Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая Мухарева Анна Николаевна

Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая
<
Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухарева Анна Николаевна. Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Мухарева Анна Николаевна; [Место защиты: Кемеров. гос. ун-т].- Кемерово, 2007.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1126

Введение к работе

Актуальность темы. В середине I тыс. н. э., с наступлением древне-тюркской эпохи, в искусстве народов Саяно-Алтая появляется яркая и своеобразная изобразительная традиция. В этот период, получивший название эпохи раннего средневековья, наблюдаются изменения в этнической и культурной истории населения Центральной Азии в целом и Саяно-Алтая, в частности. Преобразования связаны с перемещениями больших групп населения, формированием новых археологических культур и появлением новых типов памятников. В горно-степных и степных районах Центральной Азии в это время происходит консолидация тюркоязычных племен в племенные союзы (тюрки, уйгуры, кыргызы), образование ряда каганатов.

В истории Центральной Азии понятие «эпоха раннего средневековья» нередко ассоциируется с понятиями «древнетюрское время» и «древнетюрк-ская культура». Это распространяется и на изобразительное искусство данного периода, в отношении которого равно используются термины «искусство раннего средневековья» и «искусство древнетюркского времени».

Изобразительные памятники эпохи раннего средневековья Саяно-Алтая ценны не только в эстетическом отношении; они являются важным историческим источником. Особенно содержательны сюжетные композиции, в которых отдельные образы объединены в смысловые сцены, отразившие целый комплекс представлений их создателей. Выполненные в петроглифах, на роговых изделиях, предметах торевтики, керамике, бересте, сюжетные композиции демонстрируют батальные события, ритуальные действия, акты охоты и др. Безусловно, и одиночные изображения весьма информативны. Тем не менее, именно композиции позволяют не только глубже постичь содержание изображенного, но и проследить генезис и эволюцию стиля, выявить определенные закономерности, присущие средневековым изобразительным источникам.

Сюжетные композиции, выполненные на различных материалах, обычно исследуются по отдельности, тогда как их необходимо изучать в совокупности. В связи с этим в диссертации используется широкий круг изобразительных данных, среди которых особое внимание уделяется петроглифам. Средневековые наскальные рисунки, в отличие от изображений на предметах декоративно-прикладного искусства, стали активно вводиться в научный оборот сравнительно недавно. Чаще всего они анализируются при изучении конкретных памятников или привлекаются в качестве иллюстраций к основным положениям исследований авторов по отдельным вопросам, касающимся военной или ритуальной сферы, охоты и т. д. Несомненно, исследования подобного рода имеют огромное значение, так как кроме введения изобразительных материалов в научный оборот, в этих публикациях рассматриваются вопросы стиля и хронологии, интерпретируются разнообразные образы и сюжеты. В последнее время появляются публикации, посвященные средне-

вековым петроглифам тех или иных регионов, отдельным памятникам или изучению конкретных образов данной эпохи. Тем не менее, пока нет специальной обобщающей работы по средневековым наскальным изображениям Саяно-Алтая. Не стали предметом исследования некоторые сцены, позволяющие уточнить представления об эпохе. Изобразительный материал данного периода также не рассматривался совокупно. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости комплексного изучения раннесредневековых сюжетных композиций в наскальном и декоративно-прикладном искусстве Саяно-Алтая и выявлении особенностей изобразительной традиции эпохи.

Объект исследования - изобразительное искусство эпохи раннего средневековья.

Предмет исследования - сюжетные композиции в изобразительном искусстве Саяно-Алтая эпохи раннего средневековья.

Цель исследования - на основе анализа сюжетных композиций, представленных на различных видах памятников изобразительного искусства Саяно-Алтая, в особенности петроглифов, охарактеризовать своеобразие изобразительной традиции древнетюркского времени, выявить этапы и особенности ее развития, дополнить существующие представления об истории и мировоззрении населения, создавшего эти памятники.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

1) выделить основные принципы хронологической атрибуции средневе
кового пласта изображений;

  1. охарактеризовать изобразительную традицию древнетюркской эпохи Саяно-Алтая и выявить ее особенности;

  2. провести стилистический анализ раннесредневековых композиций с целью выявления отдельных вариантов в изобразительной традиции древнетюркского времени и хронологических групп внутри изучаемого периода;

  3. предложить интерпретацию основных образов и сюжетов изобразительного искусства народов Саяно-Алтая эпохи раннего средневековья.

Хронологические рамки исследования охватывают эпоху раннего средневековья и связаны с формированием древнетюркского историко-культурного комплекса. Если конечная дата является относительно установленной (X в. н. э.), то начальная дата данного периода дискуссионна. Некоторые исследователи связывают начало эпохи раннего средневековья, а следовательно, древнетюркской эпохи, со временем возникновения I Тюркского каганата - 552 г. (Грач, 1966; Кызласов, 1979). Другие относят начало древнетюркской эпохи к 460 г., когда на Алтае появляется племя ашина из Восточного Туркестана (Кляшторный, 1965; Кляшторный, Савинов, 1994). Автору настоящей работы наиболее обоснованной представляется точка зрения Д. Г. Савинова (1984), который определяет древнетюркское время как эпоху существования наиболее крупных государственных объединений, созданных тюркоязычными правящими династиями, с V (460 г.) - до конца X в. н. э.

Территориальные рамки исследования. В диссертации рассматриваются преимущественно изобразительные материалы Саяно-Алтая. Данный регион включает Алтайскую, Кузнецко-Салаирскую, Саянскую и Тувинскую горные области, Монгольский Алтай, Долину Великих озер и Хубсугульскую впадину. Для сравнения привлекаются памятники искусства сопредельных территорий.

Методология и методика исследования. Методологической основой работы является совокупность общеисторических и археологических методов исследования, выбор которых обусловлен характером изучаемых источников. При анализе и интерпретации изобразительных материалов применяются сравнительно-типологический метод, а также метод аналогий, позволяющие использовать для объяснения изображенного материалы других культурных традиций. Выявлению закономерностей внутренней организации сюжетных композиций способствует структурно-семиотический метод. Сравнительно-генетический подход позволил определить внутренние связи и взаимодействия, формировавшие в древнетюркское время своеобразную изобразительную традицию в искусстве народов Саяно-Алтая. Используются также такие методы, как описание, классификация, датировка. С целью получения графических прорисовок с гравированных изображений в лабораторных условиях использованы методы компьютерной обработки.

Терминология. Представляется целесообразным обозначить основные термины, используемые в данной работе при анализе изобразительного материала. Под образом понимаются конкретные изображения, неоднократно повторяемые и объединенные определенными стилистическими, художественными и иконографическими характеристиками. Сюжет - это содержание образа, сцены или комбинации сцен, объединенных общей темой. Композиция подразумевает наличие определенных закономерностей в распределении фигур, их визуально фиксируемое расположение в зависимости от изобразительного пространства, а также взаимосвязь сцен в декорации поверхности одного предмета или одной плоскости. Сюжетная композиция - взаимосвязь отдельных изображений или сцен, объединенных единой темой, общим содержанием. Изобразительная традиция - система наглядной образности, характеризуемая стилистическими и иконографическими особенностями, обусловленными культурными и мировоззренческими ценностями.

Источниковая база. Для раскрытия темы автором использован широкий круг разнообразных изобразительных источников Саяно-Алтая. По материалу и технике изобразительные памятники можно разделить на несколько групп.

Первая группа наиболее обширна и представлена петроглифами. Этот полноценный, информативный и чрезвычайно важный источник по истории и культуре раннего средневековья изучен недостаточно полно. Часть петроглифического материала была получена в полевых условиях. Автор участвовала в работах экспедиции Сибирской Ассоциации исследователей перво-

бытного искусства (САИПИ) по документированию памятников наскального искусства под руководством Е. А. Миклашевич на территории Минусинской котловины (Сулек, Большой Улаз, писаницы Потрошиловской протоки); в экспедиции В. А. Семенова и М. Е. Килуновской на территории Тувы (Сыын-Чюрек и др.); А. Е. Рогожинского на территории Казахстана (Тамгалы). В диссертации используются материалы из фондов музея «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ с памятников Минусинской котловины (Оглахты, Шалаболино - коллекции №№ 35; 38), Алтая (Торгуй, Туэкта, Ка-ракол, Бичикту-Бом - коллекции №№ 30; 37; 40; 49), Киргизии (Жалтырак-Таш - коллекция № 42), а также музея-заповедника «Томская писаница» - с памятника Большой Улаз в Красноярском крае (основной фонд, №№ 7514-7531; научно-вспомогательный фонд, №№ 7994-8063). Некоторые наскальные композиции изучались также по фотографиям и опубликованным графическим воспроизведениям.

Вторую группу составляют резные изображения на таких предметах декоративного искусства, как костяные пластины-накладки различного назначения, фрагменты керамических сосудов, изделия из бересты. Данная группа источников изучалась по прорисовкам из различных публикаций (Евтюхова, 1948; Окладников, Запорожская, 1959; Гаврилова, 1965; Стамбульник, 1976 и

ДР-)-

Источники третьей группы включают сюжетные композиции на предметах торевтики. На территории Саяно-Алтая таких изделий немного и изучались они также по опубликованным прорисовкам (Евтюхова, 1948; Гряз-нов, 1961; Худяков, 1976; Савинов, 1982 и др.).

В подтверждение широкого распространения сходных образов и сюжетов в средневековом искусстве анализируются подобные материалы из искусства регионов, сопредельных с Саяно-Алтаем: Центральной и Средней Азии, Китая. Это петроглифы, композиции на предметах декоративного искусства, изделиях сасанидской торевтики, стенных росписях из городов Аф-расиаба и Пенджикента, в росписях гробниц в Северном Китае. Графические воспроизведения и фотографии данных материалов взяты из публикаций.

Наряду с изобразительными анализируются также фольклорные источники, а именно: эпические источники тюркоязычных народов (эпосы «Ма-нас», «Маадай-Кара», «Кобланды-батыр»), героическая поэма «Шахнаме» и др., проводится сравнительное сопоставление отдельных сцен с эпизодами эпических текстов. Используются и письменные источники - военные трактаты и сочинения античных (Арриан Флавий, Плутарх) и средневековых (ал-Джахиз, Сунь-цзы и др.) авторов, содержащие разновременные описания военных действий, оружия, способов ведения боя, сведения о средневековом населении Саяно-Алтая. Привлекаются и данные этнографии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) проведен сравнительный анализ сюжетов и образов на основе композиций, выполненных на различных видах памятников как Саяно-Алтая, так и

сопредельных с ним территорий, что дало возможность проследить общие идеи и представления, существовавшие у различных народов в данный исторический период;

  1. в научный оборот введены отдельные средневековые рисунки Сулек-ской писаницы, Большого Улаза, писаницы Потрошиловской протоки (полученные в экспедициях с участием автора), что не только пополняет источни-ковую базу, но и дает представление об особых вариантах средневековой изобразительной традиции;

  2. использована цифровая и компьютерная техника при работе с гравированными наскальными изображениями памятника Сулек (Хакасия) и выявлены незамеченные ранее элементы, способствующие более обоснованной хронологической атрибуции и семантической интерпретации изучаемых петроглифов;

  3. охарактеризована изобразительная традиция древнетюркской эпохи, выделены группы памятников, представляющих варианты этой традиции;

  4. предложена новая интерпретация отдельных сюжетов и образов эпохи, недостаточно разработанных в научной литературе, например таких, как образ знаменосца и сцены противоборства животных.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации важны для изучения изобразительного искусства эпохи раннего средневековья Сая-но-Алтая и сопредельных территорий. Они могут быть использованы при подготовке обобщающих работ, программ и учебных курсов по археологии и искусствоведению, а также в исследованиях, посвященных отдельным аспектам истории военного дела и мировоззрения средневекового населения. Методика работы с петроглифами, опробованная на памятнике Сулек, может быть применена при копировании тончайших гравированных изображений, выполненных на различных материалах.

Апробация результатов исследования была осуществлена на четырех Международных научных конференциях - «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2004), «Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции» (Санкт-Петербург, 2004), «Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия» (Минусинск, 2005), «Мир наскального искусства» (Москва, 2005); двух Всероссийских - «Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности: культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности» (Иркутск, 2005), «Современные проблемы археологии России» (Новосибирск, 2006); одной региональной - «Традиционные культуры и общества Северной Азии (с древнейших времен до современности)» (Кемерово, 2004), а также на заседаниях кафедры археологии КемГУ.

Похожие диссертации на Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая