Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX – XX веков (типологические модели, специфика функционирования) Ситникова Татьяна Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ситникова Татьяна Владимировна. Литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX – XX веков (типологические модели, специфика функционирования): диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Ситникова Татьяна Владимировна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2018.- 209 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX – XX веков как элемент социокультурной среды 23

1.1. Социально-экономические особенности развития Царицынского уезда на рубеже XIX – XX веков 25

1.2. Социокультурный облик Царицынского уезда рубежа XIX – XX веков 33

1.3. Предпосылки формирования литературной журналистики Царицынского уезда во второй половине XIX – начале ХХ веков 51

Глава II. Литературно-художественные издания Царицынского уезда рубежа XIX – XX веков 69

2.1. Роль литературного компонента и жанровая парадигма общественно политической и литературной газеты «Дубовский листок» (1908 – 1915) 72

2.2. Сатирическая направленность и специфика функционирования литературных изданий на рубеже XIX – XX веков: юмористический журнал «Смех» (1909 – 1916), юмористический иллюстрированный журнал «Метла» (1909), литературно-сатирическая газета «Царицынская мысль» (1909) 80

2.3. Рукописные литературные издания – организованная форма самодеятельной литературной журналистики: гимназический журнал «Попытки» (1909 – 1910) 94

Глава III. Литературный компонент в изданиях общего типа 102

3.1. Структурообразующая роль литературного компонента в газете «Волжско – Донской листок» (1885 – 1901) 104

3.2. Специфика литературного компонента в «Царицынском вестнике» (1897 – 1917): проблематика, жанровый спектр, авторский состав 112

3.3. Роль литературного компонента в типологической идентификации журнала «Прозри» (1909) 120

3.4. Функции литературного компонента в журналах «Слушай земля» (1909) и «Поволжская дума» (1910 – 1911) 126

Глава IV. Специализированные издания Царицынского уезда рубежа XIX – XX веков: особенности литературного компонента 138

4.1. Литературные жанры в журнале «Царицынский трезвенник» (1911 – 1913) 141

4.2. Особенности литературного компонента в конфессиональных изданиях (газета «Царицынский пастырский листок (1911)) 147

4.3. Формы репрезентации литературного компонента в журнале «Приволжский охотник» (1909) 152

Заключение 163

Приложения 168

Приложения 1 – 13

Литература 182

Введение к работе

Актуальность данного исследования обусловлена важностью научного осмысления литературной журналистики и ее роли в формировании социокультурного пространства региона.

Со времени появления первой газеты в России и до сегодняшнего дня средства массовой информации выступают фактором и катализатором социокультурных изменений, систематически оказывая активное влияние на общественное сознание и культурную ситуацию. В связи с этим ряд исследователей истории журналистики расценивают печатные издания как незаменимый фактор прогресса в области искусства и просвещения аудитории. Важную роль в этом играют издания литературно-художественного профиля.

Особенно заметно данная тенденция проявилась и в провинциальной журналистике рубежа XIX–XX веков, что во многом было обусловлено литературоцентричностью отечественной культуры и сложившейся к тому времени традицией репрезентации художественного опыта современников на страницах периодических изданий, в первую очередь литературно-художественного типа.

В настоящее время существуют значительные работы по периодической печати рубежа XIX–XX веков (В. В. Абашин, Е. В. Ахмадулин, В. Ф. Блохин, А. А. Вахрушев, Г. В. Жирков, Г. И. Малявина, О. И. Лепилкина и другие), однако изучение литературной журналистики не является их приоритетной задачей.

Литературная журналистика Нижневолжского региона лишь в последней трети ХХ века стала объектом системного научного осмысления, благодаря интенсивной научной деятельности целого ряда ученых (Е. Ю. Болотова, Т. И. Брыксина, И. В. Великанова, И. Л. Гаврилюк, С. В. Кожевникова, М. В. Мокрова, В. Б. Смирнов, Д. Т. Чиров).

Работ, посвященных царицынским изданиям рубежа XIX–XX веков, очень немного (А. Г. Байкин, Г. М. Головкин, А. Л. Клейтман, А. В. Луночкин, С. Л. Мухина, Д. И. Тушканов, В. Б. Смирнов). В них представлена история отдельных периодических изданий, выходивших в Царицынском уезде в дореволюционное время. Однако большой пласт литературно-художественных изданий Царицына остался вне поля зрения исследователей. Для этого существует ряд объективных предпосылок, главная из которых – скудность источниковедческой базы. В архивах и музеях Волгограда фонды дореволюционного происхождения сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Провинциальная периодическая печать представлена в них очень разрозненно и неоднородно. Большей частью она присутствует в государственных архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Ростова, Дубовки (Волгоградской области).

Общие принципы исследования региональной литературной журналистики и технология ее изучения в целом определены [Куприяновский 1984: 178, Смирнов 2005: 267, Шильникова 2015: 86]. Однако проекция на конкретный эмпирический материал потребовала уточнения и развития методологических подходов и приемов в соответствии с особенностями изучаемых источников и задачам диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Характеризуя степень научной разработки темы, следует выделить несколько групп работ по узловым проблемам исследования.

Интерес к периодической региональной печати конца XIX – начала XX века проявляли еще дореволюционные исследователи. До революции выходят работы,

посвященные как общему развитию местной прессы, так и ее становлению в регионах России (М. М. Бородкин, А. Н. Попов, М. Туринский, С. М. Чевкин и другие).

Фундаментальным библиографическим трудом в этой области стал справочник Н. М. Лисовского «Русская периодическая печать, 1703–1900 гг.», в котором в целом отражено 2883 периодических изданий. С появлением этой работы возникла возможность углубленного изучения истории русской периодической печати за длительный период. В советское и постсоветское время вышли многочисленные библиографии и справочники по истории дореволюционных газет и журналов. Однако необходимо отметить, что до настоящего времени полного свода дореволюционных периодических изданий не существует, в основном из-за лакун в истории провинциальной прессы.

Вопросы развития российской журналистики на рубеже XIX–XX веков основательно рассмотрены в работах отечественных ученых. В разное время вышли в свет исследования Е. В. Ахмадулина, Л. П. Громовой, Б. И. Есина, Г. В. Жиркова, Н. В. Жиляковой, В. К. Белобородова, С. Я. Махониной, А. И. Станько и других исследователей, посвященные истории дореволюционной печати России. Общая картина развития региональной печати этого периода в России представлена в работах О. И. Лепилкиной [Лепилкина 2010: 360].

Традиции изучения региональной литературы и журналистики были заложены в 20–30-х гг. XX века благодаря исследовательской деятельности Н. К. Пиксанова, И. М. Гревса, П. Н. Сакулина, Н. П. Анциферова и нашли свое развитие в работах П. В. Куприяновского, О. Г. Ласунского, Б. А. Чмыхало, В. В. Абашева. Среди перспективных направлений исследований остается вопрос о роли периодической печати в становлении литературного процесса провинции, на который уже больше двадцати лет тому назад обратил внимание В. Б. Смирнов. Новая волна исследовательского интереса к изучению провинциальной журналистики России начинается с 1970-х гг. XX века и представлена в исследованиях Г. В. Антюхина, X. С. Булацева, Л. П. Бурмистровой и других авторов. Они говорили о том, что представление о русской журналистике, основанное на изучении лишь центральных изданий, страдает неточностью и призвали научное сообщество заняться систематическим изучением региональной прессы.

В 2012 году факультет журналистики Воронежского университета совместно с Академией наук региональной печати России выступили с инициативой создания «Энциклопедии региональной печати». Ее поддержали авторитетные специалисты по региональной журналистике Е. В. Ахмадулин, Б. И. Есин, Г. В. Жирков, В. Б. Смирнов, В. В. Тулупов и другие исследователи. Идея появления подобной энциклопедии в первую очередь свидетельствует о том, что в науке уже накоплен солидный эмпирический материал по истории печати отдельных регионов России (Астрахани, Башкирии, Дальнего Востока, Воронежа, Кубани, Ставрополья, Сибири, Татарстана, Пензы, Поволжья).

Внимание исследователей рубежа XX–XXI веков привлекают различные аспекты функционирования и типологии, жанрового спектра и авторского состава периодических изданий в провинции. Вопросы типологии периодических изданий начали активно обсуждаться в науке в 70–80 гг. XX века и их изучение продолжается до настоящего времени (А. И. Акопов, Ю. А. Головин, Я. Н. Засурский, Е. А. Корнилов, А. А. Кажикин, А. И. Станько, В. В. Тулупов, Л. Л. Реснянская, М. В. Шкондин). В диссертационном исследовании мы опираемся на работы вышеупомянутых ученых, но в большей степени используем типологические подходы В. Б. Смирнова, А. В. Млечко,

О. Г. Шильниковой, связанные с литературной журналистикой [Шильникова 2016: 242].

Научные исследования, посвященные изучению литературно-художественных изданий, представлены работами целого ряда ученых (А. И. Акопов, Ю. И. Балашова, Г. В. Жирков, Ю. А. Головин, Л. П. Громова, В. И. Кулешов, А. В. Млечко, В. Б. Смирнов, М. В. Теплинский, О. Г. Шильникова, В. Б. Шкловский).

Изучению специализированных изданий рубежа XIX–XX веков и разработке проблем их классификации и типологии посвящены работы А. И. Акопова, Е. В. Ахмадулина, А. Н. Алексеева, А. А. Грабельникова, Б. И. Есина, Г. В. Жиркова, Я. Н. Засурского, Е. А. Корнилова, С. Г. Корконосенко, Р. П. Овсепяна, Е. П. Прохорова, Л. Г. Свитич, А. И. Станько и других. Специализированные издания Царицынского уезда конца XIX – начала XX века до сегодняшнего дня не были объектом научного внимания.

Фундамент исследований по конфессиональной печати был заложен в
дореволюционное время, наиболее значимыми в этой области являются работы
П. В. Знаменского, С. В. Рождественского, И. А. Чистовича. С изменением

политической ситуации в начале XX века у исследователей возрос интерес к истории взаимоотношений периодической печати Русской православной церкви и власти. Среди работ данного направления можно выделить труды К. Е. Нетужилова, публикации о дореволюционных церковных изданиях, персоналиях, аннотированные в электронной версии «Православной энциклопедии».

Причины и условия массового появления сатирических изданий в России на рубеже XIX–XX веков наиболее полно представлены в исследованиях историков отечественной журналистики (Е. В. Ахмадулин, Б. И. Есин, Л. Е. Кройчик, О. И. Лепилкина, С. Я. Махонина и др.). Вместе с тем вне поля зрения исследователей осталась часть сатирических изданий, возникших в тот период в провинции. Сатирические литературные издания Царицынского уезда впервые стали предметом научного осмысления в нашем исследовании.

Изучению отдельных жанров периодической печати конца XIX – начала XX века посвящены работы Л. Е. Кройчика, Г. В. Лазутиной, З. С. Смелковой, Р. П. Овсепяна, А. А. Тертычного, М. И. Шостак и других.

Впервые термин «литературная журналистика» появился в США в 60–70 годах XX века (Джимми Брестлин, Гей Телиз, Том Вульф, Трумэн Капоте, Норман Мейлер, Джоан Дидион и другие). Литературная журналистика (нарративная журналистика, нон-фикшн, литература факта, журналистский роман, «новый журнализм») трактовалась как форма документальной прозы, сочетающей репортаж с определенными повествовательными техниками и стилистическими стратегиями, характерными для художественной литературы. Речь шла не столько о газетных публикациях, сколько о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя. Такое же понимание термина мы находим в работах таких исследователей, как В. И. Здоровега, М. К. Василенко, М. Титаренко. По их мнению, литературная журналистика проявляет себя в печатных и интернет-СМИ Украины в жанрах художественного репортажа и эссе [Шутяк 2013: 156].

В нашем исследовании мы опираемся на представление о литературной
журналистике, предложенное коллективом исследователей из Москвы, Санкт-
Петербурга и Волгоградского государственного университета в монографии
«Литературная журналистика как ресурс формирования социокультурного

пространства региона (на материале волгоградских СМИ)».

Под литературной журналистикой мы понимаем совокупность типов
литературно-художественных изданий: литературно-художественные журналы,

литературные и литературно-публицистические альманахи, литературные

еженедельники, литературные газеты, литературные приложения к изданиям общего типа, корпоративные литературно-художественные издания, многообразные форматы рукописных литературно-публицистических журналов и газет. Названные издания объединяет обязательное наличие в них литературно-художественного, литературно-критического и художественно-публицистического дискурсов и соответствующих им системы жанров.

Эмпирический материал исследования дает нам определенные основания отнести к литературной журналистике издания с расширенным литературно-художественным и художественно-публицистическим дискурсом, в которых широко (более 1/3 от общего объема издания) представлен литературный компонент.

Объектом исследования выступает литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков.

Предмет исследования – специфика функционирования и типологические характеристики литературной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков.

Цель исследования выявить особенности функционирования и

типологические модели литературной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX– XX веков.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Выявить социально-экономические факторы, влияющие на развитие царицынской печати рубежа XIX–XX веков.

  2. Проанализировать модуляции литературного поля Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков и социокультурные факторы, определяющие особенности функционирования царицынской литературной журналистики.

  3. Определить пласт периодических изданий Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков, позиционирующих себя в качестве литературных.

  4. Дать описание выявленных изданий и определить типологические модели литературно-художественных изданий Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков.

  5. Проанализировать проблематику, жанровый спектр публикаций, составляющих литературный компонент в изданиях общего типа Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков, и определить его роль в реализации редакторской политики.

6) Установить особенности репрезентации литературного компонента в
специализированных царицынских изданиях рубежа XIX–XX веков.

Методология исследования. Цели и задачи, а также общая ориентация
диссертации предопределили использование мультидисциплинарного подхода,

синтезирующего различные методологические векторы российской науки в области медиапроцессов и регионоведения. Решение конкретных исследовательских задач инициировало обращение к комплексу частных гуманитарных дисциплин – истории и теории журналистики, литературоведению, регионоведению, культурологии.

Одним из основных подходов в исследовании является исторический, позволивший определить специфику развития системы периодической печати Царицынского уезда и отдельных ее элементов на определенных исторических этапах, описать динамику формирования литературной периодики, выявить факторы, повлиявшие на этот процесс. Принципиально важным является пласт исследований по вопросам типологии периодических изданий – работы А. И. Акопова, Е. А. Корнилова, О. А. Лепилкиной, В. Б.

Смирнова, В. В. Тулупова, М. В. Шкондина, О. Г. Шильниковой. В ходе исследования
активно использовались традиционные для журналистики историко-типологический и
сравнительно-исторический методы
, позволившие выявить литературные издания
Царицынского уезда и их константные параметры. Типологический анализ царицынских
периодических изданий рубежа XIX–XX веков дал возможность определить их
неспецифические признаки (издатель, цели и задачи издания, реализуемые в тематике и
проблематике, читательская аудитория, авторский состав, структура, жанры, оформление,
периодичность, объем, тираж) и провести типологическую идентификацию некоторых из
них (журналов «Прозри», «Приволжский охотник»). Поскольку литературная журналистика
Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков представлена не только художественными, но и
литературно-критическими, художественно-публицистическими, синкретическими

публикациями, то в выборе приемов исследования конкретных произведений использовался жанровый анализ в его традиционном варианте.

Функциональный подход к изучению истории царицынской литературно-художественной печати рубежа XIX–XX веков позволил описать процесс ее становления, развития и трансформации, исходя из тех функций, которые реализуются ею в обществе (духовно-просветительской, образовательной, воспитательной, коммуникационной, эстетической, организационной и др.).

В исследовании применялся социологический подход, который помог проследить изменение качества жизни населения и социокультурного облика Царицынского уезда в результате влияния и целенаправленной деятельности региональных печатных изданий. Он позволил акцентировать внимание на редакторском и журналистском корпусе как создателях конкретного социокультурного пространства. Также выявил роль (место, степень участия) и особенности местной периодической печати и ее значение в формировании локальной социокультурной среды.

Понимание особенностей и закономерностей функционирования литературной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков стало возможным благодаря ученым волгоградской научной школы под руководством В. Б. Смирнова. Для диссертационного исследования методологически оправданным представляется историко-литературное («стыковое») изучение журналистики, которое легло в основу анализа изданий Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков.

Газеты и журналы были проанализированы с помощью метода контекстуального
анализа
, что позволило выявить специфические для литературного издания признаки
(наличие и соотношение литературно-художественного, литературно-критического,
публицистического, культурологического дискурсов, литературного компонента,

наличие/отсутствие единого направления (литературного, общественного, гуманитарного), наличие специализированных типов текстов).

Для того чтобы восполнить пробелы в истории дореволюционной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков, посвященной литературно-художественным изданиям, был использован метод реконструкции биографии провинциального редактора и журналиста [Лучинский 2009: 41].

Общий историко-теоретический уровень исследования основывается на работах российских ученых по теории и практике региональной журналистики: Е. В. Ахмадулина, А. А. Грабельникова, Б. И. Есина, Г. В. Жиркова, А. В. Западова, Е. А. Корнилова, Л. Е. Кройчика, О. И. Лепилкиной, С. Я. Махониной, А. В. Млечко, Р. П. Овсепяна, Е. П. Прохорова, В. В. Тулупова, А. И. Станько, В. Б. Смирнова, О. Г. Шильниковой, М. В. Шкондина и др. Названные работы, а также продолжающиеся исследования в области изучения региональной печати, сформировали теоретическую базу исследования.

Эмпирическая база и хронологические рамки исследования. Выбор материала исследования обусловлен тем, что по происхождению и в своем историческом развитии русская журналистика рубежа XIX–XX веков была неразрывно связана с судьбой отечественной художественной литературы. Но что еще более важно, именно благодаря влиянию литературы происходила спецификация и концептуализация литературного дискурса периодических изданий, особенно на периферии.

Материал исследования. В рамках диссертационного исследования мы обращались

– к сборникам законодательных актов России в области печати; архивным материалам Российского государственного исторического архива (РГИА); Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ); Государственного архива Саратовской области (ГАСО); Государственного архива Волгоградской области (ГАВО);

– к фондам отдела газет и диссертаций РГБ и РНБ;

– к фондам зала редких и ценных изданий Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького;

– к фондам ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей», фондам МБУК Дубовский районный музейный комплекс;

– к дореволюционным адрес-календарям и справочникам-календарям Саратовского и Царицынского уезда;

– к периодическим изданиям Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков разного типа.

Для монографического анализа привлекались кросс-персональные тексты

царицынских и дубовских журналистов (Е. Д. Жигмановский, С. И. Семенов, И.
Брихничев, анонимные авторы), находящиеся в широком жанровом диапазоне (рецензии,
обозрения, критико-биографические очерки, полемические статьи, рассказы,

стихотворения, басни, анекдоты), что позволило установить общие механизмы функционирования литературной журналистики в Царицынском уезде рубежа XIX–XX веков.

Хронологическая амплитуда исследования продиктована задачей выявить
динамику исторического развития царицынской литературной журналистики.

Исследование охватывает длительный отрезок времени (1885–1917). Нижняя временная граница определяется необходимостью обращения к информации о выходе в печать первого местного издания. Верхняя порубежная дата (1917) – событиями октября 1917 года, в результате которых произошло радикальное изменение периодической печати России.

Внутри этого временного отрезка выделены несколько этапов,

характеризующихся конкретными условиями, в которых развивалась литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков:

  1. 1885–1905 годы период зарождения литературной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков;

  2. 1905–1907 годы период становления литературной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков;

3. 1908–1910 годы период дифференциации литературной журналистики
Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков;

4. 1911–1917 годы период расцвета литературной журналистики Царицынского
уезда рубежа XIX–XX веков.

Научная новизна исследования вытекает из актуальности заявленной темы:

  1. Проанализированы экономические и социокультурные факторы, влияющие на формирование и трансформацию качественных характеристик литературной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков.

  2. Раскрыты процессы формирования типологии и эволюции литературной журналистики Царицынского уезда, представлена целостная картина особенностей ее развития и функционирования в Царицынском уезде на рубеже XIX–XX веков.

  3. Проведена периодизация литературной журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков, выделены четыре ее этапа, характеризующиеся конкретными условиями, в которых развивалась местная периодическая печать.

  4. Раскрыт культурно-образовательный потенциал литературой журналистики Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков, конкретизированы пути его практической реализации, уточнена роль прессы в социокультурном пространстве уезда.

  5. Введен в научный оборот пласт ранее не исследованной царицынской литературной журналистики рубежа XIX–XX веков:

– юмористический журнал «Смех» – еженедельное бесплатное приложение к газете «Царицынский вестник» (1909–1916);

– юмористический иллюстрированный журнал «Метла» (1909);

– литературно-сатирическая газета «Царицынская мысль» (приложение к газете «Царицынская жизнь») (1909);

– литературная газета «Дубовский листок» (1908–1915);

– рукописный журнал царицынских гимназистов «Попытки» (1909–1910); журнал «Прозри» (1909);

– специализированный еженедельный журнал «Приволжский охотник» (1909);

– народный литературно-общественный журнал «Поволжская дума» (1910–1911);

– специализированный еженедельный журнал «Царицынский трезвенник» (1911– 1913 гг.);

– специализированная ежедневная бесплатная газета «Царицынский пастырский листок» (1911).

6. Проведен анализ творчества отдельных царицынских и дубовских авторов –
профессиональных журналистов, а также литераторов-дилетантов:

– профессионального журналиста, редактора ряда царицынских периодических изданий Е. Д. Жигмановского;

– профессионального журналиста, известного публициста, поэта Ионы Брихничева, сотрудничавшего с газетами «Царицынская жизнь», «Царицынская мысль», «Город и деревня», еженедельником «Слушай земля»;

– литератора-самоучки, редактора газеты «Дубовский листок» С. И. Семенова; – анонимных царицынских журналистов и литераторов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков – это целостный художественно-эстетический и социокультурный феномен, существовавший на достаточно долгом временном отрезке как часть периодической печати региона.

  2. Литературная журналистика Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков была интегрирована в общероссийский литературный процесс, однако способы ее интеграции представлены не слишком разнообразно: от публикаций царицынских авторов в изданиях общероссийского уровня до сотрудничества в газетах и журналах Царицына авторов, известных по всей России.

3. Особенности функционирования литературной журналистики
Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков были обусловлены экономическими и
социокультурными факторами, влияющими на специфику ее содержания и
закономерности функционирования. Выгодное геополитическое положение и
экономическое значение Царицына, возникновение крупного узла железнодорожных и
водных путей сообщения на стыке ХIХ–ХХ веков предопределило мощное торгово-
промышленное развитие Царицынского уезда на рубеже XIX–XX веков. Благодаря
этому за несколько десятилетий город превратился в один из крупных и важных
транспортных узлов страны, остро нуждающийся в собственных печатных изданиях.
На рубеже XIX–XX веков в Царицынском уезде сложились уникальные условия для
развития литературной журналистики как важного элемента социокультурной среды
региона. Основными показателями ее уровня являются творческая деятельность
местных литераторов и функционирование широкого спектра институтов культуры
(библиотека, театр, музей, синематограф, гастроли известных деятелей искусства и
культуры и др.).

  1. Литературно-художественные издания Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков были представлены разнообразными типологическими моделями: литературными газетами (16 изданий), литературно-художественными журналами (юмористический иллюстрированный журнал «Метла», литературно-общественный журнал «Поволжская дума»), литературными приложениями к изданиям общего типа (юмористический журнал «Смех», литературно-сатирическая газета «Царицынская мысль»), рукописными журналами (гимназический журнал «Попытки»), которые объединяло обязательное наличие в них литературно-художественного, литературно-критического и художественно-публицистического дискурсов.

  2. Форматы изданий общего типа Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков были традиционны для системы периодической печати России (газета, журнал, рукописные издания, приложения к газетам, «листки»). Однако они имели расширенный литературный дискурс. Типологически их можно идентифицировать следующим образом: издания общего типа с расширенным художественно-публицистическим дискурсом (газеты «Волжско-Донской листок», «Царицынский вестник», журналы «Призри» и «Слушай земля»); специализированные издания с расширенными художественным и художественно-публицистическими дискурсами (журналы «Приволжский охотник», «Царицынский трезвенник», газета «Царицынский пастырский листок»).

6. В изданиях общего типа Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков
литературный компонент (в форме публикаций произведений художественно-
публицистических, литературно-художественных и литературно-критических жанров),
как правило, занимал 1/3 объема площади текста.

В несколько меньшем объеме, но на постоянной основе литературный компонент присутствовал в специализированной прессе – конфессиональной и клубной.

7. Жанровый спектр литературного компонента в изданиях общего типа и
специализированной прессе был обусловлен типологическими признаками издания,
прежде всего, ориентацией на определенную целевую аудиторию, а также
направлением редакционной политики. Художественные жанры представлены
преимущественно повестями, рассказами, несколько реже встречаются главы из романов
(газета «Царицынский вестник»), самобытные романы местных авторов, стихотворения,
басни, анекдоты. Среди литературно-критических жанров чаще всего использовались
рецензии, обозрения, критико-биографические очерки, полемические статьи, фельетоны.

8. Во главе крупных (наиболее популярных у аудитории изданий) стояли
талантливые журналисты, преданные своему делу, как профессионалы (Е. Д.
Жигмановский), так и самоучки (литератор С. И. Семенов, священник И. Д. Райский,
дворянин М. З. Пушкарев). Именно они на рубеже XIX–XX веков заложили основы
литературной журналистики Царицынского уезда, создали продуктивные

типологические варианты периодических изданий, которые были интересны читателям, экономически рентабельны и были заметными агентами культурно-информационного пространства уезда.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны
исследовательские принципы и подходы, позволяющие изучать региональную
литературную журналистику как важный элемент информационного пространства и
социокультурной среды. В диссертации выявлены факторы, влияющие на
формирование и эволюцию литературной журналистики региона, проведена
периодизация периодической печати Царицынского уезда рубежа XIX–XX веков с
учетом актуальных общероссийских медиапроцессов. Впервые в отечественных
исследованиях по истории журналистики представлены особенности

функционирования царицынских специализированных изданий конца XIX – начала XX
века. Также теоретическую значимость определяет и единство историко-литературного
и историко-журналистского анализа литературно-художественных изданий

Царицынского уезда.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

диссертационный материал углубляет знания по истории дореволюционной провинциальной печати России в целом, а также на примере конкретного региона. Его результаты могут быть использованы в смежных научных дисциплинах, в частности, в истории и теории журналистики, в теории публицистики, в социологии литературы, культурологии и регионоведении. Данная работа может стать частью энциклопедии региональной печати, вопрос о необходимости которой обсуждают ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Волгограда, Краснодара. Результаты работы могут найти применение при написании научных трудов по истории журналистики и краеведения, использованы в учебном процессе при чтении лекций по истории дореволюционной отечественной журналистики, создании учебно-методических пособий, при разработке тематики спецкурсов, квалификационных и курсовых работ.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были изложены в докладах на конференциях различного уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции «Журналистика» (МГУ, 2013, 2014, 2017), Международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург 2015, 2016, 2017, 2018), Всероссийской научной конференции с международным участием «Жизнь провинции как феномен духовности» (Нижний Новгород, 2012, 2015), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» (Воронеж, 2012, 2016, 2017), а также в трех главах коллективной монографии «Литературная журналистика как ресурс формирования социокультурного пространства региона (на материале волгоградских СМИ)» (2015) в рамках проекта № 15-14-34002 Российского гуманитарного научного фонда и администрации Волгоградской области.

Идеи диссертационного исследования реализованы автором в рамках городской краеведческой олимпиады по литературному краеведению «Из истории региональной печати» (2014–2018). По материалам исследования разработан и внедрен авторский элективный курс «Журналистика в школе» для обучающихся 10–11 классов

муниципальных образовательных учреждений Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Результаты исследования нашли отражение в 34 публикациях, 4 из которых опубликованы в изданиях, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Социально-экономические особенности развития Царицынского уезда на рубеже XIX – XX веков

Царицынский уезд — административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1780—1928 годах. Он занимал южную часть Саратовской губернии. На рубеже XIX – XX веков Царицынский уезд состоял из 10 волостей: Александровской, Балыклейской, Ерзовской, Ивановской, Липовской, Ольховской, Отраднинской, Песковатской, Романовской, Сарептской. Территория уезда граничила с запада с землями Войска Донского, с юго-востока – с Астраханской губернией. Самым крупным поселением был город Царицын, который внес существенный вклад в историю России.

Царицын (Волгоград) расположен на юго-востоке русской равнины в нижнем течении реки Волги, там, где ближе всего подходят друг к другу Волга и Дон. Одним из ключевых мест была Переволока – место, где Волга и Дон наиболее близко подходят друг к другу. Волго-Донской переволокой люди пользовались с глубокой древности. Она лежала на пути переселения народов из Азии в Европу. С уникальным географическим положением неразрывно геополитическое значение и социально-экономическое положение Царицына на рубеже XIX – XX веков.

Основным регионообразующим фактором является Волга самая известная река России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Могучая и полноводная Волга во все времена играла выдающуюся роль в жизни русского народа, в развитии Российского государства. Начиная со второй половины XVI в., река служила не только главным внутренним путем, но и стала международной магистралью19. После присоединения Астраханского ханства к России Волга стала полностью «русской рекой». Однако плавание по ней было опасным из-за постоянных разбоев ногайских татар и казаков. Нижняя Волга, подверженная нашествиям кочевников, нуждалась в надежной охране. Во времена правления Бориса Годунова была создана Волжская сторожевая линия, на ней выросли города – крепости: Самара – 1586, Царицын – 1589, Саратов – 1590.

Город имеет богатую и славную историю, однако по сей день спорным остается вопрос о первоначальном расположении Царицынской крепости, нет однозначного ответа на происхождение названия Царицын. Город неоднократно становился ареной массовых народных движений. Это восстания под предводительством Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева.

Значение Царицына как важнейшего опорного пункта на юге страны подтвердилось в годы правления Петра I. Он трижды бывал в городе, его реликвии, подаренные жителям, хранятся в Областном краеведческом музее.

В 1854 году император Николай I утвердил официальный герб города, который просуществовал до 1917 года.

Долгое время Царицын находился в составе Астраханской губернии, однако с 1798 по 1917 год был в административном подчинении Саратовской губернии.

Возникновение в Царицынском районе крупного узла железнодорожных и водных путей сообщения предопределило мощное торгово-промышленное развитие и самого Царицына на рубеже XIX – XX веков. Благодаря этому за несколько десятилетий город превратился в один из крупных и важных транспортных узлов страны.

5 мая 1862 года после достаточно тяжелых строительных работ была открыта Волго-Донская железная дорога, которая позволила доставлять грузы и правительственные войска из бассейна Волги на Азовское побережье и Кавказ.

Некрасовский журнал «Современник» с гневом писал, что, по признанию самого учредителя акционерного общества В.А. Кокорева, рабочие «питались за неимением хлеба – жеванием сухой крупы»20. По поводу тяжелых условий труда рабочих на строительстве Н.А. Добролюбов21 пишет статью «Отчего иногда люди мрут, как мухи». Волнения, которые последовали из-за отвратительных условий труда и быта рабочих получили общественный резонанс и были отражены в «Колоколе» А.И. Герцена. По версии известного краеведа С.Л. Мухиной22, в Царицыне был корреспондент герценовской газеты «Колокол». Однако заявленная тема является еще малоизученной и нуждается в продолжение исследования.

В 1870 году закончилось строительство железнодорожной линии Царицын – Грязи, в результате которой сложилась прямая магистраль Рига – Царицын.

Городская газета «Волжско-Донской листок» писала: «Соединившись рельсовым путем с внутренним рынком и сердцем русской торговли – Москвою, рынок наш начал оживляться с поразительной быстротою. Лесоторговцы и рыбопромышленники первые обратили внимание на наш рынок. Почти одновременно с ними появились соледобыватели и нефтепромышленники. Открытие торговых предприятий совершалось со сказочной быстротою. В городе нашем почти ежедневно появлялись крупные торговые фирмы, открывались конторы и устраивались склады. С этого времени в городе нашем закипела вполне американская деятельность»23. Магистраль Рига – Царицын связала Поволжье с балтийскими портами и стала одним из мощных направлений для вывоза хлеба, рыбы и нефтепродуктов за границу. Авторитет Царицына стал быстро набирать обороты в деловых кругах. Об экономическом прорыве и радужных перспективах города, который получил название «русский Чикаго» заговорила столичная пресса: «Две железные дороги и Волга сулят этому городу большое будущее»24.

Окончательно закрепило роль Царицына как крупнейшего транспортного узла проведение в 1900 году Восточно – Донецкой дороги, связавшей Волгу с Донбассом. Город стал достойным конкурентом Камышину, Астрахани, уездному Саратову, рынки внутренних и западных губерний внимательно прислушиваются «…к биению пульса царицынского рынка»25.

Благодаря узлу железных дорог Царицын превратился и в крупный пункт транзитного и пассажирского движения на Тихорецкую, Орел, Ростов-на-Дону, Москву. В 1913 году мещанином А.И. Будкеевым и крестьянином Ф.В. Гончаровым была предпринята попытка выпустить социально-экономическое издание – еженедельный журнал «Лекции по товаро-коммерческой части железных дорог». Его целью было разъяснить клиентам железных дорог правила перевозки грузов, оформления документов и взимания тарифов и сборов.

Росту Царицына во многом способствовало развитие Донского пароходства. Все крупные волжские и камские пароходства имели в Царицыне свои пристани, произошло развитие частного пароходства («Русь», хозяин царицынский купец В.П. Лапшин). Между пароходствами шла ожесточенная конкуренция. Пассажиры постоянно испытывали неудобства, не было твердого расписания пароходов. Становится понятно присутствие на страницах царицынских периодических изданий большого количества рекламного текста и коммерческих объявлений городских пароходных компаний.

Торговая деятельность26 в Царицыне получила широкое развитие в 70 – 90 годы XIX века. В городе появились рынки всероссийского значения по реализации ряда важнейших товаров: лесоматериалов, нефтепродуктов, рыбы, соли, хлеба. Одновременно с торговой деятельностью развивалась в Царицыне и промышленность – металлургическая и металлообрабатывающая. Она основывалась на базе русского и иностранного капитала. В мукомольной и горчично-маслобойной промышленности преобладал капитал немцев – колонистов Поволжья. По размерам годовой производительности Царицынский уезд стоял на первом месте в Саратовской губернии. Промышленность Царицына развивалось на базе русского и иностранного капитала. Иностранцы внедрялись больше в тяжелую промышленность: в металлургию, машиностроение, нефтепереработку. Традиционные области русского национального капитала: деревообрабатывающая и легкая промышленность.

После изучения состояния металлургической промышленности и рынка России представители «Уральско-Волжского металлургического общества» французские инженеры Дарен, де-Морг и де-Вердильон установили, что металлургических заводов в России мало. Выбирая уездный город Царицын под постройку нового металлургического гиганта, французские инженеры исходили из его выгодного географического положения на пересечении как водных, так и наземных путей. В 1898 году завод «Урал – Волга» вступил в строй и стал единственным металлургическим предприятием на юге – востоке страны. Описывая быт металлургов газета «Царицынский вестник» 27 отмечает: «барачные помещения, едва терпимые в летнее время, зимой, благодаря своему примитивному устройству, крайне вредны для здоровья жильцов. Ругань, крики, крепкие слова стоном стоят в воздухе, присутствие женщин и детей не удерживает ругающихся».

Роль литературного компонента и жанровая парадигма общественно политической и литературной газеты «Дубовский листок» (1908 – 1915)

Частная газета в провинции, особенно на рубеже XIX – XX веков, уникальное социокультурное явление, которое нуждается в активном исследовательском поиске. Ее возникновение тесно связано с общественными процессами, которые происходили в российском обществе с конца 50-х годов XIX века. Ей было суждено стать серьезным конкурентом сервильной прессы, с первых шагов своего становления декларируя независимость и реформируя сложившуюся систему печати. Именно по этим показателям многие частные издания достаточно быстро были закрыты по разным причинам (часто носившим характер откровенных придирок со стороны цензурного ведомства или местной власти).

Одной из наименее изученных тем в истории региональной царицынской печати являются издания посада Дубовка (Царицынского уезда). К ним принадлежит ранее не рассматриваемая в истории волгоградской журналистики общественная, политическая и литературная газета «Дубовский листок» (1908 – 1915).

Появление частной литературной газеты «Дубовский листок» в начале XX века было обусловлено рядом факторов. Первый – это появление, начиная с 1859 года, в регионах в качестве обязательного структурного компонента системы печати частной универсальной газеты, реализующей широкую программу и ставившей перед собой качественно новую задачу – быть проводником общественного мнения. Второй фактор внутренний – в 1840–1850-х годах Дубовка была довольно крупным торговым поселением Царицынского уезда и главным перевалочным пунктом грузов с Волги на Дон. Однако с открытием в 1862 году Волго-Донской железной дороги и утратой Дубовкой своего торгового значения она уступает свой экономический приоритет Царицыну.

Основное население посада купцы и мещане; в нем была отлично налажена инфраструктура: городское полицейское управление, посадская Дума, посадская Управа, мещанское общественное управление, Сиротский суд, Общественный банк, Дубовский комитет Общества Красного Креста и отдел российского Общества спасания на водах. Правда в посаде не было ни театра, ни других увеселительных учреждений кроме двух клубов: общественного и коммерческого. Однако школьное дело было организовано в Дубовке достаточно хорошо – 2 церковноприходских школы, 2 – женских, 5 – мужских, 1 немецкое училище. Дубовка отчаянно нуждалась в собственном периодическом издании, необходимом как для коммерческого продвижения товаров местных купцов, так и для трибуны общественного мнения посадской творческой интеллигенции. «Дубовский листок» – еженедельное издание, ориентированное на широкие слои общества. В пробном номере «Дубовского листка» от 13 июля 1908 года была сформулирована миссия газеты: «…печатным словом посильно проводить в народные массы посредством нашего органа идеи дружбы, равенства, братства и той божественной искорки, которая умиротворяет сердца, объединяет живущее и невольно принуждает идти к прогрессу духовной красоты и нравственному самосовершенствованию»85.

Газета издавалась с 13 июля (№ 1) 1908 по 25 декабря (№ 3) 1915 года. Регулярно выходила в 1908 году (24 номера). В 1909 году до 15 февраля вышло 5 номеров, на этом выпуск прекратился. В 1910 году вышло 48 номеров (до 28 ноября), о выходе газеты в 1911 году сведений нет. В 1912 году выпущено 36 номеров (с 1 января по 25 декабря), в 1913 году – 25 номеров (с 13 января по 22 декабря), в 1914 году – 3 номера (с 26 октября по 9 ноября), в 1915 году – 3 номера (с 13 декабря по 25 декабря).

Редакция посчитала своим долгом сразу определить область и характер информационного внимания («общественная, прогрессивная и литературная газета»), в пробном номере идеологическая и целевая аудитория издания была обозначена редактором издания – «народные массы». В истории журналистики, начиная с 1860 года, провинциальная газета рассматривается как индикатор общественных интересов региона «принести посильную пользу общественному делу»86. Именно в этом общественно-культурологическом ключе и функционировало данное периодическое издание.

Название газеты «Дубовский листок» традиционно для провинциальной газеты, в Российской империи выпускалось множество типовых массовых листков объемом от 1 до 4 страниц с аналогичными названиями («Саратовский листок», «Астраханский листок», «Царицынский листок реклам и объявлений»). Вместе с тем оно ориентировало потенциальных читателей на конкретный географический ареал области информационного пространства (посад Дубовка Саратовской губернии). Однако сначала газета печаталась в Царицыне в типографии Ф.А. Виноградова, в последующие годы уже в Дубовке в собственной типографии издателя – редактора С.И. Семенова.

Основные рубрики газеты были традиционны для частных провинциальных газет. Большую часть площади издания занимали коммерческие и частные объявления царицынских и дубовских промышленников, этому способствовала «отмена в 1863 году государственной монополии на публикацию частных объявлений»87. Именно доход от их публикации и был основным источником существования газеты и способом привлечения новых подписчиков. Ведь благодаря возрастающей роли объявлений частная пресса становится «выгодным предприятием даже для людей, не имеющих литературного таланта»88. Объявления тесно срослись с информационным текстом газеты и закрепились на первой и последней странице «Дубовского листка». В оформлении рекламных полос активно использовались различные шрифты и многообразие графики: рамки, иллюстрации в виде рисунков и чертежей, модели товаров (изображения обуви фирмы братьев Кариковых). Редакция обращала внимание рекламодателя, что текст объявлений печатается по соглашению, сообщения от бедных размещались бесплатно. Рекламные тексты размешались в газете без определенной рубрики, хаотично (например, объявление о подписке на газету «Вестник финансов» в разных номерах размещалось как на первой, так и четвертой полосе). Рекламируются также мануфактурные товары: обувь, шляпки, плащи, сукно, чай, скобяные изделия царицынских (Гурьева И.А. Репникова) и дубовских (К.А. Бабушкина, И.А. Тарасова) производителей. Практически в каждом номере на первой полосе редактор – издатель С.И. Семенов публиковал свое объявление: «Защищаю обвиняемых, составляю разные бумаги, кассационные и апелляционные жалобы. Даю советы по юридическим вопросам, принимаю введение дела по утверждению духовных завещаний и по поводу владений. Бедные советами пользуются бесплатно»89. Однако объявления не отражали программного содержания издания, скорее всего, были его коммерческой составляющей.

В каждом номере газеты постоянной была рубрика «Посадская хроника». Она почти целиком занимала вторую полосу, в ней помещались сведения об общественной и культурной жизни посада, хроника происшествий, торговые бюллетени и объявления. Позднее она сменила свое название на «Обо всем понемногу», изменился объем и стиль публикаций. Это стали уже не просто новостные заметки, а критические обзоры: «Когда-то Общество открыло в Дубовке бесплатную народную читальню… Теперь читальня существует номинально: получает 2 – 3 газетки и какой-то никому не нужный духовный журнальчик! Происходит это от того, что среди посадских отцов нет людей образованных, которые могли бы считать читальню высокосимпатичным учреждением.- По-нашему, – говорят отцы, – детей следует приучать к торговле. Наши отцы и деды прожили свой век без газет и без читальни» 90.

Свою корреспонденцию в газету присылали журналисты из села Рахинка Царевского уезда, хутора Фролово, села Рудня Камышинского уезда, что обеспечивало полноту информационной картины жизни региона. Чаще всего авторы использовали жанр корреспонденции, очерка, комментария.

Большое внимание редакция уделяла литературному творчеству. На страницах «Дубовского листка» активно печатались очерки, рассказы, стихи, фельетоны журналистов газеты, местных корреспондентов. Эти публикации были чрезвычайно важны как для самих авторов, для которых газета стала трибуной для общения с читателями, так и для жителей посада. Можно сказать, литературная жизнь существовала во многом благодаря деятельности этого печатного издания. Талантливые журналисты «Дубовского листка», скрывшие свои имена под псевдонимами Фонарик и Пилюля, вели литературные рубрики: «Шалости пера» и «Фельетон». В своих произведениях они остро затрагивали вопросы, волновавшие общество. В рубрике «Мелочи» публиковались политические анекдоты на злободневные посадские темы: «Каким образом вы ухитрились в короткое время нажить каменный дом, завести рысаков? Не образом, мон-шер, а продажею совести»91.

На страницах издания активно печатались литературные перепечатки из столичных газет и журналов: «Будильник», «Слово», «Речь». Особенно много публикаций посвящено личности и произведениям известного русского писателя Л.Н. Толстого. В номере № 4 от 10 августа 1908 года ряд статей посвящен юбилею Л.Н. Толстого – это перепечатки из газет Киева, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, где показано разное отношение общества к этому событию. Симпатия редакции к великому писателю находит свое отражение в названиях статей «К чествованию Л.Н. Толстого», «Здоровье Л.Н. Толстого», «Речь» говорит». Выстраивая, таким образом, тематическое поле газеты, С.И. Семенов обозначает свое отношение к юбилею, минуя цензурные препоны.

Специфика литературного компонента в «Царицынском вестнике» (1897 – 1917): проблематика, жанровый спектр, авторский состав

30 ноября 1897 года в Царицыне выходит первый номер ежедневной политической, экономической и литературной газеты «Царицынский вестник» (1897 – 1917) (Издатель – редактор Е.Д. Жигмановский), которая продолжила традиции первого в городе печатного издания (газеты «Волжско – Донской листок»).

2 декабря 1897 года в адрес газеты пришла приветственная телеграмма Саратовского губернатора Б.Б. Мещерского, который своим личным ходатайством добился ее появления. Цензором был назначен Павел Никитич Подъяпольский, первый полицмейстер царицынского городского полицейского управления.

На протяжении многих лет издание неоднократно меняло название («Царицынский голос», «Царицынская молва», «Царицынский путь»), но всегда оставалось верным главным принципам журналисткой этики. В № 5065 от 03.01.1916 года «Царицынский вестник» пишет: «Просуществовав восемнадцать лет, наша газета остается верна своему направлению и своим лозунгам. Мы всегда старались писать одну только правду, безо всякого лицеприятия и, несмотря на то, что молчание могло принести нам материальную выгоду. Мы всегда считали позорным подчинять печатное слово личным материальным выгодам и молчать тогда, когда следует громко во всеуслышание говорить…»149 Газета регулярно освещала заседания Городской думы, комментируя ее решения, подчас критикуя городские власти.

Редакция придерживалась умеренно-либеральной ориентации, в жандармских отчетах150 считалась оппозиционной. Основные сотрудники: Е.Д., Е.Г. и С.Е. Жигмановские (псевдоним «Зефир»), И.Г. Малинин, К.Н. Комарович, Т.И. Козьмин, М.Н. Мулин, П.В. Гвоздев, позднее политические ссыльные А.И. Милославский, М. Судавский. Внешне «Царицынский вестник» ничем не отличался «от подобных ему провинциальных изданий» 151, объявления на первой и последней полосе. Разделы газеты традиционны для изданий общего типа:

1. «Правительственные распоряжения»,

2. «Телеграммы Российского телеграфного агентства»,

3. «Среди газет».

4. Особенностью «Царицынского вестника» была обширная новостная рубрика «Корреспонденция из различных мест Поволжья и Дона», собственных корреспондентов газета имела в Астрахани, Ростове-на-Дону, Самаре, Одессе, Красном Яре, Сарепте, Донской области.

Редактора этого периодического издания Е.Д. Жигмановского можно по праву назвать пионером литературной журналистики края. В уездный Царицын он приехал уже профессиональным автором со своими сформировавшимися политическими взглядами. После публикации ряда статей издание газеты «Донской голос», которую он издавал в Новочеркасске, было запрещено. Редактору вместе с семьей пришлось переехать в стремительно развивавшийся торгово-промышленный Царицын.

На посту главного редактора царицынских изданий Е.Д. Жигмановский зарекомендовал себя не только талантливым журналистом, но и общественным деятелем. Он был инициатором создания приюта для мальчиков, городской публичной библиотеки, в его типографии бесплатно обучались типографскому делу грамотные девочки. В Царицыне часто возникали эпидемии. В «Царицынском вестнике» №2618, 2619, 2620 от 09.08.1907 статья Е.Д. Жигмановского о холере была изъята цензурой и запрещена к печати. «Царицынский вестник» регулярно освещал заседания Городской думы, комментируя ее решения, подчас критикуя городские власти. В документах Государственного архива Волгоградской области (Ф.2.Оп. 2.1892 г. Д.1.Л.134,135,136,137) мы можем встретить «Особое мнение Гласного Царицынской Городской Думы Е.Д. Жигмановского» по вопросам общественной жизни. Занимая должность Гласного Думы, многое сделал для формирования культурного пространства региона. Однако 06.01.1907 года по распоряжению Татищева за политическую неблагонадежность под усиленной охраной был выслан из Саратовской губернии. Газета продолжила выходить под руководством его супруги Е.Г. Жигмановской.

Е.Д. Жигмановский во многом определил миссию редактора регионального издания в культурной и общественной жизни края. В Царицыне на рубеже XIX – XX веков он создал тип издания, ориентируемый формирование читательского вкуса и активной гражданской позиции своих подписчиков.

На рубеже XIX-XX веков сложился проблемно-тематический комплекс газеты «Царицынский вестник», основными составляющими которого стали публикации культурно-просветительского и духовно-нравственного характера. Вопросы образования неоднократно перекликались в газете с темой здравоохранения. В Царицыне часто возникали эпидемии, в 1892 году холера унесла жизни 1176 человек. На страницах «Царицынского вестника» появились объявления с просьбой помочь нуждающимся деньгами и вещами, организаторами выступили местные благотворительные общества и редакция газеты. В 1903 году из канцелярии Саратовского губернатора пришло распоряжение передать рецензирование царицынских газет директору Александровской мужской гимназии статскому советнику Муратовскому. В провинции подобная практика была распространена из-за нехватки цензоров. С 30 ноября 1905 года «Царицынский вестник» выходит без цензуры. 12 января 1906 года издание было закрыто распоряжением генерал-адъютанта Максимовичем на полгода «за вредное направление». Редакция газеты в № 2448 от 1 января 1907 напечатала свою версию: «Предполагаем, что всему виной фельетон, перепечатанный из «Нового времени», что в бытность свою Варшавским генерал-губернатором Максимович особой храбростью не отличался и все время сидел, запершись в цитадели». Редакторы подали прошение П.А. Столыпину о разрешении новых газет: «Царицынский Путь» и «Царицынская Молва».

Избавиться от предостережения можно было только после приостановки издания, чем и воспользовались супруги Жигмановские. Однако «Царицынская Молва» просуществовала всего 3 месяца, после чего произошла первая конфискация газеты и закрытие типографии. 19 июля 1906 года за ряд резких статей была закрыта.

30 марта 1907 по решению судебной палаты газета «Царицынский Путь» прекращена навсегда, а ее редактор А.П. Зыкова признана по 1 ч. 129 ст. раздела временных правил о печати виновной и приговорена к штрафу в 300 рублей, а при несостоятельности – к аресту на 3 месяца с лишением прав редакторства на 5 лет.

Выход «Царицынского Вестника» возобновился 2 августа 1906 года, выбрав умеренно-оппозиционную направленность кабинету П.А. Столыпина. Но уже 6 января 1907 года редактор – издатель Е.Д. Жигмановский за политическую неблагонадежность был выслан из пределов Саратовской губернии, избрав местом жительства Москву. Газета продолжила выходить под руководством его супруги Е.Г. Жигмановской. Издание подвергалось постоянным цензурным преследованиям, о которых издание обязано было извещать своих читателей. Иначе оно подвергалось штрафу за каждый выпущенный номер, а через три месяца – прекращалось. 1 февраля 1908 года «Царицынский вестник» № 2773 пишет: «30 января Е.Г. Жигмановская приговорена окружным судом к 7 дням ареста при тюрьме за клевету в печати».

С началом Первой мировой войны редакция активно выступала за войну до победного конца, приветствовала Февральскую революцию и Временное правительство. 2 июня 1917 года заявило и о приостановке издания на 1 год 7 месяцев, подписчики стали получать новую газету «Республиканец», печатный орган царицынской организации партии кадетов.

Значительное место на страницах «Царицынского вестника» занимали публикации не только политического, но и литературного характера (Приложение 7). Выделение литературной составляющей в названии дореволюционных царицынских печатных изданий не было данью традиции. Литературный компонент находил отражение в структуре всех названных газет, где рубрики, так или иначе связанные с репрезентацией литературно-художественного творчества разных жанров, были представлены достаточно основательно. К примеру, постоянной были рубрики «Смесь», «Хроника», не в каждом номере газеты, но достаточно регулярно, появлялась рубрика «Изгарь» и «Сливки». На страницах «Царицынского вестника» активно печатались очерки, рассказы, стихи, фельетоны, перепечатки литературных материалов из столичных газет и журналов, письма в редакцию.

Формы репрезентации литературного компонента в журнале «Приволжский охотник» (1909)

Охота, как социальный феномен, раскрывающий отношения человека к природе, к обществу и к самому себе, на протяжении многих веков занимает важное место в русской культуре, также как и в культуре многих народов. Этот элемент культуры получил особое отражение в русской литературе и в классическом изобразительном искусстве нашего Отечества в XIX – начале XX веков.

Под воздействием социально-экономических преобразований, связанных с отменой крепостного права в России, к концу второй трети XIX века охота из досуга высшей знати и поместного дворянства довольно быстро превращается в хобби широких слоев населения. К этому времени относятся первые объединения любителей этого занятия. В 1859 году появляется Московское общество охоты, а 1872 по инициативе предводителя Московского губернского дворянства, известного кинолога, графа Василия Алексеевича Шереметева создается «Императорское Общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты». Появление этой общественной организации под патронажем императора, заметно оживило мир любителей охоты в России. Поддержка «Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты» со стороны государства стимулировало создание новых охотничьих обществ в регионах. К началу второго десятилетия ХХ века Общество имело уже 53 местных отделения. Объединению охотников в России также способствовало проведение всесословных Всероссийских съездов охотников в 1898 и 1911 годах. В рамках этих представительных форумов были приняты важные решения по рачительному использованию природных ресурсов и дальнейшему развитию охотоведения. Осознавая важность развития охотничьего дела, государство предприняло меры к распространению в обществе знаний, без которых новая культура охотопользования, основанная на принципах бережного отношения к природным ресурсам, не могла бы получить желаемого развития. К мерам такого рода относились издания специализированных охотничьих журналов и тематических книг. В рамках просвещения и формирования новой «философии» охотника, по предложению императора Александра III, было начато исследование и выпуск серии книг, посвящнных охоте на Руси за весь исторический период е существования. Эта задача была поручена генерал-лейтенанту, заведующему хозяйством Императорской охоты Николаю Ивановичу Кутепову – автору знаменитого 4-х томного исследования «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси», изданного в период с 1896 по 1911 год. К художественному оформлению четырехтомника были привлечены известные русские художники: Л.С. Бакст, А.К. Беггров, А.Н.Бенуа, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, Е.Е. Лансере, К.В. Лебедев, А.П. Рябушкин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ф.А. Рубо, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.А. Серов, А.С. Степанов, также использовались литогравюры с произведений Дж. Доу, В.Г. Шварца, Ф.Г. Солнцева, А.Д. Литовченко. Оформление издания осуществлялось известным художником Н.С. Самокишем, им же выполнялись многие иллюстрации.

Охотники России очень долго не имели своего собственного печатного органа. Первую попытку издания специального охотничьего журнала предпринял в первой половине 50-х годов XIX века известный русский писатель С.Т. Аксаков. На его прошение разрешить выпуск «Охотничьего сборника» царское правительство ответило отказом: оно посчитало издателя политически неблагонадежным и не доверило ему издание журнала общероссийского уровня. Но спустя несколько лет после прошения С.Т. Аксакова в книжных лавках Москвы появился первый русский «Журнал охоты», издавшийся в период 1858 – 1862 годов. К 1917 году количество подписчиков на одно наименование газеты или журнала охотничьей тематики превышало 50 тысяч человек. Среди них в первую очередь были члены императорской фамилии, государственные, политические деятеля, помещики, заводчики, интеллигенция, поэтому большинство изданий выходили в столицах («Журнал охоты и коннозаводства», «Журнал Московского общества охоты», «Природа и охота»). Одними из первых провинциальных охотничьих журналов были «Приволжский вестник охоты» (Саратов, 1891) и «Псовая и оружейная охота» (Тула, 1894).

Исследований по типологии спортивной периодической печати в теории журналистики не слишком много. До сих пор дискуссионным остаются вопросы о времени возникновения российских спортивных СМИ, статусе и требованиях, предъявляемых к изданиям подобного типа. Исследователи печати187 С.И. Орлов, Е.А. Слюсаренко, К.А. Алексеев, В.В. Баранов относят к ним газеты и журналы, где спортивная информация становится преобладающей (приблизительно 70 -100% текста). В.Ф. Асаулов, рассматривая тематику публикаций в подобных изданиях, указывает, что в них «только малая часть была посвящена спортивным соревнованиям и достижениям»188.

В докторской диссертации Е.А. Войтик189 предпринята попытка отнести охотничьи журналы к области спортивной журналистики, классифицировать и выявить неучтенные издания данной тематики. Исследователь относит журналы про охоту к узкоспециализированным изданиям (в XIX веке практически все виды охоты определялись как спортивные), так как при всей популярности охоты в XIX в. сегодня напрямую к спорту можно причислить лишь ее небольшую часть.

Однако журнал «Приволжский охотник» (1909, Царицын Саратовского уезда) не только не попадает под все параметры, предложенные исследователем, но ею даже и не рассматривается. Данное издание было обнаружено нами в рамках диссертационного исследования в Государственной Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина Санкт-Петербурга.

В начале XX века в Царицынском уезде была снова предпринята попытка издания специализированного охотничьего издания в провинции. 19 апреля 1909 года вышел первый и единственный номер специализированного еженедельного охотничьего журнала «Приволжский охотник» (Приложение 13). Издателем-редактором стал дворянин Митрофан Захарович Пушкарев. Журнал издавался в царицынской типографии Ф.А. Виноградова, адрес редакции – угол Царицынской и Набережной ул., дом № 1 (Хайдукова), в собственной квартире издателя. Потенциальными подписчиками издания были члены охотничьего общества и местная интеллигенция, предполагалось, что журнал будет востребован и иногородними читателями. На это была нацелена как ценовая политика (в год – 3 руб., 50 коп., для иногородних – 4 руб. Цена отдельного издания – 10 коп.), так и специализация журнала. Для сравнения – подписка на самую популярную ежедневную газету «Царицынская речь» в год составляла 6 рублей. Тираж издания не установлен, но известно, что в более крупных губернских городах подобные издания редко поднимались до уровня 1000 экземпляров.

Актуальных предпосылок для издания специализированного издания об охоте в Царицыне было немного. Давая оценку охотничьему промыслу в Царицынском уезде, известный исследователь XIX века А.Н. Минх отмечал, что «нет специальных охотников за степною, лесною, водяною дичью, которой здесь большое множество, особенно во время весеннего и осеннего отлета. Добытая дичь идет для собственного употребления и разве только часть сбывается местным скупщикам, отправляющим ее в Москву»190. Представителей дворянского сословия (потенциальных любителей охоты) было относительно немного, в основном они состояли на государственной службе или занимались сельским хозяйством, редко торговлею.

Основной доход издание планировало получать от продажи номеров, а не только от рекламы и объявлений. Рекламные объявления были ориентированы на охотников (реклама Тульского оружейного завода, конторы – склада охотничьих принадлежностей А.А. Биткова Санкт-Петербург). Можно предположить, что редактор – издатель имел личный интерес к продукции из Санкт-Петербурга, однако заявленная гипотеза нуждается в дальнейшем изучении. Объявления носили частный характер и стремились обратить внимание потребителей ярким, пестрым оформлением. Внешне это выразилось в использовании многообразия шрифтов и графики (рамки, иллюстрации, линейки).

По форме журнал представлял собой 8 страниц, форматом А 4, таким образом, М.З. Пушкарев ориентировался на обширную аудиторию подписчиков, предполагалось, что издание будет распространяться в розничную торговлю.

Выбор типа издания редактором был совсем не случаен. Традиционно заметным фигурантом российского информационного поля рубежа XIX – XX веков были журналы191 В исследованиях волгоградского ученого, доктора филологических наук О.Г. Шильниковой представлен типологический алгоритм «толстого» журнала в России ХIХ – ХХ веков192. Если проанализировать программное заявление редактора, рубрики и содержание издания, то можно увидеть, что журнал «Приволжский охотник» имеет целый ряд типологических характеристик, присущих «толстому» журналу.