Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературно-художественный альманах "Кубань": поиск модели издания : 1945-1975 гг. Ароянц, Аэлита Акоповна

Литературно-художественный альманах
<
Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах Литературно-художественный альманах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ароянц, Аэлита Акоповна. Литературно-художественный альманах "Кубань": поиск модели издания : 1945-1975 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10. - Краснодар, 2005. - 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Предпосылки создания литературно-художественного альманаха «Кубань» 10

1.1 Литературная периодика Кубани в довоенный период 10

1.2 Условия появления литературно-художественного альманаха «Кубань» 25

2. Становление издательской модели литературно-художественного альманаха «Кубань» 45

2.1 Задачи и концепция нового периодического издания 45

2.2 Изменение редакторской политики с 1945 по 1975 год 58

2.3 Тематическая палитра альманаха 88

3. Формирование круга авторов литературно-художественного альманаха «Кубань» 119

3.1 Специфика работы с авторами 119

3.2 Отражение концепции «дружбы народов» на страницах альманаха 143

3.3 Переводная литература и ее место в структуре «Кубани» 151

Заключение 155

Библиография 160

Приложения 180

Введение к работе

Актуальность исследования. Совокупность региональных изданий формирует общую парадигму отечественной периодической печати. Обращение к локальной истории позволяет создать целостную модель процесса становления и развития средств массовой информации России. Одним из сегментов которой являются печатные периодические издания Краснодарского края. Изучение процесса формирования издательской модели литературно-художественного альманаха «Кубань» восполнит некоторые историко-типологические пробелы, существующие в данной сфере.

Значимость детального рассмотрения специфики становления и развития кубанского литературно-художественного альманаха обусловлена множеством факторов, вюіючающих исторические, культурно-просветительские, социальные, политические и другие аспекты.

Как известно, в послевоенный период «Кубань» являлась единственным литературно-художественным альманахом на территории Краснодарского края. Именно вокруг него объединились литературные силы нашего региона, начала складываться писательская организация, поскольку оргкомитет по созданию краевого отделения СП во главе с А.А. Первенцевым был учрежден лишь в 1947 году.

Материалом исследования, наблюдения и анализа послужили более ста десяти номеров литературно-художественного альманаха «Кубань», вышедшие в период с 1945 по 1975 год. Материалы государственного и партийного архивов Краснодарского края, Литературного и Краеведческого музеев. Документы, письма, рукописи и т.п. личных архивов авторов и редакторов альманаха, а также их близких родственников. Стенограммы личных бесед соискателя с лицами, имевшими непосредственное отношение к процессу становления и развития рассматриваемого печатного периодического издания.

Объектом анализа в диссертации является литературно-художественный альманах «Кубань» за тридцатилетний период с момента создания.

Предметом исследования в данной работе служит процесс формирования издательско-тематической модели литературно-художественного альманаха «Кубань» (1945 -1975 год). Особое место уделяется специфике становления и развития рассматриваемого периодического издания, концепции редакционной коллегии в вопросах связанных с его позиционированием в рамках идеологического дискурса.

Новизна диссертации состоит в проведении целостного анализа издательско-тематической модели литературно-художественного альманаха «Кубань». Впервые предпринимается попытка углубленного и всестороннего изучения данного сборника.

В работе уделено особое внимание ключевым моментам процесса его становления и развития. Наиболее значимым из которых является переход «Кубани» от книжного формата к журнальному. Также немаловажную роль в процессе формирования издательской модели рассматриваемого альманаха сыграло последовательное увеличение числа его ежегодных выпусков.

Кроме того, в диссертационном исследовании приведены доминантные причины изменения статуса литературно-художественного альманаха «Кубань» за счет общественно-политической составляющей. Использованы сведения от непосредственных участников процесса воплощения моделеформирующих трансформаций, подтвержденные архивными данными.

Степень научной разработки. Локальные периодические издания не раз попадали в поле зрения отечественных ученых, однако многие из подобных СМИ пока еще не подвергались фундаментальному исследованию. К их числу принадлежит литературно-художественный альманах «Кубань». Исследователи-краеведы обращали лишь беглый взгляд на авторский состав, путь становления и развития данного издания. В частности, Н.Ф.

Веленгурин, являвшийся главным редактором «Кубани» в 1968-1972 годах, к 25-летию рассматриваемого сборника опубликовал несколько материалов: «Продолжение пройденного» (Кубань. 1970. №1), «Журналу «Кубань» -четверть века» (Советская Кубань. 1970, 19 июля), «Ориентир: современность (обзор альманаха «Кубань»)» (Комсомолец Кубани. 1971, 14 октября).

Совместно с И.М. Ждан-Пушкиным, длительное время занимавшим должность ответственного секретаря исследуемого периодического издания, им подготовлен библиографический справочник «Писатели Кубани», где помещены данные о литераторах Краснодарского края и Адыгеи, которые сотрудничали с альманахом.

Работу по сбору сведений о кубанских писателях и поэтах спустя десятилетие также провели Л.А. Гуменюк, К.В. Зверев. Данные о литературных силах Адыгеи содержатся в библиографическом справочнике подготовленном Х.Г. Тлепцерше.

Изучению локальных СМИ Краснодарского края посвящены завершенные диссертационные исследования М.В. Адамовой и Е.Г. Лебедевой. Некоторые черты исторического развития и фрагментарные сведения об альманахе «Кубань», содержатся в публикациях известных писателей А.А. Первенцева, В.Б. Бакалдина.

Степень научной разработки рассматриваемой темы позволяет говорить о малой изученности материала. Процесс поиска и создания модели литературно-художественного альманаха «Кубань» прежде не исследовался. Многие аспекты, связанные с его функционированием, рассматриваются впервые.

В процессе воссоздания исторического контекста использовалась монография под редакцией В.Е. Щетнева «История Кубани XX век» (A.M. Авраменко, А.В. Баранов, Ю.А. Болдырев и др.). Обозначить ключевые направления развития отечественной периодической печати конца XIX начала XX века на Северном Кавказе позволили труды известного ученого

6 Б.М. Городецкого.

Определенный интерес представляют работы очеркового и мемуарного плана, принадлежащие B.C. Ротову, отразившему некоторые черты региональной властной вертикали в публикациях о партийных руководителях Краснодарского края, и В.Н. Салошенко, предложившему свое видение современности в книге «Ближе к истине». Стоит также отметить значительный вклад в деятельность по сбору данных о функционировании Адыгейской партийной организации Ф.А. Напсо.

С методологической точки зрения опорными являются труды ведущих отечественных теоретиков А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, А.Г. Бочарова, Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, Е.А. Корнилова, С.Г. Корконосенко, Б.Н. Лозовского, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного, М.И. Шостак.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение процесса становления и развития литературно-художественного альманаха «Кубань», поиска его издательско-тематической модели в период с 1945 по 1975 год. В связи с этим определены следующие задачи:

  1. Проследить ключевые этапы становления и развития литературно-художественного и общественно-политического альманаха «Кубань».

  2. Рассмотреть влияние социокультурных, идеологических, общественно-политических, экономических и других факторов на процесс формирования модели данного издания.

  3. Выявить механизм взаимодействия редакционной коллегии «Кубани» с краевой писательской организацией и определить роль литературно-художественного альманаха «Кубань» в процессе формирования литературных сил Краснодарского края.

  4. Охарактеризовать издательско-тематическую модель альманаха.

5. Отразить специфику и концептуальные основы работы с авторами данного сборника.

Методология исследования опирается на историко-типологический, историко-сравнительный, эпистологический методы изучения журналистики, а также использованы элементы историко-литературного анализа, обоснованные профессором В.Б. Смирновым.

Принцип историзма «как общий логический метод, имеющий универсальное значение и занимающий в системе методологических категорий особое место» (84. С. 39), использованный в работе, позволил рассмотреть литературно-художественный альманах «Кубань» в процессе развития, начиная с момента его создания.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении функционирования локальных периодических изданий, определении специфики выстраивания их издательско-тематических моделей.

Практическая значимость. Материалы диссертации позволят восполнить некоторые пробелы региональной истории, связанные с периодом послевоенного восстановления инфраструктуры периодической печати, создания изданий обобщающего типа, а также определить их место и роль в рамках локального информационного поля.

Основные положения исследования дадут возможность углубить представления о литературно-художественных и общественно-политических процессах 1945-1975 годов, опираясь на опыт функционирования альманаха «Кубань», поскольку основные векторы пути его становления и развития были типичны для многих советских изданий подобного плана рассматриваемого периода.

Материалы диссертации могут быть использованы в рамках разработки лекционных спецкурсов по истории литературной журналистики (региональный компонент) и других дисциплинах и спецкурсах, базирующихся на изучении локальных СМИ и СМК.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на двух всероссийских научно-теоретических конференциях, проходивших в 2004 году - «PR в России: образование, тенденции, международный опыт» (Краснодар) и «Российское село в XXI веке: проблемы и перспективы» (Москва-Краснодар). Кроме того, ключевые аспекты исследования рассматривались на II Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и направления ПР Кубани» и III Молодежном форуме (Краснодар, 2003), научно-практической конференции «Екатеринодар - Краснодар. 1793-2003. Вчера. Сегодня. Завтра» (Краснодар, 2003), а также в рамках международного круглого стола «Проблемы изучения региональных СМИ: историко-типологические и прогностические аспекты» (Краснодар, 2000). В докладе на конференции «Великая Отечественная война: к 60-летию Победы» (Краснодар, 2005) были изложены вопросы, связанные с местом и ролью в общей тематической парадигме альманаха «Кубань» материалов о подвиге советского народа в годы войны.

Отдельные аспекты работы отражены в статьях и тезисах, а также в публикациях в различных изданиях.

В 2002/2003 учебном году некоторые элементы данного диссертационного исследования, касающиеся идеологического воздействия на массовую аудиторию посредством печатных СМИ (на примере альманаха «Кубань»), были включены в базовые курсы по «Теории и практике массовой информации» и «Основам теории коммуникации» студентов специальности «Связи с общественностью» КубГТУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. За тридцатилетний период с момента создания литературно-художественного альманаха «Кубань» был завершен процесс становления, намечены основные векторы развития, стабилизировалось положение рассматриваемого издания на рынке локальной периодической печати, были выработаны основные типологические характеристики. В связи с этим были

обозначены временные рамки с 1945 по 1975 год.

2. Альманах «Кубань», длительное время являясь единственным на
территории Краснодарского края литературно-художественным изданием,
содействовал сплочению литературных сил данного региона. В первые
послевоенные годы именно вокруг него объединились кубанские писатели и
поэты.

  1. Локальное печатное периодическое издание «Кубань» оказало существенное влияние на ускорение процесса создания Краснодарской краевой писательской организации, чем в значительной степени содействовало развитию кубанской литературы.

  2. Процесс формирования издательской модели литературно-художественного альманаха «Кубань» включает в себя пять ключевых переломных моментов: изменение книжного формата на журнальный (195 год), увеличение числа ежегодных выпусков до четырех раз (1958-1962 год), изменение статуса альманаха за счет общественно-политической составляющей (с 1961 года), переход на двухмесячную (1962-1966 год) и ежемесячную периодичность с 1967 года.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. Содержит две диаграммы и три таблицы. Общий объем диссертации 179 страниц.

Литературная периодика Кубани в довоенный период

Ретроспектива XX века наглядно демонстрирует весь спектр событий произошедших в минувшем столетии, объективную оценку которым можно дать лишь с позиции глубокого проникновения в исторический дискурс. Статус печати как значимой единицы коммуникативного процесса формировался десятилетиями. Публицистичность ряда литературных текстов, художественное начало некоторых журналистских произведений показывает живую и постоянно трансформирующуюся сущность печатного слова.

В истории отечественной журналистики рубеж: XIX-XX века - это время расцвета газетной и журнальной периодики. Многочисленные литературно-художественные журналы, по большей части печатавшиеся в Москве и Санкт-Петербурге, вошли в повседневную жизнь, как столичных жителей, так и провинциалов.

Многогранность культурных традиций и печатно-издательского наследия Краснодарского края обусловлена его интересной и непростой историей. Территория данного региона сложилась из части земель, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. После 1917 года эти две административные единицы были объединены в Кубано-Черноморскую область. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, спустя десять лет он разделен на два региона: Азово-Черноморский и Северо-Кавказский. 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край расчленен на Ростовскую область и Краснодарский край, в состав которого вплоть до 1991 года входила Адыгейская автономная область. (88. С. 5)

Подобные территориальные трансформации не могли не отразиться на развитии периодики Кубани, также наложил свой отпечаток многонациональный состав жителей края.

В процессе своего становления газеты и журналы данного региона, как и большинство других российских региональных изданий, брали за образец центральную прессу, но, сохраняя типологию столичных изданий, стремились наполнить свои страницы материалами, имеющими непосредственное отношение к жизни области, губернии и города.

Ежедневные газеты, помещавшие официальные сообщения, статьи, заметки по разным вопросам, отчеты думских и судебных заседаний, не могли в полной мере удовлетворить культурные запросы жителей Кубанской области. Возникшую информационную нишу заполнили журналы. Эти издания ориентированные на более глубокий и детальный разбор происходящих событий, на страницах которых обсуждались насущные проблемы, печатались беллетристические произведения, шел подробный разговор о морально-нравственных ориентирах разных поколений и многое другое, снискали расположение читательской аудитории. Характерной чертой подобных печатных сборников являлся широкий спектр рассматриваемых вопросов.

К числу таких изданий можно отнести выходивший в 1907-1908 годах в Екатеринодаре двухнедельный педагогический, литературный и общественно-политический журнал «Школа и жизнь». В его программу входили: правительственные распоряжения по учебному ведомству, статьи по вопросам воспитания и обучения, общественно-политической жизни и науки, хроника местная и общая, обзор педагогической печати, библиография и т.д. Первый номер данного издания вышел 1 января 1907 года под руководством редактора-издателя И.Ф. Пальмова. (48. С. 66)

Журнал отличался достаточно прогрессивным направлением. Его цель и те идеи, которые он проводил, определялись следующими словами редакции: «Общественный строитель, добывай свободу школ! Учитель воспитывай сознательных граждан!» (47. С. 160)

Годовая подписная цена составляла 3 рубля. Всего за время существования этого сборника было опубликовано двадцать шесть номеров (в 1907 году издано 20, а в 1908 - 6 номеров), последний из которых вышел в сентябре 1908 года. Журналу «Школа и жизнь» предшествовало двухнедельное обозрение «Кубанская школа», основанное В.В. Скиданом в сентябре 1906 года и просуществовавшее лишь до нового года (напечатано всего восемь номеров). Не смотря на то, что оба эти издания, по мнению профессора Б.М. Городецкого, составлялись «дельно и содержательно», они не могли полностью удовлетворить запросы читательской аудитории, поскольку в них доминирующими элементами являлись чисто педагогические вопросы. (47. С. 160)

Кубанская область считавшаяся «относительно спокойной окраиной Российской империи», переживала в 1909 году, по словам местной прессы, «газетную горячку» и «печатную манию». Число газет и журналов неуклонно росло.

Интерес кубанцев к собственной истории, обычаям, культуре и науке определил появление первого собственного литературно-художественного издания. По этим причинам, в марте 1909 года в Екатеринодаре был основан «На Кавказе» (иллюстрированный ежемесячный журнал истории, этнографии, общественно-экономической жизни Кавказского края, науки, литературы, публицистики и искусства).

Условия появления литературно-художественного альманаха «Кубань»

Появление в послевоенный период в Краснодарском крае издания литературно-художественного направления было продиктовано требованиями времени. Восстановление народного хозяйства и строительство социалистического государства было невозможно без идейного подъема народных масс. Мощным рычагом в сфере воздействия на население являлось печатное слово. В сложившихся условиях сознание граждан остро нуждалось в идеологической платформе, основы которой закладывались, в том числе, с помощью литературы. Простое декларирование установочных принципов не дало бы такого значительного результата, поскольку в этом процессе основное воздействие было бы направлено на разум, в обход человеческих чувств. Различные же виды искусства (кино, живопись, литература и др.) были направлены на устранение данного пробела.

Как отметил Т.А. Ван Дейк, идеологии - это не перечни норм или ценностей. Они принимаются группами, имеющими общие цели и интересы. Содержание идеологии организовано таким образом, что оно включает ту социальную информацию, которая направлена на защиту этих целей и интересов. (49. С.31)

Партийное руководство страны осознавало тот факт, что от правильности выбора способа и формы подачи социальной информации зависит степень ее восприятия, учитывая это, и выстраивались коммуникативные процессы. Правильно расставленные смысловые акценты, подкрепленные силовыми управленческими рычагами, принесли желаемые результаты.

Победоносное окончание Великой Отечественной войны стимулировало в советской журналистике, публицистике и литературе дальнейшее усиление пропаганды величия сталинизма, культа личности вождя во всех сферах жизни. Это в полной мере относилось ко всей издававшейся печатной продукции в СССР.

В условиях тоталитарного режима периодическая печать настойчиво призывала народ к новым подвигам на фронтах экономического возрождения страны. Административно-командная система, используя политическую и организационную силу печатного слова, направляла его мощь на привлечение широких слоев населения к самоотверженному труду по восстановлению народного хозяйства, на усиление идеологической пропаганды.

Общие цели и задачи ставились перед всеми писателями. Они были сформулированы в Программе КПСС, в которой говорилось: «советская литература призвана служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания». (112. С. 10) Поставленные требования по вертикали спускались и реализовывались не только в центре, но и в регионах.

В послевоенный период с особой остротой встал вопрос о повышении интенсивности издательской деятельности. К концу 1940-х годов ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат. Госполитиздат практически полностью занимался изданием трудов Маркса, Энгельса, Ленина, видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В планах работы издательств «Советский писатель», «Московский рабочий», «Молодая гвардия» и др. приоритетное место занимал выпуск политической литературы.

К началу 1950-х годов в стране насчитывалось около 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств, выпускающих сотни миллионов книг и брошюр на 76 языках народов Советского союза.

В первые послевоенные годы остро ощущалась необходимость укрепления связей редакционных коллективов с массами. В принятых директивных документах рассматривались пути преодоления серьезных упущений в организационно-массовой работе советской печати. (130. С. 177)

Центральные издания, безусловно, имели широкое распространение и в регионах, но они не могли полностью отразить специфику края, его территориальную самобытность, обычаи и чаяния местного населения. Это заставило партийных лидеров обратить пристальное внимание на необходимость устранения данного информационного пробела. Создание разветвленной сети региональной печати и поддержание уже существующих изданий были взяты под особый контроль.

Учитывая тот факт, что Кубань - край с журнальным и литературным потенциалом, а с момента публикации в 1941 году второй книги «Литературная Кубань» здесь не издавалось ни одного литературного печатного периодического издания, и согласуясь с партийными идеологическими установками, в 1945 году по решению Центрального Комитета ВКП(б) был учрежден альманах «Кубань».

Это событие стало заметным явлением для краснодарцев и жителей региона. Необходимо отметить, что рассматриваемый альманах долгое время являлся единственным изданием подобного плана на территории Краснодарского края.

Задачи и концепция нового периодического издания

Как известно, термин «литературный альманах» определен как сборник литературных произведений, часто объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.). Именно такая форма периодического издания была востребована в послевоенный период, поскольку оно имело обобщающий характер. Данная тенденция наблюдалась в различных регионах страны.

Основным отличием альманаха от журнала является отсутствие жестко фиксированной периодичности. В число подобных вариативных элементов могут быть включены объем или тираж. При всех возможных разночтениях у рассматриваемых изданий также есть точки соприкосновения. Они рассчитаны на более глубокое осмысление изложенного материала. Некоторые исследователи определяют альманахи как издания журнального типа.

Свои взгляды на типоформирующие параметры издания наиболее четко выразил издатель «Московского телеграфа» Николай Полевой: «Журнал не принимает на себя обязанности извещать о дневных событиях, он исключительно посвящается тому, что должно оставить о себе прочные следы». (3. С. 29)

Позднее В.Г. Белинский подтвердил мысль Н. Полевого об аналитичности журнала, углубленном изучении действительности, связывая это с социально-историческими условиями развития общества, потребностью людей не только наблюдать, как раньше в «созерцательную» эпоху, но и «вникать», «судить», «переводить факт на идею». Белинский подчеркивал необходимость для журнала определенного, четкого направления. Он писал: «Журнал должен иметь прежде всего физиономию, характер, альманачная безликость для него всего хуже. Физиономия и характер состоят в его направлении, мнении, господствующем учении, которого он должен быть органом». (22. С. 219)

На последнем рубеже Великой Отечественной войны были заложены идеологические основы издания, рождение которого стало возможно лишь после ее окончания. 1945 год дал старт литературно-художественному сборнику, существующему и по сей день.

Процесс развития альманаха «Кубань» протекал в достаточно жестких условиях, его нельзя назвать линейным, поскольку в его публикациях отражались насущные проблемы современности. Редакционная коллегия данного издания пыталась идти в ногу со временем. Но по свидетельству писателя В.Н. Логинова, «провинциальная периодика отличалась большим консерватизмом, в отличии от центральной». В данном случае исследуемый альманах не исключение.

Путь его развития не отличался от других региональных литературных изданий. Таких как ростовский «Дон», воронежский «Подъем», майкопский «Зэкъошныгъ» («Дружба»), сибирский «Север», альманах «Литературный Сталинград» и др.

Изначально заданный тон выдерживался в течение многих лет. Такое положение дел обеспечило «Кубани» относительную стабильность и долголетие, а также положительная установка со стороны партийного руководства. Практически все публикации данного издания имели достаточно сдержанную тональность, когда речь касалась спорных моментов. В адрес редакционной коллегии кроме положительных отзывов звучали и нарекания, в том числе в стихотворной форме — «Ах, Кубань, ты, Кубань, - золотой початок. Почему же ты, Кубань, вся из перепечаток?». Причина была проста. В виду того, что альманах нередко задерживали в печати, некоторые авторы успевали в это время опубликовать свои произведения в других изданиях, не дожидаясь выхода «Кубани». Получалось, что хотя в редакцию данного литературно-художественного сборника рукопись поступила раньше, готовый текст, в связи с проволочками, формально становился перепечаткой. (15. С. 5)

Первые шаги литературно-художественного альманаха «Кубань» уже рассматривались ранее в данном исследовании, поэтому обратимся сразу к 1958 году, когда он обрел журнальный формат.

Существенным переломом в деятельности редакционной коллегии также стало утверждение ежегодного количества выходов данного издания. С 1958 по 1962 год оно печаталось четыре раза в год. В 1962 - 1966 годах периодичность альманаха увеличилась до шести номеров. С 1967 года «Кубань» (редактор С.А. Маркосьянц) стал ежемесячником при формате «толстого» журнала с объемом 9-10 печатных листов.

Если обратиться к историческим основам, то можно сделать вывод, что такая периодичность во многом связана с политическим климатом в стране.

В 1956 году был провозглашен партией новый курс. Пришедший к власти Н.С. Хрущев задал импульс движению советского общества к обновлению. Начался процесс перестройки политического сознания. Остро стала проблема преодоления сложившихся стереотипов в печати различного уровня. «Оттепель» в общественно-политической жизни благотворно сказалась на системе средств массовой информации. Новое появилось в ее характере, содержании, оформлении. Учитывая, что регионы осваивали нововведения со значительным отставанием, то можно сделать вывод, что 1958 год в качестве переломного рубежа в издательско-оформительской модели альманаха «Кубань» был избран не случайно.

LINK4 Специфика работы с авторами LINK4

География авторского состава литературно-художественного и общественно-политического альманаха «Кубань» не ограничивалась только пределами Краснодарского края. С ним сотрудничали поэты и прозаики из различных уголков многонациональной России. В числе публикаций данного сборника встречались материалы, подготовленные жителями других регионов и союзных республик. На страницах альманаха нередко печатались подборки их литературных опытов. Особо тесные связи сложились с народом Адыгеи, в чем немаловажную роль сыграл территориальный компонент.

Подтверждением дружественных творческих связей могут служить временные разделы, посвященные данной тематике. Например, в первом номере 1963 года вышла целая подборка под названием «Слово поэтам Краснознаменного Балтийского флота», где со своими стихами выступили офицеры, старшины и матросы. В пятом сборнике того же года опубликован раздел «У нас в гостях Московские поэты», в 1964 году на суд кубанской читательской аудитории свои произведения представили «Наши гости: поэты Карачаево-Черкессии».

Первоначально авторский состав этого литературного сборника был достаточно ограничен. Однако такое положение дел сложилось не из-за замкнутости и стереотипности издания, а по причине нехватки свежих литературных сил. Созданные в довоенные годы традиции в этой сфере претерпели коренные изменения в период с 1941-го по 1945-й годы. В следующий временной отрезок использовались уже существовавшие художественно-публицистические резервы, очень медленно перестраивавшиеся на «мирные» рельсы. Известный писатель В.Н. Логинов так оценил ситуацию того времени: «Авторов на Кубани было много, а писателей единицы». (175)

Создание новой плеяды молодых литераторов требовало активизации работы с начинающими авторами. Фактически с июня 1941-го по сентябрь 1947-го года в Краснодаре не было структуры, которая курировала бы данный вопрос. Оргкомитет по созданию краевого отделения Союза писателей во главе с А.А. Первенцевым был учрежден лишь в 1947-м году. Юридически же свой статус Краснодарская краевая писательская организация приобрела лишь в 1950-м.

Время и сложившаяся обстановка требовали новых находок, открытий, а самое главное - идеологических подходов в художественно-публицистической сфере.

Редакционная статья первого номера «Кубани» 1945 года повествовала о том, что «в настоящей книге альманаха представлены произведения, написанные в годы Отечественной войны. Наряду со сложившимися писателями, такими, как А. Степанов, Семен Бабаевский, выступают молодые, начинающие писатели и поэты - Е. Смеречинский, А. Татьянин, Петр Симонов, Л. Лиходеев и другие. Их произведения - разные по своему качеству, по своей значимости, но они - свидетельство того, что литературные силы на Кубани есть, они растут». (106. С. 4)

С каждым годом круг авторов данного издания расширялся. Следует особо отметить, что далеко не все опубликованные в нем произведения принадлежали профессиональным поэтам и прозаикам. Особую ценность имели материалы, присланные из разных уголков многонационального Советского Союза.

На самом начальном этапе становления литературно-художественного альманаха «Кубань» (в 1945-1946 годах), кроме уже указанных имен, с ним сотрудничали А. Первенцев, П. Игнатов, И. Смирнов, М. Плям, А. Руммер, М. Покровский, В. Дику нов, В. Литвинов, А. Коломиец, В. Монастырев, В. Михельсон.

Материал А.Н. Степанова «Моя работа над книгой Порт-Артур», опубликованный в первом номере, спустя почти четверть века стал прародителем целого раздела «Писатель о себе», который в 1969 году открыли статьи Леонида Пасенюка и Саввы Дангулова, хорошо принятые читателями и вызвавшие многочисленные отклики.

В 1947 году в сборнике также были опубликованы материалы Г. Соколова «Рассказы о «Малой земле»», Б. Верткина «Рождения славы», И. Белякова «Весенняя Кубань» и «Голос вождя», А. Исакова «Курган Медыны», П. Чихачева «Счастье», Н. Лаврентьева «Кавказский государственный заповедник» и другие.

На последнем имени остановимся подробнее. Н. Лаврентьев - главный лесничий заповедника, ученый лесовод. Его статья имела принципиальное значение для «Кубани». Именно с нее началась традиция приглашать специалистов в разных отраслях и сферах деятельности, которые рассказывали бы о вверенных им хозяйствах.

Чтобы вписать материал «Кавказский государственный заповедник» в рамки литературно-художественного сборника, над ним основательно поработал редактор. Первоначально текст мало чем отличался от статистического отчета о количественном и видовом составе флоры и фауны этого живописного уголка природы, но к моменту знакомства с читательской аудиторией он обрел вполне литературный вид. Конечно, цифры не всегда лаконично вписывались в художественное повествование и значительно ограничивали возможности для полета вдохновения, но бесспорно одно -материал нес просветительское начало. Доступно, легко и интересно рассказать о людях, природе, традициях Краснодарского края - задача, которую пытался в данном случае реализовывать редакционный коллектив альманаха.

Похожие диссертации на Литературно-художественный альманах "Кубань": поиск модели издания : 1945-1975 гг.