Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Савинцева Лада Алексеевна

Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании
<
Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савинцева Лада Алексеевна. Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03.- Москва, 2005.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-12/957

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обзор литературы 10

1.1. Общие проблемы демографии и биология старения 10

1.1.1. Теории и модели старения 12

1.1.2. Эндокринная теория старения 15

1.2. Возрастные изменения органов при старении 19

1.2.1. Морфологические признаки старения 19

1.2.2. Строение щитовидной железы 23

1.3. Возрастные изменения строения и функции щитовидной железы 31

1.3.1. Физиологическая роль и синтез гормонов щитовидной железы

1.3.2. Функциональная морфология щитовидной железы 32

1.3.3. Тиреоидные гормоны и старение организма 34

1.4. Возрастные изменения и биологическая роль микроэлементов в организме при старении 38

1.4.1. Биологическая роль микроэлементов 38

1.4.2. Возрастные изменения уровня микроэлементов 41

1.4.3. Связь некоторых элементов с процессами новообразования 44

Глава 2. Материал и методы 47

2.1. Морфологические методы и морфометрия 47

2.2. Методы количественного определения макро- и микроэлементов элементов в тканях человека 51

Глава 3. Результаты и их обсуждение 53

3.1. Морфология щитовидной железы в онтогенезе жителей Магадана

3.1.1. Макроанатомия щитовидной железы взрослых жителей 53

3.1.2.Гистодифференцировка щитовидной железы у плодов, новорожденных и детей 2-3 мес жизни 60

3.1.3. Возрастные особенности гистоструктуры щитовидной железы взрослых жителей 71

3.2. Возрастные особенности содержания микроэлементов в организме жителей Магадана 100

3.2.1. Исследование йодного фона населения 100

3.2.2. Уровень микроэлементов в организме и его возрастная динамика 103

3.3. Моделирование структурных реакций щитовидной железы на изменение уровня микроэлементов в процессе старения 127

3.3.1. Возрастные изменения корреляционных связей в системах «Щитовидная железа» и «Микроэлементы» 129

3.3.2. Анализ корреляционных отношений между параметрами систем «Щитовидная железа» и «Микроэлементы» в процессе старения 139

3.3.3. Анализ факторной модели «Возраст - Элементы - Щитовидная железа» 144

Заключение 157

Выводы 164

Список литературы 166

Введение к работе

Актуальность темы. Авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В результате технического прогресса авторское право, распространяющееся ранее на весьма узкий круг лиц - писателей, драматургов, композиторов, художников и других представителей культуры и образования, деятельность которых признавалась хоть и важной, но экономически неимущественной, не влияющей решительным образом на формирование национального богатства, - перестало играть прежнюю второстепенную роль. Развитие глобальных сетей коммуникации наряду с быстрым ростом сопровождающей этот процесс электронной торговли требуют осмысления сути и роли авторского права на современном этапе.

Музыкальные произведения относятся к традиционным объектам авторского права. Разница между литературным и музыкальным произведениями заключается в том, что в первом мысль автора, его настроение и вообще его духовная деятельность осуществляется в словах, а во втором духовная деятельность композитора проявляется в тонах и звуках. В виду такой аналогии, право на литературное, драматическое или художественное произведение и право на музыкальное произведение являются составною частью одного и того же понятия авторского права, и к ним в целом могут быть применены одни и те же нормы закона. Таким образом, изучая правой режим музыкальных произведений можно проследить общее направление и тенденции развития современного авторского права как такового.

Музыкальные произведения, наряду с иными традиционными объектами авторского права вступают в цифровой век. Существование любого в том числе и музыкального произведения в цифровой форме резко увеличивает легкость и скорость его копирования, качество копий, возможности манипуляций и изменения произведения, а также скорость с которой его копии, как законные, так и незаконные, становятся доступными общественности.

Эпоха информационного общества обусловила революционные изменения в музыкальной практике путем интеграции музыки в общий процесс развития информационной технологии как основы современной цивилизации, и последствия их не ограничиваются только появлением возможности сочинения и исполнения музыкальных произведений с помощью новых средств и инструментов. С точки зрения права технологический прогресс повлек за собой необходимость изменения традиционных представлений об общественном интересе и индивидуальных правах в связи с созданием и использованием информационной продукции.

Благодаря быстро развивающейся сети Интернет пользователь получает доступ к музыке в любое время и теоретически из любого уголка земного шара. В этих условиях музыкальные произведения могут передаваться из одной страны в другую со скоростью света. В качестве пользователей мы получаем несметное количество выгод. Но как только музыка становится более доступной, более удобной или легко воспроизводимой, она становится и более уязвимой с точки зрения пиратства, т.е. возникает непосредственное нарушение законных интересов авторов и иных правообладателей. Данные обстоятельства заставляют обратить внимание на детальное изучение вопросов, связанных с правовым регулированием музыкальных произведений.

Под влиянием указанных факторов в современном мире стало невозможно адекватное существование какой-либо национальной правовой системы в отрыве от общемировых тенденций. В связи с этим постоянно усиливается процесс взаимозависимости и взаимовлияния государств. Утверждение приоритета международного права для национального права (как, например, это установлено п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) сопровождается использованием международных принципов, норм и понятий в национальном праве.

Представляется, что актуальность проведения сравнительного анализа авторско-правовых сфер Великобритании и России, на примере музыкальных произведений, проявляется помимо прочего в происходящем в настоящее

время качественном росте сотрудничества субъектов международного права. Интеграция в мировое сообщество, взаимный обмен информацией во всех сферах общественных отношений выдвигают требования всестороннего изучения зарубежного законодательства в целях учета имеющегося в других странах положительного опыта.

В настоящее время экономические предпосылки лежат в основе всех общественных процессов. Характерной чертой Закона РФ об авторском праве и смежных правах 1993 г. является его рыночная направленность. Имущественные права авторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Великобритания же является ярчайшим представителем именно так называемого экономического подхода к авторскому праву. Произведения рассматриваются в этой стране в первую очередь как товар, реализация которого нуждается в соответствующем правовом оформлении.

Кроме того, Российская Федерация взяла на себя международные обязательства, согласно которым законодательство об авторском праве и смежным правам должно отвечать мировым стандартам. Так, например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и странами ЕС, вступившее в силу 1 декабря 1997 г., предусматривает, что Россия должна обеспечить аналогичный существующему в Сообществе уровень защиты прав интеллектуальной собственности. В настоящее время законодательство Великобритании соответствует всем требованиям общеевропейских директив, направленных на гармонизацию различных аспектов авторского права в рамках Европейского Союза. В этой связи специальный анализ британского авторского права, на примере музыкальных произведений, осуществленный с учетом влияния на него процесса гармонизации европейского авторского права, представляет собой значительный научный и практический интерес.

Данное исследование основывается на изучении Закона Великобритании об авторском праве, патентом праве и дизайнах 1988 г. действие которого распространяется на всю территорию Великобритании.

Таким образом, данное исследование касается выявления сходства и различий правового регулирования режима музыкальных произведений в авторском праве Российской Федерации и Великобритании и нацелено на применение в российской законодательной практике положительного зарубежного опыта в данной области с учетом существующих в мире тенденций и намеченных ориентиров.

Степень разработки темы в правовой литературе и теоретическая база исследования.

В отечественной юридической литературе в области изучения авторского права на музыкальные произведения на монографическом уровне существует незначительное число работ. Самой обширной и всесторонней является работа Н.Л. Зильберштейна «Авторское право на музыкальные произведения», изданная в 1960 году. Отдельные аспекты правового регулирования режима музыкальных произведений на современном этапе затрагивались в различного рода статьях и обзорах. Также в настоящее время в Российской Федерации не имеется какого-либо монографического исследования авторского права Великобритании как такового, а не только его специфических положений, связанных с правовым режимом музыкальных произведений. Отдельные вопросы, посвященные британскому авторскому праву затрагивались в различного рода статьях и учебных пособиях, например, «Гражданское и торговое право капиталистических государств» под редакцией Е.А. Васильева, опубликованное в 1992 году.

Теоретическую базу исследования составили труды известных российских ученых в области авторского права, в частности: Б.С. Антимонова, М.М. Богуславского, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.А. Дозорцева, Н.Л.. Зильберштейна, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В. О. Калятина, Я.А. Кантровича, М.Я. Кирилловой, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеева, В. И. Серебровского, Е.А. Флейшиц, P.O. Халфиной, И.Я. Хейфец, Г.Ф. Шершеневича, С. А. Чернышевой, В.Л. Черткова. В основу исследования положены работы известных британских ученых и специалистов в области

авторского права, таких как: Д. Бэйнбридж (D. Bainbridge), Л. Бентли (L. Bently), Р. Баррелл (R. Burrell), У. А. Копинджер (W.A. Copinger). У. Корниш (W. Cornish), М. Флинт (М. Flint), Дж. X. Холиоук (J. H.Holyoak), X. Лэдди (Н. Laddie), Л. Оуэн (L. Owen), Дж. Филлипс (J. Phillips), Б. Шерман (В. Sherman), А. Стамотуди (I. Stamotoudi), Дж. А. Л. Стерлинг (J.A.L. Sterling), С. Стоукс (S. Stokes), П. Торреманс (P.Torremans).

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является сравнительно-правовое исследование правового положения музыкальных произведений в авторском праве Российской Федерации и Великобритании. Исходя из общей цели, определены следующие задачи.

Определить основные черты национальных систем современного авторского права России и Великобритании. Изучить процесс становления и развития авторско-правовых отношений в данных странах.

Осуществить анализ действующего российского и британского авторского права, в части, касающейся музыкальных произведений.

Сравнить особенности правового положения музыкальных произведений в России и Великобритании.

Исследовать правое положение автора музыкальных произведений, как основного субъекта авторских правоотношений в Российской Федерации и Великобритании.

Рассмотреть особенности, характеризующие личные неимущественные и имущественные права авторов и иных правообладателей в авторском праве России и Великобритании.

Обозначить основные проблемы и сложности возникающие в процессе использования музыкальных произведений в цифровой среде.

Выявить и обосновать основные направления совершенствования российского авторского права в отношении музыкальных произведений, используя выводы, вытекающие из проведенного сравнительно-правового исследования.

Предмет диссертационного исследования - правовое регулирование музыкальных произведений в России и Великобритании, на основе действующего законодательства, судебной практики, основных научно-правовых взглядов и правовой доктрины с использованием сравнительно-правового метода.

Ввиду ограниченности объема диссертационного исследования автор не ставит своей целью изучение всех без исключения вопросов, связанных с музыкальными произведениями в рассматриваемых странах. Тем не менее, автор стремился рассмотреть основные направления правового регулирования данной среды.

Методология и методика диссертационного исследования. В качестве основных в работе использованы сравнительно-правовой метод исследования и формально-юридический метод, метод анализа, а также аналитический, формально-логический и иные методы.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первую попытку комплексного сравнительного анализа правового регулирования музыкальных произведений по авторскому праву России и Великобритании. В настоящее время на диссертационном уровне отсутствуют какие-либо работы, так или иначе затрагивающие изучение любых аспектов авторского права Великобритании.

Основные положения, выносимые на защиту;

  1. Проведенное исследование позволило констатировать, что в настоящее время, впервые за достаточно долгий период времени, под влиянием общемировых тенденций и международных договоров в области регулирования правового положения музыкальных произведений и Россия, и Великобритания придерживаются сходных взглядов по значительному числу позиций.

  2. Авторско-правовое законодательство Великобритании, в отличие от российского, в части, касающейся личных неимущественных или так

называемых «моральных» прав, не в полной мере соответствует Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

  1. В диссертации обосновывается вывод о том, что несмотря на видимое различие законодательных формулировок и правовых конструкций в отношении авторского права на так называемые служебные музыкальные произведения, на практике правовое положение автора, наемного работника, совпадает в обеих рассматриваемых странах.

  2. Целесообразно дальнейшее совершенствование российского авторско-правового законодательства и в связи с чем предлагается специально предусмотреть в законе такой случай свободного использования музыкальных произведений, как создание временных экземпляров произведения. Данный вид ограничения авторского права приобретает особое значение в условиях цифровой среды, так как выводит за рамки правого регулирования обычные рутинные технические действия пользователя в процессе использования музыкального произведения.

  3. Российская правовая теория и практика должны обратить внимание на детально разработанную британскими судами концепцию «публичности» в отношении публичного исполнения музыкального произведения. Данная концепция применима и может быть полезной и в российских правовых условиях.

Данная концепция применима и может быть полезной и в российских

правовых условиях.

Практическая значимость исследования определяется его актуальностью и содержащимися в нем теоретическими и практическими выводами, которые могут быть использованы в процессе совершенствования действующего российского законодательства в области авторского права, в правоприменительной практике, а также в дальнейших научных исследованиях авторского права в музыкальной сфере. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в юридической практике. Интеграция российского законодательства в правовую систему европейского сообщества делает

возможным прямо использовать практикующим юристам принципы и конкретные нормы авторского права Великобритании как для решения правовых аспектов авторско-правовых отношений в международном сотрудничестве, так и для представительства и защиты интересов российских физических и юридических лиц за рубежом.

Апробация работы. Результаты исследования прошли апробацию в виде публикаций в печати, а также докладывались на конференциях аспирантов и молодых ученых, проводимых Институтом государства и права Российской Академии Наук в 2001-2004 годах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе речь идет о специфических характеристиках такого традиционного объекта авторского права России и Великобритании как музыкальные произведения. Рассматриваются понятие и признаки, характеризующие музыкальные произведения. Предварительно делается обзор становления и развития авторско-правового законодательства, регулирующего сферу музыкального творчества в исследуемых странах.

Вторая глава посвящена изучению субъектного состава авторских правоотношений в отношении музыкальных произведений в Российской Федерации и в Великобритании. В первую очередь исследуются правовое положение автора произведения.

Третья глава диссертационного исследования затрагивает сферу субъективных прав в отношении музыкальных произведения в соответствии с российским и британским авторским правом. Анализу подвергаются как весь спектр прав, возникающий у автора в отношении его музыкального произведения, так и случаи так называемого свободного использования произведения, когда допускается законное осуществление отдельных исключительных авторских правомочий третьими лицами, без предварительного согласия на это со стороны автора. Отдельно упоминаются и

сопоставляются сроки действия авторского права на музыкальные произведения.

В заключении сформулированы основные выводы исследования.

Морфологические признаки старения

При изучении возрастных изменений в клетках и тканях различных органов можно выделить ряд признаков старения, не зависящих от их органоспецифичности. Эти перестройки можно условно назвать «общими структурными чертами старения клетки» (Хмельницкий, Ступина, 1989). Степень их выраженности и частота появления в клетках различных тканей и органов не одинаковы. Вместе с тем в отдельных тканях и органах выявляются перестройки, характерные для определенных тканей, органов -органоспецифические черты старения клетки. В полной мере это можно отнести к эндокринной системе, в клетках которой следует различать, с одной стороны, общие черты старения, а с другой - органоспецифические особенности.

Клетки эндокринных желез относятся к популяции дифференцированных постмитотических клеток, которые не утрачивают способность к митотическому делению. Они сохраняют способность к восстановлению за счет камбиальных стволовых клеток, длительность жизни которых значительно меньше продолжительности жизни всего организма.

Общими чертами, характерными для процесса старения эндокринных желез следует считать неравномерность (гетерогенность) и разновременность (гетерохронность), которые проявляются на всех уровнях организации. Однако их выраженность в различных железах различна. Следует отметить, что эти процессы характерны для старения вообще, а не только для эндокринной системы (Хмельницкий, Ступина, 1989). К общим чертам старения следует также отнести вовлечение в процесс инволюции паренхиматозных элементов, стенок капилляров, а также соединительной ткани, что имеет особенно важное значение в эндокринных железах, богатых капиллярной сетью. В процессе старения в эндокринных железах происходит уменьшение числа клеток паренхимы, что представляет общебиологический процесс, который описан почти во всех органах (Sato, Tauchi, 1978) и рассматривается как результат недостаточной физиологической регенерации.

Возрастное уменьшение плотности клеток паренхимы сопровождается изменением объема клеток. Некоторые клетки уменьшаются в объеме, атрофируются, однако часть клеток паренхимы эндокринных желез увеличивается в объеме, что следует рассматривать как проявления адаптации в связи с уменьшением числа клеток и изменением условий их жизнедеятельности (Хмельницкий, Ступина, 1989).

В процессе старения происходят изменения структуры и функции всех компонентов клетки. Важными представляются изменения ядер клеток, поскольку именно здесь хранится основной генетический материал и осуществляются процессы, связанные с реализацией наследственной информации. Данные о том, что «хронометр» клеточного старения находится в ядре, а ход его может определяться как стохастически, так и запрограммированными событиями (Hayflick, 1984; Хейфлик, 1997), объясняют интерес геронтологов к изучению свойств ядра и его компонентов.

Структурные и функциональные изменения, наблюдающиеся в секреторных клетках эндокринных желез при старении, с одной стороны, определяются возрастными изменениями системы регуляции гормонального эффекта за пределами секреторной клетки: изменением транспортных форм гормона, количеством и свойствами рецепторов в тканях-мишенях, состоянием внутриклеточных систем реализации гормонального эффекта и, с другой - собственными возрастными изменениями секреторной клетки (Горбань, Файзулин, 1982).

Огрубение и коллагенизация соединительнотканного каркаса эндокринных желез, сочетающиеся с некоторым уменьшением клеток паренхимы эндокринных органов, не могут свидетельствовать о существенном снижении функциональной активности сохранившихся клеточных культур, продукция которых вполне достаточна для обеспечения жизнедеятельности пожилого и старческого организма.

Таким образом, адаптационные перестройки клеток как паренхимы, так и гистогематических барьеров направлены на поддержание сниженной в старости функции органов. Следует подчеркнуть, что адаптационные перестройки, как и возрастные изменения в целом, не являются специфичными только для процессов старения. При определенных условиях (реактивных изменениях эндокринных желез) возникающие в молодом возрасте компенсаторные внутриклеточные перестройки во многом подобны возрастным перестройкам (Ступина и др., 1986).

По мнению многих авторов, обнаруженные морфологические изменения в некоторых железах внутренней секреции, с одной стороны, являются проявлением пониженной потребности организма в их деятельности в условиях старения, а с другой - следствием выравнивания деятельности эндокринных желез как целостной системы (Хмельницкий, 1969).

Старение является естественным, завершающим этапом онтогенеза и сопровождается как деструктивными, так и адаптационными процессами в различных органах и тканях. Адаптационные перестройки развиваются на тканевом, клеточном, субклеточном уровнях, при этом они выражены во всех структурных компонентах функциональной единиц органа: в клетках паренхимы, стромальных элементах и капиллярах.

Возрастные изменения уровня микроэлементов

Одной из сложных проблем возрастной микроэлементологии, также как и в отношении других регуляторных систем, является вопрос о причинно-следственных отношениях между возрастом человека и возрастным изменением его микроэлементного профиля. По данным А.В. Скального (2000а), минимальное количество отклонений в минеральном обмене наблюдается в зрелом возрасте (26-45 лет). Начиная с 46-55 лет в организме происходит прогрессирующее снижение содержания в волосах многих МЭ, достигающее своего пика у пожилых лиц старше 65 лет. В частности, у 46-55-летних мужчин и женщин наблюдается феномен «селеновой ямы» - снижение содержания Se, характерное также для пожилых мужчин. При этом у мужчин отмечается минимальный (за весь жизненный цикл) уровень МЭ, необходимых в первую очередь для поддержания деятельности сердечно-сосудистой (Mg, Se), иммунной и антиоксидантной систем (Zn5 Se, Со, Мп), а у женщин - эндокринной системы (Са, Mg, Mns Си, Cr, Zn), кроветворения (Си, Со), опорно-двигательного аппарата - Са, Mg, Си, Мп (Скальный, 2000а).

Еще в конце 60-х годов при исследовании возрастных аспектов микроэлементного состава ткани ЩЖ было отмечено, что у 70-летних лиц, по сравнению с группой 30-39 лет, наблюдается выраженное снижение магния, железа, марганца, цинка и незначительное уменьшение содержания меди (Хмельницкий, 1969).

Однако в процессе онтогенеза помимо обеднения организма МЭ, определенные органы и ткани человека способны избирательно концентрировать те или иные элементы. Большинство исследователей объясняют это физиологической ролью МЭ в специфической деятельности органов. В частности показано, что с возрастом, на фоне тенденции к обеднению крови железом, марганцем и некоторыми тяжелыми металлами (кадмий, ртуть), в крови повышается содержание меди. (Петропавловский, Старовойтова, 1996). По данным Б.А. Ревича (1990), в волосах взрослых (20-40 лет) относительно детей (5-7 лет) в 1,4 раза выше содержание Си и Zn. Однако на этом фоне, у детей в 1,6 раза выше содержание РЬ, что свидетельствует о более активной абсорбции токсичных элементов растущим организмом.

По некоторым данным, у женщин концентрация МЭ выше, чем у мужчин, но т.к. отмеченные колебания не всегда статистически значимы, то в ряде работ утверждается, что особой разницы между содержанием МЭ у мужчин и женщин нет (Мжельская, Ларская, 1983). Однако отмечена половая дифференцировка возрастных перестроек элементного профиля. По данным А.В. Скального (2000а), в волосах женщин, начиная с 36-45 лет и на протяжении 46-55 лет, происходит понижение концентрации Zn, Си, Р и наблюдается максимальное за весь период жизни нарастание уровня Са и Mg на фоне повышенного Si и постепенного увеличения концентраций К, Na. В 56-65 лет у женщин содержание Са и Mg, Р, Zn, Си, Мп снижается, при этом несколько возрастает концентрация Fe. У лиц старше 65 лет отмечен минимальный уровень Mn, Ni, Со, Сг (на фоне пониженного уровня Са, Mg, Zn, Си). У мужчин в 46-55 лет, при медленно прогрессирующем снижении уровней Си, Zn, Р, отмечена тенденция к накоплению в волосах Cd. У лиц старше 65 лет, на фоне пониженного уровня Zn, наблюдается минимальный уровень Mg, Mn, Se, Со, Ni, Li, Al, Sn. Приведенная динамика соответствует данным литературы, о состоянии обмена МЭ у пожилых людей (Авцын и др., 1991). Учитывая что возрастной дисбаланс микроэлементов может приводить как к "поломкам" в общем минеральном обмене, так и к нарушению тиреоидного гомеостаза, можно предположить, что он является одним из патофизиологических звеньев механизма старения.

В литературе накапливаются данные позволяющие предположить универсальную роль микроэлементной физиологической системы в поддержании иммунитета (Кудрин и др., 2000; Кудрин, Скальный, 2001). Известно, что возникающие в пожилом возрасте гипомикроэлементозы (Zn, Se, Fe, Mn, Co) индуцируют иммуносупрессии и предрасполагают к возникновению опухолей (Hansen et al., 1993; Кудрин, Скальный, 2001). В волосах лиц с новообразованиями достоверно ниже концентрации Se, Mn, Са и выше Hg и Na. В то же время избыточное поступление в организм токсичных химических элементов может приводить к нарушению жизненно важных процессов, например, механизмов деления клеток, процессов апоптоза и синтеза ДНК (Иванов и др., 2002 а,б). В частности, As, может серьезно нарушить механизмы клеточной регуляции. Согласно современным представлениям, As является канцерогеном 1 класса опасности и способен индуцировать апоптоз (IARC, 1987; Меньшикова и др., 1992; Скальная, 1994).

Немаловажную роль в поддержании жизни и предупреждении онкологических заболеваний играют такие макроэлементы как Са, Mg, Zn, повышенный уровень поступления которых ассоциируется с увеличением продолжительности жизни, снижением частоты сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и смертности. Эти элементы (Са, Mg, Zn) оказывают наиболее выраженное действие на систему естественных киллеров (ЕК), что связано со способностью катионов Са, Mg, Zn активировать ц-АМФ-зависимую протоонкогенную депрессию генома (Жаворонков, Кудрин, 1996).

В настоящее время в качестве важнейшего элемента, предупреждающего развитие апоптоза, признан Zn (Кудрин и др., 2000). Механизм противоопухолевого действия цинка дозозависим и является полимодальным, т.е. опосредованным через различные эффекторные пути. С одной стороны, дефицит цинка вызывает подавление ЕК-активности. В то же время цинк является важнейшим кофактором тимулина, стимулирующего ЕК (Fraser et al., 1992). Следовательно, именно оптимум содержания цинка обеспечивает поддержание эффективного ЕК-опосредованного иммунного ответа.

Морфологические методы и морфометрия

Объекты, методы и структура исследования представлены схематически на рис. 1. Сбор секционного материала для морфологических исследований щитовидной железы человека проводили в 1995-2000 г.г. на базе Магаданского Бюро судмедэкспертизы от лиц обоего пола юношеского, зрелого, пожилого, старческого возраста, погибших насильственной смертью и умерших от причин, не связанных с эндокринными заболеваниями. Критерием отбора ЩЖ был короткий атональный период. Всего получено 237 желез, пригодных для научного анализа: 166 взято у мужчин и 71 - у женщин. Возрастной интервал исследуемых составил 9-93 лет.

Для макроскопического изучения возрастная градация проведена по десятилетиям: 16-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60-69 и старше 70 лет. Материал систематизирован по полу и возрасту и подвергнут макроанатомическому и микроскопическому изучению. Онтогенетическая динамика массы щитовидной железы проанализирована у обоих полов. Исследование гистологической структуры проведено только у лиц мужского пола.

Анатомическое описание желез выполнено согласно рекомендациям O.K. Хмельницкого и М.С. Третьяковой (1997). Массу желез определяли на весах ВЛКТ-500 г с точностью до 0,01 г.

Исследованы ЩЖ плодов 21-27 нед (п=5), мертворожденных и новорожденных (п=6), основной причиной смерти которых была асфиксия. Кроме этого, исследованы ЩЖ детей 2-х и 3-х мес жизни (п=7), погибших насильственной смертью. Для исключения посмертных изменений взятие материала проводили в течение 24 час с момента гибели плода и смерти новорожденных и детей. Железы разрезали на мелкие части и фиксировали в 10 % растворе нейтрального формалина. Для морфологических исследований отбирали периферические и центральные участки левой и правой долей ЩЖ. Гистологических препаратов готовили, используя общепринятые гистотехнические приемы: проводку тканей через спирты восходящей концентрации (70 - 96 - 100 %), смесь спирта с эфиром (1:1), пропитывание целлоидином восходящей концентрации (2 — 4 — 8 — 10 %). Залитые в целлоидин блоки тканей резали на санном микротоме. Срезы толщиною 5-7 мкм окрашивали гематоксилин-эозином, азур-П-эозином, Шифф-йодной кислотой, пикрофуксином по Ван-Гизону и заключали в бальзам [Микроскопическая техника, 1996].

Морфометрические исследования ЩЖ проводили на ткани правой доли под световым микроскопом фирмы WPL Изучали количество фолликулов на плоскостном эквиваленте тиреона: в пределах одной дольки -в 30 полях зрения на трех препаратах каждой ЩЖ.

Внешний диаметр фолликулов в ЩЖ определяли измерением 100 фолликулов на трех гистологических препаратах каждого анализируемого случая с использованием окулярной линейки. Основные типы фолликулярного строения железы анализировали по П.В. Сиповскому (1946). Для оценки функционального состояния тиреоидной паренхимы использованы морфологические критерии функции, разработанные O.K. Хмельницким (1976).

Макроанатомия щитовидной железы взрослых жителей

Изменение массы ЩЖ у жителей Магадана после 50 лет направлено в сторону понижения средних значений (табл.2). В группах 60-69 и старше 70 лет изменение массы у мужчин и женщин Магадана, по сравнению с жителями Архангельска, имело разнонаправленный характер. Установлено, что в период 60-69 лет у мужчин происходит схождение кривых (рис.2а), то есть масса ЩЖ у жителей Магадана понижается, а у жителей Архангельска повышается. У женщин происходит расхождение кривых (рис.2б). Это может быть связано со спецификой адаптации организма к длительному проживанию в условиях Европейского и Азиатского севера. В Архангельске у мужчин и женщин в группах старше 70 лет отмечены минимальные значения массы ЩЖ, сопоставимые с массой в группе до 20 лет, что также характерно и дня жителей С-Петербурга (табл.1).

Отмечено, что межвозрастные отличия массы ЩЖ жителей Магадана и жителей Архангельска более выражены у мужчин (табл.2, рис.2а): в каждой последующей возрастной группе масса достоверно отличается от предыдущей. У женщин Магадана и Архангельска, средние значения массы отличались только в некоторых возрастных периодах: 30-39 лет и старше 70 лет, но были довольно существенными (табл. 29 рис. 26), что является, вероятно, региональной спецификой. Обозначенная особенность схожести средней массы ЩЖ у женщин Азиатского и Европейского севера может свидетельствовать об общности процессов адаптации и приспособляемости женского организма к внешним условиям и большей резистентности к воздействию окружающей среды по сравнению с мужчинами.

У жителей Магадана, как уже отмечено, масса железы в группе старше 70 оказалась максимальной (табл.2), что противоречит мнению о возрастной атрофии массы ЩЖ. Эта особенность может быть связана с преобладанием у части популяции жителей Магадана гипертрофированных желез, увеличение которых обусловлено возрастной дистрофией: разрастанием соединительной ткани, формированием кистозных фолликулов и узловатых образований (УО). Следует отметить точку зрения о том, что увеличение массы ЩЖ в пожилом возрасте характерно только для жителей зобноэндемичных регионов и обусловлено формированием крупных аденоматозных узлов (Чарторижская, 1998). Масса ЩЖ в «классических» эндемичных регионах Чита (Чарторижская, 1997), Азербайджан (Шадлинский, 1998) представлена в табл.1. Следовательно, возрастная динамика массы ЩЖ у жителей Магадана не укладывается в общепринятые представления об атрофии железы в старческом возрасте, что может быть макроанатомическим маркером зобной эндемии на территории Магаданского региона.

У жителей Магадана УО обнаруживали во всех возрастных группах, включая даже новорожденных (Горбачев и др., 2001). Наличие У О существенно влияло на массу: установлена положительная связь между массой и количеством УО (г=0,29; Р 0,01).

Средняя масса железы с УО (25,65 ± 2,01 г) достоверно отличалась от массы «нормальных» ЩЖ (21,35 ± 1,08 г) (Р 0,05). Доля желез с УО постоянно росла, и к 70 годам они составляли 50 % от общего числа исследуемых. Максимальные отличия по массе «нормальных» ЩЖ и желез с УО отмечали в группах старше 70 лет: 26,27 ± 0,86 г и 29,04 ± 0,82 г соответственно (Р 0,01). Установлено возрастное увеличение количества УО, обнаруживаемых в пределах одной железы, что может свидетельствовать о развитии возрастной патологии ЩЖ. По мнению В.Б. Шадлинского (1998), развитие возрастной патологии в зобноэндемичном регионе считается реакцией декомпенсации структурного гомеостаза, что. по нашему мнению, можно рассматривать как один из признаков старения ЩЖ. Таким образом, установлено, что динамика массы ЩЖ у жителей Магадана отличалась от других регионов. Вместо ожидаемого возрастного понижения массы наблюдалось ее резкое повышение у лиц старше 70 лет.

Начало возрастных изменений ЩЖ на макроуровне зафиксировано у лиц старше 40 лет. Начиная с группы 40-49 лет общие средние значения массы железы начинают снижаться, свидетельствуя о понижении функциональной активности железы, очевидно, за счет уменьшения рабочих площадей ткани. Существенное повышение массы ЩЖ в группе старше 70 лет, сопровождающееся увеличением количества УО. может являться одним из характерных признаков старения жителей Магадана.

Периоды с 30 до 60 лет и старше 70 лет являются критическими точками роста ЩЖ у жителей Магадана, т.к. средняя масса железы в эти периоды максимальна. В период 30-59 лет максимально стабильная масса ЩЖ обусловлена завершением ростовых процессов железы к 30 годам и поддержанием региональной нормы до начала инволютивных возрастных процессов. Возрастной подъем массы ЩЖ и ее максимальные показатели в период «старше 70 лет» могут быть обусловлены как морфологическими адаптациями к длительному проживанию в условиям Севера., так и дистрофически-дегенеративными трансформациями, вызванными струмогенными факторами внешней среды Магаданского региона. Для объективной интерпретации макроанатомических особенностей ЩЖ необходима комплексная морфологическая оценка, включающая анализ микроструктуры тиреоидной паренхимы.

Похожие диссертации на Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании