Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературная критика и журналистика в Судане: Развитие и взаимодействие Тальха Эль-Авад Тальха Эль-Тайеб

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тальха Эль-Авад Тальха Эль-Тайеб. Литературная критика и журналистика в Судане: Развитие и взаимодействие : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1995.- 14 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2485-1

Введение к работе

Актуальность темы. Ативно протекающий в последнее время процесс приближения истории к проблемам современности заявил о себе и в литературной критике. Литературная критика, с учетом ее специфических и множества общих черт, свойственных для различных регионов мира, позволяет лучше осмыслить отношение литераторов и публицистов к различным процессам и явленням, протекающим в обществе. В то же время она выступает неотъемлемой частью литературы, отражав в своем содержательном наполнении происходящие в литературе изменения и раскрывая методы п приемы участвующих в ее создании литераторов.

Если XVIII—XIX вв. нередко называют эпохою критики, то XX век заслуженно ноепт это название в неизмеримо большей степени. Именно на этом этапе критика в целом поднялась па новую ступень в осмыслении действительности и заняла важное место в литературе и в обществе.

Если важность критики даже в XIX в- ощущалась главным образом в ведущих европейских странах, то к середине XX е. сильное влияние критической мысли ощущается даже там, где прежде оно было едва ощутимым.

Несмотря на довольно позднее, по сравнению с европейской критической мыслью, появление ее на Востоке, критика получила серьезное н многогранное развитие, сочетавшее как европейские, так арабские критерии в оценках. В Судане, ара-бс-афрнкаиской стране, сохранившей многие общеарабские культурные традиции, участие литераторов и публицистов з литературной критике привело, к конечном итеге, к созданию национальной суданской школы критики.

Занятие литературной критикой было широко распространено в среде литературной молодежи в Судане в 1930-е гг. Именно тогда в Судане закладывались основы для современной базы суданской критики.

В разные исторические периоды суданские критики решали свои различные задачи, посвящали свои литературно-критические материалы рассмотрению различных проблем.

Через изучение их творческого наследия появляется возможность уяснения исторического пути формирования суданской литературной школы и как части ее литературно-критической суданской школы. С другой стороны, через ее изучение удается достичь более глубокого тонимания суданской литературы и публицистики в контексте общеарабского и африканского литературного процесса. В этом, прежде всего, видится актуальность диссертационной работы.

Целью данной работы является изучение эволюции литературной критики в Судане на базе творчества суданских критиков 1930—1S60 гг. и в тесной связи с развитием журналистики в этой стране. В соответствии с целью формулируются основные задачи диссертации:

'рассмотреть проблемно-тематическую направленность суданской литературной критики, условия и особенности ее становления;

выявить главные этапы развития литературно-критической мысли Судана и исследовать критическое наследие известных суданских критиков и публицистов;

проанализировать с избранной точки зрения эволюцию литературно-критической мысли в Судаие-в ее связи, с одной стороны, с литературой, с другой,'—с журналистикой, с периодической печатью.

Новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения становления и эзолюции суданской литературной критики в 1930—1960 гг., проведенного на базе обширного эмпирического материала, который в диссертации в своей основной массе впервые вводится в научный оборот. Суданская литературная критика здесь впервые стала объектом специального исследования, в котором она рассматривается в тесной взаимосвязи с периодической печатью и журналистикой, а также с учетом социально-политической ситуации и условий, складывающихся в идейной и духовной сферах жизни суданского общества- '

Основным эмпирическим материалом исследования послужили публикации в газетных и журнальных изданиях ..Судана, произведениях суданских арабоязычных авторов. При написании диссертации активно использовались монографии и статьи арабских и западных исследователей, также как, есте-

ствепно, советских и русских ученых, посвященных истории ІГ литературе Судана и всего арабского мира.

Разработанность темы. Исследование литературы началось в Судане в XX веке. В ;;;ї::зіі л норпг.работанностью-зтой сферы литературного и научного труда, с отсутствием терминологической и методологической базы первые исследования во многом напоминали одно другое. Примером чему может служить ситуация, сложившаяся с поэтом Мухаммедом аль-Махди аль-Маджзубом. Ему попал диван поэт^ Мухаммеда Мухаммеда Дли «Мелодии и .печали». В результате прочтения обнаружилось, что он повторял те же выражения и обращался к одинаковой повествовательной канве. Вс это сводилось к тому, что «следует отметить важную вещь, а именно, то, что поэзия фонтов 1504—1821 гг. являлась традиционной и написана на местном языке. В то же время в этой поэзии было подлинное суданское своеобразие, источником, которого было, как можно предположить то, что оно обосновывалось на местном языке, развитом и подхваченном людьми,, которые и подняли его до уровня литературного».1 В конечном итоге оба суданских автора были близки друг к другу уже потому, что стремились положить конец спору о том, что суданская поэзия лишена суданской сущности и своеобразия.

Египетские критики пытались игнорировать суданские корни суданской литературы. Так, египетский критик Мухаммед, ан-Нуваихн отмечал: «Если учесть, что суданцы—результат смешения двух рас арабской и африканской, то не следует забывать, что арабский расовый элемент является доминирующим. Арабы-завоеватели и господа, которые взяли в плен негров и сделали их суданскими рабами. Они завладели землей и браздами правления- Неудивительно, что и их потомки в своем составе имеют арабский элемент преобладающим».2 Мнение египетского критика необъективно и характеризуется чрезмерным пристрастием к арабским корням—в своем исследовании суданской литературы он, по сути, ставил целью утвердить арабизм суданской литературы и проигнорировать суданские своеобразие и сущность. Однако ан-Нувай-хіг был не единственным египетским критиком, стремившимся придать суданской литературе исключительно арабский характер. Среди них можно выделить Мухаммеда Мустафу

1 ас-Садик Абд аль-Хади. Корни суданской поэзии. Хартум, 1989. С. 14-
(иа араб, яз.).

2 ан-Нувайхн Мухаммед. Поэтические направления в Судане.. Каир,.
1958. С. 20 (на араб. яз.).

Хадару и критика и историка Абд аль-Маджида Абдниа, который рассматривал историю арабской культуры в Судане через призму имевшихся в его распоряжении явно недостаточных сведений и представлений как о критике, так и о стране. Он не смог выделить и дать объяснение некоторым тонкостям, относящимся к суданской самобытности, встречающимся в произведениях суданских литераторов. В то же время ему принадлежит заслуга в том, что он считается первым, кто начал публиковать статьи о первых шагах истории литературной критики в Судане в 20—30 гг. XX столетия.

Необходимо отметить также, что история суданской литературы исследовалась не только египетскими критиками и учеными, по и сами суданцы пытались изучать ее, пытаясь проанализировать социальное, экономическое и этноконфес-сиональное положение каждого конкретного автора. Нередко это присходило за счет преуменьшения роли некоторых общетеоретических положений. Особенно подобный подход присущ таким авторам, как Абдалла ат-Тайиб, Абд аль-Хадн ас^Садик, Мухаммед аль-Макки Ибрахим, Али аль-Мак, Мух-тар Аджуба, Салах ад-Дин аль-Милейк, Мухаммед Ибрахим .аш-Шуша и др.1

Вместе с тем изучение истории суданской литературы суданскими учеными является весьма плодотворным, поскольку они лучше других знакомы с реалиями суданской жизни и общества.

Исследования проводились ими не только по вопросам истории суданской литературы и ее исторического развития. Также стали появляться работы о творческом наследии отдельных представителей суданской литературы, произведения которых знаменовали определенные важные этапы в развитии проблематики и метода суданской литературы. Одним из наи-

1 Хадара Мухаммед Мустафа. Современные течения в арабской поэзии Судана. Бейрут, 1973 (на араб, яз.); Абдин Абд Ал-Маджид. История арабской культуры в Судане. Бейрут, 1967 (на араб, яз.); Абднн Абд ал-Маджид. Из народной литературы Судана. Бейрут, 1973 (на араб, яз.); Абдин Абд ал-Маджид. В суданской поэзии. Бейрут, 1973 (на араб, яз.): .ат-Тайиб Абдалла. Избранное из современных течений арабской прозы. Каир, 1958 (на араб, яз.); ат-Тайцб Абдалла. Из окна поезда. Каир, 1968 (на араб, яз.); ас-Садик Абд ал-Хади. Корин суданской поэзии. Хартум, 1982 (на .".раб. яз.); Ибрахим Мухаммед ал-Макки. Суданская идея, ее корни и развитие. Хартум, 1939 (на араб, яз.); аль-Мак Али. Избранное из суданской литературы. Хартум, 1970 (па араб, яз.); аль-Милейк Салах ад-Дин. Поэты-патриоты в Судане. От фонтов до 1970. Хартум, 1970 (на араб, яз.); аш-Шуша Мухаммед Ибрахим. Новая поэзия в Судане, Каир, 1962 (на араб. яз.).

более выдающихся авторов с этой точки зрения следует считать ат-Тайиба Салиха.

Период 1960-х гг. может считаться началом нового важного периода в истории суданской критики. Сравнивая этот период н период 1930-х гг., можно отметить, что в 1930 г. отсутствовал сколько-нибудь заметный метод критического анализа. В работах, посвященных ат-Таґіибу Салиху, отмечается активное использование им метода критического анализа. На это обращают внимание Мухтар Лджуба, Ибрахим аш-Шуша и другие арабские и суданские критики. Так, доктор Ибрахим аш-Шуша в работах об ат-ТайибеСалихс и особенно' в своей книге «Литература н литераторы» пытался применять метод контент-анализа. Однако слабость этих работ заключалась в отсутствии рассмотрения литературной критики в ее историческом развитии—генезисе.

В данной диссертационной работе мы попытались рассмотреть литературную критику с момента ее появления в Судане, представленную первоначально поэтической критикой таких авторов, как Хамзат Тамбаль, алъ-Амин Лли Мадани. В своих работах они призывали х передаче духовного опыта, не прибегая к традиционной форме.

Важное место в диссертации отводится рассмотрению деятельности таких крупных критиков, как Мухаммед Ахмед Махджуб1 и Муавня Мухаммеда Hyp2. Работы этих критикой и особенно Мухаммеда Ахмеда Махджуба призывали к созданию новой суданской литературы, затрагивали вопрос о суданской самобытности и способствовали качественному росту критики в 1960 гг. Они выступали за создание и применение такого метода литературной критики, используя который, можно изучать корпи и суданскую сущность в суданской литературе, являющуюся сплавом арабского и африканского начал.

Важным методологическим подспорьем при написании диссертации стали научные исследования российских авторов

1 См., напр., Махджуб Ліухаммсд Ахмед. Идейное движение в Судане.
Куда оно направлено. Каир, 1934 (на араб, яз.); Махджуб Мухаммед Ах
мад, Мухаммед Абд ад-Хадим. Гибель жични. Хартум, 1986 (на араб. яз.).

2 См.: Hyp Муавия Мухаммед. Изучение литературы и критики. Xapt
тум, 1970 (на араб. яз.).

О. Б. Фроловой, А. А. Долининой, С. Р. Смирнова, И. В. Герасимова и др.з

Научно-практическое значение работы заключается в том, что предпринятый анализ критического наследия суданских литераторов и публицистов, рассмотрение развития литературно-критической мысли Судана позволяют глубже уяснить особенности литературного процесса в этой арабо-африкан-ской стране, расширить знания о сложившихся 'В Судане литературных и публицистических традициях.

Положение и выводы диссертационной работы могут использоваться 'В университетских курсах но арабской и африканской литературе и журналистике, при написании статей и монографических работ, касающихся современной арабской литературы и публицистики.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на конференциях молодых ученых СПбГУ в 1992 г. и научно-практической конференции, проводившейся на базе факультета журналистики СПбГУ в 1995 г. Тезисы докладов опубликованы. Диссертант выступал с сообщениями п докладами на заседаниях кафедры зарубежной журналистики факультета журналистики СПбГУ, читал лекции по указанной проблематике для студентов дневного отделения факультета журналистики СПбГУ-

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.