Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Дневник писателя" Ф.М. Достоевского: типология, жанр, антропология Щурова, Валерия Вячеславовна

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щурова, Валерия Вячеславовна. "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского: типология, жанр, антропология : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10. - Воронеж, 2005. - 167 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I От Письменной книги к «Дневнику писателя» Ф.М. Достоевского 21 - 66

1.1 Публицистичность творчества Достоевского 21 -41

1.2 Типология «Дневника писателя» Достоевского 42-66

Глава II Жанровые особенности «Дневника писателя» Достоевского 71-105

2.1 Взаимодействие жанров в «Дневнике писателя » 71-85

2.2 «Дневник писателя» - публицистическое обозрение 86-97

2.3 Характер беллетризации повествования в «Дневнике писателя»: особенности авторского высказывания 98 -105

Глава III Антропология «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского: своеобразие выражения авторской позиции 108-138

3.1 Автор публицистического текста как субъект высказывания 108 - 118

3.2 «Дневник писателя» как концептуальное авторское высказывание 119-130

3.3 Антропология общества в «Дневнике писателя» 131 - 138

Заключение 142 -147

Список использованной литературы

Введение к работе

«Дневник писателя» Ф.М. Достоевского - явление исключительное в

# истории отечественной словесности.

На исключительность издания обращали внимание многие исследователи. В частности, утверждалось, что «Дневник писателя» уникален как не имеющий «аналогов в истории русской и мировой журналистики»1, что автор прибег к редкой в мировой практике форме моножурнала. Но, следует заметить, что уже в XVIII веке подобные издания выходили в Англии (журналы Джозефа Аддисона), в Германии (журналы Иоганна Кристофа Готшеда), в России (журналы Н.И. Новикова и И.А. Крылова) и ряд других.

Уникальность «Дневника писателя» в ином: на протяжении 1876-1877 годов в России выходило повременное издание, автор — творец которого превратил его в персональную трибуну, в амвон, с высоты которого разговаривал с аудиторией, привлекая ее внимание прежде всего к проблемам, волновавшим его лично. Достоевский преобразовывал попавшие в поле его зрения факты в реальную злобу дня. Так было с выступлениями писателя по юридическим вопросам (дела Кронеберга, Каировой, Корниловой), на моральные темы (отцы и дети, самоубийства), по острым политическим проблемам (реформы, взаимоотношения с Западом и другие). Актуализация фактов повседневной жизни превращала «Дневник писателя» в действительно уникальное издание. Тем более что этот процесс сопровождался активной беллетризацией повествования.

Достоевский соединил в «Дневнике» три принципиальных

составляющих: документализм (опору на факты), художественную

образность (стремление запечатлеть повседневность в максимально

обобщающей эмоциональной форме) и личностный характер повествования,

Ф свойственный дневниковым записям.

Тесно переплетенные в тексте «Дневника», эти составляющие придали изданию синкретизм, ту нерасчлененную целостность, которая до сих пор заставляет исследователей искать как жанровое определение «Дневника», так и размышлять над природой этой целостности.

Г.М. Фридлендер, один из авторов «Примечаний» к «Дневнику», пишет: «Подходя к «Дневнику писателя» с точки зрения традиционной, школьной поэтики, можно с полным правом отыскать в нем образцы разных, несходных литературных жанров: очерка, фельетона, рассказа, повести, мемуаров, публицистики и так далее. Но подлинная суть «Дневника писателя» состоит не в механическом объединении этих жанров, а в том, что, используя их в соответствии с общими задачами «Дневника», Достоевский строит на этой основе особый, оригинальный жанр, образующий неповторимое художественное единство»2.

В чем же своеобразие «Дневника писателя»3, не имеющего аналогов в истории отечественной журналистики? Что позволяет говорить об актуальности предпринятого исследования?

Исходя из того, что «Дневник писателя» вместе с «Братьями Карамазовыми» венчает творческую биографию Ф.М. Достоевского, можно говорить об итоговых ощущениях художника, мыслителя и публициста. Страницы «Дневника» - это свод размышлений о всемирно - историческом назначении русского народа, о взаимоотношениях церкви и государства, о войне и мире, о вечном противостоянии «отцов и детей», о месте 'Искусства в нравственном воспитании общества. Политические, идеологические, этические, эстетические проблемы переплетаются в «Дневнике писателя» не только на тематико-содержательном уровне, но и на уровне формы, укрепляя идейно-художественное единство издания.

Не менее актуальным является и определение места «Дневника писателя» в творческой биографии Ф.М. Достоевского. К сожалению, до сих пор живуче представление о том, что Достоевский - художник и Достоевский - публицист - две несоединимые ипостаси писателя: тонкого

5 психолога, глубокого исследователя человеческих душ и субъективно настроенного публициста, поверхностно судящего о современном процессе. Беспристрастный взгляд на «Дневник писателя» позволяет говорить о безусловной значимости как беллетристики, так и публицистики Ф.М. Достоевского.

В обширной литературе, посвященной творчеству Ф.М. Достоевского, «Дневнику писателя» уделено большое место. Как существенный факт литературной биографии писателя «Дневник» рассматривают В.Ф. Переверзев, Л. П. Гроссман, К.В. Мочульский, Б.И. Бурсов, Ю.И. Селезнев, Ю.Ф. Карякин и другие.4

Не меньший интерес вызывает публицистическое наследие Ф.М. Достоевского, анализу которого посвящены обстоятельные труды В.Я. Кирпотина, И.Л. Волгина, B.C. Нечаевой, Г.М. Фридлендера, Л.М. Розенблюм, В.А. Туниманова, Т.В. Захаровой, В.Н. Захарова, Г.К. Щенникова, В.Б. Смирнова и других исследователей. 5

В последние годы сложилось несколько школ (московская, петербургская, петрозаводская), которые обстоятельно исследуют различные аспекты публицистического творчества писателя - связь публицистики с литературными произведениями, с общественными процессами того времени, с особенностями личности самого Достоевского. К публицистике Достоевского обращаются и авторы сборников «Достоевский и мировая культура», «Достоевский. Материалы и исследования» и других. Можно выделить работы Г. Гачева, П.Е. Фокина, В.А. Свительского.6

В то же время следует отметить, что время оставляет пространство для дальнейших исследований, посвященных «Дневнику».

Обратим внимание, прежде всего, на название журнала - «Дневник писателя».

Дневник - текст, предназначенный для внутреннего потребления, записи для самого себя (если только автор не имитирует в определенных целях его форму). Это не просто пометки для памяти, хроника текущих событий - это

способ интимного самоанализа, своеобразный апокриф (неканоническая автобиография человека, существующая лишь для внутреннего потребления).

Достоевский «взрывает» это представление о дневнике - потаенное, интимное предлагается для публичного чтения. Не отменяя личностного тона в повествовании, Достоевский дает возможность читателю познакомиться с точкой зрения на события, которую предлагает именно он, по терминологии Б.О. Кормана, «биографический автор»7.

Важной составляющей стиля Достоевского, что также проявилось на страницах «Дневника», было «сосуществование разных повествовательных голосов» 8, при котором трудно отделить хроникера, повествователя от автора. «Дневник писателя» Достоевского, с одной стороны, вобрал в себя черты романного мышления писателя, а с другой - стал доминантой литературно-публицистического единства художественного сознания Ф.М. Достоевского. «... «Бездневниковый» Достоевский так же исторически не был возможен, как и «безроманный». Это, может быть, самая «достоевская» внутренняя доминанта его творчества». 9 Следует напомнить, что особенность выражения авторской позиции в публицистическом тексте заключается в том, что мы имеем здесь дело не с образом автора, не с особым типом повествования, выражением которого является все произведение, а с неким реально существующим субъектом высказывания. Любопытно в этой связи проследить, как менялась атрибуция «Дневника» в первоначальных и окончательном вариантах «Объявления о подписке на «Дневник писателя» 1876 года». В первом черновом наброске было: «Дневник писателя» (сочинение Ф. М. Достоевского)», во втором - «Дневник писателя» сочинение Ф.М. Достоевского» и, наконец, «сочинение Ф.М. Достоевского «Дневник писателя». Кажется, принципиальной разницы в оформлении заглавия нет - главное в том, что «Дневник писателя» отнесен к разряду «сочинений», т.е. произведений художественных. Но Достоевскому важно подчеркнуть публицистический характер «Дневника»: «Это будет дневник в буквальном смысле этого слова, отчет о действительно выжитых в каждый

7 месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном. Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных». |0

С одной стороны, Достоевскому, видимо, очень важно, чтобы читающая публика рассматривала «Дневник» как очередное «сочинение» писателя (отсюда - колебания с оформлением подзаголовка - давать его в скобках или без, одним кеглем с заглавием или нет), с другой - важно, чтобы аудитория, рассматривая «Дневник» как «сочинение», видела бы в нем прежде всего «отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях».

Существенна эта характеристика впечатлений месяца - «выжитые», т.е. прожитые, прочувствованные автором. «Сочинения», основанные на «выжитых впечатлениях», - это и есть то, что именуется публицистикой. Образное начало соединяется с опорой на факт, осознанный «сочинителем» -творцом.

В письме к Всеволоду Сергеевичу Соловьеву, литератору, сотрудничавшему в «Санкт - Петербургских ведомостях» и в «Русском мире», попросившему Достоевского анонсировать свой «Дневник», писатель подчеркнул: «Я не летописец, это, напротив, совершенный дневник (подчеркнуто автором - В.Щ.) в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично, - тут даже каприз» (XXIX 2, 73).

«Выжитые впечатления», «совершенный дневник», «отчет о том, что заинтересовало лично», «даже каприз» - все это синонимы того, каким виделось Достоевскому его новое детище - специально отобранными впечатлениями реальности, которым дается субъективная оценка конкретного человека, желающего высказаться. Но при этом - что очень важно - высказывание принадлежит писателю, т.е. человеку, умеющему глядеть за горизонт.

Показательно, что, откликаясь на выход первого выпуска «Дневника писателя», Вс. С. Соловьев отметил в своей статье «Современная литература. Дневник Ф.М. Достоевского», опубликованной в газете «Русский мир» 8

8 февраля 1876 года: содержание номера «чрезвычайно разнообразно - это живой разговор человека, переходящий с предмета на предмет, разговор своеобразный и увлекательный, где иногда под формою шутки сквозят серьезные мысли». ''

«Живой разговор, переходящий с предмета на предмет», в публицистике атрибутируется как жанр обозрения или — как его разновидность - фельетона - обозрения. «Из двенадцати выпусков, -говорилось в «Объявлении» о подписке на «Дневник писателя» 1876 года», -составится целое (подч. мною В.Щ.), книга, написанная одним пером» (XXII, 136).

Следовательно, начиная работу над «Дневником», Достоевский сквозь «магический кристалл» замысла уже достаточно отчетливо представлял, что за сочинение выйдет из-под его пера - книга как некое исполненное целое, несмотря на временную разъединенность, как некий единый по мысли цикл (подч. мною - В.Щ.), а точнее - система повторяющихся циклов на тематическом уровне и уровне проблематики, позволяющая говорить о «Дневнике» как о своеобразном художественно - публицистическом цикле, стержнеобразующим жанром которого является обозрение.

Обращение к этому жанру было для Ф.М. Достоевского вполне закономерным явлением: после публикации «Временных правил о цензуре и печати» от 6 апреля 1865 года, когда были заметно облегчены условия существования газет и журналов, в столицах появилось 33 новых газеты и журнала, а в провинции - 31. Пресса становится важным фактором формирования общественного мнения, трибуной, позволяющей активно влиять на общество. Одновременно усиливается внимание к процессам, протекавшим в реальной жизни. Литература и искусство второй половины XIX века развиваются под знаком интереса к повседневной действительности: формирование национального самосознания невозможно без осознания себя в окружающем мире. Динамизм происходящего требовал от художника немедленного отклика. Накопленный в журналах «Время» и

9 «Эпоха», отчасти в «Гражданине» опыт Ф. М. Достоевский стремился реализовать в выпусках «Дневника писателя», разработав оригинальный план материализации своих идей. Писатель «выстроил» трибуну, с которой решил ежемесячно разговаривать с аудиторией.

В этой связи, видимо, следует откорректировать достаточно распространенное мнение, что «Дневник писателя» был всего лишь связующим звеном между «Преступлением и наказанием», «Идиотом», «Бесами», «Подростком» - с одной стороны и «Братьями Карамазовыми» - с другой.

Конечно, (и Достоевский сам этого не скрывал) два года «передышки» стали временем накопления материала для романа, оказавшегося в творческой биографии писателя последним. Но нельзя не видеть, что «Дневник писателя» имеет самостоятельное значение как «сочинение», претендующее на отдельность своего существования.

И.Л. Волгин назвал «Дневник писателя» «дневником романиста»12.

Эта формулировка позволяет проецировать публицистические приемы письма, используемые Достоевским, на его сугубо художнический опыт, что дает возможность рассматривать качественные параметры «Дневника писателя» как систему художественно-публицистических циклов, как единой книги, целостной и универсальной одновременно.

Целостность «Дневника писателя» обеспечивается, во-первых, его хронологической повременностью - события в пересказе и в оценках автора разворачиваются по мере их развития (что не отменяет дискуссионных возвратов автора к прошлому, к уже однажды оцененным событиям).

Во - вторых, в «Дневнике» очевидно просматривается единый взгляд автора на происходящее. Причем, как уже было отмечено, перед нами в каждом выпуске один и тот же субъект высказывания — автор, подтверждающий собственную реальность ссылками на лично наблюдаемые факты. Уже в первом номере «Дневника» за 1876 год появляется маленькая

10 заметка «Одно слово по поводу моей биографии», в которой Достоевский словно напоминает, кто является автором издания.

Наличие в «Дневнике писателя» художественных текстов не отменяет существования биографического автора. Оба голоса - «живого» автора и «неявленного» повествователя (условного рассказчика) как бы «перебивают» друг друга («Мальчик у Христа на елке», «Колония малолетних преступников. Мрачные особи людей. Переделка порочных душ в непорочные. Средства к тому, признанные наилучшими. Маленькие и дерзкие друзья человечества» и прочее).

В - третьих, в «Дневнике писателя» отчетливо прослеживается определенный уровень взаимоотношений с аудиторией: автор не считает свою точку зрения окончательной, канонической. Но он стремится к тому, чтобы она, по - возможности, была принята аудиторией. Именно поэтому в «Дневнике писателя» господствует не проповеднический тон и даже не исповедальный, что, казалось бы, следовало ожидать от дневника, а тон ораторской речи, тон размышления вслух, тон готовности прислушаться и учесть другие точки зрения.

Поэтому, видимо, следует откорректировать точку зрения Т. В. Захаровой, считающей, что «само издание «Дневника писателя» есть принципиальная установка Достоевского на укорененность в текущее в поисках истины»13.

Истина для Достоевского - человека православного - заключается в Христе. Поэтому в своих публицистических текстах он ищет не истину, а путь, открывающий дорогу к ней. И в этих поисках он с готовностью принимает любую другую точку зрения, о чем пишет И. Л. Волгин: « Во всем творчестве Достоевского последовательно осуществлен один обладающий неотменимой универсальностью принцип: познание самого себя невозможно без Другого. По отношению к отдельному человеку в этом качестве может выступать другой человек; по отношению ко всему человечеству функция Постороннего принадлежит, очевидно, Богу.

Путь самопознания и самоисцеления начинается у Достоевского как действие, направленное на Другого»14.

В - четвертых, целостность «Дневника» обеспечивается проходящей через все выпуски полемичностью. «Пафос Достоевского<...> в полном отсутствии «тайных» идей, в открытом обращении к читателю с обсуждением самых острых и сложных проблем современности, в беспредельном доверии к свободной мысли.

Ради такого широкого обсуждения всех наболевших вопросов Достоевский и издавал свой «Дневник»»15.

Показательна реплика автора «Дневника» в связи с фактами искажения его биографии в «Русском энциклопедическом словаре». Напомнив составителям словаря турецкую пословицу: «Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели» (XXII, 38), Достоевский добавляет: «По возможности буду следовать в «Дневнике» моем этой премудрой пословице, хотя, впрочем, и не желал бы связывать себя заранее обещаниями» (XXII, 38).

Полемика Достоевского в «Дневнике» связана прежде всего с обсуждением наиболее острых проблем современной жизни России. Но надо признать, что и на выпады оппонентов против себя лично, Достоевский отвечал.

В - пятых, для «Дневника писателя» свойственно последовательное единство понятийного и образного методов исследования. Дело здесь не только в том, что в выпусках «Дневника» соседствуют художественные тексты и тексты публицистические - речь идет о взаимном обогащении их приемами, присущими как эстетически образному моделированию мира, так и логически статейному анализу реальной действительности.

Что же касается универсализма «Дневника», то он обеспечивается на предметном уровне широким разнообразием тем, отражающих реалии окружающего мира (универсальность содержания).

На уровне формы универсализм «Дневника писателя» связан с широким использованием приемов художественного и публицистического письма (речь идет не только о рассказах, включенных в «Дневник», но и о разнообразной беллетризации повествования: использовании прямой речи, экспрессивно - окрашенной лексике, конструкциях, свойственных беллетристике и так далее).

Универсализм «Дневника писателя» проявляется также в методе самого исследования - социологический анализ сочетается у Достоевского с приемами эстетически организованного анализа действительности через систему художественных образов.

И, наконец, универсализм «Дневника писателя» проявляется в том, что Т.В. Захарова назвала «эмансипацией личностного я» 16, то есть полнотой поведения биографического автора, легко использующего различные повествовательные формы - от автора - активного участника событий до нейтрального повествователя.

Исходя из сказанного выше, автор диссертации следующим образом формулирует стоящие перед ним задачи:

  1. Определить место «Дневника писателя» в творческой биографии Достоевского.

  2. Выявить своеобразие «Дневника писателя» как типа издания.

  3. Обозначить особенности авторского повествования в «Дневнике писателя».

  4. Определить жанр «Дневника писателя» Достоевского как целостного произведения.

Мы вправе говорить об актуальности предпринятого исследования еще и потому, что современная публицистика, во-первых, тяготеет к очевидной персонификации высказывания в пределах публицистического текста. Публицистика обращает внимание не просто на сообщение как таковое, а на факт, здесь важна не обезличенная оценка, а точка зрения субъекта высказывания, благодаря которой возрастает роль этого субъекта как

13 конкретного автора. В современной публицистике важна именно точка зрения конкретного лица, участвующего в формировании гражданского общества.

Во-вторых, перед нами «дневник» Достоевского - человека, к голосу которого прислушиваются. (Ко времени выхода «Дневника писателя» Достоевского уже знают как автора «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов» и других произведений). Точка зрения писателя важна для аудитории, так как его предыдущие публикации (и художественные тексты) вызывали интерес читающей аудитории, дискуссии в общественных кругах. Можно говорить о действенности публицистики Достоевского, на опыте которого отчетливо видим взаимоотношения на уровне «автор - аудитория».

Русский писатель в публицистике всегда был фигурой знаковой, в условиях ограничения политических свобод литература и публицистика оставались едва ли не единственным пространством для высказывания.

В ряду таких имен, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, без сомнения, стоит и имя Ф.М. Достоевского.

В - третьих, говоря об актуальности исследования, следует отметить, что темы, поднимаемые на страницах «Дневника писателя» Достоевского, -будь то национальные или общечеловеческие проблемы взаимоотношений поколений, человека и его связи с окружающим миром - не утратили своей актуальности до сих пор. Следует подчеркнуть, что художник, предлагающий аудитории свою точку зрения на происходящее, хочет быть услышанным. Публицистический текст (как, впрочем, и художественный текст) всегда диалогичен - он строится в расчете на отклик аудитории. Дневник как форма разговора с аудиторией предполагает не только слово -откровение, но и возникновение обратной связи, рожденной этим откровением. Дневниковая форма открывает дорогу эссеистическому повествованию, что заметно ощущается и в характере взаимоотношений Ф.М. Достоевского со своими читателями.

Объектом исследования является «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, выходивший как самостоятельное издание в 1876 -1877 годах, в августе 1880 и январе 1881 года. В своей совокупности эти 23 номера «Дневника писателя» позволяют проследить на содержательном уровне развитие определенных тем, имевших для писателя принципиальное значение, получить подтверждение выдвигаемому положению о жанровой специфике издания, говорить о своеобразии выражения авторской позиции в «Дневнике писателя».

Предметом исследования является изучение «Дневника писателя» Достоевского как типа издания, соединившего документальные и беллетристические формы повествования в их нерасторжимом единстве.

Это позволяет вынести на защиту следующие положения:

1. «Дневник писателя» Достоевского не просто связующее звено между
произведениями 60-70-х годов и романом «Братья Карамазовы», но
самостоятельное целостное произведение, представляющее собой
художественно - публицистический цикл, отражающий современную
Достоевскому действительность. Цикличность «Дневника писателя»
обеспечивается единством точки зрения автора, времени, места, формы и
развитием идей, которые последовательно проводит Достоевский. Общая
идея - трагическая несвязуемость разных социальных групп русского
общества и отсутствие стержневой веры.

  1. Жанрообразующей основой каждого выпуска «Дневника» является обозрение текущих событий и актуальных проблем.

  2. Своеобразие выражения авторской позиции «Дневника писателя» определяется последовательной взаимозаменяемостью биографического автора с повествователем: «Дневник» представляет собой текст, объединяющий разные повествовательные манеры в единое целое, скрепой которого служит персонификация повествования.

4. Субъект высказывания в «Дневнике» синкретичен - он вбирает в себя
реальное лицо и некий образ повествователя, что служит взаимообогащению
разножанровых текстов издания.

5. Целостность «Дневника писателя» обеспечивается единством
художественных образов с анализом реальных фактов действительности,
используемых в тексте «Дневника».

Таким образом, новизна работы заключается в том, что «Дневник писателя» впервые рассматривается как единый художественно-публицистический цикл, жанрообразующей основой которого является обозрение со всеми присущими ему признаками.

Одновременно уточняется своеобразие выражения авторской позиции в «Дневнике писателя» (биографический автор как субъект высказывания).

В основу методологии исследования положены методы системного и типологического анализа, позволяющие, анализировать публицистическое творчество Достоевского во взаимосвязи с его художественным творчеством и - одновременно - осуществить исследование типологии издания как моножурнала в ее связи с аналогичными изданиями.

Теоретическая значимость работы заключается в жанровой атрибуции «Дневника писателя» как определенного типа издания, в усилении той роли, которую играл Достоевский - публицист в формировании взглядов русского общества второй половины XIX века, в создании системного представления о месте публицистики писателя в его творчестве.

Практическое значение. В эпоху Интернета тип моножурнала становится все более популярным, поскольку любой автор может попробовать себя в такого рода издании. Кроме того, практическая значимость предпринятого исследования в том, что материалы диссертации используются в учебном процессе при чтении курсов «История отечественной литературы» и «История русской журналистики» на факультете журналистики Воронежского государственного университета, в

разработке спецкурса «Моножурнал как тип издания», подготовленного автором диссертации для студентов - журналистов.

Апробация работы прошла в рамках научно-практических конференций 2000-2005 гг. в г. Москве и Воронеже, где главы диссертационного исследования были представлены в виде тематических докладов; отдельные части работы опубликованы в виде тезисов в сборниках материалов научно-практических конференций Москвы, Санкт - Петербурга, Воронежа, в статьях альманаха «Акценты» (г. Воронеж).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии критической и научной литературы.

Примечания к введению

  1. Волгин И.Л. Достоевский - журналист / И.Л. Волгин. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -С.4.

  2. Фридлендер Г.М. Примечания / Г.М. Фридлендер // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. - Л.: Наука, 1981. - Т.22. -С. 279.

  3. Мы выводим за пределы нашего исследования «Дневник писателя», публиковавшийся в 1873 году в составе газеты-журнала «Гражданин» князя В.П. Мещерского, поскольку многие сущностные его параметры определялись принадлежностью к этому изданию. Только «Дневник писателя» Достоевского, выходивший с 1876 года как самостоятельное издание, дал возможность «раскрыться» тем идеям, которые заложил писатель в свой первоначальный замысел. Кроме того, форма «Дневника» сложилась лишь в рамках самостоятельного сочинения.

  4. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования / В.Ф.Переверзев.

- М.: Сов. писатель, 1982. - 512 с.

Гроссман Л.П. Жизнь и труды Ф.М. Достоевского: Биография в датах и документах / Л.П. Гроссман. - М - Л.: Academia, 1935. - 382 с. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К.В. Мочульский.

- М.: Республика, 1995. - 607 с.

Бурсов Б. И. Личность Достоевского. Роман - исследование /

Б.И. Бурсов. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 680 с.

Селезнев Ю.И. Достоевский / Ю.И. Селезнев. - 3-е изд. - М.:

Мол. гвардия, 1990. - 541 с.

Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XX века / Ю.Ф. Карякин. —

М.: Сов. писатель, 1989. - 656 с.

5. Кирпотин В. Я. Достоевский - художник. Этюды и исследования /
В.Я. Кирпотин. - М.: Сов. писатель, 1972. - 320 с.

Волгин И.Л. «Дневник писателя»: текст и контекст / И.Л. Волгин

18 II Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1978. - С. 151-159. Волгин И.Л. Достоевский - журналист: («Дневник писателя» и русская общественность) / И.Л. Волгин. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -75 с. Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» 1861-

1863 г.г. /B.C. Нечаева. -М.: Наука, 1972. - 317 с.

Нечаева B.C. Журнал М.М. И Ф.М. Достоевских «Эпоха» 1864 -

1865 г.г. / B.C. Нечаева. - М.: Наука, 1975. - 303 с.

Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература /

Г.М. Фридлендер. -Л.: Сов. писатель, 1985. -456 с.

Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского /

Л.М. Розенблюм. -М.: Наука, 1981.-368 с.

Туниманов В.А. Публицистика Достоевского. «Дневник писателя»

/В. А. Туниманов//Достоевский-художник и мыслитель. - М.: 1972.

- С. 165-209.

Захарова Т.В. «Дневник писателя» как оригинальное жанровое явление

/ Т.В. Захарова // Творчество Достоевского. Искусство синтеза. —

Екатеринбург, 1991. - С. 251 - 284.

Захарова Т.В. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского как

художественно-документальное произведение / Т.В. Захарова //

О художественно - документальной литературе. - Иваново, 1972. -

С. 89-110.

Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского / В.Н. Захаров. -

Петрозаводск: ПТУ, 1978. - 110 с.

Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика /

В.Н. Захаров. - Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1985. - 209 с.

Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм / Г.К. Щенников -

Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. - 352 с.

Смирнов В.Б. Ф.М. Достоевский и русская демократическая

журналистика 70-80-х годов / В.Б. Смирнов. - Волгоград: Изд - во Волгоград, ун - та, 1996. - 128 с.

6. Достоевский. Материалы и исследования. - Л.: Наука, 1974 -2000
Гачев Г. Д. Исповедь, проповедь, газета и роман. (О жанре «Дневника
писателя» Ф. М. Достоевского) / Г. Д. Гачев // Достоевский и мировая
культура. - СПб., 1993. -№ 1, ч. 1. - С. 7-13.

Фокин П.Е. Учителю, научися сам! (Достоевский - литературный критик. «Дневник писателя» 1876 - 1877) / П.Е. Фокин // Достоевский и мировая культура. - М.: Классика плюс, 1996. -№7.-С. 18-42.

Свительский В.А. Мироотношение Достоевского и принципы его воплощения в романах писателя 60-70-х г.г. / В.А. Свительский // Дис. на соиск. уч. степ, канд.филол. наук. - Воронеж, 1971— 411 с.

  1. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. - М.: Просвещение, 1972. - С. 110.

  2. Лихачев Д.С. О филологии / Д.С. Лихачев. - М.: Высшая школа, 1989. -С.67.

  1. Владимирцев В.П. Поэтика «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского: этнографическое впечатление и авторская мысль / В.П. Владимирцев. -Иркутск: Изд -во Иркут. ун - та, 1998. - С.12-13.

  1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. / Ф.М. Достоевский.- Л.: Наука, 1981. - Т.22. - С. 136. В дальнейшем все ссылки на это издание даются в скобках в тексте, где римские цифры означают том, арабские - страницу.

  2. Русский мир. - 1876. - № 38. - 8 февр. - С. 1.

  3. Волгин И.Л. Достоевский - журналист («Дневник писателя» и русская общественность) / И. Л. Волгин. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 66.

  1. Захарова Т.В. «Дневник писателя» как оригинальное жанровое явление» / Т.В. Захарова // Творчество Достоевского. Искусство синтеза. -Екатеринбург, 1991. -С. 275.

  2. Волгин И.Л. Ничей современник / И.Л. Волгин // Октябрь. - 2002. -№3.-С. 147-148.

  3. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского / Л.М. Розенблюм.-М.: Наука, 1981.-С. 117.

  4. Захарова Т.В. Указ. соч. - С. 259.

Публицистичность творчества Достоевского

Творчество любого художника не укладывается в перечень созданных им произведений. Рядом с художественными текстами всегда существуют творческие заготовки - отдельные записи, высказывания, зафиксированные в письмах, дневниках, разговорах с близкими и друзьями, в воспоминаниях современников, позволяющих понять творческую манеру автора.

Достоевский в данном случае не исключение. Литературное наследство писателя охватывает не только произведения, созданные писателем в 40 -70 -е годы, но и многочисленные высказывания (устные и письменные), запечатленные в разного рода документах.

Особенность Достоевского - художника заключается в том, что на протяжении практически всего творческого пути он соединял в своих текстах художественный анализ с опорой на реальные факты действительности.

«Усиление памфлетности и тенденциозности в романах 60-х годов закономерно подготовило появление «Дневника», - пишет В.А. Туниманов -из сферы «чисто» художественной Достоевский все больше стремится к публицистике, учительству, проповедничеству». Не отрицая усиление публицистических приемов письма в произведениях писателя 60-х годов, следует отметить, что с «Бедных людей» ощутимо стремление художника соединить художественный образ с публицистической оценкой действительности.

Мы привыкли традиционно рассматривать Достоевского прежде всего как неповторимого писателя - психолога, вторгающегося в самые глубинные пласты человеческого сознания, выводя на периферию творчества публицистику писателя, оставляя ей как бы второе место в многообразном его творческом наследии. Между тем, словосочетание «прежде всего» здесь, видимо, не очень уместно. Художественное и публицистическое начала в творчестве писателя нерасторжимы. «Литературно-журнальное двоемирие было нормальным рабочим состоянием Достоевского. Журналистская линия в его писательской биографии постоянно пересекается с литературной и в конце концов приводит к объединительным синтезирующим формам «Дневника писателя». «Дневник» - высшее и наиболее полное совоплощение этого двуединства: литератора - в журналисте и журналиста в литераторе».2 Чтобы понять специфику «Дневника писателя» как типа издания, необходимо обратить внимание, прежде всего, на некоторые черты, присущие творческому процессу Достоевского в целом.

Говоря о публицистическом начале, свойственном Достоевскому, следует, вероятно, обратить внимание на три его проявления.

Первое - нескрываемый интерес художника к современным явлениям. Это проявляется не только в обращении к публицистическому письму, но и к насыщению художественных произведений реалиями дня. Уже в первом своем романе «Бедные люди» Достоевский, рассказывая о литературных интересах Макара Девушкина, ссылается на произведения Пушкина и Гоголя, демонстративно соглашаясь с одним и полемизируя со вторым.

Второе - реальность служит отправной точкой для фантазии художника («Записки из Мертвого дома», «Бесы», «Братья Карамазовы»). При этом Достоевский не только использует факт как повод для создания образной картины мира, но и выступает как глубокий аналитик процессов, протекающих в современной ему России. Не случайно понятия «бесы», «бесовщина», «случайное семейство», «мертвый дом» стали на десятилетия образами, символизирующими определенные явления текущей жизни.

Третье - публицистическое начало проявляется в организационно-творческой деятельности писателя: как фельетонист «Санкт-Петербургских ведомостей» («Петербургская летопись») Достоевский участвует в издании и редактировании (совместно с М.М. Достоевским) журналов «Время» и «Эпоха», выступает как очеркист («Зимние заметки о летних впечатлениях»), как автор «Ряда статей о русской литературе» («Время», 1861), как автор многочисленных полемических заметок, статей, рецензий.

«Чистая «публицистика» Достоевского есть его основная стихия и как художника. Его бытие журналиста ... , живущего и работающего в обстановке и сутолоке большого города, наложило... неизгладимую печать на все его творчество, на его приемы письма» 3, - пишет В.А. Десницкий.

Дело, разумеется, не столько в том, что писатель был горожанином, а в том, что для Достоевского, как подчеркивает Десницкий, «нет разрыва между публицистикой и искусством»4. Публицистическое и художественное начала существовали в произведениях писателя нерасчленимо. Эта нерасчленимость просматривается прежде всего в том, как идеи, беспокоящие Достоевского -реального человека, реализуются не только в прямых его высказываниях, но и системе образов и характеров произведений писателя.

В публицистике Достоевского поражает, во-первых, та быстрота реакции, с какой писатель откликается на волнующие его события, а, во-вторых, та искренность, с какой автор высказывается.

Типология «Дневника писателя» Достоевского

Типологические особенности «Дневника писателя» определяются, во-первых, писательской близостью издания традиционному русскому толстому журналу, во-вторых, принадлежностью издания к так называемой «дневниковой прозе»; в - третьих, «моножурнальностью» издания; в-четвертых, «писательским» характером текстов, в издании публикуемых.

Со времен карамзинского «Вестника Европы» (1802), проложившего в России дорогу аналогичным изданиям, русский толстый журнал выполнял две важнейшие функции - духовно-нравственное просвещение общества и консолидацию групповых взглядов и интересов. Так называемое «направление» журнала в отсутствие политических свобод служило поводом для объединения единомыслящих вокруг той или иной редакции. История «Современника», «Отечественных записок», «Голоса», «Русского вестника», «Русского богатства», «Мира Божьего» - тому подтверждение. «Толстый» журнал в России стал в XIX веке трибуной, с которой звучали голоса самых авторитетных российских мыслителей - философов, экономистов, историков, литераторов, педагогов.

Н. Н. Козлова в этой связи пишет: «Поразительный симбиоз великой русской литературы, которая почти вся пришла к читателю со страниц «толстого» журнала, и текущей политической жизни во внутреннем и иностранном обозрениях, а затем и в общественной хронике позволили этому типу издания стать лабораторией общественной мысли. Здесь впервые становились достоянием публики и сразу проходили испытания на прочность в острейшей полемике практически все эстетические, социальные, философские, экономические, этические, педагогические идеи, которые рождала постоянно переходная российская действительность. Каждый журнал имел свою оригинальную концепцию развития страны, а многие - и программу ее реализации, заявляя из номера в номер о праве, желании, наконец, способности частного человека иметь мнение по важнейшим проблемам государственного и превосходящего государственный масштаба, участвовать в их решении».

Замысел нового издания (одно из первоначальных названий - «Дневник литератора») Достоевский вынашивает в конце 60-х годов, вскоре после того, как прекратили свое существование журналы «Время» и «Эпоха». Живя за границей в 1867 - 71 годах, Ф.М. Достоевский мечтает возвратиться к публицистической деятельности, о чем свидетельствуют его письма.

Из письма С.А. Ивановой, племяннице писателя, переводчице - 29 сентября 1867 года: «Хочу издавать, возвратясь, нечто вроде газеты. Я даже, помнится, Вам говорил это вскользь, но здесь теперь совершенно выяснилась и форма и цель... А для этого надо быть дома и видеть и слышать все своими глазами». (XXVIIb , 224).

Из письма А. Н. Майкову 11 декабря 1868 года: «У меня есть уже два или даже три издания». ( XXVIIh, 329).

Существенно признание Достоевского в письме к С.А. Ивановой -«теперь совершенно выяснилась и форма и цель» будущего издания. До реализации замысла еще девять лет.

В январе 1873 года Ф.М. Достоевский принимает предложение редактировать еженедельник В.П. Мещерского «Гражданин». Один из мотивов - катастрофическое безденежье писателя. Главный — огромное желание иметь собственную трибуну, 3000 рублей в год и построчная плата-вот экономические выгоды (если эти условия можно назвать выгодными).

Проигрыш очевиден: во - первых, Достоевскому все время приходится лавировать между репутацией ретроградного издания и собственной репутацией, во-вторых, редакторская работа почти не оставляет времени для творчества. Вот строки из письма М. Погодину от 26 февраля 1873 года: «Вижу, что все время мое занято журналом, что писать я уже не могу больше и прихожу в раскаянье и отчаянье .. Решительно думается мне иногда, что я сделал большое сумасбродство, взявшись за «Гражданина» (ХХГХі, 262-264).

Чуть позже он снова сетует на свое положение. В письме И.П. Погодину 12 ноября 1873 года Достоевский признавался, отметая упреки в своем творческом содружестве с Мещерским: «Уверяю Вас, что я, нижеподписавшийся, здесь ни при чем; я составляю №, читаю статьи, переделываю их и изредка пишу сам - вот моя работа. Что же до всего прочего, то если б я и захотел - не могу о том иметь понятия» (XXIXі, 308).

И это притом, что «Гражданин», редактируемый Достоевским, прибавил в тираже (подписчиков 1800, то есть уже больше прошлогоднего, а между тем подписка все еще не прекращается и течет в известном порядке...Отдельная же распродажа номеров упятерилась) (XXIXi, 263).

Кроме редакторства, Достоевский принял на себя и ведение рубрики «Дневник писателя», которая предвосхитила будущее самостоятельное издание под тем же названием. Рубрика в любом издании - его составная часть. Она не может выпадать из общего контекста публикуемых в издании материалов. Как бы ни был самостоятелен публицист, ведущий ту или иную рубрику, он не может не соотносить материалов, публикуемых за собственной подписью, с другими материалами номера (и с позицией журнала в целом).

Взаимодействие жанров в «Дневнике писателя

Атрибуция «Дневника писателя» как публицистического цикла требует развернутой аргументации.

Начать следует с общей теории жанра, его определения. В современной филологической науке до сих пор спорят о природе жанра и его признаках. В.Е. Хализев признается: «Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации ... , упорно сопротивляются им».1 Сложность проблемы заключается в том, что на протяжении всего XX века теоретики спорили о том, что считать доминирующим признаком жанра - его структуру, масштабы изображаемой им действительности или определенные содержательные признаки (тему, характер разработки конфликта, ориентацию на восприятие текста аудиторией и так далее). При этом участники дискуссии игнорируют замечание В. Томашевского: «Совокупность доминант и является определяющим моментом в образовании жанра».2

О чем идет речь?

Все исследователи сходятся на том, что жанр - категория исторически -конкретная (то есть тесно связанная с определенными этапами развития общества), типологическая (то есть решающая определенные познавательные задачи), морфологическая (то есть обладающая специфической моделью реальности); эстетическая (то есть представляющая особую модель воспроизведения действительности); творчески созидательная (то есть позволяющая аудитории создавать на основе увиденного, услышанного, прочитанного свое представление о мире).

Иными словами, можно выделять важнейшие жанрообразующие признаки: субъектно-объектная организация текста; пространственно-временная организация текста; интонационно - речевая организация текста; идейно-тематическая организация текста. М. Гаспаров подчеркивает: «Создать новый жанр - это значит закрепить за определенными формами определенные темы и связать их между собой устойчивой совокупностью мыслей и чувств».3 Данное наблюдение относится и к уже существующим жанрам.

Жанр — это не просто прием, с помощью которого автор реализует свой замысел. «Жанр, - подчеркивает Л.Е. Кройчик, - это оптимальный способ решения конкретной творческой задачи».

Итак, что же такое жанр?

Любопытным представляется высказывание самого Ф.М. Достоевского, содержащееся в статье «По поводу выставки»: «Что такое в сущности жанр? Жанр есть искусство изображения современной, текущей действительности, которую перечувствовал художник сам лично и видел собственными глазами, в противоположность исторической, например, действительности, которую нельзя видеть собственными глазами и которая изображается не в текущем, а уже в законченном виде» (XXI, 76). И хотя речь идет о жанре в живописи как особой разновидности изображения мира, писатель справедлив, когда говорит о том, что для жанра принципиальное значение имеет личное прочувствование текущей действительности. На этом основана вся публицистика.

«Жанр - исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования».5

«Жанры - это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений».6

Под жанром понимается повторяющеяся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразным отражением явлений действительности и характером отношений к ним художника».

«Жанр - форма эстетической организации жизненного материала, выявляющая отношение художника к окружающей действительности». 8

Последнее определение представляется наиболее подходящим для дальнейшего разговора о жанровой составляющей «Дневника писателя», поскольку в нем очевидно улавливается публицистический акцент. Любой публицистический текст четко сориентирован не просто на отражение реальной действительности, но и на установление прочных связей с аудиторией, что позволяет автору максимально актуализировать восприятие содержащейся в тексте информации. В публицистических текстах конвенциальные отношения играют существенную роль. Они выявляют дискурсивные свойства публицистического текста как речевого высказывания, актуализирующего отношения автора с аудиторией.

В этой связи следует признать, что уровень конвенциальности публицистических жанров выше, чем у жанров в иных видах творчества. Это связано со спецификой газетно-журнальной периодики, распространяемой в значительной степени по подписке, т.е. в аудитории, сознательно сделавшей свой предварительный выбор. Предварительность выбора ко многому обязывает издателей и авторов: они стремятся удовлетворить не только тематические и персоналистские ожидания аудитории, но и ожидания ; жанровые.

В своей статье «Редакционный архив «Дневника писателя» (1876 - 1877) И.Л. Волгин приводит интересные данные: в 1877 году «Дневник» распространялся по подписке в 660 населенных пунктах. Его получали как частные лица, так и библиотеки (74 экз.), различные учреждения (69 экз.), учебные заведения (18 экз.). В двух столицах «Дневник» насчитывает 478 подписчиков, в провинции - 1542 читателя. К этому числу следует прибавить, считает И. Волгин, еще 1000 - 1200 экземпляров розницы. «Дневник» выписывали в Мценске, Лебедяни, Ливнах, Торжке, Каховке,

Ахтырке. Исследователь резонно считает, что «Дневник» был изданием общенациональным.

Кто выписывал «Дневник писателя»? Если судить по скрупулезным расчетам с подписчиками, осуществленным А.Г. Достоевской после смерти мужа, то видно, что в 1881 году среди подписчиков преобладала мелкая и средняя интеллигенция - учителя, судейские работники, военные, чиновники, врачи, инженеры, студенты, лица духовного звания.9

Речь в данном случае идет о подписчиках, но, видимо, и приобретавшие издание в розницу, и другие возможные категории читателей (например, члены семей) принадлежали к тому же кругу лиц.

Задумывая «Дневник писателя», Ф.М. Достоевский достаточно отчетливо представлял характер своего общения с аудиторией.

Во-первых, ежемесячное издание предполагало регулярную - в последний день каждого месяца - встречу с читателем. Регулярность поддерживает интерес у читателя, создает нужный психологический эффект ожидания беседы со знакомым собеседником.

Во-вторых, издание, именуемое «Дневником», настраивает на встречу с конкретным человеком, на беседу с личностью, не боящейся придирчивого взгляда и сопоставления своей точки зрения с точкой зрения читателя. Диалог в такой форме общения возможен, но он не обязателен. Достоевский нечасто, но вступал в публичную переписку с читателями (иногда эта переписка носила закрытый характер). Несомненно, аудитория, обращаясь к «Дневнику», ждала Слова автора «Бедных людей», «Записок из Мертвого дома», «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка».

Автор публицистического текста как субъект высказывания

Подводя итоги первого года издания «Дневника», Ф.М. Достоевский пишет: «Главная цель «Дневника» состояла в том, чтобы по возможности разъяснять идею о нашей национальной духовной самостоятельности и указать ее по возможности в текущих представляющихся фактах .. . Россия сильна народом своим и духом его, а не то что лишь образованием, например, своим просвещением и проч., как в некоторых государствах Европы»(ХХI, 62).

Слова эти помогают более отчетливо выявить пафос «Дневника» и его смысловую доминанту - интерес к духовному состоянию народа. О чем бы ни писал Достоевский - о Восточном вопросе, о месте русской интеллигенции в обществе, о конкретной практике отечественных судов, о положении женщины в обществе, о взаимоотношениях отцов и детей — его мысль как стрелка компаса всегда возвращается к главному: к нравственному обеспечению личности.

Этот интерес служит не просто смысловой составляющей всего повествования, но и определяет характер его. В центре внимания читателя оказывается не столько событие, сколько взгляд на это событие самого автора «Дневника». Именно поэтому можно говорить о своеобразной публицистической антропологии «Дневника»: все происходящее Достоевский рассматривает не просто как результат деятельности человека, а как следствие проявлений глубинных свойств его души. Человек как микрокосм - источник разнообразных (подчас - болезненных) противоречий, создающих напряжение в обществе, но такова его неизменная, неотменимая природа, и с этим необходимо считаться.

В неменьшей степени антропология «Дневника» выявляется и личностью самого повествователя. Георгий Гачев, размышляя о жанре «Дневника», пишет, что издание это представляет собой «одновременно исповедь, проповедь, газету и роман» , что позволяет говорить о трех составляющих позиции автора «Дневника». Субъект высказывания здесь одновременно - проповедник, художник, публицист, предлагающий аудитории свои взгляды в форме искренней и публичной исповеди. Каждая из этих составляющих - одно из свойств личности писателя, заметно проявляющихся в повествовании.

Антропологическая доктрина Достоевского в художественном варианте представлена в произведениях писателя - в «Бедных людях», «Двойнике», в «Униженных и оскорбленных», в «Записках из подполья», в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», «Бесах», «Подростке», «Братьях Карамазовых». Суть концепции писателя - личностные качества каждого человека определяются не столько обстоятельствами внешнего воздействия, сколько факторами внутренней состоятельности каждого. Эта внутренняя состоятельность обеспечивается в первую очередь уровнем духовной жизни человека. Как своеобразное завещание звучат слова Достоевского, сказанные в речи о Пушкине 8 июня 1880 года, обращенные к современникам: «Смирись, гордый человек ... , и прежде потрудись на родной ниве .. . , не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой - и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где - нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя - и станешь свободен как никогда...и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его» (XXVI, 139).

Смирение для Достоевского - не покорность перед судьбой, а движение к Богу, постижение его подчинения вере, отказ от эгоистических побуждений. Писатель призывает человека постичь глубину своего внутреннего мира. Смирение не в признании окружающего мира идеальным, не в отказе от борьбы с его недостатками, а в самосовершенствовании. Это самосовершенствование должно начинаться с подавления собственного самолюбия, с укрощения собственного характера. Не случайно Достоевский так внимателен к судебным процессам, связанным с проступками людей против человечности - покушениями на убийство близких, истязанием детей (дело Кронеберга, дело Корниловой, о которых он пишет в «Дневнике»). Человек - «универс», по мысли Достоевского, который вбирает в себя разнообразные качества, человек может быть разумен и иррационален, велик и ничтожен. Тут многое (если не все) зависит от способности взглянуть на себя со стороны и попытаться объяснить самому себе происходящее: «Главное, не лгите самому себе», - повторяет старец Зосима «Братьях Карамазовых», и писателю очень хочется, чтобы этот призыв был услышан. В человеке живет жажда свободы, неискоренимое желание жить, дух нравственной независимости. Эти чувства и следует культивировать.

В интересной статье «Маркс, Достоевский, Фрейд: три антропологических проекта» Л.С. Драгунская 2 говорит о том, что три «проекта человека», сформулированные в свое время Марксом, Достоевским и Фрейдом, соответствуют трем различным взглядам на природу человеческой личности. «Язык» Маркса - это атеизм, материализм, культ позитивного знания, ... экономики над идеологией, оправдание целесообразного насилия, социальный конструктивизм, социалогическое понимание вины и ответственности».

Похожие диссертации на "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского: типология, жанр, антропология