Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Когатько Анна Геннадьевна

Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования
<
Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Когатько Анна Геннадьевна. Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования : теория, история, перспективная модель функционирования : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 2007 246 с. РГБ ОД, 61:07-10/826

Содержание к диссертации

Введение 5

Глава 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 16

ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.1 Традиции отечественной педагогики как основа формирования 16
концепции телевидения для детей

  1. Педагогические идеалы Древней Руси: православная традиция. 17 Средние века

  2. Начало новой русской педагогики: проникновение западной 19 традиции

  3. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой 22

  4. Педагогические тенденции XIX столетия 23

  5. Русская педагогика на рубеже XIX-XX веков 25

  6. Советская педагогика 28

  7. Современные тенденции российской педагогики 29

1.2 Психологические критерии структурирования детской 32

аудитории

  1. Историческая справка. Концепции развития ребенка 32

  2. Базовые подходы к проблеме детского развития 33

  3. Концепция детского развития Л.С. Выготского 35

  4. Периодизация развития ребенка 37 Глава 2 ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ 48

ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

2.1 Начало пути. Телевещание для детей 1930-1950-х годов 49

  1. Жанрово-тематическая характеристика 52

  2. Знаковые проекты периода 56

2.2 Становление телевидения для детей. 1960-е годы 60
2.2.1 Политика вещания для детей 60

2.2.2 Краткая характеристика. Тематический обзор 61

2.3 Период подъема 1970-е - первая половина 1980-х годов 67

  1. Краткая характеристика 67

  2. Лидеры детского экрана 71

  3. Типичные жанры и формы. Драматургическая телепостановка 75

  4. Обзор тематики детских передач третьего периода 77

  5. Пропагандистская направленность вещания для детей 83

2.4 От перестройки телевидения до его кризиса. Середина 1980-х- 86
конец 1990-х годов

  1. В водовороте событий 86

  2. Ветер перемен на телевидении для детей 80-х. Основные 87 тенденции периода

  3. Изменения в структуре Гостелерадио в начале 1990-х годов 88

  4. Смена парадигмы вещания для детей 89

  5. Специфические направления развития телевидения для детей в 94 1980-1990е годы

  6. «Вакантные места» вещания для детей 98

2.4.7 Жанры и формы телепередач, характерные для периода 100
Глава 3 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ 106

МОДЕЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

3.1 Современный этап развития телевидения для детей в России 106

  1. Причины кризиса 106

  2. Основные тенденции современного этапа развития телевидения 112 для детей

3.2 Особенности программирования вещания для детской аудитории 116

  1. Возрастно-психологическая типология передач для детей 117

  2. Объемы и время детского телесмотрения 123

  3. Основные принципы организации вещания для детей 130

3.2.4 Портрет юного телезрителя 133

3.3 Оптимальная модель вещания для детей - развивающее

Введение к работе

С самых первых лет существования телевидения для детской аудитории ученые и практики были едины во мнении, что домашний экран обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Богатая событиями история отечественного вещания для детей полностью подтвердила выдвинутые экспертами гипотезы.

К середине 1970-х годов это направление телевидения достигло наивысшей точки своего развития: в эфире наблюдалось тематическое и жанровое разнообразие, на экране были представлены интересы всех возрастных групп маленьких зрителей, количественные показатели росли с каждым сезоном.

Телевидение для детей того периода представляло собой образец системной работы. Согласованная деятельность всех подразделений была направлена на достижение единой цели - воспитание подрастающего поколения1.

В конце прошлого столетия информирование и развлечение зрителя превратились в приоритетные направления деятельности национального телевидения. Возобладали законы рынка, факторами, определяющими программную политику телекомпаний, стали коммерческий успех и политическая целесообразность.

Такой подход прировнял продукт творчества к товару. Ценность передач теперь обусловливалась не художественными достоинствами, а законами товарного производства и обмена.

Общая коммерциализация телевидения негативно отразилась на вещании для юных зрителей. В силу финансовой несостоятельности молодая аудитория не могла привлекать внимание продюсеров. Законодательное введение запрета рекламы и спонсорства в детских программах усугубило и

Для настоящего исследования принципиальным является сам факт особого внимания со стороны государства к общественному воспитанию юных зрителей, а не его идеологическое наполнение.

без того сложное положение. Изменения законодательства в марте 2006 года пока не дали ощутимых результатов2.

В 1990-е годы отечественное телевидение для детей переживало период упадка, была разрушена система вещания, выстроенная в предыдущие годы.

Новый век не принес кардинальных изменений. Несмотря на то, что дети остаются весомой частью зрительской аудитории3, программная политика абсолютного большинства общефедеральных каналов не учитывает их интересы. Создавшееся положение обусловлено изменениями в общественно-политическом устройстве страны, происшедшими в конце XX века. В результате демократических преобразований государственные институты сложили с себя полномочия системного организатора и идеолога воспитательно-образовательной сферы. При этом механизмы саморегуляции и социального самоконтроля не заработали в полную силу. В итоге телевидение для детей лишилось опоры в лице государства и до настоящего времени так и не нашло себе нового «хозяина».

Отсутствие ясных целей сделало возможным смещение акцентов от обучения и воспитания к развлечению. Телевидение, несмотря на огромный потенциал, не занимается решением просветительских и образовательных задач в интересах детей и юношества.

Недостаточное количество программ, адресованных детской аудитории, заставляет ребят «переключаться» на взрослые передачи, в которых сцены насилия и жестокости стали обыденным явлением. Как известно, детское восприятие отличается от взрослого в сторону более тонкого, наивного, чувствительного отношения к телесообщениям. А это значит, что негативная информация, получаемая с экрана, оказывает на детей гораздо более сильное отрицательное воздействие, нежели на взрослых.

2 Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.06 допускает распространение рекламы в детских и
образовательных программах, п.7 ст. 14 Закона.

3 В среднем дети проводят у экрана от 2.5 до 3,5 часов в сутки; дети составляют 25% от числа всех
телезрителей.

Картина создавшегося положения будет неполной, если упустить значимый для развития отечественного детского вещания фактор. С конца 1980-х годов в отечественный эфир хлынул поток импортной продукции. Превалирование на детском телеэкране передач импортного производства, по мнению автора, неминуемо ведет к постепенному изменению национального самосознания, вытеснению традиционных ценностей и норм, в итоге - к потере идентичности. Подобные процессы особенно тяжело переживаются сейчас, когда в обществе до конца не сложились представления о перспективах воспитательно-образовательных реформ.

Вопрос внутреннего содержания телевещания для детей тесно увязан с актуальной для современного российского общества проблемой определения новых идеалов, смысловых и духовно-нравственных ориентиров. Всеобщий мировоззренческий кризис симптоматичен и для детского экрана.

Несмотря на существующую кризисную ситуацию, автор убежден в том, что здравый смысл и логика исторического развития в скором времени приведут общество к пониманию необходимости возрождения российского телевизионного вещания для детей и юношества.

Актуальность работы продиктована объективным состоянием детского телевидения у нас в стране.

В диссертационном исследовании автор проанализировал состояние современного телевещания для детей, разработал концепцию развивающего детского телевидения и представил его перспективную модель.

В ситуации затянувшейся дезориентации телевидение для детско-юношеской аудитории нуждается в программном документе, который, по мнению автора, должен содержать теоретические основания функционирования этого направления, а также рекомендации практического характера.

Подобная концепция может составить основу государственной политики в сфере детско-юношеского телевещания, тесно увязанную с возрождающейся молодежной и образовательной политикой.

Степень изученности темы представляется довольно низкой. Ведь на определенном этапе преемственность научных исследований в данной области была нарушена. За последние четверть века это первая попытка проанализировать исторический опыт работы детского телевидения в стране.

Серьезный пробел в теории детского телевещания побудил автора обратиться к разработкам тех дисциплин, проблематика которых пересекается с темой настоящего исследования. В качестве научного фундамента были использованы положения детской антропологии, педагогики и детской психологии. Обширный материал для анализа предоставили данные социологических опросов.

Вещание для детей является неотъемлемой частью отечественного телевидения в целом, его история - прямое продолжение процессов, характеризующих развитие СМИ в стране. В этом смысле научные труды теоретиков журналистики имели первостепенное значение для исследования.

В последнее время в обществе наметились позитивные сдвиги, связанные с осмыслением значимости вещания для детей. Государственные и общественные структуры, некоторые телевизионные компании проявляют интерес к этой теме и выходят с предложениями путей развития телевидения для маленьких зрителей. Результаты обсуждений проблем детского телевещания, мнения и выводы, как ученых, так и действующих практиков телевидения были чрезвычайно полезны для разработки темы диссертационного исследования5.

Последнее комплексное исследование телевидения для детей предпринималось в МГУ им. М.ВЛомоносова в 1973 году Галочкиной Г.А. Ее диссертационное исследование называлось «Телевизионное вещание для детей и юношества (Особенности тематики и жанров)». Интерес также представляют некоторые работы по сходной тематике, проводимые на базе региональных редакций и студий. Например, Ибраева Г.Ж. «Типология передач для детей республиканского телевидения (на примере Казахского телевидения)» в 1980 году.

5 Примером подобных дискуссий могут служить круглый стол Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ 2004 года, тематические заседания Комиссии по СМИ Совета Федерации, ежегодные Рождественские чтения Государственной Думы РФ, круглый стол по вопросам детского ТВ на Первом канале 2004 года.

9 В работе над исследованием автор также использовал архивные документы, материалы прессы, радио и телевизионных программ6. Научная новизна диссертационного исследования:

1. До последнего времени теоретики телевещания не уделяли
должного внимания изучению психологии, предпочтений, особенностей
восприятия юных зрителей. Автор настоящего диссертационного
исследования впервые обратился к положениям современной педагогики и
детской психологии как к теоретическому фундаменту телевизионной
практики. В частности они были положены в основу разработки правил
программирования для детско-юношеской аудитории. Современные
педагогические и психологические взгляды на детство, на которые
ориентировался автор в своей работе, проанализированы в первой главе
исследования.

2. Впервые проведены сбор, структурирование и анализ фактов
истории российского телевидения для детей с начала его существования по
настоящее время, последовательно изложена история детского вещания.

Автор уточнил и дополнил существующую периодизацию детского телевещания. Каждый этап развития подробно охарактеризован: исследована его жанровая система, тематические и художественные особенности передач. Определен период расцвета детского направления телевидения в стране, указаны его черты, названы причины успеха. При этом особое внимание уделялось эволюции взглядов на сущность и задачи детского телевидения с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию7. Этому посвящена вторая глава исследования.

3. Впервые четко сформулированы задачи современного детского
телевещания, указаны пути их решения. На основе анализа статистических

В большей степени общественность заботит практически полное отсутствие в эфире передач для маленьких зрителей. Острую полемику вызывает вопрос предназначения детского вещания: «Должно ли телевидение воспитывать?», актуальной остается тема выбора идеального героя и ценностей, которые транслирует современный экран.

В исследовании анализировалась деятельность Ленинградского телецентра (экспериментальный период), Главной редакции для детей и юношества ЦТ, а после изменения структуры Гостелерадио (1991г.), работа основных общефедеральных и некоторых дециметровых каналов.

10 данных предложены конкретные рекомендации - правила программирования - для формирования сетки вещания для детей. На основе сравнительного анализа тематики детских передач, их художественного оформления, выбора жанра программ, ведущего, героев предложены концептуальные основы оптимальной, эффективной в воспитательно-образовательном отношении модели детского вещания, получившей название «Развивающее детское телевидение». Сформулированы конкретные рекомендации по ее созданию и использованию в практической работе. Этому посвящена третья глава диссертационного исследования.

Цель работы заключается в системном комплексном исследовании феномена детского телевидения.

В соответствии с поставленной целью, работа предполагает решение ряда задач. Так, представляется необходимым:

подвергнуть анализу научные работы и исследования, посвященные телевещанию для детей;

по возможности изучить зарубежный теоретический и практический опыт функционирования детского телевидения;

определить характер взаимосвязи объекта исследования со смежными научными дисциплинами;

изучить эволюцию взглядов на сущность и задачи детского телевидения с точки зрения его образовательного и воспитательного воздействия на аудиторию;

уточнить роль государства и общества в организации и функционировании детского вещания;

проследить историю развития телевидения для детей младшего возраста и показать на примере наиболее удачных, известных и популярных передач тематические и жанровые особенности каждого этапа;

- проанализировать современное положение и основные тенденции
развития детского телевидения в стране, выявить причины
сложившейся ситуации;

- сформулировать базовые положения оптимальной модели детского
телевидения: основные понятия, характеристики, цели; социальные
функции детского телевидения; принципы построения
развивающего детского телевидения;

- сформулировать правила детского телевизионного
программирования.

Объект исследования - отечественное телевидение для дошкольников и младших школьников за весь период его существования, а именно с 1939 года по настоящее время8.

При этом мы рассматриваем телевизионное вещание для детей с нескольких позиций. С одной стороны, это процесс создания и трансляции программ для маленьких зрителей. С этим связаны вопросы специфики программирования для юной аудитории и эффективной организации творческого процесса.

С другой, телевидение представляет собой явление, вписанное в социально-культурный фон жизнедеятельности современного человека, то есть это один из элементов, формирующих информационную структуру общества. И в этом смысле автора интересуют возможности влияния домашнего экрана на развитие ребенка.

Предмет исследования - детское телевизионное вещание как элемент воспитательно-образовательной системы государства и один из способов влияния на формирование личности ребенка.

В ходе исследования мы стремились в какой-то мере заполнить пробел в теории телевизионной журналистики. В рамках одной работы не представляется возможным проанализировать программы для детей и

8 Нужно принимать во внимание тот факт, что передачи конца 30-х - начала 40-х годов носили экспериментальный характер. О возникновении телевидения как явления культуры и массовой информации можно говорить, начиная с конца 40-х - начала 50-х годов XX столетия.

12 юношества за 60 лет и дать психологическую характеристику всей детской аудитории. Автор сделал акцент на самой младшей возрастной группе -дошкольниках и младших школьниках. Такой выбор объясняется как редким обращением исследователей к проблемам телевещания для телезрителей этого возраста, так и стремительным омоложением аудитории. Несмотря на возрастные ограничения, мы полагаем, что выводы и предложения, сделанные в ходе работы, имеют отношение к детско-юношеской аудитории в целом.

Понятийный аппарат. Научная литература не дает ясного определения детского телевидения. Аккумулируя знания, полученные из разных источников, автор предлагает под детским телевидением понимать -процесс передачи массовой информации в воспитательных и образовательных целях в доступной для детского восприятия форме при активном (прямом и косвенном) участии самих детей.

Следует отметить, что в практике, и в теоретических исследованиях понятия «детская литература» и «литература для детей»; «детский журнал» и «журнал для детей»; «детская печать» и «печать для детей»; «детский театр» и «театр для детей»; «детский кинофильм» и «кинофильм для детей» употребляются в синонимичном значении. Однако в теории и практике телевидения термины «телевидение для детей» («телевещание для детей») и «детское телевидение» принято различать. Это связано с тем, что во многих программах, особенно в последние годы, дети принимают активное участие, причем не только в качестве актеров и исполнителей, но и в качестве создателей и ведущих-журналистов. Такие телевизионные работы и называют обычно «детским телевидением». Вместе с тем для темы настоящего исследования отличие указанных терминов не принципиально, поскольку автор рассматривает все жанры и виды появляющихся в эфире передач, фильмов, циклов, адресованных детско-юношеской аудитории. В связи с этим понятия «детское телевидение», «телевидение для детей», а

13 также «детское направление телевидения» в исследовании используются как синонимы.

Четкое выявление возрастных . границ «детской» аудитории -необходимое условие эффективной работы над темой. Российское законодательство9 признает ребенком лицо до достижения им 18 лет (совершеннолетия). В практике телевещания «детско-юношеской» называют аудиторию в возрасте от рождения до окончания средней школы, то есть до 16-17 лет.

Теоретическую базу исследования составили труды теоретиков журналистики Андроникова И.Л., Афанасьева В.Г., Багирова Э.Г., Борецкого Р.А., Вартановой Е.Л., Егорова В.В., Засурского Я.Н., Кузнецова Г.В., Муратова С.А., Саппак B.C., Юровского А.Я. и других ученых, которые помогли определить общие принципы функционирования СМИ, проследить основные этапы развития отечественного телевидения.

Внутренняя связь между сферой телевизионного вещания для детей и кругом вопросов, изучаемых детской психологией, антропологией и педагогикой, объясняет обращение автора к трудам Бетельхейм Б., Божович Л.И., Выготский Л.С., Гальперин П.Я, Давыдов В.В., Запорожец А.В., Ушинский К.Д., Коменский Я.А., Кон И.С., Корчак Я., Макаренко А.С., Пиаже Ж., Эльконин Б.Д., Эриксон Э. и других ученых.

Особое внимание было уделено российскому и зарубежному законодательству в области регулирования отношений в сфере детства и СМИ10.

Результаты социологических исследований11 стали основанием для авторских предложений и рекомендаций практического характера.

9 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.1.

10 Закон РФ «О СМИ» от 27 декабря 1991г., закон РФ «О рекламе» от 14 июня 1995 г., Доктрина
информационной безопасности РФ утв. Президентом РФ 9 сентября 2000г., закон РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г., закон РФ «Об информации, информатизации и защите от
информации» от 25 января 1995 г. и др. Законодательство многих европейских государств содержат акты,
регламентирующие взаимоотношения детей и СМИ.

11 В работе использовались данные, предоставленные TNS Gallup Media ,ЦСО РА, творческим
объединением ЮНПРЕСС, детским фондом ООН UNISEF и др.

Эмпирической основой работы явились архивные документы , телепрограммы современного периода, а также личное участие автора в подготовке и производстве передач для детей.

В ходе работы над исторической частью исследования были использованы воспоминания и комментарии к событиям очевидцев становления и развития вещания для детей .

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений функционирования детского телевидения, которые, по мнению автора, могут быть полезны в ходе возрождения отечественного вещания для юных зрителей.

Помимо этого, восстановленный пробел исторической летописи отечественной телевизионной журналистики дает возможность поэтапно проследить развитие детского вещания в стране и обозначить проблемные зоны этого направления в последние годы.

Практическая значимость работы нашла выражение в концептуальной модели детского вещания «Развивающее детское телевидение». Она замышлялась как своеобразная матрица, необходимая для организации и успешной работы телевизионного подразделения любого уровня - от региональной студии до крупного вещательного телеканала.

В то же время автор выявил специфические черты телевизионного программирования для детей и сформулировал его основные правила.

Апробация работы. Профессиональная деятельность автора в качестве продюсера детско-юношеского вещания национальной телевизионной компании «Звезда» позволяет использовать результаты исследования на практике.

Работа автора в качестве эксперта детского телевидения Государственной Думы РФ при Комитете по делам женщин, семьи и детей

12 Архивные материалы ГАРФа.

13 Комментарии Р.А.Борецкого, В.В.Егорова, Г.В.Кузнецова и др.

15 предоставляет широкое поле деятельности для практического воплощения основных тезисов, содержащихся в исследовании.

Теоретические рекомендации стали полезными в подготовке автором ряда документов для Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

В их числе экспертное заключение проекта Федерального закона «О рекламе» (февраль 2005г.) и проекта закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" (апрель 2005г.).

На базе всероссийского детского центра «Орленок» автор провела ряд социологических исследований по вопросам актуального положения и путей развития отечественного телевещания для юной аудитории. В опросе принимало участие 600 детей. Полученные результаты и базовые идеи диссертационной работы были использованы в разработке и производстве программ для школьников.

Тезисы исследования обсуждались на ежегодных Рождественских чтениях, устроителями которых выступает Государственная Дума РФ и Московский Патриархат РПЦ14.

Тезисное изложение оптимальной модели телевидения для детской аудитории и ее последующее обсуждение состоялось на круглом столе «Законодательное обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в России» (апрель 2004 г.) в Комитете по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы РФ.

Участие в научно-практических конференциях и профессиональных фестивалях дает возможность обсудить с коллегами идеи, часть которых нашла отражение в диссертационном исследовании.

В частности в 2005 году на семинаре «Воспитательная функция телевидения» вниманию участников был представлен доклад «Социальная ответственность телевидения для детей»; в 2006 году в рамках круглого стола «Духовность в современном кино- и теле- произведении для детей» автор выступил с сообщением о практическом воплощении идей развивающего детского телевидения.

Похожие диссертации на Телевидение для детей: теория, история, перспективная модель функционирования