Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Северокавказская культура Закубанья Клещенко, Александр Александрович

Северокавказская культура Закубанья
<
Северокавказская культура Закубанья Северокавказская культура Закубанья Северокавказская культура Закубанья Северокавказская культура Закубанья Северокавказская культура Закубанья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клещенко, Александр Александрович. Северокавказская культура Закубанья : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Клещенко Александр Александрович; [Место защиты: Ин-т археологии РАН].- Москва, 2011.- 262 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/1

Содержание к диссертации

Введение 3 Глава 1. Северо-Западный Кавказ в истории изучения памятников эпохи средней

бронзы Предкавказья* 16

  1. История изучения эпохи средней бронзы Предкавказья и место в ней памятников Северо-Западного Кавказа 17

    Локальные особенности и вопросы эволюции материальной культурьь 143 Глава 4. Периодизация памятников северокавказской культуры Закубанья и их место в системе культур эпохи средней бронзы 146

    1. Соотношение северокавказской культуры Закубанья с позднекатакомбными памятниками, проблема преемственности культур 164

    Приложение 1. Таблицы 197

    Приложение 2. Рисунки 212

    Введение к работе

    Настоящее исследование посвящено анализу погребальных памятников — подкурганных захоронений, относящихся« к раннему этапу эпохи средней бронзы-Северо-Западного Кавказа. На сегодняшний день на этой территории, как и на большей части Предкавказского-региона, практически не'известны исследованные поселенческие памятники эпохи средней бронзы, связанные с носителями обряда подкурганных погребений.

    Тем не менее, с начала XX века исследователи преодолевали эту неполноценность памятников энеолита и бронзового века-степной зоны Юго- Восточной Европы. На основе изучения в основном погребальной' обрядности здесь была выделена значительная часть известных теперь археологических культур» и культурных общностей эпохи раннего металла, одной из которых является северокавказская культура эпохи средней бронзы.

    Вынесенный в название работы термин «северокавказская культура»' (далее - СКК) как определение археологической' культуры эпохи средней бронзы Северного Кавказа, несмотря на* свое длительное существование, до сих пор является» предметом научных дискуссий. Предлагались как самые широкие, так и узкие его трактовки, а также альтернативные названия (Городцов, 1927; Schmidt, 1929; Иессен, 1935, 1951; Крупнов, 1957; Марковин, 19606, 1994; Нечитайло, 1978; Николаева; 1980; 1981, 2011; Трифонов; 1983, 1991а; Державин, 1991; Гей, 1999а, 2000; Кореневский, 1990, 2006; Шишлина, 1991', 2007; Гак, Калмыков, 2009 и др. - см. Главу I). Несмотря на известную словесную путаницу, связанную с географическим названием (Северный Кавказ) и культурно-хронологическим термином («северокавказская культура»* эпохи средней бронзы), в современном археологическом языке этот термин укоренился. Дальнейшие же попытки отказаться от него внесут только большую путаницу в концепцию культур эпохи энеолита - бронзового века Юго-Восточной Европы.

    В* современной историографии основным- критерием отнесения погребений эпохи средней бронзы, к СКК является погребальный обряд (положение покойного вытянуто на спине в яме) и типичный инвентарный набор, имеющий локальные особенности в- различных областях Предкавказья. На раннем этапе эпохи средней бронзы, эта погребальная практика распространилась на. большей" части указанного региона и оказала значительное влияние на погребальную обрядность не только синхронных культур» (новотиторовской и раннекатакомбной), но и последующих позднекатакомбных культурных образований эпохи средней бронзы.

    Выделению северокавказской культуры В.И: Марковиным в 1960 году предшествовал длительный этап накопления'и систематизации материала; по эпохи средней бронзы Северного< Кавказа. С этого момента прошло более полувека, за которые сформировалась, несравнимо * большая источниковая база». Открытие в степной зоне Предкавказья, считавшейся В.И: Марковиным периферией СКК, огромного- количества вытянутых погребений в ямах и катакомбах с инвентарем, близким северокавказским памятникам предгорий, позволило по-новому взглянуть на культурные процессы, происходившие в регионе в эпоху средней бронзы. В последние десятилетия' в* процессе анализа новых данных были основательно пересмотрены концепции раннего и среднего этапов эпохи средней бронзы для степного Прикубанья (Трифонов, 1991а, 19916; Гей, 1995,2000) и Калмыкии (Шишлина, 1991, вопрос о термине «культурно-историческая область / общность», употребляемом в работах Владимира Ивановича Марковина, будет рассмотрен в историографическом разделе (Глава I).

    2007), существенно расширены представления об эпохе средней бронзы предгорий Центрального Предкавказья (Нечитайло, 1978; Кореневский, 1990; Николаева, 1980, 2011 и др.) и намечены пути культурно-хронологической интерпретации эпохи средней бронзы для. Степного Ставрополья (Кореневский, Белинский, Калмыков, 2007 и др.). На этом фоне наименее исследованным в научном плане районом до настоящего времени являлась Северо-Западная часть Кавказа.

    Таким образом, в качестве географических) рамок настоящего исследования выбрана юго-западная часть Предкавказья, традиционно называемая Закубаньем; (рис. 1, 2, 3). На севере течение реки Кубань отделяет его от большой степной равнины — основной части Кубано- Приазовской низменности (Степного Прикубанья). Восточная граница региона проходит по течению той. же Кубани, прорезающей с юга на север западные отроги Ставропольской возвышенности. Южную- границу исследуемого региона можно провести по северным отрогам Большого; Кавказского хребта (высота местонахождения наиболее южных из исследуемых памятников - 400-600 м над уровнем моря).

    Понятие «Закубанье», по сути, имеет больше историко-географическое значение. С точки зрения физической географии, территория Закубанья входит сразу в три зоны Северного Кавказа: подпровинция-низких равнин Западного Предкавказья, Северокавказская провинция и. Западная высокогорная1 провинция (Гвоздецкий, 1963, с. 68). В' то же время ограниченная* с севера и востока крупнейшей водной артерией региона - рекой Кубань, а с юга горным массивом Большого Кавказского хребта территория Закубанья практически на всех этапах своей истории стояла особняком от основной части Предкавказья.

    Характер рельефа Закубанья, относящегося сразу к трем физико- географическим зонам Кавказа, неодинаков: с севера на юг он плавно повышается от степной зоны с соответствующей растительностью к предгорьям и горам, покрытым лесами. Следствием молодых геологических поднятий в этом районе Большого Кавказа является глубокое рассечение рельефа горными долинами. Эти долины несколько расширены в нижних частях - здесь они пересекают полосу низкогорного рельефа, а в среднегорье переходят в тесные крутостенные ущелья. В высокогорье долины обычно снова расширяются в результате* обработки их древними ледниками и превращаются в так называемые троговые, т.е. корытообразные долины (Гвоздецкий, 1963, с. 40).

    В^ настоящем исследовании понятие «Закубанье» будет применяться- как только к степным и предгорным районам - до отрогов Большого Кавказа, на которые анализируемые в работе памятники не распространяются.

    Нуждается в пояснении и еще один момент географической терминологии, используемой в. данном исследовании. Он связан с определением понятий «Северный Кавказ» и «Предкавказье» и их соотношения^ между собой. В основополагающих работах H.A. Гвоздецкого по географии Кавказа (1958, с. 117-119; 1963, с. 11-13 и др.) территория1 Северного^ Кавказа делится на две основные части - Большой Кавказ и Предкавказье. Граница между ними проходит по северным отрогам Кавказского хребта. Основная территория Предкавказья представлена равнинными зонами («предкавказская степь»). В свою очередь, термин «Предкавказье» в^научной литературе применяется и к предгорным районам Северного Кавказа, которые на протяжении эпохи ранней и средней бронзы неразрывно/связаны со степью общими культурными процессами. Так, С.Н. Кореневский относит памятники «кавминводской группы» эпохи средней бронзы к территории Центрального Предкавказья (1990). Таким образом, с точки зрения истории изучения эпохи бронзы под «Предкавказьем» следует понимать весь Северный Кавказ, исключая горные его местности.

    Естественной северной границей Предкавказья, по Н.А.Гвоздецкому, служит Кумо-Манычская впадина. В то же время ареал предкавказских культур эпохи средней бронзы выходит далеко на север от р. Маныч — на территории Ергенинской возвышенности и Сарпинской низменности (рис. 1), относящейся уже к Волго-Донскому междуречью, а в целом — к югу Русской равнины. Памятники этой зоны буду условно называться калмыцкими.

    Понятие «Северный Кавказ» в настоящей работе будет использоваться для- обозначения районов гор и предгорий, находящихся к северу от Большого Кавказского хребта (Большой Кавказ, Закубанье, Ставропольская и Терско-Сунжская возвышенности). Несмотря на то, что при такой трактовке понятий «Северный» Кавказ» и «Предкавказье» их территории имеют некоторые районы наложения, именно такая терминология ^ позволит описать культурно-исторические процессы, проходившие в кавказском регионе в эпоху средней бронзы адекватно сложившейся историографической- традиции.

    Современная культурно-хронологическая концепция бронзового века Северного Кавказа и Предкавказья опирается* на фундаментальные исследования последних лет, связанные с именами таких исследователей как P.M. Мунчаев, В.И. Марковин, С.Н. Кореневский, А.Н. Гей, В.А. Трифонов, Н.И. Шишлина, М.В. Андреева и некоторых других. Отдельные положения их работ будут рассмотрены ниже. Здесь же необходимо обозначить основные актуальные проблемы хронологии и синхронизации отдельных археологических культур и их вариантов, необходимые для понимания используемой в данной работе археологической терминологии и более четкого определения хронологических рамок исследования.

    Прежде всего, необходимо отметить, что, несмотря на сильное удревнение всей хронологической шкалы культур энеолита — бронзового века Предкавказья в связи с переходом на калиброванные радиоуглеродные даты, условная граница между ранним и средним бронзовым веком осталась неизменной. Она фиксируется временем исчезновения в предгорной и степной зонах майкопских / майкопско-новосвободненских памятников, что соответствует самому концу IV тыс. - началу III тыс. до н.э. в калиброванных датах (Кореневский, 2004, с. 64-70, рис. 113; 114). Настоящее исследование не предполагает подробный разбор различных концепций раннебронзового века Предкавказья, связанных, в первую очередь, с соотношением майкопских и новосвободненских памятников. А именно: рассмотрение памятников новосвободненского типа как органичной части майкопско- новосвободненской культуры (культурной общности) (Кореневский, 2004 и др.), либо как особого синкретического-майкопско-новосвободненского типа памятников, появившегося в результате контактов носителей майкопской, культуры, с обитателями степей, оставившими памятники так называемого «нижнемихайловско-новосвободненского» типа (Рей, 1991а, 1999а, 2000 и др.)> или с носителями других культур Восточной Европы (Резепкин, 1989 и др.). Во избежание дальнейшей терминологической^ путаницы, сразу стоит оговориться; что в данной-работе для определения! всех памятников-ранней фазы бронзового века на территории Северо-Западного Кавказа (Закубанья) будет использоваться классическое определение - «майкопская культура» (далее - МК).

    Вторым важным моментом для понимания используемой в данной работе терминологии - особенно с точки зрения методики и структуры, работы - является внутренняя^ периодизация эпохи средней бронзы на территории Предкавказья, сложившаяся в исследованиях последних лет. Она подразумевает трехчленное деление среднебронзового века региона — на ранний, развитый и финальный этапы.

    Ранний этап характеризуется распространением в Предкавказье четырех основных культурных типов, выделяемых по данным погребального обряда.

    Это памятники новотиторовской, ямной, северокавказской и раннекатакомбных культур. При этом, если группы памятников ямной культуры, встреченные на большей части территории Предкавказья, до сих пор изучены недостаточно и представляются пока единым массивом, а новотиторовские памятники локализуются в основном в степном Прикубанье, то памятники северокавказского и раннекатакомбного типа явно имеют свои локальные варианты.

    Для раннекатакомбных памятников Предкавказья в современной научной литературе отмечаются, три- локальных культурных типа: восточноприазовская катакомбная культура Прикубанья (Гей, 1991, 1993, 1999а, 2000 и др.), раннекатакомбная культура Северо-Западного Прикаспия (Шишлина, 2007) и раннекатакомбные памятники Степного Ставрополья (Державин, 1991; Андреева, Новикова, 2001 и др.; Кореневский, Белинский, Калмыков, 2007). Самобытность памятников последней' группы, в, связи« с последними полевыми исследованиями на территории Ставрополья, становится^ все более очевидной, но при этом предметом отдельного исследования они пока так и не стали. Однако уже сейчас очевидно,- что раннекатакомбные памятники Егорлыкско-Калаусского междуречья г некоторым образом отличаются, от центральноставропольских.

    Похожие диссертации на Северокавказская культура Закубанья