Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала "Звезда" : 1990-2010 Мартыненко, Маргарита Владимировна

Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала
<
Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мартыненко, Маргарита Владимировна. Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала "Звезда" : 1990-2010 : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Мартыненко Маргарита Владимировна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2012.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/866

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Роль медийного пространства в общегуманитарной концептуализации понятия патриотизм”

1.1. Разработка понятия "патриотизм" в отечественной культуре: исторический аспект 16

1.2. Возможности телевидения для пропаганды патриотизма: медиаведческий аспект 32

ГЛАВА 2. Эволюция патриотической тематики на отечественном телевидении 44

2.1. Советский опыт: идеологическая и патриотическая направленность телевизионных передач Центрального телевидения СССР 44

2.2. Роль телевидения в изменении ценностных ориентиров общества в период с 1991 по 2000 г.г. Упадок патриотической тематики 63

2.3. Роль государства в подъеме патриотической тематики на ТВ с 2000 по 2010 гг.: постановка задач и качество их решения 87

ГЛАВА 3. Первый специализированный российский патриотический телеканал "звезда”

3.1. История создания и развития телеканала "Звезда" 110

3.2. Реализация патриотических задач на канале "Звезда" 118

Заключение 136

Библиография 139

Введение к работе

В начале 90-х годов XX века в России усиливается роль средств массовой информации в формировании общественного сознания. В этот период печатные и электронные СМИ активно включаются в процесс демократизации общества и оказывают сильное влияние на политические и общественные процессы внутри государства. Однако очень скоро новая независимая пресса и особенно телевидение попадают под влияние различных политических и финансовых групп. В ходе многочисленных противоборств, которые разворачиваются, в том числе, в рамках российского медийного поля, происходит едва ли не принудительная смена культурных ориентиров и нравственных ценностей, которые насаждаются многомиллионной аудитории с экрана телевидения.

За одно десятилетие полностью размывается идеологическая составляющая журналистских материалов, которая была наработана в Советском Союзе. Взамен СМИ новой России предлагают развлекательные западные форматы, ток-шоу, телесериалы, реалити-шоу.

К началу 2000-х годов становится абсолютно ясно, что отсутствие патриотизма, и более того, уже существующие антироссийские настроения внутри государства, способны привести к необратимым последствиям. В этой ситуации руководство страны и общественные деятели ведут поиск средств, с помощью которых возможно построить новую идеологию современного российского общества, которая могла бы служить объединяющим фактором для многонационального государства. Одним из ключевых понятий нового общественного мировоззрения, по общему мнению, должен стать патриотизм и патриотическое воспитание молодежи.

Актуальность исследования обусловили следующие факторы: на фоне глобальных и интеграционных процессов, которые определяют внешнюю составляющую мирового развития вообще и Российской Федерации в частности, все острее встают вопросы национальной самоиндентификации различных народов, входящих в состав государства, нейтрализации очагов сепаратизма внутри страны. Кроме того, для развития экономики, инвестиционного, промышленного и научного потенциала России, необходимы новые подходы для воспитания современных, хорошо образованных, духовно богатых личностей, готовых трудиться для процветания своей страны.

Необходимость изучения каналов, которые могут стать эффективными проводниками патриотических идей, потребность в осмыслении и научном рассмотрении особенностей развития отечественного телевидения как одного из мощных средств пропаганды и воспитания патриотизма, становятся актуальными для предотвращения духовного обнищания общества, упадка культуры, обострения сепаратистских настроений, межнациональных конфликтов.

Цели и задачи. Целью исследования является изучение особенностей отражения патриотической тематики на отечественном телеэкране в условиях смены идеологий современного российского общества.

Задачи работы вытекают из ее цели и сводятся к следующему:

1. Изучить специфику понятия "патриотизм" и его место в отечественном
медийном пространстве.

  1. Определить главные составляющие патриотического восприятия действительности в мировоззрении современного российского общества.

  2. Проанализировать роль СМИ и в частности, телевидения, в распространении патриотических идей.

4. Рассмотреть эволюцию патриотической тематики, форму и содержание
наиболее заметных телепередач от момента расцвета советского ТВ (как основы
формирования отечественных телепрограмм) до 2010 года.

5. Проанализировать особенности подачи информации, жанровое
своеобразие и эффективность воздействия первого современного российского
специализированного патриотического телеканала "Звезда".

6. Осмыслить возможные варианты развития патриотической тематики на
современном российском телевидении.

Теоретическая и методологическая база исследования. Исследование основано на принципе историзма, который позволил автору выявить предпосылки спада темы патриотизма на отечественном телевидении, с 1990 до 2000 гг., изучить роль и значение общественных процессов, происходивших в стране, в становлении новых телеформатов и отказа от привычного круга ценностей, представленных на телевидении.

Основными методами исследования явились объективность и научность изложения фактического материала, позволяющие проследить взаимосвязь между анализируемыми в работе явлениями и процессами. Принцип объективности реализуется через тематический, типологический и жанрово-стилистический анализ телепередач, которые согласно схеме, обоснованной автором в первой главе исследования, способны нести в себе патриотический заряд. Принцип научности основан на достоверности излагаемых фактов, что исключает возможность идеологической и политической конъюнктуры.

Особенность теоретических принципов и методики диссертационного исследования состоит в том, что автор использует методы, присущие как теории телепублицистики, так и знания в области истории и политологии: анализ, синтез, обобщение, сравнение данных, содержащихся в разных источниках, посвященных проблемам журналистики, истории, политики экономики и языка.

Объектом исследования является российский федеральный телевизионный эфир в период с 1990 по 2010 годы.

Предметом исследования выступают социально значимые телепередачи, общероссийского значения за указанный период, пропагандирующие патриотические чувства.

Выбор в качестве предмета исследования передач федерального значения обусловлен тем, что эволюция темы патриотизма на отечественном ТВ рассматривается как общероссийская тенденция развития телевидения, охватывающая значительную часть аудитории, тогда как отдельные

региональные патриотические телепередачи не способны представить общий срез разрабатываемой проблемы, что ни в коей мере не умаляет их достоинств. Заметим, что телевизионные передачи патриотической направленности, созданные на региональных телестудиях, заслуживают отдельного глубокого анализа в рамках затрагиваемой нами проблемы.

Степень разработанности темы. В научной литературе феномену патриотизма и изучению условий его формирования уделено достаточно внимания. История анализа понятия патриотизм уходят своими корнями в древнерусскую литературу ("Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве" и др.), затем продолжается в работах отечественных философов и политологов. Значительный вклад в изучение вопроса формирования и значения патриотизма в жизни общества внесли выдающиеся отечественные мыслители, такие как С.Н. Булгаков, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, Г.В. Плеханов, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, Н.В. Федоров и другие.

Большой интерес для изучения темы патриотизма представляют труды отечественных философов Н.Я. Данилевского, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова, которые в своих работах изучают соотношение патриотизма и национального самосознания российского народа, особенности развития его мировоззрения и формирования патриотических чувств.

Особый вклад в разработку темы патриотизма в отечественных гуманитарных науках внесла русская религиозная философия. Наиболее ярким ее представителем по праву является И.С. Ильин, в частности его работа "О русской идее".

Среди представителей официальной советской науки, уделявших большое внимание изучению патриотизма значительный вклад в разработку темы внесли такие ученые как А.А. Агаев, А.Н. Вырщиков, Н.И. Губанов, С.Д. Емец, В.М. Зарванский, А.Н. Колесников, М.М.Кучуков, В.В. Макаров, Р.Я. Мирский, В.Ш. Нахушев, Ю.С.Петросян, П.Н. Поспелов, П.М. Рогачев, П.Е. Сапегин, М.А. Свердлин, Л.П. Стариков, В.А. Хмелевский.

Середина 90-х годов отмечена появлением ряда новых работ по теме, патриотизма. В этот период необходимо отметить работу В.И. Гидиринского "Русская идея и армия", а также научные труды ряда исследователей, в которых рассматриваются истоки и современное развитие понятия "патриотизм": Д.А. Карманова "Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ", А.А. Крупник "Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде", В.И. Лутовинов "Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях".

Другой пласт научной литературы посвящен анализу развития средств массовой информации в условиях поиска государством и обществом новой идеологии. В этом направлении представлен целый ряд работ отечественных исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие темы: А.С. Вартанов "Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках", А.А. Грабельников "Русская журналистика на

рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы", Я.Н. Засурский "Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой. Средства массовой информации постсоветской России" И.И. Засурский "Масс-медиа Второй Республики", Г.В. Кузнецов "ТВ-журналистика: критерии профессионализма", Муратов С. "ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений, В.Л. Цвик "Телевизионная журналистика". Большой интерес представляет одно из последних исследований Д.Л. Стровского "Отечественная журналистика новейшего периода".

Научная новизна исследования заключается в том, что:

впервые комплексно прослеживается и оценивается развитие патриотической темы на отечественном телевидении в переходный период;

исследуются механизмы восприятия патриотической темы современной аудиторией; на основе предложенной автором схемы проводится анализ телепередач на предмет наличия одного или нескольких аспектов патриотической составляющей;

впервые проводится комплексное исследование деятельности федерального специализированного патриотического телеканала, включающее тематический, жанрово-стилистический и статистический анализ его телепередач.

Несмотря на достаточное количество литературы, посвященной отдельным аспектам темы диссертационного исследования, комплексные исследования возможностей телевидения в пропаганде патриотизма и содержательной стороны современных патриотических телепередач до настоящего времени не были опубликованы. Попытка проследить эволюцию патриотической тематики на отечественном телевидении, анализ структуры этого телевизионного направления и жанрового своеобразия программ, делается впервые.

Филологичность работы обусловлена анализом конкретного языкового материала телевизионных программ: стиля, жанрового своеобразия, выразительных средств, используемых в журналистских текстах.

Автором предпринята попытка проследить становление особого языкового стиля передач патриотического телеканала «Звезда», который эволюционирует от языка военной терминологии и официально-деловой лексики к литературным разговорным формам.

Эмпирическую базу исследования составили отдельные выпуски советских телепрограмм: "А ну-ка, девушки", "Кинопанорама", "Взгляд", "Алло, мы ищем таланты", "Очевидное-невероятное", "От всей души", "До 16 и старше" и др.; телепередачи постсоветского периода (1990-2010 гг.): "Тема", "Чтобы помнили", "Мой серебряный шар", "Я сама", "Взгляд", "Время", "Вся Россия", "Имя твое, Россия" и др., эфиры телеканала "Звезда" (2006-2010 гг.), архивные материалы электронного музея радио и телевидения (Режим доступа: ).

Хронологические рамки исследования определены 1990-2010 гг. в связи с тем, что именно этот период является показательным в истории России как время слома старой идеологии, коренных изменений во всех сферах жизни общества, в

том числе и духовной, а также качественного изменения структуры средств массовой информации.

В этот период общество отказывается от старой идеологии, однако, новых самобытных ценностей длительное время не создается. Под воздействием средств массовой информации получает широкое распространение прозападный, чуждый российской культуре образ мышления, активно строится "общество потребителей".

Такая ситуация сохраняется на протяжении десяти лет, условно говоря, с 1990-го по 2000-й год. В 2000-х годах предпринимаются попытки вернуть на телевидение патриотические темы.

Обзор источников. Основными источниками при работе над диссертацией стали:

российские телевизионные программы за указанный период;

российская пресса, посвященная телевидению и патриотической тематике;

правовые акты и официальные документы, касающиеся патриотического воспитания граждан в РФ;

справочные, библиографические и специализированные издания по телевидению, журналистике, философским аспектам;

материалы научно-практических конференций и "круглых столов" по проблемам развития телевидения и журналистики в России, а также по проблемам воспитания духовно-нравственных ценностей, в частности, патриотизма, в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты:

расширяют представление о роли СМИ в формировании духовно-нравственных ценностей в обществе;

позволяют составить впечатление о современном функционировании СМИ, в частности телевидения, в рамках патриотической тематики

могут стать основой для дальнейших теоретических и практических разработок заявленной и смежных тем.

Практическая значимость результатов работы определяется возможностью ее использования:

для более глубокого понимания роли создания "патриотического телевизионного пространства" для развития российского общества;

для дальнейшей теоретической и практической разработки темы по проблемам развития современного российского телевидения;

в учебных курсах по "Теории и истории российской журналистики" и "Тележурналистики", при подготовке лекций и семинаров курсов и спецкурсов по проблематике функционирования российских электронных СМИ на современном этапе.

Положения, выносимые на защиту:

формирование понятия "патриотизм" возможно только на стыке сразу нескольких наук: истории, философии, социологии. Основная роль в концептуализации понятия "патриотизм" принадлежит медийному пространству;

в современном массовом сознании это понятие ассоциируется с поддержанием традиций, сохранением семейных ценностей и успехами в труде и профессиональной деятельности, уважением к истории и героическому прошлому страны;

роль СМИ в пропаганде патриотических идей остается приоритетной;

исторически тема патриотизма развивается в три этапа: расцвет на советском телевидении, спад и стагнация в период с 1990 по 2000 гг., подъем с 2000 по 2010 года. Государственный заказ на патриотизм, однако, не компенсирует в полной мере отсутствие качественных социально значимых телепрограмм на главных федеральных телеканалах;

эффективность воздействия специализированного телеканала "Звезда" - на массовую аудиторию недостаточна, в связи с сугубо военной направленностью телеканала и общей картиной развития федерального телевидения России;

воспитание патриотических ценностей на российском телевидении в полной мере требует создания общественного телевидения, способного выполнить заказ государства и аудитории на социально значимые программы, в том числе и патриотические.

Объем и структура диссертации продиктованы сформулированными целью и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Возможности телевидения для пропаганды патриотизма: медиаведческий аспект

Указанная особенность находит все более многомерное представление в медийном пространстве. Ею определяются модели определенных СМИ (см. соответствующие рубрики в газете "Красная Звезда", "Военно-историческом журнале" и мн. др.), направления публицистического познания и медийной полемики (в т.ч. как способа концептуализации феномена).

Необходимо отметить, что в исследованиях различных деятелей науки и культуры сам термин "патриотизм" используется разнообразно и неоднозначно.

В этом вопросе проявляется некий субъективизм, присущий гуманитарному знанию, так как понятие "патриотизм", как и многие другие предметы осмысления гуманитарной науки, нельзя измерить с помощью формул и доказать истинность тех или иных суждений по этому вопросу.

Кроме того, в неоднозначности трактовок термина проявляется многоаспектность его содержания, неординарность структуры этого понятия и многообразие форм его проявления.

Проблема патриотизма в гуманитарных науках рассматривается в зависимости от исторических, социально-экономических и политических условий, трактовка понятия зависит и от гражданской позиции исследователя, и от его ориентации на определенную сферу знаний.

Влияние патриотических идей на становление личности и на формирование общественного сознания нельзя игнорировать.

Подтверждение этих качеств патриотизма можно выделить в развитии отечественных гуманитарных наук, в искусстве и социальном опыте народа.

Мы согласны со Светланой Ивановой в том, что "анализ развития современного российского патриотизма, выяснение основ его становления невозможно осуществить вне исторического контекста.

Тема патриотизма в истории русской философской мысли, в духовном развитии России имеет давнюю и прочную традицию"7.

Подтверждение этого факта - памятники древнерусской литературы, такие как "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве", а также ряд древнерусских героических былин.

Исследователь идей патриотизма в России М.М. Кромм подчеркивает особый характер патриотических произведений литературы Древней Руси: "Патриотические мотивы словно рассеяны, растворены в духовной атмосфере древнерусского общества, они не обобщены, не собраны в понятие. Древнерусская литература говорила о любви к родине на языке чувств и образов"о.

Действительно в Повести временных лет присутствует эмоциональное начало, о котором говорит М.М. Кром: "Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. Объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю" .

Итог разработки понятия патриотизма в публицистической литературе Древней Руси известный ученый, литературовед Д. Лихачев определил так; "В этот период сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма".

Конкретные политические очертания патриотизм обретает ко второй половине XVI в., в этот период актуализируется патриотическая идеология, вырабатываются конкретные патриотические ценности и идеалы, которые сводятся к идее служения царю.

Этот период историки связывают, прежде всего, с правлением Ивана Грозного, когда измена царю в буквальном смысле означала государственную измену.

Далее, если проследить исторические события, в период Смутного времени идея патриотизма вобрала в себя уже и религиозные факторы. Во время борьбы с интервентами, наряду с лозунгом "За русскую землю", звучали призывы "За православную веру", то есть в этот период патриотизм трактуется уже не только в чисто эмоциональном или государственном, но и в религиозном ключе.

Значительный вклад в исследование понятия патриотизма внесли отечественные представители эпохи Просвещения. Показателен тот факт, что сам термин "патриотизм" вошел в русский язык именно во второй половине XVIII века, благодаря сочинениям русских просветителей П.А. Левашова, A.Т. Болотова, Н.М. Дмитриева. В этот период идея патриотизма становится одной из важнейших социокультурных идей, она находит свое воплощение в размышлениях о единстве народов в разработке Ф. П. Прокоповича, B.Н.Татищева, И.Т. Посошкова и других прогрессивных деятелей XVIII XVIII веков.

"Патриотическая идея разрабатывалась как целый комплекс идей. Утверждалось, что любовь к родине - это черта, присущая всякому настоящему гражданину.

Идея эта получила свое теоретическое обоснование в принципе "общего блага" как цели, условия соединения людей в общество. Патриотизм конкретизировал эту идею в национальном отношении. Принцип "общего блага" требовал от всякого члена общества, чтобы он в своем стремлении к благу личному согласовывал его с благом общественным"

Роль телевидения в изменении ценностных ориентиров общества в период с 1991 по 2000 г.г. Упадок патриотической тематики

На телеэкранах начинают превалировать жанры, характерные для переломных этапов развития государства и общества, информационные жанры представлены прямыми репортажами, а аналитические -дискуссионными программами и телебеседами.

Активно развивается авторская журналистика. Дикторскую подачу сменяет живая импровизация, речь ведущего-журналиста, личность которого выходит на первый план. Любимцами в этот период становятся журналисты, олицетворяющие новые веяния свободы слова: В. Познер, бессменный ведущий популярных телемостов с Западом, В.Листьев, А.Любимов,

A. Политковский, А. Захаров - создатели и ведущие программы "Взгляд", B. Молчанов, ведущий "До и после полуночи", А. Невзоров, ведущий "600 секунд", Б. Курков, лицо программы "Пятое колесо". Однако идеи перестройки захлебнулись в конфликте интересов различных политических групп. Кроме того, осуществление поставленных социально-экономических задач было предпринято без продуманной стратегии национального развития. Дмитрий Стровский, доктор политических наук, считает, что одной из закономерных причин обострения социально-политических отношений, явился резкий переход от тоталитарной к фрагментарной политической культуре.

"Тоталитарная политическая культура развивается в условиях жесткого контроля со стороны государства, подчиняющего себе все проявления общественной и индивидуальной жизни. Она характеризуется безусловным лидерством одной политической партии, отсутствии легальной оппозиции, господством одной идеологии, централизованным контролем и управлением экономикой, а также монополией государства на СМИ"48.

После хлынувшего потока оппозиционной информации в СМИ, руководство страны предпринимало попытки пресечь объявленную свободу слова. Неугодные журналисты, как и в эпоху застоя, любыми способами отстранялись от эфира. Закрывались целые телепрограммы, имевшие большой успех аудитории. Так, например, в 1991 году был запрещен "Взгляд". Авторы этой прогрессивной для того времени передачи вынуждены были собственными силами снимать новые выпуски на кухне и распространять их на видеокассетах.

Даже принятый в 1990 году Закон "О печати и других средствах массовой информации", отменяющий цензуру, содержал достаточное количество пунктов, которые позволяли оказывать давление на неугодные СМИ. "Уже на 22-й день после вступления нового Закона в юридическую силу вступил и был повсеместно распространен секретный "Перечень сведений, запрещенных к опубликованию". В нем сообщалось, что журналисты не имеют права публиковать данные о заболеваемости скота, о случаях неуставных отношений в армии, об уровне технической готовности железнодорожного транспорта и т.д. За разглашение этих и других запрещенных сведений, как подтверждал сам Закон о печати, журналист мог лишиться свободы на срок от пяти до восьми лет"49.

На СМИ оказывалось и прямое давление, достаточно вспомнить события 13 января 1991 года в Литве, когда подразделения советских войск с участием танков штурмом взяли здание Литовского телерадиоцентра. "Московские средства массовой информации настолько лживо освещали эту трагедию, что у зрителей окончательно развеялись иллюзии по поводу новой коммунистической политики «перестройки и гласности"50.

В противовес тоталитарной политической культуре зарождающаяся фрагментарная культура привнесла присущую ей свободу политических и духовных отношений. Однако по мере развития этого типа культуры неизбежно возникали серьезные разногласия между различными политическими и социальными группами относительно базовых ценностей и идеалов развития государства и общества. Существовавшая система не смогла выдержать нарастающую конфликтность, что в итоге привело к резким переменам жизни всего государства, к распаду СССР.

"Эволюция политических отношений напрямую сказалась на трансформации духовной жизни страны, наложив серьезный отпечаток на развитие журналистики, ее взаимодействие с властью и обществом. Это выразилось в изменении привычной системы печати, смене устоявшихся информационных приоритетов"51. С наступлением "эпохи Ельцина" СМИ заявили о себе как о самостоятельном общественном институте, приняли новую для себя модель функционирования как четвертой власти.

Роль государства в подъеме патриотической тематики на ТВ с 2000 по 2010 гг.: постановка задач и качество их решения

На воплощение "человечности" в цикле работает все: не только содержание, но и выразительные средства сюжетов. В качестве примера можно привести выпуск 2006 года под названием "Бабушка всей России". Этот тринадцатиминутный очерк рассказывает нам о жительнице Суздаля, восьмидесятидвухлетней Антонине Петровне Макаровой, которая валяет сувенирные валенки и продает их у стен церкви туристам, а на заработанные деньги оказывает помощь различным детским домам. Сюжетная линия строится по классическим журналистским канонам, от частного к общему. Активное использование крупных планов натруженных рук героини, деталей ее работы, а также использование живой речи Антонины Петровны, создают неповторимый образ этой русской женщины. в сюжете нет модных технических спецэффектов, автор активно использует символы как в речи ("бабушка всей России", "2 миллиона внучат бабушки Тони" "волшебные валенки" - в данном случае символ помощи и поддержки), так и в видеоряде (образ церкви - как образ веры и доброты, детали интерьера дома героини: иконы, незамысловатые предметы быта, олицетворяющие простоту и открытость героини, цветы в саду Антонины Петровны - олицетворение обездоленных детей, нуждающихся в помощи всех граждан страны). Но главную художественную ценность программы, которая обеспечивает эффективность ее воздействия на зрителя, является неподдельная доброта "бабушки всей страны", искренность ее слез, с которыми она обращается к жителям всей страны с призывом помогать самым слабым и беззащитным - осиротевшим детям. Выводя на первый план такую героиню, публицисты поистине достигают небывалого эффекта, зрителю невольно становится стыдно за то, что старики, сами нуждающиеся в помощи сильных и здоровых граждан, иногда являются единственной надеждой детей - самых социально незащищенных граждан современной России, хотя именно они составят ее будущее.

В этой передаче просто и без пропагандистских уловок рассказана история о подлинном патриотизме, проявленном не на поле брани, а в обычной повседневной жизни. Однако, несмотря на творческую находку телеканала "Россия-1", нельзя говорить об эффективном решении патриотических задач с помощью рассматриваемого телецикла. Одним из существенных препятствий в достижении эффективного патриотического влияния на аудиторию является слабое продвижение проекта, невыгодное место в эфирной сетке канала. Единицы зрительской аудитории знают о его существовании.

Цикл "Вся Россия" за несколько лет своего существования практически не был анонсирован в эфире, часто менялось время и даты его выхода в эфир. В последнее время программа выходят по воскресеньям около 7 утра. Чаще всего в печатных программах передач нет вообще никакой информации об этом цикле. "Эффект такой телепублицистики, разумеется, обратно пропорционален количеству телепублики. На Дальнем Востоке и в Сибири число зрителей, конечно, больше, но Москва как была далека от своих окраин, так и остается. Ей гораздо ближе чужеземные края, число передач о которых, "путёвых" и "непутевых", уже исчисляется десятками"84.

Таким образом, очевиден факт, что в рамках первого блока патриотической составляющей телепрограммы, условно названного нами "Настоящее" в период с 2000 по 2010 гг. отечественный телевизионный эфир по-прежнему остается бедным по формам и содержанию, несмотря на то, что отдельные попытки в этом направлении предпринимаются.

Что касается второго блока, под условным названием "Прошлое", в который, по-нашему определению, вошли историко-культурное направление и героика подвига, то ситуация 2000-х годов на трех федеральных телеканалах кардинально не отличается от блока "Настоящее".

В рамках историко-культурного компонента превалируют телепередачи об актерах, деятелях искусства и культуры прошлого. Причем лидерство в этом отношении принадлежит "Первому каналу" и телеканалу "Россия". Среди качественных телепередач этого направления можно отметить такие как: "Кумиры" (Первый канал), "В поисках утраченного" (Первый канал), "Мой серебряный шар" В. Вульфа (Первый канал), "Жизнь замечательных людей" (Россия), "Лучшие годы нашей жизни" (Россия). Что касается телеканала "НТВ", то после многочисленных скандалов в связи с переделом собственности и смены руководства и фактического владельца, социально ориентированные передачи практически исчезают из эфира этой телекомпании. Под видом публицистических программ на "НТВ" зрителю подаются скандальные, откровенно пошлые телепрограммы, такие как "Программа Максимум", "Русские сенсации", "Ты не поверишь", "Чистосердечное признание" и ряд других. Настоящим телевизионным событием в жизни страны стал выход в 2008 году проекта "Имя твое, Россия" (совместное производство телеканала "Россия-1" и телекомпании "ВИД"), раунды-серии, на которых "звездные адвокаты" защищали конкретную историческую личность, предваряли зрительское голосование, по общим итогам которого, победу одержал Александр Невский,

"Имя твое, Россия" сопровождался рядом скандалов, пресса обвиняла организаторов в подтасовке результатов зрительского голосования в угоду пропагандистским целям. Некоторые исследователи, в том числе Дмитрий Стровский, открыто называют этот проект прямой пропагандой власти и стремлением заработать политические очки: "Пропагандистские усилия, инициируемые В.В. Путиным и его окружением, были призваны кристаллизовать социальные ожидания и чувство национальной идентичности. Ставилась задача привлечь общественное внимание, в том числе посредством СМИ, к героическому прошлому России - во имя внушения людям чувства гордости за страну, в которой они живут. Именно эта мотивация была заложена в основу масштабного телевизионного проекта "Имя твое, Россия"ос.

Несмотря на разные точки зрения относительно этого телепроекта, с полной уверенностью можно утверждать, что это была беспрецедентная попытка формирования духовного образа великой страны в массовом сознании населения на постсоветском телевидении.

Реализация патриотических задач на канале "Звезда"

Размышляя о необходимости подобных телепередач, Тутта Ларсен подчеркивает: "Думаю, социальные программы должны быть вообще вне рейтинга. Существует же какое-то понятие имиджа, да? Можно делать деньги на энтертейнменте, на кино, но такие передачи просто полезны зрителю. Может, надо и об этом подумать тоже?"105.

Позитивную оценку телепроект получил и у критиков, которые пишут о телевидении. Виктория Волошина, обозреватель газеты "Известия" написала в своей статье на эту тему: "Чуть ли не впервые за многие годы смотрела по нашему ТВ не "интриги, скандалы, расследования", а нормальную передачу про нормальных людей"106.

Призывы показывать именно обычных нормальных людей звучат давно, но только единицы телеканалов федерального уровня готовы совершить подобный акт патриотизма по отношению к своей аудитории.

Это мнение разделяет В.Волошина: "В психофизиологии есть широко известный прием обратной связи: когда у вас плохо на душе, постарайтесь улыбнуться или спеть веселую песенку. Как только вы растянете мышцы лица в улыбку, нейроны головного мозга настраивают его на позитив. Я уверена, что этот принцип обратной связи распространяется и на большие массы народа. Покажите нам, как много среди нас честных, добрых, преданных, семейных, нормальных людей, и мы станем еще лучше. Нам жить захочется, а не пить горькую от ужаса окружающего мира"107.

Если представить телепрограммы "Звезды" в виде сводной таблицы содержательных особенностей патриотической составляющей эфира108, то программы "Русский характер", "Курс личности е.", "Обыкновенное чудо", без сомнений, по праву займут место в духовно-нравственном аспекте. "Гордость настоящим" и "историко-культурный" компонент способны заполнить собой документальные фильмы телеканала "Звезда", повествующие как о прошлых достижениях нашей страны в области науки и техники, так и об успехах в настоящем. Названия документальных телефильмов на патриотическом канале говорят сами за себя: "Автомобили в погонах", "Броня России", "Крылья России", "Лучший в мире истребитель - СУ-27", "Морская сила России". Все это действительно качественные, классически исполненные публицистические фильмы. Но они посвящены конкретной узкой теме, связанной с оборонным комплексом. Эти телепроекты привлекают внимание целевой аудитории телеканала, но не широкую зрительскую аудиторию.

На наш взгляд, некоторые творческие приемы, в том числе и в плане выборы языковых средств в журналистском тексте, частично могли бы переломить эту ситуацию. Ведь закадровый комментарий фильмов, который составляет значительную часть каждого проекта, зачастую перегружен военными и техническими терминами, обилием числовой информации. В связи с этим для широкой аудитории канала чересчур громоздкий по форме текст, осложняет понимание содержания. Например, выдержки из закадрового текста телепроекта "Автомобили в погонах", фильм первый; 1. "Русским ноухау стали полугусеничные машины, разработанные завгаром Его Императорского Величества Адольфом Кегресом". - употребление заимствованного слова, военного термина, сокращения; 2. "По престижности службы с автомобилистами могли тягаться только авиаторы" - употребление метонимической замены "автомобилисты" -"военные, обслуживающие автомобили", использование просторечия "тягаться"; 3. "..работали фары весьма недурственно" - использование разговорно-сниженного стиля речи. 4. " ...изнурительное плановое обслуживание матчасти и частые плановые ремонты сказывались..." -использование профессионального сокращения". Смешение стилей и активное использование профессиональной лексики в программе "Автомобили в погонах" могут служить характеристикой особенностей журналистских текстов в документальном показе на телеканале "Звезда".

Немалое значение для образа первого патриотического канала имеют специальные телевизионные акции "Звезды". Как правило, это сквозное вещание в виде промо-роликов, специального отбора фильмов для кинопоказа (в соответствии с конкретной датой), отдельные телевизионные программы. Примерами специальных акций можно считать такие проекты как "День ВДВ на "Звезде", "День ВВС", которые тоже выполнены в соответствии с военно-патриотическим направлением.

Особое место на телеканале "Звезда" занимает тема Великой Отечественной войны. Патриотическая ниша "Героика подвига" - это находка телеканала, и, его положительная особенность. Помимо большого количества разнообразных документальных фильмов по этой теме, "Звезда" находит и другие способы развивать обозначенную тему. Специальные акции этого направления транслируются не только накануне Дня Победы, но и в течение обычного телевизионного сезона.

За время своего существования "Звезда" предложила зрителям несколько таких проектов, самыми яркими из них являются "9 мая. Личное отношение" и "Победители".

Первый проект представляет собой художественные короткие ролики молодых режиссеров, в которых, с учетом современных тенденций, авторы предлагают свое видение Победы и отношения к ней в обществе.

Похожие диссертации на Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении : от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала "Звезда" : 1990-2010