Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Шерстобоева Елена Алексеевна

Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности
<
Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шерстобоева Елена Алексеевна. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Шерстобоева Елена Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/558

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Музыкальное телевидение: исторический аспект

1.1. Предыстория музыкального телевидения в СССР 10

1.2. Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.) 12

1.3. Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ 14

1.4. Музыкальное телевидение в период 1970 - 1984 гг.: пропаганда советской эстрады 19

1.5. Музыкальное телевидение в переходный период от государственного к коммерческому (1985 - 1995 гг.) 22

1.6. Музыкальное телевидение на современном этапе (1996-2008 гг.) 30

1.6.1. Создание специализированных эфирных российских музыкальных телеканалов МУЗ-ТВ и Эм-Ти-Ви Россия 30

1.6.2. Музыкальное телевидение на универсальных каналах (1996-2008 гг.) 34

Глава II. Музыкальное телевидение: программный аспект 43

2.1. Музыкальное телевидение: основные понятия, цели и функции 43

2.2. Жанровые особенности музыкального телевидения 47

2.2.1. Информационные жанры музыкального телевидения 51

2.2.3. Аналитические жанры музыкального телевидения 52

2.2.3. Документальный телефильм на музыкальном телевидении 55

2.2.4. Телешоу как жанр музыкального телевидения. Концерты, реалити-шоу, телеигры, телемюзиклы. 57

2.2.5. Видеоклип как специфический жанр музыкального телевидения.. 62

2.3. Специфика содержания музыкального телевидения 63

2.4. Анализ популярности музыкальных телепрограмм 67

2.5. Кабельное и спутниковое музыкальное телевидение. Музыкальное телевидение в сети Интернет 72

Глава III. Музыкальное телевидение: организационный и правовой аспекты 80

3.1. Формирование института продюсерства. Роль продюсера в организации музыкального телевидения 80

3.2. Музыкальное телевидение: социокультурный аспект 86

3.3. Процесс организации производства музыкальных телепрограмм 89

3.4. Правовой аспект музыкального телевидения 102

Заключение 111

Список использованной литературы 121

Введение к работе

Со времен зарождения человечества музыка всегда была неотъемлемой частью его существования и культурного самоопределения. Благодаря техническим инновациям проникновение музыки в жизнь современного человека максимально: человек становится потребителем музыки повсюду и в любом формате. Телевидение - один из важнейших и незаменимых ресурсов распространения музыки и музыкальной культуры в мире.

Становление телевидения началось с освоения уже существующих
музыкальных жанров (выступление, концерт, музыкальный спектакль).
История отечественного музыкального телевидения XX века тесно связана с
развитием телевидения вообще. С момента возникновения телевидения
произошли глобальные изменения в общественно-политической жизни
страны, в системе отечественных СМИ. На состоянии музыкального
телевидения наиболее явно отражаются последствия коммуникационно-
цифровой революции и появления новых технологий в сфере массовых
телекоммуникаций. Разгосударствление, децентрализация и

коммерциализация отечественного вещания, глобализация и демассификация, вытеснение с экрана профессиональной журналистики* (в особенности это касается музыкального телевидения) — все эти факторы оказали непосредственное влияние на современное состояние музыкального телевидения, а последствия изменений до сих пор не изучены.

Мы стремились проследить историю и характер становления музыкального телевидения» как самостоятельного раздела телевидения, выявить причины его недооценки. Музыкальное телевидение, несмотря на внешнюю аполитичность, часто использовалось для пропаганды выбранного государством политического курса. Создание во второй половине 1990-х гг. специализированных эфирных музыкальных каналов МУЗ-ТВ и Эм-Ти-Ви. Россия и превращение их в крупнейшие бизнес-

5 проекты завершило процесс сращивания российского музыкального телевидения с шоу-бизнесом, что отразилось на контенте современного музыкального телевидения. Непрерывно происходит снижение качества и количества музыкальных телепрограмм на музыкальных телеканалах. Возник феномен «Empty-V» (от англ. empty — пустой) - неологизм, обозначающий превращение. Эм-Ти-Ви в «немузыкальное телевидение», не несущее никакой ценностной, информационной или образовательной нагрузки.

Почти тридцать лет в нашей стране не проводилось исследований, изучающих проблемы музыкального телевидения, на эту тему не защищались диссертации. Книги и статьи советского времени о музыке на, телеэкране посвящены принципиально другой- модели демонстрации, музыкальных произведений и могут быть отнесены скорее к жанру музыкальной критики, чем к научному исследованию. В научной литературе до сих пор отсутствует общепризнанное определение музыкальной телепрограммы, музыкального телевидения.

Высокая степень эмоционального воздействия музыкального телевидения на аудиторию требует повышенной ответственности за< профессиональный уровень производителей музыкальных телепрограмм. Вот почему в работе рассматривается ключевая роль и особенности статуса продюсера в производстве музыкальной телепрограммы.

Наиболее полное изучение музыкального телевидения невозможно без рассмотрения правового аспекта. Музыкальная телепрограмма как объект авторского права, занимает особое место в правовом регулировании, поскольку с 1 января 2008 г были введены, новые нормы в области интеллектуальной собственности. Кроме того, музыкальный контент - один из самых сложных объектов для включения в телепрограмму..

Новизна диссертации состоит в том, что нами впервые ставится-научная проблема комплексного исследования музыкального телевидения-. Впервые формализовано определение музыкальной телепрограммы- и его научное

обоснование. Разработана новая периодизация отечественного музыкального телевидения в привязке к общественно-политическим изменениям и доказана их взаимозависимость. Вскрыты новые закономерности в развитии музыкального телевидения, исследованы специфические связи между музыкальным телевидением и шоу-бизнесом. В работе даны новые научные представления об особенностях жанров, содержания и производства современных музыкальных телепрограмм.

Из-за отсутствия фундаментальных научных работ по данной теме мы опирались на проведенные исследования в области телевидения, в той или иной степени затрагивающие проблемы музыкального телевидения. К таковым можно отнести работы Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, Г.В. Кузнецова, Т.А. Курышевой, Э.В. Советкиной, В.Л. Цвика, а также сборники «Телерадиоэфир: История и современность» под редакцией Я.Н.Засурского, А.Г. Качкаевой.

Программные аспекты музыкального телевидения затрагиваются в трудах В.В. Егорова, А.А. Новиковой, Е.Л. Поберезниковой, в учебнике «Телевизионная журналистика», а также в отраслевых документах, таких как, например, «Единые требования к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции».

Организационные проблемы на музыкальном телевидении частично рассматриваются в работах Е.Л. Вартановой, И.Н. Кемарской, В.В. Падейского, а также в учебниках «Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера» и «Мастерство продюсера кино и телевидения».

В основу методологии" исследования положены принципы историзма, системности и комплексности. Методы исследования включают системный подход, фактологический и исторический анализ, функциональный анализ, сравнительный и типологический анализ.

Автором диссертации был проведен анализ популярности российских музыкальных телепрограмм за 2004-2008 гг. Значительное внимание в

7 процессе исследования уделяется также изучению самих музыкальных телепередач российских музыкальных телеканалов за период 2004-2008 гг.

Цель исследования состоит в описании программных, тематических, структурно-функциональных и жанровых особенностей современного музыкального телевидения; в изучении и выявлении этапов и тенденций в его развитии; выявлении и оптимизации производственных и правовых проблем при организации музыкального телевидения и производства музыкальных телепрограмм.

В основные задачи исследования входит определение понятий музыкальной телепрограммы и музыкального телевидения, изучение и составление периодизации отечественного музыкального телевидения, исследование тенденций и закономерностей в развитии музыкального телевидения. Необходимым является составление жанровой классификации музыкальных телепрограмм. Определение этапов и особенностей в организации производства музыкальной телепрограммы и анализ правовых проблем, возникающих при продюсировании музыкальных телепрограмм, также входят в круг задач исследователя.

Объектом исследования является музыкальное телевидение как . совокупность музыкальных телепрограмм на отечественных универсальных и специализированных эфирных музыкальных телеканалах, ориентированных на массовую аудиторию и молодежь. В'- объект исследования не входят телепрограммы спутниковых музыкальных телеканалов, количество которых в мире превышает тысячу1, а также музыкальные телепрограммы канала «Культура», который является специализированным телеканалом, ориентированным на другой сегмент

Российские - РуТВ, Музыка первого, Ви-Эйч-Уан Россия, Бридж ТВ, Шансон ТВ, Мьюзик Бокс Ру, Мыозик Бокс ТВ, Уорлд Мьюзик Чэннел, Эй-Уан, О-Два ТВ, Ля минор, Облака и др., зарубежные - Вива, Меццо, Ви-Эйч-Уан, Эм-Си-Эм Топ, Эй-Эм-Си, Интер, МІ, ДиДжей ТВ, НатГео Мьюзик, Си-Эм-Ти, Эйч-Ти-Ви, КаунтДаун, Оникс и др.

8 аудитории2. Музыкальные телепрограммы канала «Культура», как правило, рассчитаны на подготовленного зрителя, имеющего определенный запас знаний и соответствующий культурный уровень. Главная функция современных музыкальных телепрограмм на «Культуре» - культурно-просветительская, в то время как на других каналах - развлекательная. Кроме того, исследуемое нами музыкальное телевидение тесно связано с понятием массовой культуры и феноменом культа потребления.

Жанровое своеобразие музыкального телевидения, особенности содержания и производства музыкальных телепрограмм являются предметом данного исследования.

Филологический характер диссертации состоит в том, что в работе анализируется тематика, жанровая специфика, особенности содержания музыкальных телепрограмм, а также создание сценария при-продюсировании музыкальных телепрограмм.

Научная достоверность данного исследования обеспечивается использованием соответствующей научной методологии, развернутой теоретической базы, применением широкого круга методов, обширным эмпирическим материалом.

Практической базой исследования являются музыкальные телепрограммы российских эфирных каналов: Первый канал, Россия, ТНТ, НТВ, СТС, МУЗ-ТВ, Эм-Ти-Ви Россия, а также музыкальные телепрограммы советского телевидения. Пониманию специфики музыкального телевидения способствуют собственные наблюдения автора на телеканалах Эм-Ти-Ви Россия, МУЗ-ТВ, Бридж ТВ-в процессе работы в качестве продюсера, креативного продюсера, шеф-редактора, а также во

На телеканале «Культура» выходят музыкальные телепередачи «Билет в Большой», «БлокНот», «В вашем доме», «Вокзал мечты», «Джем-5», «Камертон», «Музыкальные театры России», «Музыкальный киоск», «Партитуры не горят», «Под гитару», «РОКовая ночь с Александром Ф.Скляром», «Романтика романса», «Собрание исполнений», «Странствия музыканта», «Царская ложа», «Шедевры мирового музыкального театра» и Др.

9 время подготовки международного фестиваля молодых исполнителей «Новая волна-2008» (г. Юрмала, Латвия) - эфиры: Россия, МУЗ-ТВ.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации, полученные знания и выводы могут быть использованы на практике - при программировании существующих и вновь создаваемых музыкальных каналов и телепрограмм, и в теории - в рамках учебного процесса на факультетах журналистики при чтении лекционных курсов «Основы тележурналистики», спецкурсов, посвященных музыкальному телевидению и продюсированию на телевидении, при проведении семинаров и практических занятий в университетах и вузах, занимающихся подготовкой и переподготовкой тележурналистов: Материалы могут быть полезны в системе образования административных работников телевидения. Исследование представляет интерес для социологов, занимающихся изучением функционирования современного музыкального телевидения.

Отдельные положения диссертации апробировались в курсах и семинарах «Авторское право для тележурналистов» и «Основы продюсирования на телевидении» на факультете журналистики МГУ в период 2006-2008- гг., в лекциях «Авторское право для журналистов» в Высшей школе телевидения в 2007г., на учебных курсах АНО «Интерньюс», в курсе лекций «СМИ и шоу-бизнес» на факультете менеджмента в музыкальной индустрии Государственного Университета Управления в 2008г. Отдельные положения работы и результаты исследования докладывались на' ежегодных научно-практических конференциях «Ломоносов-2004»,«Ломоносов-2008».

В заключении обобщены; и прокомментированы главные выводы, полученные в ходе работы над диссертацией, и формулируются ее результаты, которые в целом сводятся к положениям, выносимым на защиту.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Основной текст изложен на 135 страницах.

Предыстория музыкального телевидения в СССР

Государственная политика в области музыки после Октябрьской революции 1917г. способствовала развитию массовой музыкальной индустрии в Советской республике еще до появления музыкального телевидения. Крупнейшие музыкальные учреждения в течение советского периода - театры, консерватории, фабрики музыкальных инструментов, фирмы грамзаписи - находились в государственном ведении. Постановлением Наркомпроса от 25 ноября 1918г. музыка включена в программу единой трудовой школы. Официально на государственном уровне была выдвинута задача просвещения трудящихся, приобщения их к основам музыкальной культуры. Эту цель впоследствии поставило перед собой и музыкальное телевидение.

Первые опыты в области телевидения в СССР так- же, как и в крупнейших европейских странах и США, начались еще в 1930-е гг. с трансляций музыкальных исполнений и театральных постановок. И в этом ключе «картина мира, представляемая телевидением, утверждает себя как новая научная парадигма, в которой большую роль начинает играть такой универсальный пласт человеческого бытия как культура»3. Добавим -массовая культура.

Первой передачей регулярного малострочного телевидения из Москвы стал эстрадный концерт длительностью 25 минут (15.11.1934 г.), включающий в себя исполнение рассказа, классического музыкального произведения и балетной постановки. В Германии с марта 1935 г., когда передачи берлинского телецентра стали регулярными, основу вещания составляли музыкальные концерты и спектакли. Была показана специально написанная для телевидения тридцатиминутная опера «В ласточкином гнезде». В Великобритании на Би-би-си с самого начала вещания в ноябре 1936 г. транслировали концерты и выступления английских и американских комедийных исполнителей, представления из кабаре.

Первые оригинальные телепостановки в СССР начали производить с 1938 г. в связи с созданием ОЛТЦ — Опытного Ленинградского телецентра, оборудованного электронной аппаратурой4. Появился «ТТМ» — «Телевизионный театр миниатюр» - одна из первых развлекательных программ, состоящая из драматических, музыкальных и балетных миниатюр, связанных интермедиями. Первоначально в телепостановках солисты исполняли партии под аккомпанемент рояля, поскольку технической возможности разместить в студии оркестр не было.

Телевидением осваивался метод выступления: «Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре»5.

Технические сложности в производстве собственных телепрограмм привели к необходимости ставить эксперименты и осваивать специфические" художественные и эстетические возможности телевидения. Как отмечает Э.Советкина, впервые «именно в это время (1939 г.) возник вопрос: «Что показывать» во время трансляции музыкального произведения?»6, появляется идиома-«смотреть музыку», осуществляется поиск новых видов и жанров (не «что показать», а «как показать»).

Процесс эстетизации музыки на экране начался с голливудского кино , затем распространился и на телевидение: «телевизионщики пытались с помощью изображения выявить ритмические и мелодические особенности музыки (через перемещения телекамеры, смены планов, внутрикадровую драматургию и т. п.). Для этого по музыкальной партитуре режиссёры заранее старались разработать эскизы соответствующих «видеопартитур»» .

Технические и творческие эксперименты в области телевидения, в том числе музыкального, прекратились на период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), когда телевидение в СССР не функционировало.

15 декабря 1945 г. Московский телецентр первым в послевоенной Европе возобновил регулярные телепередачи. Основу музыкального эфира составили сцены из опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», из опер Гуно «Ромео и Джульетта», Верди «Риголетто» и др. «В отличие от зарубежного телевидения, отечественное ориентировалось в первую очередь на классические произведения, воспитывая вкус зрителя»9. Следует понимать, что подобная программная политика была неслучайной: советское правительство, умышленно пропагандируя определенный ограниченный набор классических произведений, искусственно создавало застой в советской музыкальной культуре, препятствуя проникновению на советский телеэкран новых, авангардных культурных и общественных явлений, которые появились в послевоенное время и в.СССР. Исследователь явления цензуры Г.В. Жирков констатирует наличие демократических умонастроений в послевоенном обществе: «вторая мировая война способствовала постепенному, хотя и болезненному, движению нашей страны от закрытого типа общества к открытому»10.

Однако ожидания демократизации культурной жизни в советском обществе, ставшие главной тенденцией послевоенного времени, особенно для интеллигенции, не оправдались. С лета 1946 г. советское правительство взяло курс на проведение политики полного разрыва внешнеторговых, научно-технических, культурных, общественных и личностных связей стран соцлагеря со странами Западной Европы и США. В 1946 г. создан еженедельник «Культура и жизнь», ставший органом отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), директивы которого были обязательными для выполнения всеми идеологическими институтами. На страницах журнала велась беспощадная борьба с формализмом, «декадентскими тенденциями», космополитизмом и идеологическим отступничеством от курса партии в произведениях искусства и в печати.

Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ

С 1957 г. музыкальная? редакция стала Главной редакцией музыкальных программ. В составе - 22 сотрудника. В этом же году был образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (Гостелерадио СССР).

Новая политика КПСС во главе с Н.С. Хрущевым, выбранная с 1956 г., получила название «оттепель» и «в общественно-политической жизни благотворно сказалась на системе СМИ»14. Влияние этого курса не стоит переоценивать, по-прежнему «журналистика оставалась важнейшим средством манипулирования общественным мнением, и КПСС не могла допустить ослабления ее влияния» на массы»15. Тем не менее, коридор для проведения творческих новаций был расширен, деятели культуры и искусства стали высказываться в творчестве более свободно и открыто. Важным толчком для развития музыкального телевидения послужил также Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957 г.): впервые на московских улицах прозвучал современный джаз, рок-н-ролл. Под давлением общественности в 1958 г. ЦК КПСС вынужден был признать ошибочными Постановление ЦК «Об опере «Великая дружба».

Однако главным «актом свободы» и кульминационным моментом в процессе эстетизации телевидения; когда телевидение сделало телезрителя сопричастным к процессу рождения искусства, стала телевизионная трансляция Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1958 г.). Впервые «открылись иные - новые - взаимосвязи личности художника и его искусства» , - отмечал В. Саппак в связи с «феноменом Вана Клиберна» . Благодаря телевизионной трансляции фестиваля, начиная с торжественного акта открытия, включая туры и финал, телевидение в буквальном смысле сотворило «кумира миллионов Вана Клиберна» из неизвестного талантливого американского пианиста Вэна Клайберна. Это был одиш из высших моментов «творчества свободы, развертывающегося по своим законам и от идеологических намерений властей не зависящего»1 .

В период «оттепели» продолжился контроль над содержанием музыкального телевидения, но контроль над формой реализации в некоторой степени был ослаблен. К началу 1960-х годов началось производство ряда публицистических телепередач и телефильмов на музыкальную тематику19. Вырос объем музыкальных телеспектаклей - постановочных или с элементами постановки. В телеэфире появились сразу несколько разножанровых телециклов, посвященных классической музыке: «По страницам опер» (открывается оперой В. Дехтярева «Федор Таланов»), «Великие музыканты прошлого» (телепередачи о Шопене, Моцарте, Шумане), «Любимые певцы» (С. Лемешев, Т. Гобби, Б. Джильи, Г. Вишневская, А. Огнивцев и др.) и «Беседы у рояля» (Моцарт, Шуман, Шопен, Скрябин и др).

В то же время в Западной Европе и США с 1950-х гг. быстрыми темпами началось формирование кардинально отличного от советского музыкального телевидения, ориентированного на молодежную аудиторию. Внезапно обострившийся интерес молодежи к телевидению был связан с появлением и, распространением рок-н-ролльной музыки и потреблением всего, что связано с распространением новой субкультуры. В Европе «до 1950-х годов молодые люди были одеты и в основном действовали в том же стиле, что их родители. Однако изменения в послевоенной экономике породили поколение выпускников школ, обладающих немыслимой ранее покупательной способностью: деньгами, которые тратились на одежду и рок-н-ролльные записи»20. В США с конца 1950-х гг. рекламодатели обращают внимание на интересы молодежи (так называемых «тинэйджеров»).

Западные музыкальные телепрограммы 1950-1960-х гг. носили провокационный, эпатажный характер (в соответствии с образцами новых направлений в современной музыке). Вехой в истории мирового музыкального телевидения стал теледебют Э.Пресли 26 января 1956 г. на «Dorsey Brothers CBS Stage Show» (Си-Би-Эс). Наиболее заметной программой тех лет был телепроект «Бэндстэнд» (Филадельфия, Даблю-Эф-Ай-Эл-Ти-Ви, вышел в сентябре 1952 г., с 1957 г. выходил на Эй-би-си). «Путевку в жизнь» на нем получили Мадонна, Айк и Т.Тернер, Бадди Холли, группа «Бисти бойс», Д.Джексон и др. Наиболее популярной британской программой в начале 1960-х гг. было шоу «Ready! Steady! Go!» (Ай-Ти-Ви, 1963-1966 гг.), слоган ведущей К. МакГован «выходные начинается здесь», стал «манифестом молодежи, проповедущей гедонизм» . Музыкальное телевидение в Западной Европе и США, с 1960-х гг. активизируя молодежь, использовало новые для телевидения приемы и методы: «хит-парад»22 («Вершины популярной музыки» - «Top of the pop», 1964 - 2007гг., Би-Би-Си), обратная связь, голосование (в основу телепрограммы «Juke Box Jury» (1959-67п\, Би-Би-Си) положен игровой принцип: приглашенные гости слушали песни исполнителей («The Beatles», Э.Пресли, Б.Холли и др.) и выносили свой вердикт: «хит» или «провал»).

В СССР некоторая гибкость по отношению к молодежному телевидению проявилась лишь в конце 1960-х гг. с реорганизацией в 1967 г. молодежной редакции ЦТ: «именно она стала тем плацдармом на ЦТ, где зарождались самые интересные творческие идеи и откуда вышли впоследствии самые яркие звезды телеэфира»23. Появилась молодежная программа «Вечер веселых вопросов», из которой впоследствии «вырос» «Конкурс веселых и находчивых». Музыкальные номера в телепередаче «КВН» («Клуб веселых и находчивых»), стартовавшей 8 ноября 1961 г., открыли возможности для использования импровизации на сцене и в других передачах, в том числе, музыкальных: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка девушки» и др.

В 1960-е гг. в музыкальных телепрограммах появились профессиональные телеведущие, которые заложили основы и традиции ведения музыкальных телепрограмм на советском телевидении. Э.Беляева, В.Леонтьева, С.Жильцова, А.Шилова, С. Моргунова, А. Масляков, А. Ширвиндт и др. пользовались огромной популярностью у массовой аудитории.

В начале 1960-х гг. музыкальные телепрограммы советского телевидения не были дифференцированы по возрастному критерию. В информационно-музыкальной телепрограмме «Музыкальный киоск» (впервые вышла в эфир 21 октября 1962 г., режиссер Н. Баранцева, ведущая Э. Беляева) сочеталось развлечение и высокое искусство. Это была передача, в которой «органично уживаются самые разнообразные музыкальные жанры»24.

В 1960-х гг. началось производство ряда популярных телепрограмм эстрадного направления, некоторые из которых стали «долгожителями эфира».

7 апреля 1962 г. на советском телевидении впервые появилась художественно-публицистическая телепрограмма «Телевизионное кафе» (режиссер Ю. Богатыренко), впоследствии - «Огонек», «Голубой огонек» и др. Первоначальный замысел телепередачи «Телевизионное кафе» в 1960-х гг. как вечера встречи исполнителей после концертных и театральных мероприятий постепенно трансформировался в крупномасштабное

Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. М., 2004. С.29. 24 Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1992. С. 104 популярное телешоу, традиционное в новогодние праздники. В разные годы программу вели популярные ведущие - А.Шатилова, С.Жильцова, С.Моргунова, В.Соломин, М.Державин, Е.Петросян и др.

В целом телевизионная эстрада «была представлена в эфире в виде телевизионных эстрадных концертов и заранее записанных на кинопленку выступлений эстрадных коллективов, которые с помощью монтажа адаптировались к специфике телевидения» . Иногда монолог ведущего прерывался концертами, состоящими «из записей эстрадных номеров, выдернутых из контекста тех программ, для которых они создавались (музыкальные фильмы, «Голубые огоньки» и т.п.)».

Музыкальное телевидение: основные понятия, цели и функции

Как следует из выводов, опубликованных Медиакомитетом в Единых требованиях (Классификаторе) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир, «в целом опыт телеиндустрии показывает, что наиболее распространенной единицей измерения (классификации) является программа»66. Соответственно, анализ музыкального телевидения должен строиться на основе исследования программных аспектов.

Сама по себе музыкальная телепрограмма — явление многогранное, включающее в себя множество разных компонентов: музыкальное произведение, исполнение, постановка музыкального номера, телевизионная режиссура постановки. Сегодня ни одна телепрограмма не выходит в эфир без музыкального оформления, но от этого она не становится музыкальной. В связи с этим возникает проблема определения понятия музыкальной телепрограммы.

На основе изучения и анализа ряда отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме музыкального телевидения, предлагается определение музыкального телевидения, выявляется его состав и ряд специфических свойств.

Музыкальная телепрограмма - это аудиовизуальная передача информации посредством телевидения, неотъемлемой частью которой является исполнение музыкальных произведений, а основным предметом - музыкальные произведения или их исполнения. «Программа» в данном контексте - «это единица вещания, отдельное законченное произведение журналистики или искусства, обозначенное отдельной строкой в плане вещания»69. Музыкальное телевидение мы рассматриваем как совокупность музыкальных программ.

Составители Единых требований (Классификатора) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир неправомерно ориентируются при определении музыкальной телепрограммы на музыкальную тематику в составе телепередачи. На наш взгляд, наличие данного признака не является достаточным для отнесения телепрограммы к категории музыкальных. Например, от того, что героями телепрограммы «Школа злословия» (НТВ) становились известные исполнители В. Спиваков (Выпуск девятый, 1 ноября 2004 г.), А. Макаревич (Выпуск шестнадцатый, 23 января 2005 г.), Ю. Шевчук (Выпуск двадцатый, 20 февраля 2005 г.), Н. Петров (Выпуск двадцать пятый, 27 марта 2005 г.), Б. Гребенщиков (Выпуск двадцать девятый, 24 апреля 2005 г.), Земфира (Выпуск тридцатый, 1 мая 2005 г.), и разговор был направлен на обсуждение музыкальных произведений, сама телепрограмма не стала музыкальной, поскольку не включала в себя исполнение музыкальных произведений. Другой пример - музыкальная программа «Земля-воздух» (ТВ6-Москва), в состав которой помимо обсуждения музыкальных произведений в прямом эфире входили живые выступления исполнителей, приглашаемых в студию.

Нами выделяется два обязательных признака музыкальных телепрограмм: 1) включение в состав телепрограммы исполнения музыкальных произведений (фрагментов исполнения); 2) основной предмет телепрограммы - музыкальные произведения/ исполнения.

Когда в 1996 г. телепроект «Акулы пера» (ТВ-6 Москва) получил премию «Звезда» в номинации «лучшая музыкальная передача», а О.Кушнашвили - постоянный ее участник - был назван «музыкальным журналистом года», медиаисследователь А.Вартанов заявил, что этот факт «свидетельствует о том, что жюри предпочло передачу, которая говорит не столько о музыке, сколько о музыкантах»70. На наш взгляд, отнесение данной телепрограммы к музыкальным неправомерно на основании того, что в ее состав не входит собственно исполнение музыкального произведения, а также на основании того, что основным предметом телепрограммы являются личная и светская жизнь исполнителей, а не сами исполнения.

Основная цель музыкального телевидения сегодня - это развлечение: «развлекает наше телевидение гораздо активнее, чем раньше»71. Несмотря на явное доминирование развлекательного направления музыкального телевидения в настоящее время, исторически среди музыкальных программ присутствовали и развивающие, и социально-активизирующие, и информационные программы. Соответственно представляется неточным отнесение Г.В. Кузнецовым в «Классификаторе телепрограмм» музыкальных программ к категории развлекательных программ.

Потенциально круг задач музыкального телевидения довольно широк. Выделяются следующие цели музыкально-журналисткого выступления73: 1) чисто информационные; 2) пропагандистские, популяризаторские, 3) просветительские, воспитательные; 4) аналитические. Исходя из определения, целей и задач музыкального телевидения определяется широкий круг функций музыкального телевидения: 1) развлекательная, 2) участие в процессе коммуникации и культурообмена; 3) просвещения; 4) воспитания; 5) ценностной ориентации; 6) социально-организаторская; 7) интегративная; 8) организации досуга; ; 9) производство культурных ценностей в лице продюсеров телепрограмм (и продюсерских компаний); 10) формирование рынка исполнителей.

Формирование института продюсерства. Роль продюсера в организации музыкального телевидения

Музыкальные программы на телевидении существуют на двух уровнях: первый уровень - универсальные каналы, второй уровень - профильные нишевые каналы (согласимся с медиаэкспертами, объединяющими тематические и специализированные каналы в одну группу - нишевых, считая, что их концепции сходны в главном - они противостоят концепции универсальных каналов).

Универсальные телевизионные каналы традиционно являются лидерами телевизионного рынка, в их задачу входит массовизация аудитории. Задача специализированных и тематических музыкальных каналов - формирование четкой целевой аудитории и завоевание определенного сегмента телевизионного рынка.

Специфика организации производства музыкальных программ на немузыкальных и музыкальных каналах имеет много общего, но главное сходство в том, что в производстве каждой музыкальной передачи исключительно важна роль продюсера. Эта роль - роль идеолога, организатора и воплотителя в жизнь такого крайне сложного творческого проекта, как музыкальная программа.

Институт продюсирования до сих пор является новеллой в телепроизводственном процессе. В связи с появлением должности продюсера в музыкальном и других видах бизнесах возникла путаница в определениях его должности и круга обязанностей на музыкальном телевидении.

В советский период телевизионная продукция не являлась и не могла являться товаром, поскольку основой финансирования телепрограмм был государственный бюджет, а не рекламные средства, как в настоящее время.

Кроме того, централизованная система управления также препятствовала формированию института продюсирована: центральные, республиканские и местные телеканалы находились в управлении и подчинении Государственного комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР.

Зарождение института продюсерства на музыкальном телевидении происходит в период 1990-2001 гг.. Это связано с сокращением государственного финансирования, разрешением частного бизнеса и поощрением частной инициативы, коммерциализацией телевещания, появлением частных производственных мощностей, использующих лицензионный и нелицензионный музыкальный контент, а также децентрализацией телесистемы и ростом числа каналов, нуждающихся в телепрограммах, в том числе, музыкальных.

Состояние современного телевизионного рынка телепрограмм в первую очередь зависит от продюсеров - тех, кто формирует концепцию телепрограммы, и непосредственно создает новый телепродукт. В условиях тотальной конкуренции между каналами именно продюсеры находятся в поиске новых идей и форматов на телевидении и отвечают за их реализацию.

В каноническом понимании слово «продюсер» объединяет три направления: идею, деньги и команду. Каждый из продюсеров ставит в начало первое, второе или третье, у каждого своя последовательность» . Телевизионный продюсер самостоятельно и единолично организует творческий процесс и осуществляет его руководство. «На телевидении продюсер - движущая сила, лицо «номер один», , которое по совместительству также может быть и режиссером» . Некоторые западные теоретики телевидения даже выделяют специальный термин, характеризующий работника, приспособившегося к системе телевизионного конвейера - «fasthinker» (англ. «быстродумающий»)140. Продюсер реализует схему: от концепции к вещанию.

Согласно Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2008-2015 гг.141 все субъекты рынка телерадиовещания функционально разделяются на 4 основные группы: производители аудиовизуальной продукции, телерадиовещательные организации (вещатели), операторы связи и потребители.

Классический метод продюсерской деятельности — это «start-up подход» или прямое продюсирование, при котором продюсер организует бизнес-процесс или покупает лицензию на производство музыкальной программы за счет собственных или самостоятельно найденных средств, а потом продает телевизионный проект телевещателю (например, именно так С. Кордо продюсировал «Народный артист» (Россия)). Доходы от произведенной программы могут превысить все ожидания, особенно в том случае, если за произведенный продукт будут конкурировать серьезные телевещатели. Однако риски для продюсера при использовании технологии прямого продюсирования максимально высоки, так как продюсер отвечает за проект личными вложениями, и если проект не заинтересует вещателей, продюсер рискует никогда не вернуть вложенные средства.

Продюсер может привлекаться на проект с готовой, разработанной концепцией для дальнейшей реализации (именно таким образом С.Кальварский продюсировал все телесезоны «Фабрики Звезд» (Первый)). Маркетологи называют такой подход обратным продюсированием. Иными словами, он предполагает работу под заказ. Т.е. продюсер организует телепроизводственный процесс, руководствуясь требованиями заказчика. В этом случае автором идеи является компания-вещатель в лице генерального продюсера канала или глава музыкальной дирекции (редакции) канала.

Музыкальные телеканалы для производства своего контента привлекают сторонних производителей и продюсеров редко и, как правило, для производства немузыкальных программ (сериалы «Клуб» (Эм-Ти-Ви Россия), продюсер А. Толмацкий, «Мечты Алисы» (Эм-Ти-Ви Россия), производство «Глэм продакшн»; «Любовь не шоу-бизнес» (МУЗ-ТВ), продюсер С. Ковалев, «Детки в клетке» (МУЗ-ТВ), производство «Глобал медиа лайн»; конкурсы: «Поцелуй навылет» (Эм-Ти-Ви Россия), производство «Джаст продакшн»; реалити-шоу: «Страшно красивые» (МУЗ-ТВ), продюсер А.Карпова, «Блондинка в шоколаде» (МУЗ-ТВ), продюсер А.Карпова, «Будни Листермана» (МУЗ-ТВ), продюсер С. Ковалев).

В случае, если производство музыкальной телепрограммы осуществляется сторонним производителем, телеканал назначает со своей стороны куратора из числа штатных продюсеров для информирования генерального продюсера канала о ходе производства проекта, для обеспечения помощи или вмешательства в ход производства проекта (при необходимости). Генеральный продюсер проекта со стороны производителя ведет конкретную работу по реализации телепроекта и курирует весь процесс производства.

На музыкальных каналах при производстве музыкальных (профильных для каналов) программ существует список утвержденных к производству программ и список штатных продюсеров (руководителей проектов). Программный директор еженедельно на продюсерских собраниях назначает одного из штатных продюсеров руководить производством какой-либо программы или курировать какой-либо музыкальный телепроект. При необходимости продюсеров перемещают на другие проекты или снимают с проекта.

Музыкальные телепрограммы на специализированных музыкальных каналах организуются штатными работниками канала, включая производство высокобюджетных премий каналов Эм-Ти-Ви Россия и МУЗ-ТВ (т.к. для них данные телепрограммы являются профильными): 1) Церемония вручения наград Эм-Ти-Ви Ар-Эм-Эй 2005-2008 гг., «Евровидение 2008. Смотрим вместе/Евровидение 2008. Наши герои», «12 Злобных Зрителей», продюсер П. Шекшеев (Эм-Ти-Ви Россия); 2) «SHIT-парад», «Тотальное шоу», «Русская десятка», «Девчонки арэнби», продюсер О. Мухина (Эм-Ти-Ви Россия); 3) «Хит-лист», «Интерактив чарт», «Дневники Фабрики Звезд», продюсер О. Сазыкина (МУЗ-ТВ); 4) «МУЗ-ТВ Хит», «Наше», премия МУЗ-ТВ-2008, продюсер Е. Жаркова (МУЗ-ТВ).

Похожие диссертации на Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности