Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации Баконина Марианна Станиславовна

Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации
<
Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баконина Марианна Станиславовна. Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации : диссертация ... кандидата политических наук : 10.01.10.- Санкт-Петербург, 2003.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-23/188-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Классическая доктрина джихада 10-71

1.1. Зарождение доктрины джихада: проповедь Мухаммада и сочинения богословов первых веков ислама 13-28

1.2. Практика джихада при Мухаммаде и его преемниках ..29-43

1.3. Россия и джихад 44-68

Глава 2. Джихад и мировая информационная политика 72-159

2.1 Доктрина джихада в XX веке: идеология и практика.. 73-106

2.2 Глобальный джихад и СМИ 107-132

2.3 Чечня: джихад и информационная политика 133-159

Заключение 160-165

Приложение 166-188

Библиографический список литературы

Практика джихада при Мухаммаде и его преемниках

Согласно конкордансу Флюгеля , слова с корнем "джим-ха-даль" встречаются в шестнадцати сурах Корана. В некоторых случаях словообразования от этого корня переводятся вне связи со значением "священная война", а в более широком смысловом значении этого корня: стараться, трудиться, напрягаться, бороться с трудностями, напрягать усилия, отдавать все силы - и даже в некоторых случаях: клясться, то есть прилагать усилие словом. Это лексическое значение впоследствии также повлияет на формирование доктрины джихада21.

В данном случае уместно привести почти все стихи Корана, где упоминаются коренные буквы слова "джихад", поскольку и на раннем этапе существования ислама и при более поздних толкованиях, именно расширенные значения этого корня позволили впоследствии сформулировать доктрину джихада, не только в военной, но и в философской ее части.

Итак, корень "джим-ха-даль" встречается в шестнадцати сурах Корана. При этом достаточно примечательно распределение по сурам, хронологическое и историческое.

На первом этапе, в поэтический период, когда еще только шло формирование общих религиозных представлений и мировоззрения самого Пророка, это понятие не встречается.

Первый раз слово с этим корнем появляется в сурах второго мекканского периода, т.н. "рахманские" суры, причем понятие попадается только один раз. Это 25-ая сура, стих 54.

В сурах, произнесенных Мухаммадом в третий мекканский период, слова с этим корнем встречаются несколько чаще. Это стихи 5, 7 и 69 в 29-ой суре, стих 14 в 31-ой суре и стих 109 в 6-ой суре. То есть понятия, так или иначе связанные с этим корнем занимают вероучителя в более поздний, пророческий период куда больше.

Но чаще всего понятие "джихад", причем часто уже только в значении "священная война", "война за веру" упоминается в сурах последнего мединского периода. Эти суры большинство исследователей признают законодательными, каноническими, созданными человеком, который уже управляет пусть небольшой, но влиятельной и победоносной общиной-государством.

Особенно часто это понятие в той или иной форме встречается в 9-ой суре, которую многие исследователи считают программной, чуть ли не политическим завещанием Мухаммада. Там слова с корнем "джим-ха-даль" упоминаются в 16, 19, 20, 24, 29-30, 41, 44, 74, 80, 86 и 87 стихах. И, наконец, в 39, 58 и 59 стихах 5-ой, последней по дате написания суре Корана .

Уместно проанализировать и содержание стихов Корана, где упоминается понятия связанные с джихадом, применительно к конкретным событиям, которые переживали сам Мухаммад и община мусульман. Сура 25-ая, стих 54. «Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой» (некоторые исследователи полагают, что за неопределенным местоимением "этим" имеется в виду не неповиновение неверным, а Коран, который и должен стать оружием при борьбе с неверными .

Это рахманская сура, в которой уже полно и подробно перечислены признаки верующих и неверных, говорится о наказаниях отступникам. Иными словами, вероучение уже сформулировано и уже очевидно, что за веру придется бороться (см. сура 25 стихи 25-28, где некоторые исследователи видят пророчество о битве при Бадре)24.Следующее упоминание понятия джихада в 16-ой суре связано со значением "клясться". (См. Приложение 1.1)

Здесь был выбран наиболее точный перевод: "клясться", однако из контекста следует не только противопоставление верных, то есть последователей Мухаммада, и неверных, но и необходимость применять усилие, хотя и словесное, в борьбе с неверными. Причем дальше следует обещание награды верующим и наказания неверующим. Именно награда в будущей жизни, прямая и полученная непосредственно после смерти вступившего на путь джихада, стала одним из основных элементов доктрины джихада и является, как будет показано впоследствии, важным аргументом для мусульман, которые вступали на путь джихада, становились муджахедами в прошлом и делают это сейчас.

Далее следуют в хронологическом порядке остальные стихи из пророческих мекканских сур, в которых упоминается понятие "джихад" в разных значениях корня «джим-ха-даль». (См. Приложение 1.2. Подчеркнуто везде автором)

Однако гораздо более полно и отчетливо представления джихада сформулированы в мединских сурах, и это чувствуется с самого начала, в самой первой по времени произнесения в Медине второй суре Корана. (См. Приложение 1.3)

Уже две первых мединских суры, в которых упоминается джихад, показывают, насколько существенной для общины стала эта доктрина. В обоих случаях наставления Пророка связаны с конкретными событиями, будь то упоминание о нападении в раджабе (январе) 624-го года на караван курайшитов в Нахле или битва при Бадре (2 г.х. - 624 г. н.э.).

В данном случае можно предположить, что конкретные политические обстоятельства заставили Мухаммада гораздо более полно, четко и определенно сформулировать первые постулаты доктрины джихада уже только и именно как войны с неверными, как борьбы с теми, кто противостоял маленькой общине мусульман, переселившейся из Мекки в Медину. Не менее показательны суры 47 и 61. (Приложение 1.4)

Хотя некоторые исследователи считают эту суру мекканской, более правдоподобным выглядит предположение Крачковского, что она была произнесена вскоре после битвы при Ухуде (4 г.х. - 625 г. н.э.) Есть прямое обвинение в адрес тех, кто откололся от войск Мухаммада при этой битве, есть и указание на готовящееся нападение на племя Бану Надир. Фраза "Помощь Аллаха и близкая победа" была написана на знаменах отрядов мусульман именно в это время26.

Четвертая сура (Приложение 1.5.) также датируются 3-5 годами хиджры (625-626-ой гг. н.э.), то есть часть стихов произнесена до битвы при Ухуде, а часть непосредственно после этой битвы, то есть после большого поражения.

Отсюда и призывы к священной войне, и упреки в адрес тех, кто остался в Мекке, и упреки тем, кто не сражается, и обещание благополучия в этой и будущей жизни тем, кто сражается. При этом уже наличествует представление об участнике священной войны -джихада, как первом среди равных. Все мусульмане равны перед Аллахом, но тот, кто сражается степенью, то есть в десятки раз больше заслуживает награды. В этой же суре начинается перенос эсхатологических представлений Мухаммада на концепцию джихада.

Также в четвертой суре впервые сформулирован запрет на умышленное убийство мусульманина, то есть джихад может вестись только против неверных. Объект джихада назван четко, определено и наказание за убийство мусульманина, но как будет показано далее, этот постулат преобразовывался в зависимости от конкретных политико-экономических обстоятельств в различных мусульманских странах.

Однако согласно первоначальной доктрине джихад можно был вести только против неверных, правда, следует признать, что даже на протяжении жизни Мухаммада содержание понятия "неверный" менялось неоднократно.

Эти и некоторые другие, в частности стихи 57-59 22-ой суры (см. Приложение 1.6) были произнесены во время войны с иудеями, до и после битвы при Бадре, есть упоминания об убитых, которые уже получили награду Аллаха, есть призыв к войне. Но формулировки достаточно размыты, и именно эти строки впоследствии использовались мусульманскими богословами при создании доктрины джихада сердца и духа - молитва, пост и очищение, как элементы джихада. Эти же части доктрины джихада разрабатывались и на основании стихов 8-9 66-ой суры. (Приложение 1.7)

Незадолго до взятия Мекки сторонниками Мухаммада Пророк произнес 60-ую суру, в которой определен раздел между верующими и неверными, вводился запрет на любую дружбу с неверными. И хотя текстом суры допускается возможность заключения мира с неверными, и даже возможность их прощения, но прощение и мир строго обусловливаются: это те из неверных, кто не сражался с мусульманами. (Приложение 1.8)

Россия и джихад

Россия как государство сталкивалась с джихадом с момента появления на ее рубежах мусульманских государственных образований. С момента, когда Золотая Орда приняла ислам, все походы на Русь стали джихадом. Российский историк Лев Гумилев, сторонник теории симбиоза Орды и Руси, указывал даже, что отношения между двумя сторонами изменились качественно именно после исламизации Золотой Орды60. Под лозунгами джихада пришел на Русь Тимур - Тамерлан, под теми же лозунгами в течение веков проходили все набеги казанских и крымских татар на южные земли России. Доктрина джихада была идеологической концепцией, которая помогала старнам ислама обеспечивать войны с Россией, как это происходило в Иране и Турции в ХУШ и XIX в.в.

Причем в этих случаях джихад становился чем-то вроде государственной военной доктрины.

К примеру, концепция джихада, разработанная шиитами-имамитами, активно реализовывалась именно тогда, когда шиизм имамитского толка стал государственной религией в Иране при Сефевидах и позже.

Практические военно-политические способы использования доктрины джихада в Иране во время подготовки и ведения войн с Россией в 18 и 19 веках представляют особый интерес и позволяют наглядно показать, как именно общая религиозная доктрина применялась для решения совершенно конкретных политических задач, стоящих перед государством.

Для рассмотрения доктрины джихада и ее практического применения в первой четверти XIX века представляется ценным использовать рукописное сочинение Абу-л-Хасана ибн Мухаммада Казима "Айат ал-иджтихад фи и лам ал-убад"61 - это одно из немногих шиитских богословских сочинений, посвященных исключительно джихаду. Табатабаи приводит в своем каталоге всего 13 шиитских сочинений, посвященных исключительно джихаду62.

Чтобы яснее представить, почему именно таким образом автор сочинения о джихаде истолковал давно разработанную концепцию, необходимо обрисовать военно-политическую ситуацию в Иране в первой четверти XIX века.

В 1796 году Ага-Мухаммад Каджар короновался в Тегеране шахом Ирана. После смерти Ага-Мухаммада в 1797 г. ему наследовал его племянник Фатх-Али хан (1797 - 1834 гг.), но во многих провинциях шахская власть была чисто номинальной.

В XIX в. Иран включается в орбиту политики европейских держав. Это впоследствии превратило его в зависимую, а чуть позже в полуколониальную страну.

Активную политику в Иране и Закавказье (об этом ниже) проводили Англия, Франция и Россия. Однако в начале XIX в. интересы Англии и Франции ограничивались торговлей, а также желанием не допустить увеличения влияния России на Кавказе и в Центральной Азии. А Россия уже с начала ХУШ в. проводила политику захвата территорий в Грузии, Армении и других частях Кавказа и Закавказья, которые издавна входили в сферу интересов и влияния Ирана и Турции.

В 1804 г. русские войска захватили Гянджу - началась первая русско-иранская война, которая закончилась поражением Ирана и подписанием мирного договора в Гулистане (1813 г.). По гулистанскому договору за Россией закреплялись все территории занятые русскими войсками. Иран отказался от притязаний на Дагестан, Грузию, Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское и Бакинское ханства. Россия получила исключительное право держать военный флот в Каспийском море и значительные торговые привилегии.

После окончания войны наследный принц и губернатор Азербайджана Аббас-Мирза (1789 - 1833 гг.) начал реорганизацию армии и за 1814-1823 гг. достиг определенных успехов. Преимущества военной реформы Аббаса-Мирзы стали очевидны во время ирано-турецкой войны 1821 - 1823 гг., которая была победоносной для Ирана, хотя и не дала территориальных приобретений и других привилегий Тегерану. По мнению М.С. Иванова, такая умеренность шахского Ирана при заключении мирного договора со Стамбулом объяснялась тем, что в ходе подготовки к войне с Россией, Фатх-Али шах не хотел обострять отношения с Турцией и избежать войны на два фронта63.

Антирусские настроения были крайне сильны при шахском дворе. Возможно, именно поэтому потерпела полную неудачу миссия Ермолова в 1817 г. Генералу Ермолову было поручено заключить договор о союзе против Турции, а также добиться ослабления или устранения британского влияния в Иране, договориться об открытии русских консульств в Астрабаде и Гиляне. Ни одна из этих задач решена не была.

В начале 20-х г.г. XIX в. шахский двор и высшее духовенство Ирана начали бешеную пропаганду войны против России, и, наконец, 23 июня 1826 г. виднейшими улемами Ирана была выпущена фетва о джихаде - священной войне против России, а в июле того же года

началась вторая русско-иранская война, которая также закончилась поражением Ирана и заключением Туркманчайского мирного договора 10 февраля 1828 г.

Сочинение "Айат ал-иджтихад фи и лам ал-убад" написано в 1823 году по заказу наследного принца Ирана Аббаса-Мирзы. Посвящено Фатх-Али шаху Каджару. Таким образом, можно сделать вывод, что это религиозно-публицистическое сочинение написано в качестве социального заказа в период активной подготовки ко второй русско-иранской войне. Это своеобразный духовный призыв к победоносной войне не просто с неверными, а конкретно с русскими. Как будет показано ниже, содержание сочинения в значительной степени обусловлено запросами иранских властей.

Структура сочинения также отражает цели, которые ставил перед собой автор трактата. Рукопись состоит из введения (мукаддама), 16 глав (фасл) и заключения (хатима). При написании введения автор отступил от традиций богословских трактатов (обычно во введении раскрывается важность и значимость избранной темы).

Абу-л-Хасан ибн Мухаммад Казим посвятил введение анализу политической обстановки в Иране и вокруг него, военному положению страны. Автор рассказывает об исконно мусульманских территориях, захваченных неверными (кафирами), а именно русскими. О том, что шах и наследный принц Аббас-Мирза расходуют большие средства на переустройство армии. Но усилий правителей недостаточно. Участвовать в подготовке джихада и в самой священной войне должны все мусульмане, только в этом случае аллах дарует им победу над неверными.

Основная цель, которую ставил перед собой автор трактата: убедить всех мусульман в необходимости джихада, доказать, что джихад нужен и исламу, и им самим. Именно поэтому он, по его же собственным словам, выбрал для написания своего трактата персидский язык -понятный и доступный всем в Иране, а не арабский, который обычно используют ученые богословы при написании своих трудов. Арабский, пишет автор, - язык ислама, но доступен только факихам и улемам, тогда как он хочет, чтобы его сочинение было доступно гораздо более широкому кругу читателей.

Глобальный джихад и СМИ

«У нас есть и джихад, и меч. Но меч служит только цели устранению препятствий на пути призыва (речь идет об исламском призыве -ду а), дабы призыв смог проникнуть в сердца людей. В нашей большой стране, в Иране ислам вошел в сердца людей не мечом муджахедов (их меч только устранил препятствия с его пути)...» Это фрагмент из выступления иранского лидера на встрече с членами координационного комитета Организации исламская конференция. Вся речь посвящена верному, то есть политическому и государственному толкованию ислама, утверждению принципов исламского правления во всех регионах распространения этой религии, и упоминание джихада как орудия, которое позволит убрать препятствия, весьма показательно.

Когда началась ирано-иракская война, и было введено экономическое эмбарго против Ирана, имам Хомейни не только использовал лозунги джихада для воодушевления добровольцев, отправлявшихся на фронт, но и, применив принятое в богословских сочинениях расширительное толкование концепции джихада, приложил немало усилий для создания всевозможных фондов. В частности, был образован фонд "Созидательный джихад" для помощи раненым и семьям погибших бойцов126.

Особо подчеркивалась роль шахидов, павших за веру в ходе революции и всех войн, которые вел Иран после революции 1980 года. И роль их родственников, матерей, которые не горевали, потеряв на войне сына или даже двух, а городились ими.

Джихад причисляется к базовым исламским ценностям, наряду с Кораном, которые помогают выстоять народу против военной, экономической и культурной агрессии127.

Идеологи исламской революции и Исламской республики Иран открыто признают, что лозунги защиты ислама привлекали молодежь в Корпус стражей исламской революции, который использовался для решения как внутриполитических, так и военных задач, стоявших в разное время перед исламской республикой.

Но, пожалуй, чаще всего, особенно в настоящее время, джихад как явление и как догмат, обязательный для исполнения каждым Позиция Тегерана по этому вопросу однозначно самая жесткая в сравнении с другими мусульманскими странами, и формулируется именно на основании доктрины джихада.

Правительства стран некогда социалистической ориентации, такие как Алжир, Египет в эпоху Насера, и другие также использовали привлекательность доктрины джихада и его лозунги. Причем не только во время Семидневной войны, других военных конфликтов или во время подавления мятежей. При Насере джихадом объявили египетскую стройку века - возведение Асуанской плотины. Обоснование было вполне логичным и полностью вписывалось в классическую доктрину джихада, разработанную еще в первые века ислама: джихадом следует считать любые действия, которые расширяют территории, населенные мусульманами. Предполагалось, что Асуанская плотина позволит увеличить площадь пахотных земель в Египте - так что это джихад в классической его трактовке.

Что касается неправительственных мусульманских организаций, то они также считали доктрину джихада главным инструментом борьбы, причем борьбы и с неверными, и с собственными правительствами.

Одна из самых многочисленных неправительственных исламских организаций - "Братья мусульмане" - имеет филиалы во всех странах арабского Востока и за его пределами - в Афганистане, Пакистане, Турции, Индии, а в настоящее время в республиках Средней Азии и в России.

Создатель этой организации Хасан аль-Банна в программном сочинении своей организации, прочитанном на пятом съезде ассоциации "Братьев мусульман" в январе 1939 года, сформулировал основные постулаты "ислама братьев". Прежде всего, сущность подлинного ислама, по его мнению, знают только братья. Второй существенный момент - всеохватность ислама. В обращении он говорит о том, что подлинный ислам это «...и религия, и политика, и богатство, и родина, и вера, и гражданство, и духовность, и действие, и джихад, и армия, и сабля, и культура, и закон...» .

Доктрину джихада для достижения практических целей активно используют почти все неправительственные исламские организации.

Они из лидеров египетского "Исламского джихада" Мухамммад Абд-ас-Салям (приговоренный к смерти за участие в убийстве Анвара Садата) призывал к свержению всех действующих в мусульманских странах режимов, поскольку во всех этих странах правят вероотступники и прислужники крестоносцев, коммунистов и сионистов, хотя все они и носят мусульманские имена. Абд-ас-Салям ссылается на классические сочинения и призывает поступать с ними

Игнатенко А.А. Халифы без халифата. - М., 1988. - С. 128. даже жестче, чем с неверными, потому что они ближние враги истинного ислама. Только потом с его точки зрения следует переходить к борьбе с дальними врагами. В своих сочинениях он ссылается прежде всего на Коран .

Очень подробно разработал доктрину джихада, точнее даже схему ведения джихада для своих сторонников, Ахмад Мустафа Шукри, идеолог египетской организации "Такфир ва хиджра" - "Обвинение в неверии и уход от мира". Он уверен, что современное общество -общество неверных и варваров (кафир и джахили). Даже мечети являются варварскими храмами. Такое общество следует разрушить и создать на его месте исламское государство. Сначала уйти от мира, который погряз в неверии (совершить хиджру), когда в стране не останется истинных мусульман ее постигнет кара Аллаха. А мусульмане, объединившиеся в уединении, должны начать джихад, который также состоит из нескольких этапов: очищение от смуты души верующего (джихад души), потом донесение до всех слова истинного ислама (джихад языка), а уже потом начать боевые действия по установлению державы ислама (джихад меча). Причем держава ислама будет мировой. В доктрине Шукри нашли отражение реалии современного мира, кара Божия для неверных вполне вписывалась в текущие политические события. Это, прежде всего, противостояние СССР и США. Они пока сильнее мусульман, писал Шукри, но когда супердержавы уничтожат друг друга в третьей мировой войне, силы мусульман и неверных уравновесятся, тогда и начнется решительная битва.

На протяжении всего XX века и правительственные структуры мусульманских государств, и неправительственные, зачастую, экстремистские исламские организации использовали и используют тот факт, что джихад для любого верующего мусульманина -непреходящая ценность. Правоверный не сомневается и не может сомневаться в том, что джихад - это дорога в рай, поскольку на это есть прямые указания в Коране.

Другой вопрос, что именно можно и должно считать джихадом. Каждая сила, каждая партия или организация, прибегавшая к джихаду как к инструменту пропаганды, оставляла за собой право толковать и интерпретировать классическую доктрину джихада. И как было показано выше, "разброс мнений" по этому вопросу был достаточно широк.

Чечня: джихад и информационная политика

Он признал, что отпустил бороду в 92 году: «с 1992 года, с первого паломничества в Мекку. Там у меня возникло намерение: во имя Аллаха не сбривать бороду. Сначала я чуть подстригал ее, но после войны перестал. Мир в трагической ситуации, что я пытаюсь исправить. Я всегда верующий был. Если б я таким не был, то не ввел бы шариат в Чечне за те девять месяцев, что был президентом. Хотя почти все руководство не хотело, чтобы я так поспешно вводил шариат». Но он настоял на своем, поскольку, «... Чечня никогда не была светской. Чеченцы всегда воевали под зеленым знаменем газавата. Шейхи Мансур и Шамиль в прошлом веке правили в качестве имамов, что означает и светскую, и духовную власть по законам Аллаха»244.

Фактически Зелимхан Яндарбиев признает, что исламизация и радикализация конфликта в Чечне - дело его рук и называет точный период начала и даже завершения этого процесса.

Признает он и переход Басаева на его сторону. Отчасти связка "Яндарбиев - Басаев" может объясняться тем фактом, что они оба принадлежат к одному тейпу "Ялхорой" (примечательно, что к одному из ответвлений этого тейпа - Ортсхой - принадлежал и покойный президент Джохар Дудаев).

Супонина Елена. Исламский фундаментализм безопасен // Время Новостей Online. - 2001. - 18 декабря. Принадлежность к одному тейпу с Яндарбиевым, однако, не может объяснить исламскую метаморфозу Басаева.

Его биография в целом похожа на биографии тех лидеров чеченских сепаратистов, которые не успели сделать карьеру в советскую эпоху.

Родился в 1963 году. До 1970 года проживал в селении Дышне-Ведено, затем в станице Ермоловская ЧИАР. С 1983 года работал разнорабочим. Служить ему пришлось в Москве, в штабе ВВС. Некоторые источники утверждают, что Басаев служил пожарным. Интереснее другое: именно в том штабе Басаев познакомился с первым чеченским летчиком и будущим первым президентом Ичкерии Джохаром Дудаевым. А тогда, в 1985-1986 годах, Дудаев был командиром полка тяжелых бомбардировщиков в Афганистане и прославился изобретением методики "ковровых бомбометаний". Он был на хорошем счету у командования и часто наведывался в штаб245.

Басаев три раза поступал на юридический факультет МГУ, но не проходил по итогам конкурсных экзаменов. С 1986 года жил в Москве, где в 1987 году поступил в Московский институт инженеров землеустройства. Его занятия по компьютерной технике вел преподаватель Константин Боровой. Занимался спортом, имел 1-й разряд по футболу. В 1988 году отчислен из института за академическую неуспеваемость. Занимался коммерцией. Задолжав крупную сумму денег бизнесменам, в том числе чеченцам, вернулся в Чечню.

Некоторые источники указывают, что с 1989 по 1991 г. Басаев учился в Стамбуле в Исламском Институте. Но эти сведения, скорее всего, элемент легенды, созданной уже после "исламизации" образа Басаева. До того сам он в интервью сообщал, что в конце 80-х начале 90-х годов был «чеченским кооператором»246.

19-21 августа 1991 года Басаев участвовал в защите Белого Дома. В интервью газете "Московская правда" 27 января 1996 года он говорил: «Я знал, что если победит ГКЧП, на независимости Чечни можно будет ставить крест»247.

К Белому дому пришел со спортивной сумкой, набитой гранатами. Его встретили радостными возгласами: ведь, кроме стрелкового оружия, у защитников БД не было ничего. Вскоре приехал Ельцин. И поручил будущему террористу номер один вместе с генералом Лебедем организовать оборону Белого дома. По крайней мере, об этом писала газета "Ставропольская правда" в 1994 году248.

Летом 1991 года добровольно вошел в состав незаконного вооруженного формирования, созданного ОКЧН (Общенациональным конгрессом чеченского народа, который возглавлял Дудаев). Есть

Профиль. - 2000. - 17 декабря. Профиль. - 2000, -17 декабря. Московская правда. -1996. - 27 января. Профиль. - 2000. - 17 декабря. инф, Старовойтовой, Полторанина и других, которые приехали для низложения Доку Завгаева, поддержавшего в тот момент ГКЧП249. Самостоятельно изучал теорию военного дела «по российским учебникам». В интервью "Независимой газете" 12 марта 1996 года он рассказывал об этом так: «Заниматься стал, потому что имел цель. Нас было человек тридцать ребят, мы понимали, что просто так Россия Чечню не отпустит, что свобода - вещь дорогая и за нее надо платить кровью. Поэтому усиленно готовились». В том же интервью он опроверг информацию, что проходил подготовку в Абхазии на базе российского 345-го воздушно-десантного полка: «Там ни один чеченец не учился, потому что их не брали»250.ормация, что в Чечне он появился вместе с московским десантом, в составе Шахрая, Шумейко

Группа Басаева была основана в июне-июле 1991 г. под названием "Ведено" для охраны зданий, где проходили съезды Конфедерации Народов Кавказа и Общенационального конгресса чеченского народа. В состав группы вошли жители сел Беной, Ведено, Дышне, Бамут и других горных сел.

Активный участник событий «чеченской революции» августа-ноября 1991 года. 5 октября 1991 года принимал участие в захвате здания КГБ ЧИАССР в составе спецподразделения Руслана Шамаева.

В ноябре 1991 года в знак протеста против введения Чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии совместно с Сайд-Али Сатуевым и Лом-Али Чачаевым (последние по некоторым данным принимали участие в террористической акции в городе Буденновске) осуществил угон самолета из аэропорта Минеральные Воды в Турцию, за что получил признание у руководства ОКЧН. Басаев заставил летчиков вылететь в Турцию, где террористы сдались местным властям и после переговоров добились переправки в Чечню в обмен на освобождение заложников.

Осенью 1991 года одновременно с Д. Дудаевым выставлял свою кандидатуру на пост президента Чечни. После прихода к власти Дудаева им была создана диверсионно-разведывательная группа, базировавшаяся в 12-м городке Грозного. Группа была создана с целью защиты "свободы и интересов ЧРИ и ее президента". В конце 1991 г. - начале 1992 г. Басаев принимал участие в боях в Карабахе на стороне Азербайджана.

В период вооруженного противостояния между руководством Дудаева и оппозицией в Чечне в 1993 году занял выжидательную позицию, выступал посредником на их переговорах. Вместе с тем резко осуждал разгон городского собрания в Грозном. В декабре 1993 года поддерживал требования оппозиционеров об отставке Дудаева.

Независимая газета. - 1996. -12 марта. С апреля по июль 1994 года, по собственному утверждению, был в Афганистане, в провинции Хост, где вместе с одной из своих групп проходил подготовку: «Подготовка проходила за мой счет. Я тогда оружие продал, у друзей в долг взял и поехал. До сих пор, кстати, 3,5 тысяч долларов за эту поездку должен» .

В интервью газете "Известия" Басаев сообщал, что в течение 1992-1994 годов трижды выезжал со своим «абхазским батальоном в лагеря афганских моджахедов, где учился тактике ведения партизанской войны».252

Летом 1994 г. Басаев вступил в боевые действия против оппозиции на стороне Дудаева. В июле в Грозном "абхазский батальон" вел боевые действия с группировкой Лабазанова. Отряд Басаева также сыграл свою роль во время неудачной попытки штурма Грозного оппозицией. Его считали одним из наиболее близких соратников чеченского президента. Личный состав "абхазского батальона" осуществлял охрану Дудаева.