Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Михаил Кольцов - политический журналист Гаврюшина Александра Юрьевна

Михаил Кольцов - политический журналист
<
Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист Михаил Кольцов - политический журналист
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаврюшина Александра Юрьевна. Михаил Кольцов - политический журналист : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 2007.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/695

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Основные этапы творчества ведущего советского журналиста М.Е. Кольцова 17

1.1. Публицистика Кольцова на страницах киевских изданий 17

1.2. Публицистическая и организаторская деятельность Кольцова в 1920-е годы как проявление активной политической позиции 42

1.3. Особенности журналистского мастерства Кольцова на страницах советских изданий 82

ГЛАВА II Власть и журналист в условиях авторитарно-тоталитарной системы 116

2.1. Роль Кольцова в осуществлении сталинских внешнеполитических акций 116

2.2. Особая миссия советского журналиста во время войны в Испании 170

2.3. Политический журналист М.Е. Кольцов - жертва сталинской системы 194

Заключение 210

Библиография 214

Введение к работе

Актуальность диссертации. Работа посвящена исследованию творчества М.Е. Кольцова - одного из самых известных журналистов в советские годы. Несмотря на большое количество научных трудов, в которых авторы неоднократно рассматривали Михаила Ефимовича как публициста и редактора, в настоящее время появилась возможность для более глубокого осмысления его деятельности. Важным на сегодняшний день является введение в научный оборот ранее не изученных архивных материалов, которые позволяют составить отчетливое представление о Кольцове как о политическом журналисте. Рассматривая его деятельность соответственно этому понятию, мы раскрываем принципиально новое значение творчества Кольцова в истории СМИ.

Сама категория политический журналист впервые была сформулирована в 1919 году в книге М. Вебера «Политика как призвание и профессия». С древних времен, отмечает исследователь, руководители различных государств наряду с устными выступлениями активно использовали не менее эффективные формы воздействия, которые осуществляли политические журналисты, по преимуществу становясь профессиональными политиками, правда, естественно, в меньшей степени, чем сами представители власти. «Но при всех обстоятельствах журналистская карьера, - пишет Макс Вебер, - остается одним из важнейших путей профессиональной политической деятельности».1 Безусловно, речь шла о функционировании буржуазных средств массовой информации.

1 Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Избранные произведения. - М, 1990. С. 669.

Как считает Л.Л. Реснянская, в современном обществе широко распространено мнение о том, что политический журналист - это «общественный контролер» и «оппонент» власти и одновременно «посредник» между обществом и властью. Его задачи - находить слабости в решениях профессиональных политиков, указывать на всевозможные проблемы с точки зрения общества, осуществляя таким образом влияние на политические решения.

Исследователь В.Т. Третьяков утверждает, что «журналист - носитель политической профессии, существенно разной в разных обществах, при разных политических режимах, при разных составах правящего класса».3 Применительно к авторитарно-тоталитарному строю, где журналистика функционирует в жестко ограниченных властью идеологических рамках, складывается несколько иное определение. Политический журналист в советский период - это активный проводник коммунистической идеологии в массы, в своей пропагандистской и организаторской деятельности инициирующий новые формы утверждения преимуществ строя в стране и за рубежом. Конкретизируя это определение применительно к творчеству Кольцова, необходимо отметить, что в основе его выступлений было стремление способствовать очищению общества от пережитков прошлого и других имеющихся в нем недостатков.

Степень изученности наследия Кольцова можно считать не полной. В диссертационных работах А.К. Жуйковой «Кольцов - фельетонист» (Саратов, 1963), И. Александрова «Очерковое творчество Кольцова» (М., 1967) исследовалась жанровая палитра публицистики Михаила Ефимовича: формы и методы журналистского мастерства, в то время как политическая деятельность не находила полного отражения. В работе М.А. Бочининой

Реснянская Л.Л. Десять интервью о политической журналистике. - М.: Пульс, 2000. С.5-6.

«Советские массовые журналы двадцатых-тридцатых годов (на опыте «Красной нови», «Прожектора, «Огонька»)» (М., 1984), в частности, описывается деятельность созданного Кольцовым акционерного общества «Огонек», впоследствии преобразованного в Журнально-газетное объединение. В диссертации подчеркивается значимость работы издательства в решении задачи идейного воспитания советского народа, рассматривается роль Кольцова в отечественной журналистике. Однако Бочинина не анализирует деятельность Кольцова в политическом аспекте.

В то же время ряд вышедших ранее работ обогатили представление диссертанта о творчестве известного журналиста. В качестве обзора литературы по этой теме хотелось бы выделить следующие издания: критико-библиографические очерки «Михаил Кольцов» Г.А. Скороходова (М., 1959) и А.И. Рубашкина (Л.: Изд-во «Художественная литература», 1971), а так же работу П.Б. Веревкина «М.Е. Кольцов» (М.: Изд-во «Мысль», 1977).

Объектом нашего исследования является творчество ведущего журналиста советской эпохи М.Е. Кольцова (его публикации, как в буржуазных изданиях Украины, так и в советской печати), а также недавно появившиеся архивные материалы.

Основная цель диссертации состоит в том, чтобы определить место и значение деятельности Кольцова как политического журналиста в советских СМИ. Исследование проводится на основе изучения последних работ по новейшей отечественной истории. С помощью недавно появившихся материалов мы стремимся представить эволюцию творчества Михаила Ефимовича с момента его становления в журналистике в 1917 году до последних дней его работы в конце 1938 года. Показать, что, являясь активным проводником политики партии в массы, Кольцов был участником

3 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. - М: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 2004. С.586.

политического процесса: не только выступал в русле партийных установок, способствующих утверждению социалистических идей, норм и ценностей в условиях авторитарно-тоталитарной системы, но и инициировал новые способы утверждения преимуществ советского строя в стране и за рубежом. Для достижения цели работы нами были выделены следующие задачи:

Проследить основные этапы творческого пути Кольцова и понять, как происходило его становление в качестве политического журналиста.

Изучить публицистику Кольцова с 1917 по 1938 гг.: проанализировав жанровую палитру и выявив присущие журналисту авторские приемы, выделить наиболее характерные материалы с точки зрения проявления политической составляющей.

В контексте отечественной истории рассмотреть его публицистическую и организационную деятельность как активного пропагандиста социалистического строя.

На основе изучения архивных материалов, исторической и мемуарной литературы охарактеризовать политическую деятельность Кольцова во время испанской войны.

Проанализировать архивные материалы НКВД по делу Кольцова и попытаться составить адекватное представление о мотивах действий и высказываний журналиста во время сталинских репрессий. Научная новизна диссертации. Автор данной работы впервые ввел в

научный оборот материалы киевского периода творчества Кольцова 1918-1919 гг. Диссертант обратился к украинским исследователям, оказавшим помощь в поиске киевских изданий, на страницах которых Кольцов печатал свои статьи: в газетах «Вечер», (1918), «Вечерняя жизнь», (1919), «Киевское эхо» (1918), журнале «Куранты искусства, литературы, театра и общественной жизни» (1919).

К новизне исследования также относится анализ документов следственного дела № 21620, открытого на Кольцова в НКВД в конце 1938 года по статье 58-11 УК РСФСР. Материалы хранятся в фондах архива ФСБ, доступ к которым до сих пор закрыт. Исключение было сделано для родных Михаила Ефимовича: с разрешения соответствующих органов Б.Е. Ефимову и В.А. Фрадкину были выданы копии документов в личное распоряжение. Родственники Кольцова предоставили возможность автору диссертации ознакомиться с ними. Между тем, в архиве ФСБ остались закрытые страницы в деле Кольцова, которые пока недоступны для изучения. По свидетельству Фрадкина, к ним относятся доносы на журналиста, которые могут содержать зашифрованные имена агентов НКВД, а также секретные сведения, касающиеся самого аппарата.

После появления информации о том, что семья Б.Е. Ефимова располагает материалами из следственного дела Кольцова, в среде историков высказываются мнения о необходимости научного осмысления этих документов. Так, по словам доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, специалиста по истории советского периода А.В. Шубина, для того, чтобы понять истинные причины ареста Кольцова, крайне важно тщательно проанализировать уголовное дело ведущего советского журналиста.4 В ряде публикаций современные исследователи5 только упоминают об этих документах, не анализируя их.

Немало новых данных были извлечены нами из государственных архивов литературы и искусства и социально-политической истории, а также из Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории.

4 Очищение от мифов // Российская газета. - 2006. - 1 октября. //

5 Боровик Г.А. Жестокие забавы вождя или любимый театр товарища Сталина //
Совершенно секретно. - 2000. - №3; Макаревич Э.Ф. Испанские страсти: Журналисты и
разведчики // Журналист. - 2004. -№8-11; Сопельняк Б.Н. Пуля для Михаила Ефимовича
//Родина. -2004.- №6.

В различных фондах имеются документальные свидетельства, которые помогли нам более объективно подойти к исследованию.

При разработке методологической основы диссертант использовал следующие исследования: Я.Н. Засурского «Искушение свободой. Российская журналистика 1999-2004» (М, изд-во Моск. ун-та, 2004), М.В. Шкондина в книге «Журналистика в политической структуре общества» (Под. ред. Я.Н. Засурского. М., изд-во Моск. ун-та., 1975), Л.Л. Реснянской «Общественный диалог и политическая культура общества» (М.: Пульс, 2003), В.Т. Третьякова «Как стать знаменитым журналистом» (М.: Ладомир, 2004), А.В. Груши «Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики (М.: Пульс, 2001), М. Вебера «Политика как призвание и профессия» (Избранные произведения. М., 1990), В.В. Ученовой «Публицистика и политика» (М., 1973), Н.М. Тобольцевой «Тоталитаризм и журналистика» (М., 2004).

Осмыслению основных категорий понятия политический журналист способствовало изучение книг по политической истории: «Наше отечество» (М., 1991), «История России: XX век» (М., 1998), «История России 1917-2004» (М.: Аспект пресс, 2006) и другие.

В работе диссертант опирался на книги по истории журналистики: И.В. Кузнецова «История отечественной журналистики» (М.: Изд-во «Флинта», 2002), Р.П. Овсепяна «История новейшей отечественной журналистики» (М.: Изд-во МГУ, 1999).

Несомненную ценность для анализа творческих методов и публицистических приемов Кольцова представляют работы по теории журналистики. В частности, Е.П. Прохорова «Введение в журналистику» (М.: Изд-во РИП-холдинг, 1998), Е.Е. Прониной «Психологические особенности творческой работы репортера» (М.: Изд-во «Пульс», 2001), А.А. Тертычного «Жанры периодической печати» (М., Аспект-Пресс, 2006).

Значительную помощь в исследовании оказала книга В.А. Фрадкина «Дело Кольцова» (М.: Изд-во «Вагриус», 2002), которая содержит документальные факты из жизни Михаила Ефимовича: часть документов уголовного дела репрессированного деятеля журналистики, а также сохранившиеся в семейном архиве справки, письма, воспоминания современников. Весьма ценной при написании работы также стала мемуарная литература, содержащая важнейшие сведения о творчестве Кольцова: книга Б.Е. Ефимова «Десять десятилетий» (М.: Изд-во «Вагриус», 2000) и сборник воспоминаний «Михаил Кольцов, каким он был» (М.: Изд-во «Советский писатель», 1989).

Большую помощь в исследовании оказали монографии В.З. Роговина «Мировая революция н мировая война» (М.: «Москва», 1998) и Э.Ф. Макаревича «Восток-запад: звезды политического сыска» (М.: Терра, 2003).

Для того чтобы полнее представить деятельность журналистов при тоталитарно-авторитарной системе диссертант также счел необходимым обратиться к официальным документам, включающим решения партийных конференций, съездов, пленумов ЦК ВКП (б): «О партийной и советской печати» (М.: Изд-во «Правда», 1954).

В качестве источниковедческой базы диссертантом был изучен основной массив печатных материалов Кольцова, опубликованных на страницах «Правды» в период с 1920 по 1938 гг., журналах «Огонек» с 1923 по 1937 гг., «Чудак» за все время его существования с 1928 по 1930 гг., а также «Крокодил», в издании которого Кольцов принимал участие с 1934 по 1938 гг.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие научные результаты, выносимые на защиту:

1. С самого начала творческой деятельности в 1917-1919 гг. Кольцов формировался как политический журналист. В основе его публикаций, выходивших сначала в журнале «Путь студенчества», а затем в

киевских буржуазных изданиях, лежит глубокий политический анализ происходящих в стране событий. В материалах он стремился показать несоответствие между тем, что провозглашалось большевиками во время Октябрьской революции и тем, что происходило в действительности после установления советского строя. Главной задачей разоблачительных материалов Кольцова стало желание помочь новой власти, указать ей на основные недостатки в реализации демократических начал, декларируемых ранее.

  1. В принятии большевистской идеологии в 1919 г. можно увидеть проявление гражданственности Кольцова: желание лично участвовать в зарождении и своевременном очищении нового общества, что является одной из непосредственных функций политического журналиста. В начале 1920-х г. Кольцов активно включился в пропагандистскую работу. Во всех своих публикациях, появившихся в печати, он стремился разъяснить суть политического курса в стране, обосновать мотивы принятых партией решений, таким образом, консолидируя общество на выполнение поставленных властями задач.

  2. Все материалы Кольцова независимо от жанров имели политическую и социальную заостренность. В публикациях Михаил Ефимович отслеживал реакцию людей на многочисленные нововведения, демонстрируя, как сами рабочие и крестьяне борются с современными пороками: бюрократизмом, произволом и т.д., тем самым, воздействуя на общественное сознание.

  3. 1930-е г. стали для Кольцова временем насыщенной политической деятельности. В этот период ему принадлежит активнейшая роль пропагандиста советского строя за пределами страны. В 1935 г. на Кольцова была возложена ответственная миссия: провести в Париже 1-ый международный съезд писателей в защиту культуры. Кроме того, как председатель Иностранной комиссии, Михаил Ефимович выполнял

постановления Политбюро ЦК ВКП (б) о приглашении видных зарубежных литераторов в страну.

  1. В Испании в 1936-1937 гг. Кольцов играл одну из ведущих ролей в качестве политического деятеля. Он сотрудничал с советскими военными, прибывшими в Испанию, а также способствовал консолидации просоветских сил в этой стране.

  2. После ареста, состоявшегося в декабре 1938 года, на протяжении четырнадцати месяцев журналиста допрашивали, заставляя давать разоблачительные показания на себя и своих коллег. В протоколе закрытого судебного заседания со слов самого Кольцова зафиксировано, что все его признания были получены следователями с помощью пыток.

  3. Анализ архивных документов позволил сделать вывод о том, что уголовное дело Кольцова № 21620 было сфабриковано следователями НКВД. По словам Михаила Ефимовича, давая показания, лишенные всякой логики, он рассчитывал на возможность их опровержения во время заключительного заседания суда.

Апробация диссертации. Основные положения исследования и новые данные, полученные в ходе работы, нашли отражение на международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003», «Ломоносов - 2004» и «Ломоносов - 2005», а также на научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития». В сборниках материалов этих конференций были опубликованы тезисы выступлений автора диссертации. Статьи, посвященные творчеству Кольцова и журналистике, исследуемого в диссертации исторического периода 1917-1938 гг., напечатаны в межвузовском сборнике научных работ студентов и аспирантов «Журналистика. Молодые ученые» (СПб., 2006) и сборнике кафедры истории отечественных СМИ факультета журналистики МГУ «Неизвестные страницы отечественной журналистики» (М., 2006). Кроме того, в «Вестнике

Московского университета» (Серия 10. Журналистика. №6. - М., 2006) вышла статья «Испанский период творчества известного советского журналиста М.Е. Кольцова».

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в общих курсах истории отечественной журналистики, в спецкурсах и спецсеминарах. Выводы, представленные в работе, будут полезны как издателям и составителям сборников Кольцова, так и исследователям творческого наследия журналиста.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа включает введение, главы «Основные этапы творчества ведущего советского журналиста М.Е. Кольцова» и «Власть и журналист в условиях авторитарно-тоталитарной системы», заключение и библиографию.

Во введении обоснован выбор темы, указана актуальность и новизна исследования, определены объект, предмет, цели и задачи, методологическая база представленной работы, а также ее практическая значимость. Кроме того, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

Публицистика Кольцова на страницах киевских изданий

Киевский период деятельности Кольцова, датируемый 1918-1919 годами, можно рассматривать в качестве одного из этапов формирования Михаила Ефимовича как политического журналиста. Правда, как показывает изучение его творчества, в политическую журналистику он вошел еще раньше: став очевидцем Февральской революции, Кольцов, вникая в суть государственных проблем, стремился выразить свою точку зрения в печати. В 1916-1917-х годах, будучи студентом Петербургского психоневрологического университета, Кольцов участвовал в выпуске журнала «Путь студенчества», на страницах которого была опубликована его беседа с А.Ф. Керенским, в то время депутатом Государственной Думы, возглавлявшим партию трудовиков. Уже тогда молодой, еще неопытный журналист попытался определить свою точку зрения на происходящие политические события, используя традиционный журналистский прием -интервью с одним из непосредственных участников политической «кухни». Кольцов интересовался мнением Керенского о злободневных событиях -бесконечной министерской «чехарде» и «распутинщине». Публикуя этот, а затем и другие материалы, Кольцов пытался донести свои мысли до студенческой аудитории, одновременно способствуя ее политической ориентации. Восторженно приняв произошедший в стране переворот и установление буржуазно-демократического строя весной 1917 года под забытым впоследствии псевдонимом Мих. Ефимович Кольцов выпустил брошюру под названием «Как Россия освободилась». В ней студент пытался анализировать политику Временного правительства, вновь возвращаясь к личности А.Ф. Керенского.

В большую печать Кольцов вошел сразу после Октябрьских событий, которые, как показывает его публицистика, внесли в сознание начинающего журналиста не только состояние некоторой дезориентации, поиск себя в этом рухнувшем мире, но и готовность разобраться в обстановке: понять, что делает новая власть, какие ставит цели и для чего. В первые годы после установления строя большевиков, на какую бы тему Кольцов не писал, во всех его публикациях присутствует политический анализ: в ряде работ он может быть сдержан, имея отдельные штрихи, или пронизывать всю публикацию в зависимости от авторской задумки.

Возможность высказать свою позицию и анализировать действия пришедших в страну руководителей появилась у него в середине 1918 года вдалеке от советской столицы - в родном Киеве. В оккупированный немцами город, бросив Петербургский университет, он приехал в составе советской дипломатической миссии Всероссийского кинокомитета Наркомпроса, где возглавлял отдел документальной хроники. По стечению обстоятельств его командировка, основная цель которой была съемка мирных переговоров между Советской Россией и Украинской державой, затягивалась, и он остался там почти на год.

В то время после драматических событий в столице теперь уже независимой Украины установилось долгожданное спокойствие: здесь свободно выходили десятки газет и журналов, работали театры и киностудии, различные клубы и собрания. Спасаясь от преследований большевиков, в город съехались известные актеры, режиссеры и другие деятели культуры. По выражению современников, сюда хлынул весь Петроград и вся Москва. Поэтому в газетной публицистике того времени город получил название «Петромосква» и «Москвокиев».7 Наряду с крупными промышленниками, финансистами, священнослужителями, представителями дворянской аристократии и высших бюрократических кругов приехали и сотни журналистов, редакторов и издателей.

Возможность существования свободной прессы способствовала открытию множества периодических изданий. Многие из них существовали не больше двух-трех недель или месяцев, выражали идеи различных направлений, представляя те или иные политико-общественные силы. Различались объемом и тиражом. И лишь одно объединяло их - отсутствие цензуры. Кроме внутренней и международной информации на страницах киевских газет и журналов публиковались очерки, стихи, фельетоны, рассказы - практически все существующие жанры. В них критиковалась советская власть, высказывались впечатления о большевистских нововведениях. К примеру, в газете «Киевское эхо», появилась серия статей, где рассказывалось о массовых расстрелах в подвалах ЧК. Там говорилось: «В работе чекистов поражает не только присущая им рафинированная бесцеремонность в обращении с живым человеческим материалом. В глазах заплечных мастеров из ЧК не было ничего дешевле человеческой жизни».8 И здесь же: «Поражает иезуитская и хитроумная жестокость, цинизм и размах задуманных в недрах Политбюро и ЧК-ОГПУ политических провокаций против любого инакомыслия».

Публицистическая и организаторская деятельность Кольцова в 1920-е годы как проявление активной политической позиции

В начале февраля 1919 года после очередной смены власти Киев стал столицей, так называемой второй Украинской советской республики. Вытесненные красными партизанами петлюровцы оставили город почти без боя, надеясь на скорое возвращение. Во главе правительства стал видный деятель международного коммунистического движения Х.Г. Раковский, недавно возглавлявший советскую делегацию на мирных переговорах, на которые Кольцов был командирован Скобелевским комитетом.

В Киеве устанавливается внешний порядок, снова открываются театры, различные студии, начинают выходить газеты. В течение суток Украинское телеграфное агентство реорганизовано в бюро печати рабоче-крестьянского правительства Украины. Началось создание мощного информационного и пропагандистского аппарата. Выбирая наиболее действенные формы агитации, Бюро украинской прессы приступило к выпуску стенных печатных газет с кратким изложением событий за день, а также плакатов с иллюстрированными стихами. Большой успех, к примеру, имел плакат «О Гетмане, Петлюре, и прочих, до власти охочих» со стихами Льва Никулина. Его забрасывали в тыл к петлюровцам, наклеивали на здания, где стояли эшелоны Директории. По всему городу были развешаны фотовитрины, снабженные краткими текстами о преимуществах советской власти.

В этой обстановке Кольцов решает вернуться к журналистской работе, прекращенной им во время присутствия в городе отрядов Симона Петлюры.

В отличие от многих деятелей культуры, скрывавшихся в Киеве от большевиков и покинувших город сразу после падения режима Скоропадского, журналист остался на Украине. Более того, он становится одним из первых, кто взялся за создание агитационного аппарата советской власти. Как вспоминал близкий друг Кольцова - А.И. Дейч, также перешедший на сторону большевиков: «Когда в 1919 году Киев стал столицей Советской Украины, какие широкие перспективы развернулись перед нами! Тут энергия Кольцова нашла сразу много точек приложения». Его фельетоны, очерки и этюды вновь появились в печати, правда, теперь они носили большевистский толк. С этого момента Кольцов окончательно перешел на сторону советской власти.

Его публикации на страницах советских изданий были уже не столь откровенны. На первом месте - заслуги и подвиги новой власти и ее лидеров, ни слова о критике. Участвуя в создании большевистских газет, Кольцов призывал коллег воздействовать на массы с помощью самого сильного с его точки зрения жанра - фельетона: «...сам Горький, прежде чем, стать тем Горьким, которого мы знаем, прошел школу фельетониста. Не нужно делать фельетон собственностью одной газеты - надо передавать фельетоны по телеграфу во все газеты Украины, наряду с информацией».

В сентябре 1919 года Кольцов перешёл на работу в Политуправление наркомата, возглавляемого Н.И. Подвойским, в военный отдел ХИ-ой армии, где занял пост заместителя редактора газеты «Красная армия». Редакция и типография фронтового издания размещалась в вагонах специального поезда, предоставленного командиром одной из дивизий Н.А. Щорсом. На страницах этой газеты публиковались фронтовые сводки, статьи, очерки и даже стихи о действиях красноармейских частей. Практически ежедневно Кольцов и еще несколько сотрудников издания - редактор Яновский, секретарь Осип Блиц, журналисты Е. Зозуля, Е. Братин и Б. Лифшиц - публиковали там свои материалы. Как вспоминала С. Прокофьева, также работавшая в издании, трудиться приходилось почти круглосуточно.

В этом же году послужной список Кольцова значительно расширился: он стал заведующим театральной секции Наркомвоена, начальником культпросвета ХИ-ой армии, начальником Культпросвета Интернациональной Бригады, секретарем литературно-издательского отдела ПУРа. Карьера пошла вверх. Кольцов окунулся в политическую, журналистскую и агитационную работу. Он много писал, выступал, принимал активное участие в различных мероприятиях для Красной армии, осуществляя первые шаги как общественный деятель.

Отныне как бы не менялась власть на Украине, Кольцов оставался на стороне большевиков. С приближением к Киеву Добровольческой армии, возглавляемой А.И. Деникиным, советские войска отступили. Осенью 1919 года все большевистские организации эвакуировались из города. В числе работников Политуправления Украину покидает и Кольцов. О том, как журналист воспринял «бегство» большевиков говорит его очерк «Лента», опубликованный в 1924 году: «...Мы уходим на пароходах, а концы отступления уже лижут деникинские языки. Красная флотилия отстреливается - попадает и самому Киеву. Как хорош он сегодня вечером, в лукавой красоте куполов, уходя от нас, от красных вниз по реке!» - писал Кольцов, подчеркивая свою принадлежность к большевистскому строю.

Он переезжает сначала в Москву, а затем в Петроград, где становится сотрудником НКИД, работая в отделе печати. В это же время его публикации появляются в «Правде». В начале июля 1920 года молодому публицисту выдали редакционное удостоверение. В нем говорилось о том, что он корреспондент газеты на Западном и Юго-Западном фронтах гражданской войны.

В середине декабря 1919 года передовые части Красной Армии вновь вступили в Киев. Уже в третий раз на Украине устанавливается советская власть. Как вспоминали современники, ее приход уже не был похож на жизнерадостную, романтическую атмосферу второй советской республики 1919 года: «Киев первых месяцев двадцатого года - мрачный, изуродованный, затемненный, голодный город».66 Несмотря на все эти обстоятельства, Кольцов решает продолжить работу на советскую власть, осознавая, что будущее страны в руках большевиков: «Покончим с Врангелем и белополяками, - говорил он Н. Равичу, - и начнется новая жизнь. Ах, какое мы построим государство».67

В начале 1920 года из Петрограда журналист отправляется в освобожденную от белых войск Одессу, где становится секретарем Уполномоченного НКИД в этом украинском городе. Одновременно его деятельность в этот период связана с Российским телеграфным агентством РОСТА. В Одессе к сотрудничеству в ЮгРОСТА Кольцов привлек других, впоследствии известных советских писателей и журналистов, после Октябрьского переворота уехавших на Украину. Среди них - Валентин Катаев, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Василий Регинин. При власти белых эти и другие литераторы сотрудничали в сатирическом журнале «Облава», где печатались зарисовки на большевиков и их сторонников, сатирические новеллы также рассказывали о быте белой армии в Одессе.

Роль Кольцова в осуществлении сталинских внешнеполитических акций

В 1930-е годы Кольцов становится ведущим пропагандистом достижений советского строя как внутри страны, так и за рубежом. Этот аспект его деятельности требует более пристального рассмотрения в целях наиболее адекватного понимания мотивов ряда его высказываний и действий в определенных ситуациях, позже поставленных ему в вину. Именно это дает основание выделить данную сферу его деятельности как основную проблему в этой главе диссертации.

Рассматриваемое десятилетие было одним из самых сложных периодов советской истории. В стране окончательно утвердился тоталитаризм как политический режим. Расцвет культа личности И.В. Сталина определял все стороны жизнедеятельности государства - от социально-экономической ситуации до частной жизни советских граждан. Отечественная журналистика, игравшая роль рупора партийной пропаганды, стала активным проводником идей складывающегося советского строя. Как отмечает Н.М. Тобольцева: «Существовала журналистика особого типа, которая использовалась властью в качестве инструмента социально-политического управления обществом и средством формирования авторитарно-тоталитарного мышления». Советские средства массовой информации развивались в виде централизованной структуры, главной задачей которой было воздействие на массы путем внедрения лозунгового мышления.

Как считают историки, темпы урбанизации страны в 1930-е годы стали самыми высокими за всю историю человечества. В Москву переселились миллионы крестьян. Это процесс был вызван коллективизацией и голодом в деревне, а также массовым террором в городах, результатом которого были освобождающиеся рабочие места. Этнический состав городского населения и облик самих городов заметно менялись: «Движение миллионов масс, - писал B.C. Гроссман в романе «Все течет», - привело к тому, что светлоглазые и скуластые районные люди заполнили улицы Ленинграда, а в лагерных бараках то и дело встречались Ивану Григорьевичу картавые печальные петербуржцы».245

Многие выдающиеся деятели культуры подверглись жестоким репрессиям: советская пропаганда изо дня в день разоблачала «врагов народа», воинственные замыслы агрессоров, а политическая сатира высмеивала их. Как показала история, после устранения Ежова аресты, и в том числе писателей и журналистов, продолжились.

С учетом этих условий необходимо рассматривать деятельность Кольцова, принимая во внимание при оценке его общественных выступлений в 1930-е годы. На протяжении этого десятилетия в «Правде» и других отечественных изданиях выходили его статьи, фельетоны, очерки и репортажи на наиболее актуальные для страны темы. Чаще всего выступления в прессе ставили острые политические и общественные проблемы, и некоторые из них по инициативе автора были реализованы в мощные политические компании. Журналист находился в постоянном поиске оптимальных путей утверждения социалистических ценностей в глобальном масштабе. Одной из наиболее показательных в этом плане стала проблема строительства и развития воздушного флота страны. Воплощая свои идеи в жизнь, Кольцов не только вел пропаганду со страниц газет и журналов, но и лично участвовал в сложнейших перелетах того времени: в 1929 году в воздушном круизе по столицам Европы Москва-Берлин-Париж-Рим-Лондон-Варшава-Москва, а спустя год - в рекордном тогда Большом Восточном перелете по маршруту Москва-Анкара-Тегеран-Кабул, через вершины и ущелья Гиндукуша. Впечатления об этих полетах и мощи советской авиации Кольцов описал в путевых очерках «Перелет», «В гости к чужим», «На краю света», «Вместилище спокойствия», а также выпустил книгу под названием «Хочу летать». За участие в последнем, сенсационном в ту пору перелете ему присвоили воинское звание летчика-наблюдателя, и, как пилоту, вручили правительственную награду.

В октябре 1932 года Михаил Ефимович выдвинул в печати идею постройки гигантского аэроплана в ознаменование сороковой годовщины творческой деятельности Максима Горького. С учетом того, что Горький был одним из любимых писателей Сталина, идея получила широкую поддержку. Кольцов вместе с сотрудниками ЖУРГАЗа организовал среди населения сбор средств. Для руководства постройки самолета и распределения денег был избран комитет, принятый на общем собрании редакционных и литературных работников 39 изданий Журнально-газетного объединения. Председателем комитета был избран Кольцов, в него также вошли Н.И. Бухарин, Мате Залка, Ф.Я. Кон, В.Э. Мейерхольд, Л.З. Мехлис, А. Толстой, А.Н. Туполев, А.А. Фадеев, К.Б. Радек и др. Им были разосланы специальные письма, в которых сообщалось о том, какая миссия на них возложена: «Мы выражаем уверенность, что Вы окажете всемерную помощь делу организации и успешного завершения данного начинания» - отмечалось в послании.

Для пропаганды идеи строительства было также организовано большое количество рейсов в различные советские города на самолетах из эскадрильи имени Максима Горького. В состав участников вошли многие советские деятели культуры. На борту «Правды», «Красного кабардинца» и «Красного балкарца» в путешествия по стране вместе с Кольцовым отправлялись Ефим Зозуля, Александр Жаров, Марк Колобов, Джек Алтаузен, Борис Левин и др. Во время полета передавались радиограммы, над городами разбрасывали листовки. А по прилету уже на земле устраивались агитационные собрания и митинги.

В результате, как писал Кольцов, удалось набрать шесть миллионов рублей. Вот, как об этом в 1934 году в «Огоньке» писал редактор журнала: «Комитет не печатал членских книжек, не собирал месячных взносов, не открывал районных и межрайонных отделов и подотделов. Его отделами были партийные и советские газеты, они на ходу и между прочим говорили о самолете. И рабочий, колхозный читатель, на ходу, без малейшего напряжения, шутя, поднял громадного «Максима» с его драгоценной начинкой».

Особая миссия советского журналиста во время войны в Испании

Самым сложным и опасным для Кольцова стал испанский период. Учитывая международные договоренности, Сталин был вынужден соблюдать видимость неучастия СССР в военных действиях в Испании. Поэтому он прибегает к тайному плану не только участия, но и определенной координации действий под прикрытием журналистского представительства. Для его реализации был избран Кольцов. Более подходящей кандидатуры, вероятнее всего, не существовало: Генсек понимал, что Кольцов обладал незаурядными организаторскими способностями, как политический журналист, имея значительный опыт проведения внешнеполитических акций. Бесстрашный публицист, он не терял самообладания в сложной военной обстановке и извлекал при этом редкую политическую информацию. И, как это было в созданном им Журнально-газетном объединении, способствовал консолидации вокруг себя просоветских сил из числа представителей разного толка.

Гражданская война в Испании, длившаяся с 1936 по 1939 годы, отдалила разрыв с советским коммунизмом для многих западных интеллектуалов. Публично выступить против СССР в этой ситуации означало бы встать на сторону Франко и Гитлера. Официально советским гражданам было запрещено участвовать в этой войне. Постановление Совнаркома от 20 февраля 1937 года гласило: «Гражданам СССР запрещается выезд в Испанию для участия в происходящих в Испании военных действиях ... Выезд в Испанию разрешается только тем гражданам СССР, которые докажут, что они направляются туда для целей, не -JCO составляющих нарушения пунктов 1 и 2».

Замысел Сталина в этой войне сводился к тому, чтобы добиться в испанском правительстве перевеса просталински ориентированных коммунистов, выдавив из него анархистов, социал-демократов и скрытых троцкистов. И тогда, победив Франко, Испания стала бы союзником СССР, что в корне могло изменить политическую ситуацию в Европе. Наряду с Германией и Италией Советский Союз направил в Испанию свои самолеты, танки, а также военных специалистов и разведчиков. СССР оказывал республиканской Испании реальную помощь. При этом, как подчеркивают исследователи, Сталин сделал это раньше всех.

Однако в прессе об участии русских военных в боях не сообщалось. Описывая воздушные сражения, Кольцов не раскрывал, какой страной они были предоставлены республиканцам, но тонко намекал, что этим машинам «мадридский народ уже придумал кличку «чатос» - «курносые».

Впервые подлинная информация об оказанной помощи Советским Союзом Испании и военных, участвовавших в той войне, прозвучала в 1956 году. В Москве вышла книга X. Гарсия: «В самые тяжелые дни, когда немецкие бомбардировщики беспрепятственно летали над Мадридом, появились первые истребители республиканской авиации, полученные из Советского Союза. Они спасали испанскую столицу от варварских бомбардировок германской и итальянской авиации. Народ Мадрида называл их «русские чатос».

Через несколько дней после того, как фашистские мятежники подняли бунт против республиканского правительства Испании у Кольцова на руках была копия письма в Политбюро, подписанная Мехлисом, с просьбой разрешить срочно направить его корреспондентом «Правды» в эту страну. В конце послания было написано, что согласие Сталина «имеется». Примерно через три недели после этого, 8 августа 1936 года, Кольцов прибыл в Барселону.

В Испании Кольцов стал политическим советником некоторых руководителей испанского правительства и партий. Он ходил с бойцами в атаку, беседовал с командирами, допрашивал пленных, издавал популярную брошюру по тактике пехоты, рассчитывал мощность артиллерийского огня противника. Более того, он участвовал в заседаниях ЦК испанской компартии и политкомиссариата Интербригад, давал наставления политкомиссарам, дружил с иностранными добровольцами. Ездил в редакцию «Мундо обреро», где помогал делать газету. В книге «Люди, годы, жизнь» И.Г. Эренбург писал: «Трудно себе представить первый год испанской войны без Кольцова. Для испанцев он был не только знаменитым журналистом, но и политическим советником».360

Живя в отеле советской военной миссии - «Гейлорде» в Мадриде, советский журналист превратил свой номер в военный клуб, сделав из него своеобразный салон. Его номер стал местом сбора журналистов, аккредитованных в Испании. Там нравилось бывать американскому журналисту Хемингуэю, хотя вначале его настораживала роскошная и непривычная для прифронтового города обстановка, с обилием спиртного и закуски.

Возвращаясь из фронтовых поездок, военные, приходившие к Кольцову делились впечатлениями, сообщая советскому журналисту необходимую для него информацию. При этом ему не нужно было передавать ее резидентуру, поскольку у него в гостях также бывали и ее сотрудники.

Одним из первых читателей репортажей журналиста был резидент НКВД в Испании А. Орлов:361 «Все тексты шли или через резидентуру, или через посольство, где каждая строчка фиксировалась чекистами. ... И «Правда» за редким исключением все посланное собкором печатает».

Кольцов быстро адаптировался в сложнейшей военной обстановке. В первых же репортажах с республиканских фронтов журналист придумал персонаж по имени Мигель Мартинес - мексиканского коммуниста, прибывшего в Испанию «помогать и отдать здешней партии свой опыт мексиканской гражданской войны». Это был не просто выгодный литературный прием: Михаил Ефимович был вынужден соблюдать осторожность, не раскрывая свое руководящее участие как политического деятеля в боевых действиях. Комитет по невмешательству в испанское дело, куда с первых дней франкистского мятежа, помимо Франции и Англии, вошел и Советский Союз, не позволял журналисту «Правды» упоминать в прессе о своем непосредственном участии в войне. Как видно из корреспонденции, которые затем вошли в книгу Кольцова «Испанский дневник», Мигель игнорировал все эти установки.