Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Крашенинникова Мария Алексеевна

Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.)
<
Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.) Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крашенинникова Мария Алексеевна. Отечественный фоторепортаж периода перестройки (на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия» в 1985–1991 гг.): диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Крашенинникова Мария Алексеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова], 2017.- 234 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Отечественный фоторепортаж: особенности жанра, историография 21

1.1 Фоторепортаж: определение, специфика и проблемы жанра 21

1.2 Теоретические и практические аспекты развития советского фоторепортажа 33

Выводы по главе 1 52

Глава 2. Особенности развития фоторепортажа в отечественной прессе 54

2.1 Зарождение и становление отечественного фоторепортажа: исторический контекст 54

2.2 Предметно-тематическая направленность советского фоторепортажа 68

Выводы по главе 2 .94

ГЛАВА 3. Отечественная фотожурналистика в период перестройки 96

3.1 Советская журналистика в период социально-политических изменений в СССР 96

3.2 Особенности развития советской фотожурналистики 1985-1991 гг

Выводы по главе 3 .120

ГЛАВА 4. Специфика содержания советского фоторепортажа периода перестройки 122

4.1 Фоторепортаж в ежемесячном издании (на примере журнала «Советский Союз») 122

4.2 Фоторепортаж в еженедельном издании (на примере журнала «Огонек») 140

4.3 Фоторепортаж в ежедневном издании (на примере газеты «Советская Россия») 170

Выводы по главе 4 190

Заключение 194

Библиографический список

Теоретические и практические аспекты развития советского фоторепортажа

Гипотеза настоящего исследования - в период перестройки фоторепортаж прошел через значительные изменения, эволюционировав от парадной, «витринной» демонстрации достижений советского строя к отражению широкого спектра проблем жизни общества.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии (теории и истории журналистики) объектом специального комплексного изучения стал фоторепортаж эпохи перестройки. Нами был рассмотрен существующий в академическом сообществе и профессиональной фотожурналистской среде круг проблем, связанных с развитием советского фоторепортажа. Введены в научный оборот интервью и комментарии по теме исследования, предоставленные представителями академического и экспертного сообщества. На основе изученного эмпирического материала, а также специально взятых экспертных оценок выявлены особенности развития отечественного фоторепортажа в исследуемых нами изданиях в разные исторические периоды – советский довоенный, период Великой Отечественной войны и хрущевской «оттепели», правления Л.И. Брежнева. Проанализированы фоторепортажи, опубликованные в 1985-1991 гг. в ежемесячном журнале «Советский Союз», еженедельном журнале «Огонек» и ежедневной газете «Советская Россия» в контексте исторического развития отечественной журналистики в целом и фотожурналистики в частности. В ходе проведенного анализа были выявлены закономерности развития фоторепортажа периода перестройки. В соответствии с этим была предложена периодизация исторического развития отечественного фоторепортажа в исследуемый период. Методологические аспекты исследования. В настоящем диссертационном исследовании мы применили комплекс методов, базирующихся на системном и междисциплинарном подходах: систематизация, сравнение, анализ (контент-анализ и сравнительно исторический анализ); мы исходили из принципа историзма, рассматривая явления в контексте их исторического развития. Для анализа становления и формирования советского фоторепортажа мы выделили преобладающие темы в общественно-политической повестке; метод сплошной выборки, использованный нами при анализе фоторепортажей, позволил проанализировать развитие жанра в такие значимые исторические периоды в СССР как коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война, хрущевская «оттепель», правление Л.И. Брежнева. При этом особое внимание уделено фоторепортажам, опубликованным в период перестройки. Анализ фоторепортажа как законченного фотографического произведения представляется нам более сложным, чем изучение единичных фотоснимков, это выражается в характере взаимоотношений между кадрами, их взаимодействии. Кроме того, важно отметить, что фоторепортаж представляет собой появившуюся в результате отбора из отдельных снимков конструкцию, на создание которой мог оказывать влияние целый ряд факторов как объективного (например, технические возможности издания), так и субъективного (позиция главного редактора и др.) характера. В ходе исследования мы не ставили цель специального изучения художественно-изобразительных особенностей жанра, однако при необходимости, если это требовалось для понимания содержания, мы обращались к анализу композиции фоторепортажа, используемым ракурсам, точкам съемки и другим фотографическим приемам.

Для исследования были выбраны фоторепортажи, опубликованные в качественных иллюстрированных отечественных журналах «Советский Союз», «Огонек» и газете «Советская Россия».

«Советский Союз» представлял собой ежемесячный общественно-политический иллюстрированный журнал, издававшийся на разных языках и направленный на пропаганду советского образа жизни среди зарубежных читателей, освещение политики СССР на международной арене и внутри страны. Миссия журнала состояла в создании положительного образа советского государства, в освещении успехов в науке, технике, социальной сфере и др. Однако в исследуемый период содержание журнала претерпело существенные изменения, позволяющие рассматривать издание как один из «рупоров перестройки», направленный преимущественно на зарубежного читателя. Фоторепортаж в журнале «Советский Союз» прошел эволюционный путь от «витринного» изображения событий, демонстрации достижений советского строя до их освещения через «человеческое измерение», психологизм и драматизм происходящего.

«Огонек» – общественно-политический и литературно художественный еженедельный иллюстрированный журнал, текстовые и визуальные материалы которого стали отражением социальных процессов, происходивших в конце 1980-х и начале 1990-х гг. В годы перестройки «Огонек» уходит от прежних канонов советской журналистики и выбирает новые темы и формы подачи общественно-политической повестки дня (что проявилось, в том числе, в визуальном содержании издания). Фоторепортаж в «Огоньке» находился под влиянием тех изменений, которые происходили в обществе (большая открытость в официально провозглашенной политике гласности, в обсуждении запретных прежде тем).

«Советская Россия» – ежедневная общественно-политическая газета, материалы которой стали отражением социально-политических преобразований в период перестройки в 1985-1991 гг. Тиражи газеты в исследуемый нами период достигали 8 млн экземпляров. Приход в «Советскую Россию» в 1986 году на пост главного редактора В.В. Чикина ознаменовал новую эпоху в жизни издания – оппозиционной по отношению к реформаторской политике руководства СССР (газета стала передовой площадкой для коммунистических идей). На страницах издания велась политическая полемика на тему перестройки. Газета «Советская Россия» в исследуемый период делала упор на фоторепортаж, чему способствовала работа заведующего отделом иллюстраций В.Н. Шина и его последователей11. По мнению ряда экспертов, годы перестройки стали расцветом фоторепортажа в данной газете12.

Предметно-тематическая направленность советского фоторепортажа

В исторической литературе зарождение фоторепортажа принято связывать с именами Роджера Фентона (Roger Fenton), Джеймса Робертсона (James Robertson), Мэтью Брэди (Mathew Brady), Каролем П. Жатмари93 и др.

В России первые попытки возникновения документальных фотосерий появляются во второй половине XIX века. Несовершенство материалов и техники не мешало русским фотографам создавать уникальные фотодокументы своего времени. В частности, фотографы А. Иванов, М. Ревенский сопровождали армию на Балканском фронте, а Д. Никитин – на Кавказском, где снимали жизнь солдат и офицеров во время военного похода, в минуты отдыха94. Составленный А. Ивановым фотоальбом «Забалканский поход 1877-1878 годов» содержал более 170 снимков. Фотограф М. Ревенский в 1880 году издал альбом из 60 фотокадров «Военнопоходная светопись капитана Ревенского». Д. Никитин во время работы на Кавказском фронте занимался как хроникальной съемкой событий, так и художественной фотографией. Его привлекали портреты военных, местных жителей, городские и сельские пейзажи. Снимки Д. Никитина, как и его коллег А. Иванова и М. Ревенского, можно лишь условно назвать фоторепортажем, так как в них присутствовали хроникальность, документальность и пр., однако в полном смысле этого слова мы не называем это фоторепортажем ввиду нехватки совокупного ряда характеристик, присущих жанру. Ряд исследователей95 считает одним из основоположников российской социально-документальной фотографии (наиболее близкой к исследуемому нами жанру фоторепортажа в виду наличия принципа хронологичности, стремления к объективности, динамики и др.) М. Дмитриева. Фотонаследие М. Дмитриева составляет более 12 тыс. снимков. В начале 1890-х годов он создает альбом «Неурожайный 1891-92 г. в Нижегородской губернии». Эта работа была одной из попыток развернутого визуального отражения социальной проблематики. Снимки М. Дмитриева отличались авторским сопереживанием, сопричастностью фотографа к жизненным трудностям простого народа, фотографической повествовательностью. Подобной позиции в оценке творчества М. Дмитриева придерживается и исследователь К.В. Чибисов, по его словам, работы фотографа «отнюдь не были беспристрастными документами стороннего наблюдателя»96. Авторское самовыражение является одним из критериев фоторепортажа, однако жанр определяется по совокупности целого ряда характеристик, поэтому работы М. Дмитриева мы скорее относим к фотосерии.

Фотожурналист А. Китаев, занимавшийся исследованием истории фотографии, выделяет в качестве раннего фоторепортажа творчество петербургского фотографа И. Бианки97. Свою точку зрения он обосновывает развернутостью и поэтапностью в отражении событий фотографом. В начале второй половины XIX века И. Бианки запечатлел похоронную процессию императора Николая I, крестный ход у открывшейся часовни, открытие памятников государственным деятелям и пр. Эти кадры носили документальный характер, отражали реальные события, происходившие в то время в Петербурге, при создании снимков автор придерживался репортажного метода съемки, что позволяет нам, согласившись с А. Китаевым, отнести И. Бианки к одним из первых фоторепортеров.

Фотографическая летопись русско-японской войны 1904-1905 гг. также способствовала становлению жанра отечественного фоторепортажа. При действующей армии постоянно находились профессиональные фоторепортеры. Снимки театра военных действий петербургских фотографов П. Оцупа и В. Буллы вошли в издание «Русско-японская война 1904-1905 гг.», собранного еще одним известным русским фотографом того времени С. Прокудиным-Горским. Фотографии военных действий, снятые репортажным способом в хронологической последовательности, отражающие событие и приближенные этим к жанру фоторепортажа, регулярно публиковались на страницах журнала «Нива». Это говорит о том, что визуальное отображение событий во время войны было доступно широкой публике.

Фотографии революционных событий в России в 1905 году также появлялись на страницах журнальной прессы, несмотря на то, что, по словам К.В. Чибисова, «всестороннему освещению революционных событий сильно мешала цензура»98.

Особенности развития советской фотожурналистики 1985-1991 гг

Изменения также затронули внешнеполитический курс СССР. Важным направлением внешней политики второй половины 1980-х – начала 1990-х гг. стал курс на нормализацию отношений с Западом, прежде всего – с США. Процесс демократизации, затронувший многие сферы жизни советского общества, способствовал публикации запрещенных ранее литературных произведений (в частности, «Плаха» Ч.Т. Айтматова, «Дети Арбата» А.Н. Рыбакова и др.). Однако наравне с эйфорией по поводу появления гласности и демократических свобод, в советском обществе назревали серьезные проблемы: прежде всего это ухудшение показателей экономики, сепаратистские настроения в некоторых регионах СССР, межнациональные конфликты, в частности – в Нагорном Карабахе169.

Конец 1980-х гг. ознаменовался дестабилизацией политической ситуации в стране, которая, в частности, проявилась в противостоянии действующей власти и новых демократических сил. В обществе росло недоверие к власти КПСС, экономическое положение СССР стремительно ухудшалось, усугубилась проблема товарного дефицита, что, в свою очередь, также способствовало критическим по отношению к власти настроениям в обществе. В СССР наблюдался процесс, получивший позже название «парад суверенитетов», выражавшийся в стремлении ряда национальных элит к большей самостоятельности и даже сепаратизму. перестал существовать как государство. Согласно Беловежским соглашениям, принятым Президентом России Б.Н. Ельциным, Президентом Украины Л.М. Кравчуком и председателем Верховного Совета Белоруссии С.И. Шушкевичем 8 декабря 1991 года в Минске, было образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), в состав которого вошли Россия, Белоруссия и Украина. Однако последующие годы развития Российской Федерации, несмотря на новые политические векторы, тесно связаны с периодом перестройки – как предшественником российского государства и его становления в новом статусе на международной арене.

Перестройка – уникальный и неоднозначно оцениваемый современниками исторический период в жизни советского общества, время перемен и реформ, которые нашли свое отражение во многих социальных сферах. Журналистика конца 1980-х и начала 1990-х гг. по сравнению с предшествующими десятилетиями отличалась большей демократизацией, полемичностью, остротой представленных тем и сюжетов. Поворот в содержании советских СМИ и появление новых подходов в освещении событий общественно-политического характера были связаны прежде всего с провозглашением генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым нового курса на «гласность, перестройку, ускорение». Ослабление идеологического контроля также способствовало оживлению в сфере публицистики и литературы, что выражалось в политической реабилитации некоторых литераторов (в частности, Н. Гумилева), разрешении на публикацию ранее запретных произведений («Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына и др.), в том числе написанных в эмиграции. Следует отметить, что одновременно с этим в стране появляется много литературных и публицистических произведений, по-иному освещающих происходящее в стране. Провозглашенный курс на гласность также способствовал привлечению общественного внимания к необходимости реабилитации жертв политических репрессий. В частности, историки Р.Г. Пихоя и А.К. Соколов утверждают, что именно «мощный напор прессы, огромное внимание к событиям недавнего прошлого подтолкнули Политбюро к созданию комиссии по реабилитации жертв политических репрессий»170. По мнению исследователей, этот шаг обозначал «разрыв с худшими традициями, с репрессивным режимом прошлого»171.

Одной из магистральных тем в советских СМИ периода перестройки стало осмысление исторического прошлого. В центре внимания были вопросы о роли В.И. Сталина в истории советского государства, репрессиях и др. Открытое обсуждение подобных тем способствовало критическим настроениям в обществе по отношению к власти. В стране возникали политические и дискуссионные клубы, направленные на обсуждение различных сторон общественной жизни, политики, экономики. В частности, в Москве и Ленинграде действовали межпрофессиональные клубы «Фонд социальных инициатив», «Перестройка», «Диалектик». Исследователь А.Ю. Сунгуров отмечает, что «дискуссии [проводившиеся в ленинградском клубе «Перестройка» – прим. М.К.] становились началом реальной работы по конструированию в будущем новых общественных институтов»172.

Фоторепортаж в еженедельном издании (на примере журнала «Огонек»)

При этом во втором случае в обоих фоторепортажах траурная процессия отображена на фоне портрета покойного. Идентичность настоящих фоторепортажей с похорон политических и военных лидеров может свидетельствовать о существовании определенного подхода в визуальном освещении похорон руководителей страны, который оставался неизменным с 1953 года (с прощания с И.В. Сталиным). Похоронные процессии представлены в «Огоньке» как скорбное траурное событие общесоюзного значения. Изображение людских масс на фотографиях было призвано подчеркнуть масштаб трагедии, ее значимость.

Таким образом, фоторепортаж на политическую тему в «Огоньке» в исследуемый нами период прошел путь от официального и «витринного» показа генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева и его ближайшего окружения до отражения проблем, сложностей и политического противостояния. Эволюция фоторепортажа на политическую проблематику связана с открывшимися возможностями периода перестройки, с изменением подходов в изображении происходящих в стране событий, с большей свободой СМИ и запросом аудитории на демонстрацию реалий общественно-политической жизни СССР.

Символика СССР еще в начале периода перестройки была неотъемлемой составляющей фоторепортажа на страницах журнала «Огонек», играла роль важного атрибута при отображении в фоторепортажах различных политических съездов и значимых в советской культуре событий ритуального характера, была частью советской иконографии.

Однако уже с 1986 года ситуация постепенно начинает меняться: количество фоторепортажей с изображением советских символов снижается. Но, несмотря на намечающуюся тенденцию к ослаблению, в 1987 году символы и атрибуты (серп и молот, герб СССР, Мавзолей, изображение В.И. Ленина и др.) вновь присутствуют на снимках фоторепортеров «Огонька». Следует отметить некоторые существенные изменения в отображении советских символов начиная с 1988 года. В частности, на снимках с рок-парада и премьеры фильма «Асса» можно увидеть изображение И.В. Сталина272. В этом фоторепортаже подобное изображение использовано как арт-объект, а не как канонический символ СССР. В другом фоторепортаже в кадр попал флаг СССР273. Однако в этом случае он изображен наравне с флагом США – как символ дружбы двух государств. В 1989 году советские символы не попадали в объектив фотокорреспондентов «Огонька». А 1990 год можно назвать переломным в отображении советской символики и атрибутики в фоторепортажах журнала. Советские символы, присутствовавшие в ряде фоторепортажей, выступают в роли атрибутов исторического прошлого274. В 1991 году мы констатируем отсутствие советских символов в фоторепортажах «Огонька». Это говорит о начавшемся процессе избавления от обязательного отображения советских символов и их постепенном переходе в плоскость арт-объектов и атрибутов исторического прошлого, так как освещаемые сюжеты в большей степени касались жизни простых людей.

Экстремальные ситуации. Экстремальные ситуации на начальном этапе перестройки отображались в фоторепортажах весьма дозировано: это проявлялось и в количестве опубликованных фоторепортажей (всего четыре фоторепортажа за период 1985-1987 гг.), и в их содержании (журнал делал больший акцент на имущественном ущербе, старался не показывать людские потери). В частности, подобные подходы применялись в опубликованных в 1985 году фоторепортажах о землетрясениях в Мексике, в Таджикистане на Кайраккумском ковровом предприятии, об извержении вулкана Невадо-дель-Руис в Колумбии275. В фокусе внимания были не человеческие жертвы этих событий, а материальный урон. В 1987 году в «Огоньке» был опубликован фоторепортаж И.В. Гаврилова о сходе снежных лавин в горных районах Западной Грузии – первая попытка журнала периода перестройки показать не только материальное, но и человеческое измерение трагедий, раскрыть тему через горе отдельно взятого человека276. На выстроенных вокруг главного снимка кадрах автор показывает разрушенные дома, спасательную технику. Ключевой кадр фоторепортажа снят крупным планом и демонстрирует отчаяние на лице местного жителя, который потерял в результате стихии все свое имущество. Для показа масштаба трагедии фотожурналист использовал съемку с верхней точки. Это позволило ему шире осветить последствия схода снежных лавин. И.В. Гаврилов делает акцент на ущербе от природной стихии – в фоторепортаже показаны имущественные разрушения в небольшом горном селе. Дополнительный драматизм и трагизм сюжету придается за счет показа гористой местности – маленький разрушенный поселок находится в каменном «мешке», отрезанном от цивилизации, что заметно осложняет оказание помощи пострадавшим жителям и восстановление домов. Этот фоторепортаж также начал и новую для «Огонька» эпоху – человеческого измерения трагедий (ранее в исследуемый нами период «Огонек» воздерживался от снимков человеческого горя). Это выражается в ключевом кадре с изображением одного из местных жителей. Крупным планом автор показывает эмоциональное состояние своего героя, его беду, отчаяние на фоне сложившихся обстоятельств