Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Журнал "Путь", 1925-1940 : религиозно-философский дискурс, аксиология и концептосфера Парахневич, Елена Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Парахневич, Елена Валерьевна. Журнал "Путь", 1925-1940 : религиозно-философский дискурс, аксиология и концептосфера : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Парахневич Елена Валерьевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Волгоград, 2013.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/392

Введение к работе

В период советской власти возник пробел в истории отечественной журналистики, связанный с деятельностью печати русского зарубежья, представлявшего собой особый духовно-культурный и исторический феномен. На страницах периодики эмигранты поднимали вопросы, имевшие огромное значение для российского общества: сохранение традиций российской культуры, пути национального возрождения России или налаживание плодотворного межкультурного диалога.

Актуальность данного исследования обусловлена важностью научного осмысления столь масштабного явления журналистики русского зарубежья, как парижский журнал «Путь» – орган русской религиозной мысли, отражавший духовные ориентиры русской эмиграции «первой волны», – а также необходимостью выявить значение издания в культурной жизни эмигрантов. Анализ его дискурсивных практик позволит отчетливо обозначить социогуманитарные и духовно-религиозные векторы культуры русского зарубежья, формы его вовлечения в общественные процессы, происходившие в России в этот необычайно наполненный историческими событиями период. Сегодня высказанные на страницах издания идеи, связанные с поисками национальной идентичности или со способами восполнения возникшего культурно-духовного вакуума путем приобщения к религиозно-философскому наследию деятелей русского зарубежья, не утратили своей злободневности и представляют особую духовно-практическую ценность.

Степень научной разработанности темы. Журналистика русской эмиграции изучена крайне неравномерно, в силу того что предметом научного исследования она стала лишь около двух десятилетий назад. Кроме того, изучение эмигрантской журналистики до сих пор в большей степени намечается историографии и литературоведения. В случае же локализации предмета исследования ученые рассматривают эмигрантские СМИ либо по географическому принципу, либо в аспекте изучения отдельных изданий или публицистов, либо в рамках анализа эмигрантской идеологии.

Между тем назрела необходимость исследования эмигрантской журналистики как феномена, в значительной степени детерминированного своими внутренними законами, целью которого является репрезентация существующей картины мира, реставрация и хранение идеологических ценностей, а также распространение знаний, в которых общество более всего нуждается в этот исторический момент. В целом медийная парадигма русского зарубежья на сегодняшний момент представляет скорее галерею портретов крупнейших публицистов или ведущих СМИ, чем панораму эмигрантской периодики. Подобный дискретный подход нарушает историческую перспективу, поскольку утрачивается связь между отдельными фрагментами. При этом нельзя не отметить, что эмигрантская пресса нечасто становилась объектом именно дискурсивного анализа, в большинстве своем выступая предметом историографической или историко-журналистской рецепции. В данном аспекте обращает на себя внимание монография А.В. Млечко «Мифосимволическая структура художественного дискурса журнала «Современные записки» (1920–1940)», где впервые предпринимается попытка анализа журнала как текстуального феномена с целью демонстрации механизма смыслообразования «картины мира» культурного среза русской эмиграции.

Поэтому симптоматичным представляется отсутствие собственно дискурсивных исследований текстуального пространства и такого крупнейшего эмигрантского журнала, как «Путь». Одну из первых научных рецепций журнала предпринял историк, директор Института экуменических исследований Украинского католического университета А.С. Аржаковский. В монографии «Журнал “Путь” (1925–1940): Поколение русских мыслителей в эмиграции» автор апробирует методологию, направленную на создание «синтеза исторической правды и верности памяти». В своем обширном труде он изучает эволюцию русской религиозной мысли как у каждого отдельного автора «Пути», так и у всего поколения в целом, анализирует ход идейных дискуссий, решающих экуменические проблемы и миссионерские задачи. Исследователь мастерски воссоздает жизненную и идейную среду, в которой философы и богословы конструировали свои концепции. Однако сам текст журнала «Путь» не выступает у А.С. Аржаковского предметом самостоятельного анализа, что во многом позволяет отнести это, безусловно, серьезное исследование к числу работ в области так называемой «истории идей».

Историко-журналистский подход к изучению «Пути» продемонстрирован в книге историка М.И. Раева «Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919–1939», а также в учебном пособии по журналистике русского зарубежья XIX–XX в. под редакцией Г.В. Жиркова. М.И. Раев определяет журнал как главный печатный орган издательства YMСA-press и освещает основной круг тем, заявленных в журнале, среди которых особо выделяет критическое отношение к взаимодействию церкви и государства, капиталистическим общественным и этическим нормам, бытовавшим в дореволюционной России, к агрессивной политике нацистов, в целом делая акцент на просветительской функции журнала и его участии в экуменическом движении. Один из крупнейших историков журналистики Г.В. Жирков, называя «Путь» «главным религиозным печатным органом русского зарубежья», определяет программу издания, а также анализирует основные проблемы, заявленные в публицистике редактора журнала Н. Бердяева на материале его программных выступлений.

Аналогичный подход заявлен и в работе Л.Д. Езовой «Переосмысление опыта русской духовной культуры парижским журналом “Путь”», где издание определяется как «подлинная энциклопедия русской духовной культуры», а главный акцент делается на идейной конфронтации Н. Бердяева и Г. Флоровского. Нельзя не отметить также исследования Е.А. Зелениной, посвященные эмигрантской публицистике Н. Бердяева, сосредоточенной в журнале «Путь». Автор обращается к анализу приемов публицистического мастерства мыслителя, определяет пути формирования общенациональной идеи, толерантности и свободы печати, доказывает своеобразие религиозно-философской публицистики Н. Бердяева, показывает процесс развития его «русской идеи» и обосновывает проблему духовного творчества человека как ее доминанту.

Однако во всех вышеперечисленных работах речь не идет о комплексном анализе текста журнала, их своеобразие заключается в преимущественно «внешнем» описании издания, когда рассматриваются проблемно-тематические особенности публицистического дискурса или идейное наследие его ключевых авторов. Пожалуй, этими работами изучение журнала исчерпывается, за исключением нескольких разрозненных публикаций в научной и библиографической периодике. Причем если в постперестроечный период наблюдался всплеск интереса к «органу русской религиозной мысли» (что выразилось в том числе и в появлении репринтного переиздания первых шести номеров журнала от издательства «Информ-Прогресс» в 1992 году и выпуске полной версии журнала на электронном носителе в рамках серии «Библиотека русской религиозно-философской и церковно-исторической мысли на исходе XX века» Синодальской библиотекой Московского Патриархата в 1998 году), то за последние десять лет не появилось ни одной сколько-нибудь крупной работы, посвященной журналу «Путь».

Целью данной работы является выявление дискурсивных, аксиологических и концептологических особенностей журнала «Путь» как медийного репрезентанта религиозно-философской проблематики русского зарубежья.

Цель исследования определяет следующие задачи:

  1. проследить процесс эволюции журнала «Путь» и его основные исторические этапы, раскрыть идейную позицию журнала, его структуру и содержание;

  2. обозначить место издания в системе периодики русского зарубежья, определить его контекстуальную конгруэнтность журналистике эмиграции «первой волны» и выявить его своеобразие в контексте эмиграционной журналистики;

  3. определив основные типологические характеристики, решить вопрос о типологической принадлежности журнала «Путь»;

  4. выявить доминирующий дискурс издания и его основные особенности, определяющие картину мира русского зарубежья «первой волны»;

  5. обозначить основную коммуникативную цель, реализуемую в религиозно-философском дискурсе;

  6. выделить ведущие концепты религиозно-философского журнала «Путь» как основные формы экспликации ценностей;

  7. определить аксиологическую парадигму журнала «Путь» и сопоставить ее с манифестируемой миссией издания.

Объектом исследования выступает религиозно-философский дискурс журнала «Путь» (1925–1940). Предмет исследования – коммуникативные, аксиологические и концептологические особенности журнала «Путь».

Научная новизна исследования определяется проведенным комплексным анализом крупнейшего парижского журнала «Путь», а именно:

– исследованием журнала в контексте журналистики русского зарубежья, а также рассмотрением его как идейного наследника крупнейших философских журналов начала XX века: «Вопросы философии и психологии», «Новый путь» и «Вопросы жизни»;

– выявлением типа русского религиозно-философского журнала, занимающего промежуточное положение между «толстым» и специализированным журналами;

– изучением виртуальности религиозно-философского дискурса журнала «Путь», в рамках которого моделируется идеальный образ, стоящий в оппозиции к действительности. При этом доминирующими становятся богословские и философские идеи и образы, выступающие репрезентантами современных актуальных событий;

– изучением качественных параметров религиозно-философского дискурса журнала «Путь», а именно: интерактивности, гипертекстуальности и интерсубъективности;

– исследованием особенностей аксиосферы журнала «Путь» путем реконструкции ценностной составляющей его концептосферы.

Методология исследования. В диссертации реализуется комплексный подход, сочетающий несколько методологических векторов – как общенаучных, так и специальных. Прежде всего в работе используется историко-журналистский метод (Л.П. Громова, В.Е. Евгеньев-Максимов, Б.И. Есин, Г.В. Жирков, В.И. Кулешов), позволяющий зафиксировать обстоятельства возникновения и этапы эволюции издания, а также выявить его идеологическую установку. Однако для анализа духовного журнала этот подход, на наш взгляд, не является наиболее релевантным, поскольку идет речь об издании, не только не имеющем четкой идеологической направленности, но и сознательно избегающем любых общественно-политических вопросов. Возможно, именно с неопределенностью политики издания связано то, что никому из исследователей, занимавшихся изучением «Пути», не удалось атрибутировать его как тип издания, хотя и оговаривалась его типологическая уникальность. Поэтому возникла необходимость в типологическом анализе (А.И. Акопов, Е.А. Корнилов, В.В. Тулупов, О.Г. Шильникова, М.В. Шкондин) с привлечением, однако, дополнительных механизмов исследования, позволяющих вскрыть имманентные принципы построения текстов журнала.

В этом плане методологически перспективным представляется историко-литературное («стыковое») изучение журналистики, разработанное В.Б. Смирновым, в рамках которого предполагается анализировать публикации журнала с учетом их идейно-тематической близости и взаимосвязи. В частности, им вводится в научный оборот понятие «журнального контекста», понимаемое как устойчивая система тем, идей, образов и жанров, которые вырабатываются в беллетристике, публицистике, критике, и, коррелируя друг с другом, формируют идейное направление журнала. В дальнейших методологических разработках О.Г. Шильниковой журнальный контекст определяется, с одной стороны, как уникальная типологическая особенность литературно-художественного ежемесячника, а с другой стороны, отмечается полидискурсивность журнала как органа, принадлежащего к системе массовых коммуникаций и включающего в себя тексты разных дискурсов – художественного, публицистического и т.д. Последнее замечание, на наш взгляд, наиболее репрезентативно: в трудах А.В. Млечко, также работающего в рамках этого методологического поля, именно художественный дискурс составляет «основной стержень отечественных “толстых” журналов, являясь центральным смыслопорождающим “ядром” всего издания», что особенно актуально для журнала, «не отличающегося единством и прозрачностью политической позиции и четко обозначенной идеологической направленности».

Таким образом, применение методики дискурсивного анализа (Т. Ван Дейк, М.В. Йоргенсен, В.И. Карасик, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, А.Л. Факторович) к текстуальному пространству журнала, на наш взгляд, является весьма продуктивным, даже несмотря на отсутствие единого определения дискурса. Если понимать дискурс как систему внутренней организации текстов, связанных между собой посредством авторских интенций и информационной, ценностной и эмоциональной интеракции участников общения, воздействующих друг на друга и конструирующих свой способ отражения реальности, то становится возможным раскрыть способы организации текстов журнала и характер взаимодействия авторов и аудитории, а также прояснить коммуникативную цель издания.

Анализируя дискурс журнала, важно проследить линии его сопряжения с историческим контекстом, а учитывая уникальную природу «Пути», который в условиях жесткой идеологический дифференциации печати русского зарубежья избегал общественно-политических вопросов и стремился зафиксировать не исторические реалии, а их философское осмысление, надо исследовать методы конструирования реальности в его дискурсе (П. Бергер, Т. Лукман), для чего необходимо ввести в научный оборот понятие виртуальности журнального дискурса. В последнее время понятие виртуальности чаще используется в отношении кибернетического пространства, созданного с помощью электронного оборудования, однако даже в таком узкотехническом понимании термина можно выделить две его важнейших особенности, актуальных для нашего исследования: это искусственно созданная природа и подражание объективной реальности. О призрачности действительности на примере массовой культуры говорили многие философы XX века (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, С. Жижек): «виртуальность заставляет нас войти в образ, воссоздавая поддельную реальность в трех измерениях… Виртуальность стремится к созданию совершенной иллюзии». Виртуальность «Пути», на наш взгляд, заключается в том, что он обращается к иллюзорному миру философских идей и образов, порожденных как реакция на действительность, а также сам пытается сформировать новую реальность путем изменения аксиологической парадигмы своей аудитории. Любые медиа так или иначе участвуют в формировании комплекса ценностей личности и общества, но для духовного журнала, выполнявшего просветительские функции, степень такого влияния увеличивается в разы, что вынуждает нас обратиться к методам, позволяющим раскрыть способы экспликации ценностей в дискурсивном пространстве журнала (И.В. Ерофеева, А.М. Шестерина).

Вышеперечисленные и другие работы в области медиапроцессов, а также труды, в которых разрабатываются методологические основы лингвистики текста и теории дискурса (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер, Л.П. Громова, Э. Гуссерль, О.В. Дедова, Ю. Кристева, Д.С. Лихачёв, М.Л. Макаров, Н.А. Фатеева, Н.А. Хренов и др.), сформировали теоретическую базу исследования.

Эмпирическая база диссертации включает в себя тексты разных дискурсов – философско-религиозного, а также критического, публицистического и эстетического – появившихся на страницах журнала «Путь» в период с 1925 по 1940 год.

Положения, выносимые на защиту:

  1. «Путь» аккумулировал издательский опыт таких журналов начала XX века, как «Вопросы философии и психологии», «Новый путь» и «Вопросы жизни», унаследовав от них равнодушие к общественно-политической жизни и превалирование общекультурной, преимущественно философской информации, а также метод подачи информации, заключающийся в объективном критическом анализе философских идей путем организации свободной дискуссии и дебатов с целью сформировать у аудитории целостную систему взглядов и убеждений. Своеобразие тематики, программы и аудитории «Пути» вынудили его занять промежуточное положение между «толстым» и специализированным журналами, сформировав вместе с перечисленными изданиями группу русских религиозно-философских журналов.

  2. Программная концепция была сконцентрирована вокруг трех основных идей: преодоление идеологического разрыва между основными эмигрантскими движениями и поддержание связи с Русской землей; интеграция – прежде всего духовная, культурная и религиозная – эмигрантов в иное социокультурное пространство; выражение духовных и религиозных задач русской эмиграции.

  3. Критический, эстетический и публицистический дискурсы журнала «Путь» утрачивают свою самостоятельность и становятся частью единого религиозно-философского дискурса издания, который определяется как дискурс виртуальный, моделирующий идеальный образ, стоящий в оппозиции к действительности. Для виртуального дискурса журнала «Путь» свойственны проявление интерактивности, подразумевающей биполярность коммуникации и симметрию отношений коммуникатора и рецепиента, гипертекстуальности, выражающейся в нелинейности и фрагментарности дискурса, и интерсубъективности, понимаемой как смысловой код, с помощью которого возможно дешифровать дискурс и интерпретировать авторские интенции.

  4. Анализ прецедентных феноменов, представленных в дискурсе журнала, позволяет сделать вывод о том, что все они аппелируют к Библии как основному текстуальному пратексту, соотносимому с новым историко-культурным контекстом эпохи. При этом осуществляется символический перенос сакрального образа на актуальное семантическое пространство современной эмигрантской реальности с целью репрезентации духовных ценностей, что является основной коммуникативной целью журнала.

  5. В коммуникационное пространство журнала вовлекаются значимые для эмиграции концепты: РОССИЯ, ВЕРА, ПУТЬ, ЖЕРТВА, ДУХ/ДУША, которые, выступая в качестве ценностных ориентиров, определяющих ее миссионерскую духовную деятельность, в своей совокупности формируют семиотическое и аксиологическое содержание исследуемого дискурса.

  6. Магистральная тема журнала – грядущее спасение или гибель России – формирует два разнонаправленных ценностных вектора. Как антиценность в религиозно-философском дискурсе журнала репрезентируется большевизм, понимаемый как квазирелигия, основанная на антихристианских началах; в качестве главного ценностного идеала выступает идея необходимости следовать путем христианских добродетелей к высшей божественной сущности и обретению Царства Божия.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что собранная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет расширить научные представления о функционировании медиафеноменов в рамках социокультурной среды; дополнить представления о закономерностях и тенденциях развития журналистики «первой волны». Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах «Журналистика русского зарубежья» и «История отечественной журналистики», а также журналистами-практиками, работающими в печатных средствах массовой информации для обновления моделей современных религиозных и философских медиа.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы прозвучали в выступлениях на международных научных конференциях «Художественный текст и текст массовых коммуникаций» (Смоленск, 2009); «Межкультурная деловая коммуникация» (Волгоград, 2009); «Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов» (Волгоград, 2010); «Медийные стратегии современного мира» (Краснодар, 2010, 2011, 2012); «Векторы духовности в русской литературе и журналистике XIX–XXI веков» (Ставрополь, 2011); «Журналистика в 2010 году. СМИ в публичной сфере» (Москва, 2011); «Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы» (Ставрополь, 2012); а также всероссийских конференциях «Журналистика в поисках моделей развития» (Томск, 2011) и «Проблемы массовой коммуникации» (Воронеж, 2011, 2012).

Промежуточные результаты исследования отражены в 18 публикациях общим объемом 5 п.л., в том числе в 3 статьях перечня ВАК.

Хронологические рамки диссертации – 1925–1940-е года с выходом на исторические закономерности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем 204 страницы.

Похожие диссертации на Журнал "Путь", 1925-1940 : религиозно-философский дискурс, аксиология и концептосфера