Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Руцкая Светлана Сергеевна

Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт
<
Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Руцкая Светлана Сергеевна. Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Руцкая Светлана Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 286 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1131

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Тележурналистика как публичная деятельность 26

1.1. Определение, характеристики и особенности тележурналистики как публичной деятельности 26

1.2. «Слава» и вопросы социального статуса в деятельности тележурналиста 35

Выводы 54

Глава 2: Развитие тележурналистики конца XX — начала XXI вв.: эпоха «звезд» и ее трансформации 56

2.1. Организация и история телевидения США. Роль телеведущего и популярного тележурналиста в Америке 56

2.2. Некоторые изменения профессионального статуса американских тележурналистов и требований к ним в условиях технологических новаций и-мирового финансового кризиса 75

2.3. Характерные особенности современной элитарной и- «звездной» тележурналистики 81

2.4. Индивидуальные творческие особенности популярных американских и российских тележурналистов 98

Выводы 119

CLASS Глава 3: Отношение тележурналистов к профессии, мотивы, причины, последствия отказа и отстранения от публичной деятельности, способы преодоления профессионального кризиса . CLASS 121

3.1. Мотивы и причины отказа от публичной деятельности 121

3.2. Способы преодоления профессиональных кризисов тележурналистами — публичными деятелями 132

3.3. Сравнительные количественные оценки текстов интервью тележурналистов США и России 173

Выводы 205

Заключение 209

Библиография 212

Приложения 226

Введение к работе

Актуальность данного исследования обуловлена тем, что в последние десятилетия мы наблюдаем существенную трансформацию медиапространства. Сущность этой трансформации заключается; в том, что происходит, переход тележурналистики в мультимедийную журналистику, которая, в том числе, реализуется и в условиях мирового финансового кризиса, развивается так называемая гражданская- журналистика, что влияет на профессиональные судьбы, тележурналистов: Завершается эпоха мегазвезд в телеинформации'; как в США,, так: и в России, в то же время усиливается профессионализация тележурналистики: :.

Эти изменил- происходят чрезвычайно1 быстро, в результате чего процессы» трансформации медийного пространства, способствуют тому, что возникают частые профессиональные' кризисы, в журналистском1 сообществе; Журналистам) приходится перестраиваться? на иные рубежи,, что не может не отразиться на результатах их творчества:

Именно то, каким образом происходят подобные перемены, какие изменения наблюдаются в самой структуре журналистику и влияет на профессиональную самоидентификацию тележурналистов, а также результаты, их, . профессиональной деятельности. Исследованию этой проблемы: и, посвящена данная работа:

За последнее десятилетие в США 25 процентов журналистов потеряли* работу. Только в 2009 году работы лишились 86 тысяч' человек. Среди тех,. кто был уволен; конечно, много журналистов, работавших в редакциях печатных периодических изданий, но не

только. Массовые кадровые сокращения произошли и в редакциях | как крупных (общенациональных, сетевых телекомпаний), так и

? местных. Причем, предписания об увольнении среди

ч тележурналистов получили, в первую очередь, те, кто еще недавно,

казалось, обладал достаточно прочными позициями в телекомпаниях, были их «лицами» (телеведущими новостных и развлекательных телепрограмм, ведущие рубрик, главные корреспонденты и обозреватели). На такое решение руководства американских телекомпаний повлияло несколько факторов: снижение зрительской аудитории, как следствие сокращение доходов от рекламы или подписки в случае с платными каналами, резкое увеличение числа телеканалов, телепрограмм, снижение фактора «звезды», увеличение доли приобретенных телепередач, созданных для американской аудитории, но за пределами США, в развивающихся странах. Сыграло свою роль и развитие журналистики в интернете, а также мобильной журналистики, оказавшейся востребованной молодежной аудиторией. Профессионалы телевидения, оставшись без доступа к экрану, вынуждены были срочно искать для себя иные формы занятости, творческой самореализации. Аналогично с США трансформации затронули и ситуацию в телередакциях других развитых стран мира. Вслед за газетной отраслью, которая, согласно данным Международной ассоциации издателей печатной периодики, в последние пять-шесть лет наиболее динамично развивалась в азиатском регионе, и положительная динамика телевизионного развития теперь проявляется в той же части мира.

Отечественная новостная тележурналистика начиналась с представления информации дикторами. Они проходили тщательный отбор по уровню интеллекта, образованности, ответственности,

внешних данных и хорошей дикции. Для советских дикторов был характерен универсализм, который позволял им вести самые разные телепрограммы. Например, диктор Игорь Кириллов в своих воспоминаниях сообщает, что, кроме выпусков «Последних известий», ему «постоянно приходилось участвовать в передачах детской, молодежной, музыкальной, литературно-драматической редакций».

Несмотря на весьма тяжёлые условия работы (достаточно вспомнить, что в студиях того времени из-за работы осветительного оборудования температура воздуха могла превышать 40 градусов, а ткани костюмов дикторов быстро выгорали от лучей прожекторов), дикторы были «лицами» телеканалов и телепрограмм и получали широкие возможности для карьерного роста и самореализации. Именно поэтому в большинстве случаев дикторы советского' периода телевидения работали на своих телеканалах десятки лет непрерывно. Дикторы телевидения былш звёздами для всего СССР, многие копировали их манеру одеваться и говорить, вся страна интересовалась их личной жизнью.

Еще в первой половине 1990-х гг. и в России произошла трансформация тележурналистики: на смену дикторам пришло новое поколение журналистов, связанных с электронными СМИ, ставшее «продуктом» периода горбачевской гласности. Этот этап в истории отечественных СМИ привел- как к расширению возможностей для'выражения журналистами собственного мнения, так и к повышению общественной значимости тележурналистики. Но сравнения профессиональной дикторской- карьеры и карьеры тележурналистов в период девяностых годов демонстрируют снижение социальной защищенности именно современных

телеведущих. Существование дикторского отдела как структурного подразделения в государственной телекомпании советского периода обеспечивало дикторам их профессиональные права, позволяло рассчитывать на помощь в решении социальных и творческих вопросов, в том числе, и в периоды профессиональных кризисов, которые неизбежны в карьере.

Развитие телевизионных технологий привело к отказу от концепции ведения телепрограмм дикторами. Их заменили телеведущие, у которых были существенно меньше возможностей реализации своих творческих способностей, потому что вся их профессиональная деятельность на телевидении должна теперь подчиняться тому или иному формату программы. Теледикторы зачитывали в новостях заранее подготовленные и прошедшие цензуру тексты, но они же могли вести и различные другие телепрограммы, в подготовке и проведении которых могли проявлять свои разнообразные способности. Практически вся жизнь, а не только профессиональная деятельность современных телеведущих, подчинена необходимости продавать телевизионные продукты. Для этого телеведущие, подчиняясь концепциям своих телеканалов и телепрограмм постоянно рекламируют те или иные товары и услуги, снимаются в разнообразных телепроектах, постоянно дают интервью СМИ, вынуждены делать открытой свою личную жизнь и периодически участвовать в разнообразных скандалах для привлечения внимания общественности, т.е. тех же СМИ, и т.п. Можно предположить, что такой образ жизни обеспечивает им самореализацию, и в то же время он диктует подчинение надличностным целям, будь то коммерческий успех телеканала, или что-либо иное. Неудовлетворительный результат в достижении этих целей приводит к тому, что современные телеведущие по собственной инициативе или по требованиям руководителей телеканалов вынуждены уходить из телеэфира.

На телевидении США не было теледикторов, но в 50-е - 60-е годы XX века ведущие новостей также тщательно отбирались, как правило, будучи выходцами из репортёров. Руководители и владельцы телеканалов в США доверяли ведение новостных программ интеллигентным и эрудированным тележурналистам, способным внушать телезрителям уверенность в том, что они на этом телеканале получают самую объективную, правдивую, свежую и необходимую им информацию. И поэтому для профессии телеведущих в США в тот период-были характерны универсализм, выражавшийся во владении навыками репортёра, интервьюера и телеведущего, престижность, обеспечивающаяся ежедневным появлением на телеэкране перед широкой аудиторией зрителей, а таюке возможности самореализации. И, конечно, в таких условиях телекомпании США стремились получить в свои эфиры «звёзд», популярных телеведущих, ведь они в буквальном смысле становились «якорями» (anchor man or woman) эфира, способными «притянуть к экранам» телезрителей.

Развитие телевизионных технологий в первую очередь, а также мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, во вторую очередь, привели в телевидении США к фактическому отказу от концепции представления новостей «телезвёздами». Такие высокооплачиваемые тележурналисты стали терять работу, терять эфиры, которые они вели нередко много лет подряд. Телезрители стали более интересоваться именно самими новостями, а не их личностной подачей «звёздами», что во многом происходило в последние годы под влиянием Интернета и других современных информационно-коммуникационных технологий; И выражалось это изменение отношения- к новостям в падении рейтингов новостных программ, которые вели «звёзды». Поэтому телепродюсеры в США стали ставить в эфиры таких программ хороших профессионалов - универсалов, умеющих и вести программы, и снимать, и монтировать телерепортажи, но не требующих таких высоких гонораров, как «звёзды».

В условиях США, следовательно, важнейшими факторами, определившими профессиональные карьеры популярных тележурналистов, были технологические и экономические: В" условиях постсоветской России» начала5 90-х годов XX века такими факторами, в первую очередь, были?политические и экономические.

С наступлением в последней этапа так называемой свободной журналистики, распада привычной: внутренней структуры телекомпаний, общим для США и- России стало то, что профессиональная . карьера телеведущих оказывается- в существенной зависимости: от сочетаний действия разнообразных факторов; как связанных: с. телевидением; в частности, технологических и организационных, так и не связанных, с ним: политических,, экономических и финансовых. Кроме того, профессиональные карьеры популярных тележурналистов; всегда в большей или меньшей степени определяются их личностными особенностями.

События, развернувшиеся на отечественном телевидении в период 1990-х гг. показали, насколько профессиональная карьера тележурналистов публичного типа нестабильна. Неоднократные кадровые изменения в структуре Гостелерадио, затем в возникшей на ее месте, телекомпании «Останкино», потом ОРТ, «Первого канала» стали распространенным явлением. В последующем это коснулось одного из лидеров «пост-перестроечного» телевидения- телекомпании НТВ, когда целая плеяда талантливых и уже знаменитых тележурналистов в одночасье оказалась не у дел. Последствия случившегося дали яркие примеры (однако далеко не единственные) профессионального кризиса, с которым пришлось столкнуться тележурналистам. Обозначившиеся процессы трансформаций на зарубежном и отечественном, в том числе, телевидении в течение двух последних десятилетий, связанных с изменением статуса и положения популярных тележурналистов, обусловили выбор данной темы исследования, ее актуальность.

Автор поставил перед собой задачу проанализировать, как развивалась профессиональная судьба тележурналистов публичного типа до и после карьерных кризисов, а также выявить для сравнения аналогичные процессы на зарубежном, в частности, американском телевидении, выявить сходства и различия в отношении к профессии, мотивах её выбора и способах преодоления профессиональных кризисов, путей выходов из них.

Среди ведущих телевизионного экрана существует определенная градация. Условно их можно разделить на две категории: ведущие новостных программ и ведущие-авторы. В нашем исследовании мы пришли к выводу о том, что харизматикам (автор дает особое определение телеведущим особого типа — «мана- личности второго порядка») после случившегося профессионального кризиса оказалось в последующем сложно самореализоваться на телевидении. Многие после «изгнания» с телевизионного экрана так и не смогли найти себе применение на известных телеканалах страны, та же тенденция наблюдалась и в США. Если в Америке в конце XX — начале XXI вв. кризисы в профессии в основном
связаны с переходом от традиционной журналистики к мультимедийной, то в России - с переходом от одной' политической и медийной системы к другой, а также существенными внутренними изменениями в уже демократически ориентированном пространстве. Но при этом повлияли и общие мировые тенденции, связанные с новыми предпочтениями аудитории в условиях расширения доступа к каналам массовой информации.

Все это привело к тому, что возможность самореализации многих тележурналистов в избранной профессии была поставлена под вопрос. Оказавшиеся в сложной ситуации телеведущие переживали как профессиональный кризис, так и личностный.

В психологии творчества рассматриваются ситуации карьерного/профессионального кризиса, само понятие кризис характеризует момент перехода от одного этапа развития личности к другому. Существуют серьезные кризисные явления в жизни личности, которые могут занимать длительный период. Возникнув, они требуют больших энергетических затрат, умения преодолевать преграды на пути к цели. Кризисы бывают различные. В данном исследовании автор- анализирует кризис отлучения от публичной деятельности на примере журналистов, вынужденных искать себе новое место: в контексте зарубежного опыта (США), а также на примере России.,

ч I

Актуальность выбранной темы связана с необходимостью изучения происходящих тенденций в одном из важнейших сегментов- средств массовой информации и коммуникации - телевидении на примере американских локальных и сетевых телекомпаний, российских федеральных и местных телеканалов. В переходе к личностному телевидению среди других значимыми являются факторы личностей телеведущих, меняющихся под
воздействием новых обстоятельств, но эти факторы пока слабо изучены.

Актуальность выбранной темы связана также с важностью изучения личностных аспектов профессиональной творческой деятельности, понимания психологических проблем, с которыми сталкиваются тележурналисты при изменении их статуса, должностных позиций, места работы; выявления эффективных способов профессиональной и психологической адаптации к новым обстоятельствам и условиям.

Изучая период перехода как отечественных, так и зарубежных СМИ на иной уровень, а вместе с ним и перехода целой плеяды журналистов на иные творческие рубежи, мы имеем возможность более широко рассмотреть и другие проблемы, связанные с мотивацией деятельности журналистов, изменениями в журналистском творчестве, спецификой публичной деятельности, понятием славы и ее влияния на личность.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить особенности деятельности журналиста как представителя публичной профессии, возможности прихода в профессию и ухода из неё, отношение к профессии, а также проследить творческие, профессиональные и личностные трансформации тележурналистов при потере ими престижного социального статуса, связанного с уходом из телеэфира, и в ситуации выхода из профессионального кризиса.

Достичь цели исследования помогло планомерное решение поставленных задач:

Изучить профессиональные биографии популярных тележурналистов в США и России.

Проанализировать, как складывались судьбы популярных тележурналистов, оставивших телеэкран в силу политических, экономических причин, а также в результате сложных взаимоотношений в коллективе и проблем внутреннего свойства.

Провести серию интервью с популярными отечественными, и зарубежными тележурналистами по единому опросному листу с целью выявления общих закономерностей и различий в их профессиональной деятельности.

На основе собранных данных выявить мотивы выбора личностью тележурналистики как публичной профессии, отношение к ней, а также закономерности смены профессиональной деятельности и образа жизни популярных тележурналистов при потере ими престижного социального статуса в результате ухода из телеэфира.

Изучить проблемы «звездного статуса» как отечественных, так и американских тележурналистов, его трансформацию в переходно- кризисный период.

Выработать рекомендации для коммуникаторов публичного типа, а именно - способы оптимального преодоления творческого/профессионального кризиса.

Объект исследования: профессиональная деятельность популярных тележурналистов в США и в России, тематические, лексические и смысловые трансформации тележурналистского творчества, а также социально-поведенческие изменения тележурналистов в ситуации профессионального кризиса.

Предмет исследования: отношение популярных тележурналистов к профессии и к возможности ухода из неё, к публичному статусу, связанному с профессией, а также оценки тележурналистами публичного статуса и возможности его потери и способы преодоления популярными тележурналистами творческого кризиса в результате ухода из телеэфира.

Основные гипотезы исследования

Важнейшими мотивами выбора тележурналистики для тех, кто стал популярным телеведущим, являются стремление к самореализации в профессии, потребность в представлении обществу информации и коммуникации с ним, а также стремление к высокому публичному статусу, известности, славе.

Значимыми мотивами деятельности известных тележурналистов являются стремление профессионально выполнять свою работу, доносить информацию до аудитории, ответственность перед телезрителями, а также перед руководителями и коллективами телекомпаний.

Для американских тележурналистов очень важен мотив получения удовольствия от профессиональной деятельности, а для российских - выполнение журналистского долга.

Работа в кадре зачастую приводит к своеобразной зависимости для тележурналиста, в случае потери работы вызывая творческий и психологический кризис.

В период девяностых годов XX века произошла трансформация понятия «звезды» как на отечественном, так и зарубежном телевидении, что обусловило различное отношение личности тележурналиста/телеведущего к своему статусу.

В настоящее время происходит трансформация тележурналистики в мультимедийную журналистику, которая реализуется в условиях мирового финансового кризиса, влияя тем самым на профессиональные судьбы тележурналистов. В результате завершается эпоха мегазвезд в телеинформации как в США, так и в России, усиливается профессионализация тележурналистики.

В современной тележурналистике уже не столь значима личность телеведущего, который анонсирует события, сколько его

связь с действительностью. В результате активно развивается гражданская журналистика, конкурирующая с профессиональной:

Теоретическую; базу исследования составили, разработки- в области лингвистики, политологии, социологии, психологии. Необходимость обращения к разным дисциплинам была продиктована комплексным характером целей и задач данной работы.

Комплексное представление о системе как отечественного, так И; зарубежного телевидения дают труды видных исследователей. Э.Г. Багирова, P.A. Борецкого, В.В Егорова, ИЯС. Кацева, Г.В. Кузнецова, С.Л. Муратова, Д. Гомери, Дж.Л. Лонгуорса, Б. Матусова, Д. Уэллса и др.-Вопросам теории журналистики уделяли свое внимание известные исследователи отечественной журналистики Е.Л. Вартанова, Я.Н; Засурский, Е.П. Прохоров. При изучении социального, аспекта^ профессии, а также мотивов выбора; профессии автор« ссылался на труды видного американиста, доктора исторических наук, профессора B.C. Зорина. При осмыслении? особенностей журналистского творчества автор: ссылался на работы таких иследователей, как СТ. Корконосснко, Г.В. Лазутина, Л.Г. Свитич, A.A. Ширяева.

В> процессе работы автор обращался, к зарубежной; научной литературе, посвященной различным- аспектам понятия? славы, проблемам социального статуса; кризисам в профессии, способам их преодоления, литературе биографического характера; а также отечественной': научной литературе, в том числе изучающей-: психологический аспект; обладания престижным, социальным статусом: Подробно изучались работы; таких исследователей,, как Дж. Берлин, Дж. Роэртзел, В: Роэртзел, Т. Гоэртзел, Т. Коуэна, Дж. Неполитан, Т. Шеллинг, 11. Эдлер и др.

Вопрос о взаимодействии «личности», «социальной роли», «социального статуса» — предмет исследований XX столетия^ (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, A.B. Петровский, А. Адлер, К. Левин, Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Характеру нашего исследования наиболее отвечали работы представителей гуманистической психологии (Р. Берне, Ю. Бюллер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл).

Изучению кризисных ситуаций большое внимание уделяли такие исследователи, как Б.С. Братусь, Г.А. Вайзер, М.Ш. Магомед- Эминов, Б. Ливехуд, Э. Тоффлер и др. Проблемой влияния статуса на жизнедеятельность личности занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как Ф. Дэвис, Д. Майерс, Е.А. Ануфриев, Ю.А. Левада, В.И Слободчиков и др. Для получения представлений о том, как решается вопрос выхода из профессионального кризиса, были проанализированы современные зарубежные опубликованные материалы по психологии.

Составляя портрет публичного тележурналиста, автор опирался на учения Э. Фромма, К. Юнга, классификацию типов личности немецкого ученого К. Леонгарда, классификацию типов личностей по системе Майерс-Бригс, исследования известных российских ученых П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейна и др. Психологические особенности телевизионных ведущих исследовали

The effects of Different types of Praise and Criticism on Performance // Sociological Focus, 1988, Goertzel M., George V.G., Goertzel T.G. Three Hundred Eminent Personalities. A Psychological Analysis of the Famous San Francisco, 1978; McKenzie G.V., Shelling T C. Choice and Consequence. Cambridge, 1984; Ainslee G Picoeconomics. Cambridge, 1992; Cowen T. Self-Liberation versus Self- Constraint- Ethics, 1991.

также М.К. Андреева, Т.Я. Аникеева, Л.В'. Матвеева, Н.Б. Шкопоров, Б. Льюис и др.

Для анализа публичной деятельности проанализированы труды М. Вебера. Проинтервьюирован ряд психологов и психотерапевтов, таких как: кандидат медицинских наук, психиатр В.И. Брутман, кандидат психологических наук О.Г. Зевина, старший преподаватель факультета психологии МГУ им. Ломоносова* И.Н. Карлицкая, кандидат психологических наук Я.Д. Зевин, доктор психологических наук Роберт Ливайн, известный американский психолог Ирена Кассорла, и др. Несомненным помощником в исследовании стали работы по психологии журналистского творчества доктора филологических наук Е.Е. Прониной.

Однако следует отметить, что в научной среде до сих пор не встречались работы, рассматривающие особенности профессиональной карьеры популярных тележурналистов как главный объект исследования. Научных трудов, в которых главным предметом исследования являлись бы ситуации кризиса популярных тележурналистов, автором обнаружено не было. В то же время автором были изучены работы К.В. Маркелова, посвященные проблемам профессиональной карьеры журналистов в целом.

При рассмотрении языкового аспекта автор использовал работы известных лингвистов O.A. Лаптевой, C.B. Светаны- Толстой; в своем исследовании автор опирался1 и на выводы, приведенные в диссертацией Т.Н. Наумовой «Роль публицистики в функционировании гражданского общества». Кроме того, в работе широко использованы высказывания известных телевизионных практиков A.A. Бенедиктова, Л.Г. Парфенова, В.В. Познера, У. Кронкайта, Д.Разера, и др.

Эмпирической базой исследования стали интервью с популярными журналистами и теледеятелями: Куртом Андерсоном, Фрэнком Бондом, Стивеном Кэскью, Кэти МакЛир, Криссом Терренсом, Джоном Уоллэсом, Дмитрием Дибровым, Владимиром Кара-Мурзой, Евгением Киселевым, Леонидом Парфеновым, Ольгой Романовой, Виктором Шендеровичем.

Для проведения глубинных интервью отобраны популярные тележурналисты, звезды телеэкрана России и США. С российской стороны интервью были взяты у лидеров бывшего-НТВ, что дало возможность описать уникальный телевизионный опыт практически единственного в России телеканала, строившегося по американской модели. В связи с этим, и возникла необходимость проинтервьюировать и войти в персональный контакт с теми телеведущими, которые на локальных телекомпаниях США позиционируются- как звезды, популярные тележурналисты, то есть лица, которые обладают признанием аудитории и благодаря которым новостные программы имеют высокие рейтинговые показатели.

Популярные телеведущие для интервьюирования выбирались по принципу разнообразия* их позиций. Как в России; так и в США, таких телеведущих немного, поэтому и число интервью с ними не могло быть большим. Для достижения целей проведённого исследования вполне достаточным оказалось 12 таких проведённых интервью. Главной целью проведения серии таких интервью было изучение конкретных биографий и отношения к профессии, а также к ситуациям профессионального кризиса знаменитых творческих личностей, раскрыть индивидуальность каждого, а затем выявить некоторые общие для таких личностей закономерности поведения и отношения к профессии.

Интервью с отечественными и зарубежными журналистами представляют собой ответы каждого на семь одинаковых вопросов, что позволило выявить закономерности влияния публичной деятельности на популярных телеведущих, а также их отношение к профессии и к уходу из телеэфира.

Таким образом, используя теоретическую базу исследования, мы проанализировали творческие биографии и поведенческие особенности добившихся известности американских и российских телеведущих и журналистов. Кроме того, были рассмотрены факторы, которые способствовали превращению таких известных телеперсон, как Том Брокау, Питер Дженнингс, Филл Донахью, Ларри Кинг, Уолтэр Кронкайт, Роджер Мудд, Эдвард Мэрроу, Дэн Разер, Опра Уинфри, Барбара Уолтере, Чэт Хантли и др. в настоящих «звезд» телеэкрана.

Методы и методический инструментарий исследования

Специфика, цели и задачи исследования определили состав методов, с помощью которых оно было осуществлено. В основу методологии положены, принципы историзма, системности и комплексности.

В нашем исследовании применен междисциплинарный подход. В работе рассматриваются различные аспекты проблемы:

филологический, социологический; психологический,

политологический, исторический.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс научных методов: теоретический анализ литературы по отечественной и зарубежной журналистике, психологической литературы по исследуемой проблеме, методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала: Сравнительный анализ исследования профессиональной карьеры тележурналистов и их творчества осуществлялся посредством интервью по единому опросному листу, с целью выявить общие закономерности и различия между отечественными и американскими тележурналистами. Количественные оценки этих различий по текстам проведённых интервью были получены методом контент- анализа.

С использованием социологического метода «case study», была проанализирована эволюция журналистики в период перехода России во время президентства Б.Н. Ельцина, к России и в период президентства, В ;В. Путина, исследована ситуация на предмет того, кто пришел: в публичную сферу деятельности на волне реформ, а также развитие и перемены зарубежного телевидения с примерами из творческих биографий отдельных телеведущих.

Достоверность результатов проведенного исследования: обеспечивается научной обоснованностью исходных позиций, применением; комплексного анализа, адекватного целям, задачам и логике исследования.

Этапы исследования Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2006-2007 гг.) - определение проблемы, цели, задач и гипотезы исследования, изучение и анализ научной литературы по психологии и журналистике России.

Второй этап (2007-2008 гг.) - разработка программы исследования, определение общей методологии и методик эксперимента по изучению социально-психологических особенностей личности тележуралиста, потерявшого престижный социальный статус, проведение интервью с отечественными тележурналистами по единому опросному листу.

Третий этап (2008-2009 гг.) - «американская» часть исследования проводилась за рубежом (в США): изучение специальной литературы по тележурналистике США, проведение интервью с американскими бывшими тележурналистами, в ходе которых изучались достоверность выдвинутых гипотез, интервью с психологами.

Научная новизна диссертационного сочинения Предлагаемая диссертация - первая в нашей стране попытка сравнительного исследования коммуникаторов публичного типа на основе специально разработанной методики. Впервые подобное исследование опирается на комплексный эмпирический анализ современных российских и американских тележурналистов, их биографий, выполненный на основании единой опросной методики (ноу-хау автора), последовательно осуществляемой с 2006 г.

Для достижения научного результата автор провел около шести месяцев в США, интервьюируя американских тележурналистов, изучая этапы становления и развития карьеры знаменитых телеведущих Америки, проводя сравнительный анализ развития профессионального пути отечественных и американских тележурналистов. Проведен анализ происходящих в условиях

мирового финансового кризиса процессов на американском телевидении.

В результате исследования с учетом- полученных сведений автором был выработан модуль рекомендаций преодоления профессионального кризиса для российских журналистов. Сквозь призму авторских текстов сделана попытка выявить особенности личности тележурналистов. Комплексно проанализированы такие понятия, как публичная- профессия, престижный социальный статус, знаменитость, слава. Дав определение самой публичной деятельности, автор сделал попытку представить психологический портрет популярного тележурналиста, а также выявить причины и мотивы отказа от публичной деятельности и их последствия. Выявлена определенная закономерность между общими исследованиями психологии личности и психологией журналистского творчества, медиапсихологией.

Филологический характер диссертации

Проанализированы филологические особенности текстов тележурналистов на предмет выявления в них особенностей личностных стилей, и трансформаций авторских произведений в контексте современности.

Количественные характеристики текстов интервью, проведённых автором с тележурналистами, были выявлены и. проанализированы методом контент-анализа. В современной журналистике и- социальных науках нет единого общепринятого понимания контент-анализа, но, тем не менее, этот метод достаточно широко применяется.

В дальнейшем тексте контент-анализ понимается как по возможности, объективный метод оценки текстов как средства коммуникации. Этот метод, предполагает выявление и оценку

количественных характеристик текстов, в первую очередь, частот использования авторами текстов тех или иных словоупотреблений, а также признаков их наличия или отсутствия в целых текстах или в их фрагментах. Ценность контент-анализа в том, что он позволяет использовать средства количественных измерений и количественного анализа содержания текстов, как значимой составляющей вербальной коммуникации в них представленной.

Такое понимание контент-анализа близко к используемому Л.Н. Федотовой, определяющей этот термин как методику «выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого

текста или возможных реакций адресата» . В дополнение к этому пониманию использованное ниже понимание контент-анализа включает признаки наличия или отсутствия тех или иных словоупотреблений, которые являются индикаторами тех или иных аспектов содержания текстов.

Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д. Настоящий анализ был проведён для текстов интервью, взятых у российских и американских тележурналистов.

Полной объективности результатов контент-анализа быть не может, поскольку разные исследователи и разные участники коммуникаций могут по-разному интерпретировать те или иные фрагменты и словоупотребления, придавать им разный смысл.

Поэтому количественные характеристики одних и тех же текстов, полученные разными исследователями могут отличаться. Но при условии использования ими одинаковых методик оценивания разных текстов относительные количественные их характеристики будут существенно менее зависеть от личностей исследователей. Поэтому с целью повышения уровня объективности результатов контент-анализа в применённой методике его проведения использовались по возможности именно относительные количественные характеристики текстов интервью с тележурналистами.

Теоретическая и практическая значимость

Изучение основных побудительных мотивов выбора профессии и отношения к ней тележурналиста, в особенности телеведущего, как предполагающей непосредственную работу в кадре, постоянное присутствие на телеэкране, важно для процесса подготовки будущих тележурналистов, и при непосредственном взаимодействии с ними уже во время осуществления профессиональной деятельности, так как оно может позволить вовремя провести необходимую коррекцию в случае попадания таких личностей в сложные ситуации профессионального кризиса.

Сделана попытка обобщить полученный спектр мнений и дать модульный ряд рекомендаций о том, как преодолеть подобный кризис.

Данная работа может быть использована в практической деятельности тележурналистов, а сведения, содержащиеся в диссертации, могут войти в лекционные курсы, используемые при подготовке и переподготовке тележурналистов.

Результаты проведенного исследования могут быть также использованы при обращении к таким проблемам, как: трансформация СМИ в России и США' сквозь призму телеперсоналий; престижный- социальный статус, динамика, ситуации! смены социального статуса, кризисные ситуации в; профессиональной деятельности популярных тележурналистов, способы преодоления профессионального кризиса.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Трансформация тележурналистики в мультимедийную журналистику, которая реализуется в условиях мирового финансового кризиса; влияет, на профессиональные судьбы, тележурналистов. Завершается эпоха мегазвезд в телеинформации как в США; так. и в России; в то же время усиливается профессионализациятележурналистики.

2. Знаковые фигуры? американской тележурналистики XX века придавали слову, произносимому в эфире, определенный* вес. Харизма автора телевизионного текста-сообщения, привлекала?; аудиторию: Сегодня личность телеведущего, который} повествует о событиях, становится, уже не столь значимым фактором« восприятия информации аудиторией: Главенствующим является связь человека с действительнрстью: В результате активно развивается, гражданская; журналистика, конкурирующая! с профессиональной:. Борьба за влияние на аудитории изменяет технологии взаимодействия с ними тележурналистов и телекомпаний: .

. 3:. Различия между американскими! и русскими тележурналистами в мотивах выбора профессии; причинах* ухода из нее, а также в отношении к профессиональному кризису и способам его преодоления;объясняются- особенностями понимания профессии журналиста в США и России. В США эта профессия понимается как публичная, т.е. общественная, открытая публике, отражающая?; её проблемы и возможные, решения. В России журналистика и тележурналистика, в частности, такого уровня публичности не достигла, открытость публике и отражение её проблем и их решений не являются значимыми ценностями для телеведущих.

  1. Существует определенная аналогия между профессиями журналиста и политика. Тележурналистика, как и политика - вид деятельности, которую выбирают личности, обладающие определенной предрасположенностью к публичности.

  2. Несмотря на существующие социальные, ментальные, общественные различия между США и Россией, законы публичности универсальны. Оказавшись в ситуации профессионального кризиса (что зачастую влечет за собой неизбежную утрату публичности, потерю престижного социального статуса, славы), американские и русские тележурналисты сталкиваются с необходимостью профессиональной трансформации карьеры.

Апробация исследования

Основные положения диссертационного исследования были отражены в материалах научных сообщений автора. Данные исследования докладывались на научных конференциях «Ломоносовские чтения».

По теме диссертации опубликовано семь работ, одна статья принята к депонированию РАН.

Структура и объем диссертации

Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы из 187 источников (из них 55 - на английском языке), приложения. Основное содержание диссертации изложено на 212 страницах.

Определение, характеристики и особенности тележурналистики как публичной деятельности

Актуальность данного исследования обуловлена тем, что в последние десятилетия мы наблюдаем существенную трансформацию медиапространства. Сущность этой трансформации заключается; в том, что происходит, переход тележурналистики в мультимедийную журналистику, которая, в том числе, реализуется и в условиях мирового финансового кризиса, развивается так называемая гражданская- журналистика, что влияет на профессиональные судьбы, тележурналистов: Завершается эпоха мегазвезд в телеинформации ; как в США,, так: и в России, в то же время усиливается профессионализация тележурналистики: :.

Эти изменил- происходят чрезвычайно1 быстро, в результате чего процессы» трансформации медийного пространства, способствуют тому, что возникают частые профессиональные кризисы, в журналистском1 сообществе; Журналистам) приходится перестраиваться на иные рубежи,, что не может не отразиться на результатах их творчества:

Именно то, каким образом происходят подобные перемены, какие изменения наблюдаются в самой структуре журналистику и влияет на профессиональную самоидентификацию тележурналистов, а также результаты, их, . профессиональной деятельности. Исследованию этой проблемы: и, посвящена данная работа:

За последнее десятилетие в США 25 процентов журналистов потеряли работу. Только в 2009 году работы лишились 86 тысяч человек. Среди тех,. кто был уволен; конечно, много журналистов, работавших в редакциях печатных периодических изданий, но не только. Массовые кадровые сокращения произошли и в редакциях как крупных (общенациональных, сетевых телекомпаний), так и местных. Причем, предписания об увольнении среди тележурналистов получили, в первую очередь, те, кто еще недавно,

казалось, обладал достаточно прочными позициями в телекомпаниях, были их «лицами» (телеведущими новостных и развлекательных телепрограмм, ведущие рубрик, главные корреспонденты и обозреватели). На такое решение руководства американских телекомпаний повлияло несколько факторов: снижение зрительской аудитории, как следствие сокращение доходов от рекламы или подписки в случае с платными каналами, резкое увеличение числа телеканалов, телепрограмм, снижение фактора «звезды», увеличение доли приобретенных телепередач, созданных для американской аудитории, но за пределами США, в развивающихся странах. Сыграло свою роль и развитие журналистики в интернете, а также мобильной журналистики, оказавшейся востребованной молодежной аудиторией. Профессионалы телевидения, оставшись без доступа к экрану, вынуждены были срочно искать для себя иные формы занятости, творческой самореализации. Аналогично с США трансформации затронули и ситуацию в телередакциях других развитых стран мира. Вслед за газетной отраслью, которая, согласно данным Международной ассоциации издателей печатной периодики, в последние пять-шесть лет наиболее динамично развивалась в азиатском регионе, и положительная динамика телевизионного развития теперь проявляется в той же части мира.

Отечественная новостная тележурналистика начиналась с представления информации дикторами. Они проходили тщательный отбор по уровню интеллекта, образованности, ответственности, внешних данных и хорошей дикции. Для советских дикторов был характерен универсализм, который позволял им вести самые разные телепрограммы. Например, диктор Игорь Кириллов в своих воспоминаниях сообщает, что, кроме выпусков «Последних известий», ему «постоянно приходилось участвовать в передачах детской, молодежной, музыкальной, литературно-драматической редакций» .

Несмотря на весьма тяжёлые условия работы (достаточно вспомнить, что в студиях того времени из-за работы осветительного оборудования температура воздуха могла превышать 40 градусов, а ткани костюмов дикторов быстро выгорали от лучей прожекторов), дикторы были «лицами» телеканалов и телепрограмм и получали широкие возможности для карьерного роста и самореализации. Именно поэтому в большинстве случаев дикторы советского периода телевидения работали на своих телеканалах десятки лет непрерывно. Дикторы телевидения былш звёздами для всего СССР, многие копировали их манеру одеваться и говорить, вся страна интересовалась их личной жизнью.

Еще в первой половине 1990-х гг. и в России произошла трансформация тележурналистики: на смену дикторам пришло новое поколение журналистов, связанных с электронными СМИ, ставшее «продуктом» периода горбачевской гласности. Этот этап в истории отечественных СМИ привел- как к расширению возможностей для выражения журналистами собственного мнения, так и к повышению общественной значимости тележурналистики. Но сравнения профессиональной дикторской- карьеры и карьеры тележурналистов в период девяностых годов демонстрируют снижение социальной защищенности именно современных телеведущих. Существование дикторского отдела как структурного подразделения в государственной телекомпании советского периода обеспечивало дикторам их профессиональные права, позволяло рассчитывать на помощь в решении социальных и творческих вопросов, в том числе, и в периоды профессиональных кризисов, которые неизбежны в карьере.

Развитие телевизионных технологий привело к отказу от концепции ведения телепрограмм дикторами. Их заменили телеведущие, у которых были существенно меньше возможностей реализации своих творческих способностей, потому что вся их профессиональная деятельность на телевидении должна теперь подчиняться тому или иному формату программы. Теледикторы зачитывали в новостях заранее подготовленные и прошедшие цензуру тексты, но они же могли вести и различные другие телепрограммы, в подготовке и проведении которых могли проявлять свои разнообразные способности. Практически вся жизнь, а не только профессиональная деятельность современных телеведущих, подчинена необходимости продавать телевизионные продукты. Для этого телеведущие, подчиняясь концепциям своих телеканалов и телепрограмм постоянно рекламируют те или иные товары и услуги, снимаются в разнообразных телепроектах, постоянно дают интервью СМИ, вынуждены делать открытой свою личную жизнь и периодически участвовать в разнообразных скандалах для привлечения внимания общественности, т.е. тех же СМИ, и т.п. Можно предположить, что такой образ жизни обеспечивает им самореализацию, и в то же время он диктует подчинение надличностным целям, будь то коммерческий успех телеканала, или что-либо иное. Неудовлетворительный результат в достижении этих целей приводит к тому, что современные телеведущие по собственной инициативе или по требованиям руководителей телеканалов вынуждены уходить из телеэфира.

Организация и история телевидения США. Роль телеведущего и популярного тележурналиста в Америке

Понятие публичной деятельности зародилось еще во времена древнегреческой цивилизации. Аристотель рассматривал публичную деятельность как политику, «призванную укротить самые чувственные страсти и стремления индивидов» . Политическое существо, живя в полисе, писал Аристотель, все дела улаживает посредством слов, способных убедить, а не принуждением или насилием. В мире греческого полиса, не без основания характеризуемого швейцарским историком и-философом культуры, крупным специалистом по античности Якобом Буркхардом как «самая болтливая» из всех государственных форм, средоточением всех гражданских дел было общение друг с другом. И современная публичная деятельность, существующая в эпоху массового общества и массовых коммуникаций, является видом профессиональной деятельности человека, которая требует постоянных выступлений перед аудиторией (конференции, выборы, лекции, телеэфиры и т.д.), т.е. это деятельность на виду. В 1919 г. в своей знаменитой статье «Политика как призвание и профессия» Макс Вебер писал: «Проводником нынешней политики среди масс общественности всё чаще становится умело сказанное или написанное слово...» .

Публичная деятельность требует иного типа личности, нежели регламентированная сфера государственной бюрократической машины, или предпринимательство, где все подчинено новаторскому поведению во имя получения прибыли (И. Шумпетер) , или мир искусства, где доминирует эстетическое чувство и вдохновение, или же наука, где личность работает во имя научного прогресса, «расколдовывания» мира. Во-первых, в публичной сфере преобладают те лица, которые встречаются с массовой аудиторией: политики, актеры, артисты, телеведущие рейтинговых массовых программ, адвокаты и т.д. Их труд коммуникативен. Во-вторых, они всегда носители какой-либо маски; говоря словами Юнга, они создают вокруг себя своего рода скорлупу, которая может быть названа персоной (маной). И, по словам Юнга, политики и публичные люди усваивают и подчиняют себе архетипический образ и становятся мана-личностью, иначе «харизматической» личностью . Говоря об основаниях легитимности политиков, М. Вебер наряду с авторитетом «всего вчерашнего», авторитетом традиций и нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, и рациональным авторитетом в силу легальности, то есть ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил, выделил авторитет своеобразного личного дара, порождённого качествами вождя («харизмой»). Харизматический лидер считается призванным руководителем людей, и» «последние подчиняются ему не в силу обычая или« установления, но потому, что верят в него» . Первоначально только надевая маску или выполняя свои ритуальные обязанности, индивид отделялся от группы. Как только маска сбрасывалась, индивид возвращался (будь то вождь или шаман) в привычное лоно «коллективной души». Примитивное общество, стремилось сохранить «вождя» с его индивидуальным; мышлением, индивидуальной инициативой не допустить регрессии, в «коллективное лоно».

Другими словами они (вожди) возвышались над толпой, группой, коллективным бессознательным. Вот почему в. лидеры выбирают в . примитивных обществах поначалу тех, кто обладает энергичностью, властной речью и манерами:. С другой стороны, в публичной сфере необходимы демонстративные черты характера, которые позволяют не только общаться с толпой, но и получать от нее энергетику . сегодня политический деятель обязательно носит какую- либо маску, выражающую сильную архетипическую идею. «На том- стою и не могу иначе»,. — говорил великий реформатор христианства, Мартин Лютер, и в этом была его харизма. Суть стихии политика и, прежде всего, политического!- вождя - принятие «какой-либо стороны, борьба, страсть»!4. Интуитивно мы всегда видим харизматика, мана-лйчность, например, Шарля де Голля, Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер- и: др. И, как; ранее в примитивных обществах, социум- стремится; сохранить, опыт публичной деятельности крупных политиков, его индивидуальный подход к миру. После выполнения: своих полномочий, завершения сроков нахождения/ во власти, американские президенты (а порой и российские;президентьги;премьеры — М. Горбачев, В. Черномырдин, Е. Примаков) возглавляют мощные, фонды, участвуют во внешнеполитической деятельности работают: как посредники в период межэтнических конфликтов и т.д. И даже для политиков второго уровня-(например парламентариев) стараются найти какой- то эквивалент публичной деятельности, порой напоминающий синекуру (Великобритания — палата пэров, Франция - Сенат, в- России - Совет Федерации и т.д.), лишь бы сохранить для нации бесценный индивидуальный опыт этих личностей.

Но мана-личности или «харизматики» никогда не приходят одни. Вместе с ними появляются «любимые ученики и верные последователи» (Юнг) или «свита» (М. Вебер). С Наполеоном пришли его маршалы, с Александром Македонским — его полководцы, будущие диадохи, с Шарлем де Голлем - герои сопротивления и политики Союза за демократическую республику (ЮДР). В»поворотные 1990-е гг. вместе с Б. Ельциным появились реформаторы и демократы. Одни проводили реформы (Е. Гайдар, А. Чубайс), другие ушли-в политику, третьи стал и. коммуникаторами (а по мнению политологов Б. Макаренко, и А. Макаркина, пропагандистами) нового режима (Киселев, Сорокина, Кара-Мурза и другие) . Они, надев иные маски, стали мана-личностями второго уровня, или «профессиональными политиками» второго уровня, то есть- людьми, которые не хотели сами быть господами, как харизматичные вожди, но? поступили на - службу политическим господам.. Именно личность вождя, его «харизма» порождает преданность его сторонников — последователей, идейных приверженцев .

Индивидуальные творческие особенности популярных американских и российских тележурналистов

В США 1939 г. стал вехой телевизионной истории, когда на нью-йоркской Всемирной выставке президент Радиокорпорации Америки (RCA) Давид Сарнов произнес: «А теперь мы добавляем изображение к звуку». Этими словами он объявил начало телевидения и привлек к нему внимание всей страны. Можно назвать еще одну точку отсчета. 1 июля 1941 г. была выдана первая лицензия на коммерческое телевещание станции, принадлежавшей Радиокорпорации Америки. Во время войны в США работало 6 телестанций, о программах которых никто толком в Америке не может вспомнить. 5 тысяч семей к концу войны владели телевизорами. Настоящая «телевизионная лихорадка» в мире началась после войны. Развитие телевидения в США можно сравнить с развитием скоростных автомобильных магистралей и реактивной авиации. В 1948 г. Академия телевидения вручала первые награды за передачи сезона 1947-48 гг. В 1947 г. в США насчитывалось 29 заводов, производящих телевизоры, к 1950 г. их число перевалило за сотню. В 1950 г. только три страны мира имели телевидение: СССР, США и Англия. И именно об Америке надо говорить особо. Ей по праву принадлежит ведущая роль в развитии телевидения на нашей планете. Здесь США приходится сравнивать не с другой страной, а с остальным миром. Производственная база телевидения США такова, что телепрограмм на ней делается больше, чем их может вместить эфир, и прежде всего потому, Голливуд стал телевизионным, заполняя своей продукцией малые экраны мира, как прежде он заполнял большие.

Большинство коммерческих телестанций США группируется под эгидой национальных радиосетей; ведущими были три — «Американская вещательная компания» (Эй-би-си), «Национальная вещательная компания» (Эн-би-си), «Вещательная компания Коламбия» (Си-би-эс). Функционируют сотни мелких региональных телесетей коммерческого характера, а также станции некоммерческие, просветительского характера (образовательные), существующие на субсидии от правительства и взносы различных фондов; они объединились в национальную сеть — «Общественная вещательная система» (Пи-би-эс).

Процесс лицензирования телестанции существенно не отличался от лицензирования радиостанции: лицензия выдавалась на три года, сеть или отдельное лицо могли купить не более 7 станций. В последние годы президентства Р. Рейгана срок лицензии был продлен до 5 лет, а максимальное количество собственных станций — радио и теле — увеличено до 12. Что же касается филиалов, то число их не ограничивается для сети: сеть и филиал заключают соглашение о сетке вещания, об использовании в эфире национальной и региональной рекламы. Федеральная комиссия связи - государственная организация, которая выступает как регулятор внутреннего эфира страны. Комиссия распределяет частоты, каналы, мощности, выдает лицензии на открытие новых станций и следит за выполнением обязательств, взятых на себя коммерческими вещательными структурами. Телевидению вменено в обязанность предоставлять равное время политическим оппонентам, хотя это касается только двух партий - демократической и республиканской. Правительство США рекламирует через СМИ свою деятельность, подобно тому как «Дженерал Моторс» рекламирует свои автомобили.

Иной уровень регулирования и контроля - это уровень самого бизнеса. Объединение коммерческих вещателей - Национальная ассоциация вещателей — живет по своим законам: Кодекс радио для радиостанций, Кодекс телевидения для телестанций. Кодексы периодически обновляются и уточняются. К примеру, запрет рекламировать по телевидению крепкие напитки принят не Федеральной комиссией связи, а Национальной ассоциацией вещателей. Начиная с 70-х годов американское телевидение под давлением власти общественности прекратило рекламу сигарет. С 1975 г. под давлением Федеральной комиссии связи и Федеральной торговой комиссии Национальная ассоциация вещателей сократила объем рекламы в детских передачах: с 12 до 10 минут в час в субботу и воскресенье утром. В том же году национальные сети приняли политику (опять-таки не без давления извне) запрещения «спорных» передач с насилием и сексом в утренние и вечерние часы, когда телевизор смотрят дети. Однако эту политику «семейного часа» год спустя опротестовал федеральный суд как неконституционную, нарушающую свободу слова. Суд, тем не менее, постановил, что сети могут продолжать эту политику по доброй воле. В соответствии с принятым Кодексом телевидения, коммерческие телекомпании применяют довольно жесткую самоцензуру, вырезая, например, целые куски из купленного для показа художественного фильма с чрезмерно натуралистическими сценами. И никто не протестует. Когда Эн-би-си купила для показа кинофильм «Крестный отец», она пригласила самого режиссера Ф.

Копполу, который сократил фильм на добрых полчаса . Сообщая зрителям, что в отличие от сетей покажут «необрезанный» фильм, они рекламируют себя.

Более того, станции и сети, принявшие добровольное решение следовать кодексу Национальной ассоциации вещателей, в дополнение к нему издают свои уточняющие правила. В сети Эн-би- си такие правила есть и по отдельным программным направлениям. Например, отдел новостей на 90 страниц расписал всю свою политику и основные требования для информационной деятельности сети.

Способы преодоления профессиональных кризисов тележурналистами — публичными деятелями

Мировой финансовый кризис затронул практически все сферы профессиональной деятельности в США. Не исключением стала и область масс-медиа, в которой уже давно произошел существенный отток рекламы, что является основной статьей дохода для коммерческих телекомпаний. Это отразилось на изменениях в журналистском корпусе, новых профессиональных требованиях к творческим работникам телекомпаний. Заметные кадровые перемены на американском телевидении стали происходить уже весной 2008 г.

По данным Ассоциации Директоров Теле- и Радионовостей (Radioelevision News Directors Association, RTNDA) количество рабочих мест на локальных телекомпаниях в 2008 году сократилось на 4,3%, было уволено 1200 человек . Это связано с тем, что крупные национальные телекорпорации предпочли экономить на призводстве местных новостей. Пострадали и газеты: 5900 уволенных (11,3%). Существенно в зарплатах потеряли: корреспонденты новостей на 13,3%, ведущие новостей на 11,5%, ведущие погоды на 9,1%, спортивные ведущие на 8,9%. Из 774-х станций четыре полностью прекратили производить оригинальные новости .

Таким образом, волна сокращений прошлась по телекомпаниям по всей стране. Можно было бы предположить, что, в первую очередь, рабочие места стали терять те специалисты, которые были приняты на работу относительно недавно. Что, в приниципе, отчасти верно. Однако налицо была и иная, противоположная тенденция.

Высокое положение, известность, «долгожительство» в одной компании, и как следствие зарплаты, - поставило обладателей перечисленных критериев в первую группу риска. Своими воспоминаниями об увольнении из телекомпании Кей-джи-пи-и (KGPE) в июле 2008 г. (филиал Си-би-эс (CBS) в г. Фресно, Калифорния) поделился телеведущий с сорокалетним стажем (десять лет на радио, тридцать - на телевидении) Джон Уоллэс: «Для меня это было полной неожиданностью. Меня вызвали в отдел кадров и попросили подписать бумагу, сказав, что сегодня мой последний день. Я ответил, что, с одной стороны, да, мне больно это слышать. Но, с другой, я прекрасно понимаю, какова сейчас экономическая ситуация. Но когда после этого меня попросили собрать свои вещи и освободить помещение, я уже почувствовал себя униженным. Потому что проработал в компании тридцать лет!

И к тому же, мой контракт истекал только лишь через три года» . Такая же участь постигла известных новостных ведущих и репортеров на других телекомпаниях, филиалах Си-би-эс, от западного побережья до восточного.

Компания Даблю-би-зет (WBZ) в Бостоне уволила знаменитого спортивного комментатора Боба Лобела, проработавшего там с 1979 г. Телекомпания Кей-пи-ай-экс (KPIX) в Сан-Франциско легко попрощалась сразу с четырьмя репортерами- «долгожителями». Не были продлены контракты с телеведущими с большим стажем работы в компании Кей-си-би-эс (KCBS) (г. Лос- Анджелес) Гаролдом Грином и Энном Мартини. После двадцати лет работы был уволен ветеран телевидения, ведущий погоды и ряда программ выходного дня телекомпании Даблю-си-си-оу (WCCO) в г. Миннеаполисе. Контракт с телеведущей Даблю-би-би-эм (WBBM) в г. Чикаго Дайаной Берне был расторгнут за полгода до того, как истекал ее уже седьмой по счету договор.

Так называемых закадровых увольнений также произошло немало в 2008-2009 гг. Так на телестанции, принадлежащей Си-би-эс в г. Дэнвер видеомонтажер Шон Монтано был уволен после того, как выиграл свою вторую награду в номинаций «Лучший монтаж», присуждаемой Национальной ассоциацией фотографов. Символично, что за неделю до этого, компания устроила вечеринку в его честь, чтобы отметить достижения сотрудника. Филиал Эн-би- си (NBC), телекомпания Даблю-эс-эй-зет (WSAZ) в г. Хантингтон, штат Западная Вирджиния, уволила сразу восемь сотрудников еще в марте 2008 г. Компания Фокс (FOX) в Филадельфии в течение месяца отказалась от услуг четырех редакторов.

Частная компания Рейком медиа (Raycom Media), которой принадлежит 46 телекомпаний в восемнадцати штатах, провела сокращения среди своих сотрудников, в результате уволенными оказались порядка двухсот человек. На вопрос, почему телевидение столкнулось с подобной проблемой, уволенный телеведущий, проработавший в течение двадцати пяти лет в г. Кливленде, в телекомпании Даблю-оу-ай-оу (WOIO-19-CBS) Джефф Элиазоф ответил: «Телевидение вместо стэйка стало продавать шипение!» . Тем временем, генеральный менеджер Рейком Медиа Ли Мередит признался, что каждое подобное решение дается с огромным трудом и к личным качествам каждого из уволенных не имеет никакого отношения, а вся ситуация лишь отражает экономические реалии сегодняшнего времени .

По словам генерального директора телекомпании Кей-эс-и-и (KSEE), филиала Эн-би-си в г. Фресно, Калифорния, Тодда МакУильямса, «сегодня, в первую очередь, рискуют быть уволенными не только те, кто работают в компании недавно, а скорее те, у кого слишком высокая, по мнению руководства, зарплата (чаще всего, это «лица» компании, проработашие в ней не одно десятилетие)» .

В некоторых случаях высокая зарплата ведущего является не главной причиной, но катализатором на пути к увольнению. Так произошло с Дайаной Берне, когда она не смогла некоторое время удерживать рейтинги, что, в свою очередь, сказалось на уменьшении интереса рекламодателей к телеканалу Даблю-би-би-эм (WBBM) в г. Чикаго. Вскоре после этого телеведущая была уволена.

Логика в данной позиции довольно простая и жесткая. Некоторые профессионалы полагают, что институт ведущих новостей с развитием новых технологий вскоре исчезнет как таковой. «В течение пяти лет люди научатся говорить: «Мне нужны новости об Иордании», - после чего наберут в интернете «Иордания» и получат всю информацию, какая им только нужна», - отметил Джонатан Клейн, президент Си-эн-эн (CNN). «Телеведущих не будет. Не будет людей, производящих истории. На это у покупателей/зрителей не будет ни времени, ни желания. Они просто будут получать новости, которые они хотят, когда хотят, причем в любой форме» .

Похожие диссертации на Профессиональная деятельность тележурналистов: отношение к профессии и профессиональным кризисам : американский и российский опыт