Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автопортрет в интервью Янчева, Наталья Юрьевна

Автопортрет в интервью
<
Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью Автопортрет в интервью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Янчева, Наталья Юрьевна. Автопортрет в интервью : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Янчева Наталья Юрьевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2011.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/731

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Интервью как межвидовая жанровая форма журналистики и тип коммуникации

1.1. Интервью как межвидовая жанровая форма 15

1.2. Интервью-портрет в системе интервью: особенности и возможности жанра 29

1.3. Интерес к личности как фактор развития жанра интервью- портрета 34

1.4. Процесс интервью как форма коммуникации 47

1.5. Текст интервью как форма коммуникации 56

Глава 2. Место автопортрета в интервью

2.1. Истоки и становление жанра 62

2.2. Автопортрет как форма самопознания. Виды автопортрета. Феномен автопортретности 77

2.3. Особенности самопознания в живописном, психотерапевтическом автопортретах и в интервью-портрете 88

2.4. Автопортреты героев в современных интервью-портретах: индивидуальное и типическое 92

2.5. Автопортрет интервьюируемого (на примере Юрия Шевчука) 110

2.6. Автопортреты журналистов 124

Глава 3. Создание автопортрета героя в интервью- портрете

3.1. Типы собеседников. Помощники и ингибиторы общения. Мотивы участия в интервью. Поиск внутренних кризисов 140

3.2. Методы создания автопортрета

3.2.1. Логические основы вопросов 146

3.2.2. Проективные, ситуативные вопросы 151

3.2.3. Выворот, провокационный вопрос 156

3.3. Способы репрезентации интервью

3.3.1 Диалог и монолог: особенности и возможности 157

3.3.2. Драматургия диалога 167

Заключение 180

Список литературы и источников 186

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

С 80-х годов прошлого столетия интерес к жанру интервью в отечественной публицистике неуклонно растет, что обусловлено объективными процессами, происходящими в стране в целом и в медиапространстве в частности. Процессы демократизации общественной жизни, переход к рыночной экономике, а также появление новых информационных технологий (Интернет) кардинально видоизменили систему СМИ, существенно приблизив ее к потребителю.

Недостатки западной (некомментированной) модели журналистики, которая в первые постперестроечные годы казалась идеалом, в последнее время становятся все более заметными. Если в начале 1990-х мысль о том, что достаточно дать читателю (слушателю, зрителю) факты, а выводы он сделает сам, казалась наиболее перспективной, то в конце 2000-х стало очевидно, что сориентироваться в информационном хаосе способен не каждый. К тому же большие и неструктурированные потоки информации, под воздействием которых постоянно находится современный человек, нередко оказывают негативное давление на психику, затрудняют процесс принятия решений, способствуют возникновению так называемого синдрома «информационной усталости»1. Во многом поэтому, на наш взгляд, сейчас все большую популярность приобретают журналистские произведения, в которых действительность осмысляется с позиции реально существующего человека: проводится (пусть субъективная) ее структуризация, обозначается набор определенных ценностных установок, что значительно облегчает процесс усвоения информации. Этим обусловлено, в частности, бурное развитие колумнистики (как совокупности текстов, в которых сильно авторское начало), а также интервью, которое начиная с 90-х годов прошлого столетия серьезно потеснило «короля жанров» - портретный очерк - на ниве изображения человека.

О том, что интервью, по выражению Л.Е. Кройчика, захватило смысловые пространства очерка2 и все чаще применяется для создания образа героя, говорят все больше исследователей. Ученые отмечают также, что интервью не столько выполняет информационную функцию («дать мнение значимых людей» в формулировке В.М. Третьякова3), сколько являет собой процесс самопрезентации героя (и журналиста) в ходе диалога, индуцирующий

1 Термин «синдром информационной усталости» ввел в 1996 году британский психолог, доктор Дэвид Льюис
(David Lewis), автор доклада «Умирая от информации» («Dying of Information»), однако негативные
особенности воздействия на сознание человека больших объемом информации отмечали и многие другие
ученые. Например, Ричард Сол Вурман (Richard Saul Wurman) с ее книгами «Информационная тревога» и
«Информационная тревога - 2» («Information Anxiety» , «Information Anxiety - 2»), Бергель (Berghel), Кенингер
и Яновиц (Koninger & Janovitz).

2 Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста.
- СПб.: Знание, 2000. - С. 126.

3 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом : Курс лекций по теории и практике современной русской
журналистики / В.Т.Третьяков. - М, 2004. - С. 623.

дальнейший процесс самопознания у читателя, зрителя или слушателя. «Человеческая личность, познающая и осмысляющая мир и саму себя, выходит на первый план во всех типах телеинтервью, что позволяет включить телеинтервью в дискурс экзистенциальных ценностей»4.

В такой ситуации особенно острой становится проблема создания адекватного, но неоднозначного, многогранного образа героя. Реально существующая практика входит в противоречие с устоявшимися теоретическими взглядами на жанр. Принято считать, что портрет героя интервью пишет журналист и только от его профессионализма зависит успех интервью. Однако иногда и профессиональные интервьюеры неожиданно «стреляют вхолостую». Это можно было бы объяснить случайностью, но при более внимательном рассмотрении интервью становится очевидно, что неудачи интервьюеров, как правило, обусловлены нежеланием героя позировать, нежеланием раскрыться.

Интервью-портрет - едва ли не единственный жанр журналистики, который позволяет личности (герою) самой «рассказать о времени и о себе», на глазах у аудитории провести процессы познания и самопознания, написав свой автопортрет. Оговоримся сразу, что автопортрет, который «пишет» интервьюируемый в интервью-портрете, не является в полной мере автопортретом в классическом понимании, однако сам термин «автопортрет», на наш взгляд, хорошо отражает ту мысль, что в основе образа героя в интервью-портрете лежит самораскрытие героя, пусть и инициированное журналистом.

Вместе с тем роль автора интервью как субъекта высказывания также возрастает. Зачастую для зрителей (читателей, слушателей) журналист становится даже более важным, чем герой. В связи с этим назрела необходимость пересмотра традиционных взглядов на роли журналиста и героя в интервью, что объясняет актуальность заявленной темы исследования.

Степень изученности проблемы представляется недостаточной. В советской теории журналистики концепция интервью разрабатывалась преимущественно с точки зрения метода. Едва ли не единственной солидной работой, посвященной жанру интервью, было исследование В.А. Тищенко «Интервью в газете: теория и практика развития жанра», написанное в 1980 году. Однако последующие три десятилетия характеризуются возросшим интересом ученых-лингвистов к интервью в различных его аспектах. Метод интервью привлекал внимание таких исследователей, как Т.В. Шумилина, Г.В. Лазутина, С.А. Белановский, М.М. Лукина, М.И. Шостак, С.Н. Ильченко5.

4 Попова Т.И. Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты : дис. ...доктора филол.
наук / Попова Т.П.- СПб., 2004. - С. 299.

5 Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать.../ Т.В. Шумилина. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 137 с; Лазутина
Г.В. Технология и методика журналистского творчества. / Г.В. Лазутина. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 79 с;
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект-пресс, 2000. - 208 с;
Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью: учеб. пособие / С.А. Белановский. — М.: Никколо-
Медиа, 2001. - 320 с; Лукина М.М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов / М.М. Лукина. - М.: Аспект
Пресс, 2003. - 191 с; Шостак М.И. Журналист и его произведение: практическое пособие / М.И. Шостак — М. :
Гендальф, 1998. - 96 с; Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве : учеб. пособие / С.Н. Ильченко.
- СПб. : СПбГУ, 2003. - 93 с.

Определением места интервью в жанровой системе журналистики занимались В.Д. Пельт, М.С. Черепахов, В.В. Ученова, Е.И. Пронин, Л.Е. Кройчик, А.А. Тертычный, В.В. Сыченков6. С точки зрения структуры, семантики, прагматики, стилистки интервью исследовали Н.А. Заигрина, А.П. Апалат, А.Н. Сак7. Особенности интервью в разрезе каналов коммуникации изучали А.Ф. Архипов, Л.В. Ухова, Т.И. Попова, М.А. Стрельникова8. Ряд исследователей -И.В. Талина, А.В. Шевчук, М.П. Чуриков, А.В. Капишникова, И.Ю.Капичникова, Е.Г. Ларина, К.В. Баранова, Н.К. Шуликин, Т.Ю.Мкртчан, Ю.В. Красноперова, О.А. Шевченко, С.А. Добрынин, Н.В. Яшина9 - посвятили свои работы отдельным разновидностям интервью, а также различным

6 Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В.Д. Пельт. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -
47 с; Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики / М. С. Черепахов. - М, 1973. - 267 с; Ученова В.В. У
истоков публицистики / В.В. Ученова. — М: Изд-во МГУ, 1989. - 148 с; Пронин Е.И. Выразительные средства
журналистики: учеб.-метод, пособие для студентов-заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов / Е. И.
Пронин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 92 с; Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик //
Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, 2000. — С. 125-160 ; Тертычный А.А. Жанры
периодической печати: учебное пособие / Тертычный А.А. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с; Сыченков В.В.
Интервью-портрет как тип коммуникации: дис. ... канд. филол. наук. / В.В. Сыченков. - Казань, 2007. - 225 с.

7 Заигрина Н.А. Лингвостилистические особенности печатного интервью как типа текста : (на материале англ.-
амер. прессы): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Заигрина Н.А. - М., 1988. - 21 с; Апалат А.П. Структура,
семантика и прагматика текстов-интервью: (на материале современной англоязычной прессы): автореф.
дис... канд. филол. наук / Апалат А.П. - Киев, 2003.- 20 с; Сак А.Н. Лингво-прагматические аспекты
испаноязычного газетно-журнального интервью : дис. ... канд. филол. наук/А.Н. Сак. -М., 2005. - 195 с.

8 Архипов А.Ф. Синтаксические особенности речевого жанра радиоинтервью: дис. ... канд. филол. наук / А.Ф.
Архипов - М., 1974. - 161 с; Ухова Л.В. Речевые средства реализации авторского намерения в жанре
телеинтервью : на материале программ К. Прошутинской "Мужчина и женщина" и А. Караулова "Момент
истины" : дис. ... канд. филол. наук / Л. В. Ухова. - Ярославль, 2001. - 350 с; Попова Т.И. Телевизионное
интервью: семантический и прагматический аспекты : дис. ... доктора филол. наук./ Попова Т.И. - СПб., 2004. -
432 с; Стрельникова М.А. Национальные особенности речевого жанра телеинтервью в российской и
американской коммуникативных культурах / М.А. Стрельникова : дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2005. -
273 с.

9 Талина И.В. Тендерные маркеры речевого поведения политического деятеля (На материале политического
интервью): дис. ... канд. филол. наук / Талина И.В. - Ульяновск, 2003. - 175 с; Шевчук А.В.
Прагмалингвистические особенности построения политического дискурса (Сопоставительный анализ
британских и русских информационных телеинтервью): дис.... канд. филол. наук / А.В. Шевчук. -Томск, 2004.
- 173 с; Чуриков М.П. Согласие, несогласие и уклонение в аспекте речевого общения: на материале текстов
немецких политических интервью : дис. ... канд. филол. наук / М.П. Чуриков. - Ростов н/Д, 2005. - 168 с;
Капишникова А. В. Лингвистические средства управления дискурсом: На материале американских
радиопередач ток-шоу : дис. ... канд. филол. наук / А. В.Капишникова. - Москва, 1999. - 137 с; Капичникова
И.Ю. Модально-оценочная структура интервью в массово-информационном дискурсе в современном немецком
языке : дис. ... канд. филол. наук/И.Ю. Капичникова -Иркутск, 2003. - 143 с; ЛаринаЕ. Г.
Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (На материале американских
телевизионных программ): дис. ... канд. филол. наук / Е. Г. Ларина. - Волгоград, 2004. - 171 с; Баранова К.В.
Риторический анализ речевого поведения ведущих американских ток-шоу : дис. ... канд. филол. наук / К.В.
Баранова. - СПб., 2006. - 186 с; Шуликин Н. К. Прагмалингвистические и социолингвистические аспекты
коммуникации в ситуации интервью (На материале англ. яз.) : дис. канд. филол. наук / Н. К.Шуликин. - Самара,
1993. - 108 с; Мкртчан Т.Ю. Речевое поведение журналистов в политическом теле- и радио интервью: автореф.
дис.... канд. фил. наук/Т.Ю.Мкртчан. -Ростов-на-Дону, 2004. - 19 с; Красноперова Ю. В. Дискурсивные
стратегии участников интервью : дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Красноперова. - Иркутск, 2005. - 236 с;
Шевченко О. А. Когнитивная модель дискурса интервью (На материале современной англоязычной прессы):
дис.... канд. филол. наук / О.А. Шевченко. - Тольятти, 2006. - 210 с; Добрынин С.А. Взаимодействие автора с
героем в процессе создания портретного фильма: этико-профессиональные особенности : автореф. дис. ... канд.
филол. наук / С.А. Добрынин. - М., 2008. - 29 с; Яшина Н.В. Коммуникативные и интонационные особенности
дискурса телеинтервью (на материале американского варианта английского языка) : автореф. дис. ... канд.
филол. наук / Н.В. Яшина. - Иваново, 2007. - 21 с.

аспектам дискурса интервью, что свидетельствует о большом значении интервью в повседневной практике.

В развитии теоретической мысли отчетливо прослеживается изменение взглядов на интервью. Если до 90-х годов XX века большинство теоретиков относили интервью к информационному жанру, назначение которого - в трансляции информации «от первого лица», то впоследствии М.И. Шостак, Л.Е. Кройчик, А.А. Тертычный, В.В. Сыченков отмечали, что интервью вбирает в себя признаки других жанров, подходит для создания аналитических материалов и обладает мощным изобразительно-выразительным потенциалом. В последнее время появились исследования, определяющие человеческую личность как основную жанровую доминанту интервью (Т.И. Попова, В.В. Сыченков).

Объект исследования - интервью-портрет как жанр журналистики, его функциональная и формально-содержательная специфика.

Предмет исследования - самопрезентация участников интервью в процессе коммуникации в интервью-портрете.

Материал исследования составили наиболее яркие интервью-портреты, опубликованные в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Мое» и «Молодой коммунар» (Воронежская область), «Сегодня.иа», журналах «Esquire», «Огонек», «Итоги», «Караван историй. Коллекция», «Атмосфера», «Воронежское обозрение», «Экс-journal», «Pulse-Воронеж» в период с 2001 по 2010 год, взятые методом случайной выборки, а также книги-сборники интервью-портретов, написанных известными журналистами Д. Быковым, М. Городовой, Н. Дардыкиной, О. Кучкиной, Д. Рад бель (тексты интервью в свое время были опубликованы на страницах «Комсомольской правды», «Российской газеты», «Московского комсомольца», «Собеседник», журналов «Огонек», «Крестьянка», «Эгоист generation»).

Цель исследования - выявить особенности создания автопортрета героя и журналиста в жанре интервью-портрета.

Задачи:

1) выявить коммуникативные ресурсы интервью-портрета как публицистического жанра;

  1. проследить эволюцию интервью как жанра от сообщения аудитории из первых уст сведений, представляющих общественный интерес, до выявления характерологических особенностей собеседника, который интересен интервьюеру сам по себе;

  2. конкретизировать специфику интервью-портрета как текста, организующего особый характер взаимоотношений двух субъектов высказываний - адресата и адресанта в процессе коммуникативных отношений;

4) изучить специфику интервью-портрета как диалога двух сознаний, в
процессе которого могут возникнуть (и возникают) два объекта исследования:
автопортрет героя и автопортрет интервьюера (косвенно);

5) выявить механизмы, с помощью которых происходит самопознание участников диалога, проследить их функционирование на страницах современной российской прессы.

Теоретико-методологическая база исследования формировалась под воздействием достижений отечественной и зарубежной науки. Ключевыми методами исследования стали историко-функциональный, сравнительно-типологический и текстологический методы, метод факторного анализа, эмпирические методы (в частности, наблюдение в ходе собственных интервью с героями).

Теоретическим фундаментом работы в области теории жанров послужили труды А.А. Тертычного, А.А. Грабельникова, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, М.С. Черепахова, Л.Е. Кройчика, В.В. Сыченкова, М.И. Шостак10, в области метода интервью - С.А. Белановского, М.М. Лукиной, а также работы специалистов по подбору персонала М.И. Ивановой, А.С. Слепцовой11. Из современных работ по интервью, обозначающих личностную доминанту как основополагающий элемент интервью-портрета, - исследования В.В. Сыченкова, Т.И. Поповой12. При рассмотрении интервью как коммуникативного события мы основывались на трудах Г.Г. Почепцова, Н.Н. Евреинова, ЮМ. Лотмана13. В области изображения героя и автора в публицистике наиболее ценными оказались работы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Л.Е. Кройчика, Н.С. Валгиной, М.И. Стюфляевой14, с точки зрения

10 Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. - М: Аспект Пресс, 2000. -
312с; Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: учеб. пособие. / А.А. Грабельников. - М.: РИП-холдинг,
2003. — 274 с; Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики: учеб.-метод, пособие для студентов-
заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов / Е. И. Пронин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 92 с; Прохоров
Е.П. Искусство публицистики / Е.П. Прохоров.— М, 1984; Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики /
М. С. Черепахов. - М, 1973. - 267 с; Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров/ Л.Е. Кройчик // Основы
творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Короконосенко. - СПб.: Знание, 2000. — 272 с;
Сыченков В.В. Интервью-портрет в системе современных публицистических жанров /В.В. Сыченков // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2000. - №2. - С. 108-114; Сыченков В.В. Интервью-портрет как тип
коммуникации : дис.... канд. филол. наук /В.В. Сыченков. - Казань, 2007. - 225 с; Сыченков В.В. Техника
психологического интервью / В.В. Сыченков // Тонус. Научно-публицистический альманах. - Казань:
Полиграфкомбинат им. К. Якуба, 1997. - №1. - С. 63-67; Шостак М.И. Журналист и его произведение:
Практическое пособие / М.И. Шостак — М.: Гендальф, 1998. - 96 с.

11 Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью: учеб. пособие / С.А. Белановский. — М.: Никколо-
Медиа, 2001. — 320 с; Лукина М.М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов /М.М. Лукина. - М.:
Аспект Пресс, 2003. - 191с; Иванова СВ. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С. В.
Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 160 с; Слепцова А.С. Подбор персонала. Как оценить человека за
час /А.С. Слепцова. - М.: ACT: Астрель, 2007. - 320 с.

12 Сыченков В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации : дис.... канд. филол. наук /В.В. Сыченков. -
Казань, 2007. - 225 с; Попова Т.И. Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты :
дис. ...доктора филол. наук / Т.И. Попова. - СПб., 2004. - 432 с.

13 Почепцов Г.Г. Теории коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. - 656 с; Евреинов
Н.Н. Pro scena suo I Н.Н. Евреинов. — СПб., б/г.; Евреинов Н. Н. Театр для себя / Н.Н. Евреинов. - СПб., 1915.
- Ч. 1.; Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах / Н.Н. Евреинов. - М.: Совпадение , 2005. - 398 с. ; Лотман
Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. — М.: Прогресс: Гнозис, 1992. - 470 с; Лотман Ю.М. Семиосфера:
Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Ст., исслед., заметки : [(1968-1992)] / Ю. М. Лотман. - СПб.:
Искусство-СПБ, 2004. - 703 с.

14 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 2-е изд. - 444 с. ;
Бахтин М.М. Философия поступка /М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-
1985. - М.: Наука, 1986; Лихачев Д. С, при участии А. А. Алексеева и А. Г. Боброва. Текстология (на материале
русской литературы X-XVII вв) /Лихачев Д.С. — СПб.: Алетейя, 2001. — 759 с; Лихачев Д.С. Человек в
литературе Древней Руси. -М.: Наука, 1970. - С. 3—178.- (); Кройчик
Л.Е. Публицистический текст как нарратив/ Л.Е, Кройчик // Акценты: Новое в массовой коммуникации. -

функционирования языка - Л.В. Щербы15. При исследовании интервью в аспекте самосознания личности мы основывались на положениях работ О.М. Фрейденберг, И.С. Кона, А.Я. Гуревича, A.M. Леонтьева, Э. Фромма, Э. Берна, М.С. Уварова16. Учитывались также положения, нашедшие отражение в трудах современных психологов, исследующих потенциал автопортрета в изучении особенностей личности, - С.А. Кравченко, Г.М. Назлояна, О.Ф. Потемкиной и Е.В. Потемкиной17. Философию процесса автопортертирования мы почерпнули из трудов 0.3. Кандаурова, СВ. Крузе, Г.В. Елыпевской, СП. Батраковой18.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Современный этап развития отечественной публицистики характеризуется широкой представленностью интервью-портрета в прессе, объясняемой прежде всего общим процессом повышения интереса к личности.

  2. Интервью-портрет - один из оптимальных способов изображения героя как психологически достоверной личности, как представителя определенного социума, как героя своего времени, как индивидуально-неповторимого субъекта исторического процесса.

  3. Автопортрет - форма не только самопрезентации, но и самопознания. В связи с этим главными функциями интервью-портрета становятся функция межличностной коммуникации (интервью-портрет дает возможность читателю «пообщаться» с героем интервью) и смыслоформирующая (в процессе интервью новые смыслы и новое понимание героя открывается не только читателям и журналисту, но и самому герою).

  4. Возможности самопрезентации личности в автопортрете определяются, с одной стороны, стремлением автора текста выявить сущностные признаки своего собеседника, а с другой стороны, его же стремлением сделать себя участником диалога.

Воронеж. - 2008. - №7-8. - С. 6-15; Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина: уч. пособие. - М: Логос, 2003. ); Стюфляева М.И. Человек в публицистике / М.И. Стюфляева. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 144 с.

15 Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М: Учпедгиз, 1957. - 186 с.

16 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. - М.: Наука, Главная редакция
восточной литературы, 1978. - 605 с; Кон И.С. Открытие «я» / И. С. Кон // Новый мир. - 1977. - №8.; Гуревич
А.Я. Избранные труды. Средневековый мир / А.Я.Гуревич. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2009. - 560
с; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев. - Изд-во:
Академия, 2005. - 346 с; Фромм Э. Человек для самого себя /Э. Фромм. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. —
349 с; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2007. - 576
с; Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова : науч. изд. / М.С. Уваров. - СПб.: Алетейя , 1998. - 243 с.

17 Кравченко С.А. Программа по маскотерипии : обучение психотерапевтической технологии скульптурного
портрета и/или автопортрета по методу маскотерапии Г. М. Назлояна / С. А. Кравченко // Маскотерапия :
[сайт]. URL: (дата обращения: 21.02.2008); Назлоян Г. М. Портретный метод в
психотерапии / Г.М. Назлоян. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 144 с; Назлоян Г. М. Концептуальная психотерапия:
Портретный метод / Г.М. Назлоян. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 239 с; Потемкина О.Ф. Психологический анализ
рисунка и текста / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. - М.: Речь, 2006. - 524 с.

18 Кандауров О.З. Автопортрет как исповедальный жанр // Красная книга культуры / под ред. В. Л. Рабиновича.
-М.искусство, 1988. Цит. по URL: dustyattic.ru/cultare/red_book_of_cultare/genre_of_self_portrait; Крузе С. В.
Автопортрет как форма самопознания личности художника : дис. ... канд. филос. наук / СВ. Крузе. - Ростов
н/Д, 2004. - 170 с; Елыневская Г. В. Портрет / Г.В. Елыневская. - М.: ACT-ПРЕСС, ГАЛАРТ, 2002. - 207 с;
Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо / СП. Батракова. - М.: Наука, 1996.
- 176 с.

5. Каждый из участников интервью-портрета (и журналист, и интервьюируемый) в большей или меньшей степени является и автором, и героем, а конечный, целостный образ возникает в сознании аудитории, которая из читателя превращается в соавтора.

Научная новизна исследования состоит в том, что процесс раскрытия человека в интервью впервые рассмотрен как результат полноценного сотворчества журналиста и героя. Конкретизирована специфика интервью-портрета как текста, организующего особый характер взаимоотношений адресата и адресанта в процессе общения. Проблема развития жанра интервью впервые исследована в разрезе развития интереса к личности, изучены возможности самопрезентации журналиста и героя, а также формы и способы создания автопортрета. Автопортретирование в целом исследовано в междисциплинарном аспекте, а также в контексте жанра интервью-портрета, формирующего как автопортрет героя, так и автопортрет интервьюера. Уточнены механизмы, с помощью которых происходит самопознание участников диалога, и способы их воплощения на страницах современной российской прессы. Также впервые интервью комплексно рассмотрено в рамках синтеза истории и теории журналистики, психологии, социологии, живописи, искусствоведения и драматургии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен комплексный анализ ресурсов современного интервью в аспекте автопортретирования, выявлены механизмы, по которым происходит самопознание человека в интервью-портрете. Обобщены особенности и изобразительно-выразительные возможности использования диалогической и монологической форм текста интервью. Результаты исследования могут послужить основой для расширения научных знаний об интервью в целом и об интервью-портрете в частности, а также могут быть использованы при изучении средств создания образа человека в публицистике.

Практическая значимость исследования определяется его проблематикой и полученными результатами. Поскольку в диссертации исследуются аспекты создания многогранного образа героя интервью, ее результаты могут применяться в работе журналистов периодических изданий, а также при обучении студентов-журналистов и смежных специальностей стратегиям ведения интервью и тактикам последующего его оформления в готовый текст. Автор исследования, будучи практикующим журналистом, широко применял собственные разработки в своей профессиональной деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях в Воронежском госуниверситете, Самарском госуниверситете, Казанском госуниверситете им. В.И. Ульянова-Ленина, МГУ им. Ломоносова (2006-2010 гг.) и нашли отражение в шестнадцати научных публикациях. Практические результаты исследования получили применение в ходе профессиональной журналистской деятельности и в процессе преподавания на факультете журналистики Воронежского государственного университета.

Последовательность решения задач обусловила структуру работы,

которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Интервью как межвидовая жанровая форма

Среди огромного разнообразия жанров журналистики интервью . сегодня выделяется своей активностью и частотностью употребления. Этот жанр претерпел ряд изменений, касающихся стилистики, типологии и характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Теоретики отечественной печати традиционно делили журналистские произведения на три больших жанровых группы: информационную, аналитическую и публицистическую, причем вплоть до середины 80-х годов прошлого века интервью относили к группе информационных. Эта классификация, зафиксированная в учебниках по журналистике,19 действительно, получила широкое распространение, однако, по сути, «являлась отражением теоретической позиции всего лишь одной, теперь уже бывшей кафедры теории и практики партийно-советской печати факультета журналистики МГУ», — отмечает В.В. Сыченков. Ведущие российские теоретики-публицисты, такие как В.В. Ученова, Е.П. Прохоров, М.С. Черепахов, отстаивали собственные взгляды на принципы группировки жанров. В частности, М.С. Черепахов выделял только две жанровые «группы»: информационные и художественно- публицистические и ввел понятия «межвидовых форм». К межвидовым формам он отнес и жанр интервью. Однако его работы, подвергшиеся критике В.Д. Пельта, долгое время оставались без внимания. Размышляя о причинах, побудивших теоретиков причислить жанр интервью к группе информационных жанров, A.A. Тертычный пишет: «Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к "эмпирическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования». Безусловно, еще одной причиной определения интервью в группу информационных жанров являлась тогдашняя журналистская практика. Так, Е.И. Голанова отмечает, что для 50-х годов XX века была характерна только одна разновидность жанра интервью — интервью-рассказ . Изменения социального характера, раскрепощение общества в последующие годы приводят к постепенному расширению видового разнообразия жанра интервью. Безусловно, эти изменения не могли не найти отражения в теоретических работах, однако, большинство исследователей, не ставя под сомнение информационную природу жанра, полагали, что новые виды интервью являются лишь следствием расширения палитры средств выражения. Иными словами, утверждали, что приведенные ниже виды интервью отличаются друг от друга только особенностями композиции и формой выражения. Так, например, в 1971 году Н.Г. Богданов и Б.А. Вяземский в «Справочнике журналиста» дают следующую классификацию интервью: интервью-диалог (наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов; чередующихся между собой), интервью-монолог (текст формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого), коллективное интервью (берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые "круглые столы", когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник, пресс-конференции и брифинги ), интервью-зарисовка (отличительная черта — наличие авторских комментариев, отступлений и т.д.: "Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет" ) анкета («массовое» интервью, это «своеобразная заочная беседа» с читателями, социологический опрос, либо справочная информация о герое у «полноценного» интервью). Некоторые исследователи, в частности В.В. Ворошилов, выделяют беседу как самостоятельный информационный жанр. В его классификации беседа стоит рядом с интервью, репортажем и заметкой. Другие, например, Б.В. Стрельцов считают интервью-беседу синонимом интервью-диалога. В.В. Ворошилов и A.A. Грабельников в качестве вида интервью выделяют интервью-мнение. Это "развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме". Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом: аналитической статьей, репортажем — однако, формально не входят в его структуру. Некоторые авторы называют еще одну разновидность изучаемого жанра - интервью-сообщение. В нем ответы излагаются в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта форма интервью близка к отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма спорно. Вдобавок исследователи постоянно смешивали понятия «беседы», «диалога», «разговора» и собственно «интервью», то разграничивая их, то используя как синонимы, одними и теми же терминами называли разные вещи, что добавляло путаницы в определение жанра. Между тем, изменения общественной жизни, связанные с перестройкой и гласностью, а затем отменой 5-й статьи Конституции, закрепляющей главенствующее положение КПСС, распадом СССР, приватизацией, привели к исчезновению старой, партийной системы СМИ. Новые СМИ, отвечая на запрос времени, использовали новые способы подачи материала, что вызвало серьезные изменения в устоявшейся системе жанров. С началом перестройки интервью стало одним из самых популярных жанров, разные по стилю и манере исполнения, с разными героями, интервью встречались в каждом номере, иногда по несколько штук. Широкое распространение получили разновидности интервью, в которых явно прослеживалось аналитическое и образное начало, поэтому вновь стал актуальным вопрос об определении места интервью в жанровой системе журналистики. Традиционные представления об интервью как об информационном жанре нуждались в корректировке.

Интервью-портрет в системе интервью: особенности и возможности жанра

Видовое разнообразие интервью демонстрирует большой интерес современной журналистики к личности, характеризующийся различными уровнями проникновения. Наибольшую степень заинтересованности и глубину демонстрирует жанр интервью-портрета. Так было не всегда. Впервые о такой разновидности жанра интервью как интервью-портрет независимо друг от друга заговорили в 70-80-х годах XX века известные исследователи электронных СМИ Г.В. Кузнецов (телевидение) и И. Триккель (радио). Цель интервью-портрета Кузнецов обозначил как «раскрытие личности собеседника в экранном очерке». Движущим фактором развития жанра интервью явилось развитие интереса к личности, усложнение внутреннего мира человека. Подробнее о том, как со временем видоизменялось представление о личности, отношения общества к личности и отображение ее в СМИ, мы расскажем в следующем параграфе. Пока же определим место интервью-портрета в системе интервью и очертим особенности жанра.

Интервью-портрет принадлежит к художественно-публицистической группе жанров и наряду с портретным очерком служит средством создания образа человека. «Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе». В.В. Сыченков дает такое определение интервью-портрета: это жанровая форма, направленная на раскрытие человека как уникального явления действительности методом собственно интервью, разговора, опроса, допроса или беседы, отражения его внутренней сути (содержания) через отбор наиболее характерных внешних деталей облика, профессии, социального статуса и другой атрибутики личности, выраженных в прямой речи героя (автопортрет), и отображения полученного результата методом диалога, монолога, полилога и особенными художественно- документальными средствами периодической печати, телевидения, радио и интернета. Основными жанровыми признаки интервью-портрета являются: 1) предмет отображения - личность (если говорить в терминологии Пронина, предметом интервью-портрета будет не мнение, а идеалы); 2) целевая установка (функция) отображения - создать иллюзию личного общения с авторитетным для аудитории субъектом социальной практики (в ходе которого человек одновременно познает и героя, и себя) 3) метод отображения — диалогический, то есть основным средством, при помощи которого изображается герой, является прямая речь.

Таким образом, интервью-портрет - это жанр журналистики, направленный на создание многогранного образа человека диалогическим методом и индуцирующий дальнейший процесс самопознания у читателя, зрителя или слушателя.

В отличие от очерка, где личность изображается сквозь призму авторского видения, где герой приближается к герою художественного произведения (то есть автор про него практически все знает, описывает его мысли, чувства, поступки и намерения так, как будто этот герой - плод его воображения), а фантазия автора ограничивается лишь правдой факта, в интервью-портрете журналист и герой равновелики. Являясь непосредственным участником диалога, журналист находится «внутри» интервью, практически так же, как если бы он был одним из действующих лиц пьесы. Он может комментировать слова и реплики своего героя, уличать его во лжи («Ну это вы, наверное, ради красного словца так говорите», «А вот ваш оппонент (жена, прокурор) утверждает что...»), или, наоборот, сочувствовать, высказывать предположения относительно мотивов собеседника и даже давать ему советы. Однако, в отличие от автора художественного текста (да и очерка), он не знает, чем все это закончится, не может вынести вердикт, каким человеком является герой — хорошим или плохим, и насколько правильно живет. Эти выводы делают сами читатели.

Истоки и становление жанра

Человек всегда пытался познать природу и самого себя. Будучи субъектом познания человек, вместе с тем, выступает для самого себя объектом. Автопортрет присутствует во всех видах искусства, однако, не все они одинаково предрасположены к автопортретности. Наиболее полно феномен автопортретности представлен в изобразительном искусстве, в жанре автопортрета. «Жанр автопортрета является специфической формой эмоционально-художественного анализа художником самого себя и его разветвленных связей, отношений с его природным и социокультурным окружением». Согласно определению, автопортрет - (от греч. autos-caM и франц. portrait - портрет, англ.self-portrait, франц. autoportrait, HeM.Selbstbildnis) - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Автопортрет содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Автопортрет в изобразительном искусстве представляет собой жанр, позволяющий художнику не только запечатлеть собственный облик, но и рассказать о себе, о том, что волнует, тревожит и заставляет размышлять. Автопортрет - жанр, сочетающий исповедальное начало с художественной объективацией себя самого и своей жизни. Как бы не изображал себя художник, это непременно будет «рассказ о 120 времени и о себе». «Художественно-творческие особенности автопортрета, специфика средств художественно-образной выразительности зависят от духовного контекста и специфики самопознавательной установки, доминирующих в ту или иную конкретно-историческую эпоху. Основные этапы исторической эволюции самопознавательных свойств автопортрета являются своеобразной экспликацией движения человеческого духа, так как автопортрет — есть объективация не только внутреннего и внешнего мира личности художника, но и духовного стиля эпохи, схваченной в образах. Автопортрет запечатлевает стиль мышления и переживания, характерные для данной эпохи». Автопортрет появился в древности, затем прошел стадию собственно художественного произведения и вступил в стадию первых памятников фиксированного самосознания человеческого индивида. История автопортрета (как и история портрета) тесно связана с историей развития человеческого общества. Первые попытки автопортретирования находим еще в наскальной живописи. Тогда человеку с помощью пиктограмм нужно было донести до других людей информацию о себе, и ключевую роль играла «похожесть». Современные исследователи искусства Античности отмечают, что древние греки, добившиеся больших успехов в отображении человеческой внешности, тем не менее, не передают ни в изображениях, ни в скульптуре, ни в литературе движений души героев. Она для них закрыта. «Древнегреческий живописец мог изобразить гримасу ярости или боли, он мог написать краску стыда на щеках, показать жилы на ногах или руках, пот на теле (пусть так!), но жизнь души оставалась для него закрытой. Даже прославленный живописец Тиманф скрыл фигуру отца Ифигении под покрывалом, не в силах изобразить его скорбь. Как написать душевные свойства, когда они не имеют ни цвета, ни контура, ни пропорции? (..) Свободный от канона римский портрет (...)не слишком далеко продвинулся в постижении человеческой души. Он несет в себе (...) идею увековечивания человека, создания его двойника. Великолепный типаж, безобманная правдивость, и при этом - застывший (на века) склад (тип) индивидуальности.» «Греческая скульптура не портретна. Право портрета давалось в исключительных случаях, в персональной форме. Освященное традицией статуарное безличие сказывается позже во всем классическом искусстве, включая весь V век; его обыкновенно трактуют в науке как "идеальность", как искусство "идеального портрета", как гармонию и благородство высокого обобщения, лишенного мелких черт случайности и банального частного случая» И.С. Кон замечает, что Древняя Греция, которую в XIX веке считали родиной индивидуального «я» и понятия личности, фактически не имела даже термина для обозначения человека как индивидуального субъекта деятельности; «человеческое в античности есть телесно человеческое, но отнюдь не личностно человеческое». Автопортреты в эти времена редки и скорее представляли собой концепцию мастера, учителя, адепта, нежели были фиксацией индивидуального самосознания, своеобычности персоны, личного выбора качеств и свойств. Для человека той эпохи было важнее, что он представляют собой как «профессионал», говоря современным языком. Слово, предваряющее имя, было ключевым: пророк X, рикши Y, зодчий Z. Отношение к автопортретированию в античном обществе было скорее негативным, часто автопортрет воспринимался как проявление дерзости - ярким примером тому служит история с древнегреческим скульптором Фидием, который попал в тюрьму из-за того, что изобразил себя на щите Афины. Те же тенденции прослеживаются в литературе. Многие видные античные деятели оставили описания своей жизни, очевидно, считая ее достаточно интересной и важной для потомков (например, «Поход» Ксенофонта, «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря). Однако они сосредотачивают свой рассказ на внешних событиях, а о себе пишут в третьем лице, поэтому многие исследователи литературы склонны относить данные произведения к мемуарным сочинениям. А непосредственным предшественником автобиографии называют книгу римского императора II века н.э. Марка Аврелия «Наедине с собой» («Размышление»), в которой тот исследует свой духовный мир. Период Средневековья историки называют «незнакомое с портретом тысячелетие». «Икона, всегда и прежде всего есть "портрет" Духа Святого, высвечивание сквозь сюжет и сквозь лик Божьей благодати. Портрет же данного конкретного человека по сути дела не имеет смысла (что он рядом с Божественным первообразом?), поэтому любые изображения исторических лиц "иконы", иначе говоря, являются "портретом" горних высот души, очищенной от всего "слишком человеческого"» . «Не "неумение" и "ненаблюдательность" живописцев, а стремление запечатлеть общее в ущерб неповторимому и сверхчувственное за счет реальных особенностей личности ставило предел приближению к портретному сходству. Но отсутствие портрета непосредственно связано с тяготением к воплощению вечных истин и непреходящих ценностей и проливает дополнительный свет на восприятие времени в средние века. Деконкретизация - оборотная сторона атемпоральности. Человек не ощущал себя существующим во времени.

Типы собеседников. Помощники и ингибиторы общения. Мотивы участия в интервью. Поиск внутренних кризисов

В основе любого портретного интервью лежит диалог. Однако при подготовке текста к печати у автора всегда есть выбор, в какой форме его представить: монолога или диалога. Каждая из форм имеет свои особенности и несет определенные возможности для раскрытия личности героя. Интервью-диалог сегодня является наиболее распространенным, интервью-монолог используется реже, и его возможности, на наш взгляд, недооценены. По сложившейся в языкознании традиции, диалог считается неотъемлемой принадлежностью разговорной речи, а монолог - письменной. Как писал выдающийся ученый JI. В. Щерба, разговорная речь «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог — это, в сущности, цепь реплик. В аснове литературного языка лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу - разговорной речи... Монолог - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...». Как мы уже отмечали в первой главе, процесс появления жанра интервью неотделим от процесса появления массовой прессы, которая стремилась говорить с читателем на доступном ему языке. И если диалог - принадлежность, в первую очередь, разговорной речи, то неудивительно, что диалог появляется на страницах газет именно в это время. Если мы вспомним античных философов, утверждавших, что в споре рождается истина, то станет понятно, что интервью — самая подходящая форма для того, чтобы показать этот совместный поиск журналиста и собеседника. Диалог — удобная форма подачи материала. Текст, членный на части, воспринимается и читается легче. В виде диалога могут быть оформлены все разновидности интервью, независимо от своей принадлежности к информационной, аналитической или художественно-публицистической группе. Сегодня интервью, хотя и является принадлежностью письменной речи, стремится как можно больше походить на разговорную. При создании текста интервью журналист старается создать у читателя впечатление, что диалог происходит у него на глазах. Диалог строится в принципиальном расчете говорящего на реакцию слушающего, причем рассчитывают на реакцию как журналист, задающий вопросы, так и собеседник. Поэтому журналист использует все приемы, которые позволяют продемонстрировать драматургию беседы (о особенностях построения текста диалогического интервью мы подробнее расскажем в следующем параграфе). Отсутствие реакции в интервью-диалоге говорит о том, что интервью не удалось. Наоборот, плотное и четкое сцепление реплик, когда одна логически вытекает из другой, представляет собой мгновенную реакцию собеседника на предыдущую реплику, то есть, когда каждая реплика участников диалога не может существовать отдельно от другой, - это и есть признаки хорошего интервью. Главное достоинство диалога одновременно является его же главным недостатком при создании интервью-портрета. При современной тенденции к равенству собеседников на выходе мы получаем портрет не одного, а двух человек - героя и журналиста. Это напоминает коллективное фото. Если же в интервью был инсайт, человек рассказал нечто настолько глубоко личностное, поделился теми своими переживаниями, которыми не принято делиться, логичнее для такого интервью использовать в качестве метода репрезентации монолог. Ведь именно монолог подразумевает максимальную камерность, интимность и откровенность. Используя интервью-монолог для создания портрета героя, мы получаем на выходе продукт, как бы «очищенный» от примеси автора- журналиста. Очевидно, что автор никуда не исчезает, однако он присутствует в тексте скрыто, не отвлекая на себя внимание аудитории, и у зрителя создается иллюзия настоящего автопортрета. Если интервью-диалог - это игра, своеобразный поединок между двумя людьми, то интервью-монолог - это саморефлексия. Разговор человека с самим собой психологи склонны называть не диалогом (несмотря на то, что в воображении человека его внутренние собеседники даже могут обмениваться репликами), а монологом, так как человек одновременно выступает и в роли говорящего, и в роле ответчика, моделируя возможное поведение ответчика на основе имеющихся данных. Как мы уже отмечали, в интервью-диалоге чрезвычайно важна реакция. Речь собеседников строится в принципиальном расчете на нее, в то время как в интервью-монологе перед журналистом стоит негласный запрет на реакцию, журналист специально ее подавляет. Это делается для того, чтобы дать человеку возможность максимально полно раскрыться. Первые портретные интервью-монологи начали появляться на страницах отечественной печати в 70-е годы XX века под рубрикой «О времени и о себе». Сегодня в российской прессе монологичное интервью- портрет представлено в нескольких разновидностях и больше характерно для журналов, нежели газет. Интервью-монологи мы обнаружили в федеральных журналах «Esquiere», «Эгоист generation», «Караван историй. Коллекция», а также воронежских глянцевых журналах «Экс-journal», «Pulse-Воронеж». Очевидно, это связано с особенностями подобного вида интервью. Обычно в журнальных интервью-монологах герои раскрываются через темы, которые предполагают большую степень абстрагирования и носят вневременной характер, то есть не «привязаны» к каким-то недавним событиям (например, темы эгоизма, смысла жизни, любви). И, соответственно, больше подходят для обстоятельного и не слишком оперативного типа СМИ. Ведь, как известно, газета живет один день, а журналы хранят и время от времени перечитывают. Современные интервью-монологи, встречающиеся как в отечественной, так и в зарубежной прессе, часто обладают рваной структурой, что противоречит представлениям о классическом монологе, неотъемлемыми чертами которого являются связность речи и ее логическая последовательность. Отмечается, что монолог представляет собой законченное и структурированное высказывание, главная цель которого - прямое, осознанное воздействие на слушателя. Однако в портретных интервью-монологах это правило все чаще нарушается, что сближает его с потоком сознания. Если обратить внимание на современные театральные жанры, то портретное интервью-монолог наиболее близко к моноспектаклю. В портретных интервью-монологах отсутствует и классическая цель монолога - прямое воздействие на слушателя. Это не воззвание, не речь на трибуне. Интервью-монолог - это «подслушанный внутренний разговор героя с самим собой». Однозначное отличие монологичного интервью-портрета от потока сознания и моноспектакля состоит в том, что в интервью-автопортрете все- таки есть второй, вполне реальный, а не воображаемый участник разговора, — журналист.