Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Ионкина Евгения Николаевна

Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты
<
Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ионкина Евгения Николаевна. Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10. - Санкт-Петербург, 2005. - 231 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современный рынок радиовещания санкт-петербурга: структура и динамика развития 13

1.1. Музыкальные FM-радиостанции Санкт-Петербурга: экономические, правовые и социальные факторы развития 15

1.2. Модели организации FM-радиостанций. Программный отдел как структурный компонент 48

1.3. Социологический профиль и информационные потребности аудитории FM-радиостанций (результаты медиаисследований) 75

Глава 2. Технология создания информационной программы на коммерческой музыкальной радиостанции 103

2.1. Новости на FM-радиостанции: источники и принципы сбора информации 107

2.2. Информационные жанры на коммерческой радиостанции 132

2.3. Критерии отбора новостей для информационных программ, принципы редактирования новостных текстов 143

2.4. Драматургия и язык информационной программы, особенности речи ведущих новостных программ 171

Заключение 197

Библиография 203

Приложения 222

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее время в центре внимания современной науки находится феномен глобального мира. В условиях глобализации, сопровождающейся массовой перестройкой общественного и индивидуального сознания, ведущее место отводится средствам массовой коммуникации. Динамичное информационное воздействие на массовое сознание приводит к тому, что люди начинают жить в мире «информационных фантомов», в котором привычная, повседневная реальность оценивается с позиции опыта и ценностей, получаемых не от своего непосредственного окружения, а от комплекса существующих в обществе информационных технологий, в первую очередь средств массовой информации1.

Новые коммуникационные технологии меняют наше представление о процессах массовой коммуникации. Односторонняя коммуникация все более эволюционирует в интерактивные и транзактные формы. Интерактивные компоненты отдельных СМИ сглаживают различия между такими классическими понятиями как «отправитель» и «получатель». Журналистика эпохи глобального информационного поля превращается в некую систему «media-fusion», образованную путем объединения нескольких каналов. Такое слияние усиливает процесс воздействия информации на объект ее передачи.

Чтобы успеть за динамично развивающимся миром, журналисты вынуждены осваивать новые методы постижения действительности и новые технологии и формы презентации информации. Все это диктует

1 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М. Г. Делягина. М., 2000.
С. 59.

2 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001. С. 426.

необходимость нового научного концептуального подхода к изучению журналистики.

Российский медийный рынок — один из самых динамично развивающихся рынков в мире. Этому способствует благоприятная экономическая ситуация и совершенствование технологий, увеличение объёмов рынка рекламы, приток инвестиций3. В последнее десятилетие особенно интенсивно развивается радиорынок.

Начиная с 1996 г., наблюдается тенденция к объединению СМИ, их
концентрации: на территории России стали создаваться мощные
информационные структуры - медиахолдинги, гарантирующие

значительную экономическую выгоду, а также эффективные способы сбора и распространения информации. Эта тенденция. распространяется на радиокомпании (образованы крупнейшие радиохолдинги «Европа плюс» и «Русская Медиа-группа»).

Стремление к консолидации просматривается и на региональном уровне. Наряду с московскими, в Санкт-Петербурге действуют два местных холдинга: «Metro-Media» и «Балтийская медиа-группа». Тенденция к распространению московского вещания на различные территории страны, постепенно сменяется концепцией локального контента и появлению значительного количества региональных FM-станций, преимущественно музыкальных. Реактивный маркетинг местных станций и ориентация на локальность становятся теми факторами, которые определяют успех и повышенное внимание со стороны аудитории к радиовещательным каналам4.

Новые экономические условия и высокая востребованность информации о текущих событиях в политической, экономической,

Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2002.

4 Ильченко С. Н. Локальность в региональном телевизионном контенте // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы вторых северозападных чтений. СПб., 2004. С. 15.

социальной сферах диктуют появление усовершенствованных моделей организационных структур построения радиостанций и расширения информационного вещания. Средства массовой информации ориентируются сегодня на распространение, прежде всего, новостных потоков, фокусируют внимание массовой аудитории на сиюминутном отражении мира. Фактор сиюминутности становится решающим. Структурные элементы медийного содержания - это масса информации. Именно новости выражают информационную политику любого радиоканала, в том числе и музыкального.

Музыкальные коммерческие радиостанции, становление которых приходится на 1990-е гг., динамично развиваются в глобальном информационном пространстве, осваивая новые способы управления общественным сознанием. Значительное преобладание в количественном отношении негосударственных радиовещательных каналов над государственными5, требует более пристального, глубокого и всестороннего изучения форм и методов передачи информации коммерческими структурами.

Вместе с тем, исследователи отмечают противоречивость в развитии современного радиовещания. С одной стороны, деидеологизация и экономическая свобода создают простор для журналистского творчества, с другой стороны, не всегда радиожурналисты оказываются способными продемонстрировать высокий уровень своей работы: непродуманность в содержании, композиции и форме подачи информации; не всегда соответствует культурным кодам манера речевого поведения у микрофона журналистов6.

5 В целом по России в 1998 г. насчитывалось 1103 коммерческих радиовещателя //
Телевидение и радиовещание России. Официальный справочник. М, 1998. С. 4.

6 Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга: организационная структура,
проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. ... канд. филол.
наук. СПб., 2004. С. 4.

Важным явлением в структуре радиовещательного рынка является городское радио. В контексте филологических и культурологических исследований города (город-как-письмо, город-как-дискурс, город-как-образ)7 особенно важно изучение городского радио, отражающего жизнь огромного множества людей в современном мире — их повседневность и привычки, пристрастия, интересы, поскольку это дает горожанам ощущение места времени и идентичности (Ж. Бодрийяр, Р. Барт).

Степень научной разработанности проблемы. Исследователями накоплен богатый опыт в изучении истории, процессов и тенденций, происходящих в советском радиовещании. В научной литературе достаточно полно отражены роль и значение Центрального и Ленинградского радио в годы Великой Отечественной войны, особенности применяемых радиожурналистами для общения со слушателями форм, жанров и методов8. Процессы, происходящие в отечественном вещании накануне перестройки, проанализированы в книге «В диапазоне современности: радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом» (М., 1985). Ее авторы (А. Волков, М. Микрюков, И. Руденко, В. Ружников, И. Тхагушев) выявили основные тенденции развития радиовещания, нашедшие отражение уже позже во времена реформ.

Современной научной литературы, затрагивающей деятельность музыкальных FM-радиостанций, существует мало. Среди российских ученых, уделяющих самое пристальное внимание современному состоянию, проблемам и перспективам развития коммерческого музыкального FM-

7 Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2004.
№3. С. 98-111.

8 Горяева Т. М. Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 1920-
1930-х годах. М., 2000; Ковтун В. Г. Радио - важнейшее идеологическое оружие
Ленинградской партийной организации в период героической обороны города (июнь 1941
- январь 1944 гг.). Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Л., 1975; Ружников В. Н. Так
начиналось: Историко-теоретический очерк становления советского радиовещания 1917-
1928. М, 1987.

вещания, следует назвать Л. Д. Болотову, А. А. Добчинского, В. В. Мариновича, В. В. Смирнова, И. Н. Тхагушева, А. А. Шереля9 и других. Они анализировали отдельные аспекты функционирования коммерческих СМИ, поднимали и рассматривали вопросы программирования и структурирования радиопрограмм.

Концептуальное значение для данного исследования имела работа Т. В. Васильевой, Г. Н. Петрова, В. Г. Осинского «Курс радиотелевизионной журналистики» (СПб., 2004). На примере богатого эмпирического материала авторы рассмотрели формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы общения журналиста с аудиторией.

Особое значение придается изучению вопросов лингвистики, стилистики, орфоэпии в радиоречи. Большинство исследователей критически оценивают речь ведущих музыкальных радиопрограмм, отмечая в ней традиционный набор клишированных речевых средств, объединенных общей психологической тональностью и сниженной стилистической окраской10.

Широкие возможности для анализа современного состояния отечественного коммерческого радиовещания дало изучение

9 Болотова Л. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые
проблемы // Вести. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2004. № 2.; Добчинский А. А.
Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы
журналистского творчества. Автореф. дисс.... канд. филол. наук. М., 1996; Маринович В.
В. Имидж негосударственной радиостанции: опыт системного анализа. Автореф. дисс. ...
канд. филол. наук. СПб., 1997; Смирнов В. В. 1) Жанры радиожурналистики. М., 2002; 2)
Формы вещания: Функция, типология, структура радиопрограмм. М., 2002; Тхагушев И.
Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Веста. Моск.
ун-та. Серия 10. Журналистика. 1994. № 6; Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля.
М., 2000.

10 Бойкова Н. Г., Коньков В. И., Попова Т. И. Устная речь. Л., 1998; Вербицкая Л. А.
Давайте говорить правильно. М., 2001; Коньков В. И. 1) Речевая структура газетных
жанров. СПб., 2004; 2) Экология городской речевой среды // Журналистика: исследования
- методология - практика: Сборник статей / Отв. ред. Г. В Жирков СПб., 2004;
Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой
массмедиа. СПб., 1999; Сметанина С. И. 1) Литературное редактирование для
журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003; 2) Медиа-текст в
системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века.
СПб., 2003.

функционирования зарубежных СМИ, опыт которых изложен в трудах целого ряда российских и западных ученых .

Для решения исследовательских задач использовались общие работы по теории журналистики И. И. Засурского, М. Н. Кима, С. Г. Корконосенко, Г. С. Мельник, Е. П. Прохорова, А. С. Пую, Л. Г. Свитич, В. А. Сидорова, А. А. Тертычного, И. П. Яковлева и других12.

Однако, несмотря на повышенное внимание исследователей к проблеме влияния СМИ на общество и культуру, языковым особенностям радиовещания, роли последнего в социокультурном наполнении пространства, фундаментальных исследований, прослеживающих функционирование и проблематику музыкальных коммерческих радиостанций в радиожурналистике практически нет. В научной литературе нет и специальных работ, всесторонне обобщающих опыт работы коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга, существующих уже второе десятилетие.

Объект исследования - петербургские музыкальные FM-радиостанции в контексте модернизации СМИ России; речевая деятельность журналистов-ведущих информационных программ (ди-джеи в данном случае не рассматриваются как объект исследования). Выбор объекта мотивирован

Афанасьев Ю. Е. Современное международное вещание: проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио «Свобода» на русском языке. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2005; Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. М., 2004; Михайлов С. А. 1) Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2004; 2) Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004; 3) Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002; Hachten W. A. The troubles of journalism: A critical look at what's right and wrong with the press. Mahwah, N J: Erlbaum. 2001.

12 Засурский И. И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. М., 2001; Ким М. Н. 1) Жанры современной журналистики. СПб., 2004; 2) Новостная журналистика. СПб., 2005; Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995; Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. СПб., 2004; Прохоров Е. П. Введение в журналистику. М., 1998; Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2003; Сидоров В. А. Социология журналистики. СПб., 1999; Тертычный А. А. 1) Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998; 2) Жанры периодической печати. М., 2000; Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004.

тем, что, с одной стороны, FM-радиостанции как информационные каналы сохраняют во многом традиции ленинградского радиовещания, отличающегося особым стилем. С другой стороны, функционирование данных станций в процессе формирования радиорынка Петербурга является типичным. Те же этапы становления переживали и другие радиостанции в регионах: появление ретрансляторов, экспансия московских радиостанций, создание местных радиоканалов, начало конкурентной борьбы, что позволяет на основе опыта петербургских музыкальных FM-радиостанций спрогнозировать и выработать практические рекомендации для других радиостанций, функционирующих в России в условиях политической и экономической самостоятельности.

Предмет исследования - специфика функционирования петербургских музыкальных FM-радиостанций, технология создания информационных радиопрограмм, текстовые факторы воздействия новостной информации на аудиторию.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с 1990 года (момента возникновения коммерческих музыкальных радиостанций) и по настоящее время. Выбор такого периода объясняется необходимостью проследить динамику развития коммерческих радиостанций с целью более полного анализа современной ситуации и возможности прогнозирования дальнейших тенденций развития.

Актуальность темы диссертации и степень ее научной разработанности определили следующие цели и задачи исследования:

Цель исследования — выявить тенденции развития FM-радиостанций в структуре информационного городского вещания и специфику современных технологий и форм общения с радиоаудиторией.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

определить факторы и условия возникновения и становления коммерческих радиостанций в конце XX — начале XXI века;

проследить эволюцию функций радио в контексте развития современных СМИ;

дать структурно-функциональную характеристику музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга как субъектов, формирующих социокультурное пространство города;

выявить особенности взаимодействия коммерческого радиовещания и аудитории, а также способы психологического воздействия на нее;

изучить принципы программирования и показать технологию подготовки информационных программ на музыкальных радиостанциях;

проанализировать содержание и языковые особенности новостных текстов; специфику их редактирования.

Научная новизна исследования. Диссертация является комплексным исследованием, предлагающим оптимальную модель функционирования информационной службы в рамках музыкального вещания Санкт-Петербурга. Новизна исследования может быть выражена в трех позициях:

  1. Впервые объектом является совокупность всех музыкальных коммерческих FM-радиостанций Санкт-Петербурга.

  2. Впервые на основе структурно-функционального анализа изучена система функционирования петербургских музыкальных FM-радиостанций; детально исследованы принципы и технология информационного вещания на всех музыкальных радиоканалах города. На большом эмпирическом материале изучена специфика деятельности отделов информации, сформулирован комплекс задач, направленных на повышение качественного уровня новостной журналистики коммерческих радиостанций.

3) Впервые дан прогноз дальнейшего развития музыкальных FM-радиостанций в контексте единого социокультурного пространства.

Методы исследования. Автор руководствовался, прежде всего, основополагающими исследовательскими принципами филологических наук. Определяющее место занимает лингвистический анализ текстов радиосообщений (в период со 2 февраля по 28 декабря 2004 года автором был собран личный архив, насчитывающий около тысячи текстов радиосообщений 16-ти музыкальных коммерческих FM-радиостанций Санкт-Петербурга; детальный лингвистический анализ был проведен на основе 60-ти текстов, собранных в указанный период).

В диссертации использованы: метод моделирования при исследовании структурно-организационных моделей радиокомпаний; психологические и социологические методы — опрос (телефонный опрос ведущих и руководителей информационных программ музыкальных коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга в период со 2 февраля по 1 марта 2004 года), анкетирование (в период с 11 января по 1 февраля 2005 года методом случайной выборки было опрошено 107 человек в возрасте от 25 лет до 55 лет), контент-анализ (проведен мониторинг 160 информационных выпусков на 16-ти коммерческих музыкальных FM-радиостанциях Петербурга в период с 10 марта по 11 апреля 2004 года), конкретное социологическое исследование маркетинговой компании «Комкон-СПб» (проводилось в июле 2001 года в Петербурге; в течение месяца были опрошены 4 группы (2 группы мужчин, 2 — женщин) в возрасте от 25 до 45 лет).

Источниковедческой базой послужили расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 16-ти музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга в течение 2004 года; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современного FM-вещания (например, ; . ; и

т.д.). Важную группу источников составляют специализированные журналы: «Radio to radio» (2003-2005), «Журналист» (1993-2004), «Среда» (1999-2005) и «Мир русского слова» (2002-2003), уделяющий внимание проблемам радиоречи. Большой пласт фактического материала удалось собрать благодаря текущим архивам радиостанций «Спутник» и «Авторадио», а также работе диссертанта над личным архивом, в который вошли тексты информационных программ FM-радиостанций Санкт-Петербурга.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и выводов в практической и теоретической работе радиожурналистов, а также в лекционных курсах по «Радиотележурналистике», «Теории и практике СМИ». Ряд положений включают перспективные направления дальнейшего разрешения задач профессионального плана, проблем функционирования информационного вещания в условиях изменения экономической и политической жизни страны.

Апробация темы. Основные положения и выводы диссертации изложены и обсуждены на межвузовских научно-практических конференциях «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2002,2003,2005 годов); на научно-практической конференции по актуальным проблемам журналистики (Екатеринбург, УРГУ, факультет журналистики, 2003 год); ежегодном научно-практическом семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2003, 2005 годов). Диссертант в течение пяти лет работает редактором и ведущим информационных программ на коммерческих музыкальных FM-радиостанциях Санкт-Петербурга — «Северная столица», «Спутник», «Авторадио».

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Музыкальные FM-радиостанции Санкт-Петербурга: экономические, правовые и социальные факторы развития

Рассматривая возможность воздействия современного радиовещания на массовое сознание, целесообразно исходить из особенностей природы радио. Наряду с основными свойствами, характеризующими все средства массовой коммуникации, - диахронностъ (возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени), диатопность (возможность преодоления передаваемыми сообщениями значительных пространств и расстояний), мультиплицирование (возможность многократного, почти неограниченного воспроизведения одного и того же, аутентичного содержания), симулыпанностъ (возможность предоставлять совершенно аутентичные сообщения множеству людей практически одновременно), репликация (возможность регуляции своих воздействий самими средствами массовой коммуникации)22, - радио обладает уникальными возможностями, обеспечивающими специфические способы воздействия на аудиторию, гарантирующие устойчивое положение в ряду других СМИ.

Многие исследователи, занимающиеся проблемами специфики радио23, сходятся в определении его природных особенностей:

1. Радио является самым оперативным в ряду других СМИ. Преимущество радио в том, что вещание может совпадать с событием, о котором ведущий рассказывает в реальном времени: телевидение покажет событие вечером, газеты напишут о нем на следующий день, радио - расскажет в момент получения информации. В оперативности сообщения информации радио, как показывает мировая практика радиовещания, опережает и телевидение, и прессу.

2. Из всех СМИ радио является самым удобным, самым «неприхотливым» и самым доступным. Радио можно слушать, находясь где угодно: в машине, в квартире, на работе, на природе. При этом радио не отвлекает человека от его занятий.

3. Радио универсально. Выпуски новостей на радио в отличие, например, от телевидения, характеризуются разнообразием подаваемой тематики. На радио в течение одного трехминутного выпуска можно охватить гораздо больше тем и направлений, чем, например, в одном выпуске новостей на телевидении.

4. В техническом отношении радио не знает ни границ, ни расстояний, что характеризует такую черту радиовещания, как его вездесущность. Радио одновременно можно слушать в разных частях света.

5. Наконец, радио оказывает колоссальное психологическое влияние на людей. Природа радиовещания — акустическая. Психологами, как отечественными, так и западными (Е. Симонова, Н. Ланге, С. Рубинштейн, MacFarland, Hobson), доказано, что слуховое восприятие воздействует более других на воображение человека. Человек, независимо от своих желаний, но в силу своей природы, неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Так рождается воображение, что еще больше «заряжает» эмоциями слушателя. Кроме того, радио позволяет «отвлечься» от тех или иных проблем, снять напряжение, стресс, поднять настроение.

Благодаря этим универсальным качествам, радио охватывает огромную аудиторию, сравнимую только с телевидением, что делает их вместе уникальным средством создания единого информационного пространства в глобальном масштабе и резко увеличивает их действенность в плане воздействия на личность24. Технические возможности радиовещания по влиянию его на аудиторию уникальны. Так, например, «Русское радио» -самая крупная в России сеть музыкальных коммерческих радиостанций, которую слушают более чем в 700 городах России, Украины, Казахстана, Молдавии, Киргизии, Армении, в странах

Модели организации FM-радиостанций. Программный отдел как структурный компонент

Одним из важных аспектов исследования является организационная структура FM-радиостанций Санкт-Петербурга. Несмотря на глубокий интерес, который вызывает вопрос о том, кто и как делает радио в новых рыночных условиях, исследователи пришли к заключению, что наметился основательный пробел в сфере выявления особенностей современной радиожурналистики, в частности, в сфере организации ее деятельности. Рыночная экономика обусловила тенденцию коммерциализации радиостанций84. Она заключается, прежде всего, в поиске и привлечении рекламодателей, так как только благодаря рекламе радиостанция может существовать как независимая финансовая организация.

В условиях постоянной конкурентной борьбы важная особенность успешного функционирования радиостанции заключается в эффективности и качестве труда каждого отдельного сотрудника, выявлении его места в системе разделения труда. В социологическом аспекте радиостанция выступает как формальная организация, деятельность которой четко регламентирована, обусловлена определенными юридическими нормами85. Разделение труда выступает как система отделов радиостанции, каждый из которых наделен определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы каждого сотрудника, создается иерархия «руководитель — подчиненные».

В доперестроечное время радиостанция как формальная организация представляла собой бюрократическую систему управления (вертикальная иерархия служебных зависимостей, жесткая система контроля, подчинение указаниям, распоряжениям и внутреннему распорядку организации). Современный менеджмент коммерческих радиостанций предполагает определение самостоятельности специалистов, которая проявляется в оперативной формулировке целей, постановке задач, выборе способов деятельности, использовании знаний.

Изменяется также количество и состав членов коллектива. Под воздействием экономических принципов редакционной деятельности (прибыльность радиостанции, ее конкурентноспособность, экономическая достаточность) выявилась тенденция к сокращению величины редакционного коллектива86. Стремясь минимизировать расходы, количество сотрудников сокращается, при этом увеличивается набор функций, который возлагается на оставшихся в редакции работников. Так, например, в отделе информации современной коммерческой радиостанции, как правило, работают два-три человека, каждый из которых совмещает функции редактора, ведущего новостей и корреспондента. Подобная минимизация величины коллектива, безусловно, возможна только при достаточно высоком уровне профессионализма сотрудников. Объем и многофункциональность выполняемой работы требуют поощрения (материального и морального) творческой, конструктивной деятельности субъектов данной формальной организации.

Современный уровень менеджмента предполагает также создание комфортной атмосферы, способствующей развитию работников и как специалистов, и как личностей, умеющих преодолевать стереотипы и устаревшие традиции, развития в них новаторства, инновационности и ответственности. Принципы управления определяют философию человеческих взаимоотношений внутри организации. Важная особенность журналистики заключается в том, что радиостанция - это результат коллективного труда. Один из принципов, определяющий основы структуры коллектива радиостанции - это кооперирование труда. Оно обеспечивает суммирование результатов работы каждого отдела радиостанции и объединяет их в единое целое

Структура радиостанции представляет собой сложную организационно-производственную систему. Одно из первых определений понятия «система» мы встречаем в работе К. Болдуинга. Он считает, что система — это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям: поведение каждого элемента влияет на поведение целого; поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы; если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо .

Из этого следует, что «система» представляет собой некое единство. Когда система расчленена, то она теряет все свои важные качества89, среди которых принято выделять следующие: 1. Целостность. 2. Структурность. 3. Взаимозависимость структуры и среды. 4. Иерархичность. 5. Множественность описания каждой системы .

Радиостанция представляет собой систему, состоящую из отдельных подсистем (отделов), каждая из которых обладает определенными свойствами и функциями. В настоящее время наиболее типичными для коммерческих FM-радиостанций Петербурга являются следующие отделы: Программный отдел, в который входит отдел новостей. Коммерческий отдел (или отдел продаж). Отдел продвижения радиостанции, в который входят: Промо-отдел и PR отдел. Финансовый отдел (бухгалтерия). Технический отдел. Продакшн отдел (отдел производства рекламы). Хозяйственная служба (содержание и ремонт помещений, снабжение, транспорт и т.п.).

Качественное взаимодействие всех отделов обеспечивает успешное функционирование радиостанции в целом, ее динамичность, точность, надежность, гибкость, конкурентноспособность, а также определяет многовариантность структуры организации.

Новости на FM-радиостанции: источники и принципы сбора информации

Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации . В переводе с латыни «informatio» означает разъяснение, изложение. В современной науке можно вьщелить следующие основные значения понятия «информация»: 1. Сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений (в технике связи). 2. Сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик (социальная информация). 3. Передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)

Под «массовой информацией» понимается «социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее цикла оперирует общество. Иными словами, это информация, которая рождается в массовой аудитории, распространяется по массовым каналам и востребована массовой аудиторией»155. Социальная информация есть, прежде всего, «смысловая информация, то есть такая, которая перерабатывается человеческим сознанием и реализуется в деятельности людей. Она циркулирует в обществе как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей об окружающем мире, прежде всего, об обществе, служащих целям управления общественными процессами»156.

Журналистская информация— это, прежде всего, новость в форме короткого сообщения157. Существует несколько определений «новости». Одно из самых полных описаний новостей предлагает W. A. Hachten. Он рассматривает новость как процесс, который начался в недавнем прошлом, существует в настоящем, и будет продолжаться в будущем. Одно из важных качеств новости, по мнению W. A. Hachten, является то, что новость - это полезное общественное знание. Новость состоит из множества элементов, отличающихся от молвы, пикантных историй, развлечения, слухов и, особенно, скандалов, хотя все они могут содержать в себе зачатки новостей и, к сожалению, часто вплетаются в ткань новостей158. В современной науке сформулированы главные, классические элементы новости. К ним относятся: своевременность, оперативность передачи; близость ситуации аудитории конкретного СМИ; явная значимость события для всех; эффект «эмоционального толчка» при необычном происшествии; конфликтность события или его особая яркость; связь события с «известным именем» (или влиятельным человеком); человеческий интерес: какие-то обстоятельства события, к которым изначально каждый лично неравнодушен («жизнь», «смерть», «любовь», «дети» и пр.)159.

Качества новости определяются такими ее характеристиками, как упорядоченность, ценность, новизна и избыточность160.

Задача журналиста состоит в поисках свежей информации на темы, представляющие интерес для общества, а также в быстрой и, по возможности, точной передаче полученных сведений аудитории. Журналист сообщает, извещает, ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания, психологию поведения, осуществляет коммуникацию, рекреативные и прагматические функции во всех сферах жизни общества и человека. Основное предназначение журналистики заключается в удовлетворении потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимизации развития общества и регулирования общественно-политических отношений, адекватной реакции в изменяющемся мире и в регулировании политической, духовной, социальной жизни

Результатом освоения действительности журналистом и одновременно результатом его творчества является информационный продукт, который, с одной стороны, аккумулирует в себе информационные сигналы действительности, воспринятые журналистом, с другой стороны, превращает эти сигналы в нечто новое — стабильное, способное более или менее длительно существовать во времени и пространстве. Таким образом, информационный продукт становится живым воплощением неразрывных уз познания и творчества162.

Информационным продуктом работы журналистов коммерческой музыкальной радиостанции является информационный выпуск — результат коллективного труда отдела информации.

В самом общем виде информационный выпуск представляет собой подборку новостных сообщений, иногда не связанных друг с другом, но самых важных на данный момент, призванных представить слушателю панораму происходящих событий в мире. Процесс формирования информационного выпуска включает в себя этапы, свойственные всему процессу массовой коммуникации: сбор информации, ее отбор, создание информационного выпуска, его распространение и восприятие аудиторией163. Каждая из этих стадий предполагает использование сотрудниками определенного механизма работы.

Информационные жанры на коммерческой радиостанции

Жанр — дискретная часть журналистского творчества. Жанры в разных средствах массовой информации имеют свою содержательную и формальную специфику. В теории газетной журналистики под жанрами понимаются «устойчивые группы публикаций, объединенные содержательно-формальными признаками» . Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Жанр в радиожурналистике — это «тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями»200.

В практике музыкальных радиостанций используют такие информационные жанры как хроника, заметка, репортаж, обзор печати.

Доминирующее положение в рамках информационного вещания музыкальной радиостанции занимают жанры хроникальное радиосообщение и информационная заметка. Хроника — краткое, как деловая телеграмма, сообщение, в котором подчеркнуто оперативно подается только сам факт, без описания подробностей. Постоянные структурные элементы хроники — место, время, суть события, требующие ответы на традиционные вопросы: Что? Где? Когда? Достоинство жанра состоит в точном выборе факта, события; предельная лаконичность, экономия речевых средств, небольшой хронометраж (10-15 секунд). При этом, следует отметить, что должного эффекта хроникальное сообщение достигает только в сочетании с оперативностью. Хроника приобретает смысл, если она подана как первичная информация, при вторичном обращении к тому или иному факту требуется реализация в других жанровых формах201.

АВТОРАДИО (25-01-05. В выпуске новостей в 21.00) Срочное сообщение из Индии. У известного индуистского святилища, к которому по традиции в это время года съезжаются паломники со всей страны, возникла давка. Тысячи людей получили ранения. Число погибших, по последним данным местной полиции, составляет около 300 человек. Другие подробности пока не сообщаются202.

Информационная заметка представляет собой более развернутую, по сравнению с хроникальным радиосообщением, форму информирования слушателя о важнейших событиях. Кроме фиксации по времени и месту, содержание заметки включает ответы на вопросы о причинах, обстоятельствах и последствиях происходящего или произошедшего события . Одна из задач заметки — раскрытие смысла факта. Этим объясняется особенности композиционного построения заметки в виде перевернутой пирамиды, где самая значительная часть (основание) располагается вверху, а дополнительные, уточняющие элементы в сужающейся части. Такая композиция приучает концентрировать и выделять наиболее важное204.

Радио «БАЛТИКА» (02-04-04. В выпуске новостей в 17.00)

В Петербурге завершаются отборочные туры ежегодного городского музыкального конкурса «Весна романса». В этом году состязания проводятся в 5-й раз, а число его участников превысило 300 человек. Конкурс проходит по двум номинациям: молодые исполнители и авторы романса Последний третий отборочный тур конкурса состоится 6 апреля в петербургском театре эстрады. До него добрались 26 молодых исполнителей в этом жанре. Завершит конкурс гала-концерт «Весна романса», в котором на сцену Октябрьского выйдут, как победители нынешнего года, так и лауреаты прошлых лет205.

Анализ деятельности новостных служб музыкальных FM-радиостанций показал, что чаще всего хроникальное сообщение используется в утреннее эфирное время, когда слушателям предлагается информация в виде развернутых анонсов предстоящих событий. В дневное и вечернее время предпочтение отдается жанру информационной заметке с элементами интервью, репортажа, комментария, что значительно оживляет эфир, делает его более богатым, ритмичным и информационно насыщенным.

Особое место в информационном вещании музыкальных FM-радиостанций занимает репортаж — один из самых исследованных и самых спорных жанров журналистского творчества. Репортаж — это рассказ очевидца; «воспроизведение ситуации, во многих случаях проблемной, с эффектом личного присутствия читателя (слушателя) на месте действия за счет сопереживания им впечатлений автора, находящегося внутри ситуации»206. По своей природе репортаж имеет синтетический характер. В нем сочетаются сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста - и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание. Важные признаки репортажа - эффект достоверности, сопереживания и эффект журналистского присутствия на месте события, — все это достигается за счет специфического сюжетно-композиционного построения репортажа, формой передачи в эфир, звуковым, фоновым наполнением материала

Похожие диссертации на Информационное вещание петербургских FM-радиостанций : Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты