Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении Тучкова, Ольга Сергеевна

Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении
<
Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тучкова, Ольга Сергеевна. Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Тучкова Ольга Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности Роспатента].- Москва, 2011.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/749

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Музыкальное произведение как объект авторского права .12

1.1. Понятие, признаки и виды музыкальных произведений как объектов авторского права 12

1.2. Объекты и субъекты прав на музыкальные произведения 31

1.3. Личные неимущественные и исключительные права авторов на музыкальные произведения 44

Глава II. Развитие правовой охраны музыкальных произведений на радио и телевидении 59

2.1. Правовое обеспечение прав композиторов 59

2.2. Передача автором прав на музыкальные произведения на основании авторского договора 69

Глава III. Охрана нарушенных авторских прав на музыкальные произведения 99

3.1. Понятие нарушения авторских прав и особенности правовой охраны музыкальных произведений 99

3.2. Способы и меры гражданско-правовой ответственности за нарушение прав авторов на музыкальные произведения 121

Заключение 151

Список нормативных документов и использванной литературы 157

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, относятся к числу наиболее актуальных и важных как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Наличие эффективной правовой базы в данной сфере является важным условием динамичного и гармоничного развития экономики и культуры любой страны.

Институт авторского права - один из правовых институтов интеллектуальных прав, представляющий собой сложное сочетание исключительных, личных неимущественных и иных прав авторов, соавторов и их правопреемников, которые, находясь в единстве, отражают разные аспекты правового регулирования.

В настоящее время музыкальные произведения как один из самых востребованных видов объектов авторских прав широко используются на радио и телевидении. Вместе с тем специфика правоотношений, возникающих между авторами и организациями телерадиовещания, в науке гражданского права остается малоизученной. Проблемы понятия музыкального произведения как специфического объекта авторского права, особенностей субъектного состава авторов музыкальных произведений на радио и телевидении, правовой охраны и защиты авторских прав в данной сфере, особенно в условиях динамично развивающегося законодательства и практики его применения, остаются практически неисследованными.

Актуальность темы диссертационного исследования четко прослеживается и на практике, так как принадлежащие авторам музыкальных произведений права зачастую реализуются недостаточно эффективно. Использование музыкальных произведений нередко осуществляется с нарушением исключительных и личных неимущественных прав композиторов, в том числе в передачах на радио и телевидении.

При использовании музыкальных произведений на радио и телевидении сбор вознаграждения не осуществляется, несмотря на то что правовые основы для осуществления таких сборов были заложены в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. и подверглись значительной доработке и усовершенствованию в ходе разработки ч. IV Гражданского кодекса РФ.

В современных условиях представляется особенно важным проанализировать накопленный в Российской Федерации опыт реализации и защиты прав авторов музыкальных произведений, прежде всего на радио и телевидении, рассмотреть проблемы реализации в указанных сферах принадлежащих авторам музыкальных произведений личных неимущественных и исключительных прав, прав на получение специально предусмотренного законодательством вознаграждения, а также в соответствии со сложившейся договорной практикой исследовать вопросы, связанные с распоряжением правами на музыкальные произведения, охраной прав авторов музыкальных произведений в связи с имеющими место многочисленными нарушениями этих прав.

Степень научной разработанности темы. На вопросы регулирования прав авторов произведений науки, литературы и искусства обращалось определенное внимание в научных трудах цивилистов дореволюционного, советского и постсоветского периодов.

В дореволюционный период проблемам авторского права на музыкальные произведения уделяли внимание А.Я. Канторович, П. Миллер, А.В. Панкевич, П.П. Шенк, Г.Ф. Шершеневич, СВ. Юферов и др.

В советский период вопросами авторского права занимались И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, Б.М. Ган, Л.В. Глебова, М.В. Гордон, В.А. Дозорцев, Н.Л. Зильберштейн, В.И. Ионас, СП. Лукницкий, Ю.Г. Матвеев, М.И, Никитина, А.Н. Островский, Н.А. Райгородский, И.В. Савельева, А. П. Сергеев, В.И. Серебровский, С.А. Чернышева и др.

В настоящее время данную - проблему в области интеллектуальной собственности в России разрабатывают И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, В.В. Горностай, В.В. Дорошков, Н.В. Иванов, Н.В. Макагонова, А.П. Сергеев и др.

В частности, проблемам охраны и защиты нарушенных авторских прав на музыкальные произведения посвящена работа Е.А. Моргуновой и Т.В. Ртищевой «Судебная практика Российской Федерации по авторскому праву и смежным правам» (2004).

Цель исследования состоит в обосновании понятия музыкального произведения как специфического объекта авторского права, выявлении особенностей прав авторов музыкальных произведений на радио и телевидении и их правовой защиты.

Для реализации указанных целей были поставлены следующие задачи:

исследовать понятия, виды и признаки музыкального произведения как объекта авторского права;

выявить субъекты прав на музыкальные произведения;

проанализировать законодательство по авторскому праву 1964, 1993, 2008 гг.;

раскрыть содержание личных неимущественных и исключительных прав авторов музыкальных произведений в современных правовых реалиях;

рассмотреть меры гражданско-правовой ответственности за нарушение прав правообладателей;

- дать практические предложения по совершенствованию правового
регулирования прав авторов музыкальных произведений на радио и
телевидении.

Объектом исследования являются отношения, урегулированные нормами права, возникающие между авторами музыкальных произведений и третьими лицами в связи с созданием музыкальных произведений и передачей-прав на их использование. ,

Предметом исследования являются права авторов музыкальных произведений при использовании их на радио и телевидении по гражданскому праву Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, классификация (систематизация, аналогия и др.) и частнонаучные методы: историко-юридический, сравнительно-правовой, логический и др.

Нормативную базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Римская конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, гражданское законодательство и другие нормативно-правовые акты.

Теоретической основой исследования стали труды отечественных цивилистов: С.С. Алексеева, Б.С. Антимонова, О.С. Иоффе, Д.И. Мейера, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Г.Ф. Шершеневича и др.

Эмпирическую основу исследования составили материалы практики применения постановлений и определений Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации с 1993 по 2009 год в сфере охраны интеллектуальной собственности; постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»; материалы судебной практики арбитражных судов Московского, Волго-Вятского, Поволжского, Западно-Сибирского округов за период с 1993 по 2009 год; материалы 76 судебных дел Московского городского и районных судов Москвы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

доказана необходимость пересмотра содержания личных неимущественных и исключительных авторских правомочий с учетом современных общественных отношений;

обоснована необходимость внесения изменений в круг субъектов авторских прав на музыкальные произведения на радио и телевидении;

доказана возможность отчуждения исключительных авторских прав на музыкальные произведения;

определено понятие и содержание категории «музыкальное произведение» с учетом целой совокупности факторов;

выявлены особенности правовой охраны прав авторов музыкальных произведений на радио и телевидении.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. До настоящего времени в законодательстве отсутствует такое понятие, как «музыкальное произведение», что не способствовало и не способствует эффективному и полноценному осуществлению охраны авторских прав создателей и соавторов музыкальных произведений на радио и телевидении.

Автором предлагается следующее определение музыкального произведения: «Под музыкальным произведением следует понимать результат интеллектуальной и творческой деятельности лица (лиц), зафиксированный на любых аудио- и видеоносителях и предназначенный для теле- и радиопередач, их распространения, продажи и рекламного использования».

2. Любые смонтированные версии музыкальных телефильмов,

кинофильмов, в том числе созданных на основе одного или нескольких музыкальных произведений, создаваемые по творческим или производственным соображениям, следует считать аудиовизуальным произведением.

3. Осуществление записи музыкального произведения либо его

постановки на радио и телевидении в ряде случаев образует производное

произведение. Так, на основе либретто, являющегося музыкально-драматическим произведением, создаются произведения сценографии, которые, в свою очередь, посредством перезаписи перерабатываются в исходные материалы музыкального произведения. Из исходных материалов формируется монтажная последовательность отдельных характерных вариаций по подбору и расположению материалов, представляющая собой результат творческого труда. Таким образом, литературная первооснова в виде либретто, изначально присутствовавшая как самостоятельный объект, в большинстве случаев подвергается переработке. В результате чего возникает система производных произведений, одним из которых является и само либретто как комплексное музыкальное произведение. Автор делает вывод, что сохраняются права на либретто как на самостоятельный творческий объект, а также возникает право на производное произведение, созданное лишь на основе либретто.

4. В процессе создания программ на радио и телевидении
оригинальные художественные, литературные, музыкальные и другие
произведения авторов, принятые к записи и вещанию, подвергаются
необходимой творческой акустической адаптации, осуществляемой
звукорежиссером, чья профессиональная деятельность объективно содержит
в себе все признаки сотворчества в создании именно художественной
музыкально-драматургической фонограммы, предназначенной к выпуску в
эфир, для хранения в фондах и тиражирования. Предлагается включить в
число субъектов авторского права и смежных прав звукорежиссера
телевидения и радиовещания.

5. При заключении договора-заказа на создание музыкального
произведения в законодательстве отсутствует положение, определяющее
дальнейшее существование созданного произведения в связи со смертью
композитора (автора). Для устранения данного пробела предлагается
дополнить ст. 1288 ГК РФ пунктом 5 следующего содержания: «Я случае
смерти композитора в период написания им сочинения по заказу

организации авторские права на незаконченное музыкальное произведение (я) автора принадлежат организации пользователя, с которой заключен договор».

6. В соответствии с действующим законодательством авторское право возникает в силу его создания, что не требует проведения каких-либо формальных регистрационных процедур. В связи с чем установлено, что в настоящее время отсутствует какая-либо официально зарегистрированная база данных объектов авторского права (дата создания произведения, сведения об авторе, название музыкального произведения и т.д.), что ведет к бесконтрольному использованию и нарушению права автора. В целях усиления охраны права авторов представляется целесообразным создание общедоступной базы данных музыкальных произведений, перешедших в общественное достояние. Для чего предлагается дополнить ст. 1262 ПС РФ пунктом 7, предусматривающим факультативную регистрацию объектов при органе исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности.

7. Анализ судебных решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции зачастую свидетельствует о недостаточном и не совсем правильном обосновании выносимых решений. В связи с этим многие юристы высказывают мнение о создании специальных судов. Поддерживая данную точку зрения, в то же время автор считает, что для более эффективной защиты авторских прав на музыкальные и литературно-драматургические произведения целесообразно учредить в гражданской коллегии Верховного Суда РФ самостоятельную коллегию по делам в сфере интеллектуальной собственности, где будут рассматриваться дела по спорам, касающимся объектов промышленной собственности, и дела, связанные с защитой авторских и смежных прав. По данному вопросу необходимо принять постановление Пленума Верховного Суда РФ.

8. Доказано, что на практике не разработан механизм отслеживания информации о нарушении прав автора при использовании его произведения на радио и телевидении когда последний, сохраняя свое право на

вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения, в то же время фактически такое право реализовать не может из-за того, что при воспроизведении его произведения на каналах радио и телевидения имя автора не указывается. Предлагается дополнить п. 2 ст. 1300 ГК РФ подпунктом 3 следующего содержания: « 3) исключение обозначения имени автора при воспроизведении его произведения на радио и телевидении».

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности и в дальнейшей разработке теоретических проблем регулирования авторских прав на музыкальные произведения, исполняемые на радио и телевидении.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут способствовать совершенствованию законодательства Российской Федерации в области охраны прав авторов музыкальных произведений, исполняемых на радио и телевидении, и практики его применения.

Материал настоящей диссертации может быть использован на курсах повышения квалификации судей в области защиты прав правообладателей. Ряд выводов может оказать практическую помощь руководителям юридических отделов организаций эфирного и кабельного вещания, авторам музыкальных произведений и иным участникам гражданского оборота в данной сфере деятельности.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права Российской академии правосудия, где проведены ее обсуждение и рецензирование. Основные положения диссертации и содержащиеся в ней выводы изложены в опубликованных работах автора в сборниках научных трудов аспирантов Российского государственного института интеллектуальной собственности (2007 г.), а также в научных изданиях: «Право и государство: теория и практика» (2007 г.),

«Интеллектуальная собственность. Ангорское право и смежные права» ( 2008 г.), «Государство и право» (2010 г.).

Содержание и выводы диссертационного исследования изложены в докладах на III Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность в инновационном развитии России» (Москва, 2007 г.); II Всероссийском форуме «Интеллектуальная собственность России - 2008» (Москва, 2008 г.); материалах межвузовской научно-практической конференции Академии права и управления (Москва, 2007 г.). Основные положения диссертации были использованы автором при разработке учебного курса «Право интеллектуальной собственности».

Структура диссертации. Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь разделов, заключения, списка нормативных документов и используемой литературы.

Личные неимущественные и исключительные права авторов на музыкальные произведения

Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Личные неимущественные права направлены на защиту личных интересов определенных лиц. Точное содержание этого термина установить не совсем просто. При широком подходе к личным правам любое субъективное право может быть признано личным правом, т.к. оно принадлежит определенному лицу.

К личным правам можно относить субъективные права, обеспечивающие удовлетворение неимущественных интересов. При более узком подходе к личным неимущественным правам будут относиться ТОЛЬКО права на блага, неотделимые от личности: право на имя, на честь, на авторство и др. Е.А. Флейшиц дано определение личных прав как прав, охраняющих индивидуальные особенности личности . Действительно, закрепление имущественных прав на результаты его деятельности, в конечном счете, обеспечивает лицу проявление его индивидуальности. Кроме того, право охраняет интересы определенных лиц в отношении личных неимущественных прав интересы соответствующих лиц, которые формулируются как личные блага.

Другие цивилисты предлагали вообще не разграничивать авторские права. Например, В.И. Серебровский утверждал, что следует отказаться от деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные. В качестве одного из аргументов он указывал тот факт, что любое правомочие автора охраняет как его личные неимущественные интересы, так и интересы имущественные55.

Следует отметить, что личность автора будет отражена в созданном произведении даже тогда, когда оно носит производный характер. «...Новое содержание обусловливает и новизну внутренней формы, а новизна внутренней формы придает новую определенность даже заимствованному содержанию. Благодаря такому единству каждое произведение науки, литературы или искусства отражает индивидуальную творческую манеру автора, его особенности, склонности, вкусы, которые в такой же мере неповторимы, как неповторимы человеческие индивидуальности» 56 , -отмечал О.С. Иоффе. Обязательное упоминание имени автора - одно из личных неимущественных авторских прав. Личные неимущественные права во многих странах признаются за создателем объекта интеллектуальной собственности, но имущественные права могут ему не принадлежать. Срок действия личных неимущественных прав неограниченный. После того как произведение перешло в общественное достояние, право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Личные неимущественные права не переходят по наследству, но и не прекращаются. При этом закон в данном случае делает акцент не на осуществление прав, а на их соблюдение. В ст. 150 ГК РФ законодатель отмечает что: «В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя» . Согласно ст. 150 личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным образом. Тем не менее, права на результаты интеллектуальной деятельности всегда отражают определенный баланс интересов автора, общества в целом и коммерческих пользователей.

Нормы права не должны создавать неоправданных трудностей в использовании произведений автора. В конечном итоге автор создает их для использования обществом. Создавая то или иное музыкальное произведение, автор не может не учитывать существующие формы и условия использования произведений.

При всем многообразии ограничений имущественных прав все ограничения личных неимущественных сводятся в итоге к ограничениям, связанным с обеспечением нормального использования музыкального произведения. В этом будет заключаться важность признания личных неимущественных прав автора. В то же время это свидетельство и того, что общество не готово поступиться удобством эксплуатации результатов интеллектуального творчества ради полного обеспечения личных интересов автора. Примером могут служить некоторые ограничения личных неимущественных прав в сфере телевидения, где прерывание музыкальных произведений рекламой, безусловно, зло. То же касается необходимости следовать определенным форматам, возможности влияния на восприятие произведения передач. Композитор не может запретить подобных действий. Данные обстоятельства входят в состав нормального использования таких произведений, вызванных особенностями использования произведений в средствах массовой информации, как радиовещание, где родилось микширование - техническое и художественное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в процессе не фиксированной на пленку передачи. Показательно, что вся вторая половина XX века проходила под знаком постепенного возрастания роли личных неимущественных прав как средства, обеспечивающего индивидуализацию определенного интеллектуального продукта. Личные неимущественные права становятся инструментом, используемым в интересах оборота в целом. Гражданский кодекс признает личные неимущественные и имущественные права как различные формы авторского права с разными свойствами и сроком действия. Одним из важнейших отличий между личными неимущественными и имущественными правами является их различное временное действие и абсолютная принадлежность автору. Правила исчисления срока существования исключительного права установлены в ст. 1281 ГК РФ. По общему правилу, исключительное право на произведение действует с момента создания произведения в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти либо, если произведение создано в соавторстве, в течение 70 лет после смерти автора, пережившего других соавторов. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и непередаваемым, то имущественные права могут быть уступлены. Важнейшая особенность права авторства состоит в том, что оно должно соблюдаться при любом использовании музыкального произведения. Недопустимо использование произведения или его части без указания авторства, на что прямо указывает ст. 1265 ГК РФ. Для возникновения этого права необходимо выполнение условия правоохранности произведения, т.е. объективное наличие произведения и его творческий характер. Право авторства может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан объект интеллектуальной собственности. Оно является неотчуждаемым и непередаваемым, а также не может быть отобрано у автора. В то же время и автор не может это право передать кому-либо, в том числе и родственникам. По общему правилу, право авторства предоставляется авторам любых работ, признаваемых объектами авторского права. Из круга авторов исключаются лица, оказывавшие помощь в создании произведения, если только они не внесли творческий вклад в создание произведения. Оценить же творческий характер вклада и ответить на вопрос: достаточен ли вклад лица в создание произведения для признания его автором, далеко не просто.

Установление круга авторов произведения осуществляется на законодательном и судебном уровнях. На уровне закона устанавливаются специальные положения в отношении отдельных видов произведений, где обычно принимают участие большое количество лиц разных специальностей. Вклад каждого из них потенциально может являться творческим.

К личному неимущественному праву российское законодательство относит право на имя, разграничивая его с правом авторства. Право автора на имя - это право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим именем или без обозначения последнего, т.е. анонимно, а также под псевдонимом. Автор свободен в установлении псевдонима. Причины выбора псевдонима могут быть разные: от нежелания начинающего автора получать критические отклики до использования легко запоминающегося и звучного имени, при котором его произведение будет лучше продаваться. Если автор получил известность под определенным именем или псевдонимом, коммерческий успех может также зависеть от использования этого известного псевдонима.

Правовое обеспечение прав композиторов

Развитие новых технологий, а именно - запись и использование музыкальных произведений на радио и телевидении в цифровом формате повлияло на ситуацию с реализацией, охраной и защитой авторских прав в отношении почти всех видов произведений. Однако в наибольшей степени последствия этого развития проявились в областях, связанных с использованием музыкальных произведений.

В настоящее время мы видим, как новые технологии влияют на сам способ существования и восприятия музыки, а развитие новых технологий записи и средств коммуникации приводит к постоянному росту конфликтов в данных сферах: киностудии, музыкальные театры, телерадиовещательные компании и Интернет. Совершенствование цифровых технологий послужило основой для развития новых средств представления и передачи музыкальной информации, в результате чего появляются совершенно новые категории объектов - продукты мультимедиа. Необходимо признать, что проблемы, связанные с охраной музыкальных произведений, - во многом явление объективное и представляет собой следствие специфического характера самих музыкальных произведений, особенностей их использования и правовой охраны.

П.П. Шенк излагал свою позицию следующим образом: « Авторское право композитора слагается из двух видов: 1) право художественное и 2) право имущественное, которое в свою очередь разделяется на: а) право издания и б) право публичного исполнения... Право художественное предоставляет лицу, обладающему таковым: 1) выпускать в свет неизданное сочинение, 2) уничтожать произведение, уже выпущенное в свет, 3) вносить в произведение, по своему усмотрению, добавления, сокращения, изменения, 4) делать самому или поручать другим лицам аранжировки, транскрипции, переложения с одного инструмента на другой, на целый оркестр, на фонографы, граммофоны и прочие механические инструменты и т.п., 5) разрешать и запрещать публичное исполнение сочинения...». «Право художественное неразрывно связано с личностью, композитора как творца музыкального произведения и принадлежит исключительно лично автору в течение всей его жизни» .

Совершенно очевидно, что музыкальные произведения отличаются от остальных видов произведений. Музыка, определяемая Толковым словарем как «-искусство стройного и согласного сочетания звуков» , может выступать в самых разных ипостасях: «живого звука», аналоговой и цифровой звуковой записи на различных видах носителей или нотной записи, (как на традиционном бумажном носителе, так и в цифровой форме). При этом отдельные виды музыкальных произведений могут кардинально отличаться друг от друга по своему предназначению, основным способам использования, длительности звучания и иным характеристикам.

Различают музыкально-драматические произведения, музыкальные произведения с текстом и без текста, музыкальные произведения как «малых» (песни, арии и т. д.), так и «больших» прав (оперы, оперетты, мюзиклы, литературно-музыкальные инсценировки и композиции, хореографические работы), а также «серьезную» и «легкую» музыку.

Кроме того, музыкальные произведения могут быть важной составной частью других произведений, прежде всего аудиовизуальных, входить в состав мультимедийной продукции, использоваться в самых различных сферах - на радио и телевидении, в концертных залах, гостиницах, во время проведения массовых культурных, спортивных и иных мероприятий. При этом фактически ни один из приведенных выше перечней не может быть представлен исчерпывающим образом.

Подходы, используемые в, зарубежном законодательстве при закреплении охраны, прав на музыкальные произведения, также отличаются большим- разнообразием- и порой даже оригинальностью. Например, законодательства ряда стран с англосаксонской системою права включаюъ музыкальные композиции в понятие «письменные произведения»70.

Некоторые особенности охраны музыкальных произведений нашли признание и закрепление наї международном уровне. Так, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений специально оговаривается необходимость предоставления права на публичное представление музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст. 11). Предусматривается также возможность установления так называемых «принудительных лицензий» в отношении права записи музыкальных произведений (п. 1 ст. 13), в соответствии с которыми. исключительное право на выдачу разрешения на совершение того или. иного? действия может заменяться правом на получение вознаграждения71.

В то же-время согласно п. 1 ст. 2 Бернской конвенции общий термин. «литературные и художественные произведения» охватывает наряду с иными видами произведений любые « музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста », в силу чего на музыкальные произведения распространяется действие всех основных положений данной Конвенции.

Передача автором прав на музыкальные произведения на основании авторского договора

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как средства массовой коммуникации в первую очередь радио и телевидение оказывают огромное воздействие на музыку, влияя на сам способ ее существования и на особенности восприятия. Телевидение и различные виды музыкального искусства все решительнее находят сферы совместного сотрудничества.

Телевидение немыслимо без аудитории, без обратной связи. Телевидение сегодня стало неотъемлемой частью нашей жизни. Так, в эстетике телевидения возникает проблема личности, субъекта восприятия, личности в кадре, и проблема объекта воздействия - зрителя. Таким образом, речь идет о влиянии на зрителя особой музыкально-образной художественной системы телевизионного воздействия. Экран акцентирует не только слово, но и отдельные интонации, мелодию, ритм, тембр, инструментовку.

Нельзя несколько слов не сказать о радио. Для многих первым учителем музыки было именно оно. Радио не изменило своей просветительской функции до сих пор. Телевидение в нашей стране рождалось в недрах государственного радио. Столетнюю историю радио можно было бы разделить на три этапа. Первый открытие самой радиосвязи и опыты по использованию ее физической природы. Второй - рождение радиоинформации как передачи с помощью реальных звуков, речи и шумов. Радиоинформация опиралась лишь на закономерности функционирования технических средств подготовки и передачи сообщений слушателю.

С развитием технических средств радио, а также с появлением новых выразительных приемов и методов радиорежиссуры рождается радиоинформация, во многом пришедшая из театра, кино и литературы, что способствовало формированию жанров. Сама радиоинформация становится подлинно массовой. Появление радиоискусства и формирование аудитории определили третий этап - рождение радиовещания.

Вопросам радио в целом и радио-музыки, „ в частности, до сих. пор уделялось незначительное внимание. Между тем благодаря тому, что музыка является главным содержанием радиопередач, она через радио выходит на широкую общественную арену, делающую ее наиболее массовым из всех искусств.

Радио стало не только средством информации, но и видом искусства. Так же и телевидение, осуществляя свои, функции, оказалось способным создавать произведения искусства по законам эстетики и восприятия их телезрителями.

Радиовещание оказало на телевидение огромное влияние и в становлении видов и жанров передач, способствовало рождению на телевидении таких творческих профессий, как звукооператор, звукорежиссер, ведущий и т.д. От радио телевидение заимствовало внеречевые звуковые компоненты, которые дополнительно к изображению несут смысловую нагрузку. Хотя психология восприятия звука по телевидению и по радио вещи совершенно разные. Телевидение во многом заимствовало от радиовещания и формы своей деятельности. Эти каналы информации обладают сходными качествами, им присуща оперативность, достоверность информации, они обладают особой документальностью.

Смело можно сказать, что телевидение соперничает с радио, в том числе в области музыки, ибо радио удержало первенство и вышло вперед по объему распространения музыки. Влияние телевидения привело к переходу от смешанного радиовещания к более узкой специализации отдельных его каналов и программ с ориентацией на более распространенные виды радиовещания - информации и музыки. Осваивая новые территории, телевидение заимствует радиоопыт, используя его жанры и функции.

Как отмечает исследователь В.В. Егоров, «телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключило из арсенала телевидения и трансляций популярных концертов, спектаклей, организации конкурсов песни и т.п.»75 . По жанровым признакам музыкальные телевизионные передачи подразделяются на основные четыре вида: концертные, трансляционные, концертно-постановочные и постановочные.

Телевидению под силу регулярно вести слушателя к высотам знаний, приобщая к миру прекрасного - к музыке. В пропаганде музыки более чем где либо необходима система, движение от простого к сложному, от частностей - к целому, общему. Благодаря телевидению зритель стал сегодня намного образованнее и требовательнее, чем раньше. Очень важно, чтобы и телевидение было на уровне этих требований. От этого зависят судьба и уровень самого искусства, ибо они связаны друг с другом, как сообщающиеся сосуды - искусство и зритель, предложение и спрос, потребности и духовное наполнение.

Телевидению под силу не только совершенствовать эстетический вкус, оно может помочь человеку осмыслить какие-то жизненные явления, заставить его задуматься о своей жизни, больше узнать о своем времени. И наконец, в области искусства политику делает телевидение. С ним связаны процессы демократизации искусства, рост уровня образования, расширение культурного досуга. Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека.

Специфика телевидения обнаруживает себя как непрерывный живой процесс творческого освоения многообразных культурных традиций в рамках прогрессирующих возможностей телевизионной техники. В этом процессе происходит динамичный отбор художественных средств и становление эстетических закономерностей телевизионного искусства. В этом главная и незыблемая традиция музыки как одного из предшествующих телевидению видов художественной культуры. Показ публичного исполнения, музыкальных произведений в телевизионной программе сам по себе является новым эстетическим и социальным фактом; искусства7 .

Способы и меры гражданско-правовой ответственности за нарушение прав авторов на музыкальные произведения

На сегодняшний день в Российской Федерации за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Применение вида ответственности обусловлено различными факторами, такими как состав правонарушения, характер и степень опасности нарушения авторских и смежных прав, а также конкретный размер причиненного вреда и волеизъявление потерпевшего и пр. Наиболее суровой мерой является реализация уголовной ответственности.

Чтобы обосновать возможность и необходимость уголовно-правовой защиты авторских и смежных прав на современном этапе развития общества необходимо рассмотреть основные проявления данных нарушений, раскрыть их общественную опасность и распространенность. Знание социальной сущности данного преступления, осмысление вреда, причиненного как автору, так и обществу, и государству в целом, позволят судьям обоснованно применять предусмотренные уголовным законом меры.

Для защиты нарушенных авторских прав чрезвычайно важно изъять контрафактные экземпляры из гражданского оборота. Без такой меры само возмещение убытков или выплата компенсаций будут являться лишь воздействием на нарушителя, но не смогут предотвратить дальнейшего нарушения авторских прав. Именно поэтому ст. 1302 ПС РФ устанавливает обязанность судов общей юрисдикции или арбитражного суда вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров.

Авторское и смежное право не замыкается на себе, а обеспечивает развитие иных сфер жизнедеятельности общества, прежде всего индустрию развлечений - телевидение, театр,. музыка и т.п. Без защиты прав и материального стимулирования субъектов творчества многие сферы человеческой деятельности находились бы в застое. Нарушения причиняют вред не только правообладателям, но и экономике государства. Опасность данных преступлений заключается в нанесении вреда бюджету нашей страны, который не получает в полной мере налоги с оборота объектов интеллектуальной собственности. Учет уголовных дел данной категории не велся, и, соответственно, не осуществлялись налоговые поступления в бюджет.

Россия, добиваясь вступления во Всемирную торговую организацию, приняла на себя обязательства по эффективной защите объектов интеллектуальной собственности. Однако до настоящего времени Российская Федерация, к сожалению, относится к группе стран с высоким уровнем пиратства, что обусловливает неблагоприятные международные меры в отношении нашего государства.

Косвенным проявлением общественной опасности рассматриваемых нарушений является формирование в этой среде организованной преступности. Высокая доходность и практически безнаказанность, привлекают криминальные структуры.

Известно, что автора (правообладателя) нередко интересует материальная сторона дела, а именно: возмещение вреда от совершенного нарушения. Эффективные способы возмещения вреда предусмотрены гражданским законодательством. В подавляющем большинстве случаев в приговорах по уголовным делам о нарушении авторских или смежных прав гражданский иск остается без рассмотрения по существу, с разъяснением права требования возмещения вреда в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, потерпевший вынужден повторно обращаться в судебные инстанции, чтобы достичь своей основной цели возмещения вреда. Подобная практика приводит к отказу большинства правообладателей от уголовного преследования нарушителей.

Нередко по уголовному делу изымаются сотни контрафактных, экземпляров музыкальных произведений и фонограмм, права на которые могут принадлежать правообладателям. Для крупной компании с многомиллионными оборотами не всегда представляет интерес вовлечение в обременительные процедуры уголовного судопроизводства из-за двух-трех экземпляров контрафактных музыкальных произведений и фонограмм. Поэтому не все из них реагируют на нарушения и инициируют уголовное преследование.

Известно также, что основную роль в защите авторских и смежных прав играют правоохранительные органы, проводя комплекс мероприятий по выявлению фактов незаконного производства и реализации контрафактной продукции. Одно из четырех преступлений выявляется непосредственно по инициативе правообладателей. Поэтому в остальных случаях правоохранительные органы стоят перед проблемой установления и поиска правообладателей с целью получения от них официального заявления, служащего поводом к возбуждению уголовного дела. Как правило, представители правообладателей находятся в Москве, по этой причине правоохранительным органам, находящимся в отдаленных регионах России, их поиск и взаимодействие с ними представляет определенные трудности. В результате многие нарушения авторских и смежных, прав не расследовались. Пиратства в нашем сегодняшнем понимании тогда не существовало.

Это объясняется, прежде всего отсутствием на тот период времени технических возможностей. Основная форма государственного устройства была такова, что все было государственное и не существовало никаких рыночных отношений. Положение коренным образом изменилось с появлением магнитофонной ленты и кассетных магнитофонов, позволявших быстро и легко записать понравившееся исполнение и перенести запись куда угодно. Именно растущими масштабами незаконной записи и перезаписи в домашних условиях объяснялось падение продаж музыкальных записей в конце 70-х годов XX в.

Похожие диссертации на Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении