Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Акоев Заур Урузмагович

Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке
<
Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акоев Заур Урузмагович. Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке : диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.01.20 / Акоев Заур Урузмагович; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2010.- 131 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Этиология и патогенез заболеваний височно-нижнечелюстного сустава

1.2. Физиологическая окклюзия и функция височно-нижнечелюстного сустава .

1.3; Профессиональные заболевания в челюстно-лицевой области музыкантов

1.4. Влияние окклюзионных взаимоотношений на состояние функции височно-нижнечелюстного сустава

1.5. Методы обследования, применяемые при диагностике дисфункций височно-нижнечелюстного сустава

1.6. Метод миотонометрического исследования жевательных мышц

Глава 2. Материалы и методбгисследования

2.1. Общая характеристика объектов исследования

2.2. Методы исследования

2.2.1. Метод клинического обследования

2.2.1.1. Опрос (сбор анамнеза)

2.2:1.2. Методика предварительного обследования

2.2.1.31 Метод подробного функционального клинического анализа

2.2.2. Рентгенологический,метод обследования .

2.2.3; Метод механической аксиографии .

2.2:4. Анализ в артикуляторе гипсовых моделей' установленных по лицевой дуге в положении центрального соотношения (задней контактной позиции)

2.2.5: Методика миотонометрии жевательных мышц

Глава 3. Результаты собственных исследований '

3.1. Результаты клинического обследования музыкантов

3.2. Результаты рентгенологического обследования

3.3. Результаты механической аксиографии

3.4. Результаты анализа гипсовых моделей, установленных в артикуляторе в положении центрального соотношения (задней контактной позиции)

3.5. Результаты миотонометрии

Глава 4. Обсуждение полученных результатов

Заключение

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Введение к работе

Актуальность проблемы

В последние годы значительно увеличилось число пациентов с нарушением функции височно-нижнечелюстного сустава и мышц челюстно-лицевой области (Персин Л. С. с соавт., 2006-2009; Slavichek R., 2000).

Наиболее частыми причинами болевого синдрома дисфункции височно-нижечелюстного сустава являются нарушения окклюзионных взаимоотношений, обусловленные разрушением зубов различной этиологии, деформациями и дефектами зубных рядов, морфо-функциональными изменениями в мышцах челюстно-лицевой области (Персин Л. С., 1996; Марков Б. П., 1999; Арутюнов С. Д., 2003; Ибрагимов Т. И., 2005; Лебеденко И. Ю., 2008)

Помимо основных причин, которые влияют на состояние функции височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц, ведущей причиной может являться и профессиональная деятельность больного. (Хватова В. А., 1982-1997; Цимбалистов А. В., 2005; Porter M., 1987; Prensky H., 1995).

Профессиональные музыканты, играющие на скрипке, формируют группы, требующие внимания со стороны врачей-стоматологов. При игре на скрипке голова принимает особую позицию. Исполнитель, располагая скрипку параллельно полу, зажимает её между левым плечом и краем нижней челюсти, при этом зубы плотно сжаты для того, чтобы нижняя челюсть не смещалась вправо (или влево). Положение скрипки варьирует от прямого, до полностью смещенного влево (Herman E.,1987; Lovrovich A., 1990).

Игра на скрипке во многих случаях влияет на положение головы, так как исполнитель вынужден использовать нижнюю челюсть для фиксации инструмента. По мнению ряда ученых, эти исполнители входят в группу риска заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц, что может повлечь за собой их профнепригодность (Shapiro G., 1986; Silverman S., 1986; Porter M., 1987; Prensky H., 1995).

По данным Herman E. (1989); Rindisbacher T. (1990); Ingerval B. (1991), игра на скрипке более трех часов в день, может являться важным фактором развития патологических процессов в зубочелюстной системе.

К началу настоящего исследования в отечественной стоматологии отсутствовали исследования, посвященные проблемам функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке.

Углубленное изучение влияния профессиональных занятий на скрипке на состояние зубочелюстной системы музыкантов позволит выработать систему профилактики возможных патологических состояний и предложить патогенетический план лечения и реабилитации, что очень важно для их здоровья и профессиональной деятельности.

Цель исследования

Комплексная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц у музыкантов, играющих на скрипке.

Задачи исследования

1. Провести комплексное исследование состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке, и музыкантов группы контроля:

клинико-функциональное,

рентгенологическое,

аксиографическое.

2. На диагностических моделях, установленных в артикуляторе, настроенном на индивидуальную функцию, оценить состояние зубных рядов и их окклюзионные взаимоотношения.

3. Исследовать у музыкантов основной и контрольной групп тонус жевательных и височных мышц в покое и при максимальном волевом сжатии до и после часовой игры на музыкальном инструменте.

4. Дать сравнительную оценку функционального состояния височно-нижнечелюстных суставов и жевательных мышц у музыкантов, играющих на скрипке, и музыкантов, играющих на ударных инструментах (контроль).

Научная новизна исследования

Получены новые данные комплексного сравнительного исследования функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке в зависимости от стажа профессиональных занятий и гендерного фактора.

Установлено достоверное ухудшение стоматологического статуса у музыкантов, играющих на скрипке, в сравнении с музыкантами контрольной группы.

Получены новые данные о состоянии височно-нижнечелюстного сустава, собственно-жевательных, височных, шейных, надподъязычных, подподъязычных мышц и межокклюзионных взаимоотношений зубных рядов (по результатам клинического функционального анализа), у музыкантов, играющих на скрипке, в сравнении с музыкантами контрольной группы.

Установлено нарушение мышечной деятельности челюстно-лицевой области и функциональная асимметрия собственно-жевательных и височных мышц (по данным миотонометрического исследования) у музыкантов, играющих на скрипке, в сравнении с музыкантами контрольной группы.

Выявлены внутрисуставные нарушения (по показаниям аксиографического исследования и клинического функционального анализа) у музыкантов, играющих на скрипке, в сравнении с музыкантами контрольной группы.

Практическая значимость

На основании анализа результатов клинических и инструментальных исследований получены данные, свидетельствующие о наличии нарушений функции височно-нижнечелюстного сустава и мышц челюстно-лицевой области у музыкантов, играющих на скрипке.

Выявлена связь степени функциональных нарушений со стажем игры на скрипке.

Установлено, что музыканты, играющие на скрипке, составляют группу повышенного риска развития дисфункции височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц в результате функциональной перегрузки во время игры на скрипке и нуждаются в проведении профессиональных лечебно-профилактических мероприятий и регулярного профессионального наблюдения со стороны врачей-стоматологов.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Комплексное стоматологическое клинико-функциональное обследование студентов Государственного музыкального педагогического института им. Ипполитова – Иванова убедительно свидетельствует, что профессиональные занятия игрой на скрипке сопровождаются достоверным нарушением состояния функции височно-нижнечелюстных суставов, причинами которых являются функциональные нарушения ВНЧС, дискоординация функции жевательных мышц.

2. Показатели подробного клинического функционального анализа свиде-тельствуют о том, что музыканты, играющие на скрипке, являются группой риска заболеваний ВНЧС, в сравнении с музыкантами, играющими на ударных инструментах.

3. С увеличением стажа игры на скрипке достоверно увеличивается разница асимметрии тонуса покоя и контракции жевательных мышц до и после игры на скрипке, в сравнении с показателями мышечного тонуса музыкантов, играющих на ударных инструментах.

Апробация работы

Результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены:

на конференции молодых ученых, приуроченной к Всероссийской студенческой научной конференции «Стоматология XXI века» (Москва, 8 декабря 2009 г.);

на итоговой конференции НИМСИ (Москва, 14 декабря 2009 г.);

на VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование, наука и практика в стоматологии» по объединенной тематике «3D-технологии» - Новое развитие стоматологии» 3D - «Думать. Действовать. Достигать» (Москва, 8-12 февраля 2010 г.).

на совместном заседании сотрудников кафедры госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ, кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ и лаборатории материаловедения НИМСИ при МГМСУ 21 января 2010 г.

Внедрение результатов исследования

Результаты диссертационной работы внедрены в педагогический процесс, с клиническими ординаторами и аспирантами кафедры госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ.

Работа выполнена по плану НИР МГМСУ, номер государственной регистрации 01200411435

Личное участие соискателя в разработке проблемы

Автор лично провел все клинические исследования по диагностике окклюзионно-артикуляционных нарушений 36 музыкантов, играющих на скрипке и у 12 музыкантов, играющих на ударных инструментах, их систематизацию по группам и тщательное клиническое обследование с использованием инструментальных методов исследования. Автором лично было получено 96 альгинатных оттисков, изготовлено 96 высокопрочных прецизионных гипсовых моделей зубных рядов. Автор освоил и применил инструментальные методы исследования зубочелюстной системы: механическая аксиография, миотонометрия, анализ гипсовых моделей в артикуляторе настроенном на индивидуальную функцию. Получено и проанализировано 288 аксиограмм, проведено 384 миотонометрических исследования, проанализировано 48 пар гипсовых моделей установленных по лицевой дуге в артикуляторе, настроенном на индивидуальную функцию по результатам аксиографии, проанализировано 48 ортопантомограмм и 96 томограмм ВНЧС в боковой проекции.

Автор активно участвовал в статистической обработке полученных данных, анализе результатов комплексного клинико-инструментального функционального обследования музыкантов, играющих на скрипке и ударных инструментах.

Публикации

По теме диссертации опубликовано 3 работы, из них 2 статьи в журнале из перечня ВАК Минобрнауки РФ.

Объем и структура диссертации

Физиологическая окклюзия и функция височно-нижнечелюстного сустава

Зубочелюстная система функционирует в результате сложного взаимодействия челюстей, жевательных мышц, пародонта, зубов, височно-нижнечелюстного сустава. Связь между ними осуществляется системой тройничного нерва с чувствительными и двигательными ядрами, тесно связанными с корковым и подкорковыми центрами головного мозга. Рефлекторные и произвольные движения нижней челюсти регулируются нервно-мышечным аппаратом. ВНЧС обеспечивает дистальное фиксированное положение нижней челюсти по отношению к верхней и создает направляющие плоскости для ее движения вперед, в стороны и вниз в пределах границ ее движения. Стабильное вертикальное и трансверсальное положение нижней челюсти обеспечивают окклюзионные контакты жевательных зубов, которые также образуют направляющие плоскости для движений нижней челюсти вперед и в сторону в пределах контактов между зубами (Гросс М.Д., Мэтьюс Дж. Д. 1986).

Важной особенностью функции жевания является то, что нижняя челюсть совершает движения в вертикальной, сагиттальной и трансверсальнои плоскости. Во время жевания происходит взаимодействие всех органов зубочелюстной системы: ВНЧС, пародонта, мышц и др. Привычное смыкание нижней челюсти при физиологической окклюзии характеризуется крайнем верхнем срединно-сагиттальным ненапряженным положением суставных головок в соответствующих суставных ямках. В этом положении нижняя челюсть вращается вокруг неподвижной горизонтальной оси, которая называется "терминальной осью вращения". По литературным данным движения нижней челюсти при жевании происходят в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Нижняя челюсть может осуществлять боковые перемещения из привычного смыкания примерно на 10 мм., смещения вперед 9 мм., назад на 1 мм., вниз на 50 мм. (Posselt U.1958).

В норме открывание рта осуществляется при вращательных и поступательных движениях суставных головок. В начале открывания рта из положения центрального соотношения нижняя челюсть совершает шарнирные движения вокруг оси проходящей через центры суставных головок. При вращении суставных головок вокруг этой оси, срединная точка нижних резцов описывает дугу длиной около 20 мм, эта траектории называется "терминальной дугой закрывания" (Гросс М.Д., Мэтьюс Дж. Д. 1986).

Смещение нижней челюсти из положения "центрального соотношения" в привычное смыкание сопровождается движением суставных головок вниз и вперед по задним скатам суставных бугорков. Длина этого скольжения составляет около 1 мм. По наблюдениям (Posselt U.1958), такое движение происходит у 90% населения. Реже встречаются случаи, когда начальный контакт зубов в положении центрального соотношения одновременно является максимальным межбугорковым контактом. В этом случае никакого скольжения не происходит.

При открывании рта в височно-нижнечелюстных суставах происходит сложная комбинация движений. Вначале обе суставные головки осуществляют ротацию вокруг поперечной оси в нижнем этаже сустава, где впадиной служит нижняя поверхность внутрисуставного диска. При этом верхний полюс головки вместе с диском смещаются вентрально. Центр вращения этой фазы движений находится на передне-внутренней части суставной головки. Дальнейшее открывание рта путем шарнирного движения, суставных головок без повреждения тканей позади суставных головок невозможно. Поэтому, при дальнейшем открывании начинаются поступательные движения головок вперед и вниз по заднему скату суставных бугорков до установления суставных головок на вершинах. Внутрисуставной диск меняет свое положение и начинает смещаться вперед по задней поверхности суставного бугорка. При этом срединная точка нижних резцов описывает дугу длиной 50 мм. (Гросс М.Д., Мэтьюс Дж. Д. 1986).

В ходе этой сложной комбинации движений головка ротируется и угол скольжения диска составляет около 40. При этом оба височно-нижнечелюстных сустава «работают» строго координировано. Частично степень открывания рта ограничивается тем, что диск устанавливается впереди головки (Spitzer W. J. 1990; Хватова В. А., Корниенко В. И. 1991; Семкин В. А., Рабухина Н. А. 1999).

При закрывании рта в норме движения осуществляются в обратном по-рядке: суставные головки смещаются назад и вверх, пока не займут центральное положение в суставных ямках у основания скатов суставных бугорков. При минимальной активности жевательной мускулатуры нижняя челюсть занимает положение физиологического покоя. При этом межокклюзионная высота составляет 2-4 мм. Это положение находится на пути нижней челюсти из максимального открывания рта в "привычную окклюзию". Поскольку максимальное открывание рта - сочетание шарнирных и поступательных движений, и оно зависит от мышц, положение «физиологического покоя» не постоянно и не может быть воспроизведено неоднократно, оно зависит от положения головы. При наклоне головы вперед исходное положение «физиологиче-ского покоя», также смещается вперед (Mohl N.,Zarb G., Carlsson G., Rugh J. 1990).

Анализ в артикуляторе гипсовых моделей' установленных по лицевой дуге в положении центрального соотношения (задней контактной позиции)

После получения оттисков и изготовления моделей из гипса IV класса, модель верхней челюсти гипсовали в артикулятор QUICK-MASTER фирмы Fag dentaire по лицевой дуге, а модель нижней челюсти по регистрату центрального соотношения. Регистрацию центрального (отправного) соотношения проводили при разобщенных зубных рядах, чтобы не допустить ответной реакции мышц на зубной контакт и соскальзывания в привычную статическую окклюзию.

Небольшое разобщение зубных рядов нивелировали в артикуляторе удалением регистрата и смыканием (закрыванием) зубов по практически идентичной траектории вращения. Для регистрации центрального соотношения использовали метод свободного позиционирования в вертикальном положении.

Свободное позиционирование в вертикальном положении предполагает ненасильственную помощь пациенту при завершающей фазе закрывания рта. Мы совершали закрывающее движение, толкая подбородок пациента вверх (при этом также необходимо расслабиться пациенту) (рис. 57)

Получено 96 альгинатных оттиска с зубных рядов исследуемых пациентов. У каждого пациента снимали один оттиск с верхнего зубного ряда и один оттиск с нижнего зубного ряда. Изготовлено 96 модели зубных рядов верхней и нижней челюстей из гипса IV класса: 48 моделей верхней челюсти и 48 моделей нижней челюсти (рис. 58.).

Для установления модели челюстей в пространстве артикулятора по индивидуальным данным, использовали лицевую дугу, прикусную вилку, шарнирное соединение (переходник). Лицевую дугу " QUICK-AXIS ", фирмы "Fag dentaire" (рис. 59), могли регулировать в зависимости от размеров головы исследуемого пациента. Фиксирующими элементами являются ушные оливы, носовой упор и винты. Ушные оливы имеют анатомическую форму, которая позволяет устанавливать лицевую дугу в непосредственной близости от сустава. Опора на переносицу или носовой упор закрепляет дугу на голове пациента. Таким образом, лицевая дуга сориентирована по франкфуртской горизонтали.

Прикусная вилка используется для получения отпечатков зубного ряда верхней челюсти, с помощью расположенной на ней тонкой пластинки разогретого базисного воска. Прикусную вилку располагали на верхнем зубном ряду, центрируя её в сагиттальной плоскости, затем слегка прижимали к зубам верхней челюсти.

Следующим этапом фиксировали лицевую дугу и убедившись в стабильном её положении, придерживая вилку, фиксировали её на лицевой дуге при помощи шарнирного соединения. Убедившись в плотном прилегании прикусной вилки к зубам, фиксировали это положение фиксирующими винтами.

С помощью лицевой дуги определялось положение верхней челюсти по отношению к франкфуртской горизонтали. Далее лицевая дуга переносилась на регулируемый артикулятор "QUICK-MASTER", фирмы "Fag dentaire", (Франция) (см. рис. 60). Дуга неподвижно фиксировалась в артикуляторе. Модель верхней челюсти устанавливали в оттиски на прикусной ложке и небольшим количеством жидкого гипса сметанообразной консистенции фиксировали к верхней раме артикулятора.

В первую очередь мы оценивали окклюзионную стабильность зубных рядов на гипсовых моделях (рис. 61). Для этого мы удаляли модели из артикулятора и складывали их окклюзионными поверхностями, сжимали их, чередуя давление в области премоляров и моляров. Выявленное нарушение на моделях сравнивали с анализом в полости рта пациента.

Анализ моделей в артикуляторе, включал в себя определение наличия и плотности окклюзионных контактов с помощью цветной проверочной окклюзионной фольги 8-12 мкм в положении центрального соотношения. Для маркировки различных окклюзионных контактов использовали различную цветную окклюзионную фольгу. Центральные, статические окклюзионные контакты отмечали красным цветом, протрузионные - черным, а соответственно медиотрузионные и латеротрузионные (слева и справа) синим и зелёным.

По характеру основных окклюзионных движений нижней челюсти выделяли следующие фасетки стирания: центральные, протрузионные, латеротрузионные, медиотрузионные.

Оценивали, также, смыкание зубов с язычной стороны, что возможно только на гипсовых моделях. Особенно уделяли внимание соотношению моляров и премоляров.

После настройки суставного механизма артикулятора, проверяли динамическую окклюзию при нижнечелюстных движениях и определяли зубы, направляющие протрузионные, латеротрузионные и ретрузионные движения нижней челюсти.

Методика миотонометрии жевательных мышц

Индивидуальные колебания тонического напряжения собственно-жевательных мышц (mm. masseter dextra, sinistra) и височных мышц (mm. temporalis dextra et sinistra) определяли в процессе динамического наблюдения до игры на музыкальном инструменте и через один час после обычного урока по полной программе (исполнялся технический минимум, упражнения, гаммы, проводилась работа над виртуозным произведением). Определяли тонус покоя (Тп) и тонус контракции (Тк). Также определяли разницу в миотонах между правой и левой сторонами обеих групп исследуемых мышц при покое (Ап) и при контракции (Ак). Использовали механический миотонометр фирмы METRIMPEX, доктора Szirmai (Венгрия) (рис. 63). Для идентичного размещения щупа прибора при повторном исследовании отмечали точки измерений на специальном планшете. Пальпаторно отмечали "эпицентр" мышечного напряжения собственно-жевательных (Рис. 65 (а)) и височных мышц (Рис. 65 (б)), на которые прикладывали щуп прибора так, чтобы вся поверхность щупа соприкасалась с мышцей. Проводили измерения ее твердости, что дает возможность судить о силе сократительной способности мышц. Под мышечным тонусом мы понимали жесткость мышцы в направлении, перпендикулярном ее волокнам в измеряемой точке. Показания по шкале миотонометра отмечали в период физиологического покоя мышц и при максимальном волевом сокращении их в момент смыкания зубных рядов. Каждый параметр регистрировали по 3 раза, определяя среднее значение и ошибку среднего в миотонах.

Так как значение мышечного тонуса зависит от многих параметров, мы оценивали симметричность, а не абсолютное значение мышечного тонуса. Результаты исследований сводили в таблицы, подвергали статистической обработке с использованием программы Microsoft Excel. В основную группу входило 36 человек (16 жен. и 20 муж.) музыкантов, играющих на скрипке в возрасте от 17 до 25 лет со стажем игры на скрипке от 10 до 20 лет. Эти музыканты были отобраны для данного исследования путем предварительного анкетирования. Критерием отбора явлилось ортогнатическое соотношение зубных рядов, интактные зубные ряды без дефектов и возраст от 17 до 25 лет включительно. Жалобы пациентов. Пациенты основной группы предъявляли жалобы на зубные отложения, боль напряжения во время игры на скрипке в жевательных и височных мышцах и подчелюстной области, боль в шее, дискомфортные ощущения в околоушной области, сжатие и скрип зубов во время сна. Со стороны полости рта у пациентов основной группы были жалобы на смещение центральной линии резцов, чего не было у пациентов контрольной группы. У 25 музыкантов было желание провести мероприятие профессиональной гигиены полости рта, также жалобы на кровоточивость десен во время чистки зубов.

Среди них 10 человек (6 жен. и 4 муж.) из подгруппы «1а», 8 человек (5 жен. и 3 муж.) из подгруппы «16» и 7 человек (4 жен. и 3 муж.) из подгруппы «1в». В контрольной группе присутствовали жалобы у 7 человек на наличие зубных отложений (налет) и у 3 человек на наличие кровоточивости десен во время чистки зубов. Жалобы на косметический дефект (несоответствие срединной резцовой линии) были у всех 16 женщин основной группы. На неприятное ощущение в околоушной области жалобы предъявляли 9 человек (6 жен. и 3 муж.), из которых 2 человека (жен.) в подгруппе «1а», 3 человека (2 жен. и 1 муж.) в подгруппе «1 б» и 4 человека (2 жен. и 2 муж.) в подгруппе «1в». Эти ощущения возникали в ответ на жевание, пальпацию. На дискомфортные ощущения (хруст, щелчки) предъявляли жалобы 25 из 36 музыкантов основной группы, из которых 12 были женщины, а 13 мужчины. Соответственно из них 8 человек (4 жен. и 4 муж.) в подгруппе «1а», 9 человек (4 жен. и 5 муж.) в подгруппе «16», 8 человек (4 жен. и 4 муж.) в подгруппе «1в». Жалобы на ограниченное открывание рта имели 20 из 36 пациентов основной группы. Из 16 женщин 14 предъявляли такого рода жалобы, а из 20 мужчин какие жалобы присутствовали только у 6 человек. Среди 14 женщин были 6 пациенток из подгруппы «1а», 4 пациентки из подгруппы «16» и 4 пациентки из подгруппы «1в». Среди мужчин 2 из подгруппы «1а», 3 пациента из подгруппы «1в», 1 пациент из подгруппы «1в». У 11 человек основной группы присутствовали жалобы на повышенную чувствительность зубов на температурный раздражитель и во время чистки зубов. Среди них 3 пациента (1 муж. и 2 жен.) в подгруппе «1а», 5 человек (3 муж. и 2 жен.) в подгруппе «16», 3 человека (1 муж. и 2 жен.) в подгруппе «1в».

Результаты анализа гипсовых моделей, установленных в артикуляторе в положении центрального соотношения (задней контактной позиции)

У 2 пациентов результат - «нормальное смещение», у 5 пациентов -«ограниченное смещение», у 5 пациентов - «гипермобильное смещение». При проведении функциональной пробы, медиотрузии влево, были получены следующие результаты: у 2 пациентов наблюдали «нормальное смещение», у 3 пациентов наблюдали «гипермобильное смещение», у 7 пациентов наблюдали «ограниченное смещение». Из общего числа обследованных музыкантов подгруппы «1а», симметричное нормальное меиотрузионное движение вправо и влево наблюдалось у 2 пациентов. Симметричное ограниченное смещение вправо и влево наблюдали у 2 пациентов. У остальных 8 пациентов мы наблюдали асимметричный результат. Из них 5 человек имели ограниченное смещение влево, из которых у 3 человек наблюдали гипермобильное смещение вправо, у 2 человека нормальное смещение вправо. У 3 человек ограниченное смещение влево и гипермобильное вправо.

В подгруппе «16», при проведении функциональной пробы медиотрузионное движение вправо, нами были получены следующие результаты: У 5 пациентов наблюдали нормальное смещение, у 3 пациентов гипермобильное смещение, у 4 пациентов ограниченное смещение. При проведении медиотрузионного движения нижней челюсти влево, были получены следующие результаты: Нормальное смещение нижней челюсти влево наблюдалось у 3 пациентов, ограниченное смещение наблюдали у 4 пациентов, у 5 пациентов наблюдали гипермобильное смещение.

В подгруппе «16», у 12 обследованных пациентов симметричное медиотрузионное движение нижней челюсти вправо и влево не наблюдали. У 5 пациентов наблюдали гипермобильное смещение влево, из которых 3 пациента имели нормальное смещение вправо, а 2 пациента имели ограниченное смещение вправо. Ограниченное смещение медиотрузионного движения нижней челюсти влево имели 4 пациента, из которых 2 пациента имели гипермобильное смещение вправо, 2 пациента имели нормальное смещение вправо. Нормальное смещение при медиотрузионном движении нижней челюсти влево имели 3 человека, из которых ограниченное смещение вправо наблюдали у 1 пациента, гипермобильное смещение наблюдали у 2 пациентов.

В подгруппе «1в», при проведении функциональной пробы медиотрузионное движение нижней челюсти вправо, нами были получены следующие результаты: Нормальное смещение имели 2 пациента, ограниченное смещение имели 4 пациента, гипермобильное смещение имели 6 пациентов. При медиотрузионном движении нижней челюсти влево, были получены следующие результаты: Нормальное смещение наблюдали у 1 пациента, ограниченное смещение наблюдали у 3 пациентов, гипермобильное смещение наблюдали у 8 пациентов.

В подгруппе «1в», во время проведения медиотрузионного движения нижней челюсти вправо и влево, симметричное смещение наблюдали у 6 пациентов. У 8 человек обследованных этой группы наблюдалось гипермобильное смещение влево, из них у 6 человек наблюдали гипермобильное смещение вправо, у 2 человек наблюдалось нормальное смещение вправо. У 3 человек наблюдали ограниченное смещение влево и вправо. Нормальное смещение влево и ограниченное смещение вправо наблюдали у 1 пациента.

Из общего количества, 36 музыкантов основной группы, нормальное смещение вправо имели 9 человек, влево 6 человек. Ограниченное смещение вправо имели 12 человек, влево 10 человек. Гипермобильное смещение наблюдалось у 15 человек вправо и у 20 человек влево.

В контрольной группе при проведении медиотрузионного движения нижней челюсти вправо и влево, были получены следующие результаты:

У 10 человек мы наблюдали симметричное, нормальное, медиотрузионное смещение нижней челюсти вправо и влево. У 1 пациента наблюдалось гипермобильное медиотрузионное смещение вправо и влево.

При пальпации латеральной суставной поверхности ВНЧС, при движениях открывания и закрывания рта на малую амплитуду — до 2см, болевых ощущений не наблюдалось с обеих сторон у всех пациентов подгруппы «1а». При проведении дорзальной пальпации ВНЧС у пациентов этой подгруппы, определялось неприятное ощущение у 7 человек (4 жен. и 3 муж.) слева, что может быть вызвано реакцией воспаления в биламинарной зоне, вследствие парафункциональных перегрузок. У 5 пациентов (1 жен. и 4 муж.) дорзальная пальпация была безболезненна.

В подгруппе «16», при латеральной пальпации ВНЧС, у всех пациентов пальпация была безболезненной. При проведении дорзальной пальпации, у 5 человек (3 жен. и 2 муж.) присутствовали неприятные болевые ощущения слева в ВНЧС. У 7 человек (5 муж. и 2 жен.) дорзальная пальпация была безболезненна.

Похожие диссертации на Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке