Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанрово-стилистические особенности публицистики Абдулхамида Самада Кучарова, Насиба Аламхоновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кучарова, Насиба Аламхоновна. Жанрово-стилистические особенности публицистики Абдулхамида Самада : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Кучарова Насиба Аламхоновна; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2012.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/902

Введение к работе

Актуальность темы. Публицистика, как оперативная, авангардная и передовая часть литературы, активно вмешивается в социально-политическую, экономическую и культурную сферы общества, концентрируя внимание различных слоев общества на важнейших проблемах времени, способствуя формированию общественного мнения. В период независимости Таджикистана, в условиях процессов глобализации, публицистика обретает еще большую значимость, ибо она играет важную роль в социально-политической и экономической жизни общества, обобщении важнейших политических вопросов, пропаганде национальных идей.

Действительно, объект изображения публицистики необычайно широк и спектр ее тематики охватывает все явления материального и духовного мира. Идейность, твердость позиций, соответствие духу времени, смелость и открытость мысли являются основными требованиями этой сферы творчества. Такая особенность побуждает публицистику, проникая в художественную и научную литературу, наполнять их публицистическим звучанием. Согласно определению Н.Грибачева, «публицистика заимствует у журналистики такие особенности, как оперативность и остроту точки зрения относительно факта, события и насущных явлений, у социологии- политику, у философии-методику исследования и широту умозаключений, у литературы–образность, типизацию или стремление к типизации, действенность слова и жизненность форм изображения» [3,7].

Необходимо отметить, что рождение и распространение в конце XIX и в начале XXвв. в Индии, Иране, Турции и Средней Азии периодической печати, в частности газет и журналов «Тарджумон», «Мулло Насреддин», «Хабл-ул-матин», «Сиродж-ул-аxбор», «Шуро», «Вакт», «Хуршед», «Бухорои шариф», «Туран», «Самарканд», Ойина», способствоволи пробуждению сознания масс и привели к преобразовательным процессам и росту политического самосознания народов этих стран. Это обстоятельство послужило жанрово-тематическому разнообразию публицистики в стран Востока, обеспечило ее научно-методологическую основу.

Развитие журналистики в первые годы XX века сыграло ведущую роль в жанрово-тематическом совершенствовании публицистики. Представители таджикской литературы нового направления «джадидия», коими являлись такие писатели, как Садриддин Айни, Мирзо Сиродж Хаким, Сидикии Аджзи, Абдуpрауф Фитрат, Абдулвохид Мунзим, Махмудходжа Бехбуди, наряду с писательской деятельностью, активно работали и в сфере публицистики. В своих публикациях на страницах отечественных и зарубежных газет и журналов они обсуждали важнейшие социальные проблемы общества.

В советский период таджикская публицистика, развиваясь и совершенствуясь, в соответствии с социально-политическими запросами времени, с точки зрения содержания и языка, достигла того высокого уровня, что большинство таджикских литераторов, подобно многим советским писателям, обратились к печати в качестве мощного средства пропаганды труда и революционных и партийных идей. Когда в обществе остро встал вопрос об изменении общественного сознания, к реализации которого, прежде всего, были привлечены литераторы, в художественной литературе также стали широко использовать приёмы публицистического изображения.

В 60-80-е годы XX века, особенно в период перестройки и обретения государственной независимости, таджикская публицистика получила наибольшее развитие. В этой связи, всесторонний анализ и выявление особенностей развития таджикской публицистики в целом, а также творчества отдельных писателей - публицистов является одной из важных проблем отечественной журналистики и литературоведения, чем и объясняется актуальность настоящего исследования.

Согласно утверждению академика М.Шакури, «возникла такая историческая необходимость, когда наука призвана помогать в решении важных проблем дня, определении перспективных путей развития нации, выявлении национальных интересов и духовных потребностей, для формирования нового самосознания таджиков. Теперь перед наукой встали еще более важные социальные задачи. Для выполнения исторических задач необходимо, не ослабляя научных основ исследований, наполнить их новым социальным звучанием. Сегодня общество нуждается в настоящей публицистической науке»[18,402].

Степень изученности темы. Диссертация посвящена анализу публицистических произведений народного писателя Таджикистана Абдулхамида Самада, формирование творческой личности которого приходится на начало 60-х годов XX века. Свои первые шаги в литературу писатель делает в области журналистики. Он более двадцати лет проработал в газетах и журналах «Советский Таджикистан» («Тоикистони советї»), «Голос Востока» («Садои Шар»), «Литература и искусство» («Адабиёт ва санъат») и «Культура» («Фаранг»), поэтому вполне естественно, публицистические произведения занимают в многогранном и всеохватывающем творческом наследии писателя важное место. Еще в 2000 году профессор Садуллаев А. отмечал, что «за последние пятнадцать лет было издано более пятидесяти публицистических воспоминаний, писем, поздравлений и эссе Абдулхамида Самада, что, в целом, свидетельствует о многих гранях таланта этого писателя» [13,195]. В последние годы наблюдается еще большее тяготение Абдулхамида Самада к созданию эссе и путевых заметок.

Публицистические произведения А.Самада, необычайно широкие по своему тематическому диапазону, жанрово-стилистическому многообразию, отображают во всей глубине социальную позицию, гражданскую ответственность и нравственно-философские взгляды этого известного художника слова. Однако эти важные, с точки зрения науки, грани творчества писателя, за исключением нескольких статей А. Садуллаева [12, 19-43], до сегодняшнего дня не стали предметом серьезного монографического исследования.

В этой работе впервые всестороннему анализу и исследованию подвергаются публицистические особенности художественных произведений А.Самада, в которых нашли свое яркое отображение традиции и обычаи, характер и социальное положение таджикского народа в различные исторические периоды. Автор диссертации, подвергнув анализу публицистические сочинения писателя, выявляет его значимый вклад в развитие современной таджикской публицистики.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования послужили публицистические и литературно-критические произведения, эссе, интервью, информационные жанры, романы, повести, рассказы, опубликованные в периодической печати или вошедшие в сборники произведений писателя, являющиеся отображением его эстетических взглядов и социальных позиций.

В новой таджикской литературе, у истоков которой стояли С. Айни и А.Лахути, трудно обнаружить произведение, которое не содержало бы публицистических мотивов. В сказанном можно убедиться, обратившись к таким произведениям, как «Гора не без пропасти» («К бе варта нест» - М.Ходжаева), «Хайджо»- (У.Кухзода), «С камнем за пазухой к буре» («Санг дар баал ба тфон» - С.Турсуна), «С мечтой об отце» («Дар орзуи падар» - К.Мирзоева), родившихся в период перестройки и независимости Таджикистана, для которых характерно ярко выраженное публицистическое начало. Ученые литературоведы М.Шакури [18, 430], А.Сайфуллаев [8, 183], А.Садуллаев [13, 198-199], Дж.Бакозаде [2, 51-54], характеризуя стиль изображения А.Самада как чистый реализм, отмечают явную связь данного стиля с реализмом русской литературы.

В целом, таджикская критика и литературоведение, сравнивая художественные и публицистические сочинения А.Самада с произведениями таких выдающихся писателей, как Чингиз Айтматов, Л.Н. Пастернак, В. Астафьев, Т. Матевосян, Ф, Мухаммадиев, подчеркивают его особую роль в решении важнейших проблем человеческого общества.

Целью и задачами исследования является всесторонний анализ особенностей публицистических произведений А. Самада и выявление идейно-содержательных и жанрово-художественных черт публицистики писателя.

Для определения нерасторжимой связи публицистических произведений писателя с литературно-эстетическим процессом времени и переломными историческими событиями второй половины XX и начала XXI веков, в диссертации решаются следующие задачи:

- выявление социально-исторических основ формирования и развития публицистических произведений А.Самада с опорой на изучение основных периодов его творчества;

- выявление публицистических особенностей художественных произведений писателя;

- анализ жанровой палитры его публицистических произведений;

- на основе изучения частоты обращения писателя к таким жанрам, как заметка, статья, интервью, эссе и путевые заметки, выявить процесс формирования и развития социального мировоззрения писателя, его патриотизма и национальной гордости;

- посредством сопоставительного анализа основных тем публицистики А.Самада с произведениями известных писателей, подчеркнуть социальную и созидательную значимость его творчества;

- сопоставив публицистический стиль с научно-художественными стилями, показать на примере публицистики А.Самада превалирующую роль публицистического стиля в журналистике;

- рассмотреть и дать характеристику языка публицистических произведений писателя, как важного и необходимого средства выражения мысли;

- показать место и роль публицистического образа в эссе и путевых заметках писателя.

Научная новизна исследования обусловлена самим выбором темы и постановкой проблемы, в соответствии с которыми, исследуя публицистические произведения А.Самада, выявляется его роль в литературе как талантливого, ответственного за судьбы страны и остро реагирующего на повседневную жизнь народа писателя. В диссертации публицистические произведения А.Самада впервые исследуются комплексно, в форме отдельной монографии, что позволяет выявить жанрово-тематические и стилевые особенности его творчества. Исследование способствует полному и всестороннему изучению личности и эстетического видения писателя.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. Данное диссертационное исследование, написанное на основе изучения публицистических произведений талантливого современного таджикского писателя, позволяет выявить основные направления и особенности развития таджикской публицистики в период Независимости Таджикистана, и тем самым показать социальную позицию писателя и созидательную силу его слова. Результаты и материал нашего исследования могут быть полезными для специалистов различных научных направлений в области литературоведения и теории журналистики. В особенности они могут представлять определенный интерес для исследователей истории таджикской журналистики.

Настоящее исследование осуществлено на обширном материале, относящемся к творчеству известного таджикского публициста. Выводы могут быть использованы при составлении спецкурса «Современная таджикская публицистика», написании учебников для факультетов журналистики высших учебных заведений и общеобразовательных школ, написании диссертационных работ и проведении семинаров.

Методологической основой диссертации послужили традиционные принципы изучения публицистики, в том числе историко-хронологические и сравнительно-типологические методы анализа, также фундаментальные труды таких отечественных и зарубежных ученых, как Е.П. Прохоров, П.И. Ткачев, В.В. Ученова, М.С. Черепахов, М.Н.Ким, В.Н.Вакуров, Л.Н.Демидчик, М.И.Стюфляева, М.Шакури, А. Садуллаев, И.Усмонов, А.Нуралиев, М.Муродов.

На защиту выносятся следующие положения:

- публицистика, как явление социально-культурного характера, призывая все прослойки человеческого общества к борьбе и созиданию, пробуждает в сознании каждой отдельной личности чувство ответственности, справедливости и милосердия;

- публицистика, в зависимости от рождения и развития периодической печати, укрепившись, с точки зрения методологии, за временной отрезок между началом XX и XXI вв., прошла три этапа (до Октябрьской революции, советский период и период Независимости);

- в публицистике периода Независимости деятельность свободомыслящего и борющегося человека, активизировавшись, обрела четко выраженное национальное звучание и глубокое чувство самосознания;

- обращение такого опытного писателя, как Абдулхамид Самад, к публицистике, усилив идейно-содержательную направленность и социальную значимость большинства его произведений, способствовало качественному росту таджикской документальной прозы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр телевидения и радиовещания, печати и международной журналистики факультета журналистики ТНУ ( протокол № 4 от 6. 03. 2012г.).

Результаты и выводы диссертации нашли отражение в 4 публикациях по теме исследования, в «Вестнике Таджикского национального университета», рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ, а также излагались в докладах, сделанных на республиканских и университетских конференциях (2010—2012гг.). Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.