Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Штанов Евгений Сергеевич

Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э.
<
Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Штанов Евгений Сергеевич. Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Штанов Евгений Сергеевич; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Горно-Алтайск, 2010.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/352

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историческая обстановка II в. до Н.Э.- V в. Н.Э. и её отражение в археологических материалах

1. Хуннская эпоха и ее отражение в археологических памятниках Горного Алтая 9

2. Изучение наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени . 24

Глава II. Археологические источники по наскальному искусству горного Алтая Хуннской эпохи

1. Методика выделения наскальных изображений хуннского времени в Горном Алтае 37

2. Проблема хронологии наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени 58

3. Памятники наскального искусства Горного Алтая с изображениями хуннского времени 66

Глава III. Образы наскального искусства горного Алтая Хуннского времени и их эволюция

1. Образы наскального искусства Горного Алтая раннего хуннского времени (II в. до н.э. -I в. н.э) 100

2. Образы наскального искусства Горного Алтая позднего хуннского времени (II в. н.э.-V в. н.э.) 115

3. Особенности изобразительной традиции Горного Алтая хуннского времени (анализ стилей) 122

Заключение 131

Список использованных источников и литературы. 135

Список сокращений 161

Список иллюстраций 163

Приложение 171

Введение к работе

Актуальность исследования. Наскальные изображения, наряду с курганными захоронениями, являются наиболее многочисленными и широко распространенными археологическими памятниками на территории Горного Алтая. Археологические памятники Горного Алтая издавна привлекали внимание исследователей различных направлений гуманитарных и естественных наук. Их анализу и интерпретации посвящена обширная научная литература. В настоящее время достигнуты значительные успехи в изучении памятников наскального искусства. По их концентрации территория Горного Алтая занимает одно из первых мест в Евразии. Поколениями исследователей на данной территории открыто и исследовано более 200 памятников. За последние десятилетия опубликован ряд монографий, публикаций и статей, посвященных наскальному искусству Горного Алтая (Окладников А.П., 1980; 1981; 1982; Окладникова Е.А., 1984; Кубарев В.Д., Маточкин Е.П., 1992; Кубарев В.Д., Якобсон Э., 1996; Мартынов А.И. и др., 2006; Черемисин Д.В., 2000 и др.).

Особенность памятников наскального искусства заключается в том, что большинство из них включают в себя изображения разных исторических эпох. В связи с этим представляется актуальным выделение из общей массы известных ранее, а также открытых в последнее время, изображений, относящихся к хуннскому периоду, сыгравшему важную роль в истории региона и всей Центральной Азии. Этой проблеме и посвящена настоящая диссертация.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработать определенные приёмы выделения петроглифов хуннского времени из всего массива наскальных изображений Горного Алтая; определение их хронологических границ; стилистических и композиционных особенностей, а также изучение эволюции наскальных изображений хуннского времени, как отражения исторических событий на территории Горного Алтая.

Работы, проведенные нами по выделению из общей массы и изучению петроглифов хуннского периода, позволят в некоторой степени заполнить конкретным содержанием слабоизученный период в археологии Горного Алтая.

Объект исследования - наскальное искусство Горного Алтая.

Предмет исследования - наскальные изображения хуннского времени на территории Горного Алтая.

Цель работы - исследовать наскальное искусство Горного Алтая и выявить наскальные изображения хуннского времени, представленные на различных памятниках изобразительного искусства данного региона.

Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие задачи:

1) обобщить, систематизировать и проанализировать имеющиеся
материалы по наскальному искусству хуннского времени Горного Алтая;

2) разработать методику выделения наскальных изображений хуннского
времени;

3) проанализировать существовавшие на территории Горного Алтая и
сопредельных регионов изобразительные традиции (скифская; хуннская;
сяньбийская) и обосновать этапы развития наскального искусства хуннского
времени;

4) проанализировать источники наскального искусства хуннской эпохи и выделить ведущие образы и их особенности.

Хронологические рамки работы охватывают довольно значительный отрезок времени: II в. до н.э. - V в. н.э., который является общепринятым периодом существования культур хуннской эпохи. Данный период для территории Горного Алтая совпадает с усть-эдиганским, бело-бомским, верх-уймонским этапами булан-кобинской археологической культуры (Мамадаков Ю.Т., 1990; Соенов В.И., 1997; 2003; Матренин С.С., 2005; Тишкин А.А., 2006 и

др.)-

Территориальные рамки исследования. В работе рассматриваются

памятники наскального искусства, расположенные в пределах территории

Республики Алтай и определенные границами распространения памятников булан-кобинской культуры хуннского времени.

Являясь одной из частей Центральной Азии, Горный Алтай был не только контактной территорией в процессах миграции, но и достаточно важной культурообразующей зоной. Об этом свидетельствуют многочисленные стоянки, курганы, изваяния, древние оросительные системы и наскальные изображения.

Характерным элементом в рельефе являются межгорные котловины по дельтам рек: Катуни, Чуе, Урсулу, Чарышу, Караколу. Значительная часть их использовалась с древности для выпаса скота. Главная река Горного Алтая -Катунь, начинается от горных ледников и берет свое начало на южном склоне Катунского хребта, у горы Белухи. Своим бассейном она охватывает огромную территорию. Замечено, что археологические памятники Горного Алтая преимущественно расположены по долинам рек и в межгорных котловинах. Именно с этими котловинами, а также с долинами рек, связаны основные события истории Алтая в древности и средневековье: на этих территориях расположена основная масса археологических памятников.

Методология и методы исследования. Основными методами нашего исследования стали:

а) сравнительно-исторический метод, предполагающий сравнивание
групп наскальных изображений и сопоставление их с археологическими
данными хуннского времени;

б) типологический метод, позволивший выделить из общей массы
разнообразных изобразительных источников группы изображений по принципу
схожести стиля, повторяемости образов и сюжетов;

в) классификационный метод, включающий в себя систематизацию
отдельных групп изображений по сходным признакам.

При датировке наскальных изображений мы использовали аналогии с изобразительными материалами сопредельных регионов.

В процессе работы в полевых условиях использовались наблюдения за патиной (пустынный загар) и микроэрозией. Данные методы позволили определить относительную хронологию наскальных изображений, что способствовало выделению петроглифов хуннского времени из общего массива изображений, и помогло отделить более ранние изображения скифской эпохи и более поздние рисунки тюркского времени.

В ходе работы с полученными материалами и обобщении их в данном диссертационном исследовании использовались общеисторические и традиционные археологические методы (описательно-сравнительный, аналитический, метод датированных аналогий и др.). Основными реализованными подходами стали сравнительно-исторический, типологический и пространственно-временной.

С целью получения графических прорисовок с гравированных и выбитых изображений использованы методы компьютерной обработки материалов (Adobe Photoshop, Paint и др.).

Источниковая база. Основой для написания работы послужил широкий круг разнообразных археологических источников Горного Алтая и сопредельных с ним регионов. Использованные нами источники представлены пятью группами.

1) Первая группа наиболее обширна. Она представлена наскальными
изображениями, полученными автором в ходе проведения полевых
исследований в Кош-Агачском и Онгудайском районах Республики Алтай в
2006-2008 гг.

2) Вторую группу составляют материалы, хранящиеся в фондах музеев:

а) «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ с памятников
наскального искусства Горного Алтая (Туэкта - коллекция № 37; Каракол -
коллекция № 40; Бичикту-Бом - коллекция №49), представленные
микалентными копиями наскальных изображений;

б) «Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская
писаница» (Туэкта - коллекции №№ 2006-2157; Бичикту-Бом - коллекции №№

4704-4705; Калбак-Таш - коллекции №№ 6061-6111; Джалгыз-Тобэ - коллекция № 7333) основного и научно-вспомогательного фондов.

в) Национального музея Республики Алтай им. Анохина (Бичикту-Бом -
коллекции №№ 1046-1047; Калбак-Таш - коллекция № 1048) основного фонда;

г) Бийского краеведческого музея им. В.В, Бианки (материалы
экспозиций).

3) Третья группа представлена опубликованными наскальными
изображениями. Основной материал источников получен в результате
практических исследований, осуществленных в разные годы учеными, и
опубликован в монографиях и публикациях (Минорский А.И., 1951;
Окладников А.П., 1980; 1981; 1982; Окладникова Е.А., 1988; Кубарев В.Д.,
1996; Соёнов В.И., 2003; Мартынов А.И., 2006 и др.).

4) Особую группу источников составляют резные изображения на
предметах декоративного искусства, например, костяные пластины - накладки
лука (памятники Яломан-П и Кок-Паш). Данная датированная группа
источников из могильников изучалась по прорисовкам из различных
публикаций (Тишкин А.А., 2003; Бобров В.В., Васютин А.С, Васютин С.А.,
2003).

5) Вспомогательными источниками являются опубликованные материалы
наскальных изображений сопредельных территорий и материалы
изобразительного искусства из погребальных комплексов хуннской эпохи.

Научная новизна. В настоящем диссертационном исследовании впервые обобщены и рассмотрены в целом материалы по наскальному искусству хуннского времени Горного Алтая. На основе полученных данных приведена подробная характеристика наскального искусства хуннского времени; осуществлена систематизация наскальных изображений, определена их роль, место и значение среди центрально-азиатских памятников этого времени.

Практическая значимость работы. Изложенные в работе положения и выводы могут быть использованы в обобщающих работах по археологии и древней истории Горного Алтая и Южной Сибири, при разработке учебных

курсов и пособий, в курсовых и дипломных работах. Примененная в работе методика может использоваться при изучении материалов по наскальному искусству. Результаты исследования могут быть привлечены к решению многих вопросов истории Центральной Азии и Южной Сибири.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены автором в форме статей, тезисов и докладов на научных конференциях, неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры археологии этнологии и источниковедения Горно-Алтайского государственного университета. Отдельные положения работы апробировались при прочтении докладов на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий» - XLVII региональная (Ш-я всероссийская с международным участием) археолого-этнографическая конференция студентов и молодых ученых Сибири и Дальнего Востока (г. Новосибирск, 3-7 апреля 2007 г.); «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов» - VIII международная конференция (г. Горно-Алтайск, 19-23 сентября 2007 г.); «Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкции» - XLVIII региональная (IV Всероссийская с международным участием) археолого-этнографическая студенческая конференция (г. Барнаул, 21-24 апреля 2008 г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения; трех глав, разделенных на параграфы; заключения; списка литературы; приложения, включающего изобразительные материалы, иллюстрирующие основные положения работы.

Изучение наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени

Изучение петроглифов Горного Алтая продолжается почти три столетия, но и сегодня ни один исследователь не может с полной уверенностью назвать точное число памятников на территории этой уникальной горной страны.

В истории изучения наскальных изображений хуннского времени мы выделяем два периода:

- Первый период охватывает XVIII в. - первую половину 80-х годов XX в. Его можно охарактеризовать как период открытия и фиксации памятников наскального искусства.

- Второй период относится ко второй половине 80-х годов XX в. по настоящее время. Он характеризуется монографическим исследованием памятников наскального искусства региона, их изучением, установлением датировки. Со второй половины 80-х годов XX в. формируется интерес к наскальным изображениям хуннского времени (Окладникова Е.А., 1988; Черемисин Д.В., 1990; 2000 и др.; Кубарев В.Д., 1992; 1997 и др.; Соенов В.И., 2003; Кубарев Г.В., 2000; 2003; 2006; Мартынов А.И., 2006 и др.).

Для многих известных путешественников и ученых, стремившихся в глубинные районы Юго-Восточной Азии, суровые горы Алтая служили как бы перевалочным пунктом, кратким эпизодом и началом их странствий. Вероятно, поэтому в обширных трудах, посвященных изучению различных регионов Центральной Азии, почти нет сведений о древних памятниках этого края. Наскальные изображения практически не фиксировались на картах и схемах маршрутов, а редкие рисунки, воспроизведенные в публикациях, отличаются схематизмом и неточными копиями. Исследование на алтайских "писаницах" часто заключались только в "беглом осмотре встречавшихся на пути памятников и в собирании о них сведений там, где не пришлось самому быть" (Адрианов А.В., 1916, с. 4). Возможно, это было связано с огромным числом рисунков в алтайских горах, а также с заниженной оценкой петроглифов как полноценного исторического источника по древним культурам Центральной Азии.

Многие исследователи азиатских древностей отмечали однообразие и примитивность наскальных рисунков. Но ещё в начале XIX в. Спасский Г.И. призывал к более глубокому осмыслению содержания петроглифов, и к определению времени создания алтайских "писаниц". По его мнению, петроглифы являлись важнейшим историческим источником, отражающим первоначальный этап становления древнейшего искусства (Спасский Г.И., 1818, с. 5). Сибирский ученый разработал первую методику копирования наскальных изображений и опубликовал ряд рекомендаций по изучению петроглифов (Спасский Г.И., 1825, с. 300). Впервые, со всей серьезностью, Спасский Г.И. отнесся и к проблемам охраны древних памятников. Особенный гнев у него вызывали те, кто уничтожал на скалах древние рисунки, либо рисовал свои. Таких людей он называл "неблагонамеренными" (Камбалов Н., Сергеев А., 1968).

В 1881 г. в работе Брещинского М.А. появляются первые сведения о петроглифах долины реки Елангаш. Занимаясь изучением дорог в Алтайском крае и следуя из села Кош-Агач к селу Берель, он обнаружил россыпи камней с рисунками в районе реки Елангаш, сведения о которых появились в печати в конце XIX - начале XX в. и носили информационный характер. (Окладников А.П., 1979).

В 1904 - 1905 гг. Адрианов А.В. во главе топографической экспедиции посетил Саяно-Алтай. Помимо основной своей работы по изучению плана местности и этнического состава населения, он в тяжелых природных и погодных условиях занимался описанием и зарисовкой памятников и встречавшихся в пути каменных изваяний (Адрианов А.В., 1906). Кроме того, по сведениям Окладникова А.П., исследователь посетил некоторые места, где на скалах сохранились древние рисунки (Окладников А.П., 1979).

В 1907 г. преподаватель естественных наук Барнаульского горного училища Верещагин В.И. совершил по поручению Алтайского подотдела Российского географического общества (Западно-Сибирский отдел) поездки в южные районы Горного Алтая, где находил и описывал следы пребывания древних людей, в которые входили и писаницы (Верещагин В.И., 1908, с. 35). На скале Бичикту-кия (писаная скала), у впадения реки Ини в Катунь, Верещагин В.И. обнаружил графические знаки, которые он назвал «монгольские письмена» и записал легенду об их происхождении (Верещагин В.И., 1908, с. 36).

Проблема хронологии наскальных изображений Горного Алтая хуннского времени

В настоящее время перед исследователями многих регионов Евразии стоит задача создания культурно-хронологических схем, основанных на изучении различных источников и отражающих закономерности фиксируемых исторических процессов. Наиболее актуальна такая задача для территорий, где существовали народы, не имевшие письменности, а воссоздание прошедших времен базируется, главным образом, на археологических материалах (Тишкин А.А., 2007, с. 3).

В научной литературе существует довольно много мнений и взглядов на проблемы хронологии и периодизации хуннского времени на территории

Горного Алтая. Однако остается неразработанной внутренняя хронология данного периода. Свою периодизацию исторического развития данного региона предлагали многие ученые: Мамадаков Ю.Т. (1990), Соенов В.И. (1997), Суразаков А.С. (2002), Тишкин А.А. (2006) и др. Эти периодизации до сих пор вызывают много споров, но остаются неопровергнутыми и постоянно дополняются и уточняются.

Мы придерживаемся точки зрения, что хуннское время на территории Южной Сибири и Центральной Азии подразделяется на два периода: - первый период определяет хуннское время и датируется II в. до н.э. - I в. н.э., для которого характерно политическое господство хунну на обширной территории Центральной Азии; - второй период, предтюрский, датируется II в. н.э. - V в. н.э. Этот период отличается многообразием этнокультурных процессов, предвосхитивших выход на широкую историческую арену тюрков

Подобное культурно-хронологическое деление подтверждается большим количеством археологических и литературных (китайские хроники) источников. Это можно проследить в наскальном искусстве, где сяньбийский линейный графический стиль становится основой древнетюркского наскального искусства.

Долгое время в научной литературе между скифским и тюркским периодом существовало «белое пятно». Впервые этот временной промежуток попытался заполнить Грязнов М.П. шибинским этапом пазырыкской культуры, который долгое время считался переходным временем (Грязнов М.П., 1939).

В 1965 г. Гаврилова А.А. отнесла немногочисленные памятники 1-ой пол. I тыс. н.э. к одинцовскому и берельскому типам захоронений (Гаврилова А.А., 1965, с. 52-57). Эта классификация просуществовала до 80-х гг. XX в.

В 1984 г. Елин В.Н. и Васютин А.С. выделили для Восточной части Горного Алтая кок-пашский тип погребения и датировали его III-V вв. н.э. (Васютин А.С., Елин В.Н., 1984, с. 37-38).

В результате целенаправленной работы над изучением памятников хуннского времени Горного Алтая, Мамадаков Ю.Т. выделил булан-кобинскую культуру хуннского типа и датировал её II в. до н.э. - IV в. н.э. (Мамадаков Ю.Т., 1990, с. 18). По мнению исследователя, выделенная культура включает в себя два хронологических этапа: ранний (I в. до н.э. - П-Ш в. н.э.) и поздний (III-IV вв. н.э.).

В своей кандидатской диссертации «Погребальный обряд населения Горного Алтая в гунно-сарматскую эпоху» (1997) Соенов В.И. дал обоснование булан-кобинской культуры и её относительной хронологии. В развитии этой археологической культуры автор выделил три последовательно сменяющих друг друга этапа: булан-кобинский (II - I вв. до н.э.); эдиганский этап (I - II вв. н.э.); берельский этап (III - V вв. н.э.).

К началу XXI в. фундаментальной становится периодизация, выдвинутая Тишкиным А.А. и поддержанная большинством исследователей. Согласно этой периодизации, булан-кобинская культура определяется как основная и единственная культура Горного Алтая.

Хронологической границей между скифо-сакским и хуннским периодом Южной Сибири считается рубеж III и II вв. до н.э., когда население Саяно-Алтая было подчинено в ходе завоевательного похода шаньюя хунну Маодуня (Модэ) (Степная полоса..., 1992). Окончание рассматриваемой эпохи связывается с образованием Великого Тюркского каганата.

По мнению Тишкина А.А., прекращение существования пазырыкской культуры отражает начало раннего этапа становления и развития новой булан-кобинской общности. Между этими процессами нет прямой преемственности, основанной на автохтонном развитии, хотя при формальном подходе можно отметить отдельные схожие черты. Тем не менее, основные археологические источники демонстрируют существенные отличия, которые проявляются и в погребальном обряде, и в вещевом комплексе. Это свидетельствует о начале совершенно другой эпохи (Тишкин А.А., 20066).

Памятники наскального искусства Горного Алтая с изображениями хуннского времени

Наибольшее количество (более 50%) памятников с изображениями хуннского времени сосредоточено в Центральном Алтае, по берегам рек: Катуни, Урсула, Каракола. Наиболее крупными по количеству изображений являются Калбак-Таш и Бичикту-Бом. Встречаются также и небольшие памятники, с общим числом изобажений до десяти (Карта № 2).

Местоположение Алты - Катындой В 13 - 14 км от села Иодро, вниз по левому берегу реки Чуя, в приустьевой части ручья Алты-Катындой (Черемисин Д.В., 2000), на двух скальных возвышенностях, располагаются наскальные изображения. На левом берегу ручья находится более 100 изображений. На скалах правого берега ручья преобладают гравированные рисунки, среди которых нами выделено несколько изображений хуннского времени (Приложение, рис. 6).

Привлеченные в качестве иллюстративного материала группы изображений связаны стилистически и композиционно: изображения объединены попарно в композиции.

Композиция (Приложение, рис. 6-1) включает в себя линейное незаконченное изображение козла и фрагменты изображений рогов. Наиболее детально прорисована нижняя часть туловища животного, с изображением ног и отвисшим полукруглым животом. Голова не прорисована, но обозначена двумя длинными рогами.

В композиции (Приложение, рис. 6-2) изображение двух козлов, одно из которых закончено, а второе представлено фрагментарно, без изображения головы. Своеобразие заключается в том, что голова и живот у того и другого оформлены в виде треугольников.

Композиция (Приложение, рис. 6-3) включает в себя изображение двух козлов, стоящих друг за другом и выполненных в изобразительной традиции позднего хуннского времени. Животные отличаются размером и полом. Стоящее впереди животное, вероятно, самка. Она меньше по размеру; брюхо животного треугольной формы; рога и морда намечены параллельными линиями. Изображение самца гораздо больше по размеру, но прорисовано не до конца. Привлекают внимание огромные рога, с множеством отростков, и часть туловища, включающая в себя брюхо овальной формы и задние ноги; изображение передних ног отсутствует.

Композиция (Приложение, рис. 6-4) состоит из трех изображений, два из которых не закончены. Это лошади, у которых детально прорисованы головы, шеи. Относительно законченным является изображение лишь одной из них; две другие изображены фрагментарно.

Изображения (Приложение, рис. 6 - 5, 6) одиночные, они выполнены в едином стиле и технике. Характерные особенности изображения животных: овальные туловища, головы помечены огромными параллельными рогами. Рога на рисунке (Приложение, рис. 6-6) дополнены множеством отростков, изображенных параллельными линиями. Положение ног различное: на (Приложение, рис. 6-5) задние ноги являются продолжением туловища, на

(Приложение, рис. 6-6) туловище является автономным, а ноги изображены отдельными линиями, выходящими из одной точки.

Принадлежность данных изображений к позднему хуннскому времени мы определяем тем, что все они выполнены графическим линейным стилем, и единой техникой исполнения. Местонахождение Бичикту-Бом

Великолепный памятник наскального искусства Бичикту-Бом (скала с писаницами) расположен близ одноименного села, на левом берегу р. Каракол. Весь южный склон горы представляет собой скальные выходы сланцевой породы (серо - глинистый сланец), образующие крупные уступы размерами от 0,5 до 3-4 метров, поднимающиеся на высоту 100 - 120 м. Одна часть выходов камня идет вдоль дороги, другая, образуя овальный поворот, углубляется в сторону долины. Цвет плит серо-зеленый, иногда коричневый. Камень ломкий, расслаивающийся. Поверхности ровные и идеальны для нанесения гравировок, большинство из которых вырезано на вертикальных плоскостях.

Основная часть изображений вписывается в рамки хуннского времени, тюркского средневековья, монгольского периода и джунгарского этапа и насчитывает около 800 отдельных изображений и композиций. Алтайский художник Чорос-Гуркин Г.И. одним из первых посетил этот памятник наскального искусства. Здесь художником были сделаны зарисовки некоторых композиций и отдельных фигур. И хотя зарисовки наскальных изображений Бичикту-Бома немногочисленны, они имеют особую ценность в силу значительного разрушения памятника и представляют интерес для исследователей (Еркинова P.M., Кубарев В.Д., 2004, с. 88).

В 1950-х гг. прошлого века здесь плодотворно работал А.И. Минорский, который впервые дал общее описание памятника (Минорский А.И., 1951, с. 186). В 1960-х годах крупномасштабные работы по копированию наскальных изображений Бичикту-Бома проводились Алтайским отрядом археологической экспедиции отдела гуманитарных исследований СО АН СССР во главе с Окладниковым А.П.

В 1980-х годах исследования продолжили экспедиции Кемеровского государственного университета под руководством Мартынова А.И. (Мартынов А.И., 1985) . По результатам этих исследований вышла монография «Бичикту-Бом святилище Горного Алтая» (2006). Таким образом, Бичикту-Бом является третьим после Елангаша и Калбак-Таша памятником наскального искусства в Горном Алтае, материалы которого опубликованы монографически.

Впервые наскальные изображения хуннского времени на памятнике Бичикту-Бом были выделены Кубаревым Г.В., который отнес к данному периоду одну из композиций сцены охоты всадника на оленя, зарисованную Чорос-Гуркиным Г.И. Датировка этого изображения хуннским временем обоснована в результате анализа непропорционально большого по отношению к основной сцене ярусного наконечника стрелы.

Образы наскального искусства Горного Алтая позднего хуннского времени (II в. н.э.-V в. н.э.)

Наметившийся схематизм в изображении достиг апогея в применении техники «неполного изображения» животного. При таком способе прорисовки, как правило, не изображалась голова козла, туловище изображалось в линейном стиле, в виде прямой линии.

При дальнейшей эволюции, в изображении образа козла на петроглифах Горного Алтая хуннского времени, наметилась тенденция передачи крупа животного с помощью геометрических фигур (треугольника, овала). В этом случае животные изображаются в статичной позе, стоящими. Голова и туловище намечены треугольниками, ноги переданы четырьмя прямыми линиями. В ряде случаев, голова вообще не прорисовывалась.

Таким образом, в конце позднего хуннского периода появляются новые немногочисленные изображения козлов, выполненные в линейном стиле. Туловище животного «теряет объем» и передается тонкой линией, от которой вниз отходят две или четыре линии, обозначающие ноги. Изображение головы отсутствует, условно ее наличие показывают отходящие от верхней крайней части туловища тонкие изогнутые рога. Подобные изображения козла на территории Тонного Алтая в поздний хуннский период не прекращают своего существования с началом тюркской эпохи.

Образ лучника. В поздний хуннский период, в отличие от раннего периода, преобладающим является изображение лучника на коне (Таблица № 13). В прорисовке образа характерен линейный стиль изображения. При этом изображение теряет объем, становится предельно стилизованным и упрощенным. Среди изображений лучников поздней хуннской эпохи можно выделить два варианта:

1) изображение лучника целиком, что подразумевает наличие у него ног, рук и головы;

2) изображение только тела лучника, без ног.

В первом случае лучник может располагаться как на коне (всадник), так и пешим. Для передачи образа характерен схематизм, причем, постепенно все лишние детали (например, волосы) исчезают. На изображении из памятника

Бичикту-Бом лучник-всадник и его конь изображены в линейном стиле. Изображение фрагментарное: показана лишь задняя часть животного.

Следовательно, развитие изображения лучника происходит в тех же тенденциях, что и развитие других образов, а именно: предельная схематизация и упрощение.

Для раннего хуннского периода были типичными «недорисованные» изображения лучников. Их отличало отсутствие какой-либо части тела. Вероятно, эта особенность закрепилась и получила распространение в поздний период хуннского времени, в виде изображений лучников-всадников без ног.

На петроглифах показаны фрагменты тела человека: лишь часть тела до талии, голова и руки, держащие лук. Эти фрагменты изображались линейным стилем, схематически передавая формы и части тела. В этом случае, руки обычно показаны тонкими линиями, исчезает изображение волос лучника

Изображение оружия лучника тоже претерпевает определенные изменения: четкое прорисованное изображение М-образного лука становится схематичным, массивный наконечник стрелы видоизменяется (впоследствии перестает изображаться вообще).

Интерес представляют изображения из Кара-Оюк. Горбунов В.В. по характеру обмундирования, инвентарю датировал данные рисунки III-V вв. н.э., что соотносится со временем позднего этапа хуннской эпохи. Изображениям лучников свойственен схематизм; в то же время, по манере изображения, данные рисунки мало соотносятся с известными и рассмотренными нами изображениями позднего периода. Условно, они могут являться переходными изображениями от раннего к позднему хуннскому периоду. На это указывают характерные признаки: сохраняющаяся объемность тел (для этой цели используется штриховка), появляющаяся схематизация и упрощение (отсутствие прорисованных деталей лица, одежды). Тщательно прорисовываются контуры М-образных луков и наконечники стрел и копий, имеющих четырехгранную форму.

Похожие диссертации на Наскальное искусство Горного Алтая хуннского времени : II в. до н.э. - V в. н.э.