Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация содержательных смыслов в отечественной спортивной фотожурналистике Ващук Мария Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ващук Мария Александровна. Трансформация содержательных смыслов в отечественной спортивной фотожурналистике: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 / Ващук Мария Александровна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2018.- 153 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Коммуникативная роль фотожурналистики в спортивных СМИ 13

1.1. Коммуникативная роль и особенности фотографии в современном обществе 13

1.2. Специфика изучения современной спортивной фотожурналистики: основные определения и термины 19

1.3. Роль и особенности спортивной фотожурналистики в современной медиакоммуникации 26

Выводы по главе 1 34

Глава 2. Из истории отечественной спортивной журналистики 37

2.1. Специфика содержательного наполнения спортивных фотографий дореволюционного (1917 г.) периода 37

2.2. Спортивная фотография в СССР в период 1917–1945 гг. 42

2.3 Динамика содержания спортивных фотографий спорта высших достижений. Часть 1: 1940–1960-е гг. 49

2.4. Динамика содержания фотографии в отображении спорта высших достижений. Часть 2: 1960–1980-е гг. 55

Выводы по главе 2 69

Глава 3. Влияние цифровой революции на тенденции в содержании спортивных фотографий (1991–2008 гг.) 72

3.1. От аналоговой фотографии к цифровой: специфика переходного периода 72

3.2. Современные тенденции в спортивной фотожурналистике 78

3.3 Влияние цифровых технологий на изменения содержательного смысла современной спортивной фотожурналистике 89

Выводы по главе 3 96

Заключение 98

Список литературы 105

Приложение А (справочное) Фотографии 128

Приложение Б (справочное) Фотографии 134

Приложение В (справочное) Фотографии 150

Приложение Г (обязательное) Список интервью 153

Специфика изучения современной спортивной фотожурналистики: основные определения и термины

В рамках данного исследования мы сконцентрируемся на изучении особенностей работы в сфере спортивной фотожурналистики. Спортивная коммуникация – неотъемлемая составляющая современного общества. Исследователь Е. А. Войтик в диссертации «Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в.» так определяет этот термин: «информационное взаимодействие между социальными субъектами (личностями, группами, организациями и т.д.), основанное на производстве, распространении и потреблении спортивной массовой информации» [Войтик, 2013: http]. Процесс этого взаимодействия происходит посредством средств массовой информации, важным элементом которой является журналистика, одним из видов которой является фотожурналистика.

Специфике советской и современной фотожурналистики посвящены труды И. Д. Бальтерманц, Г. Ф. Волчек, В. М. Березина и др. Термин «фотожурналистика» подразумевает особую форму журналистики, которая используют фотографию в качестве основного средства выражения. В отечественной историографии нет работ, посвященных конкретно спортивной фотожурналистике и нет четкого определения этого термина. Поэтому в рамках данного исследования термин «спортивная фотожурналистика» мы трактуем как совокупность работы фотографов, сотрудничающих с различными СМИ, редакторов, отбирающих кадры для публикации и спортивных фотографий, сделанных по редакционному заданию, либо опубликованных в изданиях.

Под термином «спортивная фотография» мы подразумеваем фотографии, отражающие различные аспекты спортивной темы: изображения спортивных занятий, соревнований, тренировок, сопутствующие детали и портреты спортсменов. Однако важно помнить, что спортивные события, как и вообще понятие «спорт», в современном мире делится на две части: «спорт массовый» и «спорт высших достижений». Федеральный закон так формулирует этот термин: «Массовый спорт – это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физиче 20 ское развитие граждан посредством проведения организованных или самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» [О физической культуре и спорте в РФ, http]. Спорт высших достижений – «часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях» [Федеральный закон, http]. Основными вехами календаря спорта высших достижений являются крупные международные соревнования: Олимпиады, Чемпионаты и Кубки мира, Европы, России. Именно эти события в области спорта имеют максимальную зрелищность и традиционно вызывают большой интерес среди зрителей. Это определяет их большое значение для СМИ и делает эти темы частью конкурентной борьбы среди разных изданий. Поэтому в рамках нашего исследования спортивной фотожурналистики чаще всего в сферу внимания попадали кадры спорта высших достижений. А из спортивных событий особое внимание в процессе исследования было уделено крупным международным мероприятиям: Олимпиадам и Чемпионатам Мира и т.п. Исследовательская работа была сконцентрирована на анализе игровых и околоигровых событий, оставив за рамками изучения фотографии из жизни спортсменов. Хотя по тематике эти фотографии также относятся к спортивной фотожурналистике, но в большей степени они создаются по законам жанра фотографий светской хроники.

В условиях повсеместного использования фотографий кадры занятий спортом достаточно распространены как в личных архивах, так и в архивах спортивных сообществ: федераций, клубов и т.д. Для нас принципиальное значение имеет цель, которая стояла перед фотографом во время съемки – были ли кадры сняты для использования в публикациях либо делались для клубного или личного архива, так как это во многом определяет сюжет и содержание снимка.

Новый подход к созданию изображений и современные варианты использования иллюстраций в СМИ в цифровую эпоху вызвали существенные изменения в жанровой системе фотожурналистики, которая находится сейчас в процессе эволюции. Все это связано с изменениями, которые привнесли интернет-технологии в пресс-фотографию, и главные из них – это разнообразие форматов подачи фотографий в современных СМИ и многократное увеличение количества фотографий, как на этапе создания, так и на этапе публикации.

Жанры фотожурналистики изучались исследователями ранее. Например, в 1981 г. были опубликованы лекции фотокорреспондента Д. Н. Бальтерманца, где он выделял три группы жанров фотожурналистики: информационный (информационная фотография, фоторепортаж), аналитический (аналитический репортаж, фотокорреспонденция, фотообозрение) и художественно-публицистический (очерк) [Бальтерманц, 1981: 64]. Много внимания исследованию жанровой системы уделял старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ журфака МГУ им. Ломоносова Н. И. Ворон. В своем учебном пособии «Жанры фотожурналистики» [Ворон, 2012] он разделяет все жанры на две большие группы: информационные и публицистические жанры, внутри групп он выделяет жанры «фотозаметка», «фоторепортаж», «фотозарисовка», «фотокорреспонденция», «фотоочерк», «фотомонтаж», «портретные фотоизображения», «фотосерия». Хотя данное издание вышло в свет в 2012 г., оно во многом повторяет теорию жанров, которую сформулировал исследователь еще в начале 1990-х гг. [Ворон, 1991]. А профессор В. В. Тулупов в 2000 г. так определял жанровое своеобразие фотографии в прессе: «исторически сложились три “родовых”, канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж» [Тулупов, 2000: 147]. Нечеткость в формулировании жанровой системы фотожурналистики стала очевидна исследователям уже в середине 2000-х гг. В 2007 г. А. А. Колосов в статье «Новый взгляд на жанры фотожурналистики» замечал: «Нам кажется далеко небесспорным и вполне искусственным и субъективным нагромождение новых отдельных жанров, таких, как фотоинформация, фотокорреспонденция, фотозаметка, фотоотчет, фотообвинение, репортаж в одном кадре и др., вычлененных из давно известных жанров фоторепортаж и жанровая фотография» [Колосов, http].

На данный момент критерии выделения жанров и их состав не отражают современного состояния новостной фотографии. Например, основным методом съемки для спортивного фотожурналиста является «репортажный метод», когда фотограф снимает происходящее событие, не вмешиваясь в него. Чаще всего фотографы, снимающие для СМИ, снимают именно репортажно, поэтому часто жанр работы фотожурналистов называют «фоторепортажем». Однако термин этот довольно неоднозначный, Н. И. Ворон пишет: «Фоторепортаж – понятие неоднозначное. В современной практике этим термином обозначают и способ съемки, и отдельный информационный снимок, полученный репортажным способом, и несколько фотографий, отражающих развитие какого-нибудь события» [Ворон, 2012: 45]. Действительно, «фоторепортаж» более широкое понятие – он не обязательно сделан во время общественно значимых событий. Методом репор-тажной съемки может быть снято любое спортивное событие, однако далеко не каждое может попасть на страницы изданий. Для того, чтобы фотографии стали бы интересны СМИ, событие должно иметь новостное значение (происходит впервые, носит массовый характер, является международным, или уникальным в чем-то). Поэтому, говоря о спортивной фотографии, мы иногда будем использовать термины «новостная фотография» и «новостной фоторепортаж», подразумевая под ним кадры, сюжет которых содержит информационное значение, важное для изданий.

Вторым методом, к которому часто прибегают фотографы, является «постановочный метод». При этом автор допускает или активно использует режиссуру и прямое вмешательство в создании сюжета или в композицию кадра. Фотографии, снятые таким образом, часто называются «постановкой».

Таким образом, жанровая структура фотографии в отечественной литературе недостаточно проработана с учетом современных реалий. Мы считаем возможным выделить спортивный репортаж в отдельный жанр фотожурналистики в виду присутствия в нем основных типологических особенностей жанра как такового: особый набор сюжетов и методов съемки.

Термин «сюжет» так же нуждается в уточнении применительно к нашему исследованию. В изобразительном искусстве этот термин трактуется как «предмет изображения». Применительно к нашей теме, мы подразумеваем под этим термином единицу спортивного события, которая представляет интерес для читателя СМИ. Чаще всего этот момент важен для понимания общего развития спортивного мероприятия и имеет важное новостное значение, поэтому востребован редактором, который требует запечатление этого момента от фотокорреспондента. Наблюдая за изменение сюжетности спортивных фотографий, мы можем выделить смысловое наполнение кадров на разных этапах развития фотографии.

Работа в сфере спортивной фотожурналистики достаточно специфична. Хотя в целом она имеет родовую связь со всей журналистикой, однако в своих практических проявлениях достаточно своеобразна. Работать и изучать это направление фотожурналистики, не зная специфику основных терминов, применяемых в этой области, очень сложно, так как каждое из понятий может иметь свою существенную особенность в контексте спортивной тематики.

Важнейшее понятие в спортивной журналистики – это «аккредитация». Исследователи К. А. Алексеев и С. Н. Ильченко в своей книге «Спортивная журналистика» так описывает это так: «аккредитуя журналиста, организация признает его право и обязанность на получение необходимой информации и создает для этого необходимые условия» [Алексеев, Ильченко, 2013: 290]. Конечно же, этот термин используется в любых сферах журналистики, однако в спорте это на много более жесткое понятие, чем в других направления. На крупные спортивные соревнования количество аккредитаций часто ограниченно. Они выдаются не только в зависимости от принадлежности к той или иной редакции, но и в зависимости от конкретного фотографа. При этом существенно важно наличие именно такой аккредитации, которая бы позволяла снимать на фото во время события. Съемка с аккредитацией «пишущий» может повлечь за собой удаление журналиста с мероприятия и внесение его в «черный список». Точно так же нельзя снимать видео с аккредитацией «фото» – и наоборот.

Динамика содержания спортивных фотографий спорта высших достижений. Часть 1: 1940–1960-е гг.

За рубежом в рассматриваемый период происходит специализация спортивных изданий. Развитие телевидения в этот момент двояко влияет на спортивную журналистику. С одной стороны, оно создает конкуренцию печатным СМИ, перетягивает на себя рекламные контракты, тем самым сокращая прибыль изданий. С другой стороны, благодаря активному развитию телевидения и прямых трансляций, популярность спорта выходит на новый уровень и делает моду на него повсеместной. Многократно увеличивается количество изданий и журналистов в целом. Для регулирования доступа фотографов к съемочным точкам во время соревнования развивается и ужесточается система аккредитаций. Появляются новые фотоагентства, в том числе и специализированные (в 1968 г. основано спортивное фотоагентство Allsports), новостные сервисы создают фотослужбы, распространяющие фотографии по всему миру. В 1954 г. был основан журнал Sport Illustrated, быстро приобретший славу эксперта в области спортивной журналистики. Важное внимание в издании уделялось и фотографиям – в штате журнала работали лучшие спортивные фотографы. Редакция развивала технику спортивной фотографии, добиваясь важных преимуществ во время съемки событий, эксклюзивных прав на работу с известными спортсменами, используя новейшие достижения техники для создания уникальных кадров.

Практика передачи фотографий с места событий становится повсеместной уже в 1950-е (с 1952 г. эту технологию использует фотоагентство UPI (United Press International)). Оперативная передача фотографий с важных событий достаточно быстро вошла в повседневную практику. В 1970–80-х годах распространяется лазерный фототелеграф, который позволяет передавать фотографии в лучшем качестве, усовершенствуются фотографические технологии.

После окончания Второй мировой войны мир оказался в ситуации жесткого идеологического противостояния двух политических систем: капитализма, воплощением которого были США, и социализма, который представлял СССР. Противостояние развернулось на всех уровнях и уже через несколько лет после 1945 года переросло в «холодную войну», которая во многом определила специфику внешнеполитических отношений на несколько десятилетий. Важной составляющей частью этой конфронтации стала идеология, доказательство превосходства одной системы над другой, борьба не за территории, а за образ мыслей. Английский исследователь Майк О Махоуни пишет: «Советское государство, одержавшее победу в войне и проникнутое неподдельной гордостью, теперь стремилось к новым победам – на спортивных площадках всего мира. Победы в области спорта … продемонстрируют безусловное превосходство советского политического, экономического и культурного строя над капиталистическим западом» [О Махоуни, 2010: 192–193]. Спорт становится важным элементом в этой игре. Именно он вобрал в себя эмоции и накал противостояния, а крупные международные соревнования превратились в важные политические события. Советский союз стал членом основных международных спортивных федераций. В июне 1946 года СССР вступил в международную футбольную организацию ФИФА (Международная федерация футбола), в 1947 г. – в ИААФ (Международная ассоциация атлетических федераций. Национальный Олимпийский комитет (НОК) СССР был основан только 23 апреля 1951 года. И уже на следующий год СССР принимал участие в Олимпийских Играх в Хельсинки. Спортивные издания этого периода были все так же жестко встроены в систему печатных изданий страны. Во главе ее стоял Главлит, орган государственного управления, осуществлявший цензуру всех печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации. Информационное агентство ТАСС было официальным органом распространения информации в стране. Все региональные издания получали от агентства тексты о наиболее важных событиях, а также пресс-клише – фотографии штатных сотрудников фотослужбы ТАСС.

Фактически сразу после окончания Великой Отечественной войны были возрождены издания «Физкультура и спорт» и «Красный спорт». Ежемесячный журнал «Физкультура и спорт» был главным изданием советской спортивной журналистики. Специфика издания не подразумевала оперативности в подаче информации, главный акцент издания был сделан на аналитические статьи, публиковались материалы, выполненные в разных жанрах (фотоочерк, биография, беседа), посвященные чемпионам и рекордсменам советского спорта. Вторым крупным спортивным изданием была газета «Красный спорт», в 1946 году переименованная в «Советский спорт». Ежедневная газета достаточно оперативно передавала текущую хронику внутренней и международной спортивной жизни, однако так же, как и все издания, была сильно политизирована. Стали появляться профильные издания, посвященные олимпийским «медалеёмким» видам спорта, например, иллюстрированный журнал «Спортивные игры», «Легкая атлетика» (оба – с 1955 г.). Выходило большое количество республиканских и местных газет и журналов. Однако они, как правило, имели уже второстепенное значение, освещая местные спортивные события, а крупные события освещали, публикуя тексты и фотографии ТАСС. Большую роль в развитии спортивной журналистики имели спортивные отделы в изданиях общей тематики. Наиболее интересно и объемно спорт освещался в изданиях «Комсомольская правда», «Известия», ежемесячный журнал «Огонек» и другие. Эти издания имели хорошие фотоотделы, фотографы которых снимали спортивные события, иногда выезжая за рубеж на крупные международные соревнования. Технические особенности репортажной съемки рассма т-риваемого периода. После войны у фотокорреспондентов появились «трофейные лейки» – немецкие дальномерные камеры Leica. Но все-таки качественные узкопленочные камеры были дефицитом – все фотографы о них говорят, как о чем-то исключительном. Основные фотокамеры профессиональных фотографов были среднеформатными. Говоря о техническом оснащении советских фотографов очень важно упомянуть и практически постоянное ограничение в негативном материале. Лимитированное количество кадров, с одной стороны, стимулировало фотографов осознанно выбирать моменты нажатия на спуск, с другой стороны – не давало им право на ошибку, а значит, и на эксперимент.

В СССР не существовало полноценной конкуренции среди СМИ, так как вся информация была под контролем вышестоящих организаций. Поэтому вопрос оперативности передачи информации был не настолько актуален, как, например, за рубежом, где он стал важным элементом конкурентной борьбы новостных изданий. Более того, так как планирование номеров утверждалось заранее, даже важные события публиковались с опозданием. Например, турне «Динамо» в Англию состоялось в середине ноября 1945 года. А в «Огоньке» первый материал об этом событии выходит в номере от 30 ноября (последняя игра с в турне состоялась 28 ноября). В нем рассказывается об успешном выступлении советских спортсменов, но сопровождается оно портретами игроков и общей фотографией команды перед отбытием А фоторепортаж фотографа Ивана Шагина публикуется уже в следующем номере, который вышел в конце декабря (см. Приложение Б, Рисунки Б.1 и Б.13.).

Анализ спортивных фотографий 1940 –1960-е гг. Для анализа бытования спортивных фотографий в послевоенный период были выбраны три издания, каждый из которых представляет собой определенный аспект в представлении спортивной фотографии: журнал «Физкультура и спорт» (сокращенно «ФиС»), журнал «Огонек», журнал «Советское фото».

«Новостные», то есть репортажные кадры, главное содержание которых фиксирование происходящего события, издания чаще всего публикуют в неболь 53 шом формате, размером в 1/4 или 1/8 полосы, иногда сразу несколько кадров рядом, в черно-белом варианте. Функция таких фотографий – показать, что событие действительно было, они служат некоторым дополнением к тексту. В этом смысле можно сказать, что сюжетное, новостное наполнение спортивных фотографий начинает, наконец, становится более востребованным в изданиях. Однако все-таки фотографам редко удается снять ситуацию, решившую исход соревнования.

Однако по композиции и по техническому исполнению эти кадры существенно проигрывают «художественным» – красивым образным фотографиям или подборкам фотографий. Последние часто публикуются на целый разворот, красиво обыгрываются версткой, печатают цветными, выносят на одну из обложек издания (см. Приложение Б, Рисунок Б.14.). Большинство фотографий этого типа выдают режиссуру и постановку, которая была привычна в конце 1930-х годов. Среди «художественных» кадров часто встречаются «околоспортивные» темы: например, любительская рыбалка, занятия дворовым футболом или хоккеем и проч.

От аналоговой фотографии к цифровой: специфика переходного периода

Зарождение цифровых технологий (1980 -е – 1998 гг.). За рубежом вопрос оперативной передачи фотографий с места событий был актуален уже в первой половине XX века. Уже с начала 1980-х активно шли эксперименты по цифровой оперативной передаче фотоматериалов непосредственно с места событий в редакцию. Так, на олимпийских играх в Калгари 1988 года агентство AFP (Агентство Франс Пресс, фр. — Agence France-Presse) впервые использовало аппарат для сканирования негативов и передачи информации – «Dixel» (Диксель). «Диксель» («цифровой пиксель» — digital pixel). Фотокорреспондент AFP Александр Неменов так описывает его устройство и функции: «Этот аппарат вообще файл никакой не создавал, он передавал онлайн, при этом он мог передавать и цветные изображения – в три сепарации, каждая по 7 минут. Итоговую информацию получал некий примитивный компьютер, кажется, “black box” называлось» [Личное интервью с А. Неменовым]. У AP (Агентство Ассошиэйтед Пресс — англ. Associated Press) была собственная аналогичная разработка – «Lexar». Как вспоминает Андрей Желнов, в то время спортивный бильд-редактор АПН, впервые о цифровой фотографии он услышал в 1990 году. Один из руководителей главной редакции фотоинформации АПН, вернувшийся из поездки в Нью-Йорк, рассказал об аппаратах, которые фотографию сразу отправляют на стол к редактору: «Мы такое даже себе представить не могли. Помню, думали: а когда же у нас такое будет…» [Личное интервью с А. Желновым]. Достаточно быстро подобные аппараты начинают использовать бюро западных агентств в России.

В конце 1980-х советская спортивная пресса находилась в кризисном состоянии. Одиозная подача информации и политическая ангажированность привели к падению читательского интереса к советским спортивным изданиям. Однако ослабление цензуры и открытость страны для иностранных СМИ позволили российским журналистам, в том числе и фотографам, общаться и работать с коллега 73 ми из зарубежных изданий и привели к появлению альтернативных независимых изданий. Важным событием стало появление новой спортивной ежедневной газеты «Спорт Экспресс». Главными критериями в освещении событий в этом издании стали скорость, оперативность и наглядность. Владимир Гескин, один из учредителей «Спорт-Экспресса», сформулировал это так: «Принципов было несколько. Главное: мы поставили во главу угла интересы не спортивного правительства, а читателей. Что было важно? Информативность – максимальный расклад соревнований, причем увиденный глазами корреспондентов газеты. Объективность – всегда давать мнения разных сторон. И оперативность. Сейчас это кажется нормой, но мы были первым спортивным изданием, которое могло уходить в печать в два часа ночи, если были важные соревнования» [Горбачев, Красильщик, 2011: 52]. Применительно к фотографии это означало, что фотографии вечернего матча должны были быть в утреннем номере и при этом на кадре должен быть не абстрактный «образ», а четко узнаваемый важный момент события. Александр Вильф, фотокорреспондент газеты «Спорт-Экспресс» с 1993 по 2010 гг., вспоминает: «Для “Спорт-Экспресса” было очень важно, чтобы фотография с важного вечернего матча была опубликована уже в утреннем номере. Именно поэтому фотограф после 15 минут матча должен был уходить – проявлять, сканировать и передавать. При этом за эти 15 минут надо было снять максимально все – и хотя карточка в номер шла всего одна, тебе нужно было быть готовым к тому, что понадобится портрет игрока, забившего два гола в одном матче. Да, он сделал это через полчаса, как ты ушел, но надо тогда хотя бы поставить любую его фотографию с этого матча. Иногда на важные матчи ходили вдвоем – тогда один уходил передаваться, а второй снимал до конца. И если в той, второй половине матча, было такое событие, о котором говорили два дня, – то его фотография выходила на следующий день в следующем номере. Это называлось «возвращением» [Личное интервью с А. Вильфом].

Сначала фотографии, отсканированные на «дикселе», пересылали по аналоговой линии связи, через обычный телефон. Передача фотографий непосредственно с места съемки долгое время еще была достаточно сложной. Если в нача 74 ле 1990-х одну карточку передавали по телефону за 40 минут, то в конце десятилетия это время уже сократилось в разы. Но еще долгое время такая связь оставалась дорогой: Александр Вильф вспоминает: «В Афинах (Олимпийские игры в Афинах, 2004 год) я передавался с поля, но это стоило очень приличных денег. Это был телефон, обычная телефонная розетка. Ты звонил условно на какой-то номер, занимая телефонную линию, набрав какой-то пароль на компьютере, получал доступ» [Из личного интервью с А. Вильфом].

Постепенно усовершенствовались аппараты для сканирования и пересылки файлов. Если в начале 1990-х гг. они стоили десятки тысяч долларов и позволить себе их могли только крупные агентства или издания, то постепенно их цена снизилась настолько, что даже фотографы-стрингеры могли себе купить такое оборудование в личное пользование. Позднее появились сканеры, в том числе переносные, и первые ноутбуки, которые позволяли отбирать, редактировать и отправлять фотографии по Интернету.

Это самый сложный период для работы фотографов: на съемки нужно носить не только фототехнику, но тяжелое оборудование для проявки и передачи фотографий. Более того, нужно уметь разбираться не только в фотографии и в спорте, но и в электронике: важно уметь пользоваться новой техникой, уметь подсоединяться к телефонным сетям. Также было очень важно умение правильно выбирать кадр, ведь передача каждого кадра была дорогим и длительным процессом. Фотографы того времени – ограниченный круг опытных профессионалов, четко знающих, что нужно снимать, как кадрировать и какому изданию передавать какие изображения. Александр Вильф вспоминает: «Те немногие фрилансе-ры, которые работали на западные агентства и западные СМИ, работали на новостях, и это были люди весьма богатые. Это были времена, когда карточка стоила 30 долларов в пределах московской кольцевой дороги или 50 за ее пределами, например, в Химках. Да, аппаратура стоила очень дорого, но, кроме этого, надо было еще таскать с собой сканер, ящик с термостатом для проявки. Поэтому это все было круто. И люди, которые все это знали, умели, знали, кому какие карточки отправлять, на уровне менеджмента могли все просчитать: они знали, что бу 75 дет пользоваться спросом, что можно снять и кому продать» [личное интервью с А. Вильфом].

Развитие цифровых фотокамер (1998–2008 гг.). Первые цифровые камеры появились в конце 1990-х годов. Камера Kodak DCS 520 (она же: Canon EOS D2000), совместно разработанная компанией «Kodak» на базе плёночного фотоаппарата Canon EOS-1N в 1998 году, уже была вполне пригодна для профессионального использования в СМИ. С её помощью фотограф получал изображение размером 1728 1152 – меньше, чем большинство современных мобильных телефонов, но этого было достаточно для газетных публикаций – главное, что фотография могла быть сразу отправлена в редакцию. Первым важным событием, которое снимали на такую технику, был Чемпионат мира по футболу во Франции (1998 год), из российских фотографов это событие на цифровую фотокамеру снимал шеф-фотограф российского бюро Reuters Григорий Дукор (см. Приложение В, Рисунок В.1).

На рубеже 1990–2000 гг. издания начали покупать цифровые камеры. Александр Вильф рассказывает: «Цифровая техника была очень дорогая, но даже и за бешеные деньги ее сложно было купить. Например, в 1998 году сотрудник «Спорт-Экспресса» ездил в Японию. Он, даже имея деньги (27 500$), не смог это купить, так как очередь на камеры была расписана на полтора года вперед японскими и американскими СМИ» [Личное интервью с А. Вильфом]. Использовались они на важных, с новостной точки зрения, событиях или во время дальних командировок. Кадры с первых цифровых аппаратов были плохого качества, подходили только для газет, были непригодны для печати в журналах. Поэтому большинство фотографов достаточно долго использовало две камеры – цифровую для «оперативности» и пленочную для «архива». Кстати, по этой же причине во многих редакциях первые цифровые камеры были «общими» – несмотря на большую их стоимость и самые передовые технологии, никто из фотографов не хотел на них снимать постоянно, хорошие кадры старались делать на пленку с лучшим качеством, для «архива», для «выставки».

Влияние цифровых технологий на изменения содержательного смысла современной спортивной фотожурналистике

Уже в начале 1990-х гг., когда только зарождаются цифровые технологии, и распространяется практика оперативной доставки фотографий с мероприятий, происходят важные изменения в содержательном смысле спортивных фотографий, становится важна новостная составляющая, сюжет и соответствие событийной канве соревнования. В это время спортивная фотография в России отходит от ранее принятой системы «окартинивания» событий фотографиями-образами из архива. Фотографы начинают снимать по-другому: в противоположность поиску образов и попытке сконструировать кадр еще до события, они теперь фиксируют то, что видят, и стараются снять фотографию, которая будет связана с темой, наиболее обсуждаемой по итогам конкретного события. Александр Земляниченко, шеф-фотограф бюро AP в России сформулировал это так: «Снимете вы прекрасный полет футболиста с мячом, а по сути, это никому не нужно: да, это будет замечательно висеть на стенке, но об этом никто не напишет, а напишут о нападающем таком-то, потому что завтра его перепродают; такова наша специфика» (цит. из интервью: [Елизарова, http]. Изданию теперь нужно, чтобы эти фотографии непосредственно были связаны с наиболее важными моментами соревнования. Художественные характеристики при этом отходят на второй план. Все дискуссии о том, что в фотографии важен «красивый», решающий момент «по Брессону», главный редактор еженедельника «Футбол-Хоккей» Олег Кучеренко пресекал фразой: «В футболе гол – решающий момент!» (цит. из интервью: [Личное интервью с А. Вильфом]). В условиях существующего на тот момент развития техники это обернулось общим снижением качества съемки: мало времени на съемку, спешка, необходимость выбрать из небольшого по объему материала хоть что-то, подходящее по сюжету.

Следующим этапом в изменении содержания спортивных фотографий стало появление цифровых фотокамер. Такая фототехника давала фотографу огромное преимущество – он теперь меньше времени тратил на передачу кадров, мог снимать событие до конца. Это давало возможность фотографу снимать больше фотографий, точнее, не уходить с первых 15 минут матча. В дальнейшем, при появлении интернет-СМИ спрос на спортивную фотографию многократно возрос и одновременно появилась очень жесткая привязка к событийной составляющей спортивного события. Кроме этого, благодаря появлению «фотогалерей» появилась возможность показывать много фотографий на разные темы. Теперь не только увеличилось и необходимое количество фотографий с одного мероприятия, но и значительно расширилось их сюжетное наполнение. Так в спортивную фотографию попадают новые сюжеты: болельщики на стадионах, детали одежды или макияжа спортсменов, происходящие курьезные моменты.

Для изучения востребованности в современной спортивной фотожурналистике тех или иных сюжетов было проведено исследование, которое заключалось в анализе статистических данных о скачивании фотографий определенной тематики из фотобанка агентства РИА Новости. Анализировалась статистика скачивания фотографий, снятых в течение двух последовательных олимпиад: Олимпиада в Лондоне (2012) и Олимпиада в Сочи (2014). В процессе работы использовался метод статистического анализа, а также экспертный анализ. Главной целью исследования мы ставили выявление критериев, которые определяют востребованность фотографии.

Выгрузка статистических данных формировалась по одинаковым критериям: временной отрезок ограничивался датами проведения Олимпийских Игр (Лондон – с 27 июля по 12 августа 2012 года – 24 дня, Сочи – с 7 по 23 февраля 2014 года – 17 дней). Данные спортивные события имеют большое количество различий (игры летние/зимние, игры в Англии/в России и проч.). Именно поэтому нельзя напрямую сравнивать результаты и показатели двух этих событий. Однако нам было важно взять именно два события, чтобы проследить статистику использования спортивных фотографий в динамике. Выбор именно этой пары был обусловлен важными факторами: это две «соседние» Олимпиады, разница между ними минимальна – 2 года. Олимпиада в Лондоне проводилась в условиях подготовки к Олимпиаде в Сочи, что объективно вызывало более внимательный интерес к этим играм в России. РИА Новости рассматривало Лондон как важную тренировку для фотослужбы перед Сочи и отправило в Англию уникально большую команду фотографов и редакторов, тем самым обеспечив большое количество выпускаемой информации. А российские издания – основные клиенты фотобанка РИА Новости – также много внимания уделяли Лондонской олимпиаде, рассматривая ее как некоторую «тренировку» перед Сочинской. В результате проведенного исследования совершенно четко видно влияние события на «скачиваемость» фотографий. И в Лондоне, и в Сочи наиболее востребованным сюжетом были церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр (Лондон – открытие – 363, закрытие – 230, Сочи – открытие 3261, закрытие 2152). Увеличение порядка этих цифр говорит об огромном спросе на фотографии Олимпиады в Сочи. В то же время, если брать абсолютные числа скачивания конкретных фотографий, то разница в порядке цифр не является значительной. Самая скачиваемая фотография в Лондоне была использована 24 раза, а в Сочи – 38 раз. Это результат того, что в условиях большего предложения (всего в Лондоне РИА загрузили 9882 кадров, в Сочи – 26107) у потребителя был выбор среди кадров конкретного события. Таким образом, подтверждается термин о том, что в современной фотожурналистике нет спроса на единственный «гениальный» кадр, каждое издание предпочитает иметь выбор и публиковать фотографию, которая не повторялась бы на других ресурсах.

Существует очень четкая корреляция между количеством полученных медалей и интересом к фотографиям данного вида спорта в целом. Например, самый популярный вид спорта в Лондоне – легкая атлетика (773 скаченных фотографий и 18 медалей), в Сочи – фигурное катание (7246 скаченных фотографий и 4 медали). Закономерность между видом спорта, количеством медалей и количеством скачиваний прослеживается особенно хорошо, если сопоставить статистику ска-чиваемости по авторам. Наиболее скачиваемые авторы – те, кто снимал «медале-носные» виды спорта, в первую очередь фигурное катание, шорт-трек (Владимир Песня и Александр Вильф). Однако важно заметить, что по итогам статистики Олимпиады в Сочи из этой картины выделяется такой вид спорта, как хоккей. Здесь наши спортсмены не взяли ни одной медали, однако по статистике хоккейный турнир находится на втором месте (сразу после фигурного катания, 3615 ска-чиваний). Это вызвано большой популярностью этого вида спорта, а также активным обсуждением неудач наших спортсменов в СМИ.

Интересно, что кадры, которые явились наиболее выразительными и яркими, по мнению самих фотографов, и в дальнейшем получили призовые места на конкурсах фотографии и фотожурналистики, не входили в список наиболее востребованных фотографий ни на Олимпиаде в Лондоне, ни на Олимпиаде в Сочи. Это свидетельствует о том, что наиболее востребованы фотографии, отражающие важные моменты события, так как именно об этом пишут издания, а значит, подбирают и фотоиллюстрации. Творческий подход фотографа к съемке, несомненно, важен, но он не является определяющим для редакции.

В результате исследования можно сделать вывод, что скачивают прежде всего те кадры, которые отвечают содержанию новостей об этих спортивных событиях. Четко прослеживается связь между темой текстовых новостей и фотографиями.

Основные сюжеты современной спортивной фотографии. Цифровые технологии, создав новые возможности и новые правила подачи фотоматериалов, значительно изменили сюжетность спортивной съемки. Раньше использование большого разнообразия сюжетов ограничивал жестко лимитированный формат печатного издания. Важны были: красивые игровые сюжеты, портрет важного игрока, момент победы («решающий момент», если его удалось снять) и момент награждения, эмоции. Возможности съемки не всегда давали возможность оперативно среагировать на нужные игровые моменты и не оставляли фотографу времени на съемку других сюжетов.

Возможности современной съемки позволяют фотографу снять больше. Одновременно с этим и современная аудитория, которая в основном воспринимает информацию в Интернете, требует больше сюжетов. При этом стандартные сюжеты спортивных съемок являются некоторой «обязательной программой» и сейчас, однако некоторые из них приобрели новое звучание. В первую очередь – «решающий момент».

Съемка решающего момента всегда была важна для спортивной фотографии. Но на разных этапах ее развития в это понятие вкладывалось разное значение. Например, раньше вместо решающего момента публиковались фотографии последующих за ним эмоций – при этом кадр все равно назывался «гол», хотя по факту изображена была именно «радость» (см. Приложение В., Рисунок В.2). Се 94 годня «решающий момент» должен точно соответствовать сюжетному развитию соревнований, даже есть это событие никто не ожидал. Большое количество фотографов на спортивных мероприятиях привело к тому, что практически каждый момент может быть снят.