Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Эшматов Зафарджон Аскарович

Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения)
<
Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения) Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эшматов Зафарджон Аскарович. Становление и развитие таджикского телевидения (на примере первого канала таджикского телевидения): диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Эшматов Зафарджон Аскарович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2016.- 168 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Cтановление и развитие телевидения в таджикистане

1.1. Особенности функционирования телевидения как средства массовой информации.. 13

1.2. Роль инфраструктуры в решении профессионального кадрового вопроса 31

Выводы 54

ГЛАВА II. Идейно-тематический анализ телевизионных передач

2.1. Идейно-политическая направленность телевизионных программ 57

2.2. Особенности освещения трудовых будней народа в телевизионных передачах 74

Выводы 94

ГЛАВА III. Основные факторы творческих достижений первого канала таджикского телевидения периода независимости

3.1. Проблемы и перспективы развития Первого канала таджикского телевидения 97

3.2. Взаимодействия телевидения и периодической печати в условиях независимого развития страны . 121

Выводы... 139

Заключение 141

Библиография 148

Введение к работе

Актуальность темы. В истории развития средств массовой информации появление телевидения стало значимым событием и важным явлением в жизни общества. За короткое время своего существования телевидение, благодаря своим беспорным преимуществом вошло в систему СМИ, превратилось в действенное средство информированния масс.

В современном мире телевидение занимает особое место и играет важную роль в объективном отражении события в мире. Тысячи телевизионных станции, десятки космических спутников функционируют, чтобы обеспечить бесперебойную подачу информации для всех жителей земли. Космическая связь сделало телевидение мощным орудием пропаганды.

История становления и развития таджикского телевидения, как и постсоветсках республиках, берет свое начало от создания Центрального телевидения Советского Союза. Известно, что телевидение вначале появилось в самых крупных городах РСФСР, а затем и в других союзных республиках.

Телевизионная журналистика в Таджикистане прошла определенный путь, формируясь и развиваясь поэтапно. Но данная сфера журналистики, особенно история ее становления и развития, является одним из важных и малоизученных вопросов тележурналистики. Несмотря на то, что данная тематика стала объектом иследования для некаторых ученых, но их немногочисленные труды были изучены в основном в историческом аспекте. Однако на сегодняшний день не издано ни одного специального монографического исследования, всецело отражающего все аспекты данной темы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что впервые в области таджикской телевизионной журналистики периода независимости республики детальному и всестороннему исследованию подвергаются такие аспекты, как история её возникновения и развития, структурное формирование и контентная составляющая, а также наиболее значимые инновационные элементы и факторы.

В исследовании предпринята попытка охватить более чем 55-летнюю историю таджикского телевидения, проанализировать позицию и роль телевидения в вопросах развития политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Сегодня, когда таджикское телевидение находится на пути постижения национального самосознания, обращение к истории может стать своеобразным трамплином для качественного роста наших отечественных СМИ. В связи с этим выбранную тему можно позиционировать как актуальную и своевременную.

Степень изученности темы. Телевидение является одним из самых влиятельных средств массовой информации ХХI века. Это послужило причиной пристального внимания ученых и их попыток его изучения. По теории и практике телевизионной журналистики в зарубежной,

российской и таджикской науках существует огромное количество трудов, отличающихся значимостью и масштабом исследования. С учетом этого специализированную литературу следует разделить на три группы:

К первой группе источников можно отнести исследования современных таджикских ученых, таких как И.К. Усмонов, А. Саъдуллоев, А Нуралиев, А. Азимов, М. Муродов, М. Мукимов, Дж. Садуллаев С Ходжазод, Муминджонов З., Гулов С., Каёнпур Л., Орифова М., которые посвящены практическому анализу журналистского материала1.

В серии исследований профессора И.К. Усмонова, опубликованных в четырехтомной книге под названием «Журналистика», рассматриваются история и теория журналистики параллельно с практическим аспектом, где анализируются организационные вопросы. Ученый акцентирует внимание на идентификации жанров в таджикской журналистики, влияние журналистики других стран (особенно России) на таджикскую журналистику.

Профессор А. Саъдуллоев в своих исследованиях уделяет внимание вопросам техники и технологии влияния и результатам программных поисков на таджикском телевидении. Роль телевидения в общественной жизни, передачи и их серии, место информации на телевизионных каналах, публицистика в телевизионных программах, отношение правительства к СМИ (особенно к телевидению), тележанры в качестве теоретических вопросов рассмотрены в книге А. Саъдуллоева и М. Шоева «Основы телевизионной журналистики» (в двух частях на таджикском языке).

В книге «Жанрои ахбории матбуот» (Информационные жанры печати) профессора А. Нуралиева отдельный раздел – «Информационные жанры телевидения» посвящен особенностям информационных тележанров – заметке, беседе, репортажу, фактической базой которого явились материалы Таджикского телевидения.

Некоторые ключевые моменты деятельности телеаналитика освещены в книге А. Азимова «Маорати журналистии талилгари телевизион» («Журналистское мастерство телевизионного аналитика».

1 Усмонов И. Воситаои ахбори омма ва сиёсати хориии Тоикистон. - Душанбе: Сино, 2003. - 64с, Усмонов И. Журналистика. . 2. -Душанбе, 2005. - 200с, Усмонов И. Журналистика. . 3. -Душанбе, 2005. - 448с; Саъдуллоев А, Шоев М. Асосои журналистикаи телевизион. Бахши аввал. -Душанбе: Эод, 2005. - 96с, Саъдуллоев А. Гулов С. Жанрои журналистикаи радио. -Душанбе: Эод, 2005. - 72с, Садуллаев А., Салихов Н. Техника и технология средств массовая информации. -Душанбе, 2009., Саъдуллоев А., Шоев М. Асосои журналистикаи телевизион. Бахши дуввум. -Душанбе, 2010. - 112с, Нуралиев А. Жанрои ахбории матбуот. - Душанбе, 2004; Азимов А. Маорати журналистии талилгари телевизион. -Душанбе, 2013; Муродов М. Асосои фаъолияти эодии журналист, ,2. - Душанбе: Эод, 2008. - 86 с; Муимов М. Маоми жанро дар радиои «Озодї». - Душанбе, 2009., Муим . Мусоиба ва техникаи таияи он. - Душанбе: Озар, 2013. - 160с; Хоазод С. Таърихи телевизиони Тоикистон. - Душанбе, 2007. - 288 с; Муминджонов З. Жанровые особенности и структура программ общественной телекомпании Пойтахт» (1996-2006гг). - Душанбе: РТСУ, 2010. - 187с; Орифова М. Особенности развития жанров в региональных телекомпаниях Республики Таджикистан. - Душанбе, 2010. - 192с; Л. Каёнпур. Гулов С. Риояи меъёрои ахлої дар телевизион. - Душанбе: Пайванд, 2012. - 176 с.

Автор данной работы исследует такое явление, как политическое обозрение телевизионного журналиста посредством анализа многочисленных примеров.

Другой таджикский ученый М. Муродов в своих трудах, наряду с общими вопросами сатиры, уделяет особое внимание публицистическому ее аналогу, применяемому и в сфере телевизионной журналистики.

К второй группе исследований по тележурналистике можно отнести работы советских и русских ученых, таких как Е. Прохоров, Э. Багиров, Я. Засурский, Г. Кузнецов, Г. Борецкий, А. Юровский, В. Цвик, С. Корконосенко, Г.В. Лазутина, Е. Потеразникова, В. Егоров, Н. Голядкин, С. Михайлов, А. Тертичный, С. Муратов, Ю. Шум1.

Зарубежные исследователи, как К. Рич, Б. Дженнингз, Т. Сюзан, Р. Айзерд, Х. Кулбертсон, Д. Ламберт, К. Маккаллах, Дж. Уэллман и др2. также внесли значимый свой вклад в исследовании теории и практики телевизионной журналистики.

К третьей группе источников по изучению телевизионной журналистики и истории таджикского телевидения относятся книги и статьи мемуарного характера, которые в большинстве своем являются хронологическими и не могут носить статус научных. Первая книга -воспоминание по истории и деятельности таджикского телевидения была написана под названием «Телевидение» на русском языке первых сотрудников таджикского телевидения Акбаром Джураевым (первый режиссер таджикского телевидения)3.

Как исходит из обзора литературы и источников, по теорию и практике таджикской телевизионной журналистике, особенно деятельности таджикского телевидения до сих пор не проведено комплексное монографическое исследование. Поэтому мы намереваемся восполнить этот пробел и определить факторы становления, формирования и развития телевидения в системе СМИ Таджикистана.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей диссертационной работы состоит в определении факторов становления телевидения в Таджикистане, выявлении профессиональных проблем на начальном этапе деятельности телевидения, идентификации идеологической направленности и наличия политической агитации и пропаганды, а также творческой эволюции телевидения в период независимости республики и в рассмотрении критических замечаний по содержанию телевизионных передач в прессе и информационных сайтах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Прохоров Е. Журналистика и демократия. – М.: Аспект-Пресс, 2004.-352с.; Багиров Э.Г. Очерки
теории телевидения. – М., 1978,1991.-271с.; Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. – М.:
Изд-во МГУ, 1988. – 238с.

2 Rich C. Writing and Reporting News: a coaching method. Wadswoth, 1994. – 590 p.; Брайант Дженнингз.
Основы воздействия СМИ. /пер. с англ. Брайант Дженнингз, Томпсон Сюзан.- М.: Издательский Дом
«Вильямс», 2004. – 432с.

3 Джураев А. Телевидение. – Душанбе: Ирфон, 1979. – 88с.

изучить становление и развитие телевидения в качестве способа привлечения аудитории;

рассмотреть этапы развития таджикского телевидения;

идентифицировать положительные и отрицательные аспекты таджикского советского телевидения с современных позиций;

определить характерные особенности создания передач и соответствие их сюжетов к реальным событиям, происходящих в республике.

выявить проблемные аспекты в вопросе профессионального развития журналиста, установить роль действительности, способы и степень ее освещения на телевизионном экране;

определить проблемы и перспективы развития Первого канала таджикского телевидения;

проанализировать взаимодействие телевидения и периодической печати на современном этапе развития.

Объектом представлен Первый канал Таджикского телевидения, который является первой телевизионной студией в республике.

Предметом исследования послужило содержание телевизионных передач, способы создания передач, тематическое разнообразие, профессиональный уровень и мастерство журналистов и технических работников телевидения.

Научная новизна исследования. Согласно анализу эмпирической базы всех тематических источников, мы можем уверенно заявить, что до сих пор не проводилось ни одного комплексного исследования по деятельности таджикского телевидения, в частности не были рассмотрены предпосылки становления, факторы формирования и развития телевидения в системе СМИ Таджикистана. Впервые в истории таджикской журналистики исследуются и анализируются все вышеперечисленные аспекты, а также эволюционный и инновационный факторы в программном контенте, аналитико-критический спектр передач и другие сопутствующие вопросы.

Таким образом, настоящая диссертационная работа может считаться академическим исследованием, обуславливающим научную новизну данного труда.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Специальное исследование истории становления, формирования и развития, особенностей деятельности телевизионной студии в Таджикистане как электронного средства массовой информации представляется весьма важным в теоретическом плане, поскольку результаты такой работы смогут внести определенный вклад в общей теории тележурналистики, одновременно дополняя и развивая слабоизученные ее аспекты, в том числе, истории электронных СМИ, особенности создания телевизионных передач, их жанровая палитра и телевизионная критика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что по результатам диссертации могут быть разработаны учебные и

методические пособия. Результаты данной работы можно использовать при чтении лекций, спецкурсов и спецсеминаров по электронным средствам массовой информации. В практическом плане основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут послужить основой для изучения истории таджикских электронных средств массовой информации. Выводы исследования могут быть полезным и для дальнейших научных изысканий по проблемам истории телевизионной журналистики. настоящий труд может быть интересен также для практикующих телевизионных журналистов и специалистов средств массовой информации.

Методологической и теоретической основами диссертационной работы послужили исследования отечественных ученых, таких как И. Усмонов, А. Саъдуллоев, А. Нуралиев, А. Азимов, М. Муродов, М. Мукимов, Дж. Садуллаев, М. Абдуллаев, Ш. Муллоев также в основу данной работы положены идеи и мысли таких российских исследователей, как Е. Прохоров, Э. Багиров, Я.Засурский, Г. Кузнецов, Г. Борецкий, А. Юровский, В. Цвик, С. Корконосенко, В. Егоров, С. Муратов и западных ученых: К. Рич, Б. Дженнингза, Т. Сузан, Р. Айзерд, Х. Кулбертсон, Д. Ламберт, К. Маккаллах, Дж. Уэллман.

Методы исследования. При исследовании теоретического и анализе практического материалов были использованы сравнительно-исторический метод анализа, методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа, эмпирического и теоретического обобщения, типологический и статистический методы анализа, а также метод контент-анализа.

Основные положения, выносимые на защиту. В рамках настоящего исследования была рассмотрена более чем пятидесятилетняя история таджикского телевидения. Можно отметить, что в данном периоде значительно изменились контент и социальная направленность передач. Однообразность, монотонность, директивность передач были заменены содержательностью, актуальностью, неординарностью, деловой критикой и аналитикой, а также разнообразным жанровым спектром. Наряду с этими значительно изменились структура и способы создания эфирного материала.

В соответствии с этим возникла необходимость решения следующих задач:

- технические и кадровые проблемы были главным препятствием на
начальном этапе становления и развития таджикского телевидения,
решение которых способствовало его качественному
функционированию;

- изменения в инфраструктуре телевидения в различные годы
способствовали постепенному совершенствованию творческих и
технических аспектов;

- основное содержание программ таджикского телевидения
советского периода были тесно связаны с идеологией и политикой

Коммунистической партии. В телевидении того периода прослеживаются общесоветские традиции СМИ.

установлено, что телевизионная экран служила советскому правительству как орудие идеологической, политической агитации и пропаганды;

тематическое разнообразие и цель изменения содержания и смысла была связана с постановлениями и полномочиями управляющих телевизионной структурой;

условия труда таджикских журналистов определялись в зависимости от обстоятельства, поступления информационно-аналитического материала из Москвы;

в условиях государственной независимости Таджикистана изменились содержания телевизионных передач, сталь интересной, подготавливались материалых связанные прежде всего, с потребностями современного зрителя и мастерством творчесского коллектива журналистов;

отечественная телевизионная журналистика прошла сложный путь своего становления, которая базировалась на традициях таджикской журналистики;

несмотря на то, что таджикская телевизионная критика еще находится на стадии формирования, но публичная критика телевизионных передач в печатных СМИ сыграла определенную роль в улучшении качества телепрограмм и проектов.

Эмпирическая база исследования. При написании диссертации были использованы в основном видеоматериалы из архива Первого канала таджикского телевидения, материалы архива Комитета по телевидению и радиовещанию, Главного управления архива при Правительстве Республики Таджикистан (сценарии программ и передач в разные годы), а также частные архивы ветеранов таджикского телевидения. В том числе были использованы более 50 наименований видеоматериалов и документальных телевизионных фильмов, подвергались рассмотрению и анализу сценарии более 100 телевизионных передач разного года выпуска.

Также были использованы материалы периодической печати и Интернет-ресурсы, касающиеся вопросов телевизионной журналистики. В процессе исследования были проведены беседы с сотрудниками и ветеранами телевидения. Все это было использовано для расширения диапазона как самого исследования, так и его выводов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в виде докладов в ряде международных и региональных научных конференциях, в том числе «Идейная тематика и содержание передач таджикского телевидения советского периода» (г. Душанбе, 2007, 14 апреля), «Проблемы профессионализма ведения беседы в телевизионных каналах» (г.Душанбе, 2010, 18 апреля), «Степень самостаятельности телевизионных каналов в Таджикистане» (Региональная конференция, г. Худжанд, 22. 11. 2011), «Телевизионная

спортивная журналистика: проблемы и перспективы» (г. Душанбе, 21. 11. 2014), «Влияние технического новаторства на телевизионных каналах Таджикистана» (г. Душанбе, 2015, 20 апреля).

Результата исследования отражена в 7 публикациях, из них 4 статьи опубликована в журналалах рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской федерации.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр телевидения и радиовещания, печати и международной журналистики ТНУ (протокол №6 от 03.06.2015 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Содержание диссертации изложено на 168 страницах компьютерного набора. Список литературы насчитывает 233 наименований.

Роль инфраструктуры в решении профессионального кадрового вопроса

ХХ век в истории таджикского народа характеризуется как эпоха открытий, как век великих творений, национального самосознания, становления национального государства. Наряду с другими достижениями телевидение также занимает свою почетную нишу. Телевидение в информационном пространстве Таджикистана насчитывает более чем полувековую историю и позиционируется в республике как одно из мощнейших массового электронных средств, одновременно являясь ключевым агитационным орудием. Необходимо отметить тот факт, что появление и развитие телевидения всех постсоветских республик непосредственно связано с центральным телевидением СССР. В этой связи, целесообразным представляется проведение краткого экскурса по истории советского телевидения.

Русские ученые – Б. Л. Розинг, С. И. Китаев, П. В. Шмакова, В. К. Зворыкина и др., опираясь на достижения европейской науки, смогли за короткий промежуток времени создать телевидение. Благодаря этому открытию «1 мая 1931г. в эфир были переданы сигналы, несущие изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но без звукового сопровождения, «немые» [91, 57]. Это достижение послужило тому, что в октябре 1931 года начался показ первых неподвижных изображений. В ноябре 1934 года впервые в Советском Союзе начался показ телевизионных передач со звуковым сопровождением. «В марте 1939г. в Москве методом электронного телевидения начались регулярные передачи. 1939 год считается годом рождения телевидения СССР» [22, 5]. Таким образом, исследователи журналистики датируют появление телевидения в Советском Союзе 1939 годом.

На восемнадцатом съезде Коммунистической партии была поставлена задача планирования строительства телевизионных центров в крупных городах Советского Союза. Но с началом Великой Отечественной войны не только заморозили строительство центров, но даже приостановили работу существующих телевизионных станций. После окончания ВОВ советское телевидение возобновило трансляцию своих передач, возобновилось строительство телевизионных станций и студий. Руководством Советского Союза были предприняты все необходимые меры для ускорения работ по созданию и развитию телевидения. И уже во второй половине 50-х гг. в столицах среднеазиатских республик – Ташкенте, Алма-Аты, Фрунзе (Бишкеке) и Ашхабаде начали функционировать телевизионные студии.

Ускорение организационных работ по созданию телевидения в Советском Союзе имело веские причины. По нашему мнению, правительство своевременно идентифицировало телевидение как мощное средство информации и манипулирования обществом, агитации и пропаганды идеалов партии в воплощении ее геополитических целей. Появление и развитие телевидения в Таджикистане определено несколькими базовыми факторами: 1. Республика Таджикистан имела равное право с другими союзными республиками на создание телевидения. К тому же в других республиках телевидение уже существовало.

2. С точки зрения геолокации, Таджикистан расположен в регионе с повышенной опасностью влияния иностранных информационных источников. Однако подобная геопозиция делала Таджикистан благоприятным регионом для воплощения политических и экономических целей СССР.

3. На основании соответствующих распоряжений правительства, во всех республиках Советского Союза телевидение должно было быть учреждено до 1960 года.

В начале появление телевидения, как в Таджикистане, так и в других республиках, оценивалось как культурное событие. Но подавляющее большинство ученых относят это событие к политическим целям коммунистической партии. Однако все исследователи единогласны во мнении, что телевидение является мощнейшим средством агитации и пропаганды. В том числе, профессор Г. Зокиров, подтверждая эту мысль, подчеркивает: «В 50-ые годы, когда телевидение вошло в информационное пространство страны во всех сферах жизни населения произошли изменения. Его влияние было более заметным и значимым в политической жизни общества» [29, 236]. Этой позиции придерживается и первый режиссер Акбар Джураев, имевший уже 10-летний стаж телевизионной работы в 70-х годах: «Проведенный анализ состояния и развития телевидения ясно показывает, что, благодаря своим общественным функциям, программно-вещательным, творческим и техническим возможностям, за короткий срок телевидение стало одним из самых мощных и эффективных идеологических оружий партии» [22, 20-21].

Историки и исследователи разделяют периоды развития (со времен его становления до сегодняшнего дня) на пять исторических этапов. В частности, С. Ходжазод разделяет эти пять периодов развития телевидения следующим образом: «Первый период охватывает 1959-1969гг, второй – 1970-1985гг, третий - 1985-1990гг., четвертый - 1991-1997, пятый - с 1998 до наших дней» [107, 46-53].

Ветеран телевидения А. Джураев еще в 1979 году в своей книге «Телевидение» процесс формирования и развития таджикского телевидения до начала восьмидесятых годов разделяет на три этапа: «1. Зарождение телевидения в республике; 2. Становление и формирование телевидения в республике; 3. Выход телевидения за пределы республики» [22, 23].

Идейно-политическая направленность телевизионных программ

«Таджиктелефильм» неоднократно менял свое название: «киногруппа, редакционно-сценическая группа, главная редакция по производству телевизионных фильмов, Объединение «Телефильм», «Сайёра», «Таджиктелефильм» [105, 698]. По запланированной творческой нагрузке ежегодно «Таджиктелефильм» выпускал по одному два художественных, от восьми до десяти документальных фильмов и два-три фильмконцертов. Подавляющее большинство этих фильмов создавались по директивам Центрального телевидения. В процессе были задействованы знаменитые ученые, писатели, актеры, создатели кино. Сценарии всех фильмов обсуждались на художественном совете, который давал свое заключение, затем одобренные сценарии снимались. Тематический диапазон произведенных «Таджиктелефильмом» материалов был достаточно обширным, то есть он затрагивал политический, экономический, социальный и культурный аспекты жизни республики. Первый телевизионный фильм «икоят дар бораи об» («Рассказ о воде») был снят 1964 году. В последующие годы отечественная фильмотека попалнилась документальными фильмами «Гулистон» («Цветник»), «Пайрахахо барои фардо» («Тропинки для будущего»), «Чор нафари цасур» («Четверо смелых»), «Тоцикистони совета» («Советский Таджикистан»), «Иди галстуки сурх» («Праздник красного галстука»), «Замини тацдидшуда» («Обновленная земля»), «Роххои Помир» («Дороги Памира»), «Мо аз дехаи Кцстакуз» («Мы из деревни Кистакуз»), «Кабудизори Шинг» («Зеленая земля Шинг»), «Нацшу нигори замини ман» («Декорации моей земли»), «Тирамохи Ромит» («Осень Рамита»), «Камароб», «Субхи бахайри Кумсангир» («Доброе утро Кумсангира»), «Хохарон» («Сестры»), «Хаёти Душанбе» («О жизни Душанбе»), «Дашти Джум», «Масъалахои кишвари кухсор» («Вопросы горного края»), «Дашти Дилварзин» («Поле Дилварзин»), «Бозгашт» («Возвращение»), «Забони ман - цахони ман» («Язык мой - мир мой»), «Замини Хатлон» («Земля Хатлон»), «Чилои хунар» («Цвета ремесел» [144].

Уместно отметить, что роль управления «Таджиктелефильма» в отражении стратегического строительства заводов, производственных предприятий и других важных объектов Советского Таджикистана достаточно значима. Ярким тому свидетельством является ряд документальных фильмов о Нурекской ГЭС под названием «Эстафетаи коргарї» («Рабочая эстафета») и 5 документальных фильмов под названием «Роун: саифао» («Рагун: страницы»), которые хранятся в золотом фонде телевидения. История достижений творческого коллектива «Таджиктелефильм» связана с именами таких сценаристов, как: Ф. Мухаммадиев, А. Сидки, Н. Бакоев, П. Можорин, А. Добринин, С. Джурабоев, М. Ходжаев, О. Латифи, Л. Махкамов, Г. Очилов, Н. Очилов, режиссеров – Ш. Отамбеков, Р. Турабеков, Ф. Боев, Н. Латифов, Л. Броцкий, Х. Бакоев, Ю. Азизбеков, С. Хамидов, операторов – Б.Кобилов, В. Шпилёв, А. Гайбуллоев, С. Шагнамов, Л. Слободнюк, К. Бузруков и др., безусловно, тематика и контент этих фильмов отражали политику коммунистической партии, советской идеологии и создавались они по протекции центрального правительства. Однако данная директивность имела и положительные стороны: благодаря именно ей происходил регулярный обмен информаций между республиками Союза о внутренней экономической, научной, культурной жизни народов.

В Советском Таджикистане основной отраслью народного хозяйства был агропромышленный сектор. Соответственно, правительство республики уделяло особое внимание развитию именно этого сегмента и таджикское телевидение активно освещало эту тематику. Руководство Комитета 24-го июня 1964 года в целях более углубленной и расширенной агитации деятельности крестьян, строителей и трудящихся сферы промышленности дополнила структуру телевидения еще одним отделом «Главной редакцией сельского хозяйства» [142].

С периода создания телевидения до образования специализированной редакции (1959-1964гг.) передач о сельскомхозяйстве и политического управления. Руководителем нового управления был назначен опытный журналист Низом Холиков, что повлекло ряд положительных изменений различного характера. В частности, были подготовлены такие передачи, как: «Хоцагии кишлок» («Сельское хозяйство»), «Дехкон ва замин» («Крестьянин и земля»), «J(aemu дехот» («Деревенская жизнь»), «Чахонро хуррамй аз дехкон аст» («Радость в мире благодаря крестьянам») и т.п. [145]. Также в 1964 году были расформированы редакции литературно-драматических и музыкальных передач. Указом руководителей в связи с роспуском названных отделов на основе существующей кадровой базы была сформирована «Главная редакция художественных передач» [142]. Наши усилия по определению официальных причин подобной трансформации не увенчались успехом.

В рамках данного структурного разделения таджикское телевидение функционировало до декабря 1965 года. 20-го декабря 1965 года «Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР Государственный Комитет Совета Министров Таджикской ССР по радиовещанию и телевидению был переименован в Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Таджикской ССР» [146]. Это было второе переименование в истории таджикского телевидения. Однако, на наш субъективный взгляд, вторая номинация Комитета несколько занижает статус таджикского телевидения. Ранее Комитет был правительственным органом и имел статус министерства, а с переименованием стал подструктурой Совета Министров.

Особенности освещения трудовых будней народа в телевизионных передачах

Вначале, как уже было отмечено, из-за неадекватности технической базы количество и вариативность музыкальных программ было ограничено. Весь музыкальный программный репертуар включал всего несколько передач: «Концерт», «Консерт барои коркунони хоцагии цишлок» («Концерт для сельскохозяйственных работников»), «Хаваскорони санъат месароянд» («Поют любители искусств»), «Сурудхо дар васфи Ватан» («Песни про родину») и т.п. С появлением возможности записи тематический круг музыкальных передач расширился и регулярно обновлялся. В частности, сотрудниками специальных отделов были подготовлены такие передачи, как «J(ynap ва хунарманд» («Искусство и артист»), «Парвоз кун, суруди ман» («Лети, моя песня»), «Сухбати мусикй» («Музыкальная беседа»), «Кохи баланд» («Высокий дворец»), «Савту калом» («Музыка и слово»), «Оханги дил» («Музыка для души»), «Андалеб» («Соловей»), «Базморо» («Украшающий празднество»), «Ганчина» («Сокровищница») [132] и др.

Безусловно, вышеприведенные факты доказывают ключевую позицию таджикского телевидения в пропаганде культурных ценностей. Так, под эгидой отечественного телевидения дважды был проведен фестиваль-конкурс народного творчества «Бустон-1» (в честь 50-летия Таджикской ССР в 1973-1974 гг.) и «Бустон-2» (в честь 60-летия СССР в декабре 1981-1982 гг.). Творческой группой этого масштабного телепроекта руководил режиссер редакции музыкальных программ Сафо Содиков, в ее создании участвовали редактор Умарджон Донизода, ведущие Максуд Икромов, Рафоат Абдусаломова, Луъбат Бурхонова и операторы Амон Урунов, Учкун Джураев, Муртазо Акрамов.

Приход М.С. Горбачева к власти в феврале 1985 года и объявление «перестройки» во всех структурах советского строя обусловили процесс кардинальных изменений в политике республики. Стратегическая задача «перестройки» заключалась в реформации политической, экономической, социальной сфер, а также пересмотре внешней политики СССР. Эти и ряд других факторов сформировали своеобразную площадку для плюрализма мнений и свободы слова, что зеркально отражали СМИ. Как отмечает С. Ходжазод, «в печати, на радио и телевидении стала вестись полемика, проявлялся плюрализм, развивалась критика» [104, 146].

Данная тенденция распространилась на СМИ всех советских республик, активнее всего, однако, прогрессировала на телевидении. Этот новый исторический период предоставил отечественному телевидению возможность освещать национальные вопросы и проблемы, вводить новшества в содержание и тематику своих программ.

Творческий коллектив таджикского телевидения, дублируя методы создания передач на Центральном телевидении, передал выпустил программу «Гуфтуги ошкоро» («Откровенное интервью»), первый эфир которой состоялся «29-го октября 1986 года. Репортаж был посвящен встрече ответственных лиц исполнительного комитета партии г. Душанбе с трудящимися района Фрунзе (ныне Сино), на которой прозвучали нецензурные выражения со стороны некоторых участников» [104, 148].

Эта была первая попытка отечественных телевизионщиков апробировать такие новшества, как плюрализм и свобода слова. Позже уже в новом формате СМИ выносили на обсуждение национальные вопросы: статус таджикского языка, возрождение национальных традиций и ценностей и другие. Стоит подчеркнуть, что вопрос о статусе таджикского языка вызвал бурные дискуссии.

При рассмотрении проекта «Закона о государственном статусе таджикского языка», который в 1989 году под давлением ряда свободомыслящих граждан республики, был принят Верховным Советом Таджикской ССР, таджикское телевидение подготовило серию передач по неоднозначному процессу. С принятием «Закона о государственном статусе таджикского языка» были созданы передачи «Забони тоцикиро меомузем» («Изучаем таджикский язык»), «Цонун дар бораи забои» («Закон о языке»), «Дареной алифбои ниёгон» («Уроки классической графики»), которые велись такими известными таджикскими учеными, как Мукаррама Косымова, Олим Худжамуродов, Салохиддин Амони. Выступления таджикского поэта Лоика Шерали в программе «Гуфтугуи мустакими телевизионй» («Прямая телевизионная беседа») в качестве председателя фонда таджикского языка свидетельствует о значимой роли телевидения конца 80-х годов как трибуны по пропаганде статуса таджикского языка.

Как уже было подчеркнуто, в 60-70 года сотрудники телевидения опасались открыто пропагандировать наследие таджикской классической литературы. Во второй половине 80-х годов тема литературного наследия таджиков стала одной из самых популярных. Например, в честь 575-летия со дня рождения великого персидско-таджикского поэта Абдурахмана Джами с участием литературоведов, поэтов и писателей была организована серия литературно-культурных передач. На основе драмы Гани Абдулло был создан телевизионный спектакль «Джами и Навои». Празднование 1000-летия написания «Шахнаме» Фирдоуси широко освещалось таджикским телевидением. Все это оказалось возможным благодаря фундаментальным политическим переменам.

Взаимодействия телевидения и периодической печати в условиях независимого развития страны

Организация прямых трансляций процесса политических, культурных и спортивных событий относятся к числу крупных достижений республиканского телевидения, которое оказалось возможным благодаря новейшей технике, приобретенной в 2006 году. Прямая трансляция практикуется на мировом телевидении уже давно. Восход на прямую связь со студией, возможность задать свои вопросы, передавать свои пожелания и предложения ведущему или участникам передачи стали реальным и в Таджикистане. Например, 2-го марта корреспондент Ахлиддин Тохир в программе «Ахбор» [179] передает результаты выборов депутатов Маджлиса намояндагон Маджлиси Оли и депутатов местных маджлисов прямо из здания Центра стратегических исследований Таджикистана, в котором работал Центральный комитет комиссии по выборам. Тысячи телезрителей непосредственно смогли ознакомиться с результатами голосования.

К сожалению, на таджикском телевидении подобные прямые трансляции о политических событиях происходят редко. Хотя прямая трансляция во всех сферах общественной жизни должна стать рядовым рабочим моментом современного телевидения, особенно информационного канала «Джахоннамо». Мы полагаем, что это результат некомпетентного подхода ответственных лиц таджикского телевидения. Следует отметить, что телевидения других стран регулярно ведут прямые эфиры как внутри страны, так и за ее пределами.

По нашему мнению, устранение этого недостатка повысит качество и уровень информационных передач отечественного телевидения и увеличит степень доверия зрителей к телевизионным новостям.

В вопросе освещении спортивных событий, особенно прямых трансляций несколько лет тому назад таджикское телевидение на порядок отставало, даже от соседних республик. Не было возможности на достойном уровне организовать прямой эфир даже одного матча непосредственно со стадиона. Всего год назад этот технический пробел был заполнен. Теперь прямые репортажи с места спортивных событий отвечают ожиданиям современного телезрителя и соответствуют режиссерским требованиям. Было проведена прямая трансляция игры команд «Истиклол» - Таджикистан и «Ал-Кодсия» - Кувейт, состоявшаяся 15-го апреля на центральном стадионе города Душанбе [180].

Уместно отметить, что в этом году в программах канала «Джахоннамо», в частности, передача «Сухбати руз» («Тема дня») наблюдается новое явление – телемост. Однако нет полной уверенности в подлинности этого телемоста. Так как сегодня посредством инновационных технологий можно воссоздать любую картинку на телевидении. Хотя организация телемоста, особенно поддельного, требует больших усилий (монтаж, композиция и т.д.) и временных затрат, что не всегда является рентабельным. В качестве примера приведем одну из передач серии «Сухбати руз» [175], организованной посредством телемоста к Дню печати. Ведущая Барно Соибова в студии представляет тему беседы и собеседника – профессора факультета журналистики ТНУ Мурода Муродова. Затем журналист и собеседник оба появляются на экране, начинается тематическая дискуссия. В определенные моменты собеседник полностью занимает экран, в другие моменты частично. Таким образом, телемост завершается. Профессионально монтаж передачи проведен. Зритель верит, что ведущая на самом деле ведет прямую беседу с человеком, не находящимся в студии. С учетом эффективности данного способа постановки программ, необходимо оснастить таджикское телевидение всей необходимой аппаратурой для того, чтобы журналисты имели возможность организовать не поддельные, а подлинные телемосты. Ускорение этого процесса повысит имидж телевидения и облегчит усилия сотрудников телевизионных студий. Сегодня при подготовке передач используется еще один известный способ - видеосвязь посредством программы «Skype». Это способ как равноценная замена телемосту практикуется уже давно. Несмотря на то, что видеосвязь посредством «Skype» удобнее и дешевле, ни один таджикский телевизионный канал не пользуется им.

Сотрудники и журналисты телевидения в современных условиях имеют неограниченные возможности разнообразить процесс постановки передач. Но, к сожалению, этими возможностями не все и не всегда пользуются. Основная причина – нехватка квалифицированных кадров, умеющих пользоваться современной техникой, неопытность и не компетентность штата.

Аналитик Сухробшо Фаррухшо в своей статье нехватку журналистских кадров на телевидении считает трагедией: «Где же специалисты, создающие экспрессивные передачи для телезрителей? Почему опытные журналисты с яркими национальным мировоззрением и идентичностью, такие как Абдумаджид Усмонов, Абдукодир Абдукаххор, Зиннатулло Исмоилов, Бахтиёр Сафаров отдалились от экрана?» [216].