сборнике Вову И. «Мир
телевидения», изд. Иродотос, Афины 2010).

11 Паох<Аі5ч<;, Г., «Н eU4vucf| тчХє6раоч». Ето: BepviKOQ NikoXo;; ДаокаХоттогЛои, Eocpia;
M7iavxi(iaporj54<;, ФЛтщсоу каї aUoi. ПоХгаотікє<; $юіщ%ашс,: 5іа5ікаоіє<;, тачрєоіє<; каї ауаба, єк5.
Кргакг), ABfiva 2005. (Пасхалидис, Г., «Греческое телевидение», в сборнике Верникоса Н., Даскалопулу
С, Бадимарудиса Ф. и др. «Греческое телевидение: процессы, услуги и товары», изд. Критики, Афины
2005).

12 ПатгаЄауаоб7тогйо<;, Е., «Н Дшадл хц<; ТчХє6раоч<;. Н Аоуіщ тог) Мєоои каї ті Ауора», єк5. Каотауюэтл,
ABfiva 1997 (Папатаносопулос, С, «Сила телевидения. Логика средства массовой информации и рынок»,
изд. Кастаньоти, Афины 1997).

ПатіаЄауасго7тогйо<;, Е., «AneUvQepdwavxai; xnv ТчХєораоч», єк5. Каотауіютп, Aef|va 1997 (Папатанасопулос, С, «Освобождая телевидение», изд. Кастаньоти, Афины 1997).

13 Kouvnvorj, М., «Ало xnv ayopa ото Єєадо», єк5., Па/га^от^, Aef|va 2001 (Комнину, М., «От рынка к
зрелищности», изд. Папазисис, Афины 2001).

14 KapCife О., «Н ЕПттуіктї ТпХєбраспі- ПрорХтцхата каї ХтЗоєк;», єк5. Kuktoq Aef|va 1981 (Карзис, Т.,
«Греческое телевидение. Проблемы и решения», изд. Кактос, Афины 1981).

15 ДогЛкєрп, Т., «EUnvrai Тцкгораац- Едтшрга! єрєшо», єк5. ПатіоСчСЛі, Абтруа 1999. (Дулкери Т.,
«Греческое телевидение-Эмпирическое исследование, изд. Папазисис, Афины 1999).

16 ВсЬрог), І., «Етоїхєіа уіа дга дєтаюторіа хц<; г11ц\іщ<; тчХєораоч<;». Ето: ВсЬрот), Icoawa. О коодо<; хц<;
тпХє6раоч<;,. єк5. Нр65ото<;, Абтруа 2010 (Вову, П., «Данные о метаистории греческого телевидения», в
сборнике Вову И. «Мир телевидения», изд. Иродотос, Афины 2010).

ВсЬрог), І., «Кріслі каї ота ММЕ: Н тпХєотгактї «котЛтотЗра хц<; кріслу»». Ето:ГОхю<;, Гісоруо<;. Н кріоп каї та ММЕ, єк5. ПалаСіїот^, Абтруа 2013 (Вову, И., «Кризис и СМИ: Телевизионная «кризисная культура», в сборнике («Кризис и СМИ» (в ред. Плиоса Г.), изд. Папазисис, Афины 2013).

17 Каотора;, Е., «ОтгакоакоштікаМєоаМо^ікт^ЕткоіУсоуіа;», єк5. Пала^цоц, Абтруа 1990 (Касторас, С,
«Аудиовизуальные средства массовой коммуникации», изд. Папазисис, Афины 1990).

Кастора^ Е., «PaSiocpcovo каї ТчХє6раоч, Оруаусооті-Лєітоируіа», єк5. Полорот!, A9f(va 1994 (Касторас, С, «Радио и телевидение. Организация-функционирование», изд. Папазисис, Афины 1994).

Предмет исследования - история становления и формирования аудиовизуальных СМИ Греции, правовые и этико-деонтологические основы функционирования, современные процессы, происходящие в них.

Рамки исследования. Хронологически исследование охватывает почти 100-летний период, с момента проведения первых опытов по освоению радиоэфира в Греции в начале XX века по наши дни. Столь широкие хронологические рамки объективны, так как дают возможность проследить эволюцию аудиовизуальных СМИ Греции и рассмотреть изменения, происходящие в них.

В работе изучаются аудиовизуальные СМИ Греции общенационального вещания, особое внимание уделяется общественному телерадиовещателю ЕРТ. Исследование не затрагивает аудиовизуальные СМИ, зарегистрированные и вещающие на греческом языке в других странах, хотя стоит отметить, что греческая диаспора, одна из самых древних этнических диаспор мира, насчитывает около 7-8 млн. человек. Во всех местах ее основной концентрации (США, Австралия, Украина, Россия, Великобритания, Германия), а также в ЮАР и в Турции18 имеется грекоязычное радиовещание. С 18 декабря 2012 г. круглосуточная трансляция на греческом языке осуществляется каналом Euronews19, телевещание на греческом языке ведется и в Крыму на телеканале «Первый Крымский».

Теоретическую основу исследования составляют работы ведущих российских и зарубежных специалистов: по теоретическим вопросам организации работы аудиовизуальных СМИ - В. Третьякова, С. Кастораса (. ), С. Папатанасопулоса (. ), Р. Коллинза (R. Collins), А. Криселла (A.Crisell), по проблемам концентрации СМИ - Е.Л. Вартановой, Л.М. Земляновой, С.А. Михайлова, Н. Смирнэоса (. ), Б. Компейна и Д. Гомери (В. Compain, D.Gomery), по правовым вопросам массмедиа - А.Г. Рихтера, К. Каракостаса (.), П. Дагтоглу (. ), А. Йокариса

18 Греки Османской империи после ее распада считаются не диаспорой, а ирридентой, поскольку они
исторически проживали на этих землях на протяжении нескольких тысячелетий, но вынуждены были
покинуть их по условиям обмена населения 1923 года.

19 Также работает греческая версия сайта Euronews.

(. ), по журналистским стандартам и зарубежной практике саморегулирования СМИ - Г.В. Лазутиной, И.А Кумылгановой, Е.Делиянни (.), М. Папазоглу (.).

Эмпирическая база исследования. Фундамент эмпирической базы настоящего исследования составили, в первую очередь, публикации в периодической печати. Бесценный материал был обнаружен в архиве Парламентской библиотеки, который на момент начала исследования находился в помещениях старой табачной фабрики на проспекте Ленорман в Афинах. В частности, самый сложный и запутанный период греческого радиовещания - возникновение первой радиостанции в Греции в г. Салоники, был исследован путем изучения публикаций газеты «Македония» («MaKsSovia») номер за номером, за период с 1925 г. по 1947 г. Еще одним важным источником стали воспоминания современников и первых сотрудников радиостанций, в том числе изданные в самиздате, а также документы, хранящиеся в личных архивах и в архиве музея радиовещания г. Салоники. Дополнили «мозаику» записи телепередач из архивов греческой корпорации телерадиовещания ЕРТ, опубликованные материалы многочисленных конференций и круглых столов, тематические приложения к газетам, посвященные истории телерадиовещания. Основную часть эмпирической базы для изучения современного состояния греческих СМИ составил контент сайтов, в том числе ведущих греческих общенациональных газет, сетки вещания крупнейших греческих телеканалов национального вещания. В эмпирическую базу исследования также вошли тексты Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции по правам человека (Конвенции о защите прав человека и основных свобод), Устава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), тексты греческих законодательных актов в области телерадиовещания и кодексов профессиональной этики.

Цель исследования - составить максимально полную и достоверную картину возникновения и развития телерадиовещания в Греции: установить хронологию и исследовать эволюцию аудиовизуальных СМИ в контексте исторических и политических событий

(режим И. Метаксаса, годы оккупации, послевоенный период, период хунты, «метаполитевси»20), выявить конституционные, законодательные и этико-деонтологические основы телерадиовещания, а также показать современное состояние аудиовизуальных СМИ Греции и происходящие в них процессы в период финансового кризиса и цифровизации.

Для достижения этой цели автор ставит задачи:

исследовать историю зарождения радиовещания в Греции,
изучить работу первой греческой радиостанции «Радио Цигириди» в
контексте исторических событий,

рассмотреть процесс создания и становления государственного радиовещания (и впоследствии телевидения) и телерадиовещания Вооруженных сил,

изучить предпосылки и последствия «свободного вещания»,

рассмотреть законы, регламентирующие учреждение и функционирование общественного телерадиовещателя ЕРТ и Национального совета телерадиовещания, законодательные основы муниципального и частного телерадиовещания,

осветить существующие в отрасли этические кодексы,

выявить особенности функционирования телеканалов
национального охвата в условиях финансового кризиса и перехода на
цифровое вещание.

Методы исследования. Цель и задачи исследования достигаются
методом анализа и систематизации данных из публикаций в печатных
СМИ Греции соответствующего событиям периода времени,

медиаресурсов, законодательных актов и кодексов этики, воспоминаний
современников и сотрудников радиостанций, изданных в самиздате или
хранящихся в архивах, материалов конференций и круглых столов, а также
документов из музеев и архивов, которые составляют эмпирическую базу
исследования. Методы анализа и систематизации дополняются

сравнительным, системным и текстологическим методами, позволяющими

Период после падения военной диктатуры в 1974 году, время перехода к парламентской демократии.

составить целостную картину эволюции аудиовизуальных СМИ Греции и их современного состояния, а также историко-биографическим методом, который применяется для уточнения исторической роли и вклада отдельных деятелей в развитие телерадиовещания в Греции.

В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигается

предположение, что с момента отмены в Греции государственной
монополии на вещание и приходом в отрасль частных (прежде всего,
экономических) интересов происходит переориентация функций

аудиовизуальных средств массовой информации с идеологической на рекреативную и рекламно-справочную, при этом кардинально меняется и модель взаимодействия греческих аудиовизуальных СМИ с аудиторией. Ориентация на удовлетворение спроса массовой аудитории с целью обеспечения экономической выгоды неизбежно ведет к ухудшению качества передач, в силу ее ценностей, желаний и ожиданий.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Зарождение радиовещания в Греции происходит с большой
задержкой по сравнению с другими европейскими странами, что
вызвано сложной социально-политической обстановкой в стране.
Первая радиостанция появляется как частная инициатива и остается
единственной в стране на протяжении целого десятилетия, пока в
стране не создается государственное радиовещание. Это делает
историю греческого радиовещания на 10 лет длиннее, чем долгое
время было принято официально считать.

2. Государственные аудиовизуальные СМИ в Греции создаются и
получают наибольшее развитие как инструменты пропаганды в
период авторитарных режимов (диктатуры И. Метаксаса и хунты
соответственно), имея ярко выраженную идеологическую функцию.

3. В отличие от большинства европейских стран конституция Греции
не гарантирует свободу телерадиовещания: согласно конституции
«радио и телевидение находятся под непосредственным
государственным контролем». Предписанный конституцией
контроль осуществляется независимым полномочным органом –
Национальным советом телерадиовещания, который был создан по

примеру независимых административных органов21 и имеет многопартийный состав.

  1. Сегодня наиболее актуальным и одновременно сложным вопросом для греческого законодателя является вопрос экономической концентрации, поскольку основные аудиовизуальные СМИ страны традиционно сосредоточены в руках небольшого числа медиаконцернов, нацеленных, прежде всего, на получение экономической прибыли.

  2. В условиях жесткой конкуренции и борьбы за рекламодателя в годы экономического кризиса большинство греческих коммерческих телеканалов национального вещания готовы отказаться от предписываемого конституцией обязательства обеспечения качественного уровня передач и пожертвовать своей социальной миссией, чтобы подстроиться под запросы и вкусы аудитории, являющейся потребителем массовой информации. В годы кризиса они делают ставки на низкозатратные передачи, привлекающие большое число телезрителей, а также предпочитают однородность и сходство своих программ, не стремясь к уникальности.

  3. Несмотря на то, что цифровые технологии вещания, в отличие от аналоговых, могут дать доступ к аудитории беспрецедентно большому количеству вещателей, крупные медиаконцерны при содействии властей неоднократно предпринимают попытки сохранить «статус кво» и даже установить монополию в сфере услуг по доставке сигнала. Поэтому процесс перехода на цифровое вещание, который проходит в Греции в условиях кризиса, значительно затягивается по сравнению с другими европейскими странами и сопровождается громкими скандалами.

Филологический аспект реализуется в традиционно

филологических методах анализа текстов, составляющих эмпирическую базу исследования, прежде всего, законодательных актов и кодексов профессиональной этики, а также в переводе и литературной обработке интервью и наиболее интересных фрагментов статей. В рамках исследования автор проводит контент-анализ публикаций интернет-версии

21 Independent Regulatory Agencies, Autorits Administratives Indpendantes.

газеты «Македония» с целью выявления частоты и контекста
использования определений «общественная» и «государственная»
применительно к греческой корпорации телерадиовещания ЕРТ,
представляет общие черты освещения кризиса телеканалами,

рассматривает сетку передач крупнейших телеканалов национального вещания в период кризиса.

При исследовании зарубежных текстов языковые особенности приобретают особое значение, так как выступают вспомогательным инструментом для анализа эмпирического материала.

Научно-практическая значимость данного исследования видится в том, что собранный в нем материал призван восполнить существующий пробел в изучении средств массовой информации Греции и представить научному сообществу систематизированный исторический материал, который может быть использован для будущих исследований или войти в состав учебных пособий по истории европейских аудиовизуальных СМИ. Собранные и проанализированные в исследовании законодательные акты и кодексы журналистской этики могут быть полезны при разработке отраслевого законодательства и кодексов профессиональной этики. В исследовании рассматриваются такие процессы, как цифровизация и функционирование аудиовизуальных СМИ в условиях кризиса, что дает материал для изучения механизмов этих процессов и теоретических исследований. После переработки представленный в исследовании материал также может быть издан отдельной книгой.

Радиовещание в послевоенный период

Важной точкой в развитии греческого радиовещания стало создание в том же 1926 году «Общества друзей радио», которое взяло на себя ответственность за «духовное развитие граждан»26.

Задержка в зарождениии радиовещания в Греции была обусловлена, прежде всего, историческими причинами. История современной Греции берет свой отчет с 25 марта 1821 года, когда греческий народ, находившийся на протяжении почти четырехсот лет27 под турецким владычеством, начал свою борьбу за независимость от Османской империи. После признания независимости в 1830 г. Греция неоднократно вступала в войну с Османской империей: в 1897 году за освобождение острова Крит («Первая греко-турецкая война»), в 1912 и 1913 г. вместе с другими Балканскими странами28 за освобождение европейских территорий («Балканские войны») и в 1919-1922 гг. («Вторая греко-турецкая война», или так называемая Малоазийская кампания), которая закончилась для Греции поражением и обменом населения29. То есть на протяжении почти века после получения независимости Греция находилась в состоянии войны с соседом, что ослабляло ее экономически и значительно тормозило развитие во всех сферах. Ситуацию значительно усугублял поток греческих беженцев в 1922-1923 гг., как результат неудачной Малоазийской кампании и обмена населением по Лозаннскому договору.

Несмотря на многочисленные (но разрозненные) попытки Афин освоить радиоэфир, Салоники, второй по величине город Греции, все же опередил столицу: с сентября 1928 года на Международной выставке Салоников начала регулярное вещание первая в Греции и на Балканах радиостанция «Радио Цигириди».

Христос Г. Цигиридис, выпускник Штуттгартского политехникума, своими руками собрал свой первый радиопередатчик30 и после первых удачных экспериментов предпринял попытку получить разрешение на регулярное вещание, но встретил множество преград: власти предпочитали вовсе не иметь радио, чем иметь частную радиостанцию.

С сентября 1926 года в Салониках начала действовать «ежегодная торговая ярмарка» Николаоса Германоса (Международная выставка Салоников), и Х. Цигиридис попытался убедить ее руководство установить передатчик на территории выставки. Получив официальный отказ, Христос Цигиридис стал действовать последовательно, решив, прежде всего, продемонстрировать населению, что такое радио и в чем его преимущества. Так на первой выставке (1926 г.) среди других вечерних «аттракционов» появились мегафоны, посредством которых передавались передачи иностранных радиостанций (в основном, концерты), музыка с пластинок и даже озвучивались речи официальных лиц31.

Возможности мегафонов были высоко оценены властями - они стали широко использоваться для декламации политических речей32. Так постепенно подготавливалась почва для создания в стране первой радиостанции.

Воодушевленный успехом мегафонов, в 1928 г. Христос Цигиридис вновь предпринял попытку, наконец, удачную, получить разрешение установить на выставке радиопередатчик, убедив, что радио - это те же мегафоны (пользу которых руководство выставки уже успело оценить), только не соединенные проводами с передатчиком. В качестве основного аргумента использовалось то, что таким образом музыка, речи и, главное, реклама будут слышны везде, где установлены приемники, а не только в одной части выставки, как годом ранее. Советники выставки приняли предложение Цигиридиса33, и в сентябре 1928 года на выставке появилась первая радиостанция, собранная Цигиридисом из передатчика с усилителем (мощность менее 500 Ватт) и приемников - мегафонов, установленных на входе и выходе выставки (так называемый «Говоритель»34).

Надо отметить, что радиовещание было принципиально новым явлением для Греции, и такие слова, как радио, передатчик и т. п. были непонятны и требовали перевода, объяснения, которые мало кто мог дать. Чего нельзя сказать о слове «мегафон», имеющем чисто греческое происхождение, назначение и действие которого более очевидно. Поэтому, даже после официального создания в 1929 году на территории выставки радиостанции, вместо слова «радио» по-прежнему употреблялось более привычное и понятное «мегафон» или введенное в употребление самим Христосом Цигиридисом слово «Громкоговоритель», или просто «Говоритель»35 36.

Очевидно, что население Греции не было знакомо с радиовещанием, и потребовались немалые усилия, чтобы продемонстрировать его возможности и пользу, прежде всего, для властей. Это обусловлено тем, что греческое общество было довольно консервативным и традиционно не испытывало симпатий к новинкам, в особенности, иностранным. В начале XX века по своим традициям Греция была ближе к востоку, чем к западу, так как еще переживала влияние четырехсотлетнего османского владычества, ориентация же на западные идеалы и технологии в Греции появилась гораздо позже, после вступления страны в Евросоюз. Главной причиной того, что власти дали свое разрешение на работу первой радиостанции, без сомнения, стала возможность его использования в политических целях. Возможность устной передачи информации должна была высоко цениться в те времена, поскольку согласно переписи населения 1928 года почти 50% населения страны37 было безграмотным и не умело читать

Греческое радио и телевидение ерт

Правительство ПАСОК выступало против перспективы появления частного телевидения и под разными предлогами откладывало выдачу лицензий, несмотря на то, что уже был создан парламентский комитет для проработки данного вопроса. Несмотря на это мэры Салоников и Пирея объявили об открытии муниципальных телестанций и начали проводить экспериментальные трансляции, но были вызваны в суд за нарушение монопольного права.

В декабре 1988 года в Салониках в эфир вышел Третий канал Греческого телевидения ЕТ3, но с очень ограниченной программой. Несмотря на это открытый мэром салоникский муниципальный телеканал «TV-100» все же продолжал свое вещание в январе 1989 г.227 Вскоре примеру мэра Салоников последовал и мэр Пирея, самовольно заняв частоту и создав на ней телеканал «TV Plus». Канал работал 6 часов в сутки для своих абонентов, а в остальное время действовал как муниципальный канал для всех жителей Пирея. Программа канала состояла, в основном, из художественных фильмов.

В конце концов, правительство перенесло принятие решения о лицензировании частных телеканалов на послевыборный период, но 18 июня 1989 года правящая партия проиграла на выборах. Вопрос был окончательно решен правительством Т. Тзанетакиса, который принял закон 1866/1989, разрешающий частное телевидение.

Уже 24 июля 1989 года были выданы временные лицензии сроком на семь лет двум телеканалам: Mega Channel, который впервые вышел в эфир 20 ноября 1989 года и каналу «Неа Тилеораси228», который никогда не начал свою работу229. 31 декабря 1989 года начал работать телеканал ANT1230, а несколькими днями позже в эфир вышел телеканал «Канали 29»231232, Передачи «Канали 29» ограничивались, как правило, политическими беседами оппозиционного характера, которые велись членами партии ПАСОК и пользовались большой популярностью у зрительской аудитории. Телеканал вошел в историю скандальным случаем, когда правительство Мицотакиса (партия «Неа Димократия») предприняло попытку заблокировать его вещание: работники Национальной службы информации создавали помехи на частоте работы телеканала при помощи передатчика, который был спрятан в фургончике рядом с антенной канала. Они были задержаны с поличным, и у них были конфискованы служебные удостоверения и передатчик. Все это было заснято на камеру и в течение нескольких дней показывалось на «Канали 29».

В начале 1990-х годов в стране сложилась система телеканалов национального вещания, которая состояла из трех каналов общественного телевидения (ЕТ1, ЕТ2 и ЕТ3), двух крупных частных (Mega и ANT1) и нескольких более мелких частных (Star Channel, Alpha, Alter, Skai). Среди местных и маловлиятельных телеканалов можно выделить TeleCity233, 902, Seven X, High, Kontra, Makedonia TV и др.

Крупные частные телеканалы традиционно больше инвестировали в информационные и развлекательные передачи и меньше всего-в детские и образовательные программы. Так, канал Mega всегда отдавал предпочтение комедийным и драматическим сериалам, некоторые из которых имели особый успех («Два чужака»234, «Тронный зал»235), а 1 делал ставку на ежедневные телесериалы Никоса Фосколоса. Более мелкие частные телеканалы делали уклон на художественные фильмы, иностранные телесериалы и иногда на информационные телепередачи, основным видом которых были ток-шоу, которые постепенно вытеснили журналистские расследования.

Частное телевидение создало рынок с большим количеством игроков и новых услуг. 15 октября 1994 года начала работу абонентская сеть Filmnet на арендованных у ЕРТ частотах, которая предлагала своим подписчикам премьеры художественных фильмов и спортивные трансляции.

Одновременно с частными каналами развивались и местные телеканалы. Первым из таких стал канал TRT в г. Волос в конце 1989 года, за ним последовали десятки других. К 1993 году их было уже 153, а в 1998 году, когда была предпринята первая попытка лицензирования236, было официально зарегистрировано 143 местных телеканала, которые, как правило, располагались в крупных городах и столицах номов237 и жестко конкурировали между собой. К 2000 году многие местные каналы начали соперничать по популярности с телеканалами национального вещания. Их программа обычно состояла из обсуждений местных событий, передач на спортивную тематику, телемаркетинга и иностранных художественных фильмов, которые зачастую показывались незаконно. Местные телеканалы редко сотрудничали с каналами национального вещания, исключение составляли репортажи о серьезных чрезвычайных происшествиях.

Муниципальное и частное телерадиовещание

Экономический кризис в концерне Алафузоса, которому изначально принадлежал канал, в 1998 г. привел к продаже канала Димитрису Кондоминасу и постепенное его преобразование в ALPHA, каким он известен большинству телезрителей сегодня. С конца декабря 1998 года до октября 1999 года, уже после смены владельца, произошел ряд изменений в программной политике и в логотипе телеканала.

1 апреля 2006 года телеканал SKAI снова вернулся в телеэфир с ежедневной 8-часовой программой. С целью возрождения телеканала концерн Алафузоса приобрел канал Smart Channel, но за несколько дней до запланированного выхода в эфир было принято решение о приобретении канала с лицензией национального вещания Seven276. Так, новый SKAI начал свое вещание на частотах Seven. В 2008 году Smart Channel (бывший TV Пирей, начавший вещание в 1999 г.) был приобретен предпринимателем Викторасом Рестисом и был переименован в MTV Greece.

Телеканал «Канали 29» принадлежал концерну Куриса277 и был одним из первых, получивших лицензию национального вещания наряду с каналами MEGA и ANT1. С самого начала своего вещания в январе 1990 г. телеканал оказывал активную поддержку партии ПАСОК. Вначале его программа ограничивалась политическими беседами с партийными деятелями партии ПАСОК, но с 1991 года по просьбе телезрителей канал добавил в программу художественные фильмы. В 1993 году канал был приобретен компанией «Неа тилеораси»278, и уже 4 декабря на его частотах стал вещать канал Star Channel.

Канал Alter также прошел немалый путь, прежде чем прийти к своему окончательному формату. Канал был учрежден в 1994 году и выходил в эфир под названием «Канали 5», в 1999 году он был переименован в Alter 5 и только год спустя полностью отказывается от связи с изначальным названием.

Еще один крупный телеканал неоднократно менял свое название и формат: телеканал, более известный телеаудитории как «Тилеасти», начал свою работу в марте 1990 года под названием Tele City и принадлежал председателю партии ЛАОС279 Г. Каратзаферису. В 2001 году название было переведено на греческий, и канал более десяти лет выходил в эфир под названием «Тилеасти», пока в октябре 2012 года не был окончательно переименован в «Арт».

Два крупнейших канала Греции MEGA и ANT1 (Antenna) изначально имели большой успех и с момента своего создания (в ноябре и декабре 1989 г. соответственно) конкурировали между собой, на протяжении долгого времени попеременно занимая два первых места в рейтингах. За время своего существования они не меняли ни владельцев, ни названий, но корректировали свою программу в соответствии с запросами аудитории. Так, оба канала сосредоточились на социальной тематике после того, как в 1990-х годах интерес аудитории к политике и политическим партиям стал ослабевать280, несмотря на то, что каналы изначально поддерживали и продолжали поддерживать две крупнейшие политические партии: канал MEGA партию ПАСОК, а канал ANТ1 партию Неа Димократия.

Такая стабильность и успех двух крупнейших каналов были обусловлены, прежде всего, политическим и экономическим влиянием их владельцев. Так, доли в канале MEGA принадлежали: 1. Концерну Вардиноянниса, владевшему на тот момент несколькими судоходными компаниями, футбольной командой, газетой «Месимврини»281 и другими крупными компаниями, 2. Издательской организации Ламбракис (крупнейшей издательской компанией Греции), 3. Тегопулосу, издателю газеты «Элевтеротипия»282, 4. Боболасу, издателю газеты «Этнос»283 и 5. Концерну Алафузоса, владеющему судоходными компаниями, впоследствии телеканалом SKAI и тремя радиостанциями и издающему газету «Катимерини»284. Другой крупнейший телеканал ANT1, главным образом, принадлежал крупному судовладельцу Кириаку, которому также принадлежала радиостанция Antenna FM. Также акционерами канала были Калогрицас, издателя газеты «Проти», Пурнарас, издатель телегида «Тилерама» и еще несколько более мелких судовладельцев.

С появлением частного телевидения доля рекламы на радио стала стремительно снижаться. С 1990–х годов радиостанции стали специализировать свою программу, чтобы завоевать и удержать определенную категорию слушателей, в отличие от предыдущих лет, когда они стремились привлечь всех. Несмотря на погоню за слушателями и рейтингами, большинство радиостанций (если не все)286 уже к третьему году «свободного вещания» стали убыточными и начали обращаться к другим источникам финансирования, которые зависели от типа владения287. Так, государственные радиостанции получали абонентскую плату и дополнительные правительственные субсидии, муниципальные радиостанции финансировались из местных правительственных фондов, или за счет средств, предназначенных на другие муниципальные расходы, частные радиостанции – из других источников доходов их владельцев.

По этой причине уже спустя несколько лет после бурного расцвета радиовещания в Греции радио практически исчезает из общественной сферы. И, несмотря на продолжение публичного диалога на тему развития в области СМИ, он редко сосредотачивается на вопросе радиовещания, и еще реже на эту тему проводятся исследования

Тем не менее, говоря о радиовещании в Греции спустя десять лет после отмены государственной монополии на радиовещание нельзя не отметить полное отсутствие какой-либо философии или политики в отношении радиовещания, равно как и государственного регулирования в этой области (включая распределение частот). По этой причине радиостанции используют любые средства для того, чтобы удержать занятые ими частоты, тем самым нарушая условия работы негосударственных радиостанций. В частности, они используют очень мощные передатчики, заглушая более слабые радиостанции и создавая помехи своим конкурентам, а также объединяются в сети. Таким образом, вещание большинства афинских радиостанций выходит далеко за пределы региона Аттика, достигая, по крайней мере, территории полуострова Пелопоннес и Эгейских островов. Немалое число радиостанций вещает на территории всей Греции. Также радиостанции с конца 1990-х годов начинают активно использовать интернет, чтобы вещать и за пределами Греции

Телевидение в годы финансового кризиса

27 июня 2013 года Национальный комитет телекоммуникаций и почты391 (ЕЕТТ) завершил процедуру общественных слушаний по вопросу ограничения числа прав на эксплуатацию радиочастот наземного цифрового вещания, согласно которому ЕРТ должна была получить одну лицензию ( частоты) национального охвата, еще две лицензии (4 частоты) национального охвата и две регионального охвата должны были быть выставлены на аукцион. По распоряжению Генерального секретаря телекоммуникаций и почты М. Даскалакиса конкурсный процесс должен был быть объявлен незамедлительно, до 30.06.2013 г., но 11 июня 2013 года правительство закрыло ЕРТ, полностью поменяв расстановку сил.

29 августа 2013 года завершился срок полномочий ЕЕТТ под председательством Л. Канеллоса, а новое правление под председательством К. Луропулоса вступило в полномочия только 3 месяца спустя, в декабре 2013 года. На первом же заседании 23 декабря 2013 г. ЕЕТТ в новом составе решением № 701/1 утвердил проведение аукциона.

6 февраля 2014 г. решением 706/3 был утвержден список участников аукциона, в который входила одна-единственная компания- Digea S.A. Исход аукциона был предсказуем — победителем был признан единственный конкурсант, с которым уже 7 февраля было подписано соглашение. Согласно этому соглашению 13 февраля 2014 года Digea были переданы все права на эксплуатацию радиочастот национального и регионального охвата на 15 лет по самой низкой, стартовой, цене аукциона в размере 18,6 млн. евро. Digea добилась того, что стала эксклюзивным провайдером наземного цифрового телевещания для частных каналов национального и регионального охвата в Греции, поэтому частные телестанции были вынуждены перейти на ее платформу на договорной основе. А поскольку были закрыты и все аналоговые частоты392, Digea стала эксклюзивным провайдером наземного телевещания в целом, и у местных станций (в том числе и муниципальных) не оказалось другой альтернативы, кроме как платить неоправданно высокие суммы компании Digea. 26 июня 2014 года ЕЕТТ решением № 723/46 рекомендовал Digea установить максимальную плату для , и с того момента общественный вещатель был вынужден платить Digea около 15 млн. евро в год за передачу своего сигнала. Борьба с монополией

Войну монополии Digea объявил министр инфраструктуры, транспорта и коммуникаций Христос Спиртзис. Он обвинил ЕЕТТ в том, что он «не исполняет своей роли, а наоборот, способствует фальсификации, искажению и непрозрачности» и называет предоставление Digea платформы цифрового вещания «абсолютными условиями нездоровой конкуренции»393.

Х.Спиртзис выразил уверенность в том, что политическую ответственность за закрытие ЕРТ и за способ проведения конкурса несет именно Национальный комитет телекоммуникаций и почты ЕЕТТ: «Мы ставим нашей целью разрушение частной монополии, которая установилась в стране для того, чтобы было невозможно контролировать вещание частных каналов. Компания ЕРТ перед тем, как ее закрыли, была единственной компанией, которая могла одновременно быть провайдером телевизионного сигнала и провайдером контента, как и Digea. Но за полтора месяца до конкурса ЕРТ закрыли»394. Х. Спиртзис представил доказательства, что в действиях правительства и ЕЕТТ имелся умысел не допустить ЕРТ к участию в конкурсе. Он также обвинил их в отмене тендера, объявленного вначале ЕРТ, а позже и , на закупку цифровых передатчиков, в результате чего ЕРТ долгое время была. В ноябре 2015 года результаты аукциона были признаны вынуждена платить высокую плату Digea за вещание395. Свои доказательства Х. Спиртзис передал в прокуратуру Суда первой инстанции г. Афины для проведения проверки условий проведения конкурса на использование цифровых частот396недействительными.

Еще 22 июля 2015 года на обсуждение был вынесен законопроект об учреждении дочерней компании ЕРТ, которая должна стать конкурентом Digea, а также о предоставлении постоянных лицензий телеканалам на конкурсной основе.

ЕРТ NET, дочерняя компания ЕРТ, в соответствии с законопроектом должна «установить сеть наземного цифрового вещания». Для этого был объявлен международный тендер на поставку цифровых передатчиков, благодаря которым общественный вещатель сможет, наконец, получить независимость от Digea и вещать на всю страну посредством собственной сети. С большим энтузиазмом 5 ноября 2015 года Хр. Спиртзис заявил, что ЕРТ станет конкурентом Digea: «Впервые у телеканалов будут постоянные лицензии397, которые будут предоставлены им на конкурсной основе, посредством прозрачных процедур и на равных для всех условиях. ЕРТ станет конкурентом Digea, и любой телеканал сможет выбирать, сотрудничать ему с ЕРТ или с Digea. Извращенная ситуация в области телевизионных сетей прекратится. Частные монополии не могут существовать».