Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Заватская Ирина Викторовна

Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина
<
Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заватская Ирина Викторовна. Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина : диссертация... канд. филол. наук : 10.01.10 Краснодар, 2007 193 с. РГБ ОД, 61:07-10/1258

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление творческой личности М.К.Седина 17

1.1 Специфика литературно-журналистского процесса в Кубанской области начала XX века 17

1.2 Первые литературные опыты М.К.Седина 29

1.3 Первые журналистские опыты М.К. Седина 41

Глава 2. Роль М.К.Седина в развитии кубанской журналистики 1915-1918 гг .

2.1 Журнал «Прикубанские степи» в контексте кубанской периодики периода Первой мировой войны 55

2.2 Литературно-публицистическая деятельность М.К.Седина в журнале «Прикубанские степи» 78

2.3 Редакторская деятельность М.К.Седина в 1917-1918 гг 97

2.4 Посмертная судьба творческой личности М.К.Седина 108

Заключение 119

Библиографический список 125

Приложение 159

Введение к работе

Актуальность исследования связана с тем, что исследование и анализ регионального компонента, отраженного в судьбах отдельных творческих личностей, связавших свою жизнь с редакторской и журналистской деятельностью, представляет собой важный и все еще находящийся в стадии разработки аспект в изучении истории отечественной журналистики.

Важность данного аспекта понималась еще в начале двадцатого столетия статистиками и историками, занимавшимися исследованием проблем развития культуры той или иной области, края или губернии.

В этом контексте своего рода программной можно считать речь, произнесенную 21 октября 1910 года Федором Андреевичем Щербиной на годовом собрании членов Общества любителей изучения Кубанской области. Свое выступление он озаглавил «Темы для изучения Кубанской области», а полный текст его был опубликован два года спустя в V выпуске «Известий ОЛИКО» (1912).

Выдающийся кубанский историк обозначил ключевые моменты, которые можно легко экстраполировать как на изучение общей картины становления кубанской журналистики начала двадцатого века, так и на анализ творческой манеры ряда наиболее заметных журналистов в контексте общественной жизни эпохи:

«Какими материалами может воспользоваться любитель изучения Кубанского края при разработке этой темы?

Прежде всего - периодическими изданиями и, преимущественно, газетами. Одним статистическим учетом по области количества получаемых населением газет местных и столичных, с подразделением их на группы по направлению, можно с достаточной точностью наметить как общий размах движения, так и характерные его особенности. Наибольшим потреблением газет со стороны населения в известных пунктах определятся центры

умственного движения; в преобладании газет определенного типа и направления - прогрессивных над консервативными, или, наоборот, выразятся господствовавшие в области течение мысли и самосознания; распределением подписчиков на газеты по сословиям или общественному положению выяснится руководящая роль известных групп и т.п.

Но если от общей физиономии газет перейти к важнейшим их отделам, соединить статистический их учет с описательными приемами, выделить, положим, хотя бы передовые статьи с подразделением их на группы по основным темам газетной публицистики, тогда получится более конкретная и яркая картина тех отдельных звеньев, из которых сложилось все умственное движение»1.

Изучение проблем истории региональной журналистики органично соотносится с быстро развивающейся в последние десятилетия исторической дисциплиной, получившей наименование «локальной истории», которая пересматривает традиционные подходы к так называемым региональным или местным проблемам и к историческому краеведению, которое долгое время считалось не вполне научной дисциплиной.

Изучение истории региональной журналистики (как творчески активного локального сообщества) с этой точки зрения более чем наглядно отвечает задачам локальной истории.

Детальный анализ исторических микросистем не просто восстанавливает причинно-следственные связи в локальной истории, но и позволяет увидеть специфику взаимодействия условного разделения «большой» и «малой» истории. Локальная история уделяет пристальное внимание изучению «микросообществ», то есть людей, активно проявивших себя в том или иной историческом отрезке и оставивших свой след в истории данного региона.

1 Лучинский Ю.В. Актуальные проблемы изучения и преподавания региональной журналистики. Aktuelle Fragen des Studimus und des Unterrichts der Regionaljournalistik// Модернизация журналистского образования: Moderniesierung der Journalistenausbildung: Сб. научн. трудов II Под ред. В.Д'Инки и А.Г.Беспаловой. Свободный российско-германский институт публицистики. Ростов н/Д., 2006. С.117.

Поэтому наряду с локальной историей, которую можно воспринимать «как своего рода реакцию на глобальные, а по сути своей, упрощенные схемы «большой» истории, в которой специфика региона просто игнорируется», на первый план в изучении региональной журналистики выдвигается «микроистория», связанная с изучением судьбы отдельного человека, которую можно считать прецедентной для понимания той или иной эпохи.

Профессор Ю.В. Лучинский, описывая комплексный подход к изучению кубанской периодики, наряду с анализом языковых особенностей и жанровых аспектов региональной журналистики, делает акцент «на разработку и написание творческих биографий деятелей, связанных с историей кубанской журналистики»1.

Выбор в качестве темы настоящего диссертационного исследования творческой личности Митрофана Карповича Седина (1861 - 1918), фигуры ставшей для Кубани знаковой в виду ряда политических и исторических причин, приобретает особое звучание в связи с тем, что, помимо прецедентности его журналистской судьбы для истории кубанской журналистики, возникает настоятельная необходимость пересмотра сложившихся и далеких от реальности стереотипов в интерпретации данной личности, созданных в середине двадцатого века.

Творческое наследие этого яркого журналиста, редактора, публициста и литератора осталось практически неизученным в связи с тем, что сам Седин, которого можно было бы назвать «кубанским Горьким», стал объектом мифологизации, что в свое время закрыло путь к непредвзятому исследованию его журналистских и литературных текстов, а также к рассмотрению их идеологической составляющей вне предложенных партийных догм.

1 Лучинский Ю.В. Актуальные проблемы изучения и преподавания региональной журналистики. Aktuelle Fragen des Studimus und des Unterrichts der Regionaljournalistik II Модернизация журналистского образования: Moderniesierung der Journalistenausbildung: Сб. научн. трудов II Под ред. В.Д'Инки и А.Г.Беспаловой. Свободный российско-германский институт публицистики. Ростов н/Д., 2006. C.117.

Достаточно сказать, что произведения М. К.Седина ни разу не переиздавались после его смерти, за исключением небольших фрагментов, опубликованных в журнале «Кубань» к юбилейной дате.

Тем не менее, художественное, публицистическое, редакторское наследие М.К. Седина является достаточно важной составной частью журналистики Кубанской области.

Как известно, по роду занятий писатель-самородок М.К. Седин, ставший впоследствии незаурядным журналистом и редактором, был кузнецом, и считался одним из самых талантливых представителей этого цеха на Кубани, неоднократно получая престижные профессиональные премии.

М.К. Седин, как известно, обладал многими талантами. Он был неравнодушен к театру и, помимо занятий драматургией, активно участвовал в создании первого Рабочего театра в Екатеринодаре. Не имея профессионального музыкального образования, он неплохо играл на скрипке и одно время даже служил регентом церковного хора.

Процесс становления М.К. Седина как журналиста, литератора и публициста пришелся на период становления частной прессы в Кубанской области, который, в свою очередь, совпал с введением Временных правил повременной печати от 24 ноября 1905 года. Его первые литературные и журналистские работы увидели свет на страницах газеты «Кубань», ставшей своеобразной кузницей «кадров» для зарождавшейся кубанской журналистики.

Естественно, что в период общей политизации общества начинающий автор затрагивал такие злободневные проблемы, как взаимоотношения казаков и иногородних в Кубанской области, а также пересмотр истории заселения Кубани запорожскими казаками в конце XVIII столетия.

Увлеченность казачьей тематикой органично (в связи с историей заселения Кубани выходцами из Запорожской Сечи) совпала с украинофильскими симпатиями, нашедшими отражение в специфике

используемого им в журналистских и литературных произведениях языка. Тексты М.К. Седина пестрят украиноязычными заимствованиями и диалектными выражениями, что придает своеобразный колорит его писательской манере.

Несколько позже М.К. Седина увлекли идеи борьбы за профессиональные, экономические и политические права рабочих, а также необходимость повышения интеллектуального уровня рабочей среды. В этом контексте он подчеркивал важность своевременного решения женского вопроса, который тесно связан с положением женщины-труженицы на фабриках и заводах.

События Первой мировой войны повлияли на формирование личности Седина-редактора, что стало новым этапом в его творческом развитии. Создание журнала «Прикубанские степи» определило дальнейшее направление журналистских устремлений Седина, а также его место в кубанской периодике своего времени.

Левая ориентация журнала не раз становилась поводом для политических преследований главного редактора, что, в свою очередь, и привело его в лагерь большевиков в период революционного подъема.

К сожалению, трагическая гибель Седина в начале гражданской войны не позволила продолжить ему редакторскую деятельность, связанную с выпуском таких газет, как «Рабочий и солдат» и «Революционный фронтовик».

Степень научной разработанности проблемы. Стоит отметить, что количество работ, посвященных личности М. К. Седина, явно недостаточно. Впрочем, остается пока еще малоизученным и пласт кубанской журналистики интересующего нас периода, что связано, с одной стороны, с известной политизацией историко-журналистских работ, затрагивавших данную тематику, а с другой стороны, с недостаточным вниманием к истории региональной прессы, не попадавшей под категорию большевистских и революционных периодических изданий.

Поэтому до сих пор сохраняют свою значимость работы известного кубанского библиографа и историка прессы Б. М. Городецкого. В частности, важным источником для изучения кубанской периодики конца XIX и начала XX веков является «Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе»1, впервые опубликованный в виде доклада в 1913 году в «Известиях Общества любителей изучения Кубанской области». В нем, опираясь на справочно-библиографические материалы, он емко и достаточно детально рассмотрел ставропольскую, кубанскую и терскую печать конца XIX - начала XX веков.

Итоговая справочно-библиографическая работа Б. М. Городецкого «Периодика Кубанско-Черноморского края» , вышедшая в 1927 году, по сути, является единственным обобщающим трудом, посвященным истории кубанской журналистики рассматриваемого периода.

Важными работами по истории и типологии региональной прессы России являются монографии и статьи таких ученых, как Г. В. Антюхин, Е.В. Ахмадулин, А.К. Бобков, Е.Е. Воронцова, Н.В. Жилякова, А.И. Кондратенко, Л.Е. Кройчик, К.М. Мартыненко, Ю.Л. Мандрика, О.И. Лепилкина, Ю.В. Лучинский, Л.С. Любимов, В.В. Пугачев, А.И. Станько .

Возросший интерес к истории региональной печати доказывается переизданием в 2006 году монографии А.И. Станько «История журналистики Дона и Северного Кавказа» в Ростове-на-Дону, а также появлением коллективных сборников, таких, как «Российская провинциальная частная газета» под редакцией Л.Е. Кройчика и Ю.Л. Мандрики в Тюмени, «Книжное дело на Северном Кавказе: история и современность» под редакцией А.И.

1 Городецкий Б.М. Очерки развития русской периодической печати на Северном Кавказе. Екатеринодар,
1913.

2 Городецкий Б.М. Периодика Кубанско-Черноморского края (1863-1925). Краснодар, 1927.

3 Ахмадулин Е.В. Формирование системы легальной печати Кубани // Типологическое развитие
журналистики. - Ростов н/Д., 1993; Есин Б.И. Проблемы методологии и методики изучения местной
дореволюционной печати// Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д,
1983; Корнилов Е.А. Советская печать Дона и Северного Кавказа 1917-1925гг. Ростов н/Д., 1984; Лучинский
Ю.В. Кубанская печать и цензура: 1900-1905 гг.//Журналистика: историко-литературный контекст.
Краснодар, 1999; Лучинский Ю.В. А. Пресса Кубанской области и Черноморской губернии в 1914 году:
Сб.статей// Под ред. А.И.Слуцкого. Книжное дело на Северном Кавказе: история и современность. Вып.З.
Краснодар, 2005. С. 184-193; Станько А.И. Журналистика Дона и Северного Кавказа. Ростов н/Д., 1990.

Слуцкого в Краснодаре, «Журналистика: историко-литературный контекст» под редакцией Ю.В. Лучинского в Краснодаре, «і-формат. Журналистика провинции» под редакцией О.И. Лепилкиной в Ставрополе. Немаловажным аспектом в изучении региональной журналистики стали работы санкт-петербургского исследователя Н.Г. Патрушевой, посвященные деятельности Кавказского цензурного комитета.

Все вышеуказанные работы позволяют уточнить общие концептуальные моменты, связанные с типологией развития региональной печати на определенных этапах исторического развития, а также заполнить имеющиеся лакуны в изучении локальной прессы.

Однако вопрос систематизации регионального медийного пространства и связанная с ним проблема описания журналистских персоналий далеко не исчерпана и требует дальнейших исследований.

Первую попытку описать жизнь и деятельность М.К. Седина и его семьи в годы революционного подъема предпринял К. Катаенко в своей книге «Седины»1, написанной в 1956 году и сохранившей все атрибуты своего времени.

Спустя год эстафету исторической реконструкции биографии М.К. Седина сделала его дочь - Анастасия Митрофановна. В духе «оттепели» она описала основные моменты биографии своего отца по канонам принятой в то время мемуаристики. И в дальнейшем A.M. Седина активно разрабатывала данную тему, что в определенной мере препятствовало объективному освещению роли М.К. Седина в культурной и политической жизни Кубани начала XX века. Эту тему она начала в книге «Страницы из истории рабочего движения на Кубани» и продолжила в монографиях «Прикубанские степи» и «Митрофан Седин»4.

1 Катаенко К.Ф. Седины. Краснодар, 1956.

2 Седина A.M. Страницы из истории рабочего движения на Кубани (1910-1916). Краснодар, 1961.

3 Седина A.M. Прикубанские степи. Краснодар, 1957.

4 Седина A.M. Митрофан Седин. Краснодар, 1965.

Еще один исследователь личности и творчества М.К. Седина - СМ. Тарасенков, выпустивший в 1972 году монографию «Митрофан Седин и его произведения»1. Обратившись к творчеству Седина в 1964 году, этот ученый многое сделал для восстановления исторических фактов, связанных с фигурой писателя. Однако в поле внимания СМ. Тарасенкова почти не попала журналистская и редакторская деятельность.

Но воспоминания дочери М.К. Седина, как и труды К. Катаенко и СМ. Тарасенкова не могут служить полноценной доказательной базой, так как с годами многие важные события и их интерпретация неизбежно подверглись идеологическому искажению, что было связано существовавшими партийными клише.

Личность М.К. Седина заинтересовала также таких кубанских краеведов, как Н.Ф. Веленгурин и В.П. Бардадым. Многие факты, приведенные ими, позволили более масштабно оценить личность М.К. Седина. Однако научная составляющая их работ переплетается с авторскими размышлениями и художественными отступлениями, что переводит эти исследования в разряд научной публицистики.

Отдельные публикации к очередным юбилейным датам на страницах кубанской периодики позволяют уточнить некоторые моменты в творческом наследии М.К. Седина, но не решают вопроса о системном описании его личности в истории региональной журналистики.

Объектом исследования является литературная, журналистская, редакторская деятельность М.К. Седина в контексте развития кубанской журналистики начала XX века.

Тарасенков СМ. Митрофан Седин и его произведения. Краснодар, 1972. 2 Веленгурин Н.Ф. Организатор рабочего журнала на Кубани // Кубань. № 2.1982. С.78.; Веленгурин Н.Ф.

Организатор первого рабочего журнала// Веленгурин Н.Ф. Пути и судьбы: Литературные очерки.

Краснодар, 1988. С.76-114. Веленгурин Н.Ф. Южная соната. Краснодар, 1979. 3 Бардадым В.П. Его горячее сердце // Советская Кубань. 15 ноября. 1975. С.4.; Бардыдым В.П. Внук

Митрофана Седина // Комсомолец Кубани. 30 июля. 1976. № 155. С.4.; Бардыдым В.П. Литературный мир

Кубани. Краснодар, 1999; Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре. - Краснодар, 1992.

Предмет исследования составили журналистские и литературные тексты самого М.К. Седина, а также издательская модель редактируемого им журнала и газет.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, таких, как А.И. Акопов, Е.В. Ахмадулин, Б.И. Есин, Я.Н. Засурский, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилов, А.А. Тертычный. Их разработки, выводы и рекомендации позволили сформулировать концептуальную базу нашего исследования.

Источниковую базу диссертации составили материалы Государственного архива Краснодарского края, отдела редких книг краевой библиотеки им.А.С.Пушкина, документы Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, материалы Центра документации новейшей истории Краснодарского края, а также мемуарная литература, посвященная личности М.К. Седина.

Целью данного исследования является полномасштабное изучение творческой биографии М.К. Седина, включенное в общий контекст истории журналистики Кубани начала XX века.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

- определить основные этапы творческого пути М.К. Седина, включая
журналистскую, литературную и редакторскую деятельность;

подробно описать журналистскую и литературную составляющие творчества М.К. Седина;

показать взаимосвязь журналистской и редакторской деятельности М.К. Седина с политическими и социокультурными процессами эпохи;

ввести в научный оборот архивные данные, ранее не описанные в специальной литературе.

Методологическая основа. Методы исследования включают в себя историко-типологический подход, сравнительно-сопоставительный и контекстуальный анализ.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:

Предмет исследования составили журналистские и литературные тексты самого М.К. Седина, а также издательская модель редактируемых им журнала и газет.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, таких, как А.И. Акопов, Е.В. Ахмадулин, Б.И. Есин, Я.Н. Засурский, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилов, А.А. Тертычный. Их разработки, выводы и рекомендации позволили сформулировать концептуальную базу нашего исследования.

Источниковую базу диссертации составили материалы Государственного архива Краснодарского края, отдела редких книг краевой библиотеки им.А.С.Пушкина, документы Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, материалы Центра документации новейшей истории Краснодарского края, а также мемуарная литература, посвященная личности М.К. Седина.

Целью данного исследования является полномасштабное изучение творческой биографии М.К. Седина, включенное в общий контекст истории журналистики Кубани начала XX века.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

определить основные этапы творческого пути М.К. Седина, включая журналистскую, литературную и редакторскую деятельность;

подробно описать журналистскую и литературную составляющие творчества М.К. Седина;

показать взаимосвязь журналистской и редакторской деятельности М.К. Седина с политическими и социокультурными процессами эпохи;

ввести в научный оборот архивные данные, ранее не описанные в специальной литературе.

Методологическая основа. Методы исследования включают в себя историко-типологический подход, сравнительно-сопоставительный и контекстуальный анализ.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:

1) проведена системная переоценка творческой личности М. К. Седина
на фоне описания историко-типологических трансформаций, имевших место
в кубанской прессе начала XX века;

2) детально исследованы культурно-политические причины,
повлиявшие на создание таких изданий, как «Прикубанские степи»,
«Прикубанская правда», «Рабочий и солдат», «Революционный фронтовик»;

3) установлен ряд новых фактов, проясняющих особенность
творческой личности М.К. Седина как редактора, журналиста и литератора, в
частности, доказано, что М.К. Седин являлся редактором газеты
«Революционный фронтовик», выходившей в 1918 году на станции
Тихорецкой.

4) доказано авторство М.К. Седина в написании таких произведений,
как пьеса «Поповская правда», а также ряда стихотворений,
незафиксированных в традиционной библиографии М.К. Седина.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в комплексном изучении биографии творческой личности М.К. Седина и редактируемых им периодических изданий, ставших составной частью журналистского процесса в Кубанской области начала XX века и отразившего сущностные характеристики эпохи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы в университетских программах по журналистике, таких, как «Региональное информационное пространство», «История отечественной журналистики» и в спецкурсах «История кубанской журналистики», «Дисциплина специализации».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие частной прессы на Кубани совпало с общим подъемом революционного движения 1905-1907 годов, что определило типологические особенности периодических изданий данного периода.

  1. Первые литературные опыты М.К. Седина пришлись на период отсутствия независимой прессы в Кубанской области, и поэтому они не получили выход на широкую читательскую аудиторию.

  2. Начало журналистской биографии М.К. Седина пришлось на период становления частной прессы на Кубани и в тематическом плане совпало с основными тенденциями журналистики этого времени, воплотившегося в издательской модели таких газет, как «Заря», «Кубанская жизнь», «Кубань», «Жизнь Северного Кавказа», что способствовало популярности его текстов и развитию его творчества в литературно-журналистском аспекте.

  3. События Первой мировой войны резко изменили лицо кубанской журналистики и повлияли на решение М.К. Седина издавать собственный журнал «Прикубанские степи».

  4. Кризис 1917 года укрепил социал-демократические взгляды М.К. Седина и привел его как редактора к участию в революционном движении.

Апробация основных положений работы. Основные положения диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-теоретических конференциях в Краснодаре, Воронеже, Санкт-Петербурге. Отдельные аспекты работы публиковались в различных научных изданиях по истории журналистики. Основные результаты исследования внедрены в курсы «Регионально-информационное пространство» и «Теория и практика СМИ», читаемые в Кубанском государственном университете.

Хронологические рамки диссертации учитывают динамику развития творческой личности М.К. Седина и включают в себя период с 1899 года, когда появилась первая пьеса автора, по август 1918 года - время редакторской работы на станции Тихорецкой и трагической гибели, а также 1960-е годы, связанные с попыткой популяризации имени М.К. Седина.

Структура работы. Структура диссертации «Редакторское и журналистское наследие М.К. Седина» определяется указанными задачами и особенностями предмета исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 443 источников и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается ее значимость, определяются цель и задачи работы, приводятся положения научной новизны и дается оценка практической значимости работы, информация об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава «Становление творческой личности М.К. Седина» состоит из трех разделов.

В первом разделе «Специфика литературно-журналистского процесса в Кубанской области начала XX века» рассматривается становление частной прессы в данном регионе, а также основные тенденции развития литературно-публицистического процесса на Кубани.

Во втором разделе «Первые литературные опыты М.К. Седина» рассматривается начало творческой деятельности уроженца города Ейска Митрофана Карповича Седина, которое пришлось на 1890-е годы. Он обдумывает сюжеты на казацкие темы, записывает воспоминания казаков. Среди близких по духу авторов он числил Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Шевченко и Островского, у которых Седин не раз заимствовал сюжетные линии, перерабатывая и подстраивая их к местным нравам.

В 1903 году М.К. Седин с семьей переехал в Екатеринодар, где у него появилась возможность ознакомиться с архивными данными. Полученные сведения, вместе с записями рассказов из истории «далекой старины», послужили материалом для создания художественных произведений, связанных с историей казачества, в частности, пьесы «Косолап. Атаман войска Азовского», изданной 1903 году в типографии И.Ф. Бойко.

В третьем разделе «Первые журналистские опыты М.К. Седина» рассматривается период в жизни литератора после его переезда в Екатеринодар. Он задумал написать очерки об исторических деятелях Кубани - Кухаренко, Завадовском, Матвееве и др. Его творческие интересы совпали с появлением частной периодики в Кубанской области. Вокруг газеты «Кубань» стал формироваться круг литераторов и публицистов,

печатавших произведения на историческую тематику. С этим кругом сблизился и Седин.

Вторая глава «Роль М.К. Седина в развитии кубанской журналистики 1915-1918 гг.» состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Журнал «Прикубанские степи» в контексте кубанской периодики периода Первой мировой войны» рассматривается изменение ситуации в российской и кубанской печати с началом военного противостояния Антанты и Тройственного Союза. Именно в это время у М.К. Седина зародилась идея издавать свой журнал «Прикубанские степи».

Во втором разделе «Литературно-публицистическая деятельность М.К. Седина в журнале «Прикубанские степи»» подробно рассматривается журналистский вклад Седина в становление содержательной части данного издания. Так, в первом номере журнала он публикует написанную в лермонтовской стилистике «Колыбельную песню», которую сразу стали распевать рабочие.

Во втором номере в 1916 году появились стихотворение «Старый рабочий» и быль «Подрядчик», в третьем номере - рассказ «Из воспоминаний рабочего», в номере одиннадцать - репортаж «Мы и они», в котором М.К. Седину удалось создать эффект присутствия в духе Эрвина Киша.

В № 16 за 1916 год М.К. Седин, сам бывший участник рабочего театра, поднял вопрос о работе этих театров в плане решения культурно-просветительных задач и просил режиссеров быть крайне строгими к выбору пьес. После февральского переворота 1917 года девятый номер журнала «Прикубанские степи» вышел с тремя статьями М.К. Седина: «Прошлое и настоящее», «Впечатления» и «Катехизис наших дней», причем в статье «Прошлое и настоящее» автор провел параллель между событиями 1825 и 1917 годов, а в статье «Катехизис наших дней» обозначил новые задачи рабочего класса в условиях нарастающей революции.

16
« В третьем разделе «Редакторская деятельность М.К. Седина в 1917 -

1918 гг.» анализируются последние два года его журналистско-редакторской деятельности, ставшие самым сложным этапом в жизни Седина. Работа в газете «Прикубанская правда», редактирование таких изданий как «Революционный фронтовик» и «Рабочий и солдат», публикации в «Известиях Кубанского Областного Исполнительного Комитета и Екатеринедарского Совета Народных депутатов».

Четвертый раздел посвящен посмертной судьбе творческой личности М.К. Седина. Как известно, новая идеологическая эпоха нуждается в собственном наборе объектов мифологизации, при помощи которых в массовом сознании закрепляются идеалы и символы этой эпохи. Советская эпоха нуждалась в собственных идолах. Деятельность, а тем более, трагическая смерть М.К. Седина также послужили поводом его «канонизации».

В заключении отражены результаты диссертационного исследования,
а также намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
» В приложении приведены произведения М.К. Седина,

опубликованные в журнале «Прикубанские степи», для сравнения дан 10 (11) номер вышеуказанного издания, который вышел под данной нумерацией два раза, продемонстрирован 1 номер газеты «Прикубанская правда».

»

Специфика литературно-журналистского процесса в Кубанской области начала XX века

В начале XX века Кубанская область относилась к числу относительно спокойных окраин Российской империи. Политическая и культурная жизнь Екатеринодара развивались стабильно, без каких-либо потрясений и волнений.

Что касается периодической печати, то в это время на территории Кубанской области выходила лишь одна газета «Кубанские областные ведомости». «Это издание, основанное в 1863 году, как газета областной администрации, типологически соответствовала «Губернским ведомостям», со всеми достоинствами и недостатками данной издательской модели»1.

Если до 1905 года запросы читателей Кубанской области могла удовлетворить газета «Кубанские областные ведомости», то после русско-японской войны первой российской революции «информационный голод» ощущался все сильней.

Попытки открытия частных изданий неоднократно возникали и до 1905 года. Но на все подобные просьбы администрация Кубанской области отвечала категорическим отказом. «Жесткая регламентация издательского процесса и редакционной деятельности исключала возможность существования легальной свободной печати, а цензура активно воздействовала на развитие прессы»2.

Отказ администрации объяснялся тем, что любое частное периодическое издание может привести к нарастанию революционной ситуации в регионе. щ О специфике ситуации в Кубанской области свидетельствует тот факт, что в XIX столетии в Екатеринодаре появилась лишь одна частная газета «Кубань», которую начал издавать купец Н.Г. Мойсеенко в 1882 году. Это периодическое издание просуществовало три года, в течение которых редактор довольно часто получал административные взыскания, а сама газета выходила с большими перерывами. В итоге судебный иск привел к закрытию газеты «Кубань».

С началом русско-японской войны вырос поток информации. Спрос на нее увеличился, но официальная печать, в силу односторонности подачи новостного блока, не могла полностью удовлетворить запросы читателей. Роль главного распространителя сведений для прессы выполнили телеграммы Российского Телеграфного и Торгового Агентства. Вслед за ними возникли телеграфные бюллетени, которые охотно раскупались читателями.

Впервые в Екатеринодаре владелец собственной типографии Иван Федорович Бойко стал издавать телеграфные бюллетени, в которых кроме официальной информации печатал частные и торговые объявления. Большой доход от продажи телеграфных бюллетеней явился одним из основных факторов возникновения ряда издательств подобного рода периодических изданий в Анапе, Армавире, Ейске и Майкопе.

«Издание телеграфных бюллетеней, которые практически не подвергались цензурным преследованиям, стало важным подготовительным этапом формирования независимой периодической печати в Кубанской области. Кубанские типографы получили начальный опыт редакторско издательской деятельности, быстро расширили издательскую модель телеграфных бюллетеней, включив в нее рекламно-справочный отдел, а отбором информации (телеграмм) для публикаций смогли обозначать свою позицию в усилившемся общественном противостоянии»1. 17 октября 1905 года был обнародован Высочайший манифест о даровании свобод и спустя почти месяц, 24 ноября, вышли «Временные правила о повременной печати», в которых отменялась предварительная цензура и соответствующие ей административные взыскания.

Провозглашение Высочайшего манифеста и невиданный прежде общественный подъем послужили толчком для развития частной прессы в Кубанской области.

Так, в 1904 году московский титулярный советник Михаил Фролович Филиппов просил разрешения на издание новой ежедневной газеты «Кубань». И уже 1 октября 1905 года в Екатеринодаре стала издаваться частная «небольшая газетка «Кубань» .

В декабре 1905 года в «Кубани» произошла смена редактора. Михаил Фролович Филиппов передал руководство газетой своему младшему брату Алексею Фроловичу Филиппову, хотя некоторое время обязанности редактора исполнял также и Андрей Дмитриевич Торопов.

В справке Областного жандармского управления говорилось следующее:

«Кроме официального органа печати «Кубанских Областных Ведомостей» в городе Екатеринодаре с 1 октября минувшего года издается небольшая газетка «Кубань», и в Черноморской губернии «Черноморское побережье». «Кубань» за свое существование (короткое) еще не успела обрисоваться в своем направлении; не будучи многим знакома и не успевши получить широкого распространения, она не могла сыграть какой-либо роли в политическом движении последних трех месяцев минувшего года. В первые полутора месяца своего существования газета эта была неустойчива и колебалась между консервативным и либеральным направлением, а затем, когда дела ее пошли плохо сразу переменила тон и стала на точку зрения крайних партий.

Первые журналистские опыты М.К. Седина

После 1905 года в Екатеринодаре значительно возросло количество частных изданий. Одна из них была газета «Кубань». Именно там образовался круг публицистов, печатавших свои произведения на политические и исторические темы.

В письме В.Г. Короленко в 1914 году М.К. Седин писал, несколько путая со временем даты:

«Труды мои не пропали даром. В 1904 году меня пригласили сотрудничать в местной газете «Кубань», где я писал исторические и бытовые рассказы. Потом я сотрудничал в «Кубанском листке» и в «Жизни Северного Кавказа»1.

Много времени отнимали собственно профессиональные обязанности, тем более, что в кузнечном деле он был одним из лучших в Екатеринодаре. По воспоминаниям друзей, кованные работы М.К. Седина знал весь город и очень многие заказывали ему подкрылечные зонты - «козырьки». Его кузнечные работы были отмечены еще в 1902 году серебряной медалью на сельскохозяйственной выставке.

Первый, кто оценил литературные произведения М.К. Седина, был известный владелец типографии И.Ф. Бойко. Именно он выпустил первую печатную книгу «Косолап. Атаман войска Азовского» в 1903 году, а в его газете «Заря» 2 апреля 1906 года было напечатано первое стихотворение М.К. Седина «Унылые песни «Кошмар»». К сожалению, этот номер газеты не сохранился в краевом архиве и о содержании данного стихотворения стоит лишь догадываться.

20 апреля в газете «Заря» появилось объявление от книгоиздательства И.Ф. Бойко, в котором указывалось, что из печати вышли новые книги таких авторов, как Л.К. Розенберг, И.К. Гордика. Среди них была и книга М.К. Седина «Косолап. Атаман войска Азовского», которую предлагалось купить по 50 копеек. Данное объявление появлялось в течение всего месяца.

Почему же книга, выпущенная в 1903 году, анонсировалась в 1906 году?

Во-первых, цензор мог долгое время не давать разрешение на печать большого тиража, во-вторых, можно допустить, что книга М.К. Седина не раскупалась или, наоборот, тираж ее так быстро разошелся, что И.Ф. Бойко предпринял попытку перепечатки.

А началась журналистская деятельность М.К. Седина в газете Алексея Фроловича Филиппова «Кубань», где в феврале 1906 года были напечатаны «Очерки станичной жизни. Записки алкоголика».

В «Очерках» сплелись сатира и драма. М.К. Седин срывает маски, обнажая ханжество и невежество атаманов, пьянство и распутство чиновников Екатеринодара. По сюжету главный персонаж - урядник Неплюй, перекочевавший из пьесы «На Черномории». От его лица М.К. Седин рассказывает о подробностях жизни казаков и иногородних, атаманов и писарей.

Очерки начинаются с того, что разбогатевший казак решил из своего сына сделать «прежде всего урядника», а потом уже и «хорошего человека».

Сам герой не понимает того, что с ним происходит. За отцовские деньги ему ставят хорошие оценки в училище, за взятку его берут и на работу - писарем в канцелярию. Пьянство и распутство - для главного персонажа подлинные достоинства.

«Бывало соберется хлопцев партия, человек в тридцать, и марш вдоль всей станицы; идем, бывало, кричим, орем, поем песни и безобразим»1.

В этом очерке М.К. Седин вновь обращается к конфликту между казаками и иногородними, тем более, что как иногородний, он сам несколько раз был избит казаками. «Если попадется нам по пути какой-либо иногородец. Хотя бы и старик, мы его непременно отдуем, а то возьмем, да и дегтем голову вымажем.

Пойдет жаловаться станичному атаману, а тот вместо того, чтобы наказать казачьих детей, возьмет да еще его и в кутузку засадит»1.

Когда главный персонаж переезжает в Екатеринодар, его образ жизни не меняется. Пьянство, транжирство, интриганство, дебош - вот его понимание успеха в жизни. Отец даже женит его заочно, привезя жену в город. Но новоявленный муж избивает ее и отправляет обратно в станицу.

Любопытно описание М.К. Сединым развлечений и обычаев горожан. Главный персонаж очерка так характеризует свое любимое место в городе -сад для гуляний «Конкордию», основной приют разврата и пьянства.

«В этот сад ходят всевозможные чиновники, в него ходят офицеры, купцы-толстосумы ... О приказчиках я уже и молчу, потому что этот народ в этом саду, что называется свой. И так, там почти все без исключения пристава всех частей» .

«Очерки» печатались в трех номерах, что давало возможность читателю привыкнуть к персонажу. А Митрофан Карпович с каждой главой делает речь героя все хуже и беднее. Алкоголизм разрушает сознание персонажа - тот забывает слова, путает имена.

Неслучайно у персонажа «Очерков» нет имени, он не может его вспомнить, как и название своей станицы, в которой родился и вырос.

Заканчиваются «Очерки» сценой полного морального разложения главного персонажа, его ничто больше не волнует, ведь он нашел себе единственных друзей, которых ему жаль - поросят в атаманском хлеву, хотя ранее он не знал жалости ни к своим родным и близким, ни к друзьям, ни к коллегам.

Журнал «Прикубанские степи» в контексте кубанской периодики периода Первой мировой войны

18 июля 1914 года в столичной печати был напечатан указ о срочной мобилизации войск, а на следующий день Германия объявила войну России.

«Начало Первой мировой войны, или, как ее называли тогда, «второй отечественной», создало принципиально новую ситуацию как для российской журналистики в целом, так и для журналистики региональной»1.

Тема войны быстро вытеснила со страниц отечественных газет все другие темы. Объявления и местные происшествия, занимавшие прежде большую часть газетной площади, не могли соперничать с корреспонденциями о проправительственных манифестациях, сообщениями с фронта и германофобскими статьями.

«Патриотические чувства в первые месяцы войны перехлестывали через край - на мобилизационные пункты выстраивались очереди, разом прекратились забастовки и антиправительственные выступления...» .

В 1914 году временному генерал-губернатору Кубанской области М.П. Бабычу докладывали о том, что «бывшие смутьяны заняли либо нейтральную, либо лояльную позицию по отношению к власти» . Такую же позицию заняли частные газеты и журналы, выходившие в то время в Кубанской области.

Пропаганда распространилась, дифференцировалась применительно к представителям различных слоев общества. «Возникали газеты, журналы и листовки для крестьян и воинов - вчерашних сельских тружеников. Примитивно, на церковно-приходском уровне эти издания толковали о высоких целях войны, издевательствах «человекоподобных зверей»»1.

Патриотизм первых лет войны успешно корректировался военной цензурой. Первый «Перечень» сведений, которые запрещалось помещать в печати по военным соображениям, вышел 28 января 1914 года. В печать не допускалось все, что касалось формирования воинских частей, ремонтных работ, изменений в вооружении армии и флота.

В него включались все подробности о сборах, боеприпасах, маневрах и т.д. 12 июля 1914 года был утвержден расширенный «Перечень», куда входил новый ряд дополнительных запретов.

За годы войны быстро изменялось общественное настроение жителей городов, станиц и аулов. Если екатеринодарские манифестации 19 и 20 июля 1915 года вызвали патриотический подъем среди разных слоев населения, то уже в апреле 1916 года патриотизм сменился недовольством затянувшейся войной и резко снизившимся жизненным уровнем.

Периодические издания Кубанской области зачастую довольствовались перепечаткой материалов центральной прессы. Та, в свою очередь, ограничивалась пространными рассуждениями о войне. Сведения, которые получала печать через официальные органы, содержали в себе весьма лишь незначительную долю правды.

Именно в это время у М.К. Седина под влиянием военных действий появилась мысль издавать собственную газету «Прикубанские степи».

В мемуарах A.M. Сединой также есть информация о том, что М.К. Седин увидел в армавирской газете «Отклики Кавказа» обращение к читателям, с призывом о пожертвованиях в фонд рабочей печати и, в частности, газеты «Путь правды»:

«Пусть в пожертвовании будут участвовать только те, кто всей душой разделяет мысли газеты, те, кто нога в ногу и рука об руку, сомкнутыми рядами идут к лучшему будущему пролетарского целого, к лучшему будущему всего человечества...» .

Возможно, что именно так у М.К. Седина зародилась идея издавать в Екатеринодаре газету, которую бы финансировали сами рабочие.

Неизвестно по каким причинам М.К. Седин внезапно изменил свое решение и в марте подал прошение на имя начальника области с просьбой разрешить издавать литературно-художественный журнал «Прикубанские степи».

Начальник области генерал М.П. Бабыч не усмотрел ничего предосудительного в прошении и 5 мая 1915 года подписал разрешение. Первый номер журнала «Прикубанские степи» вышел практически через полгода, в воскресенье 15 ноября 1915 года «еженедельный иллюстрированный, литературно-художественный журнал»2.

Это был журнал без обложки, выходивший на 16 страницах, который печатался в типографии И.Ф. Бойко. Удивителен подбор М.К. Седина материалов для данного номера, так как во многом журнал напоминал типичное бульварное издание.

Содержание первого номера соответствовало его литературно-художественной направленности. Такие статьи, как «Предчувствия поручика Л.», «Сон прапорщика Н.», «Предощущение священника О. В-скаго» под общим заголовком «Из мира таинственных предвидений» (автор-поручик Л) носили развлекательный характер - разгадки сновидений, превращающихся в явь.

«На войне, в необычной обстановке напряжения, захвата, волнений, борьбы духа в теле и в вечных испытаниях себя, разлиты бесчисленные намеки, и в снах порою так много тесных соприкосновений с действительностью, что я хотел бы познакомить с ними нашего читателя»3. Что же касается военной тематики, то она не была широко представлена в журнале - на первой странице статья «Потомки запорожцев» о лихих кубанских казаках, которые разгромили и порубили шашками немцев в Прибалтийском крае. А на странице шестой было помещено несколько сообщений о ходе военных действий в Греции и Сербии, причем здесь же автор сообщал:

Редакторская деятельность М.К.Седина в 1917-1918 гг

После двухлетнего выхода журнала «Прикубанские степи» 8 апреля 1917 года вместо данного издания вышел единственный номер газеты «Рабочая газета Прикубанские степи», которую редактировал М.К. Седин.

В 10 номере за 1917 год М. К. Седин, обращаясь к читателям, сообщал:

«К крайнему сожалению, за недостатком бумаги очередной номер журнала не может своевременно выйти в свет. Чтобы не терять связи с товарищами - читателями, редакция решила выпустить несколько раз взамен его газету того же названия. Редакция свидетельствует, что журнал будет выходить своим чередом в том же объеме» .

М.К. Седин еще не знал того, что больше журнал никогда не выйдет. Что же касается газеты «Рабочая газета Прикубанские степи», то первый ее номер оказался и последним.

До того как выпустить газету, М.К. Седин еще 18 марта 1917 года обратился в Екатеринодарский совет рабочих и воинских депутатов с просьбой взять под опеку журнал «Прикубанские степи».

Это объясняется тем, что в первые послереволюционные месяцы страна была ввергнута в хаос, многие государственные институты не работали, и М.К. Седину требовалось заручиться поддержкой городского исполкома.

Однако, спустя несколько месяцев Екатеринодарский совет рабочих и воинских депутатов, большая часть состава комитета которого состояла из эсеров и меньшевиков, станет главным врагом газеты «Прикубанская правда». А в будущем М.К. Седину многие не могли простить обращения к идеологическим противникам.

18 марта на заседании Исполнительного Комитета Екатеринодарский совет рабочих и воинских депутатов постановил: «Отклонить предложение Седина о передаче Е.С.Р.Д. журнала «Прикубанские степи» и организовать свой журнал «Известия Е.С.Р.Д.» в кратчайший срок» .

Через несколько дней М.К. Седину предложили вступить в редакционный состав нового издания - газеты «Прикубанская правда».

Первый номер этой газеты увидел свет 5 мая 1917 года. В этом номере рядом с портретом Карла Маркса была помещена статья «От редакции газеты «Прикубанские степи», в которой указывалось, что «Издание газеты «Прикубанские степи» в связи с требованием момента заменяется газетой «Прикубанская правда» под редакцией и издательством Екатеринодарского комитета Р.С.Д.Р.П.»2.

Здесь же говорилось о главных целях газеты - отвечать требованиям рабочих города Екатеринодара:

«В переживаемый нами момент обострения классовых противоречий и борьбы, когда мы вступили на путь экономической борьбы со своей буржуазией, нечего рабочему искать правды в буржуазной печати, у рабыни своих врагов. Рабочий класс должен иметь свою газету»3.

Кроме того, в статье редакция заявляла о солидарности с петроградской «Правдой», «как с органом Центрального Комитета Р.С.Д.Р.П.» и просила рабочих поддержать газету «как морально, так и материально».

Все подписчики журнала «Прикубанские степи» автоматически стали получать газету «Прикубанская правда».

«Для беспрерывного выпуска газеты рабочие почти всех екатеринодарских предприятий внесли единовременный денежный взнос в фонд создания газеты и приняли решение производить ежемесячные отчисления средств от своей зарплаты на ее содержание»4. Кроме того, распространением газеты занимались все члены Екатеринодарского комитета большевиков, продавая ее на митингах и демонстрациях, принося на заводы и фабрики.

По воспоминаниям П.И. Вишняковой дело обстояло следующим образом: «Принесешь на митинг, кладешь около трибуны, сам говоришь, а газета сама продается и после окончания митинга в шапке всегда больше оказывалось денег, чем газета стоила» .

Данное издание выходило «на четырех страницах формата «Правды» тиражом 6-8, иногда 10 тысяч экземпляров и распространялась не только в Екатеринодаре, но также по станицам, хуторам и аулам всей Кубанской области. Читали ее и трудящиеся Черноморской губернии, Донбасса» .

К сожалению, неизвестно кто исполнял роль главного редактора издания, в выходных данных указывается следующее: «Редактор-издатель -Екатеринодарский комитет Р.С.Д.Р.П.». Но во многих воспоминаниях можно найти следующую информацию о том, что «в состав редакционной коллегии газеты входили М. К. Седин, М. М. Карякин, М. И. Бармин и другие»3.

Интересен тот факт, что уже через неделю, 10 мая на общем собрании Екатеринодарского гарнизона Комитета офицерских, солдатских и казачьих депутатов слушался доклад «об издающейся в г.Екатеринодаре фракцией большевиков газеты «Прикубанская правда»4 и о ее пагубном влиянии как на армию, так и вообще население. Докладчик отмечал, что «в газете армия призывается к прекращению войны и братанию на фронте, недоверию к союзникам и к классовой борьбе» .