Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерактивное вещание на региональном радио Стрельникова Елена Анатольевна

Интерактивное вещание на региональном радио
<
Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио Интерактивное вещание на региональном радио
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стрельникова Елена Анатольевна. Интерактивное вещание на региональном радио : 10.01.10 Стрельникова, Елена Анатольевна Интерактивное вещание на региональном радио (на примере Оренбургской области) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Б. м., [2007] 181 с. РГБ ОД, 61:07-10/625

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эволюция передач интерактивного вещания на отечественном радио

1.1. Понятие и функции интерактивного радиовещания 17

1.2. Становление принципов интерактивности на советском радио 33

1.3. Специфика интерактивного вещания на российском радио 54

Глава 2. Жанрово-тематические особенности создания интерактивных программ на региональном радио

2.1. Жанры и формы интерактивных программ 72

2.2. Мотивы вступления аудитории в интерактивный процесс 99

2.3. Ведущий интерактивных программ 131

Заключение 152

Библиография 163

Публикации 174

Приложения 176

Введение к работе

На протяжении не менее чем полутора веков для России остается актуальной проблема формирования гражданского общества. В ее решении ключевую роль играют СМИ, в том числе, региональные. В механизме взаимодействия общества и государства СМИ выступают в качестве главного коммуникационного канала. Вот почему общество болезненно относится к любым формам ограничения свободы слова со стороны государства, с одной стороны, а с другой стороны ищет помощи у государства в ситуации, когда то или иное СМИ провоцирует социальную или национальную напряженность. Редакциям местного телерадиовещания и газет, которые дистанционно близки к своей аудитории, эта позиция общества особенно понятна. Уделяя основное внимание проблемам регионального уровня, они способны не только активно освещать участие своего территориального образования в решении региональных вопросов, но и способствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера. В местных программах основу описываемых сюжетов составляют события из местной жизни, которые требуют постоянного анализа происходящего, полноценного освещения мнений и своевременного выхода на площадку общественных дискуссий.

Развитие региональной медиаструктуры со своими тенденциями, достижениями и провалами интересно как содержанием, так и становлением в качестве самостоятельного медиарынка. На нем среди остальных средств массовой коммуникации лидирующие позиции по-прежнему сохраняет за собой региональное радио. Только в Оренбурге еженедельная аудитория радио составляет более 90,7% жителей областного центра. То есть 9 из каждых 10 оренбуржцев старше 12 лет, скорее всего - радиослушатели.1 Кроме того, в среднем радио слушают дольше, чем смотрят телевизор. Связано это с тем, что человек может слушать и одновременно заниматься чем-то еще: мыть посуду, ходить по магазинам или даже анализировать биржевые сводки. К тому же радиоприемник можно взять с собой на прогулку, установить в автомобиле - он "привязывает" человека значительно меньше, чем телевизор. Таким образом, уже в силу своих специфических особенностей на сегодняшний день радио - самое доступное средство массовой информации в России.

По мнению современных исследователей, радио - самый открытый источник информации. Данное наблюдение связывается с несколькими факторами. Во-первых, эфирный спектр, который может быть использован под вещание радиостанций, достаточно широк. Это и FM, и средние волны, и УКВ. Они рассчитаны на разные аудитории и регионы. Радиоволны достигают практически любой точки земного шара. Именно поэтому число радиостанций, вероятно, самое значительное среди всех типов медиапредприятий - более 35 000 .

Во-вторых, стоимость радиооборудования по сравнению с телевидением или газетой относительно невелика. В любом современном доме радио можно найти в самых разных технических устройствах - приемниках, карманных walkmen'ax, будильниках, телевизорах, мобильных телефонах. Радиоустройства миниатюрны и в отличие от телевизоров и компьютеров потребляют малое количество энергии. Прогресс в сфере радио зашел так далеко, что современная индустрия бытовой техники создала приемники, которые работают на энергии, полученной механическим способом, -заводное радио (wind-up radio).

По мнению большинства исследователей сегодня радиовещание - самое демократичное, свободное и независимое средство массовой информации. 1 Пульс-2005. Мониторинг общественного мнения в Оренбуржье/ Под ред. Э.М. Виноградовой. - ГУЛ «Бузулукская типография», 2006. - С. 18. 2 См.: Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М., 2003. «Свобода СМИ в большей степени реализуется в радиовещании».3 Это подтверждает характерная для современного РВ ориентация на диалоговую форму организации эфира. Конкретным проявлением данной тенденции является успешная жизнь в эфире разговорных форм в виде отдельных передач («Поговорим» (оренбургская радиостанция «Меновой двор»), «Тема дня» («Авторадио - Оренбург»), «Горожане» («Радио России - Оренбург») или в виде главного элемента информационной программы («Гость в студии» (программа «Доброе утро!» оренбургская радиостанция «Н-радио»), «Народный комментарий» (программа «Губерния» «Радио России -Оренбург», «Звонок в эфир» (программа «Потребительская корзина» «Радио России - Оренбург»). Анализ состояния регионального радиорынка показывает, что именно диалоговый тип вещания сегодня активно востребован обществом. Это - радиопрограммы, в которых взаимодействие со слушателями становится формирующим элементом, а сам слушатель не просто воспринимает информацию, распространяемую коммуникатором, но и участвует в создании передач.

Безусловно, взаимодействие со слушателем в той или иной степени происходило на протяжении всего развития радио, начиная с 20-х годов прошлого века. В 60-е годы исследователи называли передачи этого типа -контактными, в 70-е - передачами с обратной связью, построенными на использовании в работе писем радиослушателей, которые в те времена поступали в редакцию в огромном количестве. Во второй половине 90-х появился новый термин - интерактивное радиовещание (ИРВ). Он пришел в нашу прессу с Запада вместе с хлынувшими на российский телерадиоэфир потоками зарубежных образцов медиакультуры, прежде всего, американской.

Форматы, построенные на активном участии в эфире слушателей, то есть те, которые в большей или меньшей степени передают исключительно вербальный материал, называются в США информационно-разговорными 3 Телерадиоэфир: История и современность/ Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005. С.144.

6 (News/Talk): они включают в себя новости и разнообразные ток-шоу, и просто разговорные (Talk), построенные на ток-шоу, обсуждении различных проблем. Формат разговорного радио развивался за рубежом с середины 1950-х годов. Возникновение его объяснялось стремлением повысить интерес аудитории к программам, передаваемым не в самое популярное время, а также законодательными требованиями, предъявляемыми к объему и качеству общественно-популярных передач. Вместе с ростом их популярности на средних волнах среди разных сегментов аудитории, многие станции, работавшие в коротковолновом диапазоне, осознали перспективы разговорных программ и стали добавлять ток-шоу к музыкальному эфиру. Некоторые эксперты радиоиндустрии прямо заявляют о том, что «будущее жанра ток-шоу на волнах FM представляется блестящим»4. На разговорные программы на радиостанциях США еще в 70-е годы обращают внимание и советские исследователи. Так, В. Голованов характеризует передачи с участием слушателей как «эфир, приближенный к жизни, - это одна из могучих приманок современного РВ США. Отдав студии ТВ, радио нашло способы устоять в конкурентной борьбе за слушателя, за рекламные доллары. Оно вынесло микрофон в неуемный цех жизни. Эфир перестал быть отчужденным»5.

Современное радио в России - это гигантский спектр разговоров, захвативший все форматы вещания. При этом взаимодействие с аудиторией в прямом эфире несет, на наш взгляд, по большей части позитивное значение. Во-первых, это отдых для слушателя участвующего в интерактивной передаче и делящегося с остальными своими эмоциями, мнением, опытом. Такие передачи внесословные, внеимущественные, практически внегендерные. И, во-вторых, то, что делает интерактивное радиовещание привлекательным для главного учредителя, редактора и самого ведущего такой программы - это их рейтинговость. Все интерактивные проекты имеют 4 КийтМ. Радиостанция. М.: Мир, 2001. С. 126. 5 Голованов В. США. Радио и ТВ: Стратегия конкурентной борьбы // Телевидение. Радиовещание. - 1972. - №10.-С. 42 в регионах высокий рейтинг, связаны ли они с развлечением (поздравления, игры) или информацией (обсуждения, интервью). Как показывают собственные наблюдения автора, работающего на региональном радио более 11 лет, последние 7 лет в качестве ведущего интерактивных программ, слушатели охотно принимают участие и в тех, и в других. Кроме того, для регионов такое общение в радиоэфире имеет конкретное практическое значение. Так, например, еженедельная программа «Потребительская корзина» («Радио России - Оренбург») помогает слушателям решить бытовые проблемы, а выходящая раз в месяц передача «ЧаВо (Частные вопросы)» («Радио России - Оренбург») консультирует людей по юридическим темам. Уровень участия аудитории в интерактивных проектах показывает ее политическую и социальную активность, понимание происходящих в стране и регионе событиях и реакцию на них, подчас непредсказуемую в своем развитии.

Г.М. Маклюэн6 называл радио «горячим» СМИ, позволяющим человеку быть наиболее активным в своем восприятии мира, вникающим в суть происходящих событий. Анализируя передачи в регионах, построенные на прямом общении коммуникатора и слушателя, мы можем назвать интерактивное радиовещание «самым горячим» медиа, где происходит не только отражение, но и взаимодействие. Здесь приватный опыт каждого участника является главным составляющим процесса. Интерактивные программы позволяют человеку почувствовать себя не одиноким, нужным сообществу, в котором он живет. Отсюда и широкое использование здесь случаев из жизни, которые предают передачам особый интерес. Именно «житейские истории» в немалой степени влияют на популярность ИРВ. Они помогают изменить позицию власти при решении социальных проблем, в некоторой степени выступают для людей в качестве авторитетных примеров, которым хочется соответствовать и подражать. При этом ошибочно думать, 6 Маклюэн Г.М. Понимание медиа. - М., 2003. что в региональных разговорных программах принимают участие только маргиналы, люди с ограниченными возможностями, невысоким уровнем образования. Наблюдения диссертанта как ведущего интерактивных региональных программ, показывают, что людей, постоянно названивающих лишь 5-7 %. Среди слушателей, принимающих участие время от времени, доля 20-25%. Остальные - это те, кто впервые решил набрать номер прямого эфира, так как тема на этот момент соответствовала их личному опыту и желанию поделиться им с другими. В разговоре о возможном строительстве в Ясненском районе Оренбургской области полигона по утилизации ракет с твердым топливом люди из разных городов и сел Оренбуржья говорили о перенесенных ими и членами их семей последствий ядерного взрыва в Тоцком в 1954 году, об экологическом неблагополучии города Ясного из-за расположения на его территории асбестового завода и запуска с расположенной здесь военной части стратегических ракет. Поднятая в региональной интерактивной программе тема помогла жителям объединиться и не допустить не только строительства полигона, но даже экспериментального подрыва, чего добивалось правительство области. Через интерактивные дискуссии на радио люди участвуют в социальном управлении региона. При этом, чем чаще их участие, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями населения, объединяющегося с помощью радиовещания в общий поток общественного мнения.

Современное региональное ИРВ предоставляет всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными взглядами, совместного поиска решений, контроля за их реализацией. Как показал опрос, проведенный нами в ходе исследования, в регионах, где часов местного вещания на сетевых станциях значительно меньше, чем столичного, а собственные форматы из-за дороговизны предприятия заметно сокращаются, люди воспринимают местные интерактивные радиопередачи, как встречу с другом, которому в доверительной форме можно рассказать о наболевшем.

Более того, многие жители называют радио, благодаря его доступности, единственным демократическим СМИ, где есть место оптимальной возможности аудиторного вмешательства и открытости дискуссии на каждом этапе ее формирования.

Таким образом, актуальность работы обозначена в самой постановке проблемы: исследование интерактивного вешания на региональном радио. За долгие годы его развития взаимодействие с аудиторией претерпело изменение системных признаков, расширились его функции и определились формы программ с обратной связью в прямом эфире, сформировались новые приемы работы. Сегодня необходимо учитывать специфические проблемы интерактивного вещания на региональном медиарынке не только с производственно-экономической, но и с идеологической точки зрения.

Объектом данного исследования является система\фегионального радиовещания ; (на примере Оренбургской области).

Предметом исследования стали анализ структуры, содержания и методов интерактивного вещания на региональном радио.

В качестве исследовательской базы предмета изучения выбрана как журналистская практика на региональном отечественном радиовещании, так и радийный опыт диссертанта. Наряду с примерами конкретных творческих проектов автор среди прочих детально рассматривает собственные работы, выходившие в интерактивном режиме на каналах ГТРК «Оренбург» и анализирует интерактивные программы других оренбургских радиостанций: «Н-радио», «Меновой двор» (самостоятельные местные каналы), «Авторадио-Оренбург», «Европа+Урал», «Хит-FM в Оренбурге». Эмпирической основой данной работы так же стали: материалы социологических исследований в Оренбургской области и собственные экспертные опросы; материалы российских и региональных научно-практических конференций, «круглых столов», в том числе и с участием автора; серия личных интервью с практиками эфира в Оренбургской области (Л. Антипов, А. Власов, А. Жабин, С. Ковалевская, Р. Кравченко, Е. Лаврентьева, А. Мурзина).

Цель исследования состоит в раскрытии механизмов, обеспечивающих функционирование и развитие ИРВ как реально существующей системы вещания, обладающей рядом только ей присущих характеристик. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

Определить значение ИРВ как нового типа радиовещания в региональном эфире.

Выявить предпосылки, этапы возникновения ИРВ в регионе и проследить его развитие.

Систематизировать сложившиеся внутри вещания жанры и формы программ ИРВ и их отдельные элементы.

На основе анализа базовых форм ИРВ сформулировать особенности работы журналиста с материалом в рамках интерактивного вещания.

Выявить основные стили ведения интерактивных программ журналистами.

Определить мотивы обращения аудитории к интерактивным радиопрограммам.

Определить возможные перспективы дальнейшего развития ИРВ и его роль в оптимизации коммуникативного процесса на радиовещании.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

ИРВ рассматривается как актуальная модель общения в региональных СМИ, реально существующая в виде сформировавшейся системы и имеющая перспективы развития.

Впервые предпринят сравнительный анализ структуры интерактивных радиопередач, разделения их на определенные модели вещания.

Аргументируя тезис о том, что ИРВ активизирует восприятие информации аудиторией, которая в свою очередь способна оказать влияние на процесс создания программы, что подчеркивает демократизм

11 радиовещания. Об этом свидетельствуют данные проведенных автором социологических опросов, приведенных автором диссертации.

4. Осуществляется периодизация развития ИРВ - от предпосылок возникновения первых элементов ИРВ, из которых впоследствии сформировался новый тип вещания, до современной системы ИРВ.

Методы исследования.

Исторический метод исследования. На этом этапе диссертант анализировал литературу по проблемам истории, развития и практики РВ, а так же изучал психологическую литературу, исследовал архивы оренбургского радио с конца 20-х годов прошлого века по сегодняшний период.

Сравнительно-описательный метод исследования. Проводился количественный и качественный анализ интерактивных программ оренбургского радио для выявления наиболее актуальных для аудитории тем для обсуждения, рассматривались проблемы общения между коммуникатором и реципиентом, изучались мотивы обращения людей к конкретным видам интерактивных передач и стили ведения программ ведущим.

Метод включенного наблюдения. Автор выступал как ведущий интерактивных программ на региональном радио.

Социологический метод исследования. Здесь анализируются исследования оренбургских социологов, а так же диссертантом проведен самостоятельный опрос в феврале 2005 года с целью выявить отношение аудитории к интерактивным радиопрограммам, мотивацию участия в них.

Практическая ценность избранной темы определяется обострением интереса всех российских ТРК к интерактивному вещанию. В данной работе диссертант делает попытку осмыслить тот положительный практический опыт региональных журналистов, который сложился за несколько десятилетий развития ИРВ. Это необходимо потому, что, несмотря на обилие в современном региональном радиоэфире программ, причисленных нами к интерактивному вещанию, до сих пор не выработана концепция ИРВ на местном уровне и практически зачастую журналисты вынуждены действовать вслепую. В то же время, в ходе развития регионального отечественного радиовещания накоплен уникальный положительный опыт в подготовке этих программ. Но, к сожалению, он до сих пор не обобщен и не получил должной оценки. В целом ряде работ, в большей степени адресованных к творческо-технологической составляющей и ставших основой теоретико-методологической базы данной диссертации, тема ИРВ в регионе не выделена в самостоятельный объект исследований, упоминается как технологический параметр и служит лишь сопутствующим аспектом при рассмотрении актуальных вопросов информационного вещания, современного состояния радиопублицистики, технологии журналистского мастерства, его психологических составляющих и т.д.7

По степени разработанности проблемы мы можем выделить несколько направлений исследований радио, так или иначе затрагивающих изучаемую тему. На протяжении всего периода становления радиовещания в России важность обратной связи с радиослушателями подчеркивают П.С. Гуревич, Р.П. Овсепян, В.Н. Ружников, А.А. Шерель, чьи исследования помогают выявить основные тенденции развития радиовещания в историческом аспекте, его специфику и роль в обществе как социального института.8 Популярность контактных передач в советское время описывали и практики-журналисты Я. Белицкий, Т. Богловский, Ф. Кузнецов в журналах «Советское радио и телевидение», «Телевидение и радиовещание», статьях в сборниках «Телевидение и радио СССР». Л.Д. Болотова и В.В. Гаспарян 7 Барабаш Н. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции.- Сборник статей ИГОС.- Часть 1.- М.- 1998; Ляшенко Б.П. Радио без тайн: Рассказ неизвестного диктора. - М.: Искусство. 1990; Радиожурналистика: Учебник// Под ред. АА. Шереля. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, Изд - во «Высшая школа», 2002; Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1851-2001 г.г.: Учебное пособие - М.: ГИТР, 2002; Смелкова З.С. Риторические основы журналистики, учебное пособие, М. издательство «Флинта». Издательство «Наука». 2002; Смирнов В. В. Актуальные проблемы журналистики.- Ростов- на Дону.- 2000; Сухарева В. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира.- Сборник статей ИПК.- Часть 1.- М.-1998. 8 Гуревич П.С, Ружников В.Н. Советское радиовещание. - М.: Искусство, 1976; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 - начало 21 века.: учеб. пособие/ под ред. Я.Н. Засурского. - 3-е изд., доп. - М.: МГУ, 2005; Ружников В.Н. Отечественное радиовещание: Пути и проблемы строительства (Ретроспективы и современность). - М.: 1993. исследовали первые попытки общения журналистов с аудиторией в прямом эфире на постсоветском радиовещании, выделили некоторые особенности этого периода.9

Диалогический характер эфира, который работает сегодня во многих жанрах радиожурналистики, прямые формы общения со слушателями, максимальное использование разговорных форм на радио подчеркивает В.В. Смирнов.10 Демократичность прямого радиоэфира отдельно выделяет В.В. Егоров.11 Г.П. Бакулев считает, что именно интерактивный характер современных СМИ создал «революционную ситуацию, когда люди могут сказать и могут ответить».12 И в первую очередь, эта «революционная ситуация» активно проявляется именно на региональном радио, где чаще всего можно наблюдать возросший контроль со стороны слушателя за процессом коммуникации.

Анализируя плюсы и минусы глобализации, Г.З. Юшкявичус отмечает повышенную потребность населения в получении местной, региональной информации, тогда как федеральные СМИ отражают лишь события общероссийского и мирового масштаба. ЕЛ. Дугин определил общие и специфические факторы и условия, такие как различие регионов в промышленном и культурном развитии, в уровнях насыщенности средствами массовой информации, влияющие на формирование местных программ,

Болотова Л.Д. Особенности современного радиовещания// Средства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов/Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005.; Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале 21 века: новые реалии и старые проблемы// Телерадиоэфир: История и современность/Под ред. ЯМ. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005.; Болотова Л.Д. Радиовещание времен перестройки и гласности// Журналистика в 1999. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 1. - М: Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2000.; Гаспарян В.В. Зритель в процессе телевизионного общения. // Культура повседневного общения на телеэкране. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 2. - М.: ИПК, 2004.; Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики. - М.: ИПК, 2000. 10 Смирнов В.В. Жанровая система радиожурналистики. Становление. Эволюция развития. Структура. - Ростов - на - Дону.: из-во «Литфонд», 2004.; Смирнов В.В. Интерактивность в радиовещании: плюсы и минусы.// Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. -М.: Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2006.; Смирнов В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. 11 Егоров В. В. Телевидение: теория и практика.- М. 1993.; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. -М.: «Воскресенье», 1999. 12 Бакулев ГЛ. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.П. Бакулев. - М.: Аспект Пресс, 2005. 13 Юшкявичус Г.З. Тенденции развития современных СМИ. - М.: ИПК, 2004. проанализировал преимущества диалоговой модели информационного взаимодействия в обществе.14 К числу наиболее значимых работ, позволивших автору диссертации в рамках изучаемого круга вопросов проводить анализ функционального взаимодействия интерактивных форм вещания с различными элементами структуры ИРВ можно отнести исследования Н. Барабаш, В.М. Березина, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Е.В. Поберезниковой, В.Ф. Олешко, М.Э. Онищенко, О.Р. Самарцева, В. Сухаревой, В.Л. Цвика.15 Практическое значение представляют лекции С. Бунтмана, Д. Губина о вариантах построения интерактивных программ на радио в сборнике ФНР «Радио: мы говорим, нас слушают?... Программы на радио и реакция аудитории», отдельные публикации в Интернете А. Бубукина и Н. Шопен о видах обратной связи в прямом радиоэфире и взаимодействии с радиослушателями. Западный опыт таких исследователей, как М. Агл, Р. Бейлз, М. Кийт, Р. Ньюмен, Б. Спиру, дал возможность выявить истоки интерактивного радиовещания, найти характерные типы ведущих изучаемых передач, предопределить будущее интерактивного жанра.16 Кроме того, западные теории СМИ Ф. Уэбстера, Г.М. Маклюэна, Д. Меррил и Р. Ловенштайн17 позволили расширить

Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - М.: МГУ, 1982.; Дугин Е.Я. Создание смыслов в электронную эру. - М., 2005. 15 Барабаш Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология. - М.: ИПК.2003.; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М., 2004; Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. - М., 2004.; Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.; Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.; Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие для курсов «Основы журналистики». М.: РИП - холдинг, 2004.; Онищенко М.Э. Интерактивное общение в радиоэфире в экстремальной ситуации.- Тез. Докл. Науч. Конф.- М.: МГУ, 2003.; Самарцев О.Р. Виртуальная реальность и принцип интерактивности. // Отечественное телевидение: традиции и новаторство. Часть 3. - М.: изд. ИПК, 2006.; Самарцев О.Р. Телевидение. Личность. Образование. (Очерки теории образовательного телевидения). - «Ульяновский Дом печати», 1998.; Сухарева В.А. Проблемы толерантности в современном радиоэфире// Международная конференция по проблемам толерантности в современных СМИ. - М., 2004.; Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.; Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие/ В.Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. 16 Argyle М. The psychology of interperson behavior. L., 1972; Bales R. The Equilibrium Problem in Small Groups II Working Papers in the Theory of Action. - N.Y., 1953.; Кийт M. Радиостанция. - M.: Мир, 2001; Медиа. Ведение: Учебник для вузов / Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; Пер. с англ. Ю.В.Никуличева. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Newman W.R. The Psychology of the New Media// Television for the 21st Century. The Next Wave// The Aspen Institute// Washington D.C. 1993.; Спиру Б. Отравители. - M.: Из-во Института международных отношений, 1962. 17 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. -М., 2004.; Маклюен Г.М. Понимание медиа. -М., 2003.; Merril J., Lowenstein R. Media Messages and Men: New perspectives in communication. - New York, 1971. представление о функционировании различных вещательных моделей. Значительное влияние на работу оказали исследования Е.Л. Вартановой18, посвященные современным моделям СМИ зарубежных стран. Труды Т.П. Ванченко, Б.Д. Гаймаковой, Н.А. Голядкина, А.Л. Миргородской, С.А. Муратова, Т.Ю. Пыниной показывают грамотный вариант общения журналиста с аудиторией и способы ее изучения. Психологи Н.Н. Богомолова, А.А. Бодалев, А.А. Кириллова, А.А. Леонтьев, Л.А. Петрушенко помогают сформулировать психологические составляющие ИРВ.

В целом же, информация о новых формах программ, основанных на взаимодействии с аудиторией, рассредоточена по различным изданиям и, как правило, не отягощена аналитическими обобщениями. Поэтому, изучая историю вопроса, автор в основном опирается на анализ практической журналисткой деятельности, а также на работы, имеющие отношение к теме.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении обосновывается актуальность, научная новизна темы, излагается цель, задачи, решаемые в диссертации, определяется объект, предмет, материал и методы исследования, раскрывается теоретическая значимость и практическая ценность работы.

В первой главе анализируются предпосылки возникновения ИРВ, формулируются основные функции, дается определение ИРВ. В этой главе приводится условная периодизация передач этого типа, вышедших в эфир на центральных и региональных радиоканалах с 20-х годов 20 века и кончая началом 21 века. Во второй главе формулируются главные признаки программ ИРВ, проводится анализ жанров и форм интерактивных передач в регионе, описываются различные мотивы обращения аудитории к интерактивному радиовещанию, характеризуются стили общения ведущих, работающих в прямом контакте со слушателями. В заключении подводятся

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М., 2003.

16 итоги проведенного исследования, подтверждается правомерность выдвигаемых положений, указываются недостатки интерактивного вещания в регионе (влияние политики на жанр, недостаточная действенность программ, неэффективное использование технических возможностей, низкое качесто программ - поздравлений, участие в ИРВ маргиналов) и пути их решения. При разумном регулировании сложившаяся ныне в регионах система интерактивного вещания на радио сможет постепенно избавиться от недостатков, повысить взаимную ответственность участников интерактивного общения. Интерактивная программа, если она грамотно выстроена, поднимает действительно важные для региона темы. Такое радиовещание не оглядывается назад, оно ищет новых людей, новые идеи и смотрит в будущее. В приложении приводятся сравнительные таблицы периодизации программ ИРВ на центральном и региональном радиовещании и использования элементов интерактивности на современном этапе в эфире местных каналов других областей (помимо Оренбургской), а также сценарные планы и аудиозапись фрагментов интерактивных передач, в создании которых диссертант принимал участие. К работе прилагается библиография.

Понятие и функции интерактивного радиовещания

Приступая к углубленному рассмотрению самого широкого спектра составляющих, характеризующих ИРВ не только как особую творческо-технологическую среду существования и развития журналисткой практики, но и как базовый параметр, дающий определение основным признакам радиовещания как средства коммуникативного и информационного функционирования, необходимо сформулировать наиболее точное и полное его определение. Начнем с уточнения самого термина.

Проникнув с Запада на страницы отечественной прессы, этот термин «интерактивность» несколько расширил свое значение. В современной разговорной и профессиональной лексике он чаще всего используется для обозначения разнообразных форм участия аудитории в создании передач. Мы можем сделать предположение, что при калькировании этого понятия в русский язык наши соотечественники исходили из перевода данного слова. В «Толковом словаре» Ожегова приставка «интер» определяется как «образующая существительные и прилагательные с тем же значением, что меж, между») а слово «активный» как «деятельный, энергичный». В «Толковом словаре компьютерных терминов» это понятие трактуется как «взаимодействие с обратной связью». Вообще же, все встреченные нами определения сводятся к следующему: слово «interact» в переводе означает двустороннее взаимодействие в реальном времени. Таким образом, на российском радиорынке под понятием «интерактивность» подразумевается некое новое свойство, характеризующее современную модель массового общения с активизацией обратных связей.

Понятие «интерактивность» исходит из его прямого перевода с английского языка, как «двустороннее взаимодействие в реальном времени». Однако важно отметить, что взаимодействие может быть и многосторонним, и что глагол interact имеет еще одно значение - влиять друг на друга. Это, на наш взгляд, очень важное замечание, если рассматривать интерактивность применительно к электронным СМИ.

И.И. Романовский в словаре «МАСС МЕДИА: словарь терминов и понятий» в отношении аналогичного типа вещания на телевидении предлагает следующие определения: «Интерактивное телевидение -телевизионное вещание, дающее возможность зрителям участвовать в телепередачах (в прямом эфире) с помощью доступных средств связи. Интерактивная передача - телевизионное зрелище, происходящее в прямом эфире с «обратной связью» телезрителей. Эта связь осуществляется с помощью городской или международной телефонной сети или, в исключительных случаях, выездными телевизионными средствами».21 Американский исследователь Рассел Ньюмен в своих работах подчеркивает, что «Интерактивность (интерактивные СМИ) - это новое свойство электронных средств коммуникации, которое характеризуется ростом контроля над коммуникационным процессом, как со стороны коммуникатора, так и со стороны реципиента (зрителя). Прототипом интерактивного процесса является обычный разговор между людьми. Каждый его участник может перебить другого, изменить свою точку зрения, высказать новую идею». Исследователь Е.В. Поберезникова, изучая программы данного типа, опять же на телевидении, предлагает и вовсе отказаться от такого далекого для российского зрителя понятия как «интерактивность», а взять его дословный перевод и пользоваться термином «телевидение взаимодействия». Этот термин, по определению Е.В. Поберезниковой, включает в себя все известные формы взаимодействия с аудиторией, использующие разнообразные каналы обратной связи.

Такая формулировка подходит телевизионным программам, однако в отношении радио, на наш взгляд, важно оговорить ряд принципиальных отличий. Но прежде чем перейти непосредственно к этим отличиям, обратим внимание на определение интерактивности на радио, данное В.В. Смирновым. «Интерактивность - расширение диапазона общения с аудиторией в самом эфире - широкое (по охвату) и активное (прямое воздействие на процесс протекания коммуникации, а значит и на саму передачу и ее слушателей) участие слушателей в процессе звучания различных радиотекстов».24 Это определение отражает суть интерактивного радиовещания, но опять же не оговаривает все его составляющие.

Взаимодействие с аудиторией в интерактивных программах на радио, на наш взгляд, идет исключительно в прямом эфире.

Почему он имеет столь весомое значение в ИРВ? Прямой эфир - это видовое отличие интерактивных программ от других радиопередач: форма непосредственного (исключено посредничество пленки) обращения к аудитории, это совместимость по времени общения между коммуникатором и его аудиторией. Исследователь А.А. Грабельников подчеркивает личностный контакт возможный во время прямого эфира: «... Прямой эфир, чья стихия - сама реальность как она есть, с еще большей очевидностью обнажает любую попытку субъекта (индивида или социальной группы) действовать по отрепетированному сценарию, а не по жизни».25 Стоит отметить, что каждый прямой интерактивный эфир все же программируется со стороны коммуникатора. Так, например, если это интерактивное обсуждение какой - либо темы, то выбор ее чаще всего предлагает автор программы, он же старается держать разговор в заданном русле, корректирует собеседников, готовит дополнительные материалы по теме. Тем не менее, реплики радиослушателей в ходе программы показывают ее неотрепетированность. Аудитория не только высказывается, но и вступает в дискуссию. Накануне 2006 года авторы оренбургской радиопрограммы «Губерния» в интерактивной рубрике «Народный комментарий» предложили радиослушателям очень простую тему «А друг ли для человека собака?». Одна женщина высказалась, что мол, никакой не друг, а, более того, враг. Ее лично собаки кусали четыре раза, от бездомных четвероногих на улице нет прохода, их нужно отстреливать. Это мнение вызвало острую реакцию. С женщиной начали спорить, давать ей советы, предлагать помощь. Все высказывающиеся выступали в эфире без заранее подготовленного текста, они были непосредственны, эмоциональны, был слышен живой разговорный язык.

Таким образом, прямой эфир показывает многосторонность интерактивного общения, неотрепетированность аргументов и выводов, движение мысли (интонации, неожиданные речевые ситуации, возникающие в процессе публицистического творчества «здесь» и «сейчас»), он документально объединяет между собой всех участников интерактивной программы. Прямой эфир - это не только особенность формы передачи, преяеде всего это особенность метода общения с аудиторией. В нем заключены самые разнообразные формы вовлечения людей в круг общения. Именно такие передачи вызывают массовую ответную реакцию аудитории.

Становление принципов интерактивности на советском радио

Несмотря на то, что термин «интерактивность» получил широкое распространение лишь во второй половине 20 века, сама модель общения, которую мы именуем сегодня интерактивной, началась складываться гораздо раньше. Еще в 1926 году немецкий сценарист и писатель Бертольд Брехт в статье «Радио как способ общения» писал: «Радио должно быть двусторонне. Это простой прибор для отражения. И здесь возникает элементарное предложение: сделать этот прибор не только отражающим, но и коммуникативным».37 Понимание того, что радио должно быть коммуникативным, пришло с первых передач. Вот воспоминания очевидцев о начале радиотрансляций в 1925 году, приведенные в книге А. Шереля: «...Таганская площадь... Из рупора слышен голос: «Сейчас артист Садомов споет вам русскую народную песню «Дубинушка», а вы подхватывайте припев и подпевайте. Не будьте только слушателями, принимайте участие в нашем исполнении!».

Как известно, первый этап развития радио был тесно связан с прямым эфиром. Другого вещания тогда не существовало по объективным (техническим) причинам: звукозаписывающие устройства только осваивались, монтажа в эти годы еще не было. Однако уже тогда радио проявило свою природную диалогичность, используя такой вариант обратной связи, как переписка с радиослушателями. В выпусках «Радиогазеты РОСТА» «ежедневно помещалось 10-15 ответов на письма, интересные не только для написавших письма, но и для широкой массы радиослушателей»-отмечает в своих заметках ответственный редактор «Радиогазеты РОСТА»

Б.Г. Данский.3 Все это показывает, что с момента своего появления радио было доступным для массовой аудитории.

На этом этапе взаимодействие с радиослушателями происходило исключительно через эпистолярную форму обратной связи, было отсроченным: в начале 20 века телефон считался редкостью, а о компьютерах, пейджерах, мобильных телефонах можно было прочитать только в самых фантастических романах. И все же 30-е годы прошлого столетия мы с уверенностью можем назвать и «золотым веком радио»40, и основой зарождения интерактивного радиовещания. Это связано не только с количественными показателями - возрастанием объема писем на радио, увеличением числа программ с их использованием, что способствовало значительному расширению аудитории, но и с переходом на новый качественный уровень - использованием специфических «радийных» черт, звуковых средств выразительности, собственных форм и жанров.

К 30-м годам совершенно перестала существовать радиогазета. Этому способствовала новая тенденция в радиовещании - «Микрофоны в жизнь!», которая требовала от журналистов выхода из студии, создания материалов с места события. Регулярными становятся радиорепортажи, радиопереклички, радиомитинги. Все чаще журналисты обращаются к путевому и портретному радиоочерку. Конечно, в рамках дозволенного и установленного цензурой, но, но все же описывают они наиболее живописные места родной страны, рассказывают об интересных и непростых судьбах своих соотечественников. Более того, несмотря на обязательное документирование радиопрограмм с конца 20-х годов, передачи в прямом эфире все равно не поддавались первичному дословному контролю. Не говоря уже о безграничных интонационных возможностях человеческого голоса, способного вобрать в себя всю палитру мыслей и чувств, не подконтрольных даже самой бдительной цензуре. Все это придавало радиовещанию того периода элементы «жизненности», которые постепенно трансформировались в элементы интерактивности, хотя произошла эта трансформация гораздо позже.

Прямые событийные программы помогают активизировать эмоциональное состояние аудитории (то, что сложно передать через эпистолярный жанр), кроме этого они подчеркивают основное видовое отличие интерактивности от других радиопередач: совместимость по времени с событием, о котором они рассказывают. Как правило, продолжительность прямых передач в начальный период массового вещания совпадала с продолжительностью самого события. «За границей, частично в Англии,- ежедневные трансляции из ресторанов,- говорил на диспуте о массовом вещании в России 12 февраля 1926 года председатель «Общества друзей радио», заместитель Наркома почт и телеграфов A.M. Любович. -Несмотря на поражающее однообразие, надоедливое убожество всех этих фокстротов, передачи все же дают слушателю своеобразное представление о соответствующей обстановке, откуда производятся трансляции.... Мы, при нашем многообразии жизни, должны «перенести микрофоны в жизнь, приблизиться к ней»».41 К сожалению, реального приближения в массам на этом этапе развития радио не получается.

«Трансляции жизни» со строек, заводов, рабочих клубов выверены, идут по четкому сценарию. Рассказывая о жизни страны, радио часто говорило неправду или, по крайней мере, умалчивало о том, что происходило в действительности. Говорить о демократизации, о неотрепетированное радиовещания в этот период развития государства мы не можем. И все же задолго до того, как появился сам термин «интерактивность» (скорее всего здесь подойдет выражение «псевдоинтерактивный»), главные элементы этого явления - возникновение обратной связи коммуникатора с аудиторией, режим «здесь и сейчас» - прослеживаются достаточно ярко.

Особое значение эпистолярной обратной связи мы наблюдаем в годы Великой Отечественной войны. В этот тяжелый для страны период родилась новая форма ежедневных документальных программ - «Письма с фронта» и «Письма на фронт». Они были как в центральном, так и в региональном радиоэфире. В Чкаловской области с 1944 по 1945 год выходили программы «Письма земляков с фронта», «Письма земляков на фронт».

Жанры и формы интерактивных программ

В настоящее время интерактивное радиовещание представляет собой достаточно развитую систему, обладающую характерными признаками. Как уже отмечалось, оно прошло несколько этапов в своей эволюции, формируясь, как и любое другое явление реальной действительности, от простого к сложному. Напомним, что главное отличие интерактивного режима от других программ, это его диалогизация. Учитывая это, мы будем говорить о том, что диалогизация на радио проявляется в двух основных видах: в общении журналиста (ведущего) с гостями, приглашенными в студию, и в общении с аудиторией посредством звонков в студии во время звучания программ в эфире. А.С. Ряполова делит диалоги, присутствующие в современном коммерческом радиоэфире, по тематико-целевой направленности на диалоги - «приветы», выполняющие коммуникативную функцию и функцию самопрезентации, радиодиалоги на заданную тему (коммуникативная функция), игровые диалоги, среди которых можно выделить собственно игровые с прагматической функцией и диалоги-розыгрыши, выполняющие развлекательную функцию.75 Мы не можем согласиться с данной классификацией в отношении интерактивных программ. Во-первых, как было отмечено выше, не каждый диалог можно назвать интерактивным (либо может отсутствовать временной аспект, либо наличие реципиента, общающегося с помощью технического канала). Во-вторых, деление на предложенные исследователем категории можно считать неполным или неточным, так как некоторые виды оказались неохваченными. Более того, каждый интерактивный диалог несет в себе одновременно все функции (и коммуникативную, и самопрезентации, и развлекательную, и даже прагматическую), что последовательно мы постараемся доказать в следующем параграфе данной главы.

В зависимости от того, какой способ обратной связи используется в той или иной передаче, а также - от ее жанровой принадлежности, мы предлагаем выделить следующие формы интерактивных программ, представленные в региональном эфире: - информационные: - интерактивная дискуссия (интерактив-дискуссия); - интерактивное интервью (интерактив-интервью); - развлекательные: - интерактивная игра (интерактив-игра); - интерактивное поздравление (интерактив-поздравление). Информационные интерактивные программы построены на обсуждении проблемных вопросов и ситуаций, значимых для участников передачи. Они характеризуются обязательным наличием ведущего-коммуникатора. Но если в интерактив-дискуссии этого достаточно, то интерактив-интервью требует так же дополнительное участие гостя-эксперта в программе, способного компетентно отвечать на вопросы аудитории.

Таким образом, интерактив-интервью носит специфический характер. Во-первых, гости могут быть не обязательно известными широкой аудитории. В такой программе главное интересность общения, его содержание. Во-вторых, повод для встречи может носить не событийно-информационный, а бытовой характер - разговор друзей. Вот наблюдения по этому поводу исследователя журналистики В.Л. Цвика: «Напечатанный в газете перечень вопросов и ответов не дает всей информации, которую можно получить при помощи акустических средств: тембра голоса, высоты звука, дикции, различных шумовых эффектов, пауз и т. д. Что было сказано, можно прочитать, но, сколько дополнительной информации несет то, как это было сказано! Телевидение добавляет к этому видеоряд, еще более увеличивая акцент на том, как говорится, что нередко ведет к переносу значения с высказывания на высказывающегося. Следовательно, можно предположить, что именно радиоинтервью максимально раскрывает возможности этого широко распространенного общежурналистского жанра». В сущности, любая программа интерактив-интервью должна преследовать цель либо разъяснить политические, производственные, какие-либо другие задачи, либо рассказать о достижениях гостя (о его успехах, новаторстве, рекордах и т.д.), либо прокомментировать более подробно уже свершившийся факт, либо узнать мнение человека (специалиста по данной теме или известной личности) или группы людей по какому-либо вопросу. Используется эта форма интерактивности на радио только тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист или слушатель, или когда интервьюируемый поддерживает некую общественную кампанию, если обсуждаемый вопрос стоит в центре внимания множества людей и важно подчеркнуть единство и различие мнений.

Мы предлагаем условно разделить гостей в программах интерактив-интервью на три категории: интересные люди, чиновники, советчики.

1. Интересные люди. Сюда входят авторитетные люди города, области, страны (музыканты, актеры, ученые, депутаты, журналисты и т.д..) и простые жители со своими житейскими, но не менее от этого интересными для широкой публики, историями. Разговор с таким гостем обычно носит свободный, непринужденный характер. Во время эфира собеседник раскрывается как личность. Слушатель узнает о его вкусах, пристрастиях, о его семье, хобби и т.д. Об этой категории гостей говорят и названия передач: «Поговорим», «Беседка», «На кухне у ...», «На волнах моря житейского», «Зеленая лампа».

2. Чиновники. Передача обычно носит агрессивный характер. Гость как бы попадает на суд слушателей. Они забрасывают его вопросами, требуют конкретных решений. Особенно популярные темы: ЖКХ, транспорт, увеличение тарифов, соцзащита, пенсионный фонд.

Так, в программе «Социальное обозрение» («Радио России -Оренбург») за 28 апреля 2005 года темой для обсуждения был выбран День Победы и, в частности, речь шла о том, что делается для ветеранов ВОВ сегодня. Гость студии - Любовь Зимина, начальник управления социальной защиты администрации города Оренбурга. Вопрос - «Все ли мы сделали для ветеранов?». Очевидно, что тема актуальна, особенно в канун предстоящего 60-летия Дня Победы. Естественно, что звонки поступали в основном от ветеранов или их родственников. Как правило, их вопросы касались насущных проблем, с которыми приходится сталкиваться пожилым людям. Так, трое пытались разобраться с вопросом очереди на установку домашнего телефона. Несколько дозвонившихся ветеранов интересовались о дачных маршрутах, - с какого числа они начнут свою работу, как будет тарифицироваться проезд и так далее. Конечно, не обошлось и без звонков, где высказывалось возмущение по поводу небольшой пенсии, отмене льгот. Слушатели несколько раз переходили на прямые оскорбления в адрес существующей власти. В итоге, поступило 10 звонков. По некоторым вопросам были даны конкретные рекомендации, в частности, озвучены необходимые номера организаций, которые помогут быстрее установить телефон.

Мотивы вступления аудитории в интерактивный процесс

Итак, как мы выяснили, первое и основное качество, отличающее интерактивное радиовещание от традиционного - это его диалогичность, то есть процесс коммуникации, который контролируют две стороны с помощью технического канала двусторонней связи. Происходит взаимодействие в прямом радиоэфире коммуникатора и радиослушателя. Для нашего исследования именно это взаимодействие имеет принципиальное значение. Оно помогает выявить мотивы обращения людей к интерактивному радиовещанию в регионе, определить модели поведения ведущего в программе, спрогнозировать дальнейшее развитие этого жанра на российском радиорынке. Научное толкование термина «взаимодействие» мы можем встретить в исследованиях по психологии и, особенно по социальной психологии. Процесс взаимодействия активно изучался зарубежными учеными, начиная с 50-х годов. В 1951 году американский ученый Грегори Бейтсон предложил расценивать этот процесс в качестве системы коммуникации. В начале 60-х годов канадско-американский ученый Эрвин Гофман изучал взаимодействие в повседневной жизни методом включенного наблюдения. Ему принадлежит описание, так называемых, «ритуальных кодов», с помощью которых участники взаимодействия (Гофман их называет «актерами») подталкивают друг друга к дальнейшему взаимодействию и «сохраняют лицо».

В отечественной психологии взаимодействие трактуется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь». Для полного анализа интерактивного взаимодействия мы предлагаем ввести еще более узкий термин «межличностное интерактивное взаимодействие». Это понятие для регионального эфира очень важно. Так как оно включает в себя случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный личностный контакт двух или более людей в прямом эфире. Где своей целью они ставят взаимное изменение их поведения, отношений установок. Мы наблюдаем здесь не просто взаимодействие, а зависимость, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Рассуждая дальше, мы видим, что интерактивное радиовещание представляет нам не отдельные личности, а социум. Таким образом, нам показаны не просто межличностные отношения, а социальные. Можно уже говорить о «социальном интерактивном взаимодействии», т.е. о такой форме социальной коммуникации на региональном радио, где участники процесса воздействуют друг на друга, при этом каждый из партнеров реализует социальное действие, приспосабливает свои действия к действиям другого, происходит общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними.

Было бы ошибочно говорить о глубинных процессах человеческой психики, которые побуждают людей участвовать в интерактивных проектах, не начав с простого: почему, собственно, люди стремятся к взаимодействию с остальными людьми? В отечественной науке проблемы социальной коммуникации, к которой мы относим и интерактивное радиовещание, активно изучали такие ученые, как А.А. Бодылев, В.Н. Панферов, А.Н. Леонтьев. Изучая труды А.А. Леонтьева, мы приходим у выводу, что общение - это некая социальная потребность людей: «Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие. Иначе взаимодействие - это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации».86 По мере популярности, по силе стремления среди многих занятий в свободное время, у молодежи, например, общение стоит на втором месте. Мизантропы, которые ни в коем случае не стали бы отводить свои свободные часы разговорам с друзьями, и среди молодежи, и среди людей среднего и старшего возраста составляют ничтожное меньшинство - менее одного процента. По мере старения человека стремление общаться слабеет, но касается это только общения с друзьями и знакомыми87. Реально люди среднего и старшего возраста общаются даже несколько больше молодежи. Ниже мы проследим обращенность к интерактивному общению у различных категорий граждан.

В современной науке существует огромное количество определений «общения». Американский теоретик общения Фрэнк Дэн насчитал их только на английском языке около 96. Подавляющая часть сводиться к идее обмена информацией от кого-то кому-то. Отечественные ученые трактуют общение, как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. При этом А.А. Леонтьев подчеркивает: «Общение есть, в первую очередь, процесс взаимного приспособления субъекта общения и деятельности и социальной среды, в которой он действует и общается... Не передача информации, а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива. Не передача информации, а именно обмен идеями, интересами и т.п. и формирование установок, усвоение общественно-исторического опыта». Именно этот обмен мнениями мы и наблюдаем в интерактивном общении. Кроме того, здесь общение - это не просто обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Каждый из участников в исследуемых нами радиопрограммах всегда предполагает достижение некоторого результата. Ведущий ставит своей целью привлечь внимание как можно больше слушателей, а значит поднять рейтинг радиостанции и заработать больше денег. Слушатель, дозвонившийся в эфир, реализует свое желание высказаться, поспорить, выиграть приз или поздравить кого-то. Все это является подтверждением того, что в межличностном интерактивном взаимодействии как главный результат участники рассматривают изменения поведения и деятельности других людей, происходит взаимовлияние личностей, складывающееся в процессе интерактивной программы. Кроме этого, межличностное интерактивное взаимодействие уходит корнями в само понятие массовой коммуникации, которая является «общением социальных групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями».89 В ходе изучаемого нами типа общения его участникам можно, помимо всего прочего, организовывать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Говоря о радиовещании, нельзя так же забывать и то, что этот канал является более доступным, чем периодическая печать или телевидение. Слушание радио не привязывает человека к месту, позволяет не задумываться ни о внешнем виде коммуникатора, ни о своем собственном. Оно легче усвояемо, но не бездумно само по себе. Главным на интерактивном радио является слово слушателя, то, что он хочет и может сказать. Именно «может». Личность не способная логично говорить, рассуждать, личность не думающая, интеллектуально опустошенная для радиообщения неинтересна, особенно интерактивного. Неслучайно в ходе одной из конференций на факультете журналистики в МГУ А.Венедиктов назвал радио «телевидением для умных». В этом смысле радио ближе по форме к межличностному общению, которое является совершенно необходимым условием быта людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.