Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

«Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» Рахимджонов Хушдилджон Умаркулович

«Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана»
<
«Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана» «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана»
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахимджонов Хушдилджон Умаркулович. «Этические нормы как механизм саморегулирования в журналистских сообществах Таджикистана»: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Рахимджонов Хушдилджон Умаркулович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Факторы формирования профессиональной этики журналиста 14

I. 1. Международный опыт регулирования журналистских этических проблем 14

I. 2. Национальные истоки становления профессиональных этических норм в Таджикистане 39

Глава II. Освещение проблем профессиональных этических норм в периодической печати 58

II. 1. Совет по СМИ - новое явление в саморегулировании СМИ в Таджикистане 58

II. 2. Дискуссии в печати при принятии этических норм журналистской деятельности 81

Глава III. Проблемы применения «Этических норм журналистской деятельности в Таджикистане» 103

III. 1. Сходства и различия «Этических норм журналистской деятельности в Таджикистане» с другими этическими документами 103

III. 2. Проблемы соблюдения этических норм в деятельности СМИ 125

Заключение 146

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Отличительным принципом существования человечества в едином пространстве общечеловеческой культуры в XXI веке в современном мире становится толерантность и этичность. В связи с этим актуализировалась проблема поиска эффективных механизмов воспитания общественности, социально–политических институтов в духе этики, что предполагает её внедрение на фундаментальном уровне.

Большинство исследователей данной проблематики убеждены, что решение этического вопроса в большей степени связано с формированием морально-этических, нормативных, правовых знаний, установок на гармоничное сосуществование, ненасильственное взаимодействие. Эффективность этой работы зависит от активной позиции средств массовой информации, в том числе независимых СМИ и редакционной политики отдельных каналов и изданий.

В период формирования гражданского общества, развития культур и глобализации ценностей в развивающихся странах национальные культуры стали оказывать сопротивление вестернизации. Причину этого эксперты видят в возникновении новых условий, когда в странах третьего мира, сложившиеся на протяжении веков традиции и ценности, оказались под угрозой исчезновения. Развивающиеся страны столкнулись с целым рядом проблем. С одной стороны, это - неизбежность введения демократических ценностей, свободная торговля, строительство демократических и правовых государств, общечеловеческие ценности, с другой стороны, проникновение чужих нравов и традиций. Таким образом, возникла угроза уничтожения традиций, которые сохраняли целые нации на протяжении прошедших столетий.

В условиях переходах рыночной экономике на постсоветском пространстве, когда ряд СМИ стали частной собственностью, главная миссия СМИ претерпела серьезные изменения. Анализ существующих этических проблем о деятельности сотрудников СМИ показывает, что профессиональная этика, как один из важнейших элементов, определяет особенности журналистской профессии.В демократических странах свобода слова и плюрализм признаются фундаментальными, важными ценностями. Но при этом нельзя забывать, что ответственное отношение к свободе слова необходимо для того, чтобы не злоупотреблять ею.

В данных конкретных условиях назрела необходимость исследования профессиональных этических норм в рамках национальной (таджикской) журналистики. Мы согласны с доктором философских наук А. Шамоловым, чья позиция заключается в следующем: “Одно из главных наших достижений в напряженных условиях глобализации - это сохранение основ этики. Эти основы стали базовым принципам государственной идеологии и национального единства. Обращение таджикского народа к своим традиционным этическим нормам – это не отсталость или ограниченность, а

наоборот, фундамент, с помощью которого в условиях быстро меняющегося мира возможно сохранение самобытности и преодоление серьезных угроз”1.

Степень изученности темы. Анализ теоретических и практических материалов показал, что данная тема, как объект исследования, в Таджикистане до сих пор не изучена в полной мере. Вместе с тем стоит отметить, что этика, будучи одной из важнейших составляющих деятельности журналистов, рассмотрена лишь в отдельных работах и статьях отечественных ученых. В российской журналистике данная тематика подвергалась серьёзному, многостороннему анализу. Этому вопросу посвящены научные исследования Е. П. Прохоров2, В. В. Ворошилов3, С. Г. Корконосенко.4 В своих трудах по теории журналистики они рассматривают исследуемую нами тему в общих чертах. Ученые фокусируют внимание на профессиональной этике как важной составной части сферы журналистики. Ряд других исследователей, в том числе, Р. Г. Бухарцев, В. А. Казакова, В. М. Теплюк, Д. С. Авраамов, Г. В. Лазутина, С. А. Муратов, М. И. Шостак в своих исследованиях идентифицируют научную сущность профессиональной этики.

Р. Г. Бухарцев в своей работе “Творческий потенциал журналиста”5, пишет о крепких связях между профессиональными этическими нормами и творческим потенциалом журналиста. По мнению исследователя, этические нормы важная часть профессиональной устойчивости журналиста.

Основы профессиональных норм журналистики рассматриваются в монографии В. Казаковой «Социальные проблемы профессиональной этики журналиста»6, которая подчеркивает, что в своей практической деятельности сотрудники СМИ очень часто сталкиваются с данной проблемой.

С. А. Муратов в работе “Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса»7, утверждает, что этические принципы необходимы для того, чтобы тележурналисты в своей повседневной деятельности руководствовались ими. В другой своей монографии - «ТВ -эволюция нетерпимости: (История и конфликты, представления об этике)»8, исследуя достижения и провалы российских телеканалов, отмечает, что главная причина промахов – это коммерциализация материалов и игнорирование отечественных культурных ценностей, а также несоблюдение профессиональных этических норм. С. А. Муратов уверен в том, что этические нормы также защищают профессиональную честь и доброе имя журналиста.

В. М. Теплюк в своём труде “Этика журналистского творчества и социальная ответственность журналиста”9, более подробно исследуя данную

1Мароми пойтахт (Путь столицы), 2011. – 23 июн

2Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистике. – М., 2002

3Ворошилов В. В. Журналистика. – СПб., 2002. – 656 с.

4Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М., 2002. – 287 с.

5 Бухарцев Р. Г. Вопросы профессиональной этики журналиста. – М., 1971

6 Казакова В. А. Социальные проблемы профессиональной этики журналиста. – М., 1975
7Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса. – М., 1997
8Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости (История и конфликты, представления об этике). – М., 2001
9Теплюк В. М. Этика журналисткого творчества и социальная ответственность журналиста. - М., 1980

тему, составил нормы журналистской этики. Исследователь дает определение профессиональной этике журналистов. Для конкретных ситуаций В. М. Теплюк приводит несколько примеров поведения журналистов. Норма “ответственности” - главный показатель позиции исследователя, который имеет тесные отношения с профессиональными этическими нормами, а также поддерживается с юридической точки зрения.

Монография Г. В. Лазутина “Профессиональная этика журналиста”10 -одно из первых в России учебных пособий, посвященных профессиональной этике журналистов. Исследуя проблемы, связанные с профессиональной этикой журналистов, автор показывает другие аспекты связи этических норм с современными реалиями. Г. В. Лазутина рассматривает ряд проблем: соблюдение профессиональных этических норм, как системы саморегулирования, и влияние этики, как части философии на деятельность журналиста. Профессиональная этика журналиста в представлении Г. В. Лазутиной - это осознание ответственности перед обществом, осознание места и роли своей профессии в общественной жизни.

М.И Шостак в своей работе «Репортёр: профессионализм и этика»11 анализирует роль этических принципов в журналистском творчестве. Исследователь выделяет специфические особенности профессии репортера, такие как: уровень доверия и достоверности использованных фактов; использование «искусства молчания” (речь идет о сокращении лишних деталей); косвенные комментарии: личная и предвзятая оценка; опасность «режиссуры во время беседы»; работа с “маской”, а также видеосъемки скрытой камерой.

В таджикской журналистике проблема соблюдения профессиональной этики является одной из острых на сегодняшний день. По этой причине профессор И.К. Усмонов почти во всех своих работах затрагивает данную тему. В своей книге «Журналистика» (т.1)12 исследователь идентифицирует соблюдение этики, культуры речи, знание прав и ответственности как важные составные части журналистской деятельности. В работе “Теория публицистики”13 учёный дает следующую трактовку журналистской этике: “Журналистская этика – это свод характеров, которые, с одной стороны, составляют особенности профессии журналиста, с другой, дополняясь особенностями каждого человека, формируют образ творческого деятеля. Эти черты оказывают влияние на качество написанных материалов, делают их читабельными или отталкивают от себя аудиторию»

Профессор М. Муродов в ряде своих работ, в том числе, учебных пособиях «Основы творческой деятельности журналиста» (части 1 и 2), «Из трех ветвей одной науки», «Социология журналистики» более конкретно исследует рассматриваемую нами тему. Ученый придерживается мнения о том, что «задача публициста заключается в направлении общества к

10Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000

11 Шостак М. И. Репортёр – профессионализм и этика. – М., 2001

12Усмонов И. Журналистика. к.1 (т.1). – Душанбе, 2005

13Усмонов И. Назарияи публисистика (Теория публицистики). – Душанбе, 1999

просвещению, так как под влиянием силы этики общественный строй и общественное мнение могут претерпевать изменения».

Исследователь С. Гулов в сборнике статей «Волны словесности»14, проанализировав материалы независимых и государственных СМИ, как электронных, так и печатных, указывает на несоблюдение профессиональной этики со стороны журналистов. Он считает, что главные недостатки современных журналистов – это культура речи, плагиат, неуважение к аудитории, особенно когда ведущие комментируют международные события.

Цель данного научного исследования заключается в определении роли соответствующих документов в вопросе соблюдения профессиональных этических норм, а также в выявлении факторов, указывающих на необходимость внедрения саморегулирующей нормативной базы в деятельности СМИ. Следовательно, ещё одним приоритетом является проведение анализа дискуссий по реализации норм, закреплённых в вышеуказанном документе. Корме этого, автор ставит перед собой цель идентифицировать степень необходимости принятия этического кодекса, классифицировать, прокомментировать и провести сравнительный анализ национального этического кодекса с его международными аналогами, что позволить детерминировать позицию таджикской журналистики в вопросе уважения национальных и общечеловеческих ценностей.

Объектом исследования служат материалы СМИ РТ, нормативно-правовые акты, имеющие отношение к профессиональной этике журналистов РТ.

Предметом исследования послужили базовые положения «Этических норм журналистской деятельности в Таджикистане», отношение журналистов к этим нормам в профессиональной деятельности, и этические нормы как средство регулирования журналистских кругах Таджикистана.

Методология исследования: В качестве основного метода диссертационного исследования использовался диалектический метод как общенаучный метод познания различных событий, процессов, явлений в их многоуровневых взаимосвязях и взаимоотношениях. Также были использованы метод сравнительно-иcторического анализа, системный подход, включающий в себя несколько аспектов: функциональный, структурный и контент-анализ.

Теоретико-методологической основой исследования послужили документы по профессиональной этике журналистов, разработанные на международном и региональном уровнях, в том числе, кодекс «Этические нормы журналистской деятельности в Таджикистане» принятый Советом по СМИ Таджикистана, дискуссии в периодической печати, цель которых состояла в определении уровня соблюдения профессиональных этических норм. Теории и практике журналистской деятельности посвящено большое количество учебной литературы. Внимание целой плеяды исследователей было обращено проблемам этики в журналистской деятельности.

Гулов С. Амвочи сухан (Волны словесности). – Душанбе, 2005

Теоретические основы рассматриваемого нами вопроса представлены в работах нижеследующих российских и таджикских ученых: Д. С. Авраамова, Г. В. Лазутина, С. А. Муратова, М. И. Шостака, В. М. Теплюка, Е. П. Прохорова, Б. Камолиддинова, А. Нуралиева, А. Садуллоева, И. Усмонова, Д. Давронова, П. Гулмуродзода, Р. Бабаджанова, М. Муродова, М. Абдуллаева, А. Азимова, М. Мукимова, Ш. Муллоева, К. Шарифзода, С. Гулова, А. Кутбиддинова и др.

Новизна исследования. Профессиональная этика журналиста относится к вопросам, которые до сих пор не подвергались детальному исследованию. К настоящему времени нет в Республики Таджикистан ни одной полноценной научной работы на данную тему. Мы впервые исследуем данную тему в аспекте морально-этических норм журналиста.

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Профессиональная этика - важный критерий определения уровня значимости, социального статуса профессии и специалистов. Этика как норма поведения человека в обществе определяет сущность личности и её человеческой миссии. Мастерство журналиста перед аудиторией приобретает особую ценность, если он, как отражатель общественно-значимых событий, обладает примерным поведением. Этические нормы в деятельности журналиста являются определяющим фактором особенностей его профессии, и соблюдение этих норм в СМИ свидетельствует о достижениях и упущениях журналиста в его профессиональной деятельности. СМИ, игнорирующие этические нормы, особенности национального менталитета, традиционные ценности общества, в котором они существуют, не могут стать успешными. Настоящую диссертацию можно использовать на курсах по «Профессиональная этика журналиста», «Основы творческой деятельности журналиста», а также на практических семинарах. Материалы данной научной работы могут быть использованы при написании специализированных учебных пособий и учебников.

На защиту выносятся следующие положения, отражающие научную новизну и специфику данной диссертационной работы:

идентификация общих теоретических проблем журналистики, относящихся к профессиональной этике журналиста;

конкретизация научной значимости соответствующих документов в деле соблюдения этических норм;

определение позиции таджикских журналистов в вопросе соблюдения профессиональных этических норм;

исследование сложившейся ситуации после введения саморегулирующей нормативной базы в деятельность СМИ Таджикистана;

изучение и детерминация степени профессиональной беспристрастности и объективности журналистов.

Апробация работы осуществлялась на различных этапах её выполнения. Результаты и теоретические положения исследования были изложены на республиканских научных конференциях, в том числе «Нормы и международные принципы профессиональной журналистской этики и

таджикская журналистика» (2013, 22-23 ноября, Душанбе, ТНУ), «Электронные СМИ и национальное ценности» (2014, 21-22 ноября, Душанбе, ТНУ), «Русскоязычные СМИ Таджикистана в условиях информационного общества» (2014, 19 декабря, Душанбе, РТСУ) и на ежегодных научных конференциях профессорско–преподавательского состава Таджикского национального университета (2013 – 2016 гг.).

Основные положения диссертации нашли отражение в 12 опубликованных работах, из них 4 в журналах, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на объединённом заседании кафедр печати, радио и телевидения, международной журналистики Таджикского национального университета (протокол №4 от 7 мая 2016 года).

Структура работы. Структура и объем диссертационной работы определялись, исходя из поставленных в ней целей и задач. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Национальные истоки становления профессиональных этических норм в Таджикистане

Ученые – социологи в большинстве своём уверены в том, что любое общественное явление имеет свои причины и предпосылки. Данную гипотезу можно отнести и к факту принятия документальной нормативной базы по саморегулированию профессиональной деятельности журналистов. Теория социальной ответственности, которая появилась как новое явление в журналистике, не исключено в данном вопросе. Учредители СМИ используя различные предложенные теории по журналистской этике, злоупотребляя ими, взяли под свой контроль печать и другие СМИ. Цель - получение выгоды. Это стало причиной обеспокоенности тех журналистов, которые стремились защищать профессиональную честь. Теория социальной ответственности - одна из 4 известных теорий печати. После долгих дискуссий, сторонниками авторитарной и либертарианской теории был выдвинут вопрос о социальной ответственности перед обществом.

Этические кодексы, как новое явление, подчеркивали необходимость социальной ответственности журналиста. В условиях рыночной экономики появились новые виды журналистики, признанные в развитых демократических странах. Тем не менее, на наш взгляд, профессиональные этические нормы журналистики имеют общность cо всеми видами СМИ. Составители сборника «Журналистика: четыре теории прессы» на вопрос: «В отношении каких журналистов реализуются этические кодексы?» дают следующий ответ: «Объективная журналистика отвечает интересам общества» [166].

Объективная журналистика - это надежная и сбалансированная информация. Она предоставляет слово тем, кто не имеет возможности выразить свои мысли, также поддерживая и пропагандируя плюрализм мнений. Несмотря на наличие идей, и личной заинтересованности, объективная журналистика должна проводить четкую грань между фактами, комментариями и мнениями. В этом заключается принципиальное отличие объективной журналистики от «пропагандистской», «завуалированной», «миссионерской» и «демонстративной» журналистики, которые служат конкретным целям и интересам. Исходя из этих соображений, все честные журналисты должны соблюдать этические кодексы. Вместе с тем, возникает еще один вопрос, который непосредственно относится к профессиональной этике. Понятие «объективная журналистика» имеет обоснованную формулировку, тем не менее, в сравнении с другими «видами» журналистики превращает в абстрактное понятие [82, 24].

На наш взгляд, первопричиной вышеуказанной позиции является главная миссия СМИ - предоставление информации. Относительно данного вопроса профессор Усмонов И. К. настаивает на том, что функциональная дифференциальность видов СМИ ни в какой степени не освобождает журналистов от соблюдения этических норм, прописанных в специальных правовых документах. Более того, существует целый ряд неписаных правил, следование которым также является неотъемлемой частью журналисткой деятельности в этическом контексте [160].

В демократических странах журналисты имеют защищенные права и привилегии, согласно которым могут свободно создавать различные виды СМИ, свободно искать и распространять информацию без условий последующего отчёта. “Неизбежно наступает время, когда журналистам приходится испытать предел своих свобод во имя защиты общественного блага. Если журналисты работают в соответствии с согласованными этическими нормами поведения на основе достоверности, объективности, независимости и ответственности, у них меньше вероятности вступить в противоречие с законом. Фактически, этические кодексы обеспечивают торжество свободы слова” [82, 24]. Можно согласиться с общепринятым мнением о том, что свобода - это не только право, но и ответственность. Ответственность - это средство защиты профессиональной чести и достоинства, а также наличие твердой позиции. Еще один фактор, который способствует принятию этического кодекса журналистами, сформулирован следующим образом: “Репортеры и редакторы должны содействовать укреплению доверия к себе. Эта задача все больше усложняется, поскольку публика становится более искушенной, привыкает взаимодействовать с информационными организациями через интернет и получать своевременные и достоверные ответы на любые запросы. Уровень образования и «информационной грамотности» общества стремительно растет, и социум способен идентифицировать предвзятость и искажение в новостных сообщениях. Применение этического кодекса помогает информационным организациям справляться с этими проблемами и поддерживать «искренние» отношения со своей аудиторией. В конечном итоге, этический кодекс становится мощным коммерческим активом и средством обеспечения конкурентоспособности” [82, 25].

Главная причина принятия всех этических кодексов журналистами -это пробуждение чувства ответственности. Приоритетная задача всех видов СМИ – это ответственность за опубликованные материалы, что является базовым критерием в вопросе признания, уважения, доверия со стороны аудитории. Безусловно, наличие этического кодекса – это гарантия, залог успеха любой медийной компании, естественно, при беспрекословном соблюдении прописанных норм всеми её сотрудниками.

Журналист Э. Полетаев заявляет, что все этические кодексы, по своей сути, одинаковы. «Все этические законы формировали одну мысль, согласно которой нельзя совершать нижеследующие деяния: устная или публичная клевета (диффамация), плагиат, незаслуженное восхваление, взяточничество; весь комплекс этических законов особо подчеркивает необходимость беспристрастия, весь комплекс этических законов требует точности и надежности», - утверждает исследователь [75, 25].

Совет по СМИ - новое явление в саморегулировании СМИ в Таджикистане

Вскоре «таджикский вопрос» был снят со сценария ситкома. «Но почему-то уважаемые члены Совета молчали, когда на протяжении целого года мы печатали анекдоты о Галустяне. Они заговорили, когда Президент РТ заявил свой протест. Может быть тут кроется какая-то тайна?» - задается вопросом «СССР». Такова была позиция руководства еженедельника. Но Рахмонкулов, относительно анекдотов про Галустяна, обращался в Совет по СМИ месяцем ранее, и рубрика анекдотов была рассмотрена вскоре после обращения указанного лица.

Соблюдение профессиональной этики – это принципиальный фактор в деятельности любых СМИ. Относительно «Рубрики анекдотов» в «СССР» мы придерживаемся мнения, что они не соответствуют этическим нормам по двум критериям: 1. В этих анекдотах, как правильно подчеркивается в заключении юриста Совета по СМИ, не соблюдаются общепринятые этические нормы. 2. Данная рубрика была открыта с определенными целями, но контент анекдотов не соответствовал общепринятым этическим нормам.

Бесспорно, газета «СССР» пыталась адекватно ответить тем, кто оскорблял таджиков, стиль и подача этих анекдотов были нерелевантны и недопустимы в этическом плане.

Следует отметить, что о ситкоме «Наша Раша» до «СССР» писали другие частные газеты. Складывается такое впечатление, что именно ответные оскорбления в виде анекдотов в данном издании вызвали реакцию у представителей верховной власти.

Несоблюдение элементарных этических норм на порядок осложняют процесс реализации положений этического кодекса. Неоднозначность вышеизложенного инцидента заключается в том, что позиция обеих сторон (газета «СССР» и Совет по СМИ) может иметь негативную коннотацию. Объяснение довольно примитивно. Совет по СМИ как более авторитетная структура, критикуя подходы и методы газеты «СССР», должна была придерживаться нейтрального тона. В то же время «СССР», акцентируя внимание на вопросе национализма, ксенофобии через призму передачи «Наша Раша», лишь усилили градус напряженности в этом аспекте.

Противоречия среди сотрудников СМИ не способствуют защите свободы слова и журналистской солидарности, наоборот, они могут разделить их на несколько групп, противостоящих друг другу. В связы с этим Совет по СМИ нужен для того, чтобы, несмотря на идейные противоречия, объединить журналистское сообщество.

Журналист Толибшо Саидзода в своей статье «Почему Совет по СМИ малоавторитетный?» [153] утверждает что анекдоты о «Нашей Раше» не имеют ничего общего с развратом или порнографией, как было сказано в заключении Совета по СМИ. Журналист подчёркивает, что будучи одним из ярых противников использования русских слов и выражений в газете «СССР», в то же время был ярым сторонником создания Совета по СМИ [153].

Но, как отмечает Т. Саидзода, после прочтения рекомендаций Совета еженедельнику «СССР», разуверился как в Совете, так и в еженедельнике, однако с оговоркой что «Рубрика анекдотов» ему нравится. Т. Саидзода задается вопросом: «Почему когда оскорбляют таджика, Совет по СМИ хранит молчание, но когда недоброжелатели таджикского народа подвергаются оскорблению, законоведы Совета вспоминают этические нормы? В случае отсутствия на заседаниях представителей тех или иных СМИ члены Совета по СМИ не должны подвергать их обсуждению, тем более в отсутствии главного редактора этих СМИ? Если этот Совет не пользуется авторитетом в профессиональных кругах, разве логично обсуждать материалы, опубликованные на страницах его издания». Т. Саидзода решительно заявляет, что его статья своего рода «бесплатная реклама» Совета по СМИ» [153]. Автор статьи «Почему Совет по СМИ малоавторитетный?» убежден, что решение Главы государства относительно прекращения выпуска ситкома «Наша Раша» было связано с «Рубрикой анекдотов». Во всяком случае, он предполагает «вполне возможным, что именно «Рубрика Сайёфа» (Сайёфи Мизроб - учредитель и главный редактор «СССР» - Х. Р.) привлекли внимание руководства Таджикистана.

Проанализировав доводы Т. Саидзода, целесообразным считаем высказать свою позицию по этому вопросу. Во первых, Т. Саидзода, как и другим сотрудникам СМИ, следует принять привилегированное положение Совета по СМИ в силу ряда объективных причин. Также соблюдать этические нормы при написании критических материалов. Во вторых, претензии о том, что в отсутствии представителей тех или иных изданий, обсуждение материалов, опубликованных на их страницах некорректно, в принципе неверно. В Положении Совета по СМИ этот момент зафиксирован. Там отмечается, что Совет имеет право по собственной инициативе выбрать материалы для обсуждения.

Профессор И. Усмонов утверждает, что «задача СМИ, литературы и других творческих профессий не оскорблять других, потому что оскорбление -это еще нарушение религиозных предписаний» [160].

Относительно независимых СМИ, защиты свободы слова, деятельности СМИ, Совета по СМИ как саморегулирующего органа, а также путей реализации этических норм, труды профессора И. Усмонова дают нам целый спектр научных изысканий, имеющих практическую значимость.

Дискуссии в печати при принятии этических норм журналистской деятельности

В «Принципах Йоханнесбурга» [119] по вопросам национальной безопасности, личной свободы и доступа к информации, разработанных международными экспертами (в 1995 году в Уитуотерсрендском университете Южной Африки) говорится, что запрет дискриминации не должен стать поводом для ограничения прав на самопознание, доступа к информации или вмешательством в национальную безопасность. Кодекс творчества Британской комиссии по жалобам на прессу в 13 статье отмечает, что если событие имеет особую общественную значимость, возможна публикация информации подобного содержания. В Кодексе поведения Национального совета Британии данная мысль также нашла свое отражение. Хартия московских журналистов подчеркивает ответственность журналистов в деле борьбы против экстремизма и ограничения прав граждан независимо от национальной принадлежности. Этический кодекс для сотрудников печати, радио и телевидения Швеции в разделе «Уважение неприкосновенности личной жизни» также требует не допускать дискриминацию. Согласно Этическому кодексу федерации арабских журналистов отказ от предоставления сведений относительно личных или семейных конфликтов, неприличных семейных отношений входит в обязанности журналиста

Побуждающие материалы и защита прав несовершеннолетних. Журналист и СМИ должны воздержаться от освещения насилий, убийств и других видов преступлений. В целях защиты пострадавших несовершеннолетних и подростков, СМИ и журналисты не разглашают их личность.

Значение первого предложения комментируется в Хартии исламских СМИ [132]. Это, в первую очередь, воздержание от материалов, которые способствуют падению нравов. Кодекс творчества Британской комиссии по жалобам посвящает две свои статьи несовершеннолетним, определяет обязанности журналиста в отношении к ним. Кодекс также отмечает, что проблема несовершеннолетних и сексуальные преступления – деликатный вопрос, поэтому они требуют осторожного отношения. Также говорится, что печать не должна признать равными детей до 16 лет с другими жертвами или пострадавшими, если это не запрещено законом. Также кодекс подчеркивает, что дети имеют право без внешнего вмешательства проводить свое время в школе. Журналист не должен фотографировать детей до 16 лет, проводить с ними интервью, задавать вопросы относительно их здоровья и условий жизни; в школах журналист не должен интервьюировать детей без разрешения администрации школы; даже если родители ребенка разрешат, журналист не должен получать сведения о его здоровье. Исключение возможно, если материал журналиста будет защищать интересы ребенка. Осторожности при разглашении имен требует Этический кодекс для сотрудников печати, радио и телевидения Швеции. В Кодексе профессиональной этики российского журналиста в разъяснении «принципов признания невиновности человека до решения суда» говорится, что данные нормы строго исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Принципы публицистики (Кодекс печати) Германии в разделе «Преступления несовершеннолетних» особо подчеркивают, что при освещении преступлений со стороны несовершеннолетних, необходимо помнить об их будущем. Это положение также относится к несовершеннолетним жертвам преступлений (разглашение такого рода сведений не разрешается).

Способы сбора данных. При сборе информации, видео, аудио, а также других сведений относительно личной жизни не следует использовать незаконные методы. Кодекс этических принципов Совета по печати Турции отмечает, что использование путей и недопустимых методов дискредитирует журналиста. 4 статья Этического кодекса Федерации арабских журналистов обязывает сотрудников СМИ при поиске информации использовать законные методы, а при обнаружении неточностей в материале исправить их. В Кодексе поведения Британского национального совета говорится, что для поиска информации необходимо использовать общепринятые, известные принципы. В комментариях по данному поводу в документе отмечается: «Использование иных методов может быть оправдано лишь острым общественным интересом к той или иной проблеме. В этом случае журналист руководствуется только велением собственной совести». Кодекс мастерства Британии не отрицает получение денежных средств через посредников или без них. В нем только подчеркивается, что эти сведения должны отвечать интересам общества. Самое важное в этом пункте то, что «журналист должен заверить, что не намерен вымогать деньги у источника информации». Этический кодекс ВВС также не отрицает предоставления денежной премии для получения важной информации. В Кодексе профессиональной этики российского журналиста отмечается, что журналист при получении информации отказывается от незаконных и недостойных методов. Только защита интересов общества может признать правильным журналистские расследования, касающиеся личной жизни. Это положение Кодекса поведения Британии отражено в одном из пунктов «Этического кодекса журналисткой деятельности в Таджикистане».

Проблемы соблюдения этических норм в деятельности СМИ

На наш взгляд, в этой реплике автор не соблюла этические принципы, тем не менее, «нашлись люди», которые не различая факта от мнения, подали в суд на Ольгу Тутубалину за цитирование Ленина. В этой связи профессор И. Усмонов отмечает, что «журналистская этика - это комплекс характеристик, которые составляют профессиональные этические принципы журналистики. Они дополняются особенностями каждого человека. Эти черты оказывают влияние на качество опубликованных материалов. Они делают их читабельными или отталкивающими, они определяют, будут ли их смотреть или проигнорируют» [182].

На наш взгляд, указанная реплика характеризует личность самой Ольги Тутубалиной, которая показала свое отношение к этическим принципам. В связи с этим Ато Мирходжа, заместитель главного редактора «Джумхурият» отмечает: «В статье цитируются слова Ленина, искаженные журналистом. Ленин в своем письме Горькому использовал букву «г», а автор реплики посчитала, что речь идет о г Мы говорим, что «г» в данном случае «гадость». Нормальный человек даже в гневе не будет писать такие слова» [182].

В еженедельнике «Рузгор» на вопрос читателя относительно реплики “Неинтеллигентно об интеллигенции» опубликован ответ с таким содержанием: «... используя свободу выражений, она так неприлично выразилась. Это свидетельствует об уровне ее духовности Надо было объяснить ей, что она неправа. Доказать аргументами. Наша позиция - не надо было доводить дело до суда. Необходимо было дать ей соответствующий ответ» [146].

Исследователь Е. П. Прохоров отмечает, что журналистская этика ярко выражается в отношениях журналист - аудитория - источник информации, журналист - автор, журналист-коллектив, журналист - редактор и журналист - коллеги. Этическая ответственность журналиста - важная составная часть его социальной ответственности. Это отражается в отношениях «журналист-аудитория». Журналист несет огромную ответственность перед обществом, так как его деятельность зависит от аудитории. Это еще раз подчеркивает, что «аудитория - объект и субъект деятельности журналистов». Журналист должен донести информацию, рассказывать о жизни людей для них самих. Профессиональная теория определяет принципы деятельности журналиста. Указывается, какие показатели необходимо соблюдать при подготовке материалов. Это, в первую очередь, правдивость, объективность, точность фактов и аргументов и др. Соблюдение этих принципов относится к данному обстоятельству. С этической точки зрения журналисту необходимо ответить на вопрос: «Нуждается ли общество в данном материале?», затем, в соответствии с принципами, действовать. Действие в рамках этического обсуждения возможной ситуации может обеспечить успех публикации и её автору [78, 304].

Несколько примеров дискуссий в СМИ, рассмотренных в данной диссертации, показывают, что несоблюдение этических норм могут стать причиной утаивания правды или отдаления от нее. Приведенные примеры аргументировано доказывают, что в ходе подготовки и проведения дискуссий были проигнорированы ряд этических норм, в частности, ответственность, толерантность, беспристрастность, точность, объективность и др.

Уважение к себе и к аудитории, соблюдение закономерностей конкуренции - это принципы, которые были нарушены в первом примере. В других рассмотренных нами моделях не соблюдена иная группа принципов.

Как было отмечено, соблюдение этических норм Ш. Хамдамовым позволило ему добиться поставленной цели, хотя острый спор возник по вине еженедельника «Тоджикистон». Касательно вопроса нарушения этических норм в истории с ответственностью О. Тутубалиной, мы согласны с позицией И. Усмонова и А. Мирходжи. Обсуждение дела об интеллигенции рассматривалось довольно долго в судебном порядке. Международные организации заявили, что иск со стороны истцов ударит по свободе слова в Таджикистане. Хотя свобода слова, на наш взгляд, не может быть без ответственной. Они провели корреляцию между рассмотрением этого дела в судебном порядке и международным имиджем страны.

Анализ этических вопросов показывает, что проблема соблюдения этических норм как в советский период, так и в годы независимости остается острой. СМИ в начальный период независимости не признавали никаких этических норм, поэтому этот этап нами рассмотрен не был. Причина - не было предмета исследования из-за игнорирования этики в печати. В последних дискуссиях на страницах периодической печати Таджикистана явно прослеживается влияние Совета по СМИ. В некоторых откликах говорится о соблюдении этики, и это, на наш взгляд, является результатом деятельности данного Совета.

Этические проблемы также были неоднократно освещены в таджикской печати, что является признаком неравнодушия, неиндифферентности журналистов к одному из важнейших аспектов их деятельности. Процесс обсуждения и принятия Этического кодекса также свидетельствует об актуальности данной темы.

Анализ фактического материала показал, что отечественные журналисты в большинстве своём выступают за соблюдение этических норм. Отсюда следует вывод о том, что журналистская этика, как определяющий фактор правдивости и профессиональной объективности, способствующий защите чести и достоинства, а также профессиональной деловой репутации журналистов. В конечном счете, полное осознание очевидной истины способствует тому, что журналисты отказываются от использования путей и средств, которые не отвечают этическим нормам. Важность этических норм проявляется именно в такие моменты, и это признак того, что СМИ не должны служить в качестве орудия возмездия, манипулируя общественным сознанием.