Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности функционирования и трансформация программ телеканала "Шабакаи якум" в годы независимости Республики Таджикистан Мирзоева Фарзона Зайналобудиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзоева Фарзона Зайналобудиновна. Особенности функционирования и трансформация программ телеканала "Шабакаи якум" в годы независимости Республики Таджикистан: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Мирзоева Фарзона Зайналобудиновна;[Место защиты: МОУВПО Российско-Таджикский (славянский) университет], 2017.- 167 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. История становления и развития телевизионной журналистики в Таджикистане

1.1. Характерные черты возникновения и функционирования телевизионной журналистики в Таджикистане в советский период (1959-1991 гг.) 15-38

1.2. Телеканал «Шабакаи якум» и тенденции развития телевидения в Таджикистане в период 1991-2016 гг . 38-59

ГЛАВА II. Особенности вещания телеканала «Шабакаи якум» в современных условиях

2.1. Специфика развития цифрового телевидения в современной медийной среде Таджикистана 60-76

2.2. Влияние цифровых технологий на профессиональную деятельность телевизионных журналистов «Шабакаи якум» 76-95

ГЛАВА III. Структура, организация программ и жанровая специфика телевизионной продукции канала «Шабакаи якум»

3.1. Структурно-функциональные особенности программ «Шабакаи якум» 96-121

3.2. Жанровая специфика телевизионной продукции канала «Шабакаи якум» 121-149

Заключение 150-155

Список использованной литературы

Телеканал «Шабакаи якум» и тенденции развития телевидения в Таджикистане в период 1991-2016 гг

Телевидение совместило в себе свойства существовавших до него видов СМИ – радио и печати, - призванных оперативно сообщать информацию, и кинематографа, предназначенного для эстетического восприятия окружающего мира и развития культуры. В итоге природа телевидения приобрела черты универсальности, двойственности, поскольку стала являть собой органичный сплав искусства и средства массовой информации, и «уже в начале, 60-х гг. ТВ стало первым среди равных [5,18].

Двойственность природы телевидения, его полифункциональность, которая начала определяться с момента его формирования, стали специфической характерными чертами телевидения. По этому поводу исследователь В.В. Егоров отмечает: «Нельзя считать, что телевидение проявляет себя как вид искусства лишь при подготовке художественных фильмов и передач, а как средство пропаганды – только в разделе общественно-политического и информационного вещания. Реализация «двойственности» природы телевидения происходит в едином процессе выдачи информации, оба качества телевидения проявляются в ходе его деятельности, взаимно обогащая, и дополняя друг друга» [12, 62].

С первых же дней существования телевидения было понятно, что способность передавать на расстояние звуковой и зрительный образ события есть его специфическое качество. В тоже время заложений в физической природе телевидения мгновенность действия и просмотра использовалась до 1949 г. почти исключительно для показа театральных спектаклей и концертов из студии и кинофильмов.

Первый электронный телевизор, подходящий для практического применения был разработан в конце 1936 года в американской научно исследовательской лаборатории RCA, возглавляемый Владимиром Зворыкиным. 30 апреля 1931 года, Газета «Правда» сообщала: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ – 1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метров будет передаваться изображение живого лица и фотографии» [13, 12]. Действительно, первое мая 1931 года в эфир были переданы сигналы, несущие изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но без звукового сопровождения, «немые». Телевидение проводилось тогда по механической системе, т. е. развертка изображения на элементы (1200 элементов при 12,5кадра в секунду) проводилась с помощью вращающегося диска.

После первых успешных опытов было принято решение начать регулярное вещание. С 1-го октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Несколько позже, в 1939 году, был представлен и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS ТТ-5. Она представляла собой массивный деревянный ящик, оснащенный экраном и с диагональю в 5 дюймов.

Программа Ленинградского и Московского телевидения в предвоенные годы носили экспериментальный характер. «Происходившие в этот период поиски телевизионных форм и средств выражения оказались важными и плодотворными для всего дальнейшего процесса становления отечественного телевидения» [14, 39].

В период Великой Отечественной войны, когда все силы и ресурсы страны были мобилизованы для сокрушения фашистских орд, поиски по дальнейшей разработке телевидения были приостановлены. Работы по данному направлению были возобновлены по окончании второй мировой войны. Телевизионный бум, как в техническом, так и в информационном плане произошли в послевоенные годы. Хотя Московский телецентр начал свою деятельность 10 марта 1939 года, а затем телевещание в данном центре продолжалось с перерывами в 1945 году (начало 15 декабря) и 1949 году (начало 16 июня), поступательное развитие телевидения в СССР началось с 22 марта 1951 года с организацией Центрального телевидения Гостелерадио СССР. В недрах телевидения произошли технические усовершенствования -возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ. 22 марта 1951 г. «постановлением правительства в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации и на базе МТЦ была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР» [8,114]. Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и, наконец, общественно-политическая редакция. Впоследствии (в 1954 г.) были созданы кино-редакция, редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач. В новые редакции в 1954 г. пришли работать - впервые в практике телевидения - журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания.

Специфика развития цифрового телевидения в современной медийной среде Таджикистана

В начале 1994 г. трансляция «Сомониён», а также нескольких других существующих независимых провинциальных телекомпаний, была приостановлена. В феврале этого года, было принято постановление, приостанавливающее деятельность всех, не находящихся в ведении Гостелерадио электронных СМИ, до принятия нового закона о телевидении. Однако позднее их работа была возобновлена. Количество независимых телекомпаний в Таджикистане особенно увеличилось после подписания мирного соглашения между правительством и оппозиционными силами в 1997 г. Во всех областных центрах и крупных городах страны появились независимые телестудии. Появление частных теле-радиокомпаний в 90-е годы в стране, внесли определенный вклад в развитие негосударственной вещательной журналистики. В какой-то мере региональные телекомпании заполняли информационный вакуум и информировали население и в отдаленных районах страны. Постепенный переход от кинопрокатного производства до производства собственных программ способствовал совершенствованию принципов производства программ. Это привело к изменениям формы, структуры, тематики и проблематики программ, что внесло существенные коррективы в развитие функций негосударственных телекомпаний [68, 14].

По мнению Г.В. Кузнецова «во всем мире наступал кризис государственного телевидения, централизованные формы вещания уходили в прошлое. «Новейшие» средства массовой коммуникации предлагали более гибкие и индивидуальные формы общения с потребителем, в том числе большую степень интерактивности (двусторонней связи). Это вовсе не означало, что классическое эфирное телевидение перестанет существовать. Эфирное, кабельное, спутниковое телевидение не только конкурировали друг с другом, но дополняли и стимулировали развитие друг друга» [23, 101]. Однако на своем пути развития в связи с гражданской войной, развязанной недругами таджикского народа, негосударственные телекомпании сталкивались с различными препятствиями, тормозящими их рост и жизнедеятельность. С учетом этого, правительство упорядочило ситуацию в данной сфере, и потому был принят Указ Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан № 220 «Об упорядочении деятельности телевидения и радиовещания в Республике Таджикистан» от 21.02.94 года. Со временем теле-радиостанции встали перед проблемой легализации своей деятельности. Развитие негосударственного телевещания значительно возросло после 1997 года, когда заработал Закон РТ «О телевидении и радиовещании» (14 декабря 1996г.).

Постепенно региональные частные телекомпании встали перед проблемой конкуренции, и задумались о грамотном подходе к бизнесу и подготовке соответствующих кадров, уделяя этому гораздо больше внимания. То же обстоятельство конкуренции заставило их заняться разработкой концепции вещания, составления эфирной сетки, равномерного распределения времени между собственной и приобретенной продукцией.

В этой ситуации еще не совсем окрепшим региональным телекомпаниям было тяжело выживать, одни телекомпании появлялись и закрывались, другие продолжали стремление удовлетворить потребности аудитории.

Количество людей, работающих в телевизионной журналистике, за последнее десятилетие увеличилось в несколько раз. Все они пришли в индустрию, движимые энтузиазмом и желанием строить новые СМИ, но без профессионального образования и без практических навыков. Традиционные институты журналистского образования сложились задолго до рыночных реформ и в большинстве своем дают знания и навыки, часто неприменимые на практике. С другой стороны, недостаточный уровень знаний основ журналистики, недостаток практических навыков и умений в создании программ, скромные заработные платы журналистов, не продуманная программная политика редакций, слабое финансирование производства программ и многое другое способствовали слабому развитию таджикского телевидения [68,12]. К 2003 году в Таджикистане действовали 20 негосударственных телевизионных станций, 18 из которых вещали в провинциях страны. Наиболее популярные из них - «Пойтахт» (г. Душанбе), «СМ-1» (Согдийская обл.), «ТРК «Азия» (Согдийская обл.), «ТВ-Куляб» (Хатлонская обл.), «Симо» (г. Пенджикент), «Гули бодом» (Канибадамский р-н). Обычно станции имеют от 10 до 20 работников, в большинстве своём не являющихся специалистами в области телевидения, и выходят в вечернее время, примерно на четыре часа. Собственная продукция в частных телекомпаниях занимает от 30 минут до одного часа, и они состоят из новостных программ и разнообразных ток-шоу. Остальная часть эфира заполняется в основном русскоязычными программами и различной нелицензированной телевизионной продукцией. Язык вещания станций можно охарактеризовать как смешанный: как правило, в большинстве станций 35-40% программ, в основном новостные, передается на таджикском языке, а остальное 60-65% занимает русскоязычная продукция. Что касается аудитории отдельных телеканалов, то в силу технических ограничений студий, она была идентична населению того города или района, где действовала станции [71, 119].

Как и в других независимых государствах бывшего Союза, в Таджикистане телевидение оказалось наиболее эффективным способом оказания влияния на значительные группы людей, с точки зрения получения информации, ее осмысления в контексте объективной действительности. Сложившаяся тенденция динамичного распространения негосударственных телекомпаний явилась показателем того, что телевидение – это важный источник развлечений и информации для большинства населения, и что любая власть заинтересована в стремлении контролировать распространение информационного потока посредством телевещания.

Влияние цифровых технологий на профессиональную деятельность телевизионных журналистов «Шабакаи якум»

О влиянии цифровых технологий на профессиональную деятельность тележурналистов «Шабакаи якум» свидетельствует формирование новых лексических стереотипов, введение в оборот новых понятий, терминологической лексики, отражающей технический аспект современных аудиовизуальных СМИ. То есть, ссылаясь на мнение современных исследователей, язык СМИ в функционально-стилистическом отношении «приобретает особенности, не проявлявшиеся в прежние годы, идет процесс семиозиса, создания на текстовом уровне системы речевых символов» [69, 10]. Так, в лексикон нынешних тележурналистов уже прочно вошли такие понятия и термины как, «цифровой формат», «цифровизация», «конвергенция», «конвергентная журналистика», «3D-анимация», «флэш-анимация», «онлайн-просмотр», «виртуальная среда», «киберпространство», «медиа-платформа», «медиа-контент» и т.п.

Другой фактором, предопределяющим специфику профессиональной деятельности тележурналистов «Шабакаи якум», является жанровый полиморфизм, который в условиях цифровизации получил возможность активно развиваться. Новые технологии меняют способы съемки, компоновки и доставки программ, а это способствует приходу новой аудиовизуальной культуры, появлению других форм зрелищ и расширению выбора, предоставляемого телезрителю. Тележурналистика ищет средства активного вовлечения аудитории в общение, в ведение равноправного диалога, как при помощи технологии, так и жанровыми, языковыми средствами, повышением оперативности. О развитии жанрового полиморфизма свидетельствует богатая палитра программ телеканала «Шабакаи якум», в которых активно используются информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры современного телевидения.

К примеру, жанры отчета, обзора, заметка, интервью, репортаж, выступление (монолог в кадре) широко используются в программах «Ахбор», «Тоджикистон ва джахон» («Таджикистан и мир»), «Тафсир» («Комментарий»), «Тавзех», («Разъяснение»); жанры комментария, обозрения, беседы, дискуссии, ток-шоу, пресс-конференции, корреспонденции («передачи») применяются в программах «Чарх» («Колесо»), «Лахзае дастрас» («Момент доступа»), «барномаи мустаими «Симо» (прямая программа «Вид»), «Джахони иктисод» («Мир экономики»), «Паргор» («Циркуль»), Дурахши икбол» («Счастливая звезда»), «Тадкикоти журналист» («Журналистское расследование»); жанры очерка, фельетона, памфлета лежат в основе программ «Назарпанох» («Прикрытый взгляд»), «Хуррамдиёр» («Цветущий край»), «Аз хаёти одамони наджиб» («Жизнь замечательных людей»), «Адиб ва джомеа» («Писатель и время»), «Ахтарони осмони адаб» («Звезды литературного небосклона»). Кроме того, в русле жанров можно наблюдать значительное разветвление направлений и методов журналистской деятельности: информационно-познавательное, культурно-развлекательное, посредством чего широко освещаются сферы внутренней и внешней политики, культуры, экономики, социальной сферы, мир спорта и туризма, современные технические достижения. Освещением проблем, вопросов и особенностей каждой из этих тем занимаются соответствующие редакции и отделы «Шабакаи якум».

Так, редакция политических программ еженедельно готовит к эфиру следующие передачи: «Комментарий», «Парламент», «Разъяснение», «Русло», «Позиция», «Новый мир», «Таджикистан и мир», «Циркуль». Отдел экономических программ анализирует разные сферы экономики страны и отражает важные экономические событий Таджикистана и мира посредством передач «Реформа земли», «Ваше право на землю», «Журналистское расследование», «Мир экономики», «Публичный», «Предприниматель»,«Трактат», «Нововведение»,«Великие свершения», «Сооружение века»,«Колесо»,«Завтра»,«Масштаб», «Цель», «Экономика» и др. Редакция культурно-развлекательных программ основную задачу – пропаганду любви к Родине, знакомство с древней, богатой культурой народа, поднятие престижа и эстетического интереса к красоте края – осуществляет в передачах «Чашмандоз» («Взгляд»), «Школа семейства», «На злобу дня», «Семейство», «Кошона» «В поисках науки», «Колесо», «офизхони» («Мир поэзии Хофиза»), «Бурдидониш» («Успех знаний»), «Нури маърифат» («Светоч образования»), «Нигини тоджи милат» («Корона таджикской нации»), «Равзаи умед» («Окно надежды»), «Масъулият» («Ответственность»), «Нано технология», «Ошён» («Гнездо»), «Тамошогаи роз» («Зритель»), «Аз табори хуршед» («Родом из солнца»), «Шакарханд» («Балагур»), «Назарпано» («Скрытый взгляд»), передачи «Кабки афас» («Куропатка в клетке»), «Раъду барк» («Гром и гроза»), телевизионная новелла «Косаи давр» («Чаша времени»), «Мери модар» («Любовь матери»). Редакция молодёжи спорта и туризма освещает и анализирует проблемы молодежи, спорта и туризма в передачах «Анвори сухайл» («Свет звезды»), «Ворис» («Наследник»), «Шафак» («Заря»), «Оила» («Семья»), «Рушди футбол» («Развитие футбола»), «1001- гол», «Пайки олимпи» («Олимпийский вестник»), «Ману майдон» («Я и арена») и «Набзи варзиш» («Пульс спорта») и др.

Жанровая специфика телевизионной продукции канала «Шабакаи якум»

Приведем пример. Студия. В кадре ведущий аналитической программы «Бархурди манфиато» («Столкновение интересов») Завкибеки Саидамин открывает передачу с того, что озвучивает тему выпуска: Здравствуйте уважаемые телезрители «Шабакаи якум». Тема сегодняшнего выпуска нашей передачи затрагивает одну из актуальных проблем не только Таджикистана, но и всего мира – борьбы с экстремизмом и радикализмом среди молодежи. Для того, чтобы понять, какой комплекс мер необходим для устранения этой проблемы, что является первопричиной возникновения радикальных настроений среди молодежи, а также в чем особенности развития экстремизма и радикализма в Таджикистане, мы пригласили в нашу студию ряд экспертов, специализирующихся по данному вопросу. После чего ведущий представляет гостей студии. Далее предлагает начать беседу, и в первую очередь просит осветить исторический аспект развития проблемы экстремизма и радикализма. Слово предоставляется Акбархону Ниёзову, преподавателю Исламского института, который рассказывает об истоках данной проблемы. Далее журналист Абдулмумин Шерхонов анализирует и комментирует очевидные противоречия, которые указывают на чужеродность идей террористов основам мусульманства. Его точку зрения развивает Диловар Холов, представитель Центра стратегических исследований при Президенте РТ, который проводит параллели между мировыми религиями, указывая на то, что в их основе лежат общие нравственно-этические принципы духовности, которым не следуют представители фундаментального ислама, что указывает на их принадлежность ложной религии, искажающей заветы Пророка. После того как выслушаны точки зрения по поводу проблемы экстремизма и радикализма, ведущий предлагает перейти непосредственно к теме передачи и обращается к представителю Центра стратегических исследований при Президенте РТ с вопросом «Известно ли, сколько граждан РТ в настоящий момент участвуют в боевых действиях в составе экстремистских формирований в Сирии?» Собеседник отвечает, что «в настоящее время до 200 граждан Таджикистана находятся в Сирии, большинство из них это те, кто потерял свой статус в стране, и не имеет образования. Некоторые из них вывезли туда и членов своих семей, поставив их жизни под угрозу». Далее ведущий предлагает гостям прокомментировать причины, служащие побуждающим мотивом вступления таджикской молодежи на путь экстремизма и радикализма. Собеседники, рассматривая проблему с разных углов зрения, по очереди высказывают свое мнение, предлагают тот или иной взгляд, позицию и комментарий [135].

В перечне традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики на «Шабакаи якум»вслед за комментарием, следует жанр обозрения, основу которого составляет обзор и обобщение важных событий (политических, экономических, социальных) в стране и за рубежом. Как отмечают авторы книги «Телевизионная журналистика», данный жанр «строго фактологичен, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками»[47, 195]. Кроме того по содержанию и форме обозрение бывает несколько видов. Так, А .Саъдуллоев и М. Шоев разделяют его на общее обозрение, охватывающее наиболее значительные события, происшедшие за определенный промежуток времени в мире, стране, регионе, и тематическое обозрение, освещающее определенные стороны какой-либо из сфер общественной жизни (литературное обозрение, спортивное обозрение, музыкальное обозрение) [45, 71]. Примером «классического» обозрения в телевизионной практике можно назвать такие программы, как «Зеркало», «Итоги», «Обозреватель», «Международная панорама», «Футбольное обозрение», «Моё кино», «Музобоз». Что касается «Шабакаи якум», то данный жанр также находит активное применение, в частности, в программе «Таджикистан и мир». Однако, как свидетельствует анализ, обозрение в указанной программе имеет далеко не все признаки, указывающие на принадлежность к этому жанру. Так, в одном из выпусков «Таджикистан и мир» ведущий предложил обзор ряда событий в мире: заседание Совета министров иностранных дел ОДКБ, на котором отмечена роль Таджикистана в деятельности данной организации; экологическая ситуация вокруг Арала и как ею пользуются местные жители; последние события с мест боевых действий в Сирии; таяние льдов на Аляску, чем это грозит с экологической точки зрения, проблема свободы женщин в Афганистане на примере убийства 22-летней афганской женщины Наджибы в афганской провинции Парван [136]. Далее ведущий подробно осветил и прокомментировал каждое из представленных событий, которые сопровождались соответствующими видеосюжетами. С одной стороны, в числе признаков, указывающих на принадлежность данного материала к жанру обозрения, можно назвать использование разнообразных данных, позволяющих сделать повествование многотемным, благодаря чему композиция программы «Таджикистан и мир» приобретает «цепочечно эпизодический» характер: мысль автора движется от одного эпизода к другому. Но с другой стороны ведущий не проводит всесторонний анализ освещаемого события, ограничиваясь его комментарием и перечислением некоторых важных деталей. Кроме того, отсутствуют мнения экспертов, оперившись на которые ведущий мог бы всесторонне представить событие. Также программа «Таджикистан и мир» не имеет собственных корреспондентов, которые могли бы побывать на месте события, снять репортаж, что сделало бы данный выпуск более насыщенным и впечатляющим. Таким образом, отсутствие широты исследования делает жанр обозрения на телеканале «Шабакаи якум»приближенным к комментарию и отчету.

Одним из наиболее типичных видов устного публичного общения в виде живого диалога, отражающего интересы собеседников к самым разным проблемам современной действительности, на телеканале «Шабакаи якум»по праву считается беседа. Данный жанр характерен для передач, в которой «принимают участие несколько человек, поочередно рассказывающих что-либо, обменивающихся мнениями, дополняющих друг друга. При этом журналист, принимающий участие в такой беседе, – это не интервьюер, а ведущий (или модератор). Он участник разговора и организатор беседы; его роль похожа на роль гостеприимного хозяина, который следит за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться» [47, 196].