Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Афанасьевская культура Алтая Цыб, Сергей Васильевич

Афанасьевская культура Алтая
<
Афанасьевская культура Алтая Афанасьевская культура Алтая Афанасьевская культура Алтая Афанасьевская культура Алтая Афанасьевская культура Алтая Афанасьевская культура Алтая Афанасьевская культура Алтая
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цыб, Сергей Васильевич. Афанасьевская культура Алтая : Дис. ... канд. исторические науки : 07.00.06.-

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Алтайская горная система и афанасьевские памятники Алтая

I. Общая характеристика естественно-географических ресурсов Алтая 33-41

2. Памятники афанасьевской культуры Алтая . 41-61

Глава II. Типология культурных признаков афанасьевской культуры Алтая

I. Типология признаков погребального обряда 62-71

2. Типология погребального инвентаря 71-98

3. Поселенческие комплексы афанасьевской культуры Алтая 98 -110

Глава III. Периодизация и хронология афанасьевской культуры Алтая

I. Распределение культурных признаков в могильниках и типы погребальных памятников афанасьевской культуры Алтая 111- 121

2. Относительная хронология афанасьевской культуры Алтая 121 - 128

3. Абсолютная хронология афанасьевской культуры Алтая 128 - 145

Глава ІV. История развития и общая социально-экономическая характеристика афанасьевской культуры Алтая

I. Происхождение афанасьевской культуры Алтая 146-168

2. Развитие афанасьевской культуры на Алтае и в Южной Сибири 168 - 190

Заключение 191 - 194

Источники и литература.. 195 - 224

Список сокращений 224 - 225-

Оглавление 226 - 227

Приложение

Введение к работе

Археологические исследования на территории Алтайской горной страны открыли нам множество ярких и своеобразных памятников материальной культуры древнего населения этого района. Ре -зультатом этих исследований явилась разработка различных разделов древней истории Алтая, играющих важную роль в наших преде -тавлениях о начальных этапах развития человеческого общества. Особое место в достижениях исторической науки о прошлом Алтая принадлежит памйт никам афанасьевской археологической культуры.

Афанасьевские памятники Алтая являются в настоящее время древнейшими остатками материальной культуры населения бронзового века не только на территории горной страны, но и на всей терри-тории Сибири,а также первыми памятниками, сменяющими здесь стоянки каменного века. Переход от каменного века к бронзовому в условиях Сибири означал не простую смену традиций в производстве орудий труда; он символизировал собой важнейшие социально-экономические изменения, происшедшие в данном регионе, многие из которых носили кардинальный, переломный характер, так как явились отражением глобальных общеисторических процессов. Поскольку Сибирь, по своему географическому положению и природньм условиям, не входила в зону первоначального возникновения про -изводящих форм хозяйства и не знала "неолитической революции", эти важнейшие экономические преобразования осуществились здесь с относительным опозданием - на заре бронзового века и были связаны с процессами первого общественного разделения труда,

Своё название данная археологическая культура получила по могильнику Афанасьевская гора,раскопанному С.А.Теплоуховым в 1920-23 гг.; это был первый памятник данной культуры,материалы когда пастушеские племена,которые, по словам Ф.Энгельса, " выделились из остальной массы варваров" (I,с.160 ),становятся носителями прогрессивных хозяйственных и общественных форм.Именно в это время в горах Южной Сибири (Саяны и Алтай) первоначально появляется скотоводство и горно-металлургическое дело и проявляются ранние формы патриархальных отношений. Все эти достижения были связаны с афанасьевской культурой Южной Сибири, возникновение и развитие которой явилось конкретно-историческим проявлением указанных социально-экономических изменений древнего общества. Афанасьевские племена Ккной Сибири,в том числе и Алтая, как раз и были теми самыми древнейшими сибирскими племенами, освоившими производящее хозяйство и навыки горного дела,а также древнейшими племенами,в общественной структуре которых проявились зачатки разложения первобытно-общинного строя. С этой точки зрения,актуальность научного исследования темы настоящей диссертационной работы заключается в изучении конкретного осуществления перечисленных процессов, так как это изучение призвано способствовать разработке тех разделов марксистско-ленинской исторической науки, которые включают в себя проблемы разложения первобытно-общинного строя. Отметим,что вопрос о прогрессивной культурно-исторической роли афанасьевцев неоднократно был уже поставлен в советской и зарубежной археологической науке,но в большинстве случаев он звучал либо как априорный тезис (3,с.104;16,с.209-211; 193,с.73, 74; 197,с.164 и др.), либо как незначительное по своей роли дополнение к общей характеристике этой культуры (4,с.161,162,165; которого получили подробное отражение в научной печати.

Актуальность исследования данной темы определяется и тем, что вопросы, связанные со своеобразием культурного облика и историей развития афанасьевской культуры на Алтае не получили ещё достаточно полного и внимательного отражения в советской археологической науке. Как будет показано ниже, недостаток фактического материала по данной теме, существовавший до середины 70-х гг. нашего века, обусловил малочисленность и относительную бедность появлявшихся в печати публикаций по материалам раскопок (17,с.18-31; 81,с.35,36; 82,с.173-176; I6I,c.I08,I09; 188,с.17-33 и др.),что, в свою очередь, привело к отождествлению алтайских афанасьевских памятников со средне-енисейскими и к растворению своеобразных черт афанасьевской культуры Алтая в термине "афанасьевская культура Южной Сибири", причём, такой подход характерен и для отечественных исторических исследований обобщающего характера (2,с.233,234; 3,с.104,Ю5; 4,с. 159-165; 5,с.329-331). Лишь в самое последнее время мы наблюдаем изменение такой картины (70,с.15-19).

Основная цель исследования сводится, поэтому, к тому,чтобы на основании анализа археологического материала представить полное описание культурных признаков алтайского варианта афанасьевской культуры Южной Сибири и его описание в целом, определить его периодизацию и хронологию и реконструировать с помощью этого конкретную историю его происхождения и развития. С основной целью исследования тесно связаны и следующие его задачи:

I.Осуществить критический анализ артефактов из археологи -ческих раскопок алтайских памятников прошлых лет (до 1976 г.) и определить их истинное отношение к афанасьевской культуре.

2.Разрешить в возможных пределах вопрос о хозяйственной деятельности и социальной структуре алтайских афанасьевских племён.

3.Изучить хронологическое и типологическое соотношение алтайского культурного варианта с другими вариантами афанасьевской культуры Вшой Сибири и представить на этой основе схему развития афанасьевской культуры в этом регионе.

Источниковедческая база настоящего исследования включает в себя археологические артефакты и их ситуационные описания из 30-и афанасьевских памятников Алтая (22 могильника и 8 поселе -ний),которые целиком располагаются в пределах современной Горно-Алтайской автономной области Алтайского края. Все источники можно подразделить на 2 группы. В первую группу входят музейные коллекции, дневники и отчёты о раскопках, произведённых на территории Алтая до 1976 г.,когда здесь началось целенаправленное изучение афанасьевских памятников. Лишь незначительная часть этих материалов была опубликована в печати в приемлимом для современного уровня исследования виде (раскопки Е.М.Берс в Усть-Куюме: 17,с.18-31), тогда как основная их часть либо вообще не была отражена в печати (могильники Балыктуюль,їузкта,погребение в г.Горно-Алтайске, поселения Усть-Чемал и Усть-Эликмонар), либо отражена в общих чертах (Арагол: 161,с.108,109; Курота-П: 81,с. 35,36; 82,с.173-176; Усть-Куюм: 173,с.304-306; погребение нар. Урсул: 45,с.5), либо они были опубликованы с большим опозданием и значительными неточностями (17,с.19-21; 188,с.17-33). Такое положение сделало необходимым осуществление досконального анализа сохранившихся на сегодняшний день музейных коллекций и архивных материалов с целью выявления их достоверности и получения максимально полезной информации (подробнее см. историю исследования афанасьевской культуры Алтая,описанную далее во введении,а также § 2 главы I); основой критического анализа источников этой группы было их сопоставление с признаками афанасьевской культуры,выделяемыми на современном уровне её исследования. Вторую группу источников составляют материалы, отчёты и публикации раскопок с 1976 по 1983 гг., которые осуществлялись в соответствии с современным уровнем развития советской археологической науки и отвечали всем необходимым требованиям, предъявляемым к методике полевых исследований, фиксации их результатов и их отражению в научной печати (см. историю исследования афанасьевской культуры после 1976 г., описанную далее в настоящем разделе диссертационной работы) . Эта группа источников в количественном отношении преобладает над первой (14 могильников и б поселений, причём, в могильниках раскопаны 58 всех известных ныне афанасьевских погребений Алтая и, кроме того, только на поселениях данной группы источников производилось вскрытие культурного слоя), поэтому она и составляет основу для выделения и типологии культурных признаков афанасьевской культуры Алтая (см. главу П). Немаловажным представляется и тот факт, что определённая часть указанных памятников исследовалась либо самим автором данной работы, либо при его непосредственном участии (II могильников и 2 поселения).

Методика обработки источников определялась всецело задачами исследования. На том его этапе, где производился анализ артефактов, в работе использовались конкретные методы археологического изучения источников: сравнительно-типологический, статистический, графический, метод радиоуглеродного датирования. На следующем этапе исследования, когда осуществлялась реконструкция конкретного исторического развития афанасьевской культуры, нами использовались важнейшие понятия и категории марксистско-ленинской исторической и археологической наук, служившие нам необходимой методологической базой для осуществления указанной реконструкции; в их числе были положения исторического материализма об общественном разделении труда в первобытном обществе, о неравномерности социально-экономического развития народов, о роли переселений в исторических процессах и др. Таким образом, основным методом исследования изучаемой темы стал метод социально-экономической реконструкции древней истории на основе изучения археологических источников; правомерность подобного направления исследования вытекает из утверждения о решающей роли способа производства в социально-экономической характеристике общественных формаций. Поэтому, категория "археологическая культура" рассматривается нами как совокупность материальных остатков живой трудовой деятельности исторически определённой группы людей и как реальное (хотя неполное и искажённое) отражение некогда существовашей культуры,её пространственно-временных изменений, её общественно-экономичес -кой специфики и "этнической окраски". Как всякое материальное образование, археологическая культура,конечно же, должна прояв -лять свойство изменять свой структурный рисунок при серьёзных изменениях в пространственном аспекте своей характеристики;другими словами, археологическая культура может иметь несколько типо - _8 логических вариантов, отличающихся друг от друга пространственной, структурной и хронологической характеристиками.

Рассмотрение афанасьевской культуры Алтая как отдельного типологического варианта афанасьевской культуры Вкной Сибири, имеющего специфичный набор культурных признаков и особенную хронологию и историю развития, - такой подход впервые применяется в советской археологической науке; именно в этом и заключается научная новизна данного исследования. Правда, об алтайском варианте афанасьевской культуры и ранее неоднократно упоминалось в научной литературе (например: 81,с.27,28,34; 117,с.76; 173,с.305), но никогда и нигде правомерность выделения этого варианта не подтверждалась тщательным описанием его культурных признаков и истории развития; чаще всего, отражение афанасьевской тематики в археологических исследованиях было связано со средне-енисейским вариантом культуры, чьи признаки и особенности переносились и на алтайский вариант (об этом см. подробнее стр.6 данной работы). Кроме того, новизна разработки настоящей темы определяется и тем, что в работе над ней использован значительный по объёму материал из новейших археологических исследований на Алтае в 1976-1983 гг., большая часть которого (ре -зультаты раскопок П-и могильников и материалы с 3-х поселений) ещё не опубликована в печати и не введена в научный оборот;наконец, в данной работе используются ранее не опубликованные в печати и неизвестные материалы из афанасьевских памятников, раскопанных в 1930-50 гг. (Туэкта, погребение в г.Горно-Алтайске, Усть-Чемал, Усть-Эликмонар) и некоторые новые материалы по раскопкам опубликованных памятников (Арагол, Онгудай, Курота-П, Усть-Куюм). 

Изучение имеющихся в нашем распоряжении источников,рассмотренных с изложенных выше позиций, привело в результате к оформлению следующих важнейших положений:

- афанасьевские памятники Алтая относятся к своеобразному алтайскому варианту афанасьевской культуры Южной Сибири, имеющему в определённой степени отличные от прочих вариантов набор культурных признаков, историю и хронологию развития;

- формирование алтайского варианта афанасьевской культуры было связано с переселением на Алтай во 2-й половине или в конце ІУ тыс.до н.э. раннескотоводческих европеоидных племён из восточно-европейских степей;

- время существования афанасьевской культуры на Алтае определяется концом ІУ - началом П тыс. до н.э.;

- в развитии афанасьевской культуры на Алтае выделяются 2 последовательных хронологических этапа: ранний (конец ІУ -первая четверть Ш тыс.до н.э.) и поздний (вторая четверть Ш -первая четверть П тыс.до н.э.), каждый из которых представлен особым типом погребальных археологических памятников;

- современный уровень исследования афанасьевской культуры Алтая не позволяет реконструировать социально-экономическую структуру алтайских афанасьевцев; можно лишь констатировать определяющую роль в их хозяйстве подвижного скотоводства с преобладанием мелкого рогатого скота и зарождение патриархальных общественных отношений;

- начиная с раннего этапа развития афанасьевской культуры на Алтае существовал самостоятельный очаг горно-металлургического дела, основывающийся на сырьевой базе Рудного Алтая;

- средне-енисейский вариант афанасьевской культуры Южной

Сибири возник во время существования памятников позднего этапа развития алтайского варианта культуры.  

Памятники афанасьевской культуры Алтая

Изученные нами памятники афанасьевской культуры располагаются в 4-х районах Алтайской горной страны - в Центральном,Восточном, Северном и Северо-Западном Алтае.

Центральный Алтай. По количеству известных на сегодняшний день афанасьевских памятников данный район является наиболее изученным. Здесь исследованы 15 могильников и 2 поселения.

Могильник Нижний Тюмечин-I (приложение №1, №№ І-І5;приложение П,табл.Ш-ХХП). Могильник расположен на правом берегу р. Каерлык в 0,5-1 км к В от с.Ело (Онгудайский район Горно-Алтайской автономной области) у западного подножия скальной возвышенности Первый Межелик. Состоит из 28-и погребальных конструкций, расположенных на могильном поле в виде цепочки,из которых на сегодняшний день исследовано 15 конструкций. 2.Могильник Нижний Іюмечин-ІУ (приложение I, №№ 16,17; приложение П,табл.ХХШ-ХХУ1). Памятник расположен на правом берегу р.Урсул в 2,5-3 км к СВ от с.Ело (Онгудайский район Гор -но-Алтайской автономной области). Три афанасьевских ограды располагаются в западной части могильного поля и представляют собой,вероятно, остатки крупного могильника, разрушенного курганами и оградами тюркского времени. Исследованы 2 ограды, в обеих найдены безинвентарные погребения, по обряду захоронения принадлежащие, безусловно, к афанасьевской культуре. 3.Могильник Нижний Тюмечин-У (приложение І, Л# 18-21;приложение П,табл.ХХУП-ХХХ1). Могильник расположен в глубине горного урочища Нижний Тюмечин в 1-1,5 км к В от р.Урсул на её правом берегу и в 7 км к СВ от с.Ело (Онгудайский район Горно-Алтайской автономной области). На поверхности могильного поля прослеживаются около 15-и конструкций различных эпох. Исследованы 5 афанасьевских оград,расположенных в центральной части могильника и содержащих 5 погребений. О характере памятника мы можем судить лишь по раскопкам ограды 2, документацию которых нам удалось розыскать. 4.Могильник Кара-Коба-I (приложение Л,табл.ХХХП-Ь XI;приложение I, №№ 22-33). Могильник расположен на правом берегу р. Урсул в 1-1,5 км к ЮВ от с.Кара-Коба (Онгудайский район Горно-Алтайской автономной области) на 1-й речной террасе. Памятник состоит из 21-й ограды, одна из которых (№ 4) не относится к афанасьевской культуре. На сегодняшний день исследованы 12 афанасьевских оград, содержащих 13 погребений. Отличительной чертой данного могильника является то,что он единственным из афанасьевских памятников достоверно совмещает в себе погребальные и культовые конструкции; ограда 5 представляла культовое сооружение (приложение I, № 26, а также: 31,с.55-62). Все остальные исследованные сооружения - погребальные конструкции, группирующиеся на площади могильного поля в несколько скоплений. Наиболее значительное скопление отмечается в юго-западной части памятника, где ограды плотно смыкаются и даже частично перекрывают друг друга. Здесь удалось выяснить относительную хронологию сооружения некоторых оград (см. 2 главы Ш). В северо-западной части могильника ограда 3" впущена в большую по размерам ограду 3. Другие случаи впускных захоронений: ограда 7 - здесь более позднее погребение разрушило основную могилу; ограда 2 -здесь в насыпи обнаружено ограбленное впускное захоронение. 5.Могильник Ело-1 (приложение I, №№ 34-38; приложение П, табл.Ь ХП-L XXI). Могильник расположен на правобережной террасе р.Ело в I км к 3 от с.Ело (Онгудайский район Горно-Алтайс -кой автономной области), состоял из 5-й оград, исследован полностью. Ограды могильника группируются в 2 скопления, расположенных в различных частях могильного поля: в восточной части -ограды I и 4, в западной - ограды 2,3 и 5. Первоначально,вероятно, скопления включали в себя большее количество оград, разрушенных затем интенсивной распашкой террасы. Первым обратил внимание на особенности топографического строения памятника В.А.Посредников, считавший,что территориальные группы оград принадлежат различным погребальным комплексам и лишь номинально объединяются под названием "могильник Ело-1" (158,с.234). Типологический анализ обеих групп погребальных конструкций подтвердил мнение В.А.Посредникова (см. 1,2 главы Ш). Таким образом, в дальнейшем изложении мы будем именовать восточное скопление оград 1-м комплексом Ело-1, а западное - 2-м комплексом Ело-1.

Типология погребального инвентаря

Керамические сосуды по количественному показателю преде -тавляют основную категорию афанасьевского погребального инвен -таря. Керамика обнаружена в 75% погребальных и культовых конструкций и представлена 134-я экземплярами,что составляет 76% от общего количества единиц погребального инвентаря (177). (21).Керамические формы. Для выделения типов керамичес -ких форм №і использовали принципы анализа артефактов (сегментация и дифференциация), разработанные в зарубежной дескрептивной археологии (22І,с.ІЗ-2І), метрические формы применения которых неоднократно использовались в советской археологической науке (например: 33,с.25,26; НО,с.7-15 и др.). Измерения сосудов производились по различным индексам (схемы измерений см.:приложение П,табл.СЬ: IX,рис.1;табл.СЬ XI,рис.1),однако,учитывая своеобразие форм афанасьевской керамики,сочетающей в себе остро -донные,круглодоиные и плоскодонные сосуды вытяннутых или коротких пропорций,решающее значение для выделения типов мы придавали корреляции индексов тех измерений,которые характеризуют степень вытяннутости тулова сосудов и высоту их шейки; эти индексы

Соотношение прочих индексов измерения исполь зовалось в качестве вспомогательного средства для детализации некоторых моментов классификационной схемы.

Вся алтайская афанасьевская посуда из могильников была разделена нами на 2 отдела: остродонная и круглодонная посуда; плоскодонная посуда.

Остродонная и круглодонная посуда_(49$). Группировка символов на корреляционном поле (приложение П,табл.СЬ IX,рис.2) демонстрирует определённую зависимость между выбранными нами классификационными критериями: с увеличением индекса Н : Д происходит линейное возрастание индекса Н : Н (положительная корреляция),что даёт возможность выделить следующие типы керамических форм: тип 21 а - сосуды с вытяннутым яйцевидным туловом, острым дном и высокой шейкой,плавно соединяющей отогнутый наружу венчик и нерельефные плечики.

Величина интервалов в горизонтальном и вертикальном полях бы- -тип 21 б - сосуды с укороченным яйцевидным туловом,острым дном и низкой шейкой,соединяющей относительно высокий прямой и отогнутый наружу венчик с чётко оформленными выпуклыми плечами, -тип 21 в - сосуды с вытянутым яйцевидным туловом, острым дном и коротким отогнутым наружу венчиком, непосредственно переходящим в слабо профилированные плечики. -тип 21 г - сосуды,аналогичные типу 21 в, с той только разницей, что их тулово значительно укорочено, -тип 21 д - сосуды с округлым туловом,острым или округлённым дном и низким отогнутым наружу венчиком, непосредственно переходящим в слабо профилированные плечи. -тип 21 е - сосуды с овалообразным туловом,уплощённым дном и низким отогнутым наружу венчиком,соединённым с чёткими вы -пуклыми плечами. -тип 21ж- представлен 1-м экземпляром; сосуд с округлым туловом, острым дном и прямой высокой шейкой.

При проверке наших типологических построений соотношением других индексов (Н : Н - Н : Н; Д : Д - Д : Н ), наглядно проступает отличие сферических сосудов типа 21 е от остальной группы посуды,имеющей округлое тулово (приложение П,табл.СЬХ). По высотным показателям (приложение П,табл.CL X,рис.1) проявляется отличие друг от друга и остальных типов керамики,хотя и не такое ясное,как на первом корреляционном графике: мы видим,что по отношению высоты тулова к общей высоте сосуда типы 21 а -21 д группируются довольно кучно,но, тем не менее, занимают в этом скоплении крайние позиции. Совмещение типов 21 а - 21 в по показателям выпуклости тулова (приложение П,табл.СЬ Х,рис. 2) объясняется тем,что для всех этих типов характерно маловы пуклое яйцевидное тулово; здесь же,однако, показательно отличие яйцевидной керамики ото всей остальной афанасьевской посуды.

Плоско донная_посуда_(20 %). Группировка символов на корреляционном поле (приложение П,табл.CLXI,рис.2) демонстрирует, правда не совсем чётко, пример отрицательной корреляции: с увеличением индекса Н : Д происходит уменьшение значений индекса Н : Н. Выделяются следующие формы: -тип 21 з - горшки с яйцевидным туловом и высокой шейкой, плавно соединяющей отогнутый наружу венчик и нерельефные плечи, -тип 21 и - горшки с яйцевидным туловом и низкой шейкой,соединяющей короткий отогнутый венчик и нерельефные плечики;представлен 1-м экземпляром. -тип 21 к - горшки с округлым туловом и высокой шейкой,соединяющей отогнутый венчик и выпуклые плечи. -тип 21 л - горшки с округлым туловом и низкой шейкой,соединяющей короткий отогнутый венчик и выпуклые плечики, -тип 21 м - низкие банки,не имеющие шейки, с дугообразными стенками.

Относительная хронология афанасьевской культуры Алтая

Самым надёжным методом построения относительной хронологии в археологической науке принято считать стратиграфический метод,поэтому, мы попытаемся,прежде всего, выявить те возмож -ности,которые он представляет нам. Ниже мы приводим список тех случаев,когда на Алтае были зафиксированы достоверные страти -графические отношения между афанасьевскими комплексами: I.Нижний Тюмечин-У,ограда 2 (приложение Г.,№ 19). Этот случай не даёт полезной информации,так как впускное погребение ограблено. 2.Кара-Коба-I,ограды 3 и 3" (приложение 1Д# 24,25).Ос -новное и впускное погребения ограблены. 3.Кара-Коба-I,ограды 7 и 10 (приложение 1,№№ 28,31). В ограде 7 более глубоким впускным погребением было разрушено основное захоронение. Кроме того,ограда 10 перекрывала ограду 7 в её северо-восточной части и,вероятно,была одновременной впускному погребению ограды 7. Здесь мы получаем относительно достоверное и полное разграничение культурных признаков по 2-м стратиграфическим горизонтам. 4.Кара-Коба-I,ограды 6,9 и II (приложение 1,№№ 27,30,32). Набор стратифицированных признаков в данном случае не велик, так как указанные ограды либо разрушены,либо не содержат по -гребального инвентаря. 5.Первый Межелик-1,ограды 1,2 (приложение 1,№№ 48,49). Ограда I перекрывала ограду 2. Кроме того,в ограде 2 были найдены остатки разрушенного впускного погребения. 6.Курота-П,курган 2. Свою трактовку стратиграфии кургана мы изложили в 2 главы 1,а также в приложении 1,№ 53. К сожалению, невозможно установить достоверное распределение инвентаря, однако, если мы обратимся к сопоставлениям с другими погре -бениями могильника,то установим,что сосуды,аналогичные сосудам типов 21 а и 21 к из кургана 2,совмещаются также и в кургане 7, а аналогов вазочке-курильнице из кургана 2 в погребальном инвентаре Куроты-П не находится. Поэтому,мы предположительно относим керамику типов 21 а и 21 к к основному погребению из кургана 2,а тип 21 о - ко впускному погребению. 7.Ело-баши,ограда 3. Впускное погребение ограблено. Как видно из описаний стратифицированных погребений,не -которые случаи (Нижний Тюмечин-У,ограда 2;Кара-Коба-1,ограды 3 и 3м;ограды 6,9 и II;Ело-баши,ограда 3) не могут дать какой-либо полезной информации по причине объективной недостаточности набора артефактов. К тому же мы далеки от переоценки зна -чения некоторых других случаев,так как последовательное наслоение одних погребений на другие,по нашему мнению,было вызвано не только их значительным хронологическим разрывом,но и осо -бенностями планировки афанасьевских могильников (см. I главы ІУ). В то же время,очевидно,что случаи стратиграфии в афанасьевских могильниках Алтая принципиально отличны от обряда уст -ройства дополнительных впускных могил в афанасьевских сооруже -ниях Среднего Енисея,где первоначально в ограде выкапывалась центральная могила,а затем на свободной площади ограды устраивались дополнительные погребения,не нарушавшие общей стратиграфии погребальной конструкции; на Алтае же каждый случай стратиграфии был связан с частичным разрушением более древнего сооружения. Кроме того,численность алтайских стратифицированных погребений значительно уступает количеству дополнительных могил в памятниках Среднего Енисея. Если оценивать каждое стратифицированное погребение с предельным вниманием,то можно прийти к выводу,что лишь в 2-х случаях (Кара-Коба-I,ограды 7 и 10; Курота-П,курган 2) безу -словно совмещаются захоронения различных хронологических эта -пов развития афанасьевской культуры; в Кара-Кобе-1 это подчёркивается тем,что основное погребение ограды 7 разрушено впускным, а в Куроте-П мы усматриваем ритуальное различие между верхним и нижним захоронениями в кургане 2. Какая же разница улавливается в распределении культурных признаков по различным стратиграфическим (и хронологическим) горизонтам? I.Восточная ориентировка погребённых древнее западной (Курота-П,курган 2). Этот факт подтверждается ситуацией из Ка-ра-Кобы-1,где ограда 6 (с западной ориентацией погребённого) перекрывает ограду II (здесь скелет ориентирован на СВ). 2.Ритуал устройства каменных конструкций в могильных ямах (укрепление стенок могилы плитой,выкладка на дне могилы) моложе ритуала оборудования могил без таких конструкций.

Развитие афанасьевской культуры на Алтае и в Южной Сибири

Описанные нами ранее хронологические группы памятников афанасьевской культуры на Алтае (см. 2 главы Ш), по нашему мнению, отражают два последовательных этапа её развития (ранний и поздний),в последовательности которых усматривается определённая связь,указывающая на то,что эволюция культурных черт, начиная с конца ІУ тыс.до н.э.,была результатом закономерного социально-экономического развития алтайских афанасьевских племён. Уже сам факт существования могильников, сочетающих ранние и поздние афанасьевские черты (Нижний Тюмечин-У, Ело-1,2-й комплекс, Ело-баши) указывает на наличие связи раннего и позднего этапов развития культуры в данном районе. Кроме того,в древнейших афанасьевских могильниках Алтая в единичном порядке существуют те культурные элементы,что становятся характерными для памятников поздней хронологической группы: ограды-кромлехи (Ку-рота-П; Арагол,курган 3), "заплечики" могильных ям (Арагол,курган 4), каменные перекрытия ям (Курота-П,курган 7), подбои в стенках могил (Ело-1,ограда 4), ориентация покойников головой в западный сектор (Ело-1,ограда 4 и др.), слабая,изредко встречаемая, их окраска охрой (Арагол,курган 5), низкогорлые формы посуды (там же), ямочный и гладко-штампованный орнамент (Ело-1, ограда 4), цилиндрические каменные песты (Курота-П,курган 2), рога марала и культовый инвентарь в насыпи оград (Балыктуюль, курган I; Ело-1,ограда I и др.), медные спиралевидные пронизки (Ело-1,ограда І). В то же время в погребениях позднего этапа сохраняются некоторые архаичные черты: ограды-кольца (Кара-Коба- I,ограда I и др.), деревянные перекрытия могил (там же,ограда 9), обильная окраска погребений охрой (в Кара-Кобе-1 - 9 случаев) и их ориентация головой в восточный сектор (там же,ограды 8 и II; Усть-Куюм,могила I), высокогорлые сосуды, имеющие, правда,конструктивные особенности - валики и ручки (Кара-Коба-1, ограда 9 и др.), "ёлочно"-гребенчатая керамическая орнаментация (Усть-Куюм,могила 8 и др.); сохраняется практически без измене -ний техника изготовления керамической посуды и некоторые другие признаки ранней хронологической группы памятников, причём,часть из них продолжает оставаться на ведущих позициях (например, прямоугольная форма могил, позиция положения покойников на спине с подогнутыми ногами). В целом, сходство культурных признаков раннего и позднего этапов и обеих групп памятников подчёркивает их принадлежность к одной археологической культу -ре, тогда как значительные вариации признаков указывают на их некоторую типологическую и вполне определённую хронологическую разницу. Например, керамические формы из могильников раннего этапа (типы 21 а, 21 з, 21 к) могут рассматриваться как исходные формы для поздних типов посуды (типы 21 б - 21 г, 21 и, 21 л),имеющих яркие признаки типологических и хронологических изменений, выразившихся в укорачивании тулова и шейки; таким же образом керамический тип 21 ж из переходного могильника Ело-ба-ши может считаться исходным для образования формы типа 21 д.

Памятники раннего этапа развития афанасьевской культуры обнаружены только в Центральном и Восточном Алтае (приложение П, табл.1). Степень изученности ранних афанасьевских памятников в настоящее время пока недостаточна, количество исследованных памятников невелико, а культурные признаки,за исключением наи -более ярких, не имеют ещё исчерпывающей характеристики. Нам кажется, что в ближайшее время возможно обнаружение ранних афа -насьевских памятников на Северо-Западном Алтае, который, во-первых, связывал глубинные районы горной страны с медными источниками Рудного Алтая, а,во-вторых, располагался на стыке со степными районами Западной Сибири и Казахстана, откуда, по нашему предположению (см. I данной главы), проникло на Алтай пришлое население, что и привело к сложению там афанасьевской культуры. На позднем этапе развития культуры этот район, по крайней мере, был уже прочно освоен афанасьевцами (могильник Каракол, судя по нашему предварительному знакомству с его материалами, относится как раз к позднему этапу). Поздние афа -насьевские памятники обнаружены также в Центральном, Восточном и Северном Алтае,причём, мы можем утверждать,что именно в это время произошло прочное освоение северных территорий, где не зафиксированы ранние памятники. Показательно отсутствие афа насьевских памятников в Курайской и Чуйской степях, которое после исчерпывающих работ в Юго-Восточном Алтае экспедиции ШШ СОАН СССР под руководством В.Д.Кубарева, не может быть случайным (96,с.69-91). Ранее мы уже писали о том,что районы верхнего и среднего течения р.Чуя и плоскогорья Укок резко противопоставлены всем остальным районам Алтая в физико-географическом отношении (см. I главы I), что значительно затрудняет ведение хозяйственной деятельности, в том числе и мясо-шерстного скотоводства. Вероятно, именно поэтому афанасьевцы не расселялись в Юго-Восточном Алтае; можно предположить поэтому, что и районы Ккного Алтая, где также пока не найдены афанасьевские памятники, не являлись местом их расселения. Итак, ареал распространения на Алтае афанасьевской культуры на раннем этапе её развития вклю -чал районы Центрального, Восточного и, предположительно, Северо-Западного Алтая, на позднем этапе - кроме перечисленных, ещё и район Северного Алтая.