Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Н.А. Бердяев — публицист и редактор журнала «Путь» (1925-1940 годы) Зеленина, Елена Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зеленина, Елена Васильевна. Н.А. Бердяев — публицист и редактор журнала «Путь» (1925-1940 годы) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 1998.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Российское общество и мировая цивилизация в целом переживают на рубеже веков качественную трансформацию. Проявившийся в XX веке кризис культуры и социально-общественных устоев вызвал к жизни процесс постепенного изменения ментальности. Сегодня его признаки, прежде всего, проявляются в среде интеллектуальной элиты, чья мысль устремилась от задач социального устройства к проблеме судьбы человека в современном мире1.

Таким образом, концептуальная схема европейской цивилизации, модель постановки проблем и их решение, методы исследования, господствовавшие в течение последнего века в научном сообществе, претерпевают замещение новыми мировоззренческими основами, смысловым содержанием которых становится критика материалистического сценария прогресса. Этот процесс находит отражение и в современной российской науке, так как разрабатываемый в течение многих десятилетий советской философской школой диалектико-ма-териалистический метод познания оказался несостоятельным в вопросе о человеке, его исторической судьбе и духовной жизни.

В этой связи обращение к творческому наследию выдающегося философа и публициста Н.А. Бердяева, выступавшего чаще в роли критика материализма и коммунизма, приобретает принципиально иной смысл, ориентированный на проблему свободы и духовных устремлений человека.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения «забытого» публицистического наследия Н. Бердяе-

1 Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996; Губман Б.Л. Запад-пая философия культуры XX века. Тверь, 1997; Виттепбург Б. фон. Шах планете Земля. М., 1998; Тойпби А.Дж., Икеда Д. Диалоги ТоГшбн — Икеды. М-, 1998; Мельникова Е.Н. Час икс. Россия 21 век. (Материалы научного фонда «Интеллект и выживание» Международной академии паук высшей школы). М , 1996; Российская общенациональная идея. (Информационно-аналитические материалы общественно-политического движения «Союз реалистов») М., 1996 и др.

ва в журнале «Путь» Русского Зарубежья1, возникновение и становление которого относится к 20-м годам — одному из содержательных, но малоисследованных этапов истории новейшей отечественной журналистики. В этот период «в нашей стране сложился своеобразный историко-публицистический процесс. После гражданской войны образовались две России: советская и зарубежная. Либерализация жизни в Советской России позволила установить в годы нэпа духовную связь между метрополией и эмиграцией. Русское зарубежье имело в 20-е годы многообразную газетно-журнальную периодику»2.

Неотъемлемой частью печати Русского Зарубежья 20-30 годов являлась уникальная публицистика, принадлежащая перу представителей школы русской религиозной философии, сложившейся в период Серебряного века отечественной культуры. Большинство мыслителей после революции вынуждены были эмигрировать и зарабатывать на жизнь литературным трудом. Их статьи публиковались практически во всех крупных изданиях эмиграции и, несомненно, украсили собой историю русской зарубежной прессы, придав ей интеллектуальную глубину.

Журнал «Путь» — орган русской религиозной мысли — представляет собой наиболее яркий пример философской публицистики Зарубежья, ввиду уникального подбора авторов, в состав которого вошли почти все лучшие представители русской философии, — С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Л.И. Шестов и др.

Кроме того, анализ творчества Н. Бердяева в журнале «Путь» позволит раскрыть уникальность русской философско-публицистичес-

1 Автор использует данный термин в его характерном написании (с прописных букв), вслед за историком русской эмиграции М.И. Раевым, для обозначения сложившегося за рубежом самостоятельного общества, не имеющего национальной территории, но выступающего как единый социум со своим языком, печатными средствами коммуникации, культурными традициями. Время существования Русского Зарубежья как «общества в изгнании» ограничено 1919-1939 гг. Раев М.И. Россия за рубежом. М., 1994. С. 16. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1996. С. 40.

кой традиции, показать ее лучшие образцы, обосновать ее влияние на формирование отечественной журналистики в целом.

Введение в научный оборот нового фактического материала — малоизученных или неизученных газетных и журнальных источников, архивных документов — способствует созданию объективной картины истории печати Русского Зарубежья 20-30 годов, которая необходима для осознания процессов развития новейшей отечественной журналистики.

Труды Бердяева, важную часть которых составляют статьи, опубликованные в журнале «Путь», получили широкое распространение как в различных центрах Русского Зарубежья, так и за их пределами. Издаваемые на французском, немецком, английском и других языках, они сделали Н. Бердяева еще при жизни заметным интеллектуальным явлением в Европе. Яркость и глубина мышления, принципиальная авторская позиция религиозного писателя вызывали многочисленные и неоднозначные отклики.

Бердяев-публицист ставил перед собой цель — открыть людям значение их духовной миссии. Используя собственный онтологический метод, он выступал как исследователь социумов и исторического процесса. Благодаря провидческому дару, вооруженному глубоким знанием внутренней природы человека и общества, Н. Бердяев обозначал увиденные им взаимосвязи явлений оригинальными словами-понятиями, бравшимися на вооружение другими исследователями и нашедшими отражение в данной диссертации. Таким образом, Бердяев сам создавал жизнестойкие онто-логемы, являющиеся для его многочисленных последователей важнейшей характеристикой окружающей действительности, а заложенная в них способность внутренней трансформации, с учетом меняющихся внешних условий, позволяет им не терять и сегодня свою актуальность.

Историография темы исследования. Основная часть эмигрантской публицистики Н. Бердяева сосредоточена в журнале «Путь», выходившем под его редакцией в течение пятнадцати лет (1925-40 гг.), совпавших с наиболее продуктивным в творческом смысле периодом жизни мыслителя.

Открытию журнала предшествовал ряд событий. После насильственной высылки за рубеж осенью 1922 года1 Н. Бердяев создал в Берлине Религиозно-философскую академию. Одновременно велись переговоры о совместной деятельности с американской благотворительной организацией YMCA (Ассоциация христианской молодежи, далее — ИМКА), занимающейся вопросами адаптации беженцев из мест социальных потрясений. В результате Н. Бердяев получил согласие представителей ИМКА на оказание финансовой поддержки издательскому плану Академии. Эти скромные средства стали в первые годы эмиграции чуть ли не единственным источником существования для многих писателей.

В 1923 году Бердяев закончил публицистический этюд «Новое средневековье», который сразу вышел отдельной книгой (а в скором времени был переведен на четырнадцать языков) и вызвал большой резонанс в международной прессе. Быстрый успех на Западе нового произведения в немалой степени способствовал тому, что Н. Бердяев возглавил издательство ИМКА-пресс и получил реальную возможность выпускать периодический журнал, который стал печатным органом Религиозно-философской академии.

Первый номер журнала «Путь» увидел свет в Париже в 1925 году, куда незадолго до того переехал Н. Бердяев. Несмотря на объективно трудные для издательской деятельности условия эмиграции, журнал выходил вплоть до оккупации Парижа германской армией в марте 1940 года. На протяжении всех лет Н. Бердяев оставался бессменным редактором журнала «Путь» и издательства ИМКА-Пресс. В течение войны и сразу после нее издание журнала не могло быть возобновлено, так как лихолетье разбросало его прежних авторов по обе стороны Атлантического океана (покинув Францию, многие обосновались в США, Великобритании и других странах), а в начале 1948 года Н. Бердяев скончался.

Научная разработка творчества Н. Бердяева началась еще в довоенный период. Сразу после смерти мыслителя она заметно активизи-

' Осенью 1922 г. по решению советского правительства из России была выслана большая группа писателей, общественных деятелей, ученых, в числе которых — профессора высших учебных заведений Москвы и Петрограда, а среди них — Н.А. Бердяев, преподававший в Московском университете. Судно «Oberburgermeister Haken», доставившее высланных в Германию, позже нарекли «профессорским пароходом». (См. Гачев Г. Русская Дума. М., 1991 и др.)

ровалась в среде эмигрантов. Ряд исследований, так или иначе связанных с именем Бердяева, написали советские философы. Однако и те, и другие слишком заметно руководствовались соображениями политической и идеологической конъюнктуры.

Наиболее серьезных эмигрантских исследователей, например, Н. Полторацкого, больше интересовали «национальные» аспекты творчества Бердяева — автора книг «Душа России», «Русская идея» и «Истоки и смысл русского коммунизма», нежели профетическая, делающая попытку предопределить события будущего, и экзистенциальная устремленность, свойственная мыслителю1. Полторацкий, сторонник «конкретных оценок», ставший впоследствии апологетом «юридической» философии И.А. Ильина — идейного оппонента Бердяева — бросает упрек мыслителю за увлечение эсхатологической проблематикой (предлагающей сценарии «исхода», конца мировой истории, конечного бытия), которая, между тем, является одной из вершин творчества писателя.

Фундаментальные исследовательские работы появлялись и позже. Например, солидарист С.А. Левицкий2 изучал наследие Н. Бердяева как критика марксизма и большевизма.

Комментаторы из академического философского цеха, начиная с современника Н. Бердяева В.В. Зеньковского3, отмечали как недостаток чрезмерную, на их взгляд, эмоциональность, публицистичность, указывали на отсутствие практикуемой в профессиональной философской методологии сложной систематизации.

Среди советских исследователей наиболее авторитетным являлся В.А. Кувакин4, который предпринял попытку оценить творчество писателя с позиции диалектического материализма. Он ставил в вину

' Полторацкий Н.П. — профессор Питтсбургского университета (США), автор статей и книг но истории русской религиозной философии, ученик н последователь философа И.А. Ильина. Полторацкий Н.П.«Бердяев и Россия»: Философия истории. Нью-Йорк, 1967. ^Левицкий С.А. — идеолог движения солидаристов (HTC), историк философии. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии н общественной мысли. М.,1995. ^ Зепьковскпй В.В. — автор академического труда «История русской философии», являлся сотрудником журнала «Путь». Зепьковскпй В.В. История русской философии. В 2-х т. Париж, 1948. Кувакин В.А. — советский философ, критик русской религиозной философии. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.,1975; Религиозная философия в России. М.,1980; Философия Вл. Соловьева. М., 1988.

«буржуазному философу-мистику» Бердяеву — «идеологу веховства» — выработку «духовного вооружения» с целью «оттолкнуть колеблющуюся интеллигенцию» от идей марксизма-ленинизма.

В последнее десятилетие с творческим наследием мыслителя в России сложилась неоднозначная ситуация. В конце 80-х — начале 90-х годов произведения «вернувшегося» Бердяева издавали много, но стихийно. Как в России, так и на Западе до сих пор отсутствует полное собрание сочинений Н. Бердяева. Таким образом, Бердяев читаем, но не прочитан. Ни одно из исследований основных трудов, предпринятых в России в последние десять лет Р. Гальцевой, А. Андреевым, А. Ерми-чевым и другими, не добавило принципиально новых оценок.1

Осталось не до конца раскрыто влияние Н. Бердяева на формирование новой парадигмы, для которой определяющими являются духовное и экологическое пространство человека. Поверхностно затронута система построения онтологем Бердяева, таких как оправдание человека, спасительное творчество, трансцендирование, объективация, обскурантизм, духовная буржуазность, религиозный реализм, гибель культуры, бытийственная свобода, русская идея, новое средневековье и т.д., — отраженных в его книгах и статьях.

Таким образом, до сих пор философская публицистика Н. Бердяева, ее возникновение, формирование и развитие, приемы публицистического мастерства, а также основные типологические особенности философскс-публицистических изданий, которые прослеживаются на примере материалов «Пути», в журналистской науке не изучались. При отсутствии основательных работ, посвященных этой теме, значительная часть новейшей отечественной периодики выпала из исследовательского процесса.

Научная новизна исследования в том, что в нем впервые предпринимается анализ редакторской и публицистической деятельности Н. Бердяева в журнале «Путь», на основе которого рассматрива-

1 Гальцева Р.А. — специалист в области истории философии и культурологии. Гальцева Р.А. Марксизм и Россия: по следам мысли Н.А.Бердяева. М., 1993; Н.А.Бердяев — философ творчества и теоретик культуры // Николай Бердяев: творчество, культура и искусство. М.,1994. Андреев А.Л. — специалист по эстетике, истории русской философии, публицист. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура: философия искусства Н.А.Бердяева. М, 1991. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1989 и др.

ются проблемы формирования общенациональной идеи, толерантности и свободы печати как альтернативного по отношению к советской журналистике пути развития российских СМИ.

В данной диссертации изучается процесс возникновения, становления и развития религиозно-философской публицистики Русского Зарубежья на примере журнала «Путь» Н. Бердяева, выявляются ее особенности, исследуются новые тенденции в отечественной журналистике 20-30 годов.

Впервые религиозно-философская печать Русского Зарубежья рассматривается как неотъемлемое звено в системе отечественной журналистики новейшего времени. Предпринимается попытка дать общие типологические характеристики религиозно-философских изданий, обозначить основные этапы в формировании философской публицистики.

Цели и задачи исследования состоят в стремлении изучить публицистическое творчество и редакторскую деятельность Н. Бердяева, от-носящиееся к эмигрантскому периоду его жизни и нашедшие отражение в журнале «Путь», продолжившем лучшие традиции русской религиозно-философской печати начала XX века, рассмотреть их как возможную перспективу в развитии современной отечественной журналистики.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

показать процесс развития «русской идеи» в публицистике Бердяева, обозначить ее истоки, философскую и историческую обусловленность;

обосновать проблему свободы и духовного творчества человека как доминирующую в публицистике Бердяева;

доказать своеобразие религиозно-философской публицистики Бердяева;

раскрыть особенности редакторской деятельности Бердяева в журнале «Путь» и издательстве ИМКА-пресс;

проанализировать основную проблематику публикаций Бердяева в журнале «Путь»;

выявить основные типологические особенности журнала «Путь» и других философско-публицистических изданий Русского Зарубежья;

рассмотреть полемику на страницах журнала как метод проявления свободы мышления и демократизма издания;

обозначить определяющую для журнала «Путь» направленность творчества ведущих публицистов «Пути» — С. Булгакова, Б. Вышеславцева, Г. Федотова, Г. Флоровского и других;

раскрыть влияние публицистического творчества Бердяева на современников, а также сегодняшнюю цивилизацию.

Объектом исследования являются публикации в журнале «Путь», в частности, статьи Н. Бердяева в этом издании. Таким образом, хронологические рамки исследования — 1925-1940 годы.

Методологической основой диссертации стали публицистические сборники и отдельные труды Н. Бердяева, в основу которых положены духовно-нравственные критерии, принципы объективности, соответствия истине, исторической правде, — «Кризис искусства», «Душа России», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Новое средневековье», «О назначении человека», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Царство Духа и Царство Кесаря» и др.

Комплексный характер исследования обуславливает необходимость привлечения работ по теории журналистики и публицистики, типологии периодических изданий В.М. Горохова, Я.Н. Засурского, Э.Л. Лазаревич, В.Д. Пельта, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, М.И. Стюфляевой, В.В. Уче-новой, М.В. Шкондина и др.; по истории отечественной журналистики А.Ф. Бережного, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепя-на; по проблеме языка и стиля публицистики Ю.А. Бельчикова, К.И. Былинского, Л.М. Грановской, Г.Я. Солганика и других.

Характер названных выше трудов по проблемам журналистского творчества, совмещающих в большинстве случаев вопросы как теории, таки практики, позволил глубже, обстоятельнее раскрыть тему диссертации. Были использованы также метод сравнительного анализа источников, систематизация обширного фактического материала, критическая оценка исследований, входящих в библиографию диссертации.

Важными при написании диссертации были мемуары (и автобиографии), а также периодика, связанные с анализом обозначенных в

данной диссертации проблем. Не считая самых общих описаний, практически отсутствуют монографии, которые были бы созданы сотрудниками и единомышленниками Н. Бердяева, работавшими в 20-30 годы в эмигрантских изданиях.

Интересующие сведения об окружении Н. Бердяева за рубежом удалось обнаружить в биографиях (некрологах) и мемуарах, большая часть которых опубликована в периодических изданиях. Известно, что мемуары как исторический источник обладают несколькими существенными недостатками. Их авторы предпочитают сосредоточивать свое внимание на раннем периоде своей жизни, или наиболее ярких моментах карьеры, и обычно склонны идеализировать прошлое. Большинство мемуаров, написанных представителями Русского Зарубежья, вышло из-под пера людей старшего поколения, большая часть жизни которых прошла в дореволюционной России, и, естественно, они скорее уделяли внимание событиям до 1917 года, нежели времени изгнания.

Особенно ценной явилась мемуарная литература, содержащая важные сведения о 20-40 годах, авторами которой являются Е. Гер-цык, Р. Гуль, Г. Федотов, С. Франк и др.

Творческая жизнь Русского Зарубежья отразилась и запечатлелась во многих периодических изданиях тех лет — газетах, еженедельниках, разнообразных журналах и бюллетенях. Сложности, возникающие при работе с этим видом источников, кроются в раздробленном характере большинства изданий. Как и сама эмиграция, ее печать была разбросана по различным странам, и московские библиотеки не могли, да и не старались получить все эти издания.

В данной работе используется также справочный и фактический материал, который содержится в литературе Русского Зарубежья и отечественных исследованиях последнего десятилетия1.

1 Алексеев Л.Д. Литература русского зарубежья: Книги 1917-1940. Материалы к библиографии. — Спб., 1993; Зерпов Н.М. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921-1972. Бостон, 1973; Материалы к сводному каталогу периодических и продолжающихся изданий россиїіского зарубежья в библиотеках Москвы. М., 1991; Русская эмиграция в Европе: 1920-1980. Сборники и журналы па русском языке. 1920-1980. Париж, 1988; Хроника научной, культурной и общественной жизпн 1920-1980, Франция/ Под ред. Мпухипой Л.А./ В 4 т. М., 1996 и др.

Из неопубликованных источников привлечены автографы статей Н. Бердяева, письма к нему Е.К. Герцык и дневники Л.Ю. Бердяевой, супруги мыслителя, являющиеся частью архива Бердяева, хранящегося в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, бывш. ЦГАЛИ СССР). Эти документы были переданы в 1960 году через Советское посольство во Франции, согласно завещанию Бердяева, пожелавшего хотя бы таким образом вернуться на родину.

Справочные и архивные материалы помогли уточнить и более объективно оценить процессы, которые происходили в истории журналистики Русского Зарубежья.

Практическое значение работы состоит в том, что исследование творчества Н. Бердяева в журнале «Путь» позволяет глубже осмыслить процессы, происходившие в истории новейшей отечественной журналистики 20-30 годов. Обращение к опыту журнала «Путь» может стать одним из механизмов осознания законов, лежащих в основе публицистческого творчества, и выработки нравственно-этических и общественно-политических позиций современных масс-медиа.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.