Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Лайкова Яна Владимировна

Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ
<
Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Лайкова Яна Владимировна. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Лайкова Яна Владимировна;[Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова].- Москва, 2016.- 211 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эволюция инфографики как метода представления информации в СМИ 24

1.1. Инфографика: определение и понятия 25

1.2. Развитие инфографики в российских СМИ

1.2.1. Возникновение инфографики в СМИ. 1890–1920 гг. 34

1.2.2. Становление инфографики как компонента графической модели печатных СМИ. 1920–1960 гг . 38

1.2.3. Развитие дизайна инфографики. Влияние телевизионных и компьютерных технологий. 1960–2000 гг. 45

1.2.4. Формирование медиаинфографики. 2000-е гг. – настоящее время 52

1.3. Выводы по Главе 1 63

Глава 2. Медиаинфографика в мультимедийной среде 65

2.1. Медиаинфографика как формат медиатекста: жанры, типы и функции 65

2.2. Влияние цифровых технологий на развитие мультимедийной медиаинфографики онлайн-СМИ 74

2.3. Коммуникативные свойства мультимедийной медиаинфографики: интерактивность, гипер- и интертекстуальность 80

2.4. Классификация структурно-функциональных составляющих медиаинфографики 90

2.5. Работа над медиаинфографикой в условиях конвергентной редакции 98

2.6. Выводы по Главе 2 102

Глава 3. Трансформация медиаинфографики в онлайн-СМИ 104

3.1. Интегрирование медиаинфографики в онлайн-СМИ и ее позиционирование на сайте 104

3.2. Тенденции современного развития медиаинфографики (2010– 2015 гг.) 120

3.2.1. Рост информационной насыщенности медиаинфографики и расширение палитры ее функций 120

3.2.2. Формирование «классической» структуры медиаинфографики 130

3.2.3. Развитие интерактивных проектов и эволюция коммуникативных свойств медиаинфографики 134

3.2.4. Изменение визуального облика медиаинфографики. Появление электронных шаблонов 1 3.3. Классификация мультимедийной медиаинфографики 152

3.4. Выводы по Главе 3 157

Заключение 161

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью изучения истории развития и формирования медиаинфографики, исследования принципов ее создания и функционирования, анализа взаимосвязей данного формата и мультимедийного текста онлайн-СМИ. Указанные причины послужили основанием для выбора темы диссертационной работы «Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ».

Степень научной разработанности темы. Теоретическая база исследования сложилась в процессе изучения трудов по теории журналистики, медиадизайну, лингвистике, искусствоведению и психологии восприятия, что обеспечило возможность междисциплинарного подхода к изучаемому предмету. При подготовке диссертации особо значимыми стали работы российских и зарубежных исследователей, в которых ра с-сматриваются такие понятия, как инфографика, мультимедиа, мультимедийный текст, медиатекст, онлайн-СМИ, визуализация, медиадизайн.

Исследования, посвященные инфографике, затрагивают несколько ключевых аспектов. А нализу функций инфографики и классификации ее видов посвящены труды Г. А. Никуловой и С. В. Острикова4. К. Ф. Нефедьева5 пишет о применении различных средств визуализации данных в аналитической деятельности, С. И. Симакова6 рассматривает

4 См., напр.: Никулова Г. А. Средства визуальной коммуникации – инфографика и
метадизайн // Образовательные технологии и общество. №2. Т.13, 2010. С. 369–387;
Остриков С. В. Теоретические основы и принципы инфографического дизайна:
монография. – М.: ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-
промышленная академия им. С. Г. Строганова», 2014.

5 Нефедьева К. Ф. Инфографика – визуализация данных в аналитической деятельности
// Труды Санкт-Петербургского гос. ун-та культуры и искусств. Т. 197, 2013. С. 89–93.

6 Симакова С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации
в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. –
2014. – Вып. 92. – С. 77–83; Симакова С. И. О визуализации журналистских

инфографику как средство визуализации экономической информации в СМИ. М. П. Концевой, С. Э. Некляев, Е. К. Рева, Н. А. Силанов, Е. А. Смирнова, Е. М. Тихонова7 уделяют внимание особенностям инфо-графики как метода представления данных и тенденциям ее развития в парадигме журналистики. В трудах И. П. Иваницкого, В. В. Лаптева, Э. Тафти, С. В. Острикова8 освещаются некоторые аспекты истории во з-никновения и развития ин фографики. В контексте авторского права в журналистике инфографика как составное произведение, продукт работу

нескольких специалистов рассматривается И. А. Панкеевым, Н. А. Шелу-дяковой9.

Следует отметить ряд изданий по инфографике, авторами которых являются, в основном, зарубежные практики в области дизайна. Эти книги и альбомы представляют собой подборку разнообразных примеров инфо-графики и отражают опыт ее использования сотрудниками различных компаний (в повседневной работе они сталкиваются с задачей подготовки

материалов // Гуманитарные аспекты современных массмедиа: проблемы,

противоречия: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 9–10 апреля 2015 г. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. – 2015. – С. 120–124.

7 Концевой М. Интерактивная журналистская инфографика: феномен, тенденции,
инструментарий // Библиотека БГУ. – URL: 1/Koncevoj.PDF (дата обращения: 10.09.2014); Некляев С. Э. Инфографика: принципы
визуальной журналистики. – М.: Медиа-мир, 2008; Рева Е. К. Инфографика в совре
менной журналистике. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011; Силанов Н. А. Ин
формационная графика в современной визуальной культуре // Вестн. Моск. ун-та.
Сер.10, Журналистика. – №3. – 2010. – С. 23–31; Смирнова Е. А. Инфографика в систе
ме журналистских жанров // Вестн. ВолГУ. – Сер. 8, Литературоведение, Журналисти
ка. – №11. – 2012. – С. 92–95; Тихонова Е. М. Инфографика в арсенале журналиста
современной рос сийской региональной газеты // Вестн. Томского Госуд-го Ун
та, Филология. – 2010. – №2. – С. 145–152.

8 Иваницкий И. П. Изобразительная статистика и венский метод. –
М.–Л.: ОГИЗ–ИЗОГИЗ, 1932; Лаптев В. В. Указ соч.; Tufte E. R. The Visual Display of
Quantitative Information. Cheshire; Graphics Press, 2nd Edition, 2013; Остриков С. В. Указ
соч.; Остриков С. В. Проектно-художественное моделирование инфографики: теорети
ческие основы и принципы: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.06 / Московская
государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. –
М., 2014.

9 Панкеев И. А. Авторское право для журналистов. – М.: И здательство «ВК», 2014;
Шелудякова Н. А. Интернет-СМИ в аспекте авторского права: автореф. дис. … канд.
филол. наук: 10.01.10 / МГУ. – М., 2013.

и проведения презентаций и составления отчетов)10, а также графическими дизайнерами11, иллюстрирующими теоретические выкладки о процессах визуализации в рекламе и СМИ примерами качественной инфографи-ки. Указанные издания в большей степени носят практический характер.

Одно из основных мест среди источников теоретического характе
ра принадлежит работам, в которых изучается современный медиатекст –
это труды отечественных исследователей: Н. С. Валгиной,
Р. С. Гиляревского, И. М. Дзялошинского, Т. Г. Добросклонской,

О. А. Корды, Н. А. Кузьминой, М. В. Луканиной, М. А. Пильгун, В. Е. Чернявской, Т. В. Шмелевой12.

В диссертационном исследовании медиаинфографика изучается как смысловое и композиционное единство верба льных и невербальных элементов – креолизованный текст. Этому понятию посвящены работы Е. Е. Анисимовой, Н. С. Валгиной, М. Б. Ворошиловой, О. А. Корды, Ю. А. Сорокина и Е. Ф. Тарасова13.

10 Желязны Дж. Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям
для руководителей / Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследо
ваний, 2004; Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. –
СПб: Питер, 2015.

11 Маккэндлесс Д. Инфографика. Самые интересные данные в графическом представ
лении. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014; Cook G. and Byrne D. The Best American
Infographics 2013. Mariner Books, Houghton Mifflin Harcourt. – Boston, New York, 2013.;
Franchi F. Designing News. – Berlin: Gestalten, 2013.

12 Валгина Н. С. Теория текста. Учебное пособие. – М.: Логос, 2003; Гиляревский Р. С.
Текст как продукт медиакультуры // Журналистика и культура рус. речи. – 2004. – № 2.
– С. 41-47; Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Медиатекст: особенности создания и
функционирования. М.: НИУ-ВШЭ, 2011; Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и
методы изучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 2. – С. 28–
34; Корда О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-
функциональные характеристики // Автореф. дис. … канд. филол. Наук. – Екатерин
бург, 2013; Кузьмина Н. А. Современный медиатекст. – М.: ФЛИНТА, 2014; Луканина
М. В.
Текст средств массовой информации и конвергенция / Политическая лингвисти
ка. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. – URL: (дата обращения: 13.08.2014); Пильгун М. А. Текст в современном медиапро-
странстве. Монография. – М.: Интеллект-Центр, 2010; Чернявская В. Е. Лингвистика
текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. – М.: Директ-
Медиа, 2014; Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве. Учебное пособие. –
М.: Книжный дом Либроком, 2013.

13 Анисимова Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке
проблемы) // Филологические науки. – №5. – 1996. – С.74–84; Валгина Н.С. Указ. соч;
Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: моногр. /
М. Б. Ворошилова. – Екатеринбург, 2013; Корда О. А. Креолизованный текст в совре
менных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: дис. … канд.

В осмыслении общетеоретических и методологических аспектов
изучения мультимедийного текста диссертант опирался на работы
Д. Ю. Кульчицкой, С. С. Распоповой14. М ультимедийные технологии,
жанры мультимедиа и требования к работе редакции в условиях конвер
генции изучаются А. Г. Качкаевой, Н. Г. Лосевой, В. В. Тулуповым15.
Ключевые признаки интернет-СМИ (мультимедийность, интерактивность,
гипертекстуальность) рассматриваются в работах М. М. Лукиной,

И. Д. Фомичевой, А. А. Никитенко16.

Работы, в которых рассматривается история графического дизайна в России и его современное состояние, позволили изучить предпосылки формирования инфографики в России, установить факторы, повлиявшие на ее становление. Речь идет о трудах В. В. Волковой, С. И. Галкина, Е. А. Лаврентьевой, А. Н. Лаврентьева, М. Картер17. Важное место среди

филол. наук: 10.01.10 / ФГАОУ «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина». – Екатеринбург, 2013; Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. – М.: Высшая школа, 1990. С. 180–186.

14 Кульчицкая Д. Ю. Истоки мультимедийности в традиционных журналистских жан
рах // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2012. – №3. – С. 94–95; Кульчиц
кая Д. Ю.
Отображение предметно-чувственно мира в журналистских произведениях:
от печати до мультимедиа. // Автореф. … канд. филол. наук. – М., 2013; Распопо-
ва С. С.
Автор мультимедийного текста // Вестник Челябинского государственного
университета. Филология. Искусствоведение. – 2012. – № 13 (267). Вып. 65.
С. 100–102.

15 Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ
превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. – М.: Фокус-Медиа, 2010;
Лосева Н. Г. Конвергенция и жанры мультимедиа / Журналистика и конвергенция:
почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. Под ред. Качкае-
вой А. Г. – М.: 2010. С. 69–79; Тулупов В. В. Выпуск современных СМИ в условиях
конвергентности // Дизайн СМИ: тренды XXI века. Материалы IV Международно-
практической конференции 26-27 сентября 2014 года. – М.: Факультет журналистики
МГУ, 2014. С. 76–83.

16 Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие /
Под ред. Лукиной М. М. – М.: Фак-т журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005;
Никитенко А. А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детер
минирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестн. ВГУ. Серия: Фило
логия. Журналистика. – №1. – 2009. – URL: 01/2009-01-35.pdf (дата обращения: 25.12.2014).

17 Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестник Московского университета. –
Сер. 10, Журналистика. – №4. – 2014. С. 5–21; Галкин С. И. От дизайна «вещей» к ди
зайну СМИ. Некоторые проблемы промышленного проектирования и художественного
конструирования в историческом аспекте. – М.: Фак-т журналистики МГУ, 2010;
Лаврентьева Е. Текст в графическом дизайне. Актуальные проблемы и тенденции

источников теоретического характера принадлежит работам, в которых исследуются проблемы визуального мышления и восприятия, – это труды Р. Арнхейма, А. Бергера, А. Каиро, Г. Лэнгтона, Д. Роэма18.

Комплексному исследованию истории эволюции инфографики как метода представления информации в СМИ способствовали труды по истории российской журналистики Б. И. Есина, Р. П. Овсепяна19.

Источники, посвященные современному состоянию российских
СМИ и журналистики, п роисходящей трансформации медиасистемы и
процессов коммуникации, а также изменению функциональных и систем
но-типологических особенностей СМИ, способствовали проведению ком
плексного исследования медиаинфографики с учетом внешних факторов
воздействия на данный компонент медиатекста. Диссертантом были изу
чены труды российских исследователей Е. Л. Вартановой,
Я. Н. Засурского, Г. П. Бакулева, В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг,
Л. Л. Реснянской, В. В. Тулупова, В. В. Солодова, М. Г. Шилиной,
М. В. Шкондина, Г. Г. Щепиловой20.

визуализации текста. – М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2008; Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2007; Картер М. Современный дизайн газет. – URL: (дата обращения: 22.04.2015).

18 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Архитектура-С, 2012;
Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию; Cairo A.
Infografa 2.0. Visualizacin interactiva de informacin en prensa. Madrid: Alamut, 2008;
Лэнгтон Грегори Ричард. Разумный глаз: Как мы узнаем то , что нам не дано в
ощущениях. – М.: УРСС, 2009; Роэм Д. Визуальное мышление: Как «продавать» свои
идеи при помощи визуальных образов. – М.: Эксмо, 2010.

19 Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917). – М.: Флинта, 2012;
Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики / под ред.
Я. Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

20 Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. –
М.: МедиаМир, 2014; Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России /
Под ред. Я. Н.Засурского. – М., 2003; Засурский Я. Н. Теория коммуникации в системе
новых технологий // Вестник Московского ун-та, серия Журналистика. – № 3. – 2006;
Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика / Г. П. Бакулев. – М.: ИПК, 2002;
Гринберг Т. Э., Горохов В.М. Интерактивная журналистика: путь в будущее // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2000; Тулупов В. В. Коммуникация в современном
мире // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы
массовой коммуникации» 16–17 мая 2014 г. Воронеж: Фак-т журналистики ВГУ, 2014;
Солодов В. В. Структурная трансформация СМИ: технологические причины и соци
ально-экономические последствия. М.: МГУ, 2004; Шилина М. Г. Медиакоммуника-
ция: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуни
каций // Медиаскоп, 2009. – URL: (дата обращения:
13.01.2015); Шкондин М. В., Реснянская Л. Л. Типология периодической печати: учеб.
пособие для студентов вузов / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. –

Изучение вышеупомянутых научных трудов позволило диссертанту комплексно подойти к исследуемой теме, критически проанализировать материал, определить свою позицию в изложении работы и обосновать рабочую гипотезу.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе впервые в отечественной науке произведен комплексный анализ медиаинфо-графики как формата медиатекста онлайн-СМИ. Изучение существующих научных работ показало, что указанная тема филологами, журналистами, лингвистами, искусствоведами ранее не рассматривалась. Феномен инфо-графики, используемой в СМИ, еще не успел стать предметом научной рефлексии, и методология ее изучения находится на стадии теоретической разработки. Сам термин «инфографика» начал использоваться в России лишь в начале 2000-х годов, что связано с распространением переводной научной литературы по данной теме (в основном, это англо- и испано-язычные источники), а также началом применения медиаинфографики в мультимедийных СМИ и ее выделением в самостоятельный формат медиатекста. Появление в России первых научных статей, посвященных инфографике в СМИ, относится к 2010–2012 гг.21

На сегодняшний день назрела необходимость теоретического и практического изучения медиаинфографики как формата медиатекста, что связано с ее широким распространением и востребованностью в области СМИ.

Научная новизна диссертационной работы раскрывается в ескольких аспектах:

  1. Проводится многосторонний анализ понятия «инфографика»;

  2. Предлагается периодизация истории развития инфографики как метода представления информации в российских СМИ;

  1. Вводится понятие «медиаинфографики» как наиболее полно соответствующее парадигме исследования – изучению инфографики в средствах массовой информации;

  2. Изучаются типы и виды медиаинфографики, жанры медиатек-ста, которые охватывает данный формат, его функции;

5. Анализируется влияние цифровых технологий на развитие
медиаинфографики и выявляются особые свойства мультимедийной
медиаинфографики: интерактивность, гипер- и интертекстуальность;

М.: Аспект Пресс, 2007; Щепилова Г. Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 21 См., напр., статьи Тихоновой Е. М. Указ. соч.; Ревы Е. К. Указ. соч.

  1. Классифицируются структурно-функциональные составляющие медиаинфографики и их разновидности;

  2. Составляется алгоритм создания медиаинфографики в условиях конвергентной редакции;

  3. Изучается развитие и особенности функционирования медиаин-фографики в современных российских онлайн-СМИ в контексте журналистики и дизайна;

9. Проводится классификация мультимедийной медиаинфо-
графики.

Объектом данного исследования является медиаинфографика как формат медиатекста. Предмет исследования – структура, функции, типы медиаинфографики, особенности ее развития и практического применения в российских онлайн-СМИ.

Цель исследования состоит в изучении особенностей функционирования медиаинфографики как формата медиатекста в российских о н-лайн-СМИ.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Проанализировать ключевое для диссертационной работы понятие «инфографика»;

  2. Провести периодизацию истории развития инфографики в российских СМИ, выявить основные тенденции в ее п рименении на каждом этапе и проследить процесс становления медиаинфографики;

  1. Ввести термин «медиаинфографика», который наиболее полно соответствует парадигме диссертационного исследования; выделить жанры, типы и функции данного формата медиатекста;

  2. Исследовать медиаинфографику как составляющую мультимедийного текста: изучить влияние цифровых технологий на развитие данного формата и проанализировать его коммуникативные свойства; провести классификацию структурно-функциональных составляющих медиаинфографики и выработать алгоритм работы над ней в услови ях конвергентной редакции;

  3. Изучить процесс возникновения м едиаинфографики в российских онлайн-СМИ, особенности функционирования данного формата в мультимедийном тексте и выявить ключевые тенденции современного развития медиаинфографики;

6. Разработать к лассификацию мультимедийной медиаинфо-
графики.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическая основа диссертационной работы состоит из двух групп – печатных и онлайн-СМИ. Изучение материалов печатных изданий послужило исследованию истории развития инфографики в российских медиа. В первую очередь, этому способствовали научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света», «Химия и жизнь», «Техника – молодежи», которые положили начало традиции систематического, а не случайного использования инфографики. Кроме того, автор диссертации использовал для аргументации выводов о тенденциях в развитии инфографики материалы изданий «Газета-копейка», «Огонек», «СССР на стройке», «Аргументы и факты», «Все ясно», «Секрет фирмы», «Деловой Петербург», «Московские новости». В печатных изданиях сформировались основные принципы применения инфографики и произошло становление медиаинфографики как особого формата медиатекста.

Ко второй группе – онлайн-СМИ – относятся современные российские медиа, которые на протяжении длительного времени публикуют медиаинфографику, что дает возможность полноценно исследовать развитие данного компонента мультимедийного медиатекста. С этой целью были отобраны онлайн-СМИ разного типа , что способствует полноте и репрезентативности эмпирической базы:

– общественно-политические и новостные сетевые издания: «Московские новости»22, «Аргументы и факты»23, «Москва 24»24, «Lenta.ru»25, «Газета.ru»26;

– деловое издание «Ведомости»27;

– новостное информационное агентство МИА «Россия сегодня»28 (до 9 декабря 2013 года – ФГУП РАМИ «РИА Новости»).

Хронологические рамки исследования. Исследование печатных изданий охватывает период с 1890 по 2015 гг. Определение нижней границы обусловлено появлением первого примера инфографики в журнале «Наука и жизнь», ставшим своеобразной точкой отсчета истории данного метода представления информации в российских СМИ. Выбор верхней

22 Московские новости. – URL: .

23 Аргументы и факты. – URL: .

24 Москва 24. – URL: .

25 Lenta.ru. – URL: .

26 Газета.ru. – URL: .

27 Ведомости. – URL: .

28 РИА Новости. – URL: .

границы обусловлен продолжающимися по сей день изменениями медиа-инфографики в печатной прессе.

Временные рамки, выбранные для изучения медиаинфографики российских онлайн-СМИ, охватывают период с января 2010 по июнь 2015 гг. В это время медиаинфографика появляется во многих российских интернет-СМИ и до сегодняшнего дня продолжает активно развиваться. Временные рамки, ограниченные этим пятилетним периодом, позволяют включить в исследование те онлайн-СМИ, в которых медиаинфографика получила наиболее широкое распространение и во многом стала прим ером ее эффективного использования для других российских медиа. Эмпирический материал, опубликованный в этот период, п омог диссертанту составить наиболее полное представление об особенностях применения медиаинфографики в онлайн-СМИ, изменении технологических инструментов ее создания и методов ее интегрирования в мультимедийный текст.

Рабочая гипотеза исследования. С развитием СМИ инфографика становится одним из наиболее актуальных методов визуализации медиа-текста. Структурно-функциональные особенности применения инфогра-фики в СМИ позволяют определить ее как современный формат медиа-текста – медиаинфографику. При интегрировании в веб-среду она становится полноценным компонентом мультимедийного текста и отвечает типу, функциям и целевой аудитории онлайн-СМИ.

Методология исследования. Работа носит комплексный, системный и междисциплинарный характер. В виду многоаспектности изучаемого феномена диссертант придерживается нескольких методов исследования.

В основе работы лежит системный подход : медиаинфографика изучается как самостоятельная система (единство взаимосвязанных ве р-бальных и невербальных компонентов), находящаяся в тесном смысловом и композиционном в заимодействии с гиперсистемой (мультимедийным текстом онлайн-СМИ). Системный подход способствовал многосторонней характеристике объекта и предмета исследования.

Дефиниция понятий послужила ключевым методом при написании теоретической части исследования. Проводится анализ представленных в научных трудах определений понятий «инфографика», «мультимедийный текст».

Диахронический метод исследования позволил рассмотреть предпосылки возникновения и последовательного становления медиаинфогра-фики в России, выявить общие тенденции ее использования в СМИ на

протяжении более чем векового развития. Синхронический метод помог проанализировать состояние медиаинфографики, принципы ее создания и функции в современных онлайн-СМИ.

Индуктивный метод – качественный анализ примеров использования инфографики и медиаинфографики в СМИ – состоял в семантическом исследовании объекта, изучении его формы и содержания. Он позволил проиллюстрировать указанные тенденции, аргументировать позицию а втора, касающуюся периодизации истории инфографики, обоснования популярности тех или иных видов инфографики и детального анализа графических инструментов и особенностей инфографики в изданиях различного типа . Дедуктивный метод способствовал выявлению общих тенденций в использовании инфографики в СМИ в разное время, что связано с социально-политическими изменениями в России и технологической трансформацией в области СМИ и графического дизайна, и вве сти определяющее понятие медиаинфографики.

В качестве вспомогательных ме тодов выступили метод наблюдения, использованный при отборе и систематизации эмпирического материала, и сравнительно-описательный метод, позволивший классифицировать и обобщить результаты научных наблюдений, выявить особенности использования медиаинфографики в каждом из онлайн-СМИ и отметить существующие преимущества и недостатки в ее применении.

Филологический аспект исследования заключается в анализе медиаинфографики как формата мультимедийного текста. Диссертант изучает процесс становления медиаинфографики, ее содержательные и структурные характеристики, а также особенности функционирования в медиатексте российских онлайн-СМИ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие «инфографика» носит многоаспектный характер в связи с ее широким применением в различных областях. Специфика использования данного формата представления информации в СМИ требует введения термина «медиаинфографика» во избежание искажения парадигмы исследования.

  2. Процесс становления медиаинфографики в российских СМИ не являлся одномоментным и был обусловлен рядом факторов: развитием системы СМИ и изменением предпочтений целевой аудитории изданий, трансформациями в социальной и политической сфере, технологической эволюцией в области печатных процессов, информационно-коммуникационных технологий, появлением инструментов дизайна и программирования.

  1. Медиаинфографика является синкретичным форматом креоли-зованного, поликодового медиатекста, объединяющего различные жанры журналистики и наглядное изображение, созданное при помощи дизайн-средств. В мультимедийной среде онлайн-СМИ она приобретает такие свойства, как интерактивность, гипер- и интертекстуальность.

  2. Создание мультимедийной медиаинфографики как комплекса определенных структурно-функциональных составляющих и вербального текста возможно только при коллективной работе над ней нескольких специалистов. Этот факт позволяет утверждать: данный формат медиатек-ста отвечает требованиям современной конвергентной редакции, которая нуждается в фиксированном алгоритме производства медиапродукта.

  3. Трансформация медиаинфографики с 2010 по 2015 гг. как формата журналистского материала и как визуальной составляющей российских онлайн-СМИ позволяет выделить следующие тенденции ее развития: рост информационной насыщенности медиаинфографики и расширение палитры ее функций; формирование определенной структуры медиатек-ста; развитие интерактивных проектов и коммуникативных свойств формата; изменения визуального облика медиаинфографики и появление электронных шаблонов.

  4. Изучение эмпирического материала дает возможность провести классификацию мультимедийной медиаинфографики по таким основаниям, как продолжительность работы над медиатекстом, степень актуальности содержащейся в публикации информации, характер взаимосвязи с окружающим медиатекстом, сложность структуры медиаинфографики, количество информационных блоков , виды визуализируемой информации, кинетические характеристики, форма взаимодействия пользователя с публикацией.

Научно-практическая значимость. Результаты диссертационного исследования способствуют расширению теоретических представлений об инфографике как способе представления информации и истории ее развития. Разработанная модель анализа (жанры, типы, функции медиа-инфографики) и классификация мультимедийной медиаинфографики, представленные в работе, могут быть использованы как методические разработки для продолжения дальнейших научных исследований, а также преподавательской деятельности в вузах. Анализ эмпирического материала позволяет оценить современное состояние российской онлайн-медиаинфографики, выявить положительные и отрицательные тенденции и спрогнозировать дальнейшее развитие данного формата.

Практическая значимость заключается в возможности создания учебно-методических материалов на базе научного исследования. Положения диссертационной работы могут быть применены журналистами и дизайнерами при создании медиаинфографики для печатных и онлайн-СМИ.

Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из Введения, трех глав, разделенных на параграфы, Заключения, Библиографического списка и Приложения.

Развитие инфографики в российских СМИ

Термин «инфографика» произошел от сокращения словосочетания «информационная графика» и изначально обозначал лишь подготовку гр а-фиков и диаграмм. В широкое употребление в США и странах Европы он вошел относительно недавно – в конце 1980-х–начале 1990-х гг.36, в России – в начале 2000-х гг., что связано с распространением инфографики в мультимедийных СМИ и появлением исследований в данной области. Термин является устоявшимся как в русском, так и в иностранных языках, например, в английском – infographics, испанском – infografa, итальянском – infografica, немецком – infografiken. Так же, как и в русском языке, он является производной от двух слов – «информация» и «графика», и обозначает наглядную презентацию информации при помощи графических средств.s

Стоит отметить, что в качестве синонимов термина «инфографика» российские и зарубежные исследователи используют словосочетания «визуализация данных»37, «изобразительная статистика»38, «информационный д и-зайн», «визуальная журналистика», что размывает границы изучаемого понятия.

Так, визуализация данных (термин, произошедший от англ. data visualization, в сфере дизайна является синонимом англ. big data – массив данных) служит инструментом решения аналитических задач при работе с большим количеством количественной или качественной информации и является формой представления данных в таком виде, который обеспечивает их эффективное изучение реципиентом. В процессе создания визуализации данных обязательно участвует программист, который отвечает за написание алгоритма обработки информации. Как правило, специалисты проводят различие между инфографикой и визуализацией данных. Известный испанский дизай-нер-инфограф А. Каиро отмечает, что инфографика преподносит читателю уже визуализированную историю, в то время, как визуализация данных предлагает реципиенту самому проанализировать представленную информацию и создать, додумать эту историю39. В случае визуализации данных в первую очередь необходима способность журналиста и дизайнера увидеть в объеме информации уникальный сюжет, который позволит «повернуть» данные под нужным углом, т.е. выбрать критерий их представления, соответствующий предмету работы. Визуализация данных – это рассказ «захватывающей истории с настоящим масштабом действия и разнообразием доступной ныне цифровой информации»40. Инфографика – это развернутое повествование, созданное журналистом. На наш взгляд, Р. Крам (основатель компании InfoNewt, работающей в сфере инфографики) справедливо называет визуализацию данных лишь одним из инструментов создания инфографи-ки41. Таким образом, визуализация данных может быть компонентом инфо-графики, но не наоборот. В настоящем исследовании мы относим визуализацию данных к одному из видов инфографики (см. параграф 2.4.).

Термин «изобразительная статистика» получил распространение намного раньше, чем «инфографика», – он возник в СССР в 1930-х гг., что связано с появлением в стране Института изобразительной статистики (Изо-стата) и развитием этого метода представления информации. Данный термин соответствует, скорее, лишь одному из исторических периодов эволюции инфографики в России (см. параграф 1.2.2). оформления, структурирования и представления информации с учетом эргономики и психологии восприятия, и инфографика является лишь одним из методов визуализации в данной области.

Визуальная журналистика включает в себя не только инфографику, но и другие методы наглядной подачи информации, использующие инструменты вербально-визуального языка. Она «подразумевает комбинацию графических элементов и повествования», это одновременно «и представление и н-формации, и интерпретация реальности, чтобы передать идею»42, – так отзывается о визуальной журналистике Ф. Франки, графический дизайнер, арт-директор журнала «Иль – Интеллидженс ин Лайфстайл» («IL – Intelligence in Lifestyle»).

Несмотря на широкое распространение инфографики, понятийный аппарат разработан недостаточно, на сегодняшний день существует ряд различных определений инфографики, которые носят достаточно общий характер. В большинстве работ инфографику называют формой визуального представления информации или методом визуализации. Эти дефиниции не точны – они не позволяют провести четкую границу между инфографикой и графической иллюстрацией, рисунком, фотографией или ви деоизображени-ем, также служащим задачам визуализации. Существует и ряд более узких определений, сформулированных специалистами таких областей, как журналистика, лингвистика, дизайн, право, реклама, маркетинг, искусствоведение и пр.

Например, российские искусствоведы С. В. Остриков и В. В. Лаптев считают инфографику методом представления информации вербально-графическими средствами, главная задача которых состоит в эффективной передаче данных43. С. В. Остриков, акцентируя внимание на способе созда-42 Франческо Франки о визуальной журналистике. – URL: http://infogra.ru/infographics/franchesko-franki (дата обращения: 20.03.2015). 43 Остриков С. В. Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата ния инфографики, делит ее на дизайнерскую и недизайнерскую (автоматическую и стандартизированную)44. Таким образом он подчеркивает важность творческого подхода автора при создании эксклюзивной работы в одном случае, и тенденцию к типовой визуализации, производству шаблонов с использованием компьютерных программ, в другом. Дизайнерская инфографи-ка создается при обязательном участии художника (дизайнера, иллюстратора), недизайнерская – без его участия. Профессор А. Каиро называет инфографику «функциональным искусством»45 и акцентирует внимание на ее прикладном назначении – структурировании информации для комфортного прочтения. Схожее определение предлагает автор изданий об инфографике М. Смикиклас, когда речь идет об использовании инфографики в сфере маркетинга и коммуникаций: инфографика – это визуализация данных или идей, которая преподносит аудитории сложную информацию легким для восприятия и понимания образом46.

Из приведенных определений следует, что инфографика, вне зависимости от сферы ее применения, представляет собой метод визуального пре д-ставления данных, информирования читателя (об этом свидетельствует и словообразование термина) и является продуктом дизайнерской деятельности.

Становление инфографики как компонента графической модели печатных СМИ. 1920–1960 гг

Красочность работ, использование разнообразных иллюстраций и узоров, поиск метафорических образов, трансформация привычной плоскостной композиции – отличительные черты изобразительной составляющей инф о-графики нового периода. С содержательной точки зрения, ее характеризует целостность повествования и наличие сюжета, журналисты стремятся к комплексному, многостороннему изложению информации, насыщенной цифрами и фактами. Возникновение отдела инфографики в журнале «Все ясно» способствовало тому, что журналисты и дизайнеры по степенно обретали специальные навыки совместной работы над данным форматом, и он не воспринимался в издании как второстепенная, дополнительная единица текста, а стал полноправным редакционным материалом.

Все перечисленные изменения в подходе к инфографике в журнале «Все ясно»: превращение материала в сторителлинг, его выделение в самостоятельную публикацию, структурообразующий характер инфографики в издании, соединение в ней различных средств визуализации, появление нескольких смысловых «уровней» в тексте к ак стремление автора к многоаспектному анализу темы, – позволяют говорить о формировании медиаинфо-графики как особого формата медиатекста.

Можно сказать, что с издания «Все ясно» началось становление профессии инфографа – специалиста, который отвечает за создание инфографи-ки и, в случае работы в СМИ, создает медиапродукт совместно с журналистом и/или редактором. Это человек должен обладать художественным вкусом, владеть графическими программами, уметь верстать и рисовать (от руки и на планшете). На сегодняшний день «инфографика» не выделена в отдельную специализацию в российских вузах, тем не менее в образовательной сфере уделяется значительное внимание обучению данному предмету, объединяющему дизайн и журналистику. Вузы включают в учебные программы спецкурсы и интенсивы по инфографике, проводят мастер-классы. Среди них, например, факультеты журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Новосибирского государственного университета и факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики».

Вслед за «Все ясно» отделы инфографики появились в таких российских СМИ, как информационные агентства РИА Новости (c 2007 г.) и ИТАР-ТАСС (с 2011 г.), газеты «Деловой Петербург» (2008 г .), «Труд» (2008 г.), «Аргументы и факты» (2009 г.), «Комсомольская правда» (2010 г.), «Московские новости» (с 2011–2013 гг .), телеканал и сетевое издание «Москва 24» холдинга «Москва-Медиа» (2012 г.), онлайн-издания холдинга «Рамблер-Афиша-СУП» – «Лента.ру», «Газета.ру» (с 2014 г.) и другие (история развития онлайн-инфографики подробно исследуется в параграфе 3.1.).

В условиях увеличения общего числа изданий и их высокой конкуренции медиаинфографика превратилась в один из ключевых инструментов привлечения внимания аудитории. Например, журнал «Секрет фирмы» с 2009 года (после редизайна макета Дмитрием Барбанелем) стал использовать ме-диаинфографику не только на внутренних полосах, но и на обложке. Таким образом, с одной стороны, медиаинфографика служила декоративным и иллюстративным элементом «лица» журнала, то есть выполняла аттрактивную функцию, а с другой – сообщала читателю о главной теме номера, т.е. брала на себя коммуникативную и информационную функции. Анонсы на обложке, вопреки сложившейся традиции, композиционно подчинялись конструкции медиаинфографики и выполняли, скорее, роль подписей, пояснений к ее сюжету. Читатель, в виду хаотичного расположения анонсов, сначала обращал внимание на иллюстративную часть обложки и лишь затем – на текстовую. На обложке «Секрета фирмы» в виде комикса мог быть изображен производственный процесс (Приложение А , рис.26, №12, 2009 год; №10, 2010 год ) или, например, броские неоновые диаграммы (Приложение А , рис.26, № 1–2, 2011 год). Обложки журнала отличались от других специализированных деловых изданий яркостью и иллюстративной насыщенностью медиаинфографики, что, на первый взгляд, не соответствовало типу журнала и шло вразрез с серьезным характером издания о бизнесе и экономике. Однако этот смелый дизайнерский прием сделал «Секрет фирмы» узнаваемым на рынке деловых изданий и нашел положительный отклик у аудитории журнала. Присутствие медиаинфографики на первой полосе журнала поставило ее на одну ступень с графической иллюстрацией и фотографией как стилеооб-разующими компонентами изданий.

К 2010–2011 годам стилеобразующий характер медиаинфографики формируется и в других СМИ. Если конце XX века эта черта только зарождалась в научно-популярных журналах (узнаваемыми стали акварельные иллюстрации в инфографике «Техники – молодежи», новаторский подход к картам в «Вокруг света», обилие объемных схем различных устройств в «Науке и жизни» и пр.), то в новейший период она становится неотъемлемой для многих качественных и массовых изданий: «Русского репортера», «Эксперта», «Делового Петербурга», «Московских новостей», «Аргументов и фактов», «Вокруг света», «Огонька», «Комсомольской правды» и других.

Создание фирменного стиля медиаинфографики свидетельствует об осознании ее важной роли как составляющей визуального образа СМИ и ее включении в медиатекст наряду с вербальными блоками. Отталкиваясь от типа и формата издания, его тематики и графической модели, дизайнеры выбирают цветовую палитру медиаинфографики, шрифтовые начертания, создают варианты макета, которые фиксируют структуру публикации и ее площадь. Дополнительные элементы (линейки, плашки, фирменные иконки и символы) также способствуют формированию неповторимого стиля медиа-инфографики в каждом СМИ.

Влияние цифровых технологий на развитие мультимедийной медиаинфографики онлайн-СМИ

Качественные онлайн-издания «Московские новости» и «Москва 24» посвящены, в основном, городской тематике и адресованы более узкому, чем в предыдущих онлайн-СМИ, кругу пользователей – аудитории, которой интересна жизнь столицы. Читатели «Московских новостей» – это молодая аудитория 25–45 лет, «с высоким социальным статусом»169. Читатели «Москвы 24» несколько старше – мужчины и женщины 18–55+ лет170. Если «Московские новости» направлены, в большей степени, на аналитический подход к информации и не пытаются «конкурировать с цифровыми СМИ в сфере оперативного освещения событий»171, то «Москва 24», напротив, ориентирована на быструю реакцию на повестку дня и, в связи с этим, стремится к лаконичному, достаточно сухому изложению информации. На сайтах этих изданий представлена медиаинфографика как на локальные темы, касающиеся только Москвы (градостроительство и транспортная система, культурная жизнь, образование, ЖКХ), так и на общероссийские (политика, экономика, спорт в стране). Очевидно, что позиционирование онлайн-издания на медиа-рынке и его целевая аудитория влияют на количество публикуемой медиа-инфографики, в котором «Москва 24» более чем в 4 раза превосходит «Московские новости». Над медиаинфографикой «Москвы 24» работает коллектив агентства «Меркатор» – 87 человек, медиаинфографику «Московских новостей» до 2013 года создавали 5 человек. Интернет-аудитория «Москвы 24» – 4 миллиона уникальных пользователей в месяц172, «Московских новостей» – 20 миллионов173. «Газета.ru» и «Lenta.ru» – общественно-политические онлайн-издания, адресованные широкой аудитории. В них представлены новостные материалы о политике, экономике, социальной сфере, культуре, спорте, науке, путешествиях. Онлайн-СМИ направлены на оперативное освещение информации. У сайта «Газета.ru» – 5,6 миллиона уникальных посетителей в месяц, у «Lenta.ru» – 13,8 миллиона174. В отделе инфографики «Афиша-Рамблер-SUP» работают 17 человек (на июнь 2015 года).

В качественном деловом онлайн-издании «Ведомости» небольшое количество ежемесячно публикуемой медиаинфографики связано с рядом факторов. В частности, этот формат был заимствован из печатной версии издания и фактически не получил дальнейшего развития в онлайн-среде. Как и в «Аргументах и фактах», онлайн-медиаинфографика «Ведомостей» сегодня частично дублирует бумажную. Кроме того, аналитический характер делового издания диктует свою специфику. «Ведомости» адресованы достаточно узкой, в сравнении с указанными выше СМИ, аудитории, которая заинтересована в бизнес-тематике, экономике, финансах, политике и социальной сфере. Издание направлено на предоставление оперативной, подробной и объективной информации. Интернет-аудитория «Ведомостей» – 7,6 миллиона уникальных пользователей175. В редакции этого СМИ нет самостоятельного отдела инфографики, для сайта и печатной версии газеты ее создают дизайнеры издания.

Изучение ключевых характеристик онлайн-СМИ показывает, что количество публикуемой медиаинфографики напрямую связано с целевой аудиторией, спецификой и тематикой медиа, а также наличием и составом штата инфографов в редакции. Так, крупнейшее информационное агентство России ежедневно представляет широкой аудитории сотни оперативных новостных материалов, следовательно, нуждается в ясной и легкой для восприятия подаче данных. Одним из форматов медиатекста становится медиаинфографи-ка, над которой ежедневно работают десятки специалистов. В газете «Ведомости», напротив, объемы информации не столь интенсивны и аудитория сайта в два раза меньше, чем у ria.ru. Количество медиаинфографики меньше почти в 30 раз, и данный формат в издании является второстепенным, не представляет собой самостоятельную публикацию, как в информационном агентстве. Указанные различия свидетельствуют об очевидной взаимосвязи объемов медиаинфографики и онлайн-СМИ: в аналитических изданиях ее количество меньше, чем в новостных и общественно-политических изданиях. Есть и прямая зависимость между штатом инфографов и количеством публикаций: чем меньше коллектив, раб отающий над медиаинфографикой, тем меньше и количество материалов данного формата в интернет-СМИ.

Интенсификация потока инфографических материалов привела к тому, что сегодня они нуждаются в четкой и эффективной системе позиционирования и систематизации в веб-среде. Онлайн-СМИ выбирают различные варианты интегрирования медиаинфографики в мультимедийный текст. Способы внедрения данного формата зависят от структуры сайта, функций и типа СМИ, тематики материалов. Позиционирование медиаинфографики играет важную роль в процессе восприятия материала, от него зависят коммуникативные возможности публикации, фокус внимания пользователя, продолжительность чтения, количество просмотров и откликов, то есть качество «обратной связи», трафик, монетизация медиапродукта.

Развитие интерактивных проектов и эволюция коммуникативных свойств медиаинфографики

Общественно-политические онлайн-СМИ – «Lenta.ru», «Газета.ru», МИА «Россия сегодня», «Аргументы и факты», «Московские новости» – отличает большее разнообразие в типах представленной медиаинфографики. На этих сайтах встречается как оперативная, так и проектная медиаинфогра-фика, краткосрочные и долгосрочные публикации, одностраничные и многостраничные проекты. Материалы отличает сложная структура, представлены все типы медиатекста. Знаковая система публикаций коррелирует со знаковой системой сайтов в целом, исключение в данном случае составляет только онлайн-издание «Аргументы и факты». Однако броскость, яркость и отсутствие фирменного стиля медиаинфографики на этом сайте соответствует типу качественно-массового издания. Новостное сетевое издание «Москва 24» является единственным из исследованных нами онлайн-СМИ, которое, за исключением небольшого количества статичных материалов, активно исполь 167 зует видеоинфографику. Этот выбор также обусловлен типом издания и его связью с телевизионным форматом. Фирменный стиль медиаинфографики полностью повторяет стиль сайта и телеканала, что создает единство знаковой системы онлайн-СМИ.

Современные онлайн-СМИ применяют данный формат медиатекста, адаптируя его под знаковую систему сайта, его структуру и содержание. Использование различных типов, жанров, дизайн-средств, структурно-функциональных составляющих медиаинфографики, создание фирменного стиля и разработка электронных шаблонов делают данный формат мультимедийного текста узнаваемым компонентом сайта.

Примечательно, что не все издания в полной мере используют коммуникативные возможности медиаинфографики и ее преимущества как интерактивного формата, что не позволяет им наладить эффективную «обратную связь» с аудиторией. Это связано с перечнем различных факторов: экономикой онлайн-СМИ, количеством сотрудников, занимающихся медиаинфогра-фикой, и уровнем их компетенций, программным обеспечением, временем, которое отводится на создание медиаинфографики и пр. Исследование показало, что онлайн-издание «Ведомости» переносит на сайт издания традиционный подход к визуализации, с формировавшийся в работе над печатным изданием. Это интернет-СМИ наименее эффективно используют возможности медиаинфографики как формата мультимедийного текста онлайн-СМИ, в то время как информационное агентство МИА «Россия сегодня» интенсивно развивает сложные интерактивные проекты, используя все преимущества формата медиаинфографики как интерактивного, интер- и гипертекстуального медиатекста.

Подводя итог исследования, отметим, что нам удалось выполнить поставленную цель, решить задачи и подтвердить рабочую гипотезу диссертационного исследования: с развитием СМИ инфографика стала одним из наиболее актуальных методов визуализации медиатекста. Структурно-функциональные особенности применения инфографики в СМИ позволили определить ее как современный формат медиатекста – медиаинфографику. В веб-среде она становится полноценным компонентом мультимедийного текста и отвечает типу, функциям и целевой аудитории онлайн-СМИ.

Медиаинфографика на сегодняшний день выступает инструментом развития журналистики и системы массовых коммуникаций, организации увеличивающихся информационных потоков в онлайн-СМИ. Благодаря разнообразию методов создания креолизованного текста медиаинфографики, большому арсеналу графических и технических решений в области визуализации, этот формат остается новаторским, актуальным и эффективным.

Несмотря на то, что основные характеристики, свойства, функции, структурно-функциональные составляющие и принципы использования мультимедийной медиаинфографики в онлайн-СМИ сегодня можно считать сформировавшимися, этот формат продолжает постоянно меняться. Происходит перманентная эволюция компьютерных, программных и интернет-технологий, появляются новые возможности внедрения интерактивных элементов, развиваются дизайн-средства. Увеличивающаяся скорость создания, трансляции и получения информации, конкуренция на медиарынке, тран с-формация конвергентных редакций и другие факторы подталкивают онлайн-СМИ к поиску оптимальных информационно-коммуникационных технологий и методов создания и представления медиатекста. В связи с этим невозможно отрицать появление в будущем новых функций, составляющих, типов медиаинфографики. Однако созданная в диссертационном исследовании модель комплексного анализа и классификация мультимедийной медиаинфо-графики может, на наш взгляд, лечь в основу будущих исследований данного формата медиатекста как в российских, так и в зарубежных СМИ.

Стоит отметить, что в изучаемой области остается нерешенным ряд вопросов, сопряженных с новизной медиаинфографики как компонента интернет-СМИ. Во -первых, это проблема развития медиаинфографики в реги о-нальных онлайн-СМИ, которая связана с нехваткой специалистов в данной области и низким уровнем их подготовки. Во-вторых, в настоящее время не решен вопрос совершенствования профессионального обучения. Процесс интенсивного внедрения медиаинфографики в онлайн-среду требует постоянного совершенствования навыков журналистов и дизайнеров, работающих с этим форматом медиатекста.

В связи с комплексным характером настоящего исследования представляется целесообразным в п ерспективе подробнее изучить указанные проблемы, решение которых важно для дальнейшего развития медиаинфо-графики в России.