Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Египетский кинематограф в газетно-журнальной критике арабских стран Аль-Тавальби Ахмад

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аль-Тавальби Ахмад. Египетский кинематограф в газетно-журнальной критике арабских стран : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Санкт-Петербург. ун-т.- Санкт-Петербург, 1998.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/3043-4

Введение к работе

В современных условиях ускорение процессов общественного развития активно проявляется в самых разных странах и регионах. Идет урбанизация жизни и постепенное, а иногда и стремительное выравнивание культурного уровня людей. Не являются исключением в этом плане и страны арабского Востока. Особую роль в этом процессе играет кино и телевидение.

Становление кинематографа, а затем телевидения, происходило во взаимодействии СМИ и искусств. Одним из существенных факторов этого взаимодействия было стремление прессы и критики формировать направления, течения, основные линии развития экранного искусства и киножурналистики.

Актуальность диссертации определяется научной и социально-политической важностью исследования арабской вообще и египетской в частности кинокритики применительно к проблемам развития документального кино и новых средств массовой коммуникации в современных условиях. Из всех арабских стран лишь Египет обладает относительно развитой киноиндустрией, что делает актуальность исследования данной проблемы особенно важной.

Подвести итоги влияния критических выступлений печати своевременно именно сейчас, когда в полной мере к сложившимся прежде искусствам и СМИ, особенно расширяя палитру экранных средств воздействия, прибавились и во весь голос заязили о себе и на арабском Востоке, искусство телевидения и тележурналистика. Помимо всего прочего телевизионный экран является и самым большим кинотеатром, самой большой прокатной площадкой продукции кино. В работе впервые исследуется арабская кинокритика, включая телевизионную, определяется ее роль и влияние как на развитие киноиндустрии, так и на становление и формирование, а затем и длительное последовательное воспитание потенциального кинозрителя, потребителя телевизионного зрелища.

Надо иметь в виду, что в данной работе мы несколько расширяем выражение "газегно-журнальная критика". Воздействие на зрителя оказывают не только постановочные аналитические статьи (они скорее для специалистов), а весь набор выступлений о кино, которые неизменно сопутствуют сейчас любому изданию, освещающему вопросы кино и телевидения. Это не только статьи и рецензии, но и бесчисленные интервью, информационные материалы и фотоинформация, зрительские отклики и вопросы к

людям мира кино, различные анкеты и ответы на викторины. Это, не в последнюю очередь, освещение работы зрительских киноклубов, обществ, всякого рода фондов - весь тот многообразный материал, который появляется в печати по поводу кинематографа, о кинематографе и для кинематографа.

В свете переживаемого арабскими странами периода особую важность приобретает комплексное изучение вопросов отражения общественно-политической жизни страны в произведениях художественного кино и кинодокументалистики. Активно протекающий в последнее время процесс приближения истории к проблемам современности заявил о себе и в кино. Кинокритика, с учетом ее специфических и множества общих черт, свойственных для различных регионов мира, позволяет лучше осмыслить отношение кинематографистов к различным процессам и явлениям, протекающим в обществе. Проблемы соотношения парламентской демократии и свободы слова, функционирования масс-медиа в рамках реально существующей политической системы, созданные образы (как видных политических деятелей или мастеров культуры, так и людей труда, "людей улицы") все больше привлекают внимание критиков.

Автором при исследовании учитывались работы по истории, социологии, истории экономических учений, истории международных отношений Г. А. Арбатова, С. И. Беглова, А. Е. Бовина, Я. Н. Засурского, Ю.А.Шсрковина, и многих других1. В диссертации приняты во внимание основные работы советских теоретиков, кинокритиков, исследователей телевидения Г. Козинцева, С. Дробашенко, Д. Вертова, С. Муратова, О. Нечай и других. Многоплановость исследований подтверждает своевременность обращения к этим проблемам. Среди зарубежных ученых следует отметить труды Ж. Садуля, В. Перкинса, А. Найта, Р. Гриффита, П. Рота, Ф. Харди, Р. Клера, Е. Барноу, Л. Богарта, Ф. Бонда, Г. Генри, А. Джордана, И. Кадушина, Е. Костикяна, У. Лэмбрайта, У. Лишшана, Л. Мартина, Дж. Нокса, М.Паренти, Т. Парсонса, Г. Шиллера и других2.

1 См.:, например: Арбатов Г. А. Милитаризм и современное общество. М.,
1987.; Беглов С. П. Монополии слова. 2-е изд., доп. М., 1972.; Бовин А. Е.
Развивающиеся страны в современном мире: пути революционного
процесса. М., 1986 ; Засурскнй Я. Н. Журналистика развивающихся стран.
М., 1986; Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых
информационных процессов. М., 1973.;

2 В частности, см.:Дробашенко С. В. Пространство экранного документа.
М., 1986; Козинцев Г. М. Глубокий экран. М., 1971; Муратов С. Встречная
исповедь: размышления о культуре телевизионного диалога. М., 1988;
Нечай О. Ф. Телевидение как художественная система. Минск, 1981; Харди
Форест.Документальная кинематография у Гарирсона.- Каир, 1965 / на

Российской наукой постепенно накапливается опыт в исследовании научных, идейно-политических и практических аспектов истории, современного положения и функционирования арабского кино, арабской журналистики и кинокритики, их изучение становится все более целенаправленным и планомерным. В связи с этим нужно назвать работы А. А. Долининой, Л. Н. Котлова, О. Б. Фроловой, В. В. Корешкова, А. X. Ибрагимова, Е. Д. Дмитриева, А.С. Васильева и других1.

Конечно, национальные, религиозные и другие особенности арабского Востока потребовали от автора скрупулезного анализа и изучения работ арабских авторов многих стран. Весомую лепту в исследование египетского кино, его истории и проблем в кинокритике внесли Шалаш Али, алъ-Худари Ахмад, аль-Магази Ахмад, аль-Кассан Джан, аль-Хами Хасан, ан-Наххас Хашим, Атаалла Махмуд Сами, Духни Салах, Фарид Самир, Мданат Адиан, Абу Ганима Хассан, Ибрагим Мунир Мухаммад, Али Самия Ахмад и другие2.

араб, яз.; Ральф Стивенсон, Джейн Дубри. Кино как искусство. - Дамаск, 1993 / на араб, яз.; George Sadoul. The History of Film Art. Paris, 1968.; Perkins. V.F. Film as Film, A peiiccan book, London, 1974.; The Story of Cinema. By Arther Night.; Henry G. Culture against Man. N.Y., 1963.; Paienty M. Democracy for the Few. N.Y., 1980:

1 См.: Долинина А. А. Очерки истории арабской литературы нового
времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870 - 1914 гг. М., 1968; Котлов
Л.Н. Становление национально-освободительного движения в арабских
странах Азии (1908 - 1914 гг.). М„ 1986; Фролова О. Б. Поэтическая
лексика арабской лирики. ЛГУ, 1975; Ибрагимов А. X. Средства массовой .
информаци арабских стран // Вестник МГУ. Серия журналистика. 1984.
N1.; Дмитриев Е. Д. Шестое октября 1981 года. М., 1990 / На араб, яз.;
Васильев А. С. Египет и египтяне. М., 1989 / На араб. яз.

2 Эти проблемы отражены, например, в следующих работах: Шалаш Али.
Кинокритика в египетской журналистике. Возникновение и развитие.-
Каир, 1986; Аль-Худари Ахмад. История кинематографии в Египте
(Первая часть с начала 1896 по 1930 годы)- Каир, 1989; Аль-Магази Ахмад.
Художественная печать в Египете, ее возникновение и развитие. Каир,
1978; Аль-Кассан Джан. Кино в арабском мире. Эль-Кувейт, 1982; Аль-
Хами Хасан. История египетской кинематографии (1896-1970). Каир, 1995;
Ан-Наххас Хашим. Документальный и художественный. Багдад, 1986;
Атаалла Махмуд Сами. Документальный фильм и формирование
египетского человека. Каир; Духни Салах. Приглашение к кино,- Дамасск;
Фарид Самир. Образ египтянина на экране между коммерческим и
художественным кино. Каир, 1986; Мданат Аднан. Арабский
кинематограф: технологические и идеологические проблемы // Связь
появления арабской кинематографии с освободительным движением.
Бейрут, 1986; Абу Ганима Хассан. Арабское кино: прошлое и настоящее.
Амман, 1995; Ибрагим Мунир Мухаммад. Исследования в египетском

Касаются проблем средств массовой коммуникации, теле- и кинодокументалистики, а также кинокритики диссертации Мавлгода ар-Регейбата, Мухаммада аль-Оде, аль-Атум Хусам Мустафы и других. Но они почти не затрагивают отражения в египетской кинокритике проблем документального кино1. А именно документальное кино в огромной степени закладывало основы визуальной культуры (или безкультурья!) сегодняшнего телевидения.

В разные исторические периоды кинокритики решали различные задачи. Через изучение их творческого наследия появляется возможность понять исторический путь формирования египетской кинематографической школы.

В последнее время в теории все отчетливее проявляется тенденция к синтезу исследования взаимодействия кино и телеискусства. Подкрепляемая разбором интересных работ в кино и на ТВ, упоминаемая тенденция в новом аспекте рассматривает возможности использования кинодокументалистики и в современном кинематографе и в СМИ. Интересные выводы о синтезе и взаимодействии документального и художественного в современной электронной журналистике содержатся в ряде научных работ, появившихся в последние годы2.

Роль кинодокументалистики в процессах развития арабского общества и ее отражение в кинокритике как назревшая и немаловажная научно-практическая проблема пока еще никем - ни арабскими, ни зарубежными, ни тем более российскими исследователями специально не рассматривалась и по сути дела даже не ставилась. Для развития процессов демократизации арабского общества в настоящее время весьма важную роль играет критика теледокументалистики и телевидения вообще, но она

кинематографе: пионеры и фильмы. Каир, 1985; Али Самия Ахмад. Человеческий образ в телевизионном кино. Аналитическое исследование. Каир, 1992.

1 В частности, см.: Аль-Атум Хусам Мустафа. Газета "Ад-Дустур" в
системе ежедневной печати Иордании. Основные направления
информационной деятельности, жанрово-стилистическое своебразие, 1985
-1991 гг.: Автореф. канд. днес. М., 1992.

2 См.: Осинский. В. Г. Телефильм. Спб., 1994; Рукавишников Л. А.
Обратная связь: телевидение - информация - зритель. Спб., 1995; Тхагушев
И. Н. Современные СМИ в их системных отношениях // Говорит и
показывает кафедра РТ. - Спб., 1997; Петров Г. Н. СМК: кризис теории в
контексте времени // Современная периодическая печать в контексте
коммуникативных процессов. - Спб., 1997; Ан-Наххас Хашим.
Документальный и художественный.- Багдад, 1986 / На араб, яз.; Аль-Игда
Мухаммад Фалах. Телевидение и фильм.- Амман, 1994 / На араб. яз.

имеет свои корни в трудах и работах по документальному кино, признанные мастера которого жили и работали в Египте.

Документальное кино одновременно относится к сфере искусства кинематографа и сфере журналистики (визуальная ее форма). Оно, конечно, по массовости, по силе воздействия на аудиторию уступало кинематографу художественному, игровому. Но для нас важна его роль в воспитании тех, кто сегодня обращается к народу посредством экрана кино и телевидения, кто сегодня является властителями дум и чувств многомиллионной экранной аудитории. И важно то, как критика в печати влияла (или не влияла, была пассивна и нерешительна) на процессы подготовки аудитории, которая была бы способна соответствовать (или хотя бы к этому стремиться) сегодняшней мировой зрительской культуре, сегодняшней включенности человека в экранно-электронную инфраструктуру.

Громадное разнообразие форм и методов воздействия художественного и документального кино, раскрывающих все аспекты жизни арабского общества дотелевизионной эры, требует своего осмысления. Анализ преобразований в странах "третьего мира", Восточной и Центральной Европы наглядно подтверждает необходимость всестороннего исследования этих процессов. Все сказанное предопределило выбор темы настоящего исследования.

Основная цель диссертации заключается в показе наиболее характерных черт и особенностей египетской кинокритики и ее влияния на развитие египетского кино на основе анализа публикаций ведущих арабских газет на определенном отрезке времени.

Исходя из основной цели диссертации, автор ставил перед собой следующие конкретные научные задачи:

проанализировать отражение развития египетского кинематографа в кинокритике и степень влияния последней на средства, формы и методы развития кинодокументалистики и игрового кинематографа;

рассмотреть проблемно-тематическую направленность кинокритики, условия и особенности ее становления;

выявить некоторые из наиболее примечательных и показательных методов, приемов и форм влияния кино на зрительскую аудиторию;

- выработать и сформулировать некоторые практические
рекомендации и предложения, учет и реализация которых будут
способствовать дальнейшему повышению качества и
эффективности кинокритики, их влиянию на формирование
обществешшго мнения, воспитательное и образовательное
воздействие, дальнейшее развитие кино- и теледокументалистики,
игрового кино, кинопериодики, показа кинопроизведений по ТВ.

Предметом исследования являются публикации в газетных и журнальных изданиях Египта, Сирии, Иордании и других арабских стран, произведения зарубежных авторов по вопросам развития египетского кино в целом и кинокритики в частности, их влияние на общество.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексно рассмотреть и проанализировать важнейшие черты и особенности кинокритики как важного инструмента влияния египетского общества на развитие художественного и документального кинематографа, выявить и показать на примере конкретных публикаций влияние кино на процессы общественной жизни страны.

В работе также в соответствии с ее основной целью и конкретными задачами охарактеризованы основные вехи и этапы истории египетского кино и кинокритики. Фактографический материал диссертации в целом впервые вводится в российский научный оборот.

Научно-практическое значение диссертации, ее положений и выводов заключаются в том, что впервые предпринят анализ критического наследия кинематографистов. Рассмотрение развития кинематографа Египта и кинокритики позволяет глубже уяснить особенности кинематографического процесса и обусловлено тем, что в условиях совремеїшого арабского общества, а также в связи с новыми внешнеполитическими реалиями роль и значение критики применительно к кино и телевидению необычайно возрастают.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- при общей оценке фушеционированирования средств
массовой информации, роли и места в ней кино- и телекритики;

- при изучении реальной практики использования
критических выступлений печати в целях развития кино- и
теледокументалистики;

при планировании конкретных агитационно-пропагандистских акции и компании;

- в ходе воспитательной работы среди населения по
привитию политической культуры, ответственности за судьбу
страны и региона в целом;

в работе по повышению общей и эстетической культуры населения;

в учебном процессе при подготовке журналистских, кино- и телскадров, особенно для стран Ближнего Востока;

- при написании статей и монографических работ,
касающихся египетской кинематографии и кинокритики.

Эмпирической базой исследования послужили материалы ведущих арабских газет', журналов, еженедельников, печатных

телепрограмм, а также передач телевидения по вопросам кино. Кроме того автор использует архивные материалы Иорданского ТВ, "5 Канала" Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского Дома кино и Санкт-Петербургской студии документального кино; результаты проведенных автором опросов кинокритиков этих студий, Иорданского Комитета кинематографии, а также работников кино, участвовавших в Фестивалях документального кино "Послание к человеку" 1995, 1996, 1997 годов в Санкт-Петербурге.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента первых (1896 г.) киносеансов на египетской территории по 70-е годы. 80-е и первая половина 90-х годов характеризуются переносом внимания критики с кино на телевидение вообще, на теледокументалистику, которая имеет свои особенности и требует самостоятельного исследования. Важной вехой, ознаменовавшей подключение новой массовой аудитории и начало нового подхода к критическим материалам в видео- и аудиоинформации, послужило создание спутниковой космической сети Арабсат.

Апробация работы осуществлялась путем публикации статей в периодических изданиях, в выступлениях с научными сообщениями на теоретических семинарах и конференциях кафедры радио и телевидения, а также кафедры зарубежной журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, на международных конференциях , симпозиумах и семинарах в МГУ и других вузах.

Структура и содержание. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключешія и библиографического списка литературы.