Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция Шкляр, Владимир Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шкляр, Владимир Иванович. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко.- Киев, 1989.- 52 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-5/2623-6

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена:

резко возросшей ролью публицистики в кизни общества, в формировании общественного мнения, в активизации человеческого фактора, ее влиянием во всех сферах литературно-художественного творчества;

особый вниманием КПСС, Советского правительства к развитию культуры социалистического общества, необходимостью повышения эффективности идеологической работы в условиях обновления социализма, наращивания интеллектуального потенциала перестройки, об"ективной потребностью качественного содержательного улучшения идейно-воспитательной работы при помощи публицистики и литературы;

качественными изменениями и подходами публицистики и литературы в процессе формирования личности нового человека,

1 0 гурнале "Коммунист". Постановление ЦК КПСС 16 августа
19Ь6 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаган
ды. - М., 1987. - С.409.

Убежденность - опора перестройки // Правда. - 1987. -14 февраля.

отображения ее характера и ценностно)5 ориентации в ходе перестройки, усилением личностного потенциала и реализма в литературно-публицистическом творчестве, политизации и социализации, аналитичности и трезвости в оценках сложных социально-экономических и духовних процессов в развитии общества;

необходимостью осмысления накопленного опыта продуктивно-творческой интеграции публицистики и литература, выявление закономерностей и тенденции, общего и особенного в динамике и корреляции их творческих процессов, в поиске и разработке содержания, ffopM литературно-публицистических произведения, их выразительных средств, необходимостью знания характера, свойств и направлений взаимодействия публицистики и литературы, выявления особенностей их поэтик;

углублением и обобщением научных исследований по проблемам взаимосвязи публицистики и литературы, оперативным внедрением в практику лучшего опыта литературно-публицистической деятельности многих ведущих мастеров слова, что создает предпосылки преемственности, развития индивидуального мастерства, и повышения зі^ктивности воздействия на общественное сознание.

Давая наказ - "литературное дело должно стать частьп общепролетарского дела..." t "литературное дело должно стать составной частью организованной^ планомерной, об"единенной социал-демократической партийной работы..." , - В.Й.Ленин подразумевал под вводимым.им понятием "литературное дело" и литературу, и партийную публицистику, и-партийную пропаганду и агитацию. В связи с этим научное исследование динамики взаимодействия, многообразных и творческих свяэе", злементов взаимопроникновения публицистики и"литературы представляется одной из актуальных задач теории публицистики и теории литературы. Актуальность этой задачи особо обусловлена и тем Пактом, что именно современный творческий опыт публицистики и литературы в таком аспекте не обобщается. Ученые, как правило, затрагивают данную проблему лишь-в связи с конкретными публицистическими или художественными произведениями. Однако такие беглые, бессистемные наблюдения без глубокого всестороннего исследования и анализа не дают целостной картины происходящего в литературно-публицисти-

.Фнин В.И. Партийная организация и партийная литература // Поли.собр.соч. - Т.12. - С.І0О. 2 Там же. - С.ІОІ.

чееком творчестве.

В свое время исследователи обращались к этой проблеме. Пер^ вая и наиболее полная попытка изучения одно!* из ее сторон -осуществлена в теории публицистики Е.А.Лазебником в монографии "Публицистика в литературе" . За последние годы значительных результатов в этом направлении достигла М.СткмТ'Ляева в книгах ТЬотика публицистики", "Образные ресурсы публицистики", "Человек в публицистике" . Непосредственные вклад в разработку данной проблемы внесли исследования и наблюдения Л.Э.Варустине, В.Н.Горохова, В.Ы.Здсровеги, Н.Г.Йдегао, Л.В.Коваля, Е.П.Прохорова, М.С.Чере-пахова и др. Заслуживает питания и должно оцениваются нами работы А.Г.Бочарове, Н.Г.Глушова, М.С.Гурладя, Е.И.Журбиной,Г.В. Колосова, М.Ф.ІІєчиталгока, Д.М.Прилюка, В.В.Ученовои, посвященные проблемам публицистического творчества. Однако- итоги проведенных исследование свидетельствуют о необходимости комплексного, всестороннего и глубокого изучения динамики и корреляции творческих процессов, закономерностей и особенностей развития стилевых направление, диалектики и тенденций жанрообразования, сти-леобразующих Факторов, системы идейно-выразительных и образных средств, инструментария публицистической поэтики. Уже сегодня можно смело констатировать, что интеграция публицистического и литературного творческих процессов из тенденции превратилась в устойчивую закономерность, имеющую об"ектиБНые предпосылки и реальную основу, которая требует научного рассмотрения. Об этом с особое заинтересованностью говорилось в ряде постановлений партии, на встречах в Щ КШС с руководителями средств массовой ^дасТормации, творческих союзовv

" См.: Лазебник Е. Публіцистика в літературі. - К., 1971.

с См.: Стифляева М. Поэтика публицистики. - Воронеж, ШУ, 1975; ее ке. Образные ресурсы публицистики. - М., 1982; ее же. Человек в публицистике. - Воронеж, ВІУ, 1989. См.: Варустин Л. Вровень с героем. Человеческий фактор в твор-

. честве публициста. - М., 1987; Горохов В. Закономерности публицистического творчества.- М., 1972; ЗдороЕєга В. Слово тоже есть дело. *- М., 1979; Ищенко Н. Людина I слово. - К., 1972; Коваль Д. Периодическая печать и молдавский литературный процес XIX века.- Кишинев, 1987; Прохоров Е. Искусство публицистики.-М.,1934; Чер^пахов М. Таинства мастерства публициста.-М.,1984.

- В соответствии со своим замыслом автор сконцентрировал внимание на раскрытии и изучении тех явления, закономерностей и инноваций, которые возникают в зонах активного продуктивно-, творческого взаимодействия публицистики и беллетристики *. Предпринятое мездисципл-иарноо исследование позволяет добиться прироста знания в решении актуальной современной задачи — активизации человеческого іТ-актора в условиях демократизации, гласности, перестройки общественной жизни.

Развитие знания о публицистике в последние годы шло по пути прогрессирующей дифференциации и специализации. Эти тенденции были тесно связаны с интенсивным расширением обще* теории публицистики, возникновением и развитием новых ответвлении, отдельных теорий.

Дальнейший прогресс теории публицистики как отрасли науки предполагает и более полное проявление другой тенденции в развитии научного знания - интеграционной. Наиболее полно она проявляется во взаимосвязи филолог -зской /литературоведение/ и журналистской /журнялистиковеде.-.іе/30* наук одновременно. Укрепление их связи с Философией, психологией, социологией и другими науками приобретает в настоящее время особо важное значение. Интенсивное развитие продуктивно-творчэского взаимодействия публицистики как cffepu, процесса творчества и деятельности с науками, другими видами искусства обусловливает появление нов. ых теоретико-методологических проблем, концепций, теорий. Их своевременное обнаружение и анализ будут, безусловно, способствовать успешному развитию собственно публицистики и журналистской науки, теории публицистики в частности, повышению ее значения в изучении социалистического общества и управления им. Предлагаемая работа базируется на одной, но глаиной цепи: печатная публиь і'^тика - художественная литература.

Об'єктом диссертационного исследования является современная литературно-публицистическая практика /печатная публицисти-

и Здесь и далее термин "беллетристика" употребляется в значении "художественная литература".

ик Этот термин введен Д.М.Прилюком, В.Г.Иваненко. См.: Иваненко В. Перспективы развития советского журналистиковедения в свете программных решении ХХУЯ сьезда KfiCC/ДурналІстика.Лреса,телебачення, радіо.- К.,1986, вып.18.-С.6-15; его же. Наука о журналистике как явление. К вопросу о понятиР'юм аппарате//йурна-лістика.Преса,телебачення, радіо.- K.,I9S; вш7.2І.-С.І22~ІЗ-ї.

- б -

ка и художественная литература/ и то множество факторов, которые стимулируют литературно-публицистический процесс, способствуют новаторским поискам на современном этапе развития общества, воспитания нового человека, Теоретические выводы подкрепляются анализом художественных и публицистических произведений И.Васильева, Е.Дороша, К.Симонова, С.Баруздина, 0.Гончара, Г.Гулиа, Ю.Мушкетика, В.Пескова, Ю.Черниченко, А.Аграновского, В.Князюка, Г.Радова и многих других.

Предметом диссертационного исследования являются процессы продуктивно-творческой интеграции публицистики и художественной литературы, диалектика их взаимосвязей, взаимовлияния и взаимопроникновения, выявление закономерностей и тенденций развития литературно-публицистического творчества. Такое комплексное исследование проблемы предпринято впервые и в этом состоит научная новизна диссертации. Автор формулирует выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, использование которых повысит уровень мастерства, эффективность художественно-публицистического и литературного творчества. Диссертант впервые вводит в научный оборот и обосновывает ряд терминов, понятий, дефиниций /стихотворная и автобиографическая публицистика, образ автора и автобиографизм в публицистике, публицистичность в литературе, актуальный журнализм в публицистике, газетный публицистический рассказ, характер в публицистике и др./, исследует генезис, структуру и основные направления интеграции публицистики и художественной литературы, их жанров, стилей и поэтик* Сочетание, взаимодействие, взаимопроникнове--ние различных выразительных д стилеобразуыцих средств, умелый выбор их, знание возможностей, взаимодополняемости публицистики и художественной литературы являются важным фактором повышения социально-политического и художественно-эстетического влияния на сознание и поведение людей. Новизна диссертации состоит не только в выборе об*ектаі, предмета исследования, но и в практическом выявлении условий повышения эффективности слова публициста и писателя.

Данная проблема включает в себя множество аспектов, являясь своего рода средоточием всех других проблем, имеющих отно~ шение к пониманию динамики продуктивно-творческого взаимодействия указанных сфер на современном этапе. Не секрет, что все еіце недостаточно исследуются и очерчиваются социально-психоло-

гические и худотсественно-эстетические связи, соотношение динамики творческих процессов публицистики и художественной литературы.

Все сказанное и определило характер тех основных задач. которые поставлены в диссертации:

- раскрыть обусловленность исследуемого продуктивно-твор
ческого взаимодействия с точки зрения социально-духовных пот
ребностей исторического развития и индивидуально-творческими
факторами, ка конкретном литературно-публицистическом материа
ле выяснить, как реализация концепции личности диктует новые
приемы художественно-публицистического анализа и синтеза, соот
ветствующие уровню современного идейного и художественно-эсте
тического сознания;

исследовать динамику и корреляцию творческих процессов, установить и изучить закономерности и тенденции продуктивно-творческой интеграции публицистики и художественной литературы, на уровне родов, категорий, жанров и стилей, выявив типологические и «анровые образования, стилеобразугацие факторы и выразительные средства исследуемого продуктивно-творческого взаимодействия;

- раскрыть взаимосвязь динамики общественного развития, в
особенности в условиях перестройки и обновления социальной и
духовной жизни, и. его влияние на человеческую личность, что
тем самым определяет систему социально-психологических связей

и особенностей воссоздания характера и конфликтов в публицистике, показать, как современная публицистика и литература способствуют выработке ценностных ориентиров, касающихся соразмерности бытия и личности, которые в литературно-публицистическом творчестве определяют его стилистику и поэтику, образную структуру;

- создать основы теория продуктивно-творческой интеграции
публицистики и художественной литературы, вооружить ценным
практическим опытом, наблюдениями, выводами и рекомендациями
публицистов и писателей, редакционные коллективы, а также ис
следователей теории публицистики и литературоведов.

Выбор материала и проблематика диссертации определяются ня.чревшей необходимостью аналитического и синтетического рас-сіАрения на уровне связей и форм механизма взаимодействия публицистики и худокествекной литературы. Автор пытается своим

- в -

трудо. ломочь практике на пути совершенствования художественно-публицистического воздействия и мастерства. При этом равновеликими ему кажутся доминантные критерии подобного взаимодействия: энергия мысли и искусство слова.

Методологическуи и теоретическ.ух базу исследования составили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в которых разработано учение о роли литературы и печати в жизни общества, о всеобщей связи явлений действительности, об отражательном характере творчества. В произведениях основоположников марксизма-ленинизма заложена прочная основа для научного понимания диалектики развития, содержания и назначения публицистики, определены главнейшие закономерности взаимодействия личности и общества, раскрыты пути формирования социалистического типа личности. Первостепенное значение имели материалы ХХУП съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК партии, материалы и резолюции XIX Всесоюзной партконференции, а также постановления партии и Советского государства по вопросам деятельности средств массовой информации и развития социалистической культуры, литературно-художественного творчества, представляющие собой концентрированное выражение стратегического курса на ускорение социально-эконрмического развития страны и открывающие исследователям необходимую историко-политическую перспективу, дающие методологически важные точки опоры для постановки и решения насущных задач совершенствования публицистического и литературного творчества.

При выполнении исследования использованы также труды публицистов ленинской школы, выдающихся-деятелей русской культуры я науки: В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.Г.Чер-: шевского, Д.И.Писарева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова и др.

Теоретическая и методологическая основа диссертации базируется на диалектико-материалкстическом методе и его важнейших принципах - историзме, партийности, народности, единстве содержания и формы, анализа и синтеза. В исследовании применяются системный и сравнительно-типологический методы литературоведческого анализа, единство которых позволяет рассматривать каждое явление в его развитии и взаимосвязях.

Естественно# что рассматриваемые в диссертации вопросы исследуются в тесной связи с общими теоретическими и прикладными проблемами партии, с богатой практикой средств массовой инфор-

_ 9 -

мации, Научный подход к решению проблемы на современном уровне предполагает широкое использование выводов смежных наук: марксистско-ленинской философии и эстетики, психологии, социологии, литературоведения и др. для всестороннего исследования.

Комплексны!» характер исследования потребовал обращения автора диссертации к работам видных советских itaocotfoB и гси-хологов: В.С.Еиблера, А.А.Водалева, Л.С.Выготского, Б.М.Кедрова, И.С.Кона, В.П.Кузьмина, Н.Д.Левитова, Э.С.Маркаряиа, В.Н.Мяси-щева, А.Г.Спиркина, В.И.Толстых и др.

Особую ценность для подготовки диссертации имели работы литературоведов Л.А..Аннинского, М.М.Бахтина, Б.С.Бугрова, Ю.Г. Буртина, Г.И.Вязовского, И.А.Дедкова, Л.Ф.Ь'риова, Д.С.Лихачева, А.И.Овчаренко, В.В.Фащенко и др., кто так или иначе обращался к обозначенные в этоА работе проблемам.

При разработке диссертационное темы автор обращался к работам ведущих советских ученых, исследующих общие закономерности развития публицистики и лит* ;.; туры, связь публицистики с политикой и идеологией, параметри эффективности и действенности, ?*асгерсгва и другие вопросы. Огромнуо помощь составили автору диссертации, в частности, труды Ф.И.Агэамова, М.К.Барманкулова, А.Ф.Бережного, Е.А.Блажнова, В.Г.Булацкого, Р.Г.Бухарцева, Г.И.Вартанова, В.С.Ваколюка, С.М.Гуревича, Б.И.Есина, А.В.Запа-дова, Я.Н.Засурского, В.А.Качкана, Ю.А.Крикунова, Э.А.Лазаревич, А.Г.Менделеева, В.А.Моисеева, А.3.Москаленко, а,Ф.Ненашева, В.Д. Пальта, А.Г.Погрибного, Д.М.Прилюка, К.И.Пронина, В.А.Рубана, АІ.И.Скуленко, Б.В.Стрельцова, В.М.Теллюка, А.А.Тертычного, М.Е. Тикоцкого, В.В.Ученовой, П.М.Федченко, М.С.Черепахова, В.А. Шандры, Ю.Г.Шаповала, М.В.Шкондина, В.В.Яковлева и др.

Источник ледческой базой диссертации является литературно-публицистический материал 80-х годов центральной и республиканской газетно-журнальной периодики, отдельные книги, сборники и статьи публицистов. В работе использованы личные наблюдения автора над практикой журналистской работы, его переписка с писателями С.Баруздиным, И.Васильевым, Г.Гулиа, В.Коньяковім, А.Шавкутой, поэтами И.Волобуевой, 5.Гариным, И.Неверовым, Б.Нечердой, Б.Укачиньм. Значительную помощь в выработке концепции исследования оказали записи, воспоминания, письма видных публицистов - ЕДороша, В.Овечкииа, Г.Радова, И.Васильева,

А.Аграновского, ДО.Черниченко и др.

Практическая, ценность диссертации определяется тем, что изучение автором проблем теории и практики творческих процес-* сов в публицистике и литературе может оказать помощь публицистам, журналистам и писателям, редакционным коллективам в дальнейшем совершенствовании форм и методов идеологической работы, пропагандистской деятельности средств массовой информации. Выявленные и рассмотренные закономерности, тенденции и факторы продуктивно-творческой интеграции публицистики и литературы могут стать практическим руководством в творчестве мастеров слова, в деятельности редакций газет, журналов, издательств, радио и телевидения. Материал, изложенный в диссертации, можно, такие использовать в учебном процессе при подготовке специалистов в области журналистики и филологии, при составлении учебных пособий по этим дисциплинам.

Основные положения диссертации апробированы при чтении курсов "Актуальные проблемы современной литературы и искусства" на отделении журналистики Одесской высшей партийной школы, "История русской советской литературы" и "Современная советская литература", специального курса "Публицистика как вид литературного творчества" на филологическом факультете Одесского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.И.И.Мечникова, "Теория и практика средств массовой информации" на отделении журналистики Киевской ордена Октябрьской Революции высшей партийной юколы, на всесоюзных и республиканских научно-практических конференциях, на постоянно действующих курсах при областных комитетах партии в Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне, Сумах, Черновцах, Ужгороде, Кировограде, Виннице и др., в многочисленных редакционных коллективах. По теме изданы книги, учебные пособия, научные статьи, выступления в периодической печати, получившие одобрение в рецензиях и в обсуждениях на научных конференциях.

Структура диссертации подчинена потребностям последовательного раскрытия изучаемой проблемы. Работа состоит из введе ния, трех глав, заключения и библиографического указателя. Обяем диссертации - 343 страницы машинописного текста.