Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая Сунь Фэн

Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сунь Фэн. Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Сунь Фэн; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1187

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Национальные особенности визуальной коммуникации Китая и их роль в становлении фотожурналистских текстов 16

1.1. Создание визуальных текстов древнего Китая посредством иероглифического письма. Первые газеты 19

1.2. Разнообразие печатных коммуникаций во времена правления династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.) 30

1.3. Истоки и особенности китайской фотожурналистики 26і

1.3.1. Начальный этап развития фотожурналистики Китая (1876 — 1937 гг.) 26

1.3.2. Сложный период фотожурналистики Китая 42

1.4. Фотожурналистика нового государства 38

1.4.1. Объективное и субъективное в фототворчестве - 38

1.4.2. Технические и творческие изменения в китайской фотожурналистике в конце XX —начале XXI в.в 52

Глава 2. Фотожурналистика как>важное средство создания объективного образа Китая в военные и переломные годы 66

2.1. Китайская фотожурналистика во время оккупации (1937- 1945 гг.) 67

2.2. Китайская фотожурналистика во время культурной революции (1966 - 1976 гг.) 67

Глава 3. Отражение социальных проблем Китая языком фотожурналистики в период перехода к рыночной экономике 78

3.1. Новая социально-политическая обстановка и деятельность СМИ Китая 78

3.2. Фотожурналистика как важнейшее средство отражения текущих событий, показа новых явлений в обществе 101

3.2.1. Репортажная фотография 104

3.2.2. Очерковая фотография 85

3.2.3. Жанровая фотография 87

3.2.4. Портретная фотография 89

3.3. Важнейшие события в Китае XXI в. и фотожурналистика 117

3.3.1. Либеральное отражение социальных проблем Китая 117

3.3.2. Творческие и этические проблемы отражения трагедии (землетрясение в Сычуань) 125

3.3.3. Победа Китая в Олимпийских играх и фотожурналистика 130

Заключение 139

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В лстории Китая визуальная коммуникация отражала облик общества до появления современных кино, телевидения, фотографии. Это произошло' благодаря развитию китайского иероглифа (от изобразительной письменности до современного китайского языка). Все это влияет на современную китайскую визуальную коммуникацию, так как некоторые иероглиф:»] до сих пор имеют визуальный ряд. Он влияет на современную китайскую логику и философию, он действует на психологию современных журналистов. Ценность и -значение китайской визуальной коммуникации отражается в работе современных журналистов.

В военные и переломные голы китайская фотожурналистика сгала важным инструментом для пропаганды н важным средством для создания объективного образа Китая. Анализ современного состояния китайской фотожурналистики в период углубления рыночных отношений также необходим. Она имеет свои, отвечающие времени, особенности, по-своему отражает социальные проблемы, показывает образ жизни человека и страны. Данное исследование в контексте проблем совреуенной китайской массовой коммуникации представляется, таким образом, актуальным. Ее актуальность подтверждается также тем, что в российской литературе по истории, развитию и современному положению визуальной коммуникации Китая мало публикаций. Особенно об отношении- китайского иероглифа и визуальной коммуникации. И также мало работ, посвященных китайской

ее современные тенденции.

>й коммуникации. [.В. Иванова, В.В.

Теоретическая база и методы исследования. Теоретической и методологической 5азой диссертационной работы послужили основные положения современной теории коммуникации и журналистики, изложенные в ряде источников. Ими явились, во-первых, труды общего характера по теория визуальной и печатной коммуникации. (Р. Арнхсйма,

Р. Барта, В.М. Березина, Б.П. Буданцева, Д.В. Иванова, В.В. Малявина.)' Во-вторых, труды по истории и теории журналистики, печатной и

электронной. {Д. Зрайнга и С. Томпсона, А.А. Грабсльникова, Е.И.

Пронина, Е.П. Прохорова, О.Р. Самарцева, ПИ. Сергеева, В.Л: Цвика.)" Наконец, использовались научные труды по специфике языка и

изобразительно-выразительной теории фотэжурналистских материалов:

И;Д. Бальтерманц, В.Ю. Борсва, А.С. Вартанова, И:И. Ворона, Е.Л.

Мжельской, А. Лапина, В. Пескова, Пондопуло Г.К., Савчука В.В.,

Арнхсйм.Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Изд-во «Прогресс», 1974. - 390 с; Барт P. Camera Lucida. -М.: Ad Margirem, 1997.- 223 е.; БсрезинВ.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, деЙсівня, - М.: РИП-холдинг, 20О4. -173 с; БуданцевЮ.П В контексте жизни. - М.: Изд-во «Мысль», 1979. - 250с; Иванов Д.В. Виртуализация общества. - С-Пб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2002. - 214 с; Малявин В.В. Китайское искусство. - М.: Кзд-во «Искусство», 1955. - 429 с.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М., С-Пб., Киев: Изд-во* «Вильяме», 2004. 425 с: Грабсльшіков Л.Л. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. - М.: Изд-во РИП-холдииг, 2001. - 336 с; Пронин Е.И. Текстовьс факторы эффективности яурналнегского воздействия. - М. Изд-во МГУ , 1981. - 158 с; Прохоров Е.П, Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. - М.: Изд-во РИП-холдинг, 1998. - 306 с: Самарцев О.Р Творческая деятельность журналиста. - М.: Изд-вз «Академический проект», 2007. - 527 с; Сергеев Г.И. Or днбао до «Жэньминь жибоо»; путь в 1200 лет. - М.: Изд-во

УДН, 1989. - 224 с. Цвик ВЛ. Введение в журналистику. Учебное пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-91 с.

фотожурналистике в -.военные-и переломные годы. Данная работа-вводит в научный: оборот новые данные, по развитию китайской^ фотожурналистики, в контексте этих проблем.

Цели и залачи исследования. Целью диссертации является комплексный анализ фотожурналистики кек одной из ветви визуальной коммуникации Китая. В связи с этим анализируется процесс развития и особенности китайского иероглифа, взаимовлияние китайского иероглифического письма и визуальной коммуникации в целом друг на друга. Автор пытается доказать, что китайский иероглиф сам является

бразі Китая.

частью визуальной коммуникации. Целью исследования является также систематизация- и периодизация, этапов развития: китайской' фотожурналистики, определение- . роли фотожурналистики в-. формировании объективного образа Китая. Для! достижения: этих целей поставлены следующие задачи:

изучение древней китайской визуальной^ коммуникации и; фотожурналистики (после появления, фотографии)' И' анализ' особенностей их развития;

рассмотрение явлений китайской'фотографии и фотожурналистики в контексте.анализа их исторического функционирования; -..

исследование . актуальных тенденций развития китайской фотожурналистики, их влияния на общество в разные времена;

изучение актуальных проблем кигайской фотожурналистики, связанных с созданием объективного облика Китая;

t' анализ фотожурналисте к их работ, которые были опубликованы в прессе или подготовлены фотожурналистами.

Объект исследования. Объектом исследования является фотожурналистика Китая как одна из ветвей визуальной коммуникации с присущими для Китая особенностями.

Предметом исследования стала способность фотожурнал неги ки . объектнопо отражать историческую-жизнь Китая за последние ІОО-.тет и

Тулупова В.В.*

Диссертация была бы неполной без использования материалов, близких вопросам фотожурналистики, прежде всего филологических, а

А.

также исгори'геских, философских, культурологических. Автор преимущественно опирается на работы: Аникиной А.Б., Болотновой Н.Є., Волгиной Н.С., Горохова В.М., Завадской Е.В., Кайды Л.Г., Лотмана Ю.М., ИакоряковоЙ К.М., Пауэлса Л., Рождественского Ю.В., Сухова А-Д.*1

3 Бальтерыанц И .Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 64 с; Ьорев В.Ю. Фогоірафия> в структуре массовой коммуникации (на материале литовской школы художественной (фотографии). -Вильнюс: Изд-во «Митне», 1986. - 192 с; Вартанов А.С. От фото до. видео. - М.: Изд-во «Искусство», 1996. - 220 с; Ворон Н.И. Жаяры советской фотожурналистики.

- М.: Изд-во Высш. шк., 1991. - 78 с; Мисельская Е.Л. Редакторская подгоговка
фотоизданий.- - М.: Изд-во Лет-пресс, 2005. - 109 г.; Лапин А. Фотогрзфия как.... -
М« издатель Гусев Л.Е., 2004. - 321 е.; Пондопуло ПК. Фотография и современность.

- М.: Искусство, 1982. - 173 е.; Савчук В. Философия фотографии. - Спб.: Изд.
СГ16ГУ. 2005.-253 е.; Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. - Воронеж:
Кварта, 2001. - 320 е.; Песков В. Любовь фотография. - М.: Изд-во «Тераа», 2003. -

Аникина А.Б. Образное слово в художественном и публицистическом произведении. Вопросы стилистики текста. - М.:

Бологнова Н.С Филологический анализ текста. - М.: ВК. 2005. 2:2 е.; Флинта-Наука. 2007.-520 е.; Валпша Н.С. Теориятскста. - М.: Логос, 2003. - 279 с; Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. — М.: Мысль, 1975. -190 с; Завадская Е.В. Мудрое вдохновение. Ми Фу (1052-1107). - М.: Изд. Наука, 1983. - 109 с; Кайла Л.Г. Эффективность публігцисгическоіо текста, - М.: Изд. МГУ, 1989.- 180 с; Лотман Ю.М. Икошіческая риторикаЧ Семиосфера. -Спб.: Искусство, 2000. - 703 с; Накорякова К.М. Изображение и слово. О редактироьании креолизованного текста. // .Язык массовой н межличностной коммуникации. - М.; Меднамнр, 2007. - с. 119-132; Пауэлс Л. Этика съемки людей и использования снимков: дилемна визуального исследователя. // Визуальная антропология: настройка оптики. - М.: ЦСПГИ, 2О09, с. 126-К8; Рождественский Ю.В. Оэшая

Большое значение для исследования теории и истории китайской визуальной коммуникации имеют труды китайских теоретиков: Фан Ханыди, Цзян Цишэна, Ма Юньцзэна, Чэн Шэня, Ху Чжичуаня, Цянь Чжанбяо, Пэн Юнсяна. Чжан Шудона, Чжэг Жуса, Шэн Сигуя.3

про етиче<

В диссертационном сочинении используются основные методологические принципы современных гуманитарных наук: теории и истории журналистики, философии, психологии. Автор опирается на общенаучные методы: историко-типологический, сравнительный, структурный. В процессе работы над диссертацией также использовалось иные научные методы - теоретическое обобщение и анализ историко-литературных источников; просмотр и анализ многочисленных фотографий, беседы и интервью с их авторами.

Степень разработанности проблемы. Во время китайской

культурной революции все теоретические исследования по истории китайской фотографии прекратились. И только после 1978 года некоторые китайские ученые продолжили исследование проблем китайской- фотожурналистики 6, но, к сожалению, по теме данной

филология. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - 324 е.; Сухов А.Д. Прогресс и история. -- М: Мысль, 1983. - ПО с.

ш народны алнетмш. -

* Фан Ханьци. Общая история журналистики Китая. -- Пекин: Иэд-во «Китайский народный университет», 2006. - 420 с; Цзян Цишэн. 140-лстнс

фотожурнал петит. - Пекин: Изд-во «Син Хуа», 1989. - 295 с; Ма Юньцзэн, Чэн Шэнь, Ху Чжнчуань, Цяпь Чжанбяо, Пэн Юнсян История китайской фотографии 1840 1937 гг. Пскни: Иэд оо «Китайская фотография», 1987. 342 с; Чжан Шудон, Пан Дон, Член Жус. Общая история печати Китая. — Тай Бэй: Изд-во The Graphic Common icaiicns Fundation, 2004. - 1319 с; Шэн Сигуй. Пособие по фотожурналистике. - Пекин: Изд-во «Китайский народный университет», 2003. - 408

Историч развития китайского кино. /Под ред. Чэн Цзихуа. В 2-х т. 2-е издание. - Пекин: Кзд-во «Китайское кино», 1997 (на кігт. яз); Сюй Линь. Фотожурналистика в эпохе чтения картины. - Пск»:н: Изд-во Китайская фотография, 2003 (на кіп: яз); Фан Ханьци. Общая история журналистики Китая. - Пекин: Изд-во

диссертации исследований существует мало. В российской литературе изданий на русском языке по китайской фотожурналистике ещё-не было. До сих пор сгабо изучена тема создания фотожурналистикой объективного образа страны.

Труды всех названных авторов, указанные источники сі более глубокому пониманию диссертантом изучаемой проблемы и помогли комплексно подойти к исследованию фотожурналистики Китая.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования

заключается в том, что впервые в систематизированном, и-обобщенном виде предпринята попытка рассмотреть возникновение и развитие китайской фотожурналистики, как исторической іієтви визуальной коммуникации Китая, раскрыть особенности фотокоммуникацни в показе жизни страны на различных этапах се истории. Впервые были проанализированы фотографии времен оккупации, культурной революции и периода перехода к рыночной экономике.

Конкретные аспекты научной новизны состоят в следующем:

Фотография как образная информация о деталях жизни Китая передает заложенное в нес визуальное сообщение в синтезе с журнал истеки м текстом и создает целостный образ Китая.

Прослеживаются изменения функций фотоинформирования и фотопублицистики, тенденции большей свободы в использовании разных жанров при освещении трагедий и стихийных бедствий.

Обозначено повышение роли фотожурналистики в широком

«Китайский народный университет», 2006 (на снт. яз); Цзян Цишэн. 140-истие фотожурналистики. - Пекин.: Изд-во Син Ху:і, 19*9 (на кит. яз); ЧжаН Шудон, Пан Дои, Чжэн Жус. Общая история печати Китая. - Тай Бэй: Изд-во The Graphic Communications 1; initiation, 2004 (на кит. яі); Шэн Снгуй. Пособие по фотожурналистике. - Пекин: Иэд-во «Китайский народный университет», 2003 (на

Т.ЯЗ).

отражении общественно-политических проблем (перенасел гн не, экология).

Проанализированы эстетические функции фотообраза в синтезе изображения и слова для выражения социальной идеи..

*S

Фотография наряду с кино- и телевидением участвовала в создании образа Китая на Олимпийских играх 2008 г. Это также является новым шагом в области фоюжурналистских исследований, в частности; - и в данной работе.

Гипотеза научного исследования. Теоретический' анализ особенностей фотожурналистики, специфики использования технических средств и методов фотографирования дает основания выдвинуть положение о важной роли фотожурналистики в создании объективного образа Китая, с учетом национальной самобытности': жизни народа и егс менталитета.

Филологический: характер диссертации определяется тем, что предметом ее исследования' является журналистские произведения, реализованные в форме фототекста; представляющего коммуникативный' акт визуального и вербального свойства. В работе анализируются такие журналистские проблемы как тематическая, и жанровая классификация фотожурналистских произведений, филологические концепции, положенные В ИХ OCHOBV.

. .

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В древнем Китае иероглифическое письмо являлось важным средством коммуникации. Многие текстыможно расценивать как первые попытки для создания образа общества. Иероглиф до сих пор имеет изобразительную функцию. Знаковые особенности древней коммуникации влияли на выбор тем и композиционное построение южетов, оказывали и оказывают воздействие на сопрсмрчнуш

!0

фотожурналистику; помогают формировать образ Китая.

2. В предвоенные и военные годы фотожурналистика как один из
действенных инструментов воздействия на сознание масс стала
использоваться для формирования образа будущей страны, создания
хорошего международного мнения в пользу своей страны, чтобы
получить поддержку и сотрудничество на высшем уровне. И
одновременно фотожурналистика создазала зримую объективную
информационную картину японской оккупации.

  1. Во время культурной революции фотожурналистика стала инструментом ее пропаганды, а те фотографии, используемые в них тексты, которые реально отражали драму того времени, впоследствии стали важным документальными свидетельством волюнтаризма и политической борьбы.

  2. В период перехода к рыночной экономике фотожурналистика начала широко отражать социальные проблемы, чего до этого никогда* не было.

Теоретическая и практическая значимость исследовании состоит в том, что в> нем обобщены исторические исследования и теоретические взгляды в области фотожурналистики, касающиеся возможностей использования визуальных и вербальных выразительных средств, стилей к способов создания фотожурналистских текстов с целью создания коммуникативного воздействия фотожурналистики исследуемой страны на политические и эстетические ориентации внутренней и внешней аудитории.

Результаты работы могут быть использованы для анализа

особенностей выразительных средств фотокоммуникации в процессе

создания имиджа государства. Кроме того, данные исследования

представляют определенный интерес для специалистов в области СМИ,

собенно, фгггожурналистики с целью ознакомления с национальным

I!

формулируются цели и задачи, определяются научная новизна и практическая значимость полученных результатов, приводятся сведения об апробации и реализации основных положений диссертации,

В первой главе «Национальны? особенности визуальной коммуникации Китая и их роль в становлении фотожурналистских текстов» рассматривается сущность, специфика и развитие визуальной коммуникации Китая, ее исторические и сущностные связи со становлением китайской фотожурналистики. Автор обращает внимание на начальный этап развития фотожурналистики КНР, делает комплексный анализ тенденций развития фотожурналистики во время культурной революции и периода экономических реформ.

Вторая глава «Фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая в военные и гереломные годы» посвящена рассмотрению фотожурналистики в тяжелое для страны время, которое отражала она, формируя образ Китая в 40-50-х г.г. XX в. Автор рассмотрел типичные фотоработы представителей того времени, которые являлись важным инструментом пропаганды во время военных действий и политической борьбы. Китайская фотожурналистика во время оккупации (1937 - 1945 гг.) представлена фотографиями Ван Сяотина, Ша Фея и других авторов, которые создавали объектизный образ страны того времени. Автор проанализировал ряд их фотографий, которые сильно повлияли на общественное мнение страны и международные отношения, с точки зрения эстетики и отражения социальных проблем в коммуникативно-эстетической форме. Китайская фотожурналистика во время культурной революции (1966- 1976 гг.) обозначила проблемы в создание объективного образа жизни в тр>дное время. Фотожурналистика, как все виды журналистики, стала инструментом пропаганды власти в культурной революции. Автор роанализировал опубликованные и неопубликованные работы двух отожурналистов: Ли Чженшеня и Тан Ддбая, которые сохранились в

своеобразием страны, а также для историков, политологов как ознакомительный материал, позволяющий лучше представить национальную самобытность китайского народа, его самосознание и культурное своеобразие.

Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по фотожурналистике, теории н практике международной журналистики.

л(7т

Апробация результатов работы. Разработанные в диссертации инновации были экспериментально проверены в процессе прохождения педагоги ческой практики под контролем научного руководителя.

Основные положения в выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию в опубликованных научных статьях и тезисах, в том числе в журнале из перечня ВАК ведущих рецензируемых научных изданий. Доклады по материалам диссертации были прочитаны на российских и международных научно-практических конференциях.

:сртац

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы страниц 158 с. основного текста, содержащего таблицы, библиографический список, приложение включает 141 фотографий. Фотографии, на материале изучения которых мы строим свое исследование- в основном представлены в приложении к диссертации. При необходимости иллюстрировать ими наши аргументы, в тексте работы приводятся отсылки к соответствующим номерам иллюстративных источников. Некоторые наиболее важные фотографин я более наглядной аргументации размещены непосредственно в тексте диссертации.

Во введении обосновывается актуальность выполненного исследования, раскрыта степень няучной разработки темы,

архивах. Рассмотрел, как эти снимки в качестве документальных фотографий объективно отражали реальную жизнь после культурной революции.

В третьей главе «Отражение социальных проблем Китая языком фотожурналистики в период перехода к рыночной экономике» описывается обстановка 30-летних реформ Китая (1978 — 2008 гг.). Автор обращает внимание на функциональные изменения фотожурналистики в отражении социаіьньгх проблем в сторону объективности с помощью обращения к различным темам, жанрам и выразительным визуальным и вербальным выразительным средствам фотоязыка. Автор рассматривал внимание на' особенности китайской реформы. Ее анализ необходим для дальнейшего рассмотрения особенностей развития китайской фотожурналистики. Важная функция фотожурналистики - отражать события, новые явления в обществе, делать свой вклад в решение социально-экономических проблем. Для того, чтобы проанализировать эти процессы, автор использует понятие «фотожанр» и рассматривает следующие жанры: репортажная и очерковая фотография, жанровые и портретные снимки. Были выбраны те фотоработы, которые оказали сильное влияние на китайское общество, смогли отразить социальные проблемы и сформировать образ жизни. А также автор выбрал два важных события 2008 г., которые нельзя не рассмотреть (землетрясение в провинции Сычуань и Олимпийские игры). Показал реакцию фотожурналистики на эти события и особенности проявления ее функций по отражению радостных и горестных фактов, рассмотрел взаимодействие и взаимоотношение мгжду фотожурналистами и аудиторией в ситуации во время землетрясения. Автор подчеркнул проблему этики фотожурналиста в отражении бедствий и катастроф. Во время Олимпийских игр китайское тельство успешно укрепило имидж государства, в. том числе с омощмо фотожурналистики. Одновременно подчеркивается, что СМИ

Китая старались не затрагивать острые темы во время проведения Олимпийских игр.

В заключении подведены итоги исследования, сформулирсваны теоретические выгоды и даны практически; рекомендации.

&

Разнообразие печатных коммуникаций во времена правления династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.)

Мы располагаем надписями на ритуальных бронзовых сосудах, дошедших до-наших дней . Эти надписи» в большинстве своем обладают более сложной графической структурой, и именно в- них начинает вырабатываться принципи начертания-иероглифов, который сохраняется до нашей дней — компоновать знак таким: образом, чтобы его можно. было вписать в квадрат.

С течением времени пиктограммы видоизменялись, принимая форму иероглифов, употребляющихся в современном китайском-языке. Такие трансформации зачастую вовсе лишали иероглифы малейшего сходства как с первоначальным исходным прототипом-рисунком, так-и с предметом, который рисунок означал. Некоторые же, простейшие, тысячелетия оставались почти без изменения — «солнце», «луна», «стрела», «дерево», «ребенок» и пр. Так, мало изменений претерпели знаки, использующиеся для обозначения простейших отвлеченных понятий — «верх», «низ», «середина», практически без изменений они сохранили смысл сквозь тысячелетия.

Множество более сложных иероглифов были образованы путем логических сочетаний отдельных простейших письменных знаков. Это идеограммы. Подобные сочетания позволяли выразить более сложные отвлеченные понятия, связанные по смыслу с простейшими знаками, их образующими. Например, знак «светлый», «ясный» (минь .) образован путем сочетания жи («солнце».) и юэ («луна» ), а «лес» (линь .) в своем составе имеет два знака «дерево» (му .).

До поры упрощенного- китайского языка (1922 г.) китайский иероглиф все-таки в основном сохранял первоначальный образ, поэтому китайская, печатная коммуникация1 является частностью визуальной коммуникации, изучение китайской печатной коммуникации тоже является обязательным путем для исследования китайской визуальной коммуникации.

«Ди Бао» как официальная газета в эпоху династии Мин имела все те же особенности, что и «Ди Бао» династии Сун, только с 1638 г «Ди Бао» печатают с помощью незакрепленных литер, а до- этого часть тиража гравировали и переписывали."3

Во время военного мятежа в. конце правления династии1 Мин появилась газета «Тан Бао», которая являлась военной ведомственной газетой, и составлялась в основном из сообщений о ходе военных действий, анализа обстановки и военных дипломатических сообщений.

Особенностями газеты были следующие: 1. Начальник военной части писал сообщения только для властей, в принципе нельзя было- распространять газету среди народа. Иногда «Ди Бао» перепечатывала некоторую информацию, которая несильно влияла на стабильность И Юйгун. Незакрепленные литеры, Научно-исследовательские данные журналистики. - Пекин, 1999. № 48 (на кит.яз.). общества; 2. «Тан Бао» имела 5 элементов новостей- . и , форма, их размещения напоминала пирамиду. Вверху полосы печатались значимые сообщения, к концу газетного листа снижалась содержательность текста. Сегодня эта форма превратилась в перевернутую пирамиду. Если случалось одно событие, то выпускался один экземпляр, состоящий из 250 - 2000 иероглифов. 3. «Тан Бао» выпускалась нерегулярно, все зависело от хода военных действий. «Тан Бао» явилась первой военной газетой в истории журналистики, она имелаїосновньїе особенности современной! военной газеты. Сохранился: экземпляр «Донцзян Тан Бао» (Донцзян — название населенного пункта, где располагались войска), который подготовил генерал Мао Венло, казненный из-за интриг во внутриполитической борьбе. Он всегда писал 2 экземпляра; а не один, как было нужно, . поэтому его сыну удалось сохранить один выпуск «Донцзян Тан Бао», который сейчас является бесценным; материалом; для изучения визуальной письменной коммуникации династии Мин.26

Объявление как один из видов визуальной письменной коммуникации широко» применялся в эпоху династии Мин, аудитория объявлений шире, чем у газеты «Ди Бао». Оно является важным инструментом власти над народом. Объявления писались только1 от имение императорского дворца, центральной;- власти и : местной. Объявления отличались формой, размером, цветом шрифта.

Еще одним видом коммуникации была прокламация. Прокламации атаковали политического противника и выражали недовольство политикой, высказали политическую точку зрения. Власть всегда запрещала прокламации, но спрос народных масс поддерживал жизнь визуальной продукции, люди любили данную форму коммуникации. Изготавливали прокламации способом гравирования текста. Однако в анонимной прокламации отсутствовала ответственность, и ее создатели могли писать, что угодно. Эта анонимная коммуникация существует и в современном китайском обществе. В эпоху династии Мин не только обогатился и расширился ряд официальных письменных визуальных коммуникаций, но добавились и народные виды коммуникаций. В целом, визуальная письменная коммуникация династии Цин продолжила этап предыдущей династии: печать книг, издание официальной газеты «Цин Бао» (по аналогии с «Ди Бао» предыдущей династии) и массовой газеты «Юаньмен Чао» и конечно, развитие цензуры. «А Абелья да Шина» («A Abelha da China» — «Китайская пчела») стала первой еженедельной газетой на территории Китая, которую распространяли в Макао на португальском языке с 12 сентября 1822 г. «Истен энд Вестей Оушенс Мансли Инвестигейшн» («Eastern and Western Ocean s Monthly Investigation) являлась первой газетой на территории Китая, которую распространяли в Гуанчжоу на китайском языке с июля 1833 г. В течение 5 лет вышли 39 номеров газеты, создателем был Чарльз Гуцлав. Первый номер вышел тиражом 900 экземпляров.

Объективное и субъективное в фототворчестве

19 августа 1839 г. правительство Франции купило патент на изобретение дагерротипии и опубликовало информацию по изобретению. Фотография быстро распространялась по всему миру, в 1853 г. в США было сделано около 3 миллионов фотоснимков. В 1856 г. появилась новая учебная дисциплина — фотография - в университете Лондона. " Одним из первых шагов фотожурналистики в жанре репортажа является фотография пожара в Гамбурге (Германия) 5 мая 1842 г., которая была опубликована в «Иллюстрейтед Ландон Ньюс» («The Illustrated London News»). Художник рисовал ее по исходной фотографии. Началом фотожурналистики стали и фотографии баррикад на улицах Парижа во время революционных событий 1848 г., о чем пишет В. Березин в своей книге «Фотожурналистика»34. 4 марта 1880 г. в газете «Ежедневная иллюстрация» (США) впервые был опубликован фотоснимок Генри Ньютона, сделанный способом растрового клише.35 Используя эту технологию, в периодической печати можно было публиковать фотографии большим тиражом и наиболее приближенные к оригиналу, ведь до этого картину в газете рисовали и гравировали художники по исходной фотографии. В печати стала использоваться эта технология, что привело к публикации большого количества иллюстрированных сообщений. Фотография стала частью периодической печати, она дала прессе новую жизнь. Непосредственным результатом чего явилось увеличение тиражей.

В это время на территории Китая был тяжелый период, так как нашествие иностранных держав открыло ворота Китая. С одной стороны, стали разграбляться; ресурсы страны- но с другой Китай; узнал о существовании фотографии: Фотография/ значительно; расширила визуальные возможности иероглифического письма. 1 июля 1876 г. состоялась церемония открытия железной дороги Шанхай - Цзян Уан. В 5 часов утра на вокзале настоящее фотоателье приглашало жителей города посетить фотографию. Это явилось первым событием, документально-зафиксированным, с помощью фоторепортажа. В конце правления династии Цин существовали фотоальбомы, фотографии в/ которых были не напечатаны а. наклеены: Губернатор: ЧжашЧждошв 1893 г. написал письмо императору. К тексту прилагался фотоальбом, состоявший; из 56 12-дюймовых фотоснимков:: В" то время тематика; по.; которым? фотографии, подбирались в альбом,1 были» весьма разнообразной: военная сельскохозяйственная, промышленная: Главное, что в» них; присутствовала основная особенность фотожурналистики; -документальность.

29 марта 1906 г. произошло фотособытие в китайской периодике: в -газете; «Пекинская речь» №570 была опубликована фотографиям трупа3 Цзяні- начальника уезда, убитого французским миссионером: .20 августа ,1907 г. Вггазете;«Государственные дела», которая выходила в городе Гуан Чжон,. была опубликована фотография «Жертва — женщина Цзю;Цзин» Эти фотографии оперативно отредактировали и опубликовали- большим? тиражом, что произвело глубокое воздействие на читателей так.что они имели все свойства и . особенности нового средства массовой коммуникации фотожурналистики. Газета «Свет» явилась первой ласточкой фотопериодики ; Китая, хотя вышли только12 номера в 1907 г. Там были опубликованы десятки фотографий о науке и событиях общественной жизни. Во время революции Син Хэй (1911 г.) художник и фотограф Гао Лун (1879 - 1951 гг.) создал первое фотоателье, получившее название «Фотография Китая». Его фотоснимки были в основном на военную и революционную тему. Эти фотоработы были опубликованы в 17 номерах газеты « Подлинная картина». Газета «Чжен» начала издаваться в 1916 г., это была первая из иллюстрированных газет, она состояла из 2 листов, 8 полос, на каждой странице публиковались от 1 до 6 фотографий. Бывали случаи, когда одна фотография занимала 2 полосы. За месяц вышли два номера газеты, тематикой фотографий была ситуация на фронтах первой мировой войны и положение китайских войск в Европе. Редакция «Чжен» размещалась в Лондоне, издавалась газета в издательстве «Бе фа» Шанхая. Период 1919 - 1937 гг. стал периодом экономической и политической нестабильности, люди нуждались в новостях. Технология растровой печати совершенствовалась, фотографии публиковались массовыми тиражами в периодике. Китайские журналисты приобретали зарубежный опыт и перенимали передовые методики. Bf печати началось расширение тематики фотособытий. Это было полезно для обеих сторон» массовой коммуникации (журналистов и читателей). Сотрудник газеты «Тайме» («The Times») в городе Шанхай Ге Гончжен отмечал, что, как правило, у европейских и американских газет были иллюстрированные приложения, что не могло4 ни нравиться читателям, и помогало увеличить тираж. Первое иллюстрированное приложение к газете в Китае вышло 9 июня 1920 г. Это был «Иллюстрированный еженедельник». На обложке первого номера газеты «Иллюстрированный еженедельник» было. 16 иллюстраций; Кроме одной художественной» картины и 2 карикатур; все остальные были фотоновостями,,которые выходили с большими задержками: Фотографии публиковались самое раннее через 6 дней после того, как произошло то или иное событие. До 20 мая 1934 г. вышло 1000 номеров. Закрыли издание в 1937 г. из-за нападения Японии на Шанхай.

Китайская фотожурналистика во время культурной революции (1966 - 1976 гг.)

В воспоминаниях фоторепортера Ван Сяотина есть такая фраза: «Изо дня в день я путешествую по Китаю, снимаю и фотографирую, чтобы запечатлеть бурно развивающийся Китай объективом своей камеры». Он был первым китайским военным фотокорреспондентом, который работал в агентстве «Вань Го» в 1925 г., а в 1930 г. был фотокорреспондентом в газете «Шен Бао». Самый значительный его фотоснимок - «Ребенок Китая», снятый 28 августа 1937 г. (см. ил. 14). Тогда он работал кинооператором «Тудэй Ньюс» («Today News») в американской компании «Метро Голдвин Майер». В августе 1937 г. японцы бомбили южный вокзал Шанхая, не являвшийся военным объектом. Тогда пострадали 750 мирных жителей. Снимок был опубликован 4 октября 1937 г. в американском журнале «Лайф» («Life»). Более ста миллионов американских читателей видели эту фотографию. Снимок стал знаковым, он говорил об ужасах войны. Это была сенсация для всего мира. Потом эта фотография была опубликована для агитации на плакате «Красного креста» и «Государственного займа». Также эту фотографию распространяли повсюду в виде открытки. Ван Сяотин получил медаль фотожурналистики США. Общественное мнение серьезно осуждало японское правительство. Из-за этой работы жизни Вана Сяотина угрожали японцы, и он был вынужден уехать за границу. В своих воспоминаниях Ван Сяотин пишет: «Я!) поехал туда, когда заметил сильный взрыв со стороны южного вокзала Шанхая. На трассах и перроне везде были трупы, ноги и руки. Это был трудный момент, я начал работать ина время забыл то, что видел. Когда я нагнулся, чтобы вставить пленку в камеру, я-заметил, что мои ботинки испачканы кровью. Я перешел дорогу и направился к мосту, чтобы снять несколько кадров на фоне подожженного путепровода. Какой-то мужчина взял ребенка с дороги и положил его на перрон, затем вернулся за другим ребенком, который был тяжело ранен. Я видел труп матери этих детей, когда снимал их общим планом- на фоне подожженного путепровода. В это время-вернулся-самолет, я.быстроснял ребенка,.и побежал к нему, чтобы спрятать его в безопасное место. Незнакомый мужчина тоже вернулся».

Японские оккупанты объясняли, что это было недоразумение с бомбардировкой, что фотография фальшивая. Но другие кадры полностью соответствовали словам Ван Сяотина. Японское правительство до сих пор не полностью признает свое преступление во время оккупации, но фотографии Ван . Сяотина являются неопровержимым фактом этого. В" 1943 г. супруга-правителя Китая Чан Кайши - Сун Мэйлин - успешно выступила с докладом в США и Канаде, в результате чего Китай получил от жителей этих стран деньги и посылки с вещами и продуктами, многие из которых были подписаны: для детей - беженцев. В одном письме был переводной вексель на 3 доллара и газетная вырезка с фотографией «Ребенок Китая». В{. письме было написано: «у меня три дочери, они хотят дать эти деньги тому бедному ребенку, изображенному на фотографии». Фотография,«Ребенок Китая» (ил. 14) Ван Сяотина не только получила отклики по всему миру, а также финансовую помощь, но и дала китайскому народу возможность сопротивляться японской оккупации. Таким образом, фотожурналистика сильно повлияла на обстановку в Китае в то время. Выдающийся русский филолог Ю.В.Рождественский, исследуя публицистический текст, его свойства и особенности воздействия на сознание читателя и зрителя, писал, что на их выбор оказывают существенное воздействие две причины. Первая - необходимость быть в курсе событий вообще. Вторая - симпатия к какому-нибудь органу, или автору, диктуемая сходством интересов50. Именно последняя причина, а именно - восхищение мастерством фоторепортера Ван Сяотина -принесли его фотографиям всемирную известность.

Теперь посмотрим на фотографию «Ребенок Китая» как на визуальный фотографический текст. В визуальном центре сидит окровавленный ребенок, лицо искажено рыданием, относительно чистый передний план, а на беспорядочном заднем плане зафиксирован подожженный путепровод и разрушенный перрон. Ребенок обращен к правой стороне, а что вне кадра? Убитую мать? Мы не видим, видим только рыдание, горе и кажущуюся статику сцены. Хотя обычно важный объект фотографии не располагают по центру, и считают это нарушением визуальных законов, но в данный момент другой способ не помог бы, и именно расположение по центру выражает эту трагическую тему. Совокупность линий, сходящихся в центре, Р.Арнхейм назвал структурным планом плоскости. Всякий пункт, расположенный на линиях структурного плана или вблизи от него, кажется спокойным. Но стоит его удалить от линий и сразу ощущается напряжение. Оно возникает в восприятии такого неуравновешенного изображения. Именно в данном визуальном контексте мы видим мастерскую работу на этой фотографии. Она дает много, так как имеет много включенной в себя и много значимой информации, оставшейся за кадром.

Фотография сама всё рассказывает, эти слова повторяют фотографы. Но иногда фотография без текста во многом проигрывает. В ил. 14 с помощью названия «Ребенок Китая» американский журнал «Лайф» («Life») подробно показал положение войны на территории Китая всему миру, получился обобщенный сенсационный эффект, визуальный символ детского горя. Иначе зрительская аудитория не до конца могла понять сюжет. В данном случае можно сказать, что это результат соединения изобразительного искусства с искусством слова, с филологией.

Фотожурналистика как важнейшее средство отражения текущих событий, показа новых явлений в обществе

В науке общественная жизнь подразделяется на четыре сферы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Соответственно этому исследователи выделяют и ряд ролей прессы: производственно-экономическая, регулирующая, информационно-коммуникативная и духовно-идеалогическая. Журналистика частью одного из своих сегментов находится в поле функционирования какой-либо из составляющих общественной жизни, но полностью не переходит ни в одну из них, существующие роли одновременно отделены- друг от друга и существуют в пределах одного целого: журналистики.

Фотожурналистика как составляющая СМИ также может функционировать во всех сферах. Китайская фотожурналистика одновременно с экономической реформой развивается как новое явление, она как сама китайская экономическая реформа показывает всем свои достижения. Китайская фотожурналистика как один из видов СМИ отражает события, новые явления в обществе, делает свой вклад в решение социально-экономических проблем. Для того, чтобы проанализировать эти процессы, нужно рассмотреть следующие жанры: репортажная и очерковая фотография, жанровые и портретные снимки. В - них наиболее ярко отражаются закономерности собственного развития китайской фотожурналистики в контексте китайских реформ. Хотя некоторые исследователи имеют свокг точку зрения. А. И. Лапин в своей книге «Фотография как...» дал классификацию репортажной фотографии, в которую входят хроникальные, информационные, событийные, ситуационные фотографии, а также репортажные фотосерии и фотоочерки.61 Наша задача — рассмотреть не то, что снимает фотограф, а то, как он- это? снимает. При этом разделение на жанры, естественно, остается)BJ силе. Но так ли уж важно, к какому жанру отнести крупно взятую фигуру человека на фоне выразительного пейзажа. Будет ли это называться портретом или пейзажем — неважно, от этого ничего не изменится. Главное — как подходить к такой съемке, на какое воздействие рассчитывать и-чего опасаться, какие изобразительные и выразительные средства использовать.

Реципиент является одним из факторов, значительно влияющим на облик и содержание фотожурналистской работы. Можно сказать, что зритель потенциально присутствует в газетном или журнальном фото, предусмотрен и предугадан его социальный статус, уровень дохода, возраст и т.д. Таким образом, сами замысел и композиция ориентированы на организацию общения. Фотожурналист, стремясь к большей эффективности, старается говорить на языке, понятном массовому зрителю. Главная мысль работы в принципе должна быть доступна без специальной подготовки, но более глубокое проникновние в замысел потребует духовного напряжения и особых интеллектуальных усилий — информация представлена в соответствии со вкусами и возможностями как можно более широкой аудитории. Такое воздействие направлено и на самые простые человеческие желания и инстинкты, и учитывает запросы развитой социальной, и духовной личности. Вопрос о социальной роли СМИ относится к числу ключевых для понимания их взаимоотношений с миром. Среди специалистов идут дискуссии о том, какая из ролей — средство информации, область творческой деятельности, орудие политического управления — является главенствующей. Вслед за С.Г. Корконесенко мы полагаем, что такой подход надо пересмотреть, и .считать, что СМИ обладают разнообразными социальными ролями. Чтобы оставаться активным участником отношений во всех сферах жизни, нужно вести себя соответственно ожиданиям и от журналистики как части- общественных отношений ждать адекватного образа действий. Поэтому важными чертами качественной фотоработы являются недосказанность, умалчивание, афористичность. Это предполагает активное сотворчество зрителя, который самостоятельно «дочувствывает», домысливает и делает выводы. Возможности общения с фотопрессой как произведением искусства ограничены конкретной функциональной заданностью восприятия. Это лишний раз подтверждает тот факт, что фотожурналистика является настоящим средством массовой коммуникации, не имеющим смыслового дна и позволяющим многообразно интерпретировать его содержание. И ролевая характеристика газетного или журнального фото строится в зависимости от количества и качественных особенностей областей социальной жизни. Мы будем рассматривать в первую очередь репортажную фотографию, причем репортаж — это не фотографический жанр в общепринятом понимании, а метод, или способ съемки. Репортажная фотография — это противоположность постановочной, в ней категорически не допускается какая бы то ни было организация, режиссура. Это фотография, которую делает «невидимый» фотограф «невидимой камерой».62 В.М. Березин дал следующую классификацию жанров фотожурналистики: информационные жанры (фоторепортаж, фотокорреспонденция и фотоиллюстрация); художественно публицистические жанры (фотозарисовка, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж. Автор считает, что данная классификация наиболее соответствует системе жанров фотожурналистики Китая. Но на взгляд диссертанта, выразительно снятая и откомментированная репортажная фотография может быть и художественно-публицистической.

Толковый словарь Ожегова дает следующее определение понятия «репортаж» - «сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация». В Большом Энциклопедическом Словаре читаем: «репортаж - это жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Что касается репортажной фотографии, то она отражает события с помощью визуальной информации».

В. М. Березин так объясняет репортажную фотографию и фоторепортаж: «это развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий». По собственной характеристике репортажная фотография более быстро и непосредственно показывает события, отражает новые явления в обществе, помогает решать социально-экономические проблемы в период перехода к рыночной экономике КНР, и ее укрепления.

Похожие диссертации на Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая